Северный экономический район 9 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

1. Сформировать представление об особенностях населения и хозяйственного освоения Европейского Севера.

2. Оценивать ЭГП, природные условия и ресурсы.

3. Показать взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией района.

4. Определить проблемы Европейского Севера и пути их решения.

Воспитательные: обеспечить воспитание мотивов учения. Воспитывать географическую культуру.

Развивающие: развивать умения самостоятельной работы с картами и делать выводы.

Оборудование: физическая и политико-административная карты России, презентация.

ВложениеРазмер
naselenie_i_hozyaystvennoe_osvoenie_evropeyskogo_severa.docx 26.69 КБ

Предварительный просмотр:

"Население и хозяйственное освоение Европейского Севера"

1. Сформировать представление об особенностях населения и хозяйственного освоения Европейского Севера.

2. Оценивать ЭГП, природные условия и ресурсы.

3. Показать взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией района.

4. Определить проблемы Европейского Севера и пути их решения.

Воспитательные: обеспечить воспитание мотивов учения. Воспитывать географическую культуру.

Развивающие: развивать умения самостоятельной работы с картами и делать выводы .

Оборудование: физическая и политико-административная карты России, презентация.

1.Организационный момент (1 мин)

Здравствуйте ребята, садитесь. Давайте отметим отсутствующих.

2. Определение темы урока

Запись в тетрадь

3.Проверка домашнего задания

4. Изучение нового материала

Запись в тетрадь

Вступительное слово учителя:

•Численность и размещение населения, его состав;

•Уровень урбанизации, крупнейшие города района;

•Демографическая ситуация Европейского Севера;

•Отрасли специализации района;

•Территориальная структура хозяйства, центры;

•Проблемы и перспективы развития хозяйства района.

И так тема нашего сегодняшнего урока… (ученики называют тему)

Учитель: можем ли мы приступить к изучению новой темы, не вспомнив особенности ЭГП, природы и природных ресурсов, почему?

Проверка домашнего задания: фронтальный опрос

1.Какие субъекты РФ входят в состав Европейского Севера? Покажите их на карте. Назовите административные центры.

2.Дайте оценку ЭГП района.

3.Расскажите, как природные условия влияют на жизнь и хозяйственную деятельность людей?

4.Какими природными ресурсами богат район? Какова степень их освоения?

ЭГП Европейского Севера;

В состав Европейского Севера, или Северного района входят три области:

2) Архангельская с Ненецким АО.

3) Вологодская и 2 республики: Коми и Карелия. Иногда сюда добавляют также и Кировскую область.

– определите особенности ЭГП Европейского Севера:

1) район имеет приморское положение, т.к. омывается Белым и Баренцевым морями.

2) район соседствует с районами центральной России, что очень выгодно для развития экономики Европейского Севера

3) на западе район граничит с развитыми странами Европы: Норвегией и Финляндией.

4) Транспортная сеть – редкая. Железные дороги расходятся по трем направлениям – на Мурманск, Архангельск и Воркуту

Климат природные условия менее благоприятные, чем в Центральной России. Осадков выпадает больше на западе района – он ближе к Атлантическому океану.

Рельеф: равнинный, только на Кольском полуострове разрушенные низкие горы Хибины. Карелия и Кольский полуостров находятся на щите (в Балтийском) древней платформы, поэтому на западе района на поверхности граниты – древнекристаллические породы.

Северо-запад России, особенно Карелия и Кольский полуостров – озерный край, здесь тысячи озер. Крупнейшие из них Ладожское и Онежское. На севере текут крупные реки – Онега, Северная Двина, Мезень, Печора.

Природные зоны: Европейский Север расположен в зонах тундры и тайги.

Вывод: природные условия суровые на севере и неблагоприятные на юге. Но имеются водные, лесные и рыбные ресурсы.

Изучение населения и хозяйственного освоения Европейского Севера – самого крупного экономического района европейской части России – мы будем изучать, основываясь на имеющихся у вас умениях и знаниях, поэтому урок будет проходить большей долей самостоятельной работы с картами и учебниками, с таблицами и дополнительной литературой.

Проанализируйте текст учебника (стр.112-115) и определите особенности населения и этапы русской колонизации Крайнего Севера (Новгородская – поморы, Московская – монастыри, монастырские крестьяне, Сталинские времена – ссыльные) .

Определите по картам атласа национальный состав и плотность населения Европейского Севера.

– Плотность населения небольшая. Численность с 1990 по 2000 сократилась во всех субъектах, кроме Карелии. На Европейском Севере проживают русский, карелы, коми, ненцы, саамы.

По мере выступлений, ученики заполняют таблицу

Работа с картой

Для закрепления изученного материала мы с вами заполним карточку

Для контроля знаний провожу работу по определению географической номенклатуры. Учащиеся работают по карте у доски.

Покажите на карте:

- Печорский угольный бассейн

- Череповецкий металлургический комбинат

- Архангельский лесной порт

(При наличии времени этот список можно продолжить).

- Ребята, вы реализовали те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?

- Какая форма работы вызвала наибольший интерес?

- С какими трудностями вы столкнулись при работе?

- Удалось ли вам сформировать окончательное представление о Европейском Севере?

- Возникло ли у вас желание самому побывать на Европейском Севере?

9. Домашнее задание

Читать параграф 26, отв-ть на вопросы, создание визитной карточки района .

За урок получают оценки… Урок окончен. До свиданья.

Вепсы - (устаревшее - чудь ) один из малочисленных народов северо-запада России.

Основная территория расселения народа - Карелия, Ленинградская и Вологодская области. Язык вепсов принадлежит к прибалтийско-финской группе.

20 января 1994 года на территории трёх национальных сельских советов Южного Прионежья Республики Карелия, где преимущественно проживают северные вепсы, образована самоуправляющаяся территория - Вепская Национальная Волость.

По летописным, археологическим и лингвистическим данным, вепсы были расселены на обширном пространстве от Белого озера (ныне Вологодской области) до Онежского и Ладожского, называемого Межозерьем. До появления вепсов, на севере эти места были заселены предками современных саамов. Прародиной вепсов считается юго-восточная Прибалтика, откуда они окончательно переселились к началу второго тысячелетия нашей эры.

Основными занятиями предков вепсов были земледелие, охота, рыболовство, имелась развитая торговля. Проходивший по землям вепсов торговый путь “из варяг в греки” (из Скандинавии на юг), способствовал установлению её оживлённых связей с центральными и южными землями.

Археологические находки подтверждают тот факт, что первые люди появились на Кольском полуострове около 5 тысяч лет назад. Саамы (устаревшее название - лопари) - самый западный из коренных малочисленных народов севера. Язык саамов входит в прибалтийско-финскую ветвь финно-угорской языковой семьи, но занимает в ней особое положение. Их антропологический тип представляет собой смешение европейского и монгольского типов.

Саамы являлись язычниками. Они обычно строили из камней лабиринты и сейды для жертвоприношений.

В XIII веке Кольский полуостров стал доменом Новгорода (об этом свидетельствуют летописи 1216 и 1270 годов). В то время южное побережье полуострова называлось “терь”, что по-саамски означало “земля, покрытая лесами”.

В 1478 году Кольский полуостров был присоединён к Российскому государству. Русские принесли сюда свою религию, и в середине XVI века саами тоже приняли православное христианство. Это имело двойной эффект: с одной стороны жизнь их стала напряжённей, с другой стороны это стимулировало их знакомство с русской культурой и сблизило людей.

Основными занятиями саамов в конце XIX - начале XX века являлись рыболовство (озёрное и речное), оленеводство и охота. В дореволюционной России саамы были практически обречены на вымирание. Они голодали и страдали от различных болезней, находились под гнётом местных и заезжих купцов.

Современные саамы больше не кочуют по тундре вместе со своими семьями. Большая их часть живёт в центре полуострова в селе Ловозеро. Их основным занятием по-прежнему является традиционное оленеводство. В настоящее время оленеводство Мурманской области, в котором заняты саамы и ненцы, является крупно табунным. Основная его цель - разведение оленей на мясо.

Численность саамов составляет 1,9 тысяч человек, из которых 1,6 тысяч человек живёт на Кольском полуострове Мурманской области.

ненэц или хасова (самоназвание - “человек”), самоеды, юраки (устаревшее), народ в России, коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономном округе, Архангельской области, северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской области. Говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи.

Первое письменное свидетельство о ненцах в исторических источниках относится к 11 в. В рассказе новгородца Гюряты Роговича, включенном в “Повесть временных лет”. В 13 веке в результате поездки через Русь папского посла францисканца Плано Карпини к монгольскому хану о самоедах становится известно в Западной Европе.

Традиционные занятия — охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины XVIII века ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство.

Семьи оленеводов кочуют. Значительное число семей живёт в городах Нарьян-Мар, Салехард, Печора и др. Большинство ненцев вело кочевой образ жизни. Традиционное жилище - разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом. Верхняя одежда (малица, сокуй) и обувь (пимы) шились из оленьих шкур. Передвигались на лёгких деревянных нартах. Пища - оленье мясо, рыба. В религиозных воззрениях господствовала вера в духов - хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы.

не относятся к малочисленным народам Севера, но, являясь “титульным” народом, не могут быть обойдены нашим вниманием. Подробнее с традициями и образом жизни этого народа мы познакомимся самостоятельно.

- особая часть населения Севера - субэтнос русского народа, потомки древних русских поселенцев, селившихся начиная с XII века на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря. От этого этнонима произошёл топоним юго-западного побережья Белого моря - Поморский берег. В период с XII века по XV век Поморье было колонией Новгорода Великого, откуда и происходило большинство поселенцев.

Поморы издавна занимались рыболовством, торговым мореплаванием и судостроением. На парусных судах (кочах) они посещали полярные земли и острова (Колгуев, Новая Земля), впервые достигли архипелага Шпицберген (его поморское название Грумант, возможно, произошло от искажённого “Гренландия”), на восток доходили до северной Сибири, где основали город Мангазея. В XVI-XVII вв. выходцы из Поморья сыграли существенную роль в освоении Россией Сибири. Слово поморы произошло от Поморья (Поморский берег, берег Белого и Баренцева моря). Термин поморы впервые появляется в русских летописях в 1526 году.

Основные религии поморов: православие (Русская православная церковь) и старообрядчество (Древлеправославная поморская церковь).

3. Прервемся ненадолго и посмотрим в карте, какую религию исповедует большинство населения региона?

Большинство населения Европейского Севера исповедуют православие, но есть особая группа людей – старообрядцы .

Старообрядчество - это общее название для религиозных групп и течений, не принявших церковные реформы, проводившиеся в 17 веке патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем…

Начавшись как религиозное движение, старообрядчество вобрало вскоре в свои ряды всех протестующих против нововведений, утверждавшихся государственной властью жестокими методами подавления…

не являются малочисленным народом, на территории России представлены несколько этнографических групп, наиболее своеобразную культуру имели удорцы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Развивающий урок с элементами модульной технологии. Каждый учебный элемент урока начинается с целей, которые обучающиеся самостоятельно достигают с помощью учебника, атласа, статистического мате.


Урок географии в 9 классе "Города Европейского Северо-Запада: историческая роль, современность и перспективы развития"

Урок изучения новой темы. Межпредметные связи географии с историей, МХК, литературой.

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга России.

1.Расширить представление о населении и проблемах, связанных с национально – государственным устройством Северного Кавказа.2.Развивать умения работать по типовому плану с целью выявления особенностей .


Разработка урока в 9-м классе по теме "Северо-Западный экономический район России"

Урок на основе пректной деятельности с созданием "рисунка-образа" по Северо-Западному эк.району.

Урок сиспользованием элементов технологии развития критического мышления. очень понравился обучающимся . Позволяет эффективноиспользовать время урока и развивает познавательный интерес учи.


Презентация по теме: "Население и хозяйственное освоение Европейского Севера"

Презентация на тему "Население и хозяйственное освоение Европейского Север".

Цели:1. Сформировать представление об особенностях населения и хозяйственного освоения Европейского Северо - Запада. Определить проблемы Европейского Северо - Запада и пу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Северный экономический район ", 9-й класс

Образовательные:

1. Сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условий, населения Европейского Севера.

2. Оценивать ЭГП, природные условия и ресурсы.

3. Показать взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией района.

4. Определить проблемы Европейского Севера и пути их решения.

Развивающие: Развивать умение самостоятельно работать с картами и делать выводы.

Оборудование: физическая и политико-административная карты России, презентация.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Ответьте на вопросы:

1. Что такое экономический район?

2. Назовите экономические районы Европейской части России.

3. По какому плану изучается экономический район?

План изучения ЭГП экономического района

1. Состав района (субъекты РФ).

2. Экономико-географическое положение.

положение по отношению к другим странам, регионам;

выход к морям;

положение по отношению к хозяйственным центрам;

положение по отношению к транспортным путям;

положение по отношению к внешним рынкам;

3. Природные условия и ресурсы.

4. Население и трудовые ресурсы района.

5. Хозяйство: отрасли специализации, крупные центры.

6. Проблемы района и перспективы его развития.

4. Из каких единиц состоит экономический район?

III. Изучение нового материала.

- Сегодня мы начинаем изучать экономические районы Росси. И знакомство начнем с Северного экономического района.

Работа с настенными картами, картами атласа.

Запись в тетрадь : СЭР (Европейский Север)

S – 1466 тыс. кв. км. – крупнейший по площади район в западной экономической зоне.

- Посмотрите на карту Северного экономического района и скажите какие субъекты РФ входят в состав района.

1. Состав района:

Р. Карелия (столица Петрозаводск),

Р. Коми (столица Сыктывкар),

области: Мурманская, Вологодская, Архангельская (в т. ч. Ненецкий АО - столица Нарьян - Мар).

2. Экономико-географическое положение.

- Используя атлас оцените ЭГП Северного экономического района. Учащиеся находят, что:

Район имеет приморское положение, так как омывается Белым и Баренцевым морями.

Район соседствует с районами Центральной России - индустриальной базой страны, что очень выгодно для развития экономики Европейского Севера.

На западе район граничит с развитыми странами Европы - Норвегией и Финляндией. Отношения с этими странами добрососедские, что позволяет развивать экономические связи с этими государствам.

Транспортная сеть - редкая. Железные дороги расходятся по 3 направлениям - на Мурманск, на Архангельск, на Воркуту. Но есть возможность использовать в навигацию судоходные реки: Печору, Северную Двину и водно-озерный путь из Ладожского озера по реке Свирь в Онежское и по каналу (Беломоро-Балтийскому) - в Белое море. Незамерзающий порт - Мурманск.

Тимано- Печерские и Кольско -Карельские месторождения полезных ископаемых.

ЭГП СЭР - выгодное.

3. Природные условия и ресурсы.

Значительная часть района находится за полярным кругом, находится под воздействием суровых северных природных условий. Где господствуют низкие температуры, вечная мерзлота, заболоченность, дуют холодные северные ветры. Сурова, но величественна и прекрасна природа края озер, лесов и гранитных скал.

Славится этот край и своими достопримечательностями.

- водопаде Кивач .

Более 200 лет назад, в екатерининское время, побывал здесь первый поэт той далекой эпохи Г. Державин. Потрясенный увиденной картиной, поэт написал тогда одно из лучших своих стихотворений “Водопад”.

- один из самых маленьких российских заповедников.

Чтение отрывка из стихотворения “Водопад”.

Известный русский художник И. И. Шишкин в своих картинах запечатлил красоту северного края.

Работа с учебником стр. 249 – о. Валаам в Ладожском озере

Показ картин И. И. Шишкина.

(“На краю березовой рощи”, “Сосна на Валааме”, “Лесной пейзаж”, “Вид на острове Валааме”, “Камни в лесу. Валаам”, “На Севере диком…” На мотив стихотворения М. Ю. Лермонтова “Сосна”).

Север не только богат и красив своей природой, но богат он и природными ресурсами.

Вопрос классу: Какими природными ресурсами богат Европейский Север?

Запись в тетрадь :

Природные ресурсы:

минеральные

Вывод: Европейский Север имеет разнообразную, богатую ресурсную базу, благодаря которой развивается хозяйство Европейского Севера.

Запись в тетрадь :

Н – около 6 млн. чел . (4% от населения России) – самый маленький по численности населения район России.

Работа с учебником стр. 175

Плотность – 4 чел/кв. км – самая низкая в зап. экон . зоне.

Городское население - 77%.

Нет городов миллионеров.

Наблюдается отток населения в центральные районы. Почему?

Используя карты атласа, определите народы Европейского Севера и преобладающие религии. Заполните таблицу.

Запись в тетрадь :

Таблица. Народы и религии Европейского Севера.

5. Хозяйство: отрасли специализации, крупные центры.

В составе промышленности преобладают добывающие отрасли.

Используя карты атласа, определите отрасли промышленности, развитые в районе. Заполните таблицу.

Запись в тетрадь :

Таблица. Отрасли промышленности Европейского Севера.

6. Проблемы и перспективы.

Проблемы: экологические, формирование ТПК, развитие социальной сферы, закрепление кадров, более полная переработка сырья, сохранение культурных традиций народов Севера.

Перспективы. Важнейшей задачей является строительство новых транспортных коммуникаций и техническое перевооружение действующих сетей и транспортных узлов. В перспективе европейский Север должен сохранить роль экспортной базы России. Главная задача - изменить структуру экспорта с сырья и материалов на готовую продукцию

IV. Закрепление.

1. Прочитайте внимательно текст о географическом положении Европейского Севера , выявите и подчеркните ошибки:

Район занимает северо-восточную часть Русской равнины. На севере омывается водами Балтийского , Баренцева и Белого морей. Это значительно улучшает ЭГП района. Крупные порты Мурманск и Калининград обеспечивают внешнеторговые связи России. Европейский север граничит с экономическими развитыми странами (Норвегией и Швецией) и районами России (Уралом и Европейским Северо-Западом). Небольшую часть севернее Полярного круга относят к Зоне Севера. Суровые природные условия удорожают всю хозяйственную деятельность в районе.

2. Определите, о каком городе Европейского Севера идет речь.

Город был заложен в 1583 году про указу Ивана Грозного на правом берегу Северной Двины. Это первый крупный порт Русского государства. В конце XIX - начале XX вв. крупный лесопромышленный и лесоэкспортный центр России. Город играл большую роль в освоении Арктики и Северного морского пути. В настоящее время в этом населенном пункте сосредоточены предприятия лесообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, рыбной промышленности, машиностроения. Это областной центр с населением около 350 тыс. чел.

(город Архангельск)

3. Определите, о каком городе Европейского Севера идет речь.

Город расположен в самом урбанизированном субъекте РФ, на его территории находятся крупный рыбный консервный завод и алюминиевый завод. Город - порт, выходит к заливу, известен с XI века.

(город Кандалакша)

4. Определите, о каком городе Европейского Севера идет речь.

Город на северо-западе России , находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря . Крупнейший в мире город , расположенный за Северным полярным кругом . Один из крупнейших портов России. За оборону от немецких войск в годы Великой Отечественной войны городу 6 мая 1985 года присвоено звание Города-героя .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: 1.Сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условий, населения. 2. Уяснить взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией района.

3. Воспитывать бережное отношение и к памятникам архитектуры. Развивающие: Развивать умение самостоятельно работать с картами, таблицами, учебником, дополнительным материалом и делать выводы. Оборудование: физическая карта Северного Экономического района, политико-административная и экономическая карта России, атласы, контурные карты.

Ход урока: 1. Организационный момент. 2.Проверка знаний. 3. Изучение нового материала.

I.Организационный момент.

Актуализация знаний. Беседа по вопросам. 1. Что такое экономический район?

2.Что входит в состав северо-западного района. 3.Охарактеризуйте ЭГП района. 4.Назовите экономические районы Европейской части России и покажите их на карте.

1.Определите цель урока.

2. По какому плану изучается экономический район

План изучения ЭГП экономического района. (слайд1) 1.Состав района. 2.ЭГП. 3.Природные условия и ресурсы. 4.Население и трудовые ресурсы. 5.Хозяйство: отрасли специализации, крупные центры. 6. Проблемы района и перспективы развития.

В конце урока вы должны ответить на поставленный вопрос. Логическое задание написано на доске. Определить проблемы и перспективы района .

1.Состав района. Слайд 2 1.Задание: Определите состав района. Сравните площадь района с другими экономическими районами (работа с атласами – политико-административная картой) Запись в тетраде. Площадь составляет 1466тыс кВ.км – крупнейший по площади район . Состав области: Р. Карелия(столица Петрозаводск) Р.Коми(столица Сыктывкар). Области: Мурманская, Вологодская, Архангельская ( в том числе Ненецкий АО – столица Нарьян_Мар). 3. Экономико-географическое положение. 2.Задание. Определите особенности ЭГП района, пользуясь слайдом №1 и картами атласа. Слайд 2 Назвать и записать в тетради: - Имеет приморское положение, так как омывается Белым и Баренцевым морями. – граничит с районами Центральной России – индустриальной базой страны. – На западе граничит с Норвегией, Финляндией. Это позволяет развивать экономические связи с этими государствами. – Транспортная сеть – редкая. Железные дороги расходятся по трем направлениям – на Мурманск, на Архангельск, на Воркуту. В навигацию используют судоходные реки: Печору, Северную Двину, водно – озерный путь из Ладожского озера в Белое море. Незамерзающий порт Мурманск. – На территории района находится Тимано- Печерские и Кольско – Карельские месторождения полезных ископаемых. Вывод: ЭГП – выгодное.

3. Природные условия и ресурсы.

Значительная часть района находится за полярным кругом, находится под воздействием суровых природных условий, где господствуют низкие температуры, вечная мерзлота, заболоченность, дуют холодные северные ветры. Небо вечно в тумане, Почва вечно в мокроте Как в поганой лохани, На поганом болоте Сурова, но величественна и прекрасна природа края озер, лесов и гранитных скал. Задание. Пользуясь климатической картой, определите тип климата, средние температуры января, июля. Годовое количество осадков . Сделайте вывод.

Презентация учащегося. Известный русский художник И.И.Шишкин в своих картинах запечатлел красоту северного края. Слайд 3,4.

Вопрос к классу. Опираясь на карту, определите, какими природными ресурсами богат Европейский Север?

5.Хозяйство: отрасли специализации, крупные центры.

Задание. Используя карты атласа, определить отрасли промышленности района. Заполнить таблицу.

1) Используя возможности интерактивной доски посредством исследовательского метода сформировать у детей представление об особенностях ЭГП, природных условиях Европейского Севера, показать взаимосвязь между природными ресурсами района и его специализацией. Вызвать у детей интерес к нетрадиционным формам работы на уроке.

2) Развивать интеллектуальные качества личности, такие как самостоятельность, способность к оценочным действиям, обобщению, формировать умения четко и ясно излагать свои мысли, развивать компьютерную грамотность.

3) Прививать интерес к предмету посредством интереса к природе, истории своей страны и национальным традициям.

Физическая карта Северного района, карты атласа, листы с заданиями, интерактивная доска, коллекция полезных ископаемых: каменный уголь, апатиты, железная руда, медная руда.

Приветствие. Проверяет готовность рабочего места, насколько комфортно чувствуют себя учащиеся, обсуждает план работы

Класс делится на группы.

В каждой группе выбирается руководитель, который контролирует работу. Последняя группа обобщает выступления предыдущих, делает выводы.

Группы получают листы с заданиями.

У: Изучение Северного экономического района – самого крупного экономического района Европейской части России – мы будем изучать, основываясь на имеющиеся у вас умения и знания, поэтому урок будет проходить с большой долей самостоятельной работы с картами

2. На слайдах показаны объекты всемирного культурного и природного наследия. Чем знамениты эти объекты?

Учащиеся активно включаются в ход работы, просматривают слайды, выдвигают гипотезу, обсуждают в группах.

Рассматривают изображения объектов на слайдах, дают объяснения.

Слайд 1. (Экономическая карта Европейского Севера)

Слайд: 2 (погост Кижи), 3- (Соловецкий монастырь), 4- (Ферапонтов монастырь), 5- (Девственные леса Коми)

III. Изучение нового материала.

Учитель организует работу в группах, оказывает помощь и консультирует учащихся, направляет их деятельность в правильное русло, ориентирует в поле необходимой информации. Информирует о правилах заполнения оценочных листов.

В чем выгодность географического положения?

Какие различающиеся по природным условиям районы можно выделить на Европейском Севере? Чем они отличаются друг от друга?

В чем причина неоднородности региона?

Как повлияло северное положение на хозяйственную деятельность людей?

По источникам информации определите центры художественных промыслов. Могли ли повлиять на особенности народных промыслов природные условия края, где они возникли и развивались?

Сделать прогноз о возможном развитии отраслей хозяйства на базе природных ресурсов по карте атласа, стр. 30.

Учащиеся работают в группах, обмениваются полученной информацией внутри группы.

Оценивают положительные и отрицательные стороны географического положения района. Выявляют и анализируют условия для развития хозяйства. Заполняют таблицу (прил.1).

Сопоставляют различные по содержанию физико - географические карты для установления различий западной и восточной частей Европейского Севера. Устанавливают причинно – следственные связи: между особеннос-тями строения земной коры и составом природ-ных ресурсов, между особенностями строения земной коры рельефом, между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и природной зональностью, между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами. Выполняют практическую работу, заполняют таблицу (1колонка).

Устанавливают характер взаимодействия природы и человека. Выявляют и анализируют условия для развития хозяйства, формулируют выводы.

Используя поисковую систему Яндекс, учащиеся находят ответы на задание №4, выясняют, почему критерием оценки на уроке стала каргопольская игрушка.

Учащиеся работают в группах, обсуждают, поясняют полученные результаты, формулируют и аргументируют основные выводы, заполняют таблицу (2колонка).

Слайды: 6- (Вологодское кружево),

7- (Резьба по дереву и бересте),

9- (Чернение по серебру. Великий Устюг),

10 - (Резьба по кости).

исследовательская деятельность учащихся

Учитель организует работу учащихся в группах, оказывает помощь и консультирует их, ориентирует в поле необходимой информации. Предлагает учащимся задания:

Задание для 1 группы: Коммерсант – посредник за минувший год совершил командировки в города расположенные вдоль Северной Двины и железных дорог Воркута – Архангельск, Котлас – Ухта. Его коллега посетил города: Сегежа, Коряжма, Кондопога, Сыктывкар, Новодвинск. В какой отрасли работают эти предприниматели? Что интересовало их в этих городах?

Задание для 2 группы: В одном из кабинетов мэрии Череповца вывесили карту, на которой был отмечен ряд городов, где расположены предприятия, с которыми город намечал осуществить совместные проекты. Какие города и почему отмечены на этой карте?

Задание для 3 группы: Представьте, что к вам как к эксперту обратилась компания, производящая алюминий. Предложите наиболее выгодную цепочку от поставщика сырья до одного из действующих алюминиевых заводов России. В каких городах и почему можно разместить производство алюминия?

Задание для 4 группы: В администрацию одного из районов Вологодской области поступило заявление от Иванова В.И. с просьбой выделить ему участок земли для ведения фермерского хозяйства. В обоснование просьбы Иванов написал, что он собирается выращивать яровую пшеницу, картофель, сахарную свеклу, садовую землянику для Петербуржского рынка. Выделили бы Вы Иванову землю по этому заявлению? Обоснуйте своё решение.

Учитель принимает итоговый отчет, обобщает, резюмирует полученные результаты, подводит итоги.

Учащиеся получают консультации учителя, работают в группах с различными источниками географической информации, обсуждают результаты, анализируют, корректируют ответы, делают выводы.

Учащиеся анализируют задание, выдвигают гипотезу, работают с картами атласа, доказывают размещение объектов, анализируют, делают выводы.

Учащиеся работают с коллекцией горных пород, используют для ответа интерактивную доску с контурной картой, чертят схему производственных связей, стрелками разного цвета показывают потоки руды и топлива.

Учащиеся работают с коллекцией горных пород, анализируют принципы размещения предприятий, выбирают наиболее рациональную форму представления результатов. На контурную карту наносят наиболее выгодную цепочку по использованию сырья и дешевой электроэнергии.

Учащиеся анализируют агроклиматическую карту, решают задачу. Опираясь на ранее полученные знания, формулируют и аргументируют выводы.

Учащиеся демонстрируют итоги работы, формулируют и аргументируют основные выводы. Каждая группа дает оценку своей работы по количеству полученных игрушек.

Группа №5 предлагает обсудить проблемы района как вопрос для домашнего обдумывания.

IV. Домашнее задание

Выявить проблемы района, ответив на вопрос:

- Кандидат в Депутаты Госдумы направился в предвыборную поездку по городам Европейского Севера. Какие вопросы затрагивал политик в своих выступлениях в разных городах во время своей поездки, чтобы получить поддержку своих избирателей? Ответ обоснуйте.

П.32 к/к р/т зад.3-5 стр. 81

Учебник стр. 179 поработаем с картой.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: