Семья капитана миронова маша миронова нравственный идеал пушкина 8 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Иван Кузьмич и Василиса Егоровна – супруги Мироновы — представлены в повести верными и мужественными людьми. Они не пошли против своей совести, отказавшись принять присягу Емельяну Пугачёву, и оба были казнены. Это пример храбрости и благородства.

Петр Андреевич Гринёв в своих воспоминаниях рассказывает, что семья коменданта оказалось не такой, какой он ее представлял. Всем, на первый взгляд, управляла боевая Василиса Егоровна, радушная и ласковая женщина. Читая ее реплики, мы испытываем искреннюю симпатию.

Обращаясь к внуку, Гринёв вспоминает не только свой жизненный опыт. В его сознании встает образ Маши Мироновой, которая тогда была его невестой. При первом знакомстве она произвела впечатление застенчивой и скромной девушки, все время красневшей. И эта простая и бедная девушка, ничего не видевшая, живя в Белогорской крепости, решительно отказывает Швабрину, потому что она может выйти замуж только по любви.

Благодаря ее терпению и заботам выздоравливает Петр Андреевич Гринёв.

Но узнав о резком письме отца Гринёва, Маша ответила, что они не будут счастливы без родительского благословения. В этом поступке проявилось ее уважение к родителям, твердость характера и бескорыстность в любви.

Приглянулась Маша Миронова родителям Гринёва своей выдержкой, ровность в обращении с людьми, а главное – любовью к их сыну. Узнав об аресте жениха, она едет в Петербург просить заступничества у самой Екатерины II. Рассказ Маши о любви, об испытаниях тронул императрицу, и она признала Гринёва невиновным.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературы в 8 классе по теме

Тип урока: систематизация и обобщение материала.
Вид урока: урок-размышление.
Цели урока:

Обучающая: формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.

Развивающая: развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.

Воспитательная: приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.

Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа учащихся, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения, метод определения авторской позиции, расширение словарного запаса учащихся, описание иллюстраций.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, записи на доске, иллюстративный материал, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы на уроке, презентация.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся. (СЛАЙД)

2. Вступительное слово учителя.

Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, раскрывающим честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут. Продолжаем работу по формированию умения понимать смысл, не выраженный словами, развитию навыков анализа текста, работу по обобщению и систематизации материала. (СЛАЙД)

Раздать карточки для индивидуальной работы

3. Актуализация знаний учащихся.

1) Словарная работа.

Проверка индивидуального домашнего задания (по словарю В.И.Даля).

Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

Но в словаре указано и др. значение: Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое).

Вопрос учителя классу.

Выясним, что же такое честь, репутация, нравственность, совесть в словаре Сергея Ивановича Ожегова? (индивидуальное домашнее задание) (СЛАЙД)

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьейн. чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский).

2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду

РЕПУТАЦИЯ

Приобретаемая кем-чем-н. общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-чего-н. Хорошая, плохая р. Незапятнанная р.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.

СОВЕСТЬ

Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н.

Итак, определения нравственных категорий запишем в тетрадь (СЛАЙД):

Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.

2) Беседа по вопросам (на первичное восприятие образа Маши Мироновой).

Итак, посмотрим, как это нравственное понятие (понятие чести) соотносится с героями повести Машей Мироновой и Петром Гриневым.

Расскажите о своем первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела?

А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне?

Какие качества характера проявляются в М.Мироновой во время мирной жизни в крепости?

4. Работа по теме урока.

1) Работа с текстом.

— Василиса Егоровна прехрабрая дама, — заметил важно Швабрин. — Иван Кузмич может это засвидетельствовать.

— Да, слышь ты, — сказал Иван Кузмич, — баба-то не робкого десятка.

— А Марья Ивановна? — спросил я, — так же ли смела, как и вы?

— Смела ли Маша? — отвечала ее мать. — Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки.

Мы встали из-за стола. Капитан с капитаншею отправились спать; а я пошел к Швабрину, с которым и провел целый вечер.

Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери?

Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.

2) Вопрос классу.

С чего начинается любовь Гринева к Маше?

(Он пожалел девушку-бесприданницу).

Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.

Почему? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?

4) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).

Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина?

(Маша проявила силу характера. Эта простая и скромная девушка, внешне ничем не примечательная, скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не любит и не уважает, несмотря на трагизм своего положения. И тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители).

А теперь представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка с бубенцами, в кибитке – Емельян Пугачев и П.Гринев.

5) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).

Что же чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачевым? Чего он боялся?

(Гринев страшно боялся за жизнь, так как она дочь капитана Миронова. Но Пугачев об этом не знал. Швабрин или кто-то еще мог рассказать об этом).

Как может поступить самозванец с дочерью своего врага?

5) Слово учителя.

Итак, то, чего Гринев боялся, произошло. Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу самозванцу, а Гринева обвинил в том, что тот солгал Пугачеву. Создается взрывоопасная ситуация.

6) Работа с текстом.

Сейчас должно все решиться. Либо Гринев с Машей погибнут, либо…

Что же спасает Гринева и его возлюбленную в тот страшный момент, когда Пугачев усомнился было в прямодушии молодого офицера?

(Искренность, отвага, чувство собственного достоинства, честь).

Найдите подтверждение всего сказанного в тексте.

8) Слово учителя.

В русской литературе писатели часто своих героев проводили через испытания любовью. И Пушкин не исключение. Давайте вспомним, как герои: Швабрин, Зурин, Пугачев - относятся к любовному чувству Маши Мироновой и Петра Гринева. (СЛАЙД)

А как же повел себя Пугачев в отношении П.Гринева и М.Мироновой?

9) Работа с текстом. (Глава 12)

Вспомним эпиграф к этой главе.

Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то ее некому,
Благословить-то ее некому.

Свадебная песня.

Как он соотносится с Машей?

Какова была причина обморока Марии Ивановны после милостивых слов Пугачева?

Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?

Подберите определения, характеризующие М.Миронову.

Какой мы ее увидели в начале повести и в конце (в гл. 14)

Вывод. Просмотр СЛАЙДА (таблица, записи в тетрадь).

(Пушкин показывает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная, трусиха, красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с царицей.)

10) Беседа с классом

Как дополняет образ Маши Мироновой эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной?

Вывод: она готова на жертвы ради любимого, не уронив чувства человеческого достоинства. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной деревушки-крепости, отправилась в Петербург к императрице.

Где происходит встреча Маши с императрицей? Почему? Ведь автор волен был устроить эту встречу в иной обстановке.

(У Пушкина с этим парком связаны самые светлые воспоминания. Прекрасное несовместимо с бессердечностью. Если бы эта встреча состоялась бы в официальной обстановке, вряд ли Маша смогла бы так убедительно и непосредственно рассказать о сути дела). (СЛАЙД)

Вывод: все закончилось благополучно. Маша отправляется в деревню, надеясь на благоприятный исход.

5. Подведение итогов урока.

Маша Миронова - нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота).

Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего, относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство. (СЛАЙД)

Заключительное слово учителя.

Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом?
(Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)

Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост - как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные, нравственные загадки.

Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать?
Загадки характеристики героев: Маши Мироновой, Гринева, учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.
Таким образом, загадки романа - это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.

6. Домашнее задание.

Что есть нравственная красота в вашем понимании?

Докажите, почему Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Маша Миронова – нравственный идеал А.С. Пушкина

1) Обучающая: создать условия для раскрытия смысла названия повести, эпиграфа, раскрыть нравственную стойкость и душевную красоту М. Мироновой;

2) Развивающая: развить навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал;

3) Воспитательная: приобщать учащихся к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, ТСО, записи на доске, эпиграф.

Тип урока – урок-размышление

I Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся.

Читая его творения,

можно превосходным образом

воспитать в себе человека.

II Вступительное слово учителя.

2) Мотивация

Как вы думаете, была ли Маша Миронова для А. Пушкина нравственным идеалом? (да)

Назовите тему сегодняшнего урока? (Маша Миронова – нравственный идеал А.С. Пушкина)

Какая цель стоит перед нами? (доказать, что Маша Миронова – нравственный идеал А.С. Пушкина)

Какая задача стоит перед нами? (проследить, как раскрывается образ М. Мироновой на протяжении всей повести, какое значение имеет в системе образов повести эволюция характера)

3) Актуализация знаний учащихся

Запишите термины, которые понадобятся для описания характера: честь, репутация, нравственность, совесть.

Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

(работа с записями на доске)

Честь – хорошая, незапятнанная репутация.

Репутация – общественная оценка.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

Совесть – чувство, нравственной ответственности перед окружающими людьми.

III Беседа по вопросам (первичное восприятие образа М. Мироновой)

Как нравственное понятие чести соотносится с М. Мироновой?

Расскажите о своём первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела?

В отношении к людям нет ни тени эгоизма, расчета. Если любит кого-то, то глубоко и бескорыстно.)

IV Работа по теме урока

Учитель: чтобы полнее раскрыть образ героини, проследить его эволюцию, обратимся к тексту повести, проанализируем несколько важных эпизодов. Один из них ребята инсценировали.

Какие строки эпиграфа перекликаются со словами Маши?

Права ли В. Егоровна, называя свою дочь трусихой? (Нет. Она ее по-настоящему не знала).

Какие главы подтверждают это? Когда начались изменения в характере Маши?

Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина? (Робкая и скромная в обычной жизни, она проявляет стойкость и решительность, смелость и силу характера в борьбе против посягательств Швабрина. Это простая и скромная девушка, ничем не примечательная, скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, который ее не любит и не уважает, несмотря на трагизм своего положения. Ненавистен ей Швабрин и тем, что примкнул к врагам, от чьих рук погибли её родители).

В главах, в которых полно раскрывается образ Маши ( V , XII ), Пушкин в качестве эпиграфов берет цитаты из народных песен, подчеркивая высокие душевные качества героини и ее близость к народу. (Зачитать: V гл. - стр.99, XII гл. - стр. 147).

А теперь представим бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка с бубенцами. В кибитке – Пугачев и Гринев.

Что чувствовал рассказчик, сидя в кибитке с Пугачевым? Чего боялся? Зачитайте строки из текста (гл. XI стр.144)

Сбылись ли опасения Гринева? (Да, Швабрин выдал Машу. (гл. XII стр.149))

Что же спасает молодых людей? (Искренность, отвага, чувство собственного достоинства, честь)

Учитель: В русской литературе писатели часто проводили своих героев через испыьания любовью. И А.С. Пушкин – не

По-разному относятся герои повести к любви Маши и Гринева. Швабрин и Зурин, например, считают блажью.

Все закончилось благополучно, почему Маша упала в обморок? (Она поняла, что перед ней убийца ее родителей).

Учитель: Обморок скоро прошел, и молодые люди, целые и невредимые, выехали из крепостных ворот и навек оставили Белогорскую крепость.

Вывод: Какие изменения произошли в характере Маши с первой нашей встречи? (Из застенчивой, хрупкой, тихой, скромной, трусихи она превратилась в смелую, решительную девушку, которая в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домогательствам Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с царицей.).

Учитель: С какой целью Маша едет в Петербург? (Чтобы спасти Гринева, которого обвинили в связи с Пугачевым.)

Маша в Царском Селе

Как дополняет образ Маши эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной II ((гл. XIV стр. 165-166)Она готова на жертвы ради любимого, не теряя при этом чувства человеческого достоинства.)

Где происходит встреча? Почему? Ведь автор мог устроить в другом месте?

(У Пушкина с этим парком связаны светлые воспоминания. Прекрасное несовместимо с бессердечием. Если бы эта встреча состоялась в официальной обстановке, вряд ли Маша смогла так убедительно рассказать о причине ареста Гринева.)

Вывод: Все закончилось благополучно. Маша отправляется в деревню, надеясь на скорое возвращение Гринева.

Подведение итогов урока.

М. Миронова – нравственный идеал автора. Какие качества характера ценит прежде всего в своем идеале А. Пушкин? (Сила любви, чувство ответственности за любимых, самоотверженность, внутренняя красота)

Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Русские писатели всегда серьезно относились к проблеме чести. Сегодня в наше непростое время, она звучит очень остро.

Заключительное слово учителя.

Почему произведение о далеких событиях, о людях XVIII века и теперь читается с неослабевающим интересом? (Повесть преподносит нравственные уроки, которые остаются в памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекс чести.)

Домашнее задание: 1) Как Маша Миронова повлияла на становление характера П. Гринева

Тип урока: систематизация и обобщение материала.
Вид урока: урок-размышление.
Цели урока:

  • Обучающая : формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.
  • Развивающая: развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.
  • Воспитательная: приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.

Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа учащихся, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения, метод определения авторской позиции, расширение словарного запаса учащихся, описание иллюстраций.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстративный материал, ТСО (видеоматериал, мультимедийный проектор), карточки для индивидуальной работы на уроке, презентация.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся. (СЛАЙД)

2. Вступительное слово учителя.

Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, которые раскрывают честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут.

(Учитель раздаёт карточки для индивидуальной работы)

3. Актуализация знаний учащихся.

1) Словарная работа.

Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте выясним, что же такое честь, репутация, нравственность, совесть в словаре Сергея Ивановича Ожегова? (индивидуальное домашнее задание)

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьейн. чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский).

2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду

Приобретаемая кем-чем-н. общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-чего-н. Хорошая, плохая р. Незапятнанная р.

Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.

Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н.

Запишите определения нравственных понятий в тетрадь (СЛАЙД № 2) :

Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.

Беседа по вопросам (на первичное восприятие образа Маши Мироновой).

Итак, посмотрим, как (понятие чести) соотносится с героями повести Машей Мироновой и Петром Гриневым.

  • Расскажите о своем первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела? ( девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели)
  • А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне ?( С первого взгляда она не очень мне понравилась, Мне стало жаль ее)

4. Работа по теме урока.

1) Работа с текстом .

— А Марья Ивановна? — спросил я, — так же ли смела, как и вы?

— Смела ли Маша? — отвечала ее мать. — Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки.

- Какие качества характера проявляются в Маше в мирное время?

- Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери?

- Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.

2) Вопрос классу .

(Он пожалел девушку-бесприданницу).

- Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.

  • Почему? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?

4) Проверка индивидуальной работы ( по карточке, выданной в начале урока ).

  • Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина?

( Маша проявила силу характера. Эта простая и скромная девушка, внешне ничем не примечательная, скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не любит и не уважает, несмотря на трагизм своего положения. И тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители).

Физминутка (звучит музыка)

А теперь представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка с бубенцами, в кибитке – Емельян Пугачев и П.Гринев.

5) Проверка индивидуальной работы ( по карточке, выданной в начале урока).

  • Что же чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачевым? Чего он боялся?

(Гринев страшно боялся за жизнь, так как она дочь капитана Миронова. Но Пугачев об этом не знал. Швабрин или кто-то еще мог рассказать об этом).

- Итак, то, чего Гринев боялся, произошло. Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу самозванцу, а Гринева обвинил в том, что тот солгал Пугачеву. Создается взрывоопасная ситуация.

- Что же спасает Гринева и его возлюбленную в тот страшный момент, когда Пугачев усомнился было в прямодушии молодого офицера?

(Искренность, отвага, чувство собственного достоинства, честь).

- Найдите подтверждение всего сказанного в главе 12 с.192 (чтение по ролям)

- В русской литературе писатели часто своих героев проводили через испытания любовью. И Пушкин не исключение.

- Давайте вспомним, как герои: Швабрин, Зурин, Пугачев - относятся к любовному чувству Маши Мироновой и Петра Гринева . (СЛАЙД № 3)

Работа с текстом. ( Глава 12)

Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то ее некому,
Благословить-то ее некому.

- Как он соотносится с Машей?

- Почему Маша упала в обморок после милостивых слов Пугачева?

- Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?

- Какой мы ее увидели в начале повести и в конце (в гл. 14)

(Пушкин показывает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная, трусиха, красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с царицей.)

Вывод . Просмотр СЛАЙД № 4 (таблица, записи в тетрадь).

- Как дополняет образ Маши Мироновой эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной?

Вывод: она готова на жертвы ради любимого, не уронив чувства человеческого достоинства. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной деревушки-крепости, отправилась в Петербург к императрице.

- Где происходит встреча Маши с императрицей? ( В Царскосельском парке )

- Почему? Ведь автор волен был устроить эту встречу в иной обстановке. (СЛАЙД №5)

( У Пушкина с этим парком связаны самые светлые воспоминания. Прекрасное несовместимо с бессердечностью. Если бы эта встреча состоялась бы в официальной обстановке, вряд ли Маша смогла бы так убедительно и непосредственно рассказать о сути дела).

Вывод: все закончилось благополучно. Маша отправляется в деревню, надеясь на благоприятный исход.

Подведение итогов урока.

( последний эпизод объясняет название повести. Тихая, робкая девушка стала победительницей в сложнейших испытаниях. Сила любви, способность к большому и глубокому чувству, её простота, нравственная чистота, сила воли – всё это делает Машу нарвственным идеалом Пушкина. Автор пишет о ней с большой любовью и теплотой) 2) Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего, относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.

Заключительное слово учителя.

- Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с интересом?
(Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)

Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост - как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные, нравственные загадки.

Читайте также: