Немного истории о действиях с информацией 3 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

развивать у учащихся интерес к предмету, воспитывать целеустремлённость и трудолюбие.

Тип урока: 1 ч – изучение нового материала.

Структура урока, методы и затраты времени

Подготовка учащихся к уроку, проверка присутствующих на уроке

Объяснение темы, цели, плана проведения занятий

1. Как мы узнаём, что знали древние люди?

2. Можно ли узнать, что делали древние люди, по их рисункам?

3. Расскажи, что тебе известно о том, как древние люди передавали информацию на большие расстояния.

4. Придумай и расскажи короткую историю о том, как человек может передать информацию, не пользуясь словами.

5. Приведи пример из своей жизни, когда тебе приходилось пользоваться рисунком, чтобы передать информацию.

6. Как, по-твоему, удобнее передавать информацию: звуками (словами) или рисунками?

Формирование новых понятий, сравнительная характеристика

Закрепление полученных знаний

Выполнение заданий в учебнике и Р.Т. Ответы учащихся на вопросы преподавателя.

Подведение итогов урока. Задание на дом

Контрольные вопросы по новому материалу

КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ

§ 7. Сбор информации

Для того чтобы выжить в условиях дикой природы, люди вынуждены были собирать информацию о смене времён года, поведении животных, свойствах предметов и растений и многом другом.

! Сбор информации - это одно из действий с информацией.

Как люди собирают информацию? Например , они наблюдают. Наблюдать - это значит: смотреть, слушать, нюхать, трогать, пробовать на вкус. Тот предмет или явление, за которым мы наблюдаем (о котором собираем информацию), будем называть объектом наблюдения.

Рассмотрим пример

От солнца зависит жизнь человека, поэтому люди, издавна наблюдали за ним и выражали свои наблюдения в виде таких рисунков:

Наблюдать за солнцем - значит, смотреть, воспринимать его тепло и свет, запоминать, когда оно восходит и когда заходит, как высоко поднимается в небе.

Наблюдая за солнцем из года в год, люди заметили, что летом оно раньше восходит, позже заходит, выше поднимается и сильнее греет. Зимой оно восходит позже и раньше заходит, низко поднимается и мало греет. Зимой день короче ночи, а летом - длиннее.

Зимой природа спит. Выпадает снег. Всё в природе отдыхает. Некоторые животные (например, медведи) засыпают на всю зиму.

Весной все просыпается, расцветает. Летом созревают ягоды и фрукты. Осенью всё увядает и засыпает. Наблюдая за изменениями в природе из года в год, люди поняли, что существуют времена года, которым они дали названия (имена): зима, весна, лето и осень. Информацию о временах года люди используют для того, чтобы организовать свою жизнь. Так, зимой люди готовятся к лету. Они создают и ремонтируют тракторы и комбайны для работы в поле, шьют летнюю одежду. Летом люди выращивают и заготавливают зерно, картофель, овощи, фрукты, корма для животных, дрова, строят дома, шьют зимнюю одежду.

Если объект наблюдения очень мал, то человек использует микроскоп. Микроскоп - это прибор, который помогает рассмотреть очень маленький предмет, увеличив его изображение во много раз. Например , в микроскоп наблюдают за микробами, так как они очень маленькие.

Для наблюдения за объектами, которые находятся от нас на огромных расстояниях, люди придумали телескоп. С помощью телескопа можно разглядеть луну, планеты и звёзды.

! Наблюдение - это сбор информации с помощью органов чувств

(зрительной, звуковой, обонятельной, осязательной, вкусовой).

Наблюдение - это действие с информацией.

Информацию можно собрать также путём измере­ний. Современный человек для измерения использует различные устройства. Например , для измерения тем­пературы служит термометр.

С помощью термометра измеряют температуру воздуха в помещении или на улице, температуру воды в реке или в ванне, температуру тела чело­века.

Зачем люди делают это? У большинст­ва здоровых людей температура тела при­мерно тридцать шесть с половиной градусов. Повышенная или пониженная температура тела означает, что здоровье не в порядке.

Информация о температуре воды или воздуха нужна для того, чтобы выбрать одежду для улицы или решить, можно ли ку­паться в реке.

Чтобы определить, холодно, тепло или жарко на улице, человек может обойтись и без термометра - у него для этого есть органы чувств (кожа). Но термометр помогает определить точное значение температуры воды или воздуха. Существуют и другие инструменты для измерения. Это, например , линейка.

Линейкой можно измерить длину, ширину и высоту предмета, глубину ямы и многое другое.

Нужную информацию можно собрать, прочитав учебник, просмотрев телепередачу или пообщавшись с другими людьми.

Главное, что мы должны понять и запомнить

1. Сбор информации - это действие с информацией.

2. Собрать информацию - значит, понаблюдать, прочитать, пообщаться, измерить и так далее.

3. Собранную информацию человек запоминает и осуществляет другие действия с ней.

4. Информацию человек собирает с помощью своих органов чувств, а также используя специальные приспособления и приборы (термометр, линейка, телескоп, микроскоп и другие).

1. Придумай и расскажи короткую историю о том, как человек собирает информацию.

Урок №9 "Немного истории о действиях с информацией".

Цели урока:

Педагогические задачи урока:

  • инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений об информации, способах ее представления на носителях информации;
  • совершенствовать аналитические навыки учащихся при действиях с информацией;
  • развивать информационную культуру учащихся при выполнении действий с информацией.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

  • приводить примеры действий с информацией;
  • понимать, что, в отличие от человека, компьютер может выполнять не все возможные действия с информацией;
  • уметь называть носители информации, приводить примеры современных носителей информации;
  • приводить примеры различных способов передачи информации, ее получения и обмена информацией;
  • называть устройства, которые человек использует для выполнения действий с информацией.

Ключевые понятия: получение информации, пере­дача информации, хранение информации.

Вспомогательные (дополнительные) понятия:

восприятие информации, способы передачи информации, носители информации, устройства для приема и передачи информации

Общая характеристика урока:

План урока

Домашнее задание

курса "Подготовка к ЕГЭ по информатике "



Как сделать Flash сайт
за 120 минут".
Пошаговое видео-руководство
на компакт-диске которое в течении
2-х часов научит делать
Flash-Сайт Даже Ребенка!

Разработка урока представлена по теме "Действия с информацией". Данный урок построен на основе УМК Н.В. Матвеевой и УМК С.Н. Тур. В качестве компьютерного практикума использовалась программа "Конструктор мультфильмов". Серия уроков получилась не только с использованием игровых технологий, но и межпредметной.

ВложениеРазмер
Deystviya_s_informaciey.doc 46.5 КБ
Deystviya.ppt 414 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Тема урока: "Действия с информацией"

  • обобщить знания учащихся о действиях с информацией;
  • познакомить учащихся с новым действием – представлением информации;
  • познакомить учащихся с различными способами представления информации;
  • обратить внимание учащихся на разные способы представления одной и той же информации.

Педагогические задачи урока:

  • Инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений о действиях с информацией;
  • Совершенствовать аналитические навыки учащихся при рассмотрении объектов представленных различными способами;
  • Развивать информационную культуру учащихся.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

  • Иметь представление о различных формах представления информации (описание с помощью устной речи, письменного текста, чисел, рисунков, схем и т.п.);
  • Иметь представление о различной форме представления информации (графический, текстовый, числовой);
  • Уметь приводить примеры различных форм представления текстовой информации (текст, предложение, слово);
  • Уметь приводить примеры различных форм представления графической информации (рисунок, иллюстрация, схема, фотография);
  • Уметь приводить примеры различных форм представления числовой информации (число);
  • Уметь приводить примеры существенных свойств, которые можно отразить при описании объектов.

Ключевые понятия: представление информации, способы представления, формы представления.

Вспомогательные (дополнительные) понятия: действие с информацией, графическая информация, текстовая информация, числовая информация, рисунок, текст, предложение, слово, число, цифра.

Общая характеристика урока:

  • Форма организации – эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся.
  • Тип урока – комбинированный (повторительно-обобщающий с выходом на получение новых знаний);
  • Стратегия – ретроспективный анализ известных фактов и эмпирических знаний с выходом на новый уровень осмысления действий с информацией.

Материальное обеспечение урока: учебник, демонстрационный ПК + мультимедийный проектор, презентация к уроку, дидактический материал для проведения игры "Аукцион".

Примерный план урока:

Для актуализации знаний проводится игра "Аукцион":

Для этой игры приготовлены карточки зеленого и красного цвета, и презентация с различными словами (глаголами), которые обозначают возможные действия с информацией, и другие.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Действия с информацией.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 4

урока по информатике

для 3 класса

Учитель: Ивлева М. А.

Коломна, 2011 г.

Тема урока: Действия с информацией

Продолжительность урока: 45 мин.

Цели урока:

образовательные и развивающие:

закрепить представления о разных видах действий с информацией;

совершенствовать навыки выполнения действий с информацией.

воспитание информационной культуры учащихся;

создание обстановки доверия, заинтересованности, активности, сотрудничества учащихся в процессе групповой работы.

совершенствование навыков самостоятельного выполнения задания.

Задачи урока:

совершенствовать умение называть действия с информацией;

совершенствовать навыки владения представления информации в различных формах;

совершенствовать умения выполнять кодирование и декодирование информации;

развивать навыки обработки информации в различной форме.

Тип урока — урок-игра.

- рабочая тетрадь № 1;

- демонстрационный ПК (мультимедийный проектор);

Зарядка для глаз.

X . Домашнее задание.

XI .Подведение итогов урока.

Организационный момент.

Нюша пригласила друзей на день рождения. Ежик хотел подарить ей кактус (слайд 3).

Но каждый кактус у него был в единственном экземпляре, и он не знал, какой выбрать. И Ежик решил подарить Нюше картину кактуса. Он выбрал самый красивый кактус. Ежик хотел сделать необычную картину, и для этого ему нужен был компьютер, который недавно подарили Лосяшу. Но как же ему нарисовать такую картину, ведь кактус очень большой и тяжелый, а Лосяш живет вдалеке от Ежика? И Ежик решил собрать всю информацию о кактусе, чтобы потом пойти к Лосяшу и нарисовать цветок на компьютере.

- Ребята, а как люди собирают информацию? (Ответ: для того, чтобы собрать информацию, люди наблюдают.)

- А что значит наблюдать? (Ответ: наблюдать - это значит смотреть, слушать, нюхать, пробовать, трогать.)

- А с помощью чего люди выполняют эти действия? (Ответ: люди наблюдают с помощью органов чувств.)

Давайте с вами поможем Ёжику собрать всю информацию о кактусе.

(Ответ: кактус зеленый, колючий, имеет красный цветок, большой, растет в коричневом горшке.)

Собрав всю информацию, Ёжик её запомнил и пошел к Лосяшу (слайд 4).

- Ребята, а как можно сохранить информацию, которую собрал Ёжик (Ответ: для того, чтобы сохранить информацию о кактусе, ее нужно представить.)

- А что значит представить информацию? (Ответ: представить информацию - это значит описать ее с помощью устной речи, текста, рисунка, фотографии.)

- В какой форме решил Ёжик представить информацию о кактусе? (Ответ: Ёжик решил представит информацию о кактусе в графической форме.)

- В какой форме можно ещё представить информацию (Ответ: в текстовой и числовой форме)

Давайте с вами поможем Ёжику представить собранную информацию о кактусе в графической форме. А для этого нам нужно сесть за компьютеры и открыть графический редактор.

- Вспомним основные инструменты графического редактора.

- Какие из этих инструментов нам понадобятся, чтобы создать рисунок?

Ребята, вам надо за 6 минут создать графический рисунок — изображение кактуса.

Молодцы, вы справились с данным заданием.

IV. Зарядка для глаз.

- Теперь вам необходимо заполнить рисунок цветом. Какие инструменты вы будете использовать для этого задания?

Молодцы, ребята. У вас получились очень красивые рисунки. После того, как мы его нарисовали, теперь нужно рисунок напечатать. (Распечатка рисунков.)

Учитель называет количество баллов, которые набрал каждый ученик. Данное количество баллов выставляется в оценочный лист.

- А на каком носителе информации сохранил свой рисунок Ёжик? (Ответ: Ежик сохранил информацию на бумаге.)

После того, как Ёжик напечатал свой рисунок, он решил зайти за Крошом (слайд 5).

-Ребята, давайте с вами вспомним, что является носителем информации. А для этого ответим на вопросы теста (раздаются задания теста).

Читайте также: