Щепа роспись по лубу и дереву тиснение и резьба по бересте конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Урок посвящён знакомству с народными промыслами, которые создают изделия из металла, щепы, луба и бересты.

Береста - наружная часть коры березы.

Жостовская роспись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов.

Луб - это слой древесины под корой дерева.

Мезе́нская роспись по дереву — тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к концу 19 века в низовьях реки Мезень.

Щепа´ - это тонкая пластинка, отколотая по слою дерева.

Цель: познакомиться с промыслами росписи по металлу, по лубу и дереву. тиснения и резьбы по бересте, изделиями из щепы.

  1. Научиться выявлять особенности каждого вида народного промысла.
  2. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

Узнаем об особенностях народных промыслов, которые создают изделия из металла, щепы, луба и бересты.

Научимся выявлять особенности каждого вида народного промысла.

Сможем различать и называть знакомые предметы разных промыслов.

Обязательная литература:

Дополнительная литература:

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал

Вы уже знаете, предметы народного быта делают из глины, из дерева и красиво расписывают.

Сегодня мы познакомимся с народными промыслами, которые создают изделия из металла. А еще из щепы, луба и бересты.

Жостовская роспись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов. История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-го века, когда в деревне Жостово и других деревнях Московской области возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме они бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией является роспись. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному).

В основе жостовской росписи лежит свободный мазок кисти. Жостовский мастер пишет по усвоенным правилам, отточенным в долгой практике местных художников. Классический стиль жостоского искусства предполагает несколько цветочных композиций, в которых в единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли. Цветы в букете, где главным изображением является изображение розы, мака, шиповника, георгина, астры, тюльпана, а их дополняют колокольчик, ромашка, василек, имеют обобщенный, типизированный характер.

Жостовские мастера пишут масляными красками, обильно разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используют набор мягких беличьих кистей различных размеров, специально подобранных по длине волоса, способных вбирать в себя большое количество краски, что необходимо для наложения упругого, долгого мазка. Краски разводятся и смешиваются на мраморной плите — палитре.

Жостовская роспись выполняется в две стадии. Первая стадия письма называется замалевок, вторая — выправкой.

Создавая букет, художник вращает поднос на колене, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. Замалевок сушится в течении 3 - 4 дней, после чего покрывается светлым лаком и прочищается под вторую стадию письма.

Выправка состоит из тенежки - затемняются с одной стороны пятна цвета, бликовки – выделение самых освещенных мест, прокладки — яркими, плотными красками выявляются (прокладываются) объемы цветов и листьев. Чертежка завершает разделку основных форм букета тонкими линиями, рисующими очертания лепестков и прожилок листьев. В чашечках цветов изображают тычинки и пестики, что называется посадкой семенцов. Завершает роспись привязка — узор травка, написанный зеленой или коричневой краской в просветах между листьями и цветами.

Борта подносов украшаются легким, ажурным орнаментом преимущественно в елочку – это уборка.

Поднос покрывают тремя слоями светлого масляного лака, просушивают и полируют.

Есть у древесины замечательное свойство — расщепляться вдоль волокон под действием клина. Именно это свойство используется при колке дров топором. С глубокой древности и до изобретения пилы доски для строительства и других хозяйственных нужд получали исключительно раскалыванием бревен вдоль волокон. И сегодня люди по-прежнему продолжают использовать, чудесную способность древесины раскалываться вдоль волокон. Их привлекает высокая декоративность колотой древесины: ее блеск, красивый текстурный рисунок и сочные янтарные оттенки. Щепа´ - это тонкая пластинка,отколотая по слою дерева.

Настенное панно, светильники, карандашницы, газетницы и ширмы — вот далеко не полный перечень того, что можно сделать из лучины.

Подвешивали птицу над столом, а точнее, над тем местом, где обычно стоял самовар. Нетрудно догадаться почему. Теплый воздух от горячего самовара, поднимаясь к потолку, едва касался легких перьев птицы, но этого было вполне достаточно, чтобы она могла медленно и плавно вращаться.

Секреты изготовления щепных птиц не потеряны и в наше время. Сегодня не только деревенские жители, но и горожане охотно украшают свои квартиры забавными щепными скульптурами.

Луб — тонкий слой живой древесины под корой дерева.

Лубяные волокна древесины в размоченном виде имеют высокую эластичность, а, высохнув, становятся очень прочными. Это свойство используется для изготовления лубяных изделий. Лубяную утварь изготавливали из осины, которую снимали в июле. Для этого на дереве нужного диаметра топором делали надрезы поперек и вдоль и снимали пласты. Их сушили на печи, очищали от верхнего слоя коры. Зимой шили изделия. Пласт луба предварительно замачивали, затем наносили насечки, что позволяло придать изделию нужную форму. Пласт гнули руками, концы соединялись. К лубяным изделиям относятся различные короба, сито, лукошко, набирухи, люльки.

Резьба и роспись по бересте

Береста - верхний слой коры березы. Внешняя сторона бересты обычно белого цвета с сероватым оттенком, внутренние слои, обращенные к лубу, бывают различных оттенков - от желтого до коричневого.

На Руси издревле использовали бересту в строительстве как стойкий к сырости прокладочный материал, как материал для письма - берестяные грамоты, для изготовления домашней утвари: туеса, плетеные берестяные лукошки, короба, из бересты плели лапти, из нее же добывали деготь.

Береста хорошо воспламеняется и долго горит, поэтому люди издавна используют ее для растопки печей и разжигания костров. Распространенным ремеслом было плетение из бересты, резьба и роспись по бересте.

Резьба по бересте – одно из старинных художественных ремесел. Береста – легкий в работе, но чрезвычайно долговечный материал. Резьба по бересте имеет художественные особенности, обусловленные пластичностью материала и техникой ее выполнения: на тонкую чистую кору молодой березы тупым шилом предварительно наносится рисунок, который затем опытная рука мастера специальным ножом безошибочно вырезает в изящное орнаментальное кружево. Излюбленным у мастеров берестяной резьбы является растительный орнамент: тонкий извилистый стебель с листьями и ответвлениями плавными изгибами заполняет поверхность изделия. Шкатулки, блюда, чайницы, туески, рабочие ящики изготовляются мастерами резьбы по бересте.

Мезенская роспись

Мезе́нская роспись по дереву — тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к концу 19 века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.

Предметы с мезенской росписью густо испещрены дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками, выполненными в два цвета: чёрный — сажа и красный — охра. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски.

Мезенская роспись — одна из поздних крестьянских росписей. Эта роспись представляет собой орнаментальный декор.

Мезенская роспись отличается от других традиционных росписей цветовой

сдержанностью и отточенной графикой. Красно-коричневый, красный цвет замалёвки оживляются чёрным перьевым контуром, который мастера наводят металлическим пёрышком с тушью, специальной ручкой — изо´графом или тонкой кистью.

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

И сегодня на русском севере производят множество изделий из дерева и высококачественной фанеры, такие как короба, сундуки, кухонные наборы, доски разделочные, солонки и др., с современной мезенской росписью.

Металлический поднос с росписью это изделие какого промысла?

Расставьте буквы правильно, чтобы получилось название предмета с жостовской росписью.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА УРОКА: Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

5 Б, В, Г – 14.12.16

5 А класс -15.12.16

Учитель: Меньшикова Д.Н.

Тип урока: комбинированный

Личностные УУД: проявлять эстетические потребности, обсуждать и анализировать выполненные работы. Выражать свое личностное отношение, эстетически оценивать изделия Русского Севера

Познавательные УУД: различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. Создавать композицию росписи в традиции мезенских мастеров.

Коммуникативные УУД : уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, выражать свои мысли в соответствии с задачами

• Наглядность росписи по дереву

• Шаблоны, цветная бумага, альбомный лист, фломастеры, ножницы, клей, кисти.

Задачи: 1. Способствовать формированию знаний о народном художественном промысле – мезенской росписи;

2. Формирование знаний о приемах стилизации форм в орнаменте;

3. Способствовать формированию умений работать графически; совершенствование навыков графической росписи по мотивам мезенской росписи;

4. Способствовать формированию развития конструктивности, целесообразности, вариативности мышления.

Конспект урока

Орг. Момент Приветствие, проверка готовности к уроку.

1. Мотивация

-Что за образ в нашем классе сегодня? (птицы). Слайд 1. Мы с вами встречались с этим образом на предыдущих уроках? (в вышивках, резьбе). Что символизирует птица? (весну и тепло). Хотите узнать, что это за птица дивная?

2. Актуализация

- Как вы думаете, из чего сделана эта птица? (Из дерева). Мальчики, на уроках технологии у вас при работе с деревом много щепок остается? Вы применяете их в производстве? (ответы) А птица эта сделана не из цельного дерева, а из щепок, и называют их щепа.

- А чем украшена эта птица? (росписью). А какие мы уже заем росписи по дереву? ( городецкая, хохлома). Слайд 2.

3. Выявление затруднения: А как еще украшают деревянные изделия кроме росписи? (резьбой, тиснением).

- Ребята, а можно кору дерева применить в изготовление утвари? (да). Издавна применяли бересту и луб, чтобы изготовить разную утварь. Сегодня на уроке мы узнаем, что это такое и как этот материал применяют. И познакомимся с вами с последней народной росписью.

Слайд 3. Озвучивание темы: Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

4. Постановка целей и задач.

Слайд 4. Цель: - формировать знания о художественном промысле России ;

-- научить изготавливать птицу-солнце, применять для ее украшения элементы мезенской росписи.

5. Первичное усвоение новых знаний.

Сегодня мы познакомимся с новым промыслом, с его историей зарождения, и техникой выполнения. Что же это такое береста, луб и щепа и роспись мезенская!? Вы сейчас по командам озвучите нам. (Работа с информацией).

Команды озвучивают по определению и рассказывают про изделия из материала:

Слайд 5. Команда 1: Береста

Украшали такую утварь ажурной резьбой, тончайшей работы. Теснением и просечкой украшали ларцы, короба, блюдца, шкатулки. Нарядные узоры радуют глаз своей красотой.

Слайд 6. Команда 2: Щепа

Такую птицу мы сегодня научимся делать, только из картона и бумаги.

Слайд 7. Команда 3: Луб

Изделия так же украшали росписью, но особого вида.

Слайд 8. Команда 4: Мезенская роспись

- Нам сегодня предстоит выполнить птицу-солнце, что это за птица нам расскажет ученик.

Слайд 9. Рассказ ученика.

Мы сделаем птицу-солнце из картона и бумаги и украсим ее элементами мезенской росписи.

Но прежде, чем приступить к работе, давайте разомнемся и вспомним, как любят отдыхать птички…

6. Физминутка. Слайд 10

7. Первичная проверка понимания

Какие цвета характерны для мезенской росписи? (красный, черный) Слайд 11, 12

А какие изображения? (простые и условные)

8. Практическая работа учащихся

- Что нам нужно для изготовления нашей птицы?

Материал: шаблон туловища, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры и карандаши.

План:

1. Туловище украсить узорами;

2. Склеить части туловища, вставив ленту;

3. Расписать орнаментом по краю крылья, хвост, (хохолок);

4. Сделать гармошку из расписанных частей птицы;

6. Скрепить края хвоста клеем.

9. Оцени себя и друга. Слайд 14

Достижение целей Слайд 15 Чего мы достигли?

10. Рефлексия Слайд 16

А сейчас я хочу, чтобы вы передали мне приветы. Обведите свои ладошки с обратной стороны дневника, и подпишите на каждом пальце свое продолжение фразы.

ДЗ: Повторить все народные художественные промыслы в современной жизни.


Данная разработка включает в себя поэтапное проведение урока по изобразительному искусству в 5 классе. Повторение пройденного материала. Изучение нового материала по теме Мезенская роспись. Выполнение практического задания. Подведение итогов.

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 5А,5Б,5В.

Учитель: Биктимирова Венера Рустамовна

Вид урока: беседа, практикум

Тип урока: Урок получения нового знания.

Цели и задачи

Ознакомление с произведениями народных промыслов, с особенностями мезенской росписи, с знаково-символическим языком декоративно-прикладного народного искусства.

Обучающие: формировать умение выстраивать декоративные и орнаментальные композиции на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; навыки кистевой росписи;

Развивающие: развивать познавательную активность;

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к культуре и искусству нашей страны, проявление интереса к народному творчеству, тонкостям данного вида росписи;

Методы и формы

Эвристический (частично-поисковый), объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование

акварель, кисти, , стаканчики для воды, салфетки.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация, раздаточный материал (композиции мезенской росписи), таблицы с основными декоративными элементами мезенской росписи, таблицы с поэтапным изображением определённых элементов (геометрического орнамента, птиц, оленей, коней).

Основные понятия

Этапы урока

Дидактические задачи

Деятельность

обучающихся

I.Организационный

Создание психологического настроя на учебную деятельность и активизацию внимания

Проверка раздаточного материала.

Проверяют готовность к уроку друг у друга

доброжелательное отношение к окружающим.

Регулятивные:организация рабочего места

II.Формулировка цели темы и задач

Мотивация учебной деятельности. Помочь вспомнить материалы уроков по народным промыслам.

На прошлых уроках, мы с вами изучали виды росписей. Какие виды росписей мы изучали?

Расмотрим иллюстрации которые вывешены на доске. Ваша задача определить, что за вид росписи и особенности данных росписей.

Мы с вами вспомнили тот материал, который изучали. А сегодня я вас хочу познакомить с еще одним видом росписи по дереву. Таким как – Мезенская роспись.

- На какие вопросы нам сегодня предстоить ответить, чтобы выполнить композицию по мотивам росписи?

Что изображали в мезенской росписи? Какие цвета использовали в мезенской росписи?

Рассматривают изображения, отвечают на вопросы, ставят перед собой цель учебной деятельности.

Регулятивные:определяют

цель и проблему

в учебной деятельности; принимают учебную задачу.

проявляют интерес к изучению нового материала.

III.Актуализация знаний и умений

Дать представления об особенностях палитре, основных мотивах, образах мезенской росписи.

Но прежде чем начать изучать Мезенскую роспись, я вам предлагаю вспомнить, что делали из бересты, лубы и тонкой легкой щепы.

Учебная беседа.

Основной материал в крестьянском быту дерево и береста.

Из бересты делают посуду – туеса и бураки для хранения еды, питья, лесных ягод.

Из луба, т.е. слоя дерева под корой, короба, хлебницы, набирухи для ягод и грибов.

Из тонкой легкой щепы умельцы мастерят сказочных птиц с пышным, словно веер, хвостом и крыльями.

Подвешенная к потолку птица кружится даже от легкого дуновения ветерка.

Щепу мастер получал из сосновых чурочек. Старались, чтобы щепа получалась тонкой.

Затем закладывали одну щепу за другую, цепляя их фигурными краями. Получался нарядный хвост и крылья.

Берестяную рубашку северяне украшали тиснеными узорами. С помощью прочных деревянных штампиков создавали нарядный рельефный узор.

Краткая история мезенской росписи.

Роспись зародилась в деревне Палащелье на берегу реки Мезени, считавшейся центром росписи по дереву.

Мезенская роспись отличается от других традиционных росписей цветовой сдержанностью и отточенной графикой.

Для этого мастера используют металлические перья с тушью, специальные ручки – изографы или тонкие кисти.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный.

Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса.

Затем изделие покрывалось олифой, что придавало ему золотистый цвет.

Наиболее яркие персонажи Мезенской росписи:

красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу,

оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле,

уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту,

ёлочки — олицетворение мужской силы,

мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком — знаком небесного мира.

Обобщающие вопросы

Где зародилась мезенская роспись?

- Какие характерные особенности этой росписи?

- Какими красками и как расписывали изделия мезенские мастера?

- Какие мотивы орнамента использовали в древнем промысле?

- Какие древние образы встречаюстя в Мезени? (красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу, оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле, уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту,ёлочки — олицетворение мужской силы, мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком — знаком небеного мира. )

-Какие цвет используется?

(Мезень писалась сажей и глиной, поэтому цвет черный и красный.)

Отвечают на поставленные вопросы.

Определяют характерные особенности росписи.

Определяют значение символов в росписи.

Познавательные:размышляют, рассуждают об особенностях, символах мезенской росписи

Личностные: устанавливают рабочие отношения

Коммуникативные:умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

IV.Творческое применение, освоение способов деятельности

Освоение характерных для мезенской росписи основных элементов.

Применение графических навыков в создании композиции по мотивам Мезени

Последовательность изображения лебедя, коня.

Задание: выполнить фрагмент мезенской росписи, включив в композицию образ птицы, конька или оленя, растительные мотивы, солярные знаки.

Выполняют фрагмент мезенской росписи

Познавательные:

осуществляют свой собственный художественный замысел в создании композиции по мотивам Мезени

Регулятивные:планируют деятельность в учебной ситуации;

осваивают элементы мезенской росписи

V. Рефлексия деятельности

Проверка качества усвоения учебного материала, отметка знаний, умений и навыков

- Где зародилась мезенская роспись?

- Какие характерные особенности этой росписи?

- Какими красками и как расписывали изделия мезенские мастера?

- Какие работы ваших одноклассников получились особенно интересными?

Отвечают на постав-ленные вопросы.

доброжелательное отношение к окружающим

Познавательные:осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Коммуникативные: адекватно выражают и контролируют свои эмоции


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у учащихся знаний о художественных промыслах России; формирование умений работать с шаблоном (в процессе изготовления птицы-солнца); формировать активность у детей в процессе творческой деятельности; воспитывать аккуратность при выполнении практической работы и интерес к историческому прошлому своего народа.

Личностные УУД: воспитание чувства гордости за традиционное искусство своего народа. Выражать свое личностное отношение, эстетически оценивать изделия прикладного искусства.

Познавательные УУД: различать и называть характерные особенности художественных промыслов России; приобретение элементарных навыков декоративной росписи

Коммуникативные УУД: умение творчески сотрудничать со сверстниками; уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные УУД: умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения.

Планируемый результат:

Предметные: Знать: ведущие центры художественных центров России; уметь выполнять элементы декоративной росписи.

Личностные: формирование готовности и способности учащихся к обучению и самообразованию.

Метапредметные: умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа.(биология, русский язык, история худ.промыслов России)

Ресурсы урока:

Основные: Бумага, гуашь, кисти, шаблоны, цветная бумага

Дополнительные: демонстрационный материал предметов быта из бересты и дерева, мультимедийное оборудование, презентация, музыкальное сопровождение

Организация пространства:

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа

Мотивация учебной деятельности (тема урока, цель урока)

Изучение нового материала

Закрепление (практическая работа)

Сценарий урока

Учитель: Здравствуйте ребята! Посмотрите пожалуйста на доску и ответьте на вопрос: Что там изображено и что вы об этом знаете?

Ученики: Гжель. Недалеко от Москвы находится известный художественный центр, где создают гжельскую керамику. Он собрал вокруг себя три десятка близлежащих сел – Турыгино, Гжель, Речицы и др. В жарком пламене печи обжигалась и закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной.

Ученики: На Волге недалеко от Городца возник еще один промысел росписи по дереву – Золотая хохлома. Это расписная деревянная посуда. Из дерева изготавливали посуду, потом ее натирали серебристым порошком и затем делали роспись.

Ученики: Появилось в подмосковном селе Жостово. На металлические подносы наносилась черная краска, обжигалась и затем наносился красивый орнамент – цветы крупные, средние и мелкие.

Ученики: Искусство Городецкой росписи зародилось в заволжском крае близ Городца – старинного русского города на берегу реки Волги. На изделиях городецкой росписи можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, украшенные яркими цветами: розанами и купавками.

Учитель: Ребята, скажите что объединяет изображения на этих слайдах?

Ученики: -это творчество людей, их промысел

Учитель: А что означает слово промысел? Давайте заглянем в толковый словарь русского языка, составленный Сергеем Ивановичем Ожеговым.

Т.е. мы с вами изучаем народные промыслы России.

Все мы знаем, что такое дерево как береза является символом России. Скажите, а чем еще береза пригодилась русскому человеку?

Ученики: (почки-лечение, веник-баня, береста, дрова, изделия из бересты и березы, сок березы обладает живительными свойствами, русские мастера применяли бересту для изготовления различных поделок)

Тема нашего урока сегодня: ученики формулируют сами

Учитель: Ребята, все ли слова в теме урока вам понятны?

Ствол берёзы покрыт берестой, а вот слой следующий за берестой и называется - луб

Основной материал в крестьянском быту - Дерево да береста. Из бересты делают посуду, туеса и бураки.

(информация на 12 слайде, показать выставочные изделия)

Учитель: А теперь рассмотрим посуду из бересты. Она прочная: у нее хорошо подогнанные донышко, не пропускающее воду, двойные стенки – внутренняя и наружная, которую мастера ласково называют одежка или рубашка.

Берестяную рубашку северяне любят украшать тиснеными узорами. У мастера имеется для этого много прочных деревянных штампиков самой разной формы.

Просечный и тесненный узор (показать хлебницу)

Ребята, вы уже знаете, что символизируют конь, птица

Учитель: А еще мастерят деревенские умельцы из тонкой легкой щепы сказочных птиц. Щепотная птица, или птица - солнце, появилось на берегу Белого моря в Архангельской области. В былые времена такие птицы висели под потолком почти в каждом доме народов Севера - покой охраняли, от нашествий оберегали. Образ птицы часто встречается у русского народа и в сказках, и былинах, и притчах. Послушайте одну из них.

Учитель: Сегодня во многих домах можно встретить эту птицу. Она - дань уважения предкам, их вере, и просто красивая вещь, которая украшает жилище, делает его уютным.

Учитель: Ребята, давайте подведем итог нашего урока используя фразы, которые вы видите на доске.

Читайте также: