Конспект урока гражданская война 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

Образовательные – раскрыть причины и сущность Гражданской войны, рассказать о периодах Гражданской войны.

Воспитательные - продолжить работу над развитием у учащихся человеколюбия и толерантности.

Развивающие -продолжить работу над развитием умений учащихся анализировать, обобщать, систематизировать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним.

Причины Гражданской войны.

Ход Гражданской войны.

Итоги и последствия Гражданской войны.

Введение в новый материал:

Раскол российского общества, естественно обозначившийся еще в пору первой революции, после октябрьского переворота дошел до крайности – Гражданской войны. Гражданская война- это самое великое несчастье для любой страны . и хотя трудно вести речь об этом трагическом периоде в истории нашей страны без эмоции , попытаемся проанализировать расстановку политических сил, позиции противостоящих сторон.

Дайте определение Гражданской войны ( возможно составление кластера, на основе составленного кластера формируется определение Гражданской войны).

Гражданская война - это война между гражданами одного государства , различными силами внутри страны за право владения государственной властью.

Самостоятельная работа учащихся, в ходе которой дети выявляют причины Гражданской войны, ход военных действий Гражданской войны, последствия и итоги.

Причины Гражданской войны :

Борьба буржуазии и помещиков за власть и собственность против пришедших к власти в октябре 1917 г. большевиков и их социальной опоры – пролетариата и беднейшего крестьянства.

Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания

Брестский мир и его последствия

Экономическая политика большевиков в деревне весной – летом 1918 г.

Ход Гражданской войны:

Основные события

Первый период (май –октябрь 1918 г.)

Отряды Красной Армии легко подавляли первые антисоветские выступления юнкеров в Петрограде, Керенского и Красного – в Красном селе ( эшелонная война)

Второй период ( ноябрь 1918 –апрель 1919 г.)

В феврале – марте началась иностранная интервенция против Советской России. В мае 1918 г. начался мятеж Чехословацкого корпуса. К лету 1918 г. на территории страны образовались многочисленные группировки и правительства, выступавшие против советской власти. Во второй 1918 г. Красная армия одержала первые победы на Восточном фронте, заняв Поволжье и часть Урала. После Ноябрьской революции в Германии были заняты Украина и Белоруссия.

Третий период (1919 г -1920 г.)

После победы Антанты в первой мировой войне росла численность интервентов на Дальнем Востоке , в Сибире и на севере России. При поддержки Англии, США и Франции белогвардейцы развернули наступление с востока. Но в мае –июле 1919 г. Красная армия перешла в наступление на восточном фронте, заняла Урал, а затем при поддержке партизан Сибирь. К началу 1920 г. Красная армия взяла под контроль север России .

Четвертый период ( 1920 г.)

Весной 1920 г. против Советской России выступила Польша. Из Крыма в Причерноморье двинулись войска генерала Врангеля. Красные войска могли взять Варшаву, но из-за ошибок потерпели поражение. По рижскому миру Польша получила западную Украину и Западную Белоруссию. В ноябре 1920 г. войска М.В. Фрунзе овладели Крымом . В декабре 1920 г. Гражданская войны была объявлена оконченной.

Пятый период (1921 -1922 г.г.)

Советская власть утвердилась на северном Кавказе, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Осенью 1922 г. Владивосток покинули японцы – последние интервенты

ИТОГИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ


1.Победа красных (большевиков)

2.Уничтожение оппозиционных, антисоветских сил


3. Сохранение целостности России

Последствия Гражданской войны.


1. Демографические потери с осени 1917 г. по 1922 г. составили почти 13 млн. чел.; эмиграция - около 2 млн. чел.
2.Нанесён колоссальный ущерб российской экономике
3. Сумма ущерба на 1922 г. составляла от 40 до 50 млрд. золотых рублей, что превышало четвертую часть довоенного достояния страны.

4.Промышленное производство упало в 7 раз, сокращение посевных площадей (67 % довоенного уровня)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ( ТЕСТ):

1. Какую задачу не ставили перед собой большевики сразу после Октябрьской революции?

А) решение проблем российского общества

Б) выполнение собственной программы

В) соблюдение международных обязательств царского и Временного правительства

Г) создание коалиции с левыми эсерами

2. Не относится к системе советской власти:

А) Всероссийский центральный исполнительный комитет

Б) Совет народных комиссаров

В) Всероссийская чрезвычайная комиссия

Г) Учредительное собрание

3. Не является причиной Гражданской войны в России:

А) Брестский мир

Б) политика большевиков в деревне

Г) разгон Учредительного собрания большевиками

4. Укажите даты Гражданской войны:

А) октябрь 1917г. – ноябрь 1920 г.

Б) май 1918 г. – октябрь 1922 г.

В) май 1918 г. – ноябрь 1920 г.

Г) октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г.

5. Установите правильную последовательность событий, ответы впишите в таблицу:

А) Кронштадтские события

Б) походы армии Колчака и Деникина на Москву

В) введение продразверстки в Советской России

Г) мятеж Чехословацкого корпуса

Д) поход Керенского – Краснова на Петроград

Е) советско-польская война

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Список похожих конспектов

Гражданская война и военная интервенция в Ивановском районе, Амурской области

Гражданская война: трагедия страны

Гражданская война в США

Конспект урока по всеобщей истории (9к класс). . Учитель: Довлетова З. В. Дата: 30.11. 14. Тема: Гражданская война в США. Цели урока:. . Образовательная: .

Гражданская война в России

Гражданская война в России

Катунцева Валентина Ивановна. учитель истории и обществознания. Муниципальное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательная школа .

Гражданская война

. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ. ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Государственное образовательное учреждение. средняя общеобразовательная .

Гражданская война - как историческое явление и историческая трагедия

. Тема урока:. "Гражданская война - как историческое явление и историческая трагедия". Цель урока:. Доказать, что гражданская война - это .

Гражданская война

Гражданская война

Урок № 26. История России XX в.9 класс. Тема урока. : Гражданская война. Урок разработала учитель истории. санаторной школы-интерната №18 г. .

Великая Отечественная война 1941-1945 гг

Тем. а:. "Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Цели:. Создать условия для понимания роли СССР в разгроме фашизма, что происходящее на .

Отечественная война 1812 года

Великая Отечественная война в судьбах моих земляков

Народная война против армии Наполеона

Урок по истории в 8 классе. Тема:. Народная война против армии Наполеона. Цель: 1. . Дать сведения о мужестве и героизме всего народа в Отечественной .

Внешняя политика России в годы правления Петра I. Северная война

Столетняя война

История Средних веков. Тема: Столетняя война. Цели урока. : 1. выявить проблемы Франции в процессе объединения. 2. продолжить формирования умения .

Повторение. Великая Отечественная война

Вторая мировая война

Нажмите, чтобы узнать подробности

Попробуйте назвать основных действующих лиц этого рассказа?

Что делают вооруженные люди с красными петлицами? Чем они мотивируют свои действия?

Что делает старушка? Чем она мотивирует свои действия?

Кто из них прав?

Поиски ответа на вопросы: кто виноват, кто прав, как лучше выльется в России начала XX века в событие, цена которого перед вами (слайд 4)

Сегодня мы начинаем разговор о Гражданской войне. Наша задача выявить причины войны, основных участников и их задачи, отметить хронологические рамки этого события. (слайд 5)

Причины войны

Что такое гражданская война?

Гражданская война начала XX века – это первая в истории России гражданская война?

Когда подобное событие уже было?

Что стало причиной гражданской войны в XX веке?

Кто оказался у власти в октябре 1917 года?

Что произошло с теми, кто был у власти до октября 1917 года? (слайд 4)

В России начала XX века была одна партия? А у власти?

Какое отношение к этому было у других партий?

Когда и где они планировали мирным путем лишить большевиков власти? К чему это привело?

Какое событие оскорбило патриотические чувства населения России?

Какие экономические мероприятия провели большевики в деревне? К чему они привели?

Противоборствующие силы

(составление схемы на доске)

Социальные силы Политические силы

Большевики буржуазия монархисты

помещики либералы: кадеты

часть офицерства октябристы

часть интеллигенции меньшевики

часть пролетариата правые эсеры

зажиточное и среднее крестьянство левые эсеры

красные белые

Попробуйте определить кто выиграет гражданскую войну?

Почему вы так решили?

Оппоненты красных должны выиграть, но для этого необходимы, по меньшей мере два условия.

Насколько реальна перспектива образования единого лагеря оппонентов большевиков?

Какой слой населения в России самый многочисленный?

Кого, на ваш взгляд должны поддержать крестьяне?

Как вы думаете, за что будут сражаться каждая из сторон в гражданской войне?

Кого считает своими врагами один из лидеров красных Михаил Фрунзе?

Какую перспективу в случае поражение рисует Фрунзе?

Попробуйте сформулировать задачи красных к гражданской войне?

За что собирается воевать один из лидеров белых в гражданской войне?

Ничего странного не замечаете?

Каждая из сторон воевала за будущее России, за светлое, великое будущее, но каждая из сторон это будущее понимала и видела по-своему. Только свою идею считали единственно правильной. И за эту правильную идею готовы были идти до конца, не щадя ни своей, ни чужой жизни.

Событие усугубило еще и то, что в белом лагере каждая из групп имела свое представление о будущем, свою идею, уступать в чем-то кому-то никто не собирался. Объединяло этот лагерь только не6нависть к большевикам, к их политике.

Периодизация

Настало время поговорить о хронологических рамках гражданской войны. Попробуем выяснить, когда начинается и когда заканчивается это противостояние.

На сегодняшний день нет единого подхода к вопросу о периодизации. Выделяют несколько точек зрения. (Слайд 7)

Что происходит в феврале 1917 года

Авторы этого подхода считают, что окончание войны - это оккупация Красной Армией независимых государств Закавказья, Хивы, Бухары, Дальневосточной республики. Эти события положили начало относительно стабильному развитию страны.

Что происходит в октябре 1917 г?

Последнее крупное выступление против власти большевиков – это крестьянское восстание под предводительством Александра Антонова в Тамбовской губернии и выступление моряков в Кронштадте. После этого большая часть страны была под властью большевиков.

И, наконец, авторы третьего похода выделяют в гражданскую войну только открытое вооруженное противостояние. Все три подхода имеют право на существование. Когда вы познакомитесь с событиями подробнее ваше право выбирать любую периодизацию. Автор вашего учебника, и мы вместе с ним будем пока придерживаться третьего подхода. (Слайд 8)

4. Интервенция

У кого, кроме населения России, Брестский мир вызвал резкое недовольство?

Как называется явление, о котором пишет Фрунзе?

Что такое интервенция?

Лидирующую роль в интервенции сыграют Франция (Крым, Украина, Новороссийск) и Великобритания (Украина, Крым, Закавказье, Закаспийская область)

Почему пик интервенции приходится на 1919 год?

Каковы причины интервенции?

Зачем другие страны вмешались во внутренние дела России, ведь это вмешательство для них оказалось недешевым? (слайд 10)

Мы только начинаем разговор о Гражданской войне, но уже сегодня можем извлечь уроки из этого события.

· Образовательная: сосредоточить внимание учащихся на вопросах гражданской войны; выяснить причины поляризации общественных сил, раскрыть основные этапы, итоги и историческое значение Гражданской войны.

· Воспитательная: воспитывать чувство сопереживания трагическим событиям Отечественной истории, раскрыть трагедию всего населения России.

Задачи:

· Формировать у учащихся представление о Гражданской войне в истории России.

· Развивать навыки самостоятельной работы, формулирование задач, определение путей их решения, умение анализировать и делать выводы.

· Воспитывать чувство справедливости и нравственности, помочь учащимся выработать собственную позицию по отношению к событиям того времени.

· Оборудование: учебник, презентация, видеопроектор, экран, карта, портреты участников Гражданской войны, плакаты времен Гражданской войны.

1. Орг.момент

Вступительное слово учителя:

2.Проверка домашнего задания:

1. Дата второго съезда Советов: 26 октября 1917 года.

2. Какие вопросы предложил решить Ленин на 2 съезде Советов?/о мире, о земле, о власти/.

3. Что означал Декрет о мире? /Выход России из войны, призыв к воюющим странам к миру без аннексий и контрибуций. Аннексия – насильственный захват территории другого государства.Контрибуция – платежи, налагаемые странами победителями на побежденные в войне страны./

4. В чем состоял декрет о земле? /Землю конфисковали безвозмездно у помещиков и распределили между крестьянами безвозмездно/

5. Почему Ленин пошел на это?

6. Что провозгласил Декрет о власти? /Власть повсеместно переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов./

8. Кто и когда принял этот документ? /2 ноября 1917 года, Советское правительство/

9. Какие еще важные решения были приняты советским правительством? /ликвидировано сословное деление общества, уравнены в правах женщины и мужчины, церковь отделена от государства, образован РКСМ/.

10. Какие вопросы должно было решить Учредительное собрание? /утвердить принятые советской властью документы/

11. Оно сделало это? /нет/

12. Какова судьба Учредительного собрания? /В ночь с 6 на 7 января 1918 г. ВЦИК принял решение о роспуске Учредительного собрания/

13. Какой орган продолжал оставаться высшим органом народной власти?

/Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов/

14. Когда была принята первая Конституция России? /в 1918 году/

15. Высший орган власти по Конституции: Всероссийский съезд Советов.

16. А в промежутках между съездами: ВЦИК. /Высший законодательной, распорядительный и контрлирующий орган советской власти с 1918 по 1937 год/

17. Исполнительная власть: СНК. /название высшего органа исполнительной и распорядительной власти с 1918 по 1946 г./

Решить тест: восстановить соответствие:

резкая смена общественного строя

постановление верховной власти, имеющее силу закона

захват территории чужого государства

платежи побежденного государства в пользу государства-победителя

3. Актуализация знаний

Учитель. В конце октября 1917 большевики захватили власть. Началась новая страница истории нашей страны. Сегодня наша задача расширить знания о трагической истории России в период Гражданской войны в 1917 – 1922 годах; сделать вывод о виновниках этой трагедии, ее героях и жертвах; закрепить знания об основных этапах войны; раскрыть итоги и историческое значение Гражданской войны.

ü Основные понятия

Гражданская война – это вооруженная, организованная борьба за власть между гражданами одного государства, их объединениями и группировками.

Интервенция – это насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.

Террор – форма политического запугивания, устрашения с использованием жестоких методов.

ü Характеристика основных этапов и событий Гражданской войны. Основные этапы Гражданской войны:

4 этап - апрель 1919-апрель1920 года;

5 этап - апрель-ноябрь 1920 года;

6этап- 1920-1922 год.

I этап: с 25 октября 1917 года по май 1918 года - начало вооруженного гражданского

Основные события I этапа:

Локальные очаги боевых действий по территории России, особенно в районах,

населенных казаками. Формирование вооруженных сил белых и красных. Разгон

большевиками и белыми эсерами учредительного собрания. Выход России на основе

Брестского мира из I мировой войны. Начало иностранной интервенции.

Основные события II этапа:

В конце мая начался антисоветский мятеж Чехословацкого корпуса, который

перебрасывался эшелонами из Пензы во Владивосток для последующей морской

транспортировки в распоряжение Антанты. В короткий срок белочехи и белогвардейцы

захватили огромную территорию от Поволжья до Дальнего Востока, где создали

различные антибольшевистские правительства.

К концу лета 1918 года % территории Советской республики контролировалось

белогвардейцами и интервентами. Советская республика оказалась в кольце фронтов: вПрибалтике, Белоруссии, на Украине находились германские оккупационные войска, в Донской области действовали белоказачьи части генерала Краснова, на Северном Кавказе наступала Добровольческая армия генерала Деникина, в Закавказье находились войска Германии и Турции; на Севере, в Среднем Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке - белогвардейцы и интервенты.

Главным в 1918 году был Восточный фронт. Он функционировал с 13 июня 1918 года до 15 января 1920года. Командовали Восточным фронтом - Муравьев Н.А.; С.С. Каменев; М.М. Лебедев; Н.В. Фрунзе и И.И. Вацетис; А.А. Самойло. В.А. Ольдероге.

В сентябре - октябре 1918 года в результате наступления Красной Армии на Восточном фронте были освобождены Казань, Симбирск, Самара. В октябре было отражено 2-е наступление Краснова на Царицын на Южном фронте.

В результате поражения Германии и её союзников в I мировой войне и ухода их войск с оккупированной территории усилилась интервенция стран Антанты против Советской России. В ноябре англо-французские военные корабли с войсками прибыли в Севастополь, Новороссийск и Одессу. В ноябре - декабре английские войска заняли Баку и Батуми.

18 ноября 1918 года при подготовке Антанты адмирал А.В. Колчак совершил переворот в Омске, разогнал местное правительство, установил военную диктатуру и был провозглашен белым движением Верховным правителем России и Верховным

В конце 1918 - начале 1919 года после аннулирования Брестского мира. Красная Армия в связи с уходом германских войск заняла значительную часть Литвы и Эстонии, Белоруссию и Украину, где была установлена Советская власть. Но в Прибалтике она просуществовала всего несколько месяцев.

В январе 1919 года Южный фронт красных нанес поражение казакам генерала Краснова, который после этого установил соглашение с генералом Деникиным.

В марте 1919 г. на Восточном фронте перешли в наступление войска Колчака (свыше 300 тыс. человек). Колчаковцы захватили Уфу и двинулись к Волге, на Симбирск и Самару,Восточный фронт вторично стал главным для Советской республики.

IV этап: апрель 1919-апрель1920 года (этап решающих сражений Гражданской

В апреле 1919 года советские войска Южного крыла под командованием Фрунзе начали

контрнаступление против Колчака, в ходе которого были освобождены Бугуруслан,

Белебей и Уфа. Колчаковские войска оказались отброшенными сначала к Уралу, а затем

за Урал и окончательно разгромлены в начале 1920 года. Адмирал А.В. Колчак был взят в

В апреле - мае 1919 года на Западном фронте было отражено первое наступление

генерала Юденича на Петроград. На юге наступление Красной Армии против Деникина

продолжалось до апреля 1920 года. К концу 1919 года войска Антанты окончательно ушли

V этап: апрель-ноябрь 1920 года.

Это завершающий этап Гражданской войны как вооруженного противоборства красных и

белых. Особенностью этого этапа явилась советско-польская война.

В апреле 1920 года польские войска захватили Киев, но уже в мае он был освобожден

советскими войсками. Осенью 1920 года основные события развернулись на Южном

фронте. В ноябре войска Южного фронта прорвали укрепления белых на Перекопском

перешейке и взяли Крым. На преобладающей части территории России Гражданская

война завершилась, но еще продолжалась на окраинах.

VI этап: 1920-1922 год.

Красная Армия установила советскую власть в Закавказье и Средней Азии. На Дальнем

Востоке война продолжалась до октября 1922 года .

ü Основные причины Гражданской войны

Обострение социальных противоречий в Российском обществе.

Конфискация помещичьих земель.

Создание однопартийной политической системы.

Политика ведущих политических партий (кадетов, эсеров, меньшевиков).

Захват власти большевиками и стремление свергнутых классов восстановить свое господство.

ü События, явившиеся началом Гражданской войны (повод).

У частники.

рабочий класс офицерство

беднейшее крестьянство дворянство

ü Итоги Гражданской войны

Сопротивление белой армии было подавлено, советская власть утвердилась на всей территории страны, в том числе и в большинстве национальных регионов, были созданы условия для укрепления диктатуры пролетариата и осуществления социалистических преобразований.

ü Вывод: Большевики победили в гражданской войне и сохранили государственность России. Причины победы большевиков:

· поддержка большей части населения;

· национальные окраины поддержали большевиков, поверив Декрету «О правах наций на самоопределение;

· массовая дисциплина в армии большевиков;

· у белого движения не было единства, не было единого управления, не было единого центра;

· руководство европейских стран боялось недовольства в своих странах, война против Советской России не была популярной.

4. Закрепление материала, итоговое тестирование.

Вопрос 1

Выступление каких частей привело к эскалации Гражданской войны на большей части территории России?

Но день придет, когда свободным
Порывом движима, страна
Склонит пред прахом благородным
Колени, горечи полна.
(Стихи неизвестного автора).

Слово учителя.

Гражданская война… Это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Это были две наиболее организованные, непримиримые силы – белые и красные. Но главное место – человек. И вот сегодня, спустя годы, оглядываясь назад, мы задаем себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской войне?

Гражданская война это:

  • период острых классовых столкновений;
  • противостояние классов и общественных групп;
  • способ разрешения конфликта с помощью вооруженных сил.

Особенности гражданской войны.

Причины гражданской войны.

Показать территорию, охваченную войной.

Направления главных ударов красных и белых.

Учитель: Почти 80 лет назад поэт Леонид Мартынов писал:

Главное место в гражданской войне, как и в любой другой, занимал человек…

Александр Васильевич Колчак – неординарная фигура и противоречивая. И кто бы с ним ни соприкасался, всегда находил новые грани, отражающие совсем необычный свет дореволюционной эпохи.

Географ, путешественник, мореплаватель, военный А.В. Колчак волею сложившихся обстоятельств став диктатором, возложил на себя тяжелую ответственность за дальнейшую судьбу многострадальной России. О Колчаке слагали легенды. Его призывали остановить всколыхнувшиеся массы, пропитанные безумием свободы и обманчивой возможностью сразу поднять из нижних эшелонов социальных ниш общества к самым его вершинам.

Подготовить презентацию.

Учитель: Адмирал А.В. Колчак - неизвестные страницы биографии

Александр Васильевич Колчак родился 4 (16) ноября 1874 года. Его отец – Василий Иванович Колчак стал героем обороны Севастополя в годы Крымской войны. Выйдя в отставку, в чине генерал-майора артиллерии, он написал известную книгу "На Малаховом кургане".

А.В. Колчак закончил Морской Кадетский Корпус с премией адмирала Рикорда. В 1894 г. он был произведен в мичманы. В 1895 г. – в лейтенанты.

1 ученик: Колчак – полярный исследователь

2 ученик: Колчак в годы русско-японской войны

3 ученик: Военная и научная деятельность Колчака (1906-1914 гг.)

4 ученик: Колчак в Первой мировой войне.

5 ученик: Колчак и февральская революция.

6 ученик: Колчак и гражданская война в России.

7 ученик: Подлинные отношения Колчака с интервентами.

8 ученик: Политические и экономические цели Колчака

9 ученик: Гибель Адмирала.

Учитель:

Уроки войны. Гражданская война – страшное бедствие, национальная трагедия. Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни. В такой войне нет победителей. Поэтому наша задача – сделать все возможное для исключения и повторения гражданской войны.

Читайте также: