Сады арабов в испании конспект

Обновлено: 04.07.2024

В истории архитектуры средневе­ковье делят на три периода: ранне-средневековый (IV—IX вв.), роман­ский (X—XII вв.), готический (ко­нец XII—XIV вв.). Смена архитек­турных стилей существенно не отра­жается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искус­ство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более дру­гих требующее для своего существо­вания мирной обстановки, приоста­навливает свое развитие. Оно суще­ствует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на тер­риториях, относительно защищенных от разрушения.

Монастырские сады. В них выра­щивали травянистые лекарственные и декоративные растения. Планиров­ка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекаю­щиеся дорожки делили сад на четы­ре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Хри­ста, устанавливался крест или выса­живался куст роз.

Сады при замках устраивали внут­ри их территории. Они были неболь­шими и замкнутыми. Здесь выращи­вали цветы, имелся источник — ко­лодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном,— прием, получивший широкое распро­странение в парках.

Сад-лабиринт — прием, сформи­ровавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными пу­тями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкла­дывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разде­лялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты полу­чили широкое распространение в ре­гулярных и даже пейзажных парках. В России такой лабиринт был в Лет­нем саду (не сохранился), регуляр­ной части Павловского парка (вос­становлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетен­ных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).

Позднее средневековье характери­зуется открытием первых универси­тетов (Болонья, Париж, Оксфорд, Прага). Садоводство и ботаника достигли высокого уровня развития, появились первые ботанические са­ды (Аахен, Венеция и др.).

Сады арабов в Испании

В VIII в. арабы (мавры) обосно­вались на Пиренейском полуострове и пробыли здесь почти семь веков. Толедо стал крупным центром обра­зования, а Кордова — самым циви­лизованным городом Европы.

Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных со­оружений, арабы сумели использо­вать таяние снегов на горных верши­нах и создали мощную гидротехни­ческую систему, превратив безвод­ную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип са­да — испано-мавританский. Это не­большой дворик (200—1200 м 2 ) атриумно-перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или огра­дой, представляет собой продолже­ние парадных и жилых покоев под открытым небом.

Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов — Альгамбре (650X200 м) и Генералифе (пло­щадь 80Х 100 м).

В Альгамбре помещения дворца группировались вокруг Двора мирт и Двора львов. Двор мирт (47Х 33 м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орна­ментом. В центре находится бассейн (7X45 м), вытянутый по длинной оси и обрамленный рядами стриже­ного мирта. Главным эффектом яв­ляется отражение аркады башни в воде бассейна. Двор львов (28Х X19 м) также окружен стенами и аркадой, пересечен двумя взаимно перпендикулярными каналами, в центре которых находится фонтан из двух алебастровых ваз, поддер­живаемых 12 черными мраморными львами.

Имеется также Двор королевы, украшенный фонтаном, 4 кипариса­ми по углам, а главное — сложным орнаментом покрытия, в рисунок ко­торого вплетены и бассейн, и места посадки кипарисов.

Ансамбль Генералиф — летняя ре­зиденция халифов, расположена вы­ше Альгамбры на 100 м. Это комп­лекс изолированных садов-патио на террасах. Наиболее известен двор с каналом. Он вытянут и окружен аркадой, по центру проложен узкий 40-метровый канал, украшенный дву­мя рядами фонтанов. Их тонкие струи образуют арочную аллею. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники.

Связь между внутренним замкну­тым пространством сада и открыты­ми внешними видами достигается путем устройства видовых точек, оформленных аркадами. Этот прием взаимосвязи получил в дальнейшем широкое развитие в ландшафтном искусстве.

Вода — основной мотив сада. Она присутствует в каждом патио в виде каналов, бассейнов, источников, бьющих из-под земли. Вода то сте­кает по каналам, сделанным %в пери­лах лестниц, то узкой полосой про­низывает плоскость сада, то растека­ется обширным зеркалом (Двор мирт), то образует фонтанные струи. Во всем ее многообразии прослежи­вается стремление показать ценность каждой ее капли.

Растительность используется та­ким образом, чтобы продемонстри­ровать индивидуальные достоинства каждого экземпляра. Кипарисы, апельсиновые и мандариновые де­ревья, жасмин, миндаль, олеандр, ро­зы высаживали свободно. Как архи­тектурный элемент стрижка приме­нялась редко.

Жаркий климат не позволял ис­пользовать газон, поэтому большая часть территории оформлялась деко­ративным мощением.

В цветовом решении характерно сочетание общей сдержанной цвето­вой гаммы стен, зелени деревьев и кустарников с яркими вкраплениями красивоцветущих растений или цвет­ных покрытий. Декоративное моще­ние — один из важных элементов испано-мавританского сада. Иногда цветной майоликой облицовывали подпорные стены и скамьи сада. Ос­новные цвета — голубой, желтый, зе­леный.

Таким образом сформировался испано-мавританский стиль с комп­лексом своих приемов, соответствую­щих требованиям времени, природы, национальным традициям.

сад в испании

Арабские средневековые сады в Испании

В VIII в. Испания была завоевана маврами, как тогда называли арабов. Господство мавров на Пиренейском полуострове продолжалось на протяжении восьми веков. Это было очередное завоевание могущественного арабского халифата, образованного в VII в. на землях Аравии, Ирана, Ирака, Сирии, Палестины, Северной Африки включая Египет. На основе культурных достижений прошлых эпох арабы создали свою оригинальную культуру.

ботанические сады испании

Основной религией арабского халифата был ислам. Эта новая религия, основателем которой был Мухаммед (570-632), была по тому времени революционным вероучением. Ислам проповедовал братство: мусульманин мусульманину брат; а также равенство: хозяин и слуга должны есть одинаковую пищу. Принцип равенства, который утверждался исламом, был очень популярен среди угнетенных кастовых сословий. Дух благородства и братства, простота учения о едином боге производили огромное впечатление на людей. Проводя кампанию против идолопоклонничества, Мухаммед столкнулся с сильной оппозицией в Мекке, и в 622 г, бежал в Медину. Но в 629 г. Мухаммед вновь завоевал Мекку. А к концу своей жизни он владел уже всей Аравией. В 632 г. преемником Мухаммеда стал Абу-Бакр. После него халифом был Омар (634-644). В течение 25 лет арабской армией были завоеваны Сирия, Персия и Египет. Позднее, во времена Валида I, были завоеваны Северная Африка и Испания. Таким образом, арабы контролировали все торговые пути из Китая, Индии и Африки.

В 749 г. Абдас Аббас стал первым халифом аббасидов, столицей которых был Багдад. Аббасиды – шииты, последователи пророка Али, придерживались более либеральных взглядов, чем их предшественники – сунниты.

ночи в садах испании

При Гарун-аль-Рашиде (786-809) Багдад стал крупным торговым и культурным центром. Сюда съезжались арабские, греческие, еврейские ученые. Халиф посылал их в разные концы Восточной Римской империи для поисков и приобретения всех имеющихся там работ греческих философов. Таким образом, арабы получили труды Аристотеля, Платона, Гиппократа, Галена. Эвклида, Птолемея, которые были переведены на арабский язык и снабжены квалифицированными комментариями. Так зарождалась богатейшая арабская культура, впитавшая в себя лучшие элементы персидской и египетской культур, науки греков и индусов.

сады и дворцы альгамбра

Арабская культура оказали большое влияние на жизнь народов Испании. Толедо стал крупным центром образования, а Кордоба – самым цивилизованным городом в Европе: в X в. здесь было 70 библиотек и 900 общественных бань. Мавры познакомили испанцев с новыми музыкальными инструментами, в том числе гитарой. Шахматы, заимствованные персами у индусов, были позже привезены мусульманами в Испанию, а затем распространились по всей Европе. Арабы ввезли новые сельскохозяйственные и садовые культуры (кунжут, рис, лимон, дыню, абрикос, лук-шалот и др.).

Арабские средневековые сады ландшафтного дизайна, обычно замкнутые и окруженные со всех сторон стенами, отличались изысканностью. Геометричность их композиционного построения подчеркивалась сетью узких каналов, разделявших территорию на участки, в оформлении которых значительное место отводилось прямоугольным и квадратным газонам и гармоничным цветовым сочетаниям растений. В небольших двориках главными декоративными ландшафтными элементами были небольшие бассейны, выложенные цветными изразцами, стриженые вечнозеленые кустарники.

сад альгамбра

Самыми известными произведениями садово-паркового ландшафтного искусства Испании до настоящего времени являются сады, созданные арабами в XIII-XIV вв. – ландшафтные сады дворцов Альгамбра и Генералиф в Гренаде. Главный дворец-крепость Гренады – Альгамбра (Красный дом) – начали строить в 1238 г. и строили 120 лет.

Сады Альгамбры имеют характерную для интимных арабских садов планировку и композицию ландшафтного дизайна. Это дворы небольших размеров (100-150 м 2 ) с водными устройствами и густыми посадками деревьев и кустарников. Много цветов. Отдельные участки расположены на разных уровнях и изолированы друг от друга. В каждый дворик – патио попадаешь через проем в стене. Вода является главным украшением ландшафтных садов: перетекает из одного бассейна в другой по маленьким открытым каналам, струится каскадами, поднимается струями фонтанов.

двор львов

Главный двор ансамбля – Двор миртов, включает большой прямоугольный бассейн, окруженный живой изгородью из миртов, над которыми возвышаются кроны платанов. Рядом с Двором миртов расположен Двор львов. В центре двора фонтан в виде большой чаши, которую поддерживают 12 львов, из пастей которых тонкими струями течет вода.

Сады Генералифа, летней резиденции эмиров Гренады, подобно ландшафтным садам Альгамбры, решены в виде изолированных участков, расположенных на 8 террасах. Их отличает обилие водных устройств. Вытекающая из скалы вода на самом высоком участке собирается в водоем и распределяется по саду. Центральное место в ансамбле занимает Двор канала длиной 40 м с беломраморным узким каналом, с обеих сторон которого бьют наклонные струи фонтанов. С террас Генералифа открывается красивый вид на Альгамбру, расположенную на 150 м ниже, и город.

сады генералифа

Генералиф и Альгамбра не имеют недостатка в воде, поступающей с гор Сьерра-Невады. Чем жарче день, тем больше воды поступает от тающих снегов на вершине гор.

Арабы сыграли огромную роль и в развитии европейской науки. Из Испании и Сицилии арабская цивилизация стала проникать по Францию и Италию. Самым большим ее даром Европе была бумага, которую арабы научились производить у китайцев и построили в XII в. первые фабрики по производству бумаги в Испании и Сицилии. Одним из крупнейших вкладов арабов в мировую науку было заимствованное у индусов и введение нуля в арифметику. До этого в Европе пользовались римскими цифрами, предел которых весьма ограничен. Алгебра, созданная Диофантом из Александрии, не была предметом широкого изучения до века арабского просвещения. Больших успехов добились арабы в медицине.

детский ландшафтный парк

Арабы были не только носителями науки, но и ее создателями. С помощью новых приборов арабские ученые получили точные знания о форме Земли, о положении и числе планет. Астрономия выросла из своей первоначальной астрологической формы и стала точной наукой. Ботаника и химия как самостоятельные науки так же обязаны своим появлением и развитием арабам. Ими открыты углекислый калий, нитрат серебра, азотная и серная кислоты.

После изгнания арабов с Пиренейского полуострова традиции арабского садово-паркового ландшафтного искусства не умерли. Сохранился мудехарский стиль (мудехары – мусульмане, оставшиеся жить на территории Испании). К памятникам мудехарского стиля относятся ландшафтные сады замка Алькасар в Севилье (XIV – XV вв.), построенные по образцу Альгамбры и включающие ряд двориков, из которых наиболее известен двор Марии Падиллы.

В VIII в. арабы (мавры) обосно­вались на Пиренейском полуострове и пробыли здесь почти семь веков. Толедо стал крупным центром обра­зования, а Кордова — самым циви­лизованным городом Европы.

Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных со­оружений, арабы сумели использо­вать таяние снегов на горных верши­нах и создали мощную гидротехни­ческую систему, превратив безвод­ную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип са­да — испано-мавританский.. Это небольшой дворик (200—1200 м 2 ) атриумно-перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или огра­дой, представляет собой продолже­ние парадных и жилых покоев под открытым нёбом. Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов — Альгамбре (650X200 м) и Генералифе (пло­щадь 80Х100 м).

В Альгамбре помещения дворца группировались вокруг Двора мирт и Двора львов. Двор мирт (47X33 м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орна­ментом. В центре находится бассейн (7X45 м), вытянутый по длинной оси и обрамленный рядами стриже­ного мирта. Главным эффектом яв­ляется отражение аркады башни в воде бассейна. Двор львов (28Х X19 м) также окружен стенами и аркадой, пересечен двумя взаимно перпендикулярными каналами, в центре которых находится фонтан из двух алебастровых ваз, поддер­живаемых 12 черными мраморными львами.

Имеется также Двор королевы, украшенный фонтаном, 4 кипариса­ми по углам, а главное — сложным орнаментом покрытия, в рисунок ко­торого вплетены и бассейн, и места посадки кипарисов.

Ансамбль Генералиф — летняя ре­зиденция халифов, расположена вы­ше Альгамбры на 100 м. Это комп­лекс изолированных садов-патио на террасах. Наиболее известен двор с каналом. Он вытянут и окружён аркадой, по центру проложен узкий 40-метровый канал, украшенный дву­мя рядами фонтанов. Их тонкие струи образуют арочную аллею. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники.

метрия, обогащается общая картина сада.

Связь между внутренним замкну­тым пространством сада и открыты­ми внешними видами достигается путем устройства видовых точек, оформленных аркадами. Этот прием взаимосвязи получил в дальнейшем широкое развитие в ландшафтном искусстве.

Вода — основной мотив сада. Она присутствует в каждом патио в виде каналов, бассейнов, источников, бьющих из-под земли. Вода то сте­кает по каналам, сделанным в пери­лах лестниц, то узкой полосой про­низывает плоскость сада, то растека­ется обширным зеркалом (Двор мирт), то образует фонтанные струи. Во всем ее многообразии прослежи­вается стремление показать ценность каждой ее капли.

Растительность используется та­ким образом, чтобы продемонстри­ровать индивидуальные достоинства каждого экземпляра. Кипарисы,

апельсиновые и мандариновые де­ревья, жасмин, миндаль, олеандр, ро­зы высаживали свободно. Как архи­тектурный элемент стрижка приме­нялась редко.

Жаркий климат не позволял ис­пользовать газон, поэтому большая часть территории оформлялась деко­ративным мощением.

В цветовом решении характерно сочетание общей сдержанной цвето­вой гаммы стен, зелени - деревьев и кустарников с яркими вкраплениями красивоцветущих растений или цвет­ных покрытий. Декоративное моще­ние — один из важных элементов испано-мавританского сада. Иногда цветной майоликой облицовывали подпорные стены и скамьи сада. Ос­новные цвета — голубой, желтый, зе­леный.

Таким образом, сформировался испано-мавританский стиль с комп­лексом своих приемов, соответствую­щих требованиям времени, природы, национальным традициям.

Хенералифе (Сад архитектора, или Верхний сад, или Высокий сад) – это бывшая летняя резиденция эмиров династии Насридов, которые правили в Гранаде в XIII—XIV ст. Сады Хенералифе расположены на холме Серро-дель-Соль. Вместе с крепостью-резиденцией Альгамбра и районом Альбайсин, образующими средневековую часть города, садово-парковый комплекс Хенералифе занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он носит статус самого старого из маврских садов, которые сохранились до наших времен, и является истинным шедевром садоводческого искусства, воссоздающим образы рая из Корана.

Сады Хенералифе находятся рядом с архитектурно-парковым ансамблем Альгамбра, на соседнем холме. В прежние времена они соединялись крытым мостом, перекинутым через овраг, который сегодня их разделяет. Хенералифе представляет собой систему прекрасных садов с павильонами. Это место служило уютным приютом, куда султаны часто удалялись, чтобы отдохнуть от дворцовых забот. А близость Альгамбры позволяла им быть наедине с природой, чувствовать себя в отрыве от дворцовой суеты и при этом быть в курсе всех непредвиденных и срочных дел.


О возникновении Хенералифе была сложена поэтическая легенда: мавританский король получил предсказание о том, что его сын, встретив женщину, будет обречен на несчастье. И тогда правитель поселил его в Хенералифе, чтобы исключить возможность злополучной встречи.

Садово-парковый комплекс Хенералифе был построен в 1319 году и много раз перестраивался. Он состоит из множества зданий, дворов и садов, что делает его одной из самых крупных достопримечательностей Гранады.


Первоначально в Хенералифе вело три входа, но сейчас войти туда можно только по кипарисовой аллее, которая была создана сравнительно недавно – в 1931 году - Франсиском Прието Морено. С помощью декоративного садоводства архитектор смог создать великолепные композиции из кипарисов. А знание особенностей ландшафтного дизайна этой местности в эпоху мусульманского владычества (мощеный пол, обилие цветочных композиций, водоемы) помогло ему создать сады, которые по красоте не уступают шедеврам Насридов. В 1951 году было завершено строительство современной части Хенералифе. Дорожки сада вымощены в традиционном гранадском стиле с мозаикой из камней: черные были собраны в реке Генил, а белые – в реке Дарро. Пройдя по кипарисовой аллее, можно попасть к Двору-ступеньке (Патио Апеадеро), а затем – ко Двору канала (Патио- де-ла-Асекиа). Последний является главным символом сада Хенералифе. Он засажен апельсиновыми и миртовыми деревьями, вековыми кипарисами, лаврами и розами. Патио-де-ла-Асекия создан по традиционной персидской схеме - двор крестообразно пересекают каналы, словно четыре реки, вытекающие из общего истока. В основу сада Хенералифе заложен принцип Шахарбах: с помощью четырех водных потоков образовывается крест, которые наполняет бассейн. Королевский канал занимает основную часть двора, орошая всю Альгамбру и сады Хенералифе. Он окружен пышными клумбами, павильонами и колоннадами. По всей длине его пересекают струйки небольших фонтанов, создавая очаровательную водную композицию. Однако в прежние времена фонтаны располагались только в начале и конце канала, а перекрестные струи, оживляющие поверхность воды, были сооружены гораздо позже – в эпоху романтизма.

За Двором канала находится арочный портик, который ведет в щедро украшенный лепниной Королевский зал со смотровой площадкой XIV столетия. Хотя дворец Хенералифе и имеет богатый декор, соперничать в этом отношении с Альгамброй он не может. Да и не должен, ведь он создавался не для пышных приемов и торжеств, а для уединения и отдыха.



Королевский зал ведет в Кипарисовый двор или Сад султанши (Хардин-да-ла-Султана) в женской части Хенералифе. С кипарисом, благодаря которому двор получил одно из своих названий, связана легенда, рассказывающая о том, как жена султана Боабдила влюбилась в одного из знатных арабов и встречалась с ним в саду Хенералифе под деревом. Про измену доложили владыке, тогда он выследил влюбленную пару у кипариса. Поймать соперника Боабдила не сумел, но заметил на его щите желтого льва – герб семьи Абенсеррахе. Наутро все взрослые мужчины этого рода были обезглавлены. В подтверждение этой истории на знаменитом дереве висит табличка, которая гласит: “Этот кипарис видел историю любви жены султана Боабдила и кабальеро из рода Абенсеррахов”.

После христианского завоевания Кипарисовый двор неоднократно перестраивался, но все равно сохранил очень много прекрасного от своего первоначального облика и пристрастий исконных владельцев. Хардин-да-ла-Султана является одним из наиболее хорошо сохранившихся садов мусульманского периода в Испании.
За Кипарисовым двориком следуют Львиная и Водяная лестницы, поднявшись по которым можно попасть в Верхние сады дворца. Водяная лестница, скрывшаяся под переплетением лавровых зарослей, получила свое название из-за того, что по ее бокам вместо перил струятся два тонких потока воды, которая течет из Двора канала. Раньше эта лестница вела в маленькую часовню на вершине скалы, а также предназначалась для предмолитвенного омовения.

Гранадские сады описывал итальянский путешественник Андреа Наваджеро. Его приводили в восторг дворы, фонтаны, мирты и апельсиновые деревья Хенералифе. И действительно, здесь есть чем восхищаться. На территории сада прекрасно сочетаются аккуратно подстриженные геометрические формы кустов и деревьев, буйство красок растущих цветов, зеркальная поверхность каналов и мелодично журчащая вода фонтанов. Всё это создает неповторимое зрелище, захватывающее дух своей красотой и поэтичностью.

Каждый год весной сады Хенералифе окунаются в шум и веселье – в это время здесь проводится международный музыкально-танцевальный фестиваль.

сад

Арабские сады
Заимствовав опыт римлян в гидротехнике, арабы сумели использовать таяние снегов в горах и за несколько столетий превратили скалистую и безводную Испанию в цветущий и плодородный край, создав в XI—XIII вв. прекрасные ансамбли в Гранаде, Толедо, Кордове, Севилье. Арабская Испания стала одной из самых богатых и благоустроенных стран Европы.

Сады Альгамбры. Сады расположены внутри и вокруг жилой час дворца. Любоваться садом можно только двигаясь по вымощенным и приподнятым на полметра дорожкам.

Сады Альгамбры. Сады расположены внутри и вокруг жилой час дворца. Любоваться садом можно только двигаясь по вымощенным и приподнятым на полметра дорожкам.

Сады Хенералифе. Двор канала. Комплекс построен на контрастах цвета и света, формы и декора. Из полутемных наполненных прохладой внутренних помещений открывается волшебный вид на залитые ослепительным солнцем дворы.

Сады Хенералифе. Двор канала. Комплекс построен на контрастах цвета и света, формы и декора. Из полутемных наполненных прохладой внутренних помещений открывается волшебный вид на залитые ослепительным солнцем дворы.

Мавзолей напоминает диковинный волшебный цветок, выросший в сказочном саду.

Львиный двор. План двора строго симметричен: от расположенного в центре фонтана, поддерживаемого 12 львами, по четырём каналам отходит вода. Все в точном соответствии с текстом Кооана.

Львиный двор. План двора строго симметричен: от расположенного в центре фонтана, поддерживаемого 12 львами, по четырём каналам отходит вода. Все в точном соответствии с текстом Кооана.

В основе садов Хенералифе — тот же персидский принцип шахар-багх: четыре водных потока, образующие пересекающийся крест, втекают в центральный павильон или бассейн. В мусульманских садах источники воды воспринимались как метафора райской жизни: наслаждаясь их журчанием и прохладой, человек при жизни получал возможность приобщиться к неземному блаженству.

Миртовый двор. Часто его именуют Двором пруда, так как в центре устроен прямоугольный вдвоем. В спокойной водной глади отражается ажурный рисунок аркад

Миртовый двор. Часто его именуют Двором пруда, так как в центре устроен прямоугольный вдвоем. В спокойной водной глади отражается ажурный рисунок аркад

Разбивая сады, посвящённые Корану, арабские халифы стремились создать совершенные композиции окружающего пространства, воды, растений и архитектурных сооружений. Вместе с исламом сады этого типа распространились от священной Мекки до Индии, Юго-Восточной Азии, Малайзии и Индонезии. Кроме Испании они получили известность в Северной Африке, частично в Южной Франции и на юге России.

Миртовый двор с прямоугольным водоёмом, исполненный гармонии, благородства и покоя, занимает центральную часть дворца Комарес — парадной резиденции гранадских правителей. Вдоль длинных сторон водоёма высажены миртовые деревья, с востока и запада тянутся гладкие плоскости побелённых стен с двойными окнами и нишами, а по торцам расположены аркады на невысоких колоннах. Большую роль играет зеркальная, поднятая почти до уровня пола поверхность водоёма, отражающая башню Комарес, зелень мирта и лазурное небо.

Читайте также: