По поводу отцов и детей конспект

Обновлено: 05.07.2024

Статья Тургенева звучит в унисон с письмом Герцена к Тургеневу, написанным сразу по прочтении "Отцов и детей". Герцен, которому в не меньшей степени, чем Тургеневу, были известны убеждения Добролюбова и Чернышевского и соответственно взгляды самого Тургенева, не склонен был отождествлять образ Базарова с вождями революционной демократии. Более того, он, как явствует из его письма, узнал в Базарове лицо, с которого Тургенев писал свой роман.

Этот факт остался неучтенным исследователями. А между тем Герцен не только узнал, но и был недоволен полемикой, которую вел Тургенев, - полемикой не с вождями революционной демократии, о чем много писали, но непосредственно с самим Базаровым, о чем писал один Герцен. Ведь именно Герцен, четко отграничив Базарова от Чернышевского и Добролюбова, адресовал главный упрек Тургеневу: "Если б, писавши, сверх того, ты забыл о всех Чернышевских в мире, было бы для Базарова лучше". Очевидно, Герцен придавал большое значение образу Базарова, и, по мнению Герцена, Тургенев был излишне увлечен этой полемикой, что и помешало ему раскрыть внутренние стороны его характера. "Мне кажется, - писал он Тургеневу, - что ты, как достолюбезный бретер, остановился на дерзкой, сломанной, желчевой наружности, на плебейско-мещанском обороте, - и, приняв это за оскорбление, пошел далее. Но где же объяснение, каким образом сделалась его молодая душа черствой снаружи, угловатой, раздражительной.

Что воротило в нем назад все нежное, экспансивное. Не книга же Бюхнера? Вообще, мне кажется, что ты несправедлив к серьезному, реалистическому, опытному воззрению и смешиваешь (его?) с каким-то грубым, хвастливым материализмом, но ведь это - вина не материализма, а тех Неуважай-Корыто, которые его скотски понимают".

Казалось бы, это письмо Герцена к Тургеневу содержало очень резкие отзывы в связи с его "Отцами и детьми". И странно, что сам Тургенев был им очень доволен. По-видимому, все дело заключалось в том, что Герцен, как никто другой, ощутил масштаб образа Базарова и его одобрил. Это и было главным для Тургенева. Это было главным и для Герцена, который, упрекая Тургенева в излишней, на его взгляд, полемике, не без удовольствия писал ему: "Ты сильно сердился на Базарова - с сердцов карикировал его, заставлял говорить нелепости - хотел его покончить "свинцом" - покончил тифусом, - а он все-таки подавил собой - и пустейшего человека с душистыми усами, и размазню отца Арк , и бланманже Аркадия". 11 Подтверждая свой взгляд на Базарова, Герцен одобрил и реквием на его могиле в конце романа, хотя и предостерегал Тургенева, говоря, что он "хорош, но опасен, ты эдак не дай стречка в мистицизм". 12 А между тем, как показывает черновая рукопись романа, которая стала известной лишь в 1989 году, этот столь необходимый писателю масштаб для характеристики героя дался ему не сразу. 13 Так, железная решетка первоначально в черновом варианте была заменена Тургеневым на железную ограду, а страстное, грешное, беспокойное сердце героя - на уже вписанный эпитет "бунтующее" (

Тургенев немедленно ответил Герцену на его письмо, где так же, как и он, писал о Базарове и где впервые цитировал строки из своего дневника, которые затем он процитирует в статье "По поводу "Отцов и детей"".

При сочинении Базарова, - подчеркивал он, - я не только не сердился на него, но чувствовал к нему "влечение, род недуга", - так что Катков на первых порах ужаснулся и увидел в нем апофеозу "Современника" и вследствие этого уговорил меня выбросить немало смягчающих черт, в чем я раскаиваюсь"

Впоследствии, готовя отдельное издание романа, Тургенев, как показывает черновая рукопись произведения, восстановил те из "смягчающих черт", в которых он раскаивался. 14 Эта же черновая рукопись говорит и о том, как трудно проходила тургеневская работа над текстом романа, как чуток он был к каждому слову. Прежде всего это относится к главному герою романа Евгению Базарову.

Внося изменения уже в его внешний облик, автор "Отцов и детей" был явно озабочен тем, чтобы герой не утратил ни своего обаяния, ни тех своих черт, которые позволяли предполагать в нем исключительные достоинства. Казалось бы, длинные волосы - характернейшая черта в облике нигилиста. А между тем Тургенев долго колебался, и прежде чем волосы Базарова стали длинными и густыми, они были и короткими, и коротко остриженными, и недлинными. "Коротко остриженные темно-белокурые волосы ложились на крупные выпуклости просторного черепа" - таков был первоначальный вариант этого отрывка, и, как показывает произведенная правка, сомнения писателя были связаны с тем, что длинные волосы могли скрыть "крупные выпуклости просторного черепа" Базарова. И до того как он нашел окончательное "не скрывали", в рукописи было: "не могли скрыть однако". В результате Тургенев пришел к такому варианту в окончательном тексте: "Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа"

Сам Тургенев в письме к Герцену так определил свою творческую задачу, которая стояла перед ним при создании образа Базарова: "Положа руку на сердце, я не чувствую себя виновным перед Базаровым и не мог придать ему ненужной сладости. Если его не полюбят, как он есть, со всем его безобразием - значит я виноват и не сумел сладить с избранным мною типом. Штука была бы не важная представить его - идеалом; а сделать его волком и все-таки оправдать его - это было трудно; и в этом я, вероятно, не успел; но я хочу только отклонить нарекание в раздражении против него. Мне, напротив, сдается, что противное раздражению чувство светится во всем, в его смерти и т.д." (Письма, 5, 50-51).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор: Радионова Валерия Валерьевна

МБОУ СШ №49 г. Ульяновск

Учитель истории, обществознания

Цель: помочь учащимся научиться избегать конфликтных ситуаций в общении с родителями

Выявить причины конфликта между старшим и молодым поколениями.

Рассмотреть основную причину конфликта — отсутствие взаимопонимания;

Побудить учеников иметь более теплые взаимоотношения со старшими;

сплочение учебных групп;

формирование коммуникативных компетенций;

способствовать формированию у студентов уважительного отношения к семье и родителям.

Оборудование: проектор, ноутбук, доска, музыкальное сопровождение;

План классного часа:

Оргмомент (2 мин.)

Вводное слово учителя (3мин.)

“ Свод правил отцов и детей” (4мин.)

Рефлексия (2мин.)

Ход классного часа

I . Оргмомент (2 мин.)

Учитель: Мы сегодня будем с вами разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор, который мы посвятим проблеме всех времён и народов… Проблеме отцов и детей.

Перед вами коробочки с вопросами. Предлагаю вам вытягивать по одному вопросу и отвечать на него.

1. Какое время из проведенных дней в кругу семьи в минувшем году вам больше понравилось?

2. Что вы планируете сделать вместе с семьёй в предстоящее полугодие?

3. Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своем отце ?

4. Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своей маме?

5. Назовите одну из ваших семейных традиций.

6. Назовите, то что вас делает счастливым в семье.

7. Назови одно из мест, куда вы больше всего любите ходить вместе с семьей.

8. Назовите две вещи, которые вы сделали бы для семьи, если бы стали

9. Какие есть два секрета, на ваш взгляд, прочной и дружной семьи?

10. Какими, по вашему мнению, будут семейные отношения через 100 лет?

11. Какой совет вы бы дали родителям, которые хотят лучше воспитывать своих детей?

12 Согласны ли вы, что применение наказания- лучший способ добиться от детей послушания?

13. Назовите один из подарков, который бы вы хотели от родителей в день рождения?

14. Был ли такой день в минувшем году, когда вы чувствовали себя особенно близкими со своими родителями?

15. Назовите три вещи, которые вызывают дружный смех в вашей семье?

16. Какой я вижу свою собственную семью?

-Большое спасибо вам за откровенность.

-Итак, конфликт между родителями и детьми. Есть ли они в ваших семьях, что становится причиной и как выйти из состояния конфликта с наименьшими потерями.

Учитель: Вопрос для учеников: Каковы причины конфликтов, по вашему мнению? (записываем на доске).

1. Нет согласия, равноправия
2. Несовпадение интересов.
3. Непонимание.
4. Недоверие, насмешки.
5. Излишняя опека.
6. Не умение слышать друг друга.
7. Равнодушие.
8. Неуважение к личности.
9. Ложь и неискренность.
10. Вредные привычки.
11. Досуг.
12. Поведение.

Все реплики можно разделить на 5 групп.

1. Поведение. Громкое, непристойное поведение на улице. В общественных местах молодые люди шумят, толкаются, громко смеются и т. п.

Причины: молодые люди импульсивны, им надо выплескивать молодую энергию, все это выливается в шумное веселье, безудержное буйство. Бунтарский дух переходного возраста также приводит их к вольностям и хулиганству.

2. Речь. Молодежь не следит за своими словами, позволяет себе пошлости, неприличные выражения, непочтительное обращение к старшим.

Основной причиной является пример окружающих взрослых, речь которых тоже далека от чистоты в выражениях. Кроме того, своим нахальством старшеклассники пытаются быстро решить возникшие трудности.

3. Одежда. Молодые люди одеваются крикливо, вызывающе, непристойно, слишком яркая косметика, много бижутерии и т. д.

4. Музыка. Непонятное громыхание, не похожее на музыку, слов не слышно, песни без смысла.

5. Отношение к старшим. Молодежь часто проявляет неуважение к старшим, непочтение к их возрасту, отпускает насмешки, допускает обзывания, резкие реплики в ответ на замечание и т. д.

Учитель: старшее поколение имеет причины быть недовольным молодежью. Но и молодежь, в свою очередь, имеет много претензий к старшему поколению. Они по- разному воспринимают окружающий мир. Не всегда обе стороны правы. Но и те и другие делают очень мало, чтобы наладить взаимоотношения друг с другом. Отсутствие коммуникации между поколениями является основой существующего непонимания и неправильного отношения друг к другу.

Нужно разделить класс на две группы и дать им вопросы для обсуждения внутри своей группы.

Вопросы для первой группы:

1. Каковы сильные стороны старшего поколения?

2. Каковы слабые стороны молодого поколения?

Вопросы для второй группы:

1. Каковы сильные стороны молодого поколения?

2. Каковы слабые стороны старшего поколения?

Учитель: Какую линию поведения избрать? Наверное придерживаться каких то правил.

– Давайте их назовем. И в конце нашего разговора составим свод правил “Отцов и детей”.

“ Свод правил отцов и детей”.

Когда ты день рожденья справишь,
И соберется вся родня
Ее ты с гордостью представишь:
“Вот это всё – моя семья!”
А если вдруг на праздник даже
Нагрянут невзначай друзья
О них ты тоже точно скажешь:
“Вот это всё – моя семья!”
Кольцо невесте надевая,
Чувств сокровенных не тая,
Ее с любовью называешь:
“Вот это всё – моя семья!”
И вот детишек стая,
Как колокольчики звенят,
За них ты гордость не скрываешь:
“Вот это всё – моя семья!”
И в жизни ты не мало сделал,
Чтобы цвела земля твоя,
Теперь сказать ты можешь смело:
“Моя страна – моя семья!”
У нас у все одна забота,
Чтобы жила страна моя.
Моя семья – семья народов,
Моя страна – моя семья!

А сейчас предлагаю вам поработать в группах. Составить портреты идеальной семьи, родителей и детей.

- Как вы понимаете слово идеал?( сначала говорят)

Первая группа – вам предлагаю составить портрет идеальных родителей

Вторая группа – создаст словесный портрет идеального ребенка.

Третья группа - составит словесный портрет идеальной семьи.

Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложения:

предложения для каждой группы:

Идеальные родители - это.

Идеальные дети - это.

Идеальная семья - это.

-Посмотрим, что же у нас получилось. Какая группа первая? ( дети читают и прикрепляют цветок )

V . Рефлексия

Наше общение подходит к концу. Полезен ли был наш разговор? Возможно ли разрешение конфликта между детьми и родителями?

Ребята, у меня в руке лепесток цветика-семицветика. Помните сказку Валентина Катаева…Лети, лети лепесток. Через запад на восток…Этот лепесток обладает волшебной силой – исполнением желаний. Предлагаю вам вспомнить наш разговор, дотронуться до лепестка и продолжить фразу – желание. Если вы не хотите озвучить своё желание, дотроньтесь до лепестка и загадайте его молча. Разрешите я начну. Я хочу, чтобы в моей семье все понимали друг друга. (отдаю лепесток и ребята передают его) Последний ребёнок прикрепляет его.)

- Наши желания сбудутся в том случае, если мы будем стремиться стать идеальными детьми, родителями и тогда в семье будет гармония.

Родители подарили нам жизнь, окружили бескорыстной любовью и заботой. Доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огор­чайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотвержен­но и бескорыстно любят вас.

1-я неделя октября. В начале октября школьники проходят роман, который, по мнению современников Тургенева, должны были забыть уже через десять лет. Но время рассудило иначе

Текст: Ольга Разумихина *

Пятьдесят лет назад Иосиф Бродский на чём свет стоит ругал своих современников — Евтушенко и Вознесенского — и даже в одном шутливом стихотворении, посвящённому Александр Кушнеру, написал:

Ничем, певец, твой юбилей
Мы не отметим, кроме лести
Рифмованной, поскольку вместе
Давно не видим двух рублей…
Мы предпочли бы поднести
Перо Монтеня, скальпель Вовси,
Скальп Вознесенского, а вовсе
Не оду, господи, прости.

(Монтень, если что, — великий французский мыслитель эпохи Возрождения, а Вовси — выдающийся российский учёный, доктор медицинских наук.)

Но, прежде чем разбираться с критиками, вспомним — по нашему обыкновению, -—что именно происходит в романе.

— Я не понимаю, как можно не признавать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете?

— Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаем авторитетов, — вмешался Аркадий.

— Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, — промолвил Базаров.

— В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.

— Как? не только искусство, поэзию. но и. страшно вымолвить.

— Всё, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров.

— Однако позвольте, — заговорил Николай Петрович.

— Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете. Да ведь надобно же и строить.

— Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить.

—Это вы все, стало быть, отвергаете? Положим. Значит, вы верите в одну науку?

— Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука — наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе.

Базаров обречён на одиночество: отчасти потому, что он родился и вырос думающим человеком, жаждущим душевной близости с такими же искателями истины, а отчасти — потому что ни разу не усомнился в том, что его требовательность к окружающим справедлива. Может, иногда к людям стоило бы относиться с большей сердечностью — какими бы невеждами, по мнению героя, они ни были? И, может, чувственность всё-таки имеет право на существование? Базаров разобрался с этими вопросами раз и навсегда и больше ими не задаётся. По крайней мере, пока не знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой — женщиной настолько же незаурядной и, будем честны, такой же одинокой. Но, как водится, два сильных человека крайне редко составляют счастливую пару.

Роман этот преимущественно философский. Он мало касается каких-либо общественных вопросов своего времени. Главная цель его поставить рядом философию отцов и философию детей и показать, что философия детей противна человеческой природе и потому не может быть применима в жизни. Задача романа, как вы видите, очень серьёзная. Но автор лишён всякой умственной подготовки к выполнению цели романа; он не только не имеет никакого понятия о системе новой положительной философии, но и о старых идеалистических системах имеет понятия самые поверхностные, ребяческие.

Талант этого писателя [И. С. Тургенева] стал бледнеть перед теми требованиями, которые поставила в задачу романисту критика Добролюбова. Тургенев оказался бессилен учить общество тому, чему должна была научать это общество литература, по мнению Добролюбова. Г-н Тургенев стал терять понемногу свои лавры. Ему стало жаль этих лавров, и он, в отмщение критику, сочинил пасквиль на Добролюбова и, изобразив его в лице Базарова, назвал его нигилистом.

Говорят, что реалисты непочтительны к своим родителям, — неправда! Они только разрознены с ними роковым влиянием общих исторических причин. Реалисты восстановляют детей против родителей — неправда! Они стараются сблизить старшее поколение с младшим. Реалисты не уважают женщин — неправда! Они уважают их гораздо сильнее, чем их уважали поэты и эстетики. Реалисты отрицают брак — и это неправда! Они хотят только, чтобы благосостояние отдельных семейств было в строгом согласии с великими интересами общества.

Откуда же вы, милые русские журналисты, взяли все ваши обвинения против реалистов? Из романа Тургенева? Нет, врёте, там нет этих обвинений. Там даются голые факты, которые надо только понять. А если вы извратили эти факты, сообразно с вашими закулисными выгодами, то вы напрасно прикрываетесь именем честного, хотя и отсталого русского писателя.

Если вы предложите мне вопрос: есть ли у нас в России замечательные поэты? — то я вам отвечу без всяких обиняков, что у нас их нет, никогда не было, никогда не могло быть — и, по всей вероятности, очень долго ещё не будет. У нас были или зародыши поэтов или пародии на поэта. Зародышами можно назвать Лермонтова, Гоголя, Полежаева, Крылова, Грибоедова; а к числу пародий я отношу Пушкина и Жуковского.

Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Проблематика:

  • взаимоотношения поколений (старший и младший Кирсановы; старший и младший Базаровы);
  • нигилизм (Евгений Базаров);
  • отношение к искусству (Павел Кирсанов и Евгений Базаров);
  • отношение к природе (Николай Кирсанов — Евгений Базаров);
  • старое и новое (Павел Кирсанов — Евгений Базаров);
  • проблема происхождения и воспитания (Кирсановы — Базаров).

Смысл названия: В названии романа отражено противоборство старого и нового — мира либерально настроенного дворянства и мира нигилистической прагматичной молодёжи. В то же время Тургенев указывает на вечную актуальность этой темы: всегда были и будут отцы и дети; одни идеи сменяются другими, а старшее и младшее поколения всегда противостоят друг другу.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: роман.

Жанровые особенности: социально-психологический роман.

Время и место действия: Действие происходит в 1859-1860 гг. в усадьбах Марьино (имение Кирсановых) и Никольское (имение Одинцовой), а также в деревне, где живут родители Базарова.

Действующие лица

Евгений Васильевич Базаров — студент-медик, по убеждениям — нигилист (то есть отрицает общепринятые нормы, мораль, этику и вообще любые устоявшиеся представления).

Аркадий Николаевич Кирсанов — друг Евгения Базарова. Сначала разделяет нигилистические убеждения Евгения, потом отказывается от них.

Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия, помещик. По убеждениям — либерал. Интересуется искусством и прогрессивными инновациями. Живёт в гражданском браке с женщиной из крестьян — Фенечкой, чего поначалу очень стесняется.

Павел Петрович Кирсанов — дядя Аркадия Кирсанова, старший брат Николая Павловича. По убеждениям — ярый либерал. Аристократ. Яростный оппонент Евгения Базарова. Не женат.

Василий Иванович Базаров — отец Евгения Базарова. В прошлом хирург, во время действия романа — управляющий в имении жены. По убеждениям консерватор, за современными новшествами не следит. Религиозен.

Арина Власьевна Базарова — мать Евгения Базарова. Очень суеверная и религиозная.

Анна Сергеевна Одинцова — молодая женщина, вдова. Разделяет идеи нигилистов, но превыше всего ставит собственное спокойствие.

Екатерина Сергеевна Локтева — сестра Анны Одинцовой, тихая юная девушка.

Виктор Ситников — приятель Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. По убеждениям — нигилист, но его нигилизм скорее дань моде. Базаров крайне презрительно относится к Ситникову.

Евдокия Кукшина — приятельница Ситникова, также рьяная нигилистка в силу моды.

Фенечка (Федосья Николаевна) — дочь экономки Николая Кирсанова, его гражданская (а впоследствии и законная) жена.

Краткое содержание

Весна 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, помещик, на постоялом дворе ожидает приезда своего сына Аркадия, студента. Сын приезжает с другом — Евгением Базаровым.

Домой Аркадий едет с отцом в коляске, а Базаров — отдельно, в тарантасе. Николай Петрович очень рад сыну, всё время обнимает его. Аркадий несколько смущён и всё оглядывается на Базарова.

Николай Петрович рассказывает сыну о жизни имения, осторожно сообщает, что с ним живёт девушка Феня, но если Аркадий против, то она уедет. Кирсанов-младший не протестует против Фени и размышляет про себя о необходимости преобразований в русской деревне. Николай Петрович пытается декламировать Пушкина, но его прерывает Базаров (просит у Аркадия закурить). Кирсанов-старший замолкает и по дороге больше ничего не говорит.

В имении гостей встречает Павел Петрович Кирсанов, красивый и очень ухоженный мужчина (резкий контраст с Базаровым — неопрятным и равнодушным к собственной внешности). После знакомства студенты отправляются привести себя в порядок с дороги. Павел Петрович расспрашивает младшего брата о Базарове (заметно, что Евгений ему не понравился).

За обедом говорили мало. Потом все сразу же разошлись по своим комнатам. Базаров достаточно резко изложил Аркадию впечатления о семействе Кирсановых. Кирсановы-старшие долго не спали: Павел Петрович размышлял о жизни, глядя в огонь, а Николай Петрович думал об Аркадии.

На следующий день раньше всех проснулся Базаров. Он пошёл гулять, а потом с компанией мальчишек отправился ловить лягушек. Аркадий навещает заболевшую Фенечку и выясняет, что у него есть маленький брат. Он радостно воспринимает эту новость и корит отца за то, что скрывал это от него. Николай Петрович и Павел Петрович расспрашивают Аркадия о Базарове. Младший Кирсанов рассказывает, что Евгений — нигилист, не принимает в жизни ничего, не проверив это на собственном опыте. Тут возвращается Базаров. Он несёт лягушек, наловленных для опытов.

После утреннего чая препирательства между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым становятся совсем уж серьёзными. Николай Петрович хочет как-то снять напряжение и просит Евгения помочь ему собрать удобрения (Николай Кирсанов увлечён инновациями в сельском хозяйстве).

Аркадий пытается устранить неприязнь Базарова к Павлу Петровичу и рассказывает другу историю его жизни. Павел Кирсанов подавал огромные надежды: красавец, военный, молодой — по нему сохли женщины, а мужчины ему завидовали. Но Павел Петрович влюбился в замужнюю княгиню. Княгиня была лёгкого нрава: легко сошлась с Кирсановым, легко его бросила. А Павел Петрович страдал и в течение четырёх лет ездил за ней по всему свету. Потом вернулся на родину. Пытался жить по-прежнему, но его настигла весть о смерти любимой. Тогда он бросил всё и уехал в деревню к овдовевшему брату.

Николай Петрович навещает Фенечку и их ребёнка — маленького Митю. Рассказывается история их отношений: Феня и её мама жили очень бедно, и Николай Петрович забрал их в своё поместье. Он полюбил Фенечку, и после смерти её матери они стали жить как муж и жена.

Базаров также познакомился с Феней и ребёнком, сообщив, что он врач, и если его услуги нужны, то он всегда готов помочь. Евгений случайно слышит, как Николай Петрович играет на виолончели. Базаров смеётся (что сердит и раздражает Аркадия).

Перед сном Николай Петрович вспоминает покойную жену, Павел Петрович размышляет о своём, а Евгений Базаров предлагает Аркадию съездить в город и навестить давнего знакомого.

Молодые люди едут в город, навещают друга Базарова Ильина, встречают Ситникова — ещё одного знакомого Базарова. Виктор Ситников приглашает их в гости к Кукшиной.

У Кукшиной друзьям решительно не понравилось: неопрятная хозяйка и глупые разговоры ни о чём. В разговорах между прочим упоминается Анна Одинцова.

На балу Базаров и Кирсанов знакомятся с Анной Сергеевной Одинцовой — очень милой и приятной женщиной. Она приглашает друзей в гости. Базаров впечатлён тем, насколько Одинцова не похожа на других женщин.

Рассказывается история Одинцовой: её отец проигрался и оставил дочерям только долги. Анна стала решать проблемы сама. Она вышла замуж, прожила с мужем шесть лет и овдовела. С тех пор живёт замкнуто.

В гостях у Анны Сергеевны Базаров ведёт себя неожиданно: много говорит, с охотой рассказывает о медицине. Анна Одинцова проявляет знание предмета и живой интерес. Они с Базаровым много времени проводят вместе, гуляют в саду. Сестра Анны Сергеевны, Катя, несколько стесняется: позволяет себе лишь играть на фортепиано.

Родители очень радуются приезду Евгения, стараются во всём ему угождать, не демонстрировать своих чувств, чтобы его не раздражать.

У родителей Базаров побыл совсем недолго: Евгений сказал, что из-за их чрезмерного внимания он не может работать. Они почти поссорились с Аркадием: младший Кирсанов пытался доказать другу, что нельзя так относиться к семье. Родители ужасно огорчились, что Евгений уезжает, но стараются скрыть свои чувства.

По пути друзья решают навестить Анну Сергеевну. Одинцова холодно их встречает и даёт понять, что визиту не рада. Евгений и Аркадий возвращаются к Кирсановым.

Проходит время. Аркадия всё же тянет к Одинцовым. Он находит повод и отправляется к ним снова. Базаров занимается только опытами, ни с кем не бывает дружелюбен — только с Фенечкой. Однажды он, чтобы проверить свои догадки, целует Фенечку в губы. Это видит Павел Петрович. Старший Кирсанов уходит, не говоря ни слова, и Базарову совестно.

После этого Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль. Оба молчат о Фенечке: для всех причина их дуэли — в политических разногласиях. Евгений ранит Павла Петровича в ногу.

После этого оставаться у Кирсановых, конечно, нельзя, и Базаров едет к своим родителям, но по дороге заезжает к Одинцовой. Он беседует с Анной Сергеевной, признаёт свою неправоту и просит остаться другом.

За прошедшее время Аркадий и Катя успели полюбить друг друга, и младший Кирсанов сделал девушке предложение. Базаров недоволен: он говорит, что Аркадий не годится для настоящих дел. Кирсанов возвращается домой.

Базаров же не знает, чем заняться у родителей. Он начинает лечить больных крестьян, но, вскрывая труп тифозного больного, ранит руку и заражается тифом.

Перед смертью он хочет увидеть Одинцову. Анна Сергеевна приезжает. Измученный болезнью Евгений говорит о своих чувствах к ней, а после умирает.

Спустя полгода прогремели две свадьбы: Аркадий женился на Кате, а Николай Петрович — на Фенечке. Анна Сергеевна также вышла замуж, но не по любви, а по общности мыслей. Павел Петрович уехал за границу. И только старички Базаровы неизменно ходят на кладбище на могилу сына.

Экранизации

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Ответ. Литературному критику Виссариону Григорьевичу Белинскому.

Читайте также: