Садко конспект урока 7 класс презентация

Обновлено: 04.07.2024

2 Фольклор синтетический вид искусства. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусства словесного, музыкального, хореографического и театрального.

4 Былина отличается от сказки не только по своему содержанию, но и по назначению. Если назначение сказки главным образом в том, чтобы развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными сюжетными ситуациями, то назначение былины в том, чтобы передать слушателю пафос возвышенного, рассказать ему о чем-то очень существенном. Былина отличается от сказки не только по своему содержанию, но и по назначению. Если назначение сказки главным образом в том, чтобы развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными сюжетными ситуациями, то назначение былины в том, чтобы передать слушателю пафос возвышенного, рассказать ему о чем-то очень существенном.

5 Садко (Богатый гость) герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два (один из которых изложен Щеголенком В. П.).

9 Среди героев былин люди необычные, наделенные определенными качествами, в том числе и отрицательными (хвастовство, гордыня, корысть - этими качествами обладал Садко).Но в тоже время эти люди способны стать лучше. Среди героев былин люди необычные, наделенные определенными качествами, в том числе и отрицательными (хвастовство, гордыня, корысть - этими качествами обладал Садко).Но в тоже время эти люди способны стать лучше. Былина учит тому, что если человек на верном пути, то он всегда найдет поддержку, помощь, пусть даже это будут чудеса (эпизод со старцем). Былина учит тому, что если человек на верном пути, то он всегда найдет поддержку, помощь, пусть даже это будут чудеса (эпизод со старцем).

10 Внутреннее содержание этой былины во многом необычно и не соответствует нормам русского эпоса. Основной конфликт в ней это конфликт между Садко, бедным гусляром, и богатыми новгородскими купцами. Разрешение этого конфликта носит, однако, не столько былинный, сколько сказочный характер. Герой приобщается к богатству, и тем создается счастливый для Садко исход этого столкновения. Внутреннее содержание этой былины во многом необычно и не соответствует нормам русского эпоса. Основной конфликт в ней это конфликт между Садко, бедным гусляром, и богатыми новгородскими купцами. Разрешение этого конфликта носит, однако, не столько былинный, сколько сказочный характер. Герой приобщается к богатству, и тем создается счастливый для Садко исход этого столкновения.

11 Собиратели русского фольклора Ф.Е. Корш Рыбников П.Н. Гильфердинг А.Ф.

12 Результаты изучения бытования былин в крестьянстве XIXXX вв. (отсутствие профессионализма и традиционность передачи) и поэтики былин, донесенных до нас крестьянами-сказителями, сравнительная высота техники и художественных приемов, предполагающая собой профессионализм сложения и исполнения былин, все больше и больше укрепляют мысль, что былины отнюдь не являются продуктом творчества крестьянского класса. Результаты изучения бытования былин в крестьянстве XIXXX вв. (отсутствие профессионализма и традиционность передачи) и поэтики былин, донесенных до нас крестьянами-сказителями, сравнительная высота техники и художественных приемов, предполагающая собой профессионализм сложения и исполнения былин, все больше и больше укрепляют мысль, что былины отнюдь не являются продуктом творчества крестьянского класса.

13 В заключение можно сказать, что композиция былины, приемы и принципы ее построения отличаются ярким жанровым своеобразием. Это своеобразие композиции былин полностью обусловлено особенностями образного и идейно-тематического содержания былин, а также спецификой их назначения. В заключение можно сказать, что композиция былины, приемы и принципы ее построения отличаются ярким жанровым своеобразием. Это своеобразие композиции былин полностью обусловлено особенностями образного и идейно-тематического содержания былин, а также спецификой их назначения.

14 В своем историческом развитии былины претерпели изменения не только в своем содержании, но и в своей художественной форме. В какой мере крестьянский период жизни былин сохранил их старинную форму, говорить можно лишь относительно.

15 Выработанные в течение веков композиционные и стилистические приемы создали традиционность былинной поэтики. Сказитель, обладая запасом таких традиционных формул и комбинируя их, получает возможность варьировать былины, то уменьшая, то увеличивая ее, однако не нарушая нисколько самого былинного сюжета.

16 Поэтические приемы эпоса вместе с тем являются часто и приемами мнемоническими, облегчающими запоминание и воспроизведение былинного текста.

Цель урока: дополнить представления учащихся о былине, как жанре УНТ; показать историческое развитие жанра; познакомить с народным идеалом, воплощенном в фольклоре; эстетическое и патриотическое воспитание; развитие речи учащихся.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_literature_v_7_klasse.docx 247.19 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе.

Ерохина Л.А., учитель русского языка и литературы, к.ф.н.

Тема: УНТ. Былина о Садко, Богатом Госте.

Тип урока: комбинированный

Цель урока : дополнить представления учащихся о былине, как жанре УНТ; показать историческое развитие жанра; познакомить с народным идеалом, воплощенном в фольклоре; эстетическое и патриотическое воспитание; развитие речи учащихся.

Технологии урока: диалоговый метод, создание проблемной ситуации; эврестическая подача материала; арт-терапия; здоровьесбережение; интегрированное изучение материала.

Ход урока (план-схема).

Логическая связь с прошлым уроком. Отдельные замечания о роли УНТ. Формирование целеполагания.

Диагностика усвоения знаний по теме. Умение охарактеризовать былину с точки зрения жанровых признаков; указывать особенности былинных героев.

  1. Сравнительная характеристика образа богатыря Микулы Селяниновича и народного героя Садко.

Составление сравнительной характеристики образов двух персонажей былин; обучение сопоставительному анализу; пересказ фрагментов текста.

Знакомство с образом Садко в музыке, живописи, кинематографе; сравнение своих впечатлений с разными интерпретациями образа.

Выводы о характере былинных образов; определение идейного содержания изученных произведений; установление актуальности произведений.

Дифферинцированное задание для самостоятельной подготовки.

Технологическая карта урока.

Вступительное слово. Постановка целей и задач, озвучивание регламента урока.

Слушание. Саморегуляция. Психологическая подготовка.

регулятив-ные, личностные УУД

Проведение фронтального опроса; диагностика усвоения знаний; корректировка.

Ответы на вопросы; диагностика знаний и понимания темы; рефлексия.

Коммуникативные, познавательные УУД

Озвучивание индивидуального домашнего задания; тренировка риторической грамотности.

Коммуникативные, познавательные УУД

Эврестическая беседа по изучаемому материалу; объяснение формы выполнения; сопровождение выполнения задания.

Выполнение сравнительной характеристики образов; поисковая работа с текстом; частичный пересказ.

Коммуникативные, познавательные, регулятив-ные УУД

Арт-терапия. Трактовка аудиовизуальных образов, связь их с изучаемым произведением. Саморегуляция.

Коммуникативные, познавательные, регулятив-ные, личностные УУД

Наводящие вопросы к формулированию выводов по теме.

Формулирование выводов. Рефлексия

регулятив-ные, личностные УУД

Комментарий к выполнению домашнего задания.

регулятив-ные, личностные УУД

Прежде чем приступить к нашей сегодняшней теме, проверим, как хорошо мы усвоили материал на прошлом уроке. Объявляется блиц-опрос. Ответы на вопросы должны быть быстрыми и краткими.

  • Что такое былина? Дайте определение жанра. (Произведение УНТ о русских богатырях и народных героях)
  • Кто является главным героем былины? (Богатырь или народный герой)
  • Кто такой богатырь? (Витязь, защитник Руси, обладающий исключительной физической и духовной силой)
  • В каких княжествах были распространены былины? (Новгородское, Киевское, Московское и др.)
  • Назовите былинных богатырей этих княжеств? (Новгородское: Вольга Святославич, Микула Селянинович; Киевское: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)
  • Почему былинные герои наделены внешней красотой? О чем это свидетельствует?

(Внешняя красота – отражение внутренней красоты и силы)

    Чем былина отличается от народной сказки? (Герои былины играют важную историческую роль; в сказке герои отражают абстрактное противостояние добра и зла; сказка носит поучительный и развлекательный характер; былина прославляет героев-богатырей )

В середине XIX века в истории собирания русского фольклора произошло знаменательное событие: высланный в 1859 году за политическую деятельность в Петрозаводск П.Н. Рыбников открыл сокровища народного эпоса на Русском севере – в Олонецкой губернии.

Олонецкая губерния — одна из северных губерний Европейской Росси. Граничит с севера и северо-востока с Архангельской губернией, с юго-востока — с Вологодской, с юга — с Новгородской и С.-Петербургской, с запада — с Ладожским озером и Великим Княжеством Финляндским. Площадь губернии, по Стрельбицкому, 130719 кв. верст или 2702 кв. км. По пространству Олонецкая губерния занимает в Европейской России 4 место (после Архангельской, Вологодской и Пермской).

До новейшего времени население Обонежья сохранило богатую народную поэзию, особенно эпическую. В Олонецком крае собраны былины Рыбниковым и Гильфердингом, причитания — Е. В. Барсовым. Из 400 былин киевского цикла — 300 записаны в Олонецкой губернии; былины о Микуле Селяниновиче сохранились только здесь.

Работа, проделанная ученым-путешественником, имела колоссальное значение не только для фольклористов, но и для всей русской культуры в целом.

  1. Сравнительная характеристика образа богатыря Микулы Селяниновича и народного героя Садко.

Среди былин, записанных Гильфердингом, были не только былины о богатырях, но и былины о народных героях, среди которых есть и былина о Садко. Такие произведения возникают значительно позже былин о богатырях, и связано это с историческим развитием общества и изменениями в укладе жизни людей тех далеких от нас времен. Что же это за изменения? Попробуем разобраться, проведя сопоставление образов богатыря Микулы Селяниновича и Садко. Наши выводы оформим в виде таблицы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Н. Римский-Корсаков - Садко. Вступление - Океан-море синее.mp3

Садко - 7 класс.pptx

Выбранный для просмотра документ Карточки - Сопоставительная характеристика Микулы и Садко.doc

Сопоставительная характеристика Микулы Селяниновича и Садко

Выбранный для просмотра документ Садко-7 класс.doc

План урока литературы в 7 классе

1. Приветствие. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: блиц-опрос по изученному материалу о преданиях и былинах.

3. Запись в тетрадь: число, классная работа, тема урока — СЛАЙД №1

4. Комментарий учителя к эпиграфу урока- СЛАЙД № 2

5. Работа со словарём литературоведческих терминов. Записать в тетрадь определение былины — СЛАЙД №3

БЫЛИНА — русская народная эпическая песня, сказание о богатырях, народных героях. Возникла как жанр в 9-13 вв.

6. Объяснить и записать композицию былины — СЛАЙД № 4

- Зачин (здесь указывается время и место действия, называются герои, о которых идёт речь в былине)

- Основная часть (даётся описание героя, показывается его поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему даётся)

- Концовка (подводится итог всему сказанному, ещё раз восхваляются подвиги и деяния главного героя былины)

7. Познакомить учащихся с циклами былин, записать в тетрадь — СЛАЙД № 5

1) Киевский цикл (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович; защита русских земель)

2) Новгородский (Садко, Василий Буслаев; быт купечества, торговля).

СЛАЙД № 6 — Васнецов Виктор Михайлович, Иван Яковлевич Билибин, Илья Репин

9. Беседа с учащимися. Ответы на вопросы с элементами пересказа.

1) Как вы думаете, что изображает музыкальный фрагмент?

2) Какую роль в былине играет природа (море-океан, Ильмень-озеро)?

3) Чем Садко отличается от остальных героев русских былин?

4) Как народ оценивает мастерство Садко?

5) Какими качествами обладает герой?

6) Какие предметы и с какой целью взял Садко, отправляясь на дно, к морскому царю?

7) Почему Садко пришлось сломать свои гусли?

8) Какую роль играет в событиях былины морская царица?

9) Какие характерные черты жанра вы заметили в былине?

10) Есть ли в былине приметы других фольклорных жанров?

- Чем отличается фрагмент кинофильма от текста былины?

- Таким ли вы представляли себе Садко?

- Удачен ли созданный актёром образ?

- Какие черты характера воплощены в кинокартине?

10. Составление сопоставительной характеристики двух образов — Микулы Селяниновича и Садко (работа проводится на заранее подготовленных карточках, учащимся задаются наводящие вопросы; затем заполненные карточки вклеиваются в тетради) — СЛАЙД №9

1. Род занятий: богатырь (пахарь и воин, защитник), богатый гость (гусляр, купец).

3. Личные качества: сильный, храбрый, мудрый, справедливый, степенный, красивый, умелый, хитрый, азартный, богатый, щедрый, вольнолюбивый.

4. Испытания: назначает сам для других героев; проверяет, достоин ли князь его службы; выполняет наказы; проходит испытания характера на прочность, на стойкость духа.

5. Вывод: воплощение народного идеала воина-защитника; воплощение народного идеала героя-созидателя.

- Перескажите эпизод былины, по которому создана картина.

- Подумайте, почему Репин выбрал именно этот фрагмент сюжета.

- В чём смысл выбора Садко?

- Как это отражено в картине?

12. Рефлексия. Выводы по былине.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит презентацию и план урока литературы в 7 классе по теме "Новгородский цикл былин. Былина "Садко". Представленные материалы предназначены для урока, где учащиеся изучают, повторяют и систематизируют свои знания о былине как фольклорном жанре, знакомятся с былиной "Садко", рассматривая произведение как в литературе, так и в смежных видах искусств.

Сопоставительная характеристика Микулы Селяниновича и Садко

2. Символические предметы, которыми обладает персонаж

3. Личные качества

План урока литературы в 7 классе

1. Приветствие. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: блиц-опрос по изученному материалу о преданиях и былинах.

3. Запись в тетрадь: число, классная работа, тема урока — СЛАЙД №1

4. Комментарий учителя к эпиграфу урока- СЛАЙД № 2

5. Работа со словарём литературоведческих терминов. Записать в тетрадь определение былины — СЛАЙД №3

БЫЛИНА — русская народная эпическая песня, сказание о богатырях, народных героях. Возникла как жанр в 9-13 вв.

6. Объяснить и записать композицию былины — СЛАЙД № 4

- Зачин (здесь указывается время и место действия, называются герои, о которых идёт речь в былине)

- Основная часть (даётся описание героя, показывается его поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему даётся)

- Концовка (подводится итог всему сказанному, ещё раз восхваляются подвиги и деяния главного героя былины)

7. Познакомить учащихся с циклами былин, записать в тетрадь — СЛАЙД № 5

1) Киевский цикл (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович; защита русских земель)

2) Новгородский (Садко, Василий Буслаев; быт купечества, торговля).

СЛАЙД № 6 — Васнецов Виктор Михайлович, Иван Яковлевич Билибин, Илья Репин

9. Беседа с учащимися. Ответы на вопросы с элементами пересказа.

1) Как вы думаете, что изображает музыкальный фрагмент?

2) Какую роль в былине играет природа (море-океан, Ильмень-озеро)?

3) Чем Садко отличается от остальных героев русских былин?

4) Как народ оценивает мастерство Садко?

5) Какими качествами обладает герой?

6) Какие предметы и с какой целью взял Садко, отправляясь на дно, к морскому царю?

7) Почему Садко пришлось сломать свои гусли?

8) Какую роль играет в событиях былины морская царица?

9) Какие характерные черты жанра вы заметили в былине?

10) Есть ли в былине приметы других фольклорных жанров?

- Чем отличается фрагмент кинофильма от текста былины?

- Таким ли вы представляли себе Садко?

- Удачен ли созданный актёром образ?

- Какие черты характера воплощены в кинокартине?

10. Составление сопоставительной характеристики двух образов — Микулы Селяниновича и Садко (работа проводится на заранее подготовленных карточках, учащимся задаются наводящие вопросы; затем заполненные карточки вклеиваются в тетради) — СЛАЙД №9

2. Символические предметы, которыми обладает персонаж

3. Личные качества

1. Род занятий: богатырь (пахарь и воин, защитник), богатый гость (гусляр, купец).

3. Личные качества: сильный, храбрый, мудрый, справедливый, степенный, красивый, умелый, хитрый, азартный, богатый, щедрый, вольнолюбивый.

4. Испытания: назначает сам для других героев; проверяет, достоин ли князь его службы; выполняет наказы; проходит испытания характера на прочность, на стойкость духа.

5. Вывод: воплощение народного идеала воина-защитника; воплощение народного идеала героя-созидателя.

- Перескажите эпизод былины, по которому создана картина.

- Подумайте, почему Репин выбрал именно этот фрагмент сюжета.

- В чём смысл выбора Садко?

- Как это отражено в картине?

12. Рефлексия. Выводы по былине.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

194934 194948 194923 194946 194929 194941 194932 194947 194951 194944 194918 194909 194940 194913 194945 194907 194919 194936 194933 194930 194943 194949 194911 194935 194906 194942 194922 194912 194950 194910

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

Читайте также: