Рыцарство 6 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока: сформировать представление об образе жизни рыцарства как одного из господствующих сословий средневековой Европы.

Задачи урока:

Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания – получение информации при работе с историческими документами, схемами, таблицами.

Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, оперативность, прочность.

Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные до автоматизма .

Формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности – навыки индивидуальной и групповой деятельности.

Развивающие - Развитие речи. Развитие мышления.

Воспитательные - Воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

На основе Кодекса рыцарской чести доказать, что рыцарские идеалы – доблесть, честь, защита слабого, щедрость, борьба со злом и защита добра – вечны во все времена.

Оборудование:

карточки с заданиями по группам, атлас Франкское государство в V - сер. IX вв., исторические документы, кроссворд.

Тип урока – комбинированный

Вид урока – практическая работа по группам.

Актуализация знаний: Проверка пройденного материала:

1 группа: Работа с картой.

1. Покажите границы Франкской империи при Карле Великом.

2. Покажите части, на которые распалась Франкская империя после смерти Карла Великого.

2 группа: Отгадайте кроссворд.

1. Вера во множество богов.

2. Ряд правителей одного рода, сменявших друг друга на престоле.

3. Королевские владения.

4. Земля. Наследственное владение.

5. Германские племена, вожде которых был Хлодвиг.

3 и 4 группа:

Фронтальная беседа.

На доске: перепутанная феодальная лестница.

Задание: Составьте правильно.

- Почему лестница называется феодальной.

- Почему такой социальный слой, как крестьяне не входит в феодальную лестницу.

- Почему время с конца IX в. в Зап. Европе назвали феодальной раздробленностью?

! Присоединяется 1 группа: Рассказывает о своем задании.

- Назовите причины феодальной раздробленности.

- Какие последствия имела феодальная раздробленность.

! Присоединяется 2 группа: Рассказывает задание. Все вместе проверяем кроссворд.

? Какое ключевое слово получилось? (замок)

Новый материал:

Учитель: О какой категории феодалов шла речь в фрагменте? (о рыцарях)

Итак, Рыцарский замок- тема нашего урока.- запись на доске и в тетради.

Учитель: Что в просмотренном фрагменте вам показалось уже известным? Что вы уже знаете о рыцарях?

А что вы еще хотели бы узнать о рыцарях?

Мы обязательно ответим на все, интересующие вас вопросы. Это и будут цели нашего урока.

Что же нам поможет узнать о том, как жили рыцари? (документы, источники, иллюстрации…)

! Задание: Давайте прочитаем документ в учебнике стр. 93. И ответим на вопрос: Какие умения для рыцаря были наиболее важны?

Учитель: А сейчас мы с вами перенесемся в эпоху средневековой Европы и узнаем боле подробно о том, как жили рыцари.

Раздаются задания по группам. Дается 8 минут на подготовку.

Группа 1 Рыцарский замок.

Из каких частей состоял замок. Подпишите картинку.

Что означает поговорка “Мой дом – моя крепость”.

Замок феодала. Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей - огромный или скромный. Замок - это жилище феодала и его крепость.

Сначала замки строили из дерева, позднее - из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Из башни над воротами постоянно обозревала окрестности стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях.

Чтобы проникнуть в замок, надо был преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров, по открытому пространству одолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по приставленным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота.

На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали их стрелами. Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, еще более высокую стену.

Над всеми постройками возвышалась глав­ная башня - донжон . В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую оса­ду, если другие укрепления уже захвачены. Внутри башни один над другим были располо­жены залы. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход, который выводил к реке или лесу.

Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землей. Если удавалось ее разбить, то приходилось ве­сти борьбу за каждый этаж. По приставным лестницам надо было пробираться через люки, которые закрывались тяжелыми каменными плитами. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в спасительный подземный ход.

Группа 4 Кодекс рыцарской чести.

Прочитайте документ. Составьте план: Правила рыцарской доблести.

Рыцарю полагалось презирать расчетливость, бережли­вость, но проявлять щедрость. Доходы, получа­емые от крестьян, и военную добычу чаще все­го тратили на подарки, пиры и угощения дру­зей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов.

В этот выработанный кодекс (законы) ры­царской чести входили и другие особые прави­ла: рыцарь должен искать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным.

Не дай господь и ангелы святые,

Чтоб обесчестил я наш край родной.

Позор и срам мне страшны – не кончина.

Отвагою – вот чем мы Карлу милы.

- Что герой ценит выше своей жизни?

- В чем он видит позор и бесчестие?

Подведение итогов работы в группах:

- Вы узнали что- либо нового о рыцарях?

- А зачем нам необходимо изучение этой темы? Как в повседневной жизни мы можем использовать эти знания?

Вопрос мальчикам: Как должен выглядеть и вести себя современный рыцарь?

Вопрос девочкам: Какими качествами должен обладать современный рыцарь?

Учитель: (краеведческий материал) В Белгороде есть центр исторической реконструкции, где молодые люди воспроизводят исторические сюжеты, сами мастерят костюмы- копии тех, которые бытовали в то или иное время. Особую роль в исторических постановках занимают рыцарские турниры. Если вы заинтересуетесь этой темой и захотите больше узнать о рыцарях и их жизни, то вы можете посетить сайт этой организации, а когда подрастете, то и вступить в это историческое общество.

А заинтересовавшись историей, ученик нашего класса Серебренников Сергей вместе со своим папой начали реализовывать проект: Доспехи рыцаря. И я представляю вашему вниманию один из элементов рыцарской атрибутики. Что это? (меч) Мы надеемся, что в скором будущем увидим и остальные доспехи рыцаря в нашем музее.

Выставление оценок.

Актуализация домашнего задания:

Мы с вами выяснили, что каждый рыцарь имел свой отличительный знак- герб. НО! И цвета и форма герба, и каждый завиток на гербе были символичны. Я раздаю вам, ребята каждому эти символы. А вам задание следующее. Посоветовавшись с родителями вы составите ваш семейный герб и придумаете девиз вашей семьи. А на следующем уроке озвучите все это нам.

Символика цветов на гербах:

Изображений на щите было тем больше, чем богаче владелец и древнее его род.

Символика изображений на щитах:
лев – отвага, сила, гнев, великодушие; журавль – бдительность и осторожность;
лилия – расцвет и успех. единорог – непобедимость; гриф – неустрашимость и свирепость;
кошка – независимость; волк – злость, жадность; кабан – бесстрашие;
петух – воинственность; павлин – хвастовство; розы – чистота, святость; ключи – открытость.

Запись домашнего задания.

Домашнее задание: Параграф 11, нарисовать герб своей семьи или составить небольшой рассказ о рыцарском турнире от лица участника или зрителя.

А мне хотелось бы подвести итог уроку стихами о рыцарском девизе. А вы прослушайте их и определите главную мысль стихотворения.

Девиз рыцаря

Елена Горева

Достойно жить, достойно умереть –
Вот рыцарский девиз и дело!
Пусть ждёт так много зла и смерть –
Преодолев свой страх, будь смелым!

Чтоб с уваженьем помнили друзья,
Чтоб с завистью враги следили!
Чтоб жизнь была всегда твоя
В геройском романтичном стиле.

Быть справедливым, защищать,
Беречь от подлости и скверны,
Невинным зла не причинять
И до конца быть Богу верным!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомиться с понятиями “рыцарь”, “рыцарство”, как одним из важнейших этапов становления европейского средневекового общества. А так же с тем, как жили представители этого сословия, основными занятиями.

Развивать умение работать с документами, заданиями творческого характера, с учебником.

Воспитание толерантного отношения через парные и групповые виды работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-состязание, с применением элементов инновационных технологий.

Оборудование: технические средства для просмотра презентации, карточки, альбомные листы, цветные карандаши, конверты с заданиями, тест.

Кодекс рыцарской чести.

В рыцарском замке.

На доске: рыцарь, турнир, донжон, акколада.

1. Слово учителя.

- Скажите, кто из вас знает, кто такие рыцари?

- Какие литературные произведения или фильмы вы знаете, рассказывающие о рыцарях?

Очень часто в литературных произведениях и художественных фильмах образ рыцарей идеализируется и не дает четкого представления об истинном образе. Поэтому сегодня мы познакомимся с понятиями “рыцарство”, “рыцарь” с точки зрения исторической науки. А также рассмотрим, как жили рыцари средневековья, их основные занятия. Это и есть цель нашего урока.

2. Работа с презентацией. (Приложение 1) (Презентация)

Во время прослушивания теоретического материала, учащиеся делают пометки на листах-опросниках. После прослушивания блока, коллективная работа над вопросами. После проработки каждого блока, делается вывод.

Вопросы к презентации:

Почему рыцарем могли быть только очень состоятельные люди?

Что собой представлял обряд акколада?

Что такое Кодекс рыцарской чести? Всегда ли выполнялся Кодекс рыцарской чести?

Каким наукам обучались рыцари?

Для чего служил донжон?

Каким образом осуществлялась защита замков?

Что со временем изменилось в устройстве замков?

Кто был основным источником информации для жителей замков?

Каким оружием пользовались рыцари?

Какое значение имел меч в жизни каждого рыцаря?

Как воевали рыцари?

Назовите достоинства и недостатки рыцарской конницы?

Назовите обязательный обряд перед рыцарским турниром?

Почему использование настоящего оружия на турнире было запрещено?

Какое значение имели турниры в жизни рыцарей?

Кто определял победителя на турнире?

3. Игра “Рыцарский турнир”

- Чем занимались рыцари в мирное время?

Вот и мы давайте проведем турнир, где в качестве рыцарей будете выступать вы.

(Класс делится на три группы, участники садятся таким образом, чтобы более сильные ребята садились за последние парты)

1 группа – нарисовать, соблюдая все правила, рыцарский щит.

2 группа – работает с учебником, задание – разгадать кроссворд и ключевое слово к нему.


Так называли всех, кто в Средние века владел землями с крестьянами.

Обряд посвящения в рыцари.

Свод законов у рыцарей.

Тяжеловооруженный конный воин.

Главная святыня рыцаря, передающаяся по наследству.

Вопрос: Какое слово получилось по вертикали, что оно означает?

3 группа – “Одень рыцаря”. Из предложенных элементов составить образ средневекового рыцаря, зафиксировать на бумаге. (Приложение 2)

4 группа – Задание - прочитать документ и ответить на вопросы.

§ 3. Каждый может отказаться от поединка с тем, кто низшего по сравнению с ним рождения. Тому, кто выше стоит по рождению, нижестоящий не может отказать в поединке по мотивам высшего рождения, если только тот его вызвал…

§ 4. Судья может дать двух посланцев каждому из тех, которые должны сражаться, и они должны следить за тем, чтобы те были вооружены по правильному обычаю… Мир должен быть обеспечен на поле под страхом смертной казни, чтобы никто не мешал их поединку. Каждому из них судья должен дать по человеку, который имеет палку. Они ни в коем случае не должны мешать, кроме как если один из них упадет, тогда он должен простереть между ними (сражающимися) палку…

- Какой способ выяснения отношений существовал у рыцарей?

- Кто мог назначить поединок?

- Кто регулировал поединок?

- Кто из рыцарей в споре считался правым?

- Можно ли было считать, что такой способ выяснения отношений был абсолютно верным?

5 группа – Вставьте в текст подходящие по смыслу слова.

Солнце стояло уже высоко, когда проснулся сеньор. Он лег за полночь после … со своими друзьями. В его … было сыро, холодно, в окнах не было стекол, поэтому он велел разжечь камин. Только здесь сеньор мог быть спокоен, потому что его дом был настоящей … … он строил долго. Выбрал высокий …, у подножия которого протекала … Велел возвести стены, смонтировать на цепях ….

После завтрака велел позвать своего … Вместе они проверили военное снаряжение. …, …, … - все было в полном порядке. Сеньор мог участвовать в рыцарском ….

Все задания выполняются одновременно.

Пока экспертная группа подводит итоги, дается задание.

Составить рассказ “Один день из жизни рыцаря” (Каждая команда по предложению, повторяться нельзя)

Молодцы, вы достойно защищали честь своей команды. Но средневековый рыцарь не подчинялся коллективу, предпочитая действовать самостоятельно. Поэтому давайте посмотрим, как вы можете работать самостоятельно.

4. Рефлексия. Тест

1. Тяжеловооруженный конный воин назывался:

А) богатырь
Б) рыцарь
В) кучер

2. Рыцари были профессиональными:

А) военными
Б) лекарями
В) поварами

3. У кого европейцы позаимствовали стремя:

А) римлян
Б) греков
В) кочевников

4. Обряд посвящения в рыцари называется:

А) акколада
Б) причастие
В) венчание

5. Высокая, отдельно стоящая башня называется:

А) темница
Б) донжон
В) крепость

6. Свои подвиги рыцарь посвящал:

А) родителям
Б) прекрасной даме
В) королю

7. Воинское состязание рыцарей называется:

А) турнир
Б) дуэль
В) спаринг

8. Рыцари были истинными:

А) язычниками
Б) мусульманами
В) христианами

9. Родовую принадлежность рыцаря можно определить:

А) по паспорту
Б) по гербу
В) по карете

А) подвесной мост
Б) стражники
В) служебные собаки

5. Подведение итогов.

Лист самопроверки. Учащиеся сами выставляют себе оценку за урок.

Контрольный лист

* Вставьте в текст подходящие по смыслу слова.

Солнце стояло уже высоко, когда проснулся сеньор. Он лег за полночь после пира со своими друзьями. В егозамке было сыро, холодно, в окнах не было стекол, поэтому он велел разжечь камин. Только здесь сеньор мог быть спокоен, потому что его дом был настоящей крепостью. Замок он строил долго. Выбрал высокий холм, у подножия которого протекала река. Велел возвести стены, смонтировать на цепях мост.

После завтрака велел позвать своего оруженосца. Вместе они проверили военное снаряжение. Копье, меч, доспехи - все было в полном порядке. Сеньор мог участвовать в рыцарском турнире.

Ключ к тесту:

1 – б; 2 – а; 3 –в; 4 – а; 5 – б; 6 – б; 7 – а; 8 – в; 9 – б; 10 – а.

1 - Феодал; 2 – Оруженосец; 3 –Акколада; 4 – Кодекс; 5 – Рыцарь; 6 – Гобелен;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока истории в 6-м классе

Тема урока: Рыцарство в Средние века

Цели урока:

развивающие: развить аналитическое мышление, умение рассуждать, сравнивать и систематизировать свои знания, работать с учебником, историческим документами;

воспитывающие: воспитать уважение к традициям и обычаям разных слоев населения средневекового общества.

Ход урока (комбинированный)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Проверка знаний и умений

1) В феодальном обществе возникают особые отношения между:

1. крестьянами и общиной; 2. сеньором и вассалом; 3. рыцарем и королем;

2) Сеньоры хотели превратить свой замок:

1. в крепость; 2. в город; 3. в дворец;

3) Обязанность вассала:

1. воевать с сеньором; 2. нести повинности; 3. служить сеньору;

4) Работа крестьянина на поле сеньора:

1. барщина; 2. оброк; 3. держание;

5) Выпишите те понятие, которые составляют вассальную пирамиду:

1. король; 2. община; 3. маркиз; 4. феод; 5. барон; 6. замок; 7. рыцарь; 8. крестьяне; 9. герцог.

6) Кому принадлежала земля?

1. горожанам; 2. сеньору; 3. крестьянам.

2. Подготовка к изучению новой темы

«С утра приказал принести панцирь

И прочие предметы вооружения;

На пол положили шелковый коврик,

Золотом заблистали замечательные доспехи.

Ноги он сунул в сапоги стальные,

Принесенные и поданные почтительными пажами.

Вот и стальная сверкающая кольчуга

Скрыла прямые плечи паладина.

Вот и поручи, подогнанные превосходно,

С новенькими налокотниками ему надели

И рукавицы стальные, чтобы сильные пальцы беречь,

И золотые шпоры – все, как положено:

Плащ ниспадает с плеч,

И на узорном поясе кожаном –

Какие слова вам помогли догадаться?

Давайте вспомним, кто такие рыцари? Что вы о них знаете?

Сегодня мы поговорим о рыцарстве, об основных занятиях этого сословия. Выясним, какое общественное положение занимали рыцари, как проводили свое время. Узнаем, что такое кодекс чести и куртуазность.

Ученики догадываются, что речь пойдет о рыцарях.

Предметы вооружения: доспехи, панцирь, шпоры, меч и т. д.

Рыцари – сословие, которое должно было воевать, они находись в вассальной пирамиде, были ее основанием, должны были служить сеньору.

3. Изучение новой темы

Итак, тема нашего урока:

Рыцарство в Средние века (§16)

На с. 153 учебника иллюстрация. По каким же признакам вы поняли, что на рисунке – рыцарь?

Найдите в тексте (с. 152-153), кто же мог стать рыцарем и что для этого было нужно.

Важным элементом снаряжения был щит: он не просто защищал воина, но и показывал положение и родовитость рыцаря. Ведь на щите изображался герб – специальный знак, определенный символ. Средневековые рыцарские гербы вы можете рассмотреть на с. 156. – они разноцветные, с разными рисунками. Давайте выясним, о чем же рассказывали гербы?

Где мы, в современной жизни, можем столкнуться с изменившимися геральдическими символами?

Давайте с вами выясним, как же проводили свое время рыцари в мирное, невоенное время? Часто это была охота, соколиная или псовая. А нередко – турниры. Посмотрите в словарях определение, запишите.

Согласно кодексу чести, рыцари должны были на протяжении всей жизни следовать определенным нормам поведения по отношению к другим рыцарям, к женщинам, к врагам и т.д. Если же рыцарь не придерживался этих норм – то его могли разжаловать. Что же это за нормы поведения? Прежде всего, рыцарь должен был обладать рядом качеств. На доске вы видите человеческие качества. Выберите из предложенного списка качества, подходящие рыцарю.

Совершенно верно, именно таким в идеале был рыцарь.

Одним из требований кодекса чести было требование быть куртуазным. На с. 155 найдите определение, выпишите его, приведите примеры его проявления.

Куртуазность, кодекс чести, геральдика – составляющие рыцарской культуры. В ней отразились представления рыцарства о мире, людях, Боге, собственном месте в обществе. Поэты – труверы записывали героические сказания о древних сражениях и битвах, именно в этих сказаниях, романах отражались идеалы рыцарства. Самыми знаменитыми героями романов были король Артур и его преданные рыцари Круглого Стола, совершившие множество подвигов (рисунок на с. 157). Король Артур был справедливым и мудрым. Как вы считаете, почему рыцари именно Круглого Стола?

Огромную роль в создании цикла о короле Артуре сыграл французский поэт Кретьен де Труа. Он описывал приключения, путешествия короля и его рыцарей. Мы узнали, что рыцари были профессиональными воинами. Задание: прослушав отрывки из произведений Кретьена де Труа и других средневековых авторов, вы определите, чем же еще интересовались рыцари, что еще можно о них сказать.

Шоссы – длинные чулки.

«Из реймсской ткани знаменитой

Рубашки тонкой и штанов

Покрой изящный был и шов;

Плащ, дорогим блиставший шелком,

Был скроен и присборен с толком

И сужен впродоль края ткани;

Затянутая же на стане

Тесьма тугого ремешка

(Роман XIII в.)

Совершенно верно. Именно в среде богатых рыцарей зародилась мода. Кроме того, куртуазность требовала ухода за собой - как манеры, так и костюм были изысканными.

Пишут тему в тетрадях.

Дети рассматривают иллюстрацию. Ответы: мужчина на коне, в доспехах, с мечом и щитом в руках.

Ученики записывают понятие.

Мог стать любой человек, даже несвободный человек, но он должен был купить дорогого коня и доспехи.

Например, знаки на автомобилях, обозначающие марку и т. д.

Турнир – состязание рыцарей, проводившееся по определенным правилам.

Составление рассказа, его оформление. 2-3 ученика рассказывают о турнирах.

для понимания образа жизни представител ей этого сословия, основных занятий .

2) Создать у словия для развити я у мений работать с доку ментами, заданиями

3) Создать условия для воспи тания толерантн ого отношения через парные и

Форма урока: урок - состязание с применением элементов инновационных технологий.

Оборудование: техн ические средства для просмотра презентац ии, карточки, альбомные

- Какие литературные произведения или фильмы вы знаете, рассказывающие о рыцарях?

Очень часто в литературных произведениях и х у дожественных фильмах образ рыцарей

идеализируется и не да ет четкого представлени я об и стинном образе. Поэтому сегодня мы

познакомимся с понятиями “рыцарство”, “рыцарь” с точки зрения исторической нау ки. А

также рассмотрим, как жили рыцари средневековья, их основн ые з анятия. Это и есть ц ель

Во время просл ушивания теоретического материала, учащиеся делают пометки на ли стах -

опросниках. После прослушивания блока, к оллективная работа над вопросами. После

Почему рыцарем могли быть только очень состоятельные люди?

Что такое Кодекс рыцарской чести? Всегда ли выполнялся Кодекс рыцарской чести?

Вот и мы давайте проведем турнир, где в качестве рыцарей бу дете выступать вы.

1 группа – нарисовать, соблюдая все правила, рыцарский щит.

2 группа – работает с учебником, задание – разгадать кроссворд и ключевое слово к нему.

1. Так называли всех, кто в Средние века владел зем лями с крестьянами.

9. Главная святыня рыцаря, передающаяся по наследству .

Вопрос: Какое слово получилось по вертикали, что оно означает?

3 группа – Задание - прочитать документ и ответить на вопросы.

§ 3. Каждый может отказаться от поединка с тем, кто низшего по сравнению с ним

рождения. Тому, кто выше стоит по рождению, нижестоящий не может отказать в

поединке по мотивам высшего рождения, если только тот его вызвал…

§ 4. С удья может д ать двух посланцев к аждому из тех, которые должны сражаться, и они

должны следить за тем, чтобы те были вооружены по правильному обы чаю… Мир

должен быть обес печен на поле под страхом смертной к азни, чтоб ы ник то не мешал их

поединку. Каждому из них судья должен дать по человек у, который имеет палку. Они ни в

коем случае не должны мешать, кроме как если о дин из них упадет, тогда он должен

Читайте также: