Конспект на тему шинель

Обновлено: 06.07.2024

Сегодня мы поговорим с вами о любви, чувстве, знакомом каждому из вас. Попытаемся проникнуть в тайну: может ли быть произведение о любви, если в нем нет любовной линии.

чтение слов А. П. Чехова

… надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… - пишет А. П. Чехов в рассказе “Крыжовник”.

Такими “молоточками” приходят к читателю произведения А. С. Пушкина , Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова.

слайды с портретами

- Вспомните произведения, где мы встречались с этим героем - “маленький человек”?

- А что это за тип героя?

- Особое место в этом ряду занимает повесть Н. В. Гоголя “Шинель” - “одно из глубочайших созданий Гоголя”, по словам В. Г. Белинского, “колоссальное произведение”, по мнению Герцена. Чем заслужила повесть столь высокие оценки, нам и предстоит сегодня выяснить.

2. История создания.

Замысел повести “Шинель” родился не сразу.

В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый набросок повести имел название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей. ” Место действия – Петербург - выбран неслучайно.

- Как вы думаете, почему?

(город безжалостен, равнодушен к миру “маленького человека”)

3. Анализ повести.

- Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?

Сегодня на уроке нам будет помогать СЛОВАРЬ устаревших слов. (см. приложение)

- Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек?

- Каково отношение к нему сослуживцев?

- Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека?

работа с иллюстрацией к тексту (см. рисунок 1)


- Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы?

- Подберите строчки из текста.

- Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность?

работа над портретом героя

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

- ДОСКА: АКАКИЙ - смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный

- Как вы думаете почему?

- Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему?

чтение сцены разговора с Петровичем

- А каково авторское отношение?

Гоголь дает два противоположных, даже несовместимых полюса в портрете героя.

- Башмачкин - несчастный или посмешище?

- Появление шинели приоткрывает душевный мир героя.

- Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?

работа с иллюстрацией (см. рис. 2)


- Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами.

- Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.

- Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель.

- Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?

(статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, но все это формально)

Я предлагаю вам в группах обсудить два высказывания современников.

работа в группах

высказывание А. Григорьева и воспоминания П. Анненкова

- Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество?

- Где кульминация повести?

- Что происходит с Акакием Акакиевичем ? (потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни)

- В чем заключается особый драматизм этой ситуации?

(никто не помог ему)

- К кому обращается Акакий Акакиевич ?

работа с иллюстрацией (см. рисунок 3)


- Что удалось изобразить иллюстраторам?

- Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию.

- Каким же вы увидели чиновника?

- Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?

- Давайте посмотрим финал повести и подумаем , почему именно так заканчивается повесть?

просмотр видеофрагмента из к/ф “Шинель”

- А теперь я вам предлагаю в группах обсудить вопрос о финале повести.

(см. приложение задание №3)

выступление первой второй, третьей группы

- За что наказывается значительное лицо? (нет сострадания, нет любви к ближнему, нарушает главную заповедь “возлюби ближнего”)

выступление четвертой группы

- Как вы понимаете авторскую позицию?

- О чем же это произведение? (несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение о любви к человеку, о необходимости видеть в каждом Божье творение)

- Вспоминаются строчки из Библии: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”, “возлюби ближнего как самого себя”

- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока ( слова Чехова). ---Зачем же нужно это напоминание?

5. Домашнее задание.

Башмачкин – несчастный или посмешище? Поразмышляйте над этим вопросом (письменно).

Попробуйте сравнить ваши первые впечатления после прочтения повести Н. В. Гоголя “Шинель” и впечатление, сложившееся после урока.

- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по карте самооценки (см. приложение задание №4)


Место и время действия

События повести происходят в середине XIX века в Петербурге.

Главные герои

  • Акакий Акакиевич Башмачкин – скромный, тихий, неприметный титулярный советник, старше 50 лет, небольшого роста, на вид немножко подслеповат, с лысиной на лбу и морщинами на щеках. Не женат и не имеет приятелей. Искренне любит свою работу.

Другие персонажи

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых любопытных -

для самых крутых -

Краткое содержание

Наконец он скопил нужную сумму и Григорий пошил новую шинель, счастливый Акакий Акакиевич идет в ней на службу. Самое грандиозное событие в жалкой жизни титулярного советника не остается незамеченным: его окружают сослуживцы и начальники, требуют по случаю обновки устроить вечер. Башмачкин очень смущен, он отдал все свои сбережения на новую шинель, но его выручает некий чиновник, который приглашает всех, в том числе и Акакия Акакиевича, к себе, по случаю именин. Дом чиновника находится в другой части города. Отобедав дома, герой отправляется туда пешком.

Чиновники, которые еще вчера подтрунивали над Акакием Акакиевичем, сегодня его осыпают комплиментами, в новой шинели он выглядит гораздо солиднее. Вскоре о нем забывают, переходят к танцам и шампанскому. Впервые в жизни Акакий Акакиевич позволяет себе расслабиться, но долго не засиживается, и уходит с ужина раньше других. Разгоряченный шампанским, он даже следует за какой-то дамой с хорошей фигурой. Но на пустынной площади его настигают неизвестные люди с усами, один из них заявляет, что шинель на плечах Акакия Акакиевича принадлежит ему, толкает его в снег и отнимает шинель.

На службе о нем спохватились только на четвертый день после его похорон.

С тех пор приведения Акакия Акакиевича больше никто не видел, но на смену ему пришел другой призрак – выше ростом и с усами.

И что в итоге?

Петрович — шьёт новую шинель для Бамшачкина.

Акакий Акакаиевич Башмачкин — умирает от горячки, становится привидением, срывает шинели с их обладателей.

Заключение

Тест по произведению

После изучения краткого содержания вы можете проверить свои знания, ответив на вопросы этого теста.

История создания

Проблематика: человеческое достоинство маленького человека.

Смысл названия: новая шинель — та оболочка, которая позволила бы Акакию Акакиевичу быть принятым в мире чиновников и не ощущать их презрения. Шинель становится смыслом жизни главного героя.

Литературное направление: реализм.

Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в Петербурге.

Действующие лица

Краткое содержание

Акакий Акакиевич Башмачкин был ничем не примечательным человеком. Он любил переписывать бумаги, но был, в общем-то, незначительным, и все над ним посмеивались. Жалование у Башмачкина было скромное — 400 рублей.

Однажды шинель Акакия Акакиевича совсем прохудилась. Он попросил портного Петровича зашить, но и шить-то уже было нечего — вся ткань гнилая. Надо шить новую. Акакий Акакиевич стал экономить: отказался от чаепитий, старался ходить на цыпочках, чтобы беречь ботинки, реже отдавал бельё стирать, а дома носил только халат. Наконец деньги были накоплены, и Акакий Акакиевич получил новую шинель.

Экранизации

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Ответ. В честь отца — Акакий Акакиевич.

К какому типу героев можно отнести Башмачкина?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас. К нам урок пришли сегодня гости. Поприветствуем их. Садитесь. Давайте перед началом урока улыбнемся другу, пожелаем друг другу удачи!

Ф.М.Достоевский.

I. Слово учителя:

Подумайте…….

- Кто такой маленький человек?

Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек — тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

-Актуальна ли проблема «маленького « человека в наши дни?

- А как должно быть в жизни?

Бедный человек или бедный чиновник А. А. Башмачкин?

Наш герой Акакий Башмачкин герой маленького чина, “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу”. (Демонстрирует портреты Башмачкина на доске). Это снаружи. А что внутри? Мне хочется, чтобы вы взглянули на него “простым глазом” - по известному совету Чехова брату, и увидели не только то, что очевидно. У Гоголя все гораздо сложнее…

IV. Беседа( Повторение изученного)

- Итак, мы начинаем анализировать повесть.

VI.Анализ повести.

- Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?

- Как он относится к службе?

- Как относятся к Акакию Акакиевичу сослуживцы?

( унижают, подшучивают над ним, иногда просто не замечают)

Какие чувства вызвал в вас этот фрагмент? Неужели никто не сочувствует ему?

- Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека? (Сравнение с мухой)

- Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность?

(работа над портретом героя; выборочное чтение текста.)

- Что можем отметить об особенностях речи Акакия Акакиевича?

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

_ДОСКА: АКАКИЙ – смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный

- Как вы думаете, почему?

- Какое событие нарушило привычную жизнь Башмачкина?

(приобретение новой шинели)

- Приобретение новой шинели – это роскошь или жизненная необходимость для героя повести?

Наступил в жизни Акакия Акакиевича тот долгожданный день, когда Петрович принес новую шинель.

- Подумайте, какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?

(повышает статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, появляется счастливая улыбка на лице, кажется, ему вполне комфортно в новой шинели)

VII.Физкультминутка.

Что такое кульминация??

- Определите кульминационный эпизод повести.

- Что происходит с Акакием Акакиевичем после кражи шинели?

(потрясение, буря эмоций, для него это горе; но даже в критические минуты жизни Гоголь показывает героя бессловесным)

- Что он предпринимает, чтобы вернуть шинель?

(отправился к частному лицу, затем к значительному лицу)

-Помог ли ему частный пристав? Каков был следующий шаг в попытке быть услышанным?

- В чем заключается особый драматизм этой ситуации?

Какие

(никто не помог; окружающие люди остались равнодушными к его горю)

Как заканчивается повесть??

- Давайте обратим внимание на финал повести и подумаем, почему автор вводит элементы фантастики в финале повести?

(Башмачкин выступает в роли мстителя. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против таких условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства)

VIII. Итоги урока:

(Если смотреть первое значение, то Акакий Акакиевич - бедный чиновник, получающий 400 рублей в год титулярный советник, вынужденный жить экономно.

Если смотреть второе значение, то Акакий Акакиевич – бедный человек. Настоящая беда его заключается не только в потере шинели, не только в плохом отношении окружающих, но и в позднем осознании своего человеческого достоинства, без которого невозможно становление личности, без которого мы видим не людей, а безликую толпу. Проблема гуманизма, конечно, присутствует, но следует добавить, что гуманное, человечное отношение к другим появится только тогда, когда в самом себе сможешь обнаружить человека).

Актуальна ли проблема «маленького « человека в наши дни?

Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичночть общества по отношению к "маленькому человеку" и впервые призвал это общество обратить внимание на незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей. Не их вина, что они не очень умны, а порой и вовсе не умны, Но они никому не делают зла, а это очень важно. Они, как и все остальные, имеют право на достойную жизнь, на возможность чувствовать себя полноправными людьми.

- А как должно быть в жизни?

IX.Рефлексия.

Понравился ли вам урок.

Довольны ли вы вашей работой на уроке.

Читайте также: