Конспект урока средства художественной выразительности 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цели урока: повторить основные сведения о выразительных средствах художественной речи; формировать умение работать с текстом художественного произведения, картиной, формировать познавательный интерес, способствовать расширению кругозора учащихся; развивать творческое мышление и воображение.

Тип урока: применение знаний на практике.

Оборудование: тексты художественных произведений, репродукции картин, презентация.

  1. Организационный момент.
  2. Работа с эпиграфом к уроку.
  3. Художник-маринист И.К. Айвазовский. "Девятый вал".
  4. К. Бальмонт "Воззвание к океану". Анализ текста.
  5. Писатель-маринист К.М. Станюкович. Работа с текстом.
  6. Творческая работа.
  7. Итоги. Домашнее задание.

1. Организационный момент. (слайд №1)

Тема урока "Выразительные средства художественной речи", а это значит, что на уроке нам предстоит трудная, кропотливая, но интересная работа.

Мы будем работать с текстами художественных произведений, картинами, чтобы развивать творческое мышление и воображение.

- Запишите тему в тетради.

2. Эпиграфом к нашему уроку станет отрывок из стихотворения Константина Бальмонта "Воззвание к океану": (слайд №2)

Тихий, бурный, нежный, стройно-важный,
Ты - как жизнь: и правда, и обман.
Дай мне быть твоей пылинкой влажной,
Каплей в вечном: Вечность! Океан!
К. Бальмонт

- Вы, вероятно, уже догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

- Какова интонация этих строк? (торжественная)

- Каким настроением они проникнуты? (бодрым, жизнерадостным)

- Какие чувства испытывает поэт, обращаясь к океану?

(уважение, восхищение, преклонение)

- Укажите выразительные средства, с помощью которых достигается торжественный, приподнятый тон речи автора.

эпитеты, антитеза: тихий, бурный, нежный, стройно-важный (Рядом соседствуют противоположные по смыслу эпитеты. С какой целью поэт употребляет их?)

сравнение: ты, как жизнь:

метафоры: пылинкой влажной, каплей в вечном, вечность

риторическое обращение, олицетворение: Океан! (придаёт речи торжественность, выразительность, показывает эмоциональное состояние автора)

- Ребята, это очень важно, что мы акцентируем внимание на средствах художественной выразительности, ведь нам предстоит самим создавать тексты. И чтобы они были яркими, красочными, мы должны использовать в речи тропы.

- Запишите эпиграф в тетради.

3. А иллюстрациями к нашему замечательному эпиграфу могут служить репродукции картин с изображением моря, представленные на нашей мини-выставке.

- Пейзаж, изображающий море, называется "марина". (слайд №3)

- А как называют художника, пишущего морские виды? (маринист)

- На доске представлены репродукции картин русских маринистов: Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900), Николая Никаноровича Дубовского (1859-1918), Алексея Петровича Боголюбова (1824-1896).

- Самым известным выдающимся художником-маринистом был Иван Константинович Айвазовский. (слайд №4)

- Айвазовский писал свои марины исключительно по памяти.

- На многих полотнах художника изображена трагическая схватка моряков с необузданной стихией. (слайд №5)

- Одна из самых знаменитых картин - "Девятый вал". (слайд №6)

- Мотивом для полотна "Девятый вал" послужило бытовавшее среди моряков поверье об особенно грозной и страшной во время шторма девятой по счёту волне.

В картине впечатляюще переданы неотвратимое движение стихии, её грандиозность, глубина пучины под продолжающими бороться за жизнь моряками.

Но несмотря на трагическое начало, заложенное в самом сюжете картины, мы не можем не испытывать восхищение красотой бушующей стихии, её грандиозностью, величием, притяжением, которое заставляет моряков вновь и вновь пускаться в опасное плавание.

- А сейчас мы совершим небольшую экскурсию, побываем на выставке художника. (слайды №7-30 - сопровождение: музыка, звуки прибоя, шторма)

4. Дополнит ваши впечатления. (ученик читает стихотворение

К. Бальмонта "Воззвание к океану")

Океан, мой древний прародитель,
Ты хранишь тысячелетний сон.
Светлый сумрак, жизнедатель, мститель,
Водный, вглубь ушедший небосклон!

Зеркало предвечных начинаний,
Видевшее первую зарю,
Знающее больше наших знаний,
Я с тобой, бессмертным говорю!

Ты никем не скованная цельность.
Мир земли для сердца мёртв и пуст, -
Ты же вечно дышишь в беспредельность
Тысячами юно-жадных уст!

Тихий, бурный, нежный, стройно-важный,
Ты - как жизнь: и правда, и обман.
Дай мне быть твоей пылинкой влажной,
Каплей в вечном: Вечность! Океан!

- . прочитал нам стихотворение К. Бальмонта "Воззвание к океану", отрывок из которого мы взяли в качестве эпиграфа.

- У вас на партах есть текст стихотворения. (Приложение)

- Найдите в 1 и 2 четверостишиях метафоры, запишите в тетради.

- Проверка (слайд №31)

- Какой ещё художественный приём позволил автору изобразить океан как живое существо? (олицетворение, риторическое обращение)

5. О море, океане писали не только поэты, но и писатели-прозаики.

Классиком русской маринистики в литературе считается Константин Михайлович Станюкович. (слайд №32)

Константин Михайлович Станюкович

Крупнейший русский писатель по "морской части" с самого раннего детства видел и слышал море и близко знал людей, чья жизнь так или иначе связана с морем.

Его отец был адмиралом, мать - дочерью военного моряка. Отец и для сына избрал военную карьеру. И возможно, к концу жизни дослужился бы Константин Станюкович до адмирала, как и его отец. Но он принимает решение отказаться от карьеры военного моряка и поступить в университет.

Отец отправляет кадета Станюковича в кругосветное плавание, надеясь, что "блажь" за годы плавания рассеется и всё встанет на своё место.

Мечта отца осуществилась: имя Станюковичей навсегда запечатлелось в истории русского флота. И этого не произошло бы, если бы Константин не совершил трёхлетнего кругосветного плавания, давшего ему столько впечатлений, что их хватило почти на все написанные им впоследствии морские рассказы и повести.

Решение стать писателем только укрепилось за время плавания. Отцу пришлось смириться с выбором сына, и Константин Станюкович, выйдя в отставку, начинает жизнь профессионального литератора.

Вышедший в 1888 году сборник "Морские рассказы" круто изменил всю его литературную судьбу. До этого он был известным писателем и публицистом, а теперь стал знаменитым автором морских рассказов.

Подобно старинным навигаторам, Станюкович чувствовал норов корабля, привычки его и повадки.

Он глядел на море глазами труженика моря, в солёном ветре слышал не только аромат океана, но и пот корабельщины. Не просто подмечал деталь и штрих - перевоплощался. И поэтому стал автором марин, поэтически полнозвучных, реалистически достоверных.

- А сейчас послушайте отрывок из рассказа Станюковича "Максимка".

(учитель читает текст) (слайд №33)

"Было шесть часов прелестного тропического утра на Атлантическом океане. По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, местами подёрнутому, словно белоснежным кружевом, маленькими перистыми облачками, быстро поднимается золотистый шар солнца, жгучий и ослепительный, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. Голубые рамки далёкого горизонта ограничивают его беспредельную даль.

Как-то торжественно безмолвно кругом.

Только светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками, нагоняя одна другую, плавно переливаются с тем ласковым, почти нежным ропотом, который точно нашёптывает, что в этих широтах, под тропиками, вековечный старик океан всегда находится в добром расположении духа".

- Ребята, у вас есть этот текст. (Приложение) Ваша задача: найти и выписать из текста эпитеты, которые помогают создать яркую, красочную картину океана.

- А теперь проверьте, все ли эпитеты вы выписали. (слайд №34) Среди выписанных вами эпитетов назовите метафорические эпитеты.

6. А дальше вам предстоит побыть в роли писателя-мариниста.

- Мы рассмотрели два текста, увидели, какие эпитеты можно использовать в описании моря, какова их роль. И сейчас постараемся использовать их в речи.

- Вставьте в текст подходящие по смыслу эпитеты, текст запишите в тетради. (слайд №35)

Под лёгким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь нежной рябью, улыбалось бирюзовому небу тысячами серебряных улыбок.

В голубом пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн, взбегавших одна за другою на пологий берег песчаной косы.

М. Горький

- Давайте посмотрим, какие эпитеты использовал М. Горький.

7. Итоги. Домашнее задание. (слайд №36)

- Мы поработали очень продуктивно.

Вспомнили основные выразительные средства художественной речи;

Увидели мастерство писателей в создании ярких, образных, эмоциональных текстов;

Учились употреблять эпитеты в своей речи.

- Вам предстоит дома продолжить эту работу. Сочините миниатюру о море, используя тропы, записанные в тетради.

- формировать психологическую установку на успешное решение тестовой части ОГЭ.

Тип урока : урок-практикум

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, оценочные листы для уч-ся в двух вариантах

I. Организационный момент

Сегодня у нас соревнуются две команды. Задача игроков – правильно выполнить как можно больше заданий. Каждая команда получает оценочный лист, куда нужно вносить правильные ответы. Работу команд оценивает компетентное жюри.

Задачи членов жюри:

  • внимательно следить за ходом игры;
  • после каждого задания оценивать участников игры;
  • определить победителя.

Правила для участников:

  • Принимать активное участие в игре;
  • соблюдать культуру речи и тактичность;
  • соблюдать регламент;
  • работать дружно, согласованно;
  • уметь слушать другого;
  • за другую команду не отвечать;
  • выслушать задание до конца;
  • отвечать громко, но не хором.

II. Изучение нового материала.

Чтобы успешно сдать ОГЭ, мы сегодня повторим основные виды изобразительно - выразительных средств языка.
- При решении какого задания ОГЭ нам понадобится знание стилистических средств языка?

- Знание каких именно изобразительно - выразительных средств языка на потребуется при выполнении этого задания?

Перед вами фрагмент стихотворения С.А. Есенина:

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.
- Какими средствами выразительности являются выделенные слова?

(Балл получает та команда, которая первой назовет средство выразительности)

- Что такое эпитет? (ЭПИТЕТ - это образное определение)

(Балл получает та команда, которая первой назовет определение эпитета)

(Балл получает та команда, которая первой правильно ответит на вопрос)

- Прочитайте текст, вставьте вместо прочерков эпитеты. Что изменилось?

Был ---- --- день, но вдруг набежала ------тучка. Из нее посыпался ------ дождь, а солнце продолжало светить. --- капли падали на землю. Скоро ---- дождь кончился, и через все небо протянулась ----- радуга

(За каждый эпитет команда получает один балл)

- Каковы же функции эпитета? (балл получает та команда, которая наиболее полно ответит на вопрос

-Усиливают выразительность, образность языка произведения;
-Придают художественную, поэтическую яркость речи;
-Обогащают содержание высказывания;
-Выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
-Создают живое представление о предмете;
-Оценивают предмет или явление;
-Вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
-Помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

(Балл получает та команда, которая первой правильно ответит на вопрос)

- Почему автор использовал именно это слово? Что это за средство выразительности? (эпитет)

-Как называется приём, использованный в этом предложении? (олицетворение)

-Что такое олицетворение? ( перенесение свойств
одушевленных предметов на неодушевленные,
наделение предметов признаками и свойствами человека),

1. Ты вел мечи на пир обильный

2. Как чайка, парус там белеет в вышине.

3. Ярким солнцем в саду пламенеет костер.

4. Улыбнулись сонные березки

5. Плачет дождь, воет вьюга.

6. Забормотал спросонок гром

(Ответ:4,5,6. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

- Каковы функции олицетворения? (делают речь более образной и интересной)

(Балл получает та команда, которая первой правильно ответит на вопрос)

-Какое средство выразительности иллюстрирует данный

В саду горит костер рябины красной… (С.А.Есенин)

-Что такое метафора ? ( перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основании какого-либо сходства между ними).

Алгоритм, который поможет найти метафору в тексте

1. Найдите в тексте слова, имеющие переносное значение.

2. Какую ассоциацию они у Вас вызывают?

3. Вспомните, прямое ли это значение образа или символа?

4. Если Вы легко это сделали, то перед Вами метафора .

2.Бродячая толпа облаков…

3.Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

4. В багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)

5.Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.Пушкин)

6. Ночь тихо опустилась на землю; Земля окутала всё белым покрывалом.

(Ответ:2,3,4,6. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

- Какова функция метафоры в речи ? (служит для создания яркого, образного описания)

- В жизни мы часто сталкиваемся с метафорой, порою этого даже не замечая. Пример тому – привычная и надоевшая телевизионная реклама:

Nestle for men. Нежность в тонком переплете.

-Chibo. Из самого сердца Бразилии.

(Балл получает та команда, которая первой правильно ответит на вопрос)

Был он рыжий, как из рыжиков рагу , рыжий, словно апельсины на снегу …

- Какое средство выразительности здесь используется?

-Что такое сравнение?

1.Как лань лесная, боязлива.

2.Город стреляет в ночь дробью огней.

3. И листочки бегут по дорожке, словно желтые мышки от кошки.

4. Здесь даже камни плачут…

5. Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.

6. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.

- Попробуйте придумать сравнения по заданному началу. Лучшими окажутся те сравнения, которые помогут точно представить предмет, будут отличаться точностью и неожиданностью.

1. Он бежал так быстро, …….

2. Звук был такой громкий, …

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

-Какова функция сравнения в речи ?(служат для выделения важного признака и эмоционального воздействия)

5. Лексические средства языка. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

(Балл получает та команда, которая первой правильно ответит на вопрос)

-Что такое фразеологизм?

1.Задание: отгадайте фразеологизм по картинке и объясните его значение. (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

2. Подберите синонимы.

1) хоть пруд пруди

1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд

3) как снег на голову

3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо

4) кто в лес, кто по дрова

5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут

7) ни кровинки в лице

7) приводить в бешенство

8) доводить до белого каления

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

3.Выбери нужное слово и объясни значение фразеологизмов. (Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака) чьё мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стену, двер ь);

4.Творческий диктант. (Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; гроша медного не …; днём с огнём не …; палец о палец не … .

5. Отгадай фразеологическую загадку . (Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

Она может болеть, если кто-то испытывает тревогу, страдания; может быть не на месте, если кто-то чувствует себя неспокойно; с нее может камень свалиться, если кто-то почувствует облегчение; на ней могут кошки скрести, если кто-то тоскует, грустит; в нее можно плюнуть, если кого-то оскорбить; наконец она может уйти в пятки, если кто-то испытает сильный страх. (Душа.)

Команде соперников – объяснить значение фразеологизма.

УШИ: Держать ушки на макушке, Держать ухо востро , В одно ухо влетает, в другое вылетает, Медведь на ухо наступил, Режет ухо, Вешать лапшу на уши , Тугой на ухо, До ушей краснеть, Слушать вполуха (одним ухом), По уши в грязи, За уши не оттащишь, Влюблен по уши, За ушами трещит, Уши вянут , Не видать, как своих ушей , Навострить ухо, Греть уши, Прожужжать все уши и др.

РУКИ: Золотые руки, Рукой подать, Горит в руках, С протянутой рукой, Нечист на руку, Умывать руки, Чужими руками загребать жар, Сходить с рук, Махнуть рукой, На скорую руку , Опускать руки, Положа руку на сердце, Сидеть, сложа руки, Отбился от рук, Руки чешутся, Подвернуться под руку , Не покладая рук, Рука не поднимается, С пустыми руками, Разводить руками и др.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Русский язык

Изобразительно-выразительные средства языка

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Изобразительно-выразительные средства языка.

2. Роль эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, гипербол в предложениях и текстах.

Изобразительно-выразительные средства языка – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении.

Гипербола – это образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размеров, красоты, значения изображаемого предмета или явления.

Литота – это образное выражение, состоящее в преуменьшении размеров, значения изображаемого предмета или явления.

Метафора – Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (скрытое сравнение).

Олицетворение – разновидность метафоры, наделение неодушевлённого предмета признаками и свойствами человека.

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого.

Эпитет – образное определение предмета или действия.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.


Дополнительная литература:

  1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.
  3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Отгадайте загадку Бориса Заходера:

Нахмурилось небо

(Наверно, не в духе!).

Летают, летают

И носятся слухи,

Что белые мухи,

Не только летают,

Но даже – не тают!

Конечно, вы догадались, что речь идёт о снеге. Как вам удалось определить правильный ответ? Поэт создал образ снега, сравнив его с мухами. Всё это удалось благодаря употреблению слов в переносном значении. Например, небу приписано действие человека: оно нахмурилось, оно не в духе.

Слова или обороты, употреблённые в переносном значении, называются тропами.

К основным тропам относятся: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола.

Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (скрытое сравнение). Например, рыжие волосы иногда называют огненными, потому что они похожи на цвет огня. Когда человека переполняют разные чувства, говорят: палитра чувств, радуга чувств.

Олицетворение – это наделение неодушевлённого предмета признаками и свойствами человека. В тексте загадки небу приписаны действия человека: нахмурилось небо.

У слова барабанить прямое значение – бить в барабан, а переносное – часто и дробно стучать. В стихотворных текстах можно найти олицетворение барабанит дождь:

Барабанят капли по крыше,

Ходит ветер серой волной.

Барабанщик из дому вышел

Под весенний дождь проливной. (Владислав Крапивин)

В этом тексте и ветру приписаны свойства человека, он ходит.

Эпитет – это образное определение предмета или действия.

Например, человека, который много работает, многое умеет, много знает, не устаёт, не ошибается, называют человек-компьютер.

Чаще всего эпитеты используют в художественных текстах.

Гипербола – это образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размеров, красоты, значения изображаемого предмета или явления.

Необычность, выразительность придаёт тексту Владимира Маяковского гипербола:

В сто сорок солнц закат пылал,

в июль катилось лето,

жара плыла –

на даче было это.

Выразительным средством языка является сравнение. Людям свойственно сравнивать предметы по размеру, цвету, функции и другим признакам.

Раньше был он звонкий, точно птица,

Как родник, струился и звенел,

Точно весь в сиянии излиться

По стальному проводу хотел.

А потом, как дальнее рыданье,

Как прощанье с радостью души,

Стал звучать он, полный покаянья,

И пропал в неведомой глуши.

Как отличить сравнение и метафору? Метафора – это скрытое сравнение. Рассмотрим примеры: бронзовый подсвечник – бронза загара – загар как бронза. Бронзовый подсвечник – это подсвечник, сделанный из бронзы. Слово бронзовый употреблено в прямом значении. Бронза загара – это загар, похожий по цвету на бронзу. Это метафора. Загар как бронза – это сравнение. В сравнении есть элемент, указывающий на сравнение, – это слово как. На сравнение могут указывать слова похож, подобен, словно, будто, точно. У метафоры таких слов нет.

Если нам нужно сообщить информацию, факты, мы избегаем образных средств. Мы говорим: наступает ночь.

А если необходимо рассказать собеседнику так, чтобы он представил всю картину события, то прибегаем к изобразительно-выразительным средствам. Например, как это сделал Михаил Шолохов: Неслышно, серой волчицей придёт с востока ночь.

Тренировочные задания:

Установление соответствия между элементами двух множеств

Определите, какие средства выразительности использованы в предложениях.

Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский)

Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. (Н. Гоголь)

Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов)

Для правильного выполнения задания нужно найти слова, употреблённые в переносном значении.

1. Забормотал спросонок гром… Грому приписаны действия человека. Это олицетворение.

2. Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. Брюхо сравнивается с самоваром. Ищем показатель сравнения – слово похожим. Это сравнение. Кроме того, Н. Гоголь преувеличивает размер брюха. Это гипербола.

3. Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака . Облака сравниваются с горами. Показатель сравнения – слово чем. Это сравнение.

Правильный ответ

Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский)

Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. (Н. Гоголь)

Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов)

Добавление подписи к изображениям.

Выберите наиболее подходящий вариант подписи к фотографии. Название должно передавать образ.

Дельфины – наши лучшие друзья.

Анализируем варианты. Название должно отражать все элементы изображения: героя (дельфин), его настроение (весёлый), действия (трюк с мячом).

2. Роль эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, гипербол в предложениях и текстах.

Изобразительно-выразительные средства языка – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении.

Гипербола – это образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размеров, красоты, значения изображаемого предмета или явления.

Литота – это образное выражение, состоящее в преуменьшении размеров, значения изображаемого предмета или явления.

Метафора – Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (скрытое сравнение).

Олицетворение – разновидность метафоры, наделение неодушевлённого предмета признаками и свойствами человека.

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого.

Эпитет – образное определение предмета или действия.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

Дополнительная литература:

  1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.
  3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Отгадайте загадку Бориса Заходера:

И носятся слухи,

Не только летают,

Но даже – не тают!

Конечно, вы догадались, что речь идёт о снеге. Как вам удалось определить правильный ответ? Поэт создал образ снега, сравнив его с мухами. Всё это удалось благодаря употреблению слов в переносном значении. Например, небу приписано действие человека: оно нахмурилось, оно не в духе.

Слова или обороты, употреблённые в переносном значении, называются тропами.

К основным тропам относятся: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола.

Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (скрытое сравнение). Например, рыжие волосы иногда называют огненными, потому что они похожи на цвет огня. Когда человека переполняют разные чувства, говорят: палитра чувств, радуга чувств.

Олицетворение – это наделение неодушевлённого предмета признаками и свойствами человека. В тексте загадки небу приписаны действия человека: нахмурилось небо.

У слова барабанить прямое значение – бить в барабан, а переносное – часто и дробно стучать. В стихотворных текстах можно найти олицетворение барабанит дождь:

Барабанят капли по крыше,

Ходит ветер серой волной.

Барабанщик из дому вышел

Под весенний дождь проливной. (Владислав Крапивин)

В этом тексте и ветру приписаны свойства человека, он ходит.

Эпитет – это образное определение предмета или действия.

Например, человека, который много работает, многое умеет, много знает, не устаёт, не ошибается, называют человек-компьютер.

Чаще всего эпитеты используют в художественных текстах.

Гипербола – это образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размеров, красоты, значения изображаемого предмета или явления.

Необычность, выразительность придаёт тексту Владимира Маяковского гипербола:

В сто сорок солнц закат пылал,

в июль катилось лето,

на даче было это.

Выразительным средством языка является сравнение. Людям свойственно сравнивать предметы по размеру, цвету, функции и другим признакам.

Раньше был он звонкий, точно птица,

Как родник, струился и звенел,

Точно весь в сиянии излиться

По стальному проводу хотел.

А потом, как дальнее рыданье,

Как прощанье с радостью души,

Стал звучать он, полный покаянья,

И пропал в неведомой глуши.

Как отличить сравнение и метафору? Метафора – это скрытое сравнение. Рассмотрим примеры: бронзовый подсвечник – бронза загара – загар как бронза. Бронзовый подсвечник – это подсвечник, сделанный из бронзы. Слово бронзовый употреблено в прямом значении. Бронза загара – это загар, похожий по цвету на бронзу. Это метафора. Загар как бронза – это сравнение. В сравнении есть элемент, указывающий на сравнение, – это слово как. На сравнение могут указывать слова похож, подобен, словно, будто, точно. У метафоры таких слов нет.

Если нам нужно сообщить информацию, факты, мы избегаем образных средств. Мы говорим: наступает ночь.

А если необходимо рассказать собеседнику так, чтобы он представил всю картину события, то прибегаем к изобразительно-выразительным средствам. Например, как это сделал Михаил Шолохов: Неслышно, серой волчицей придёт с востока ночь.

Тренировочные задания:

Установление соответствия между элементами двух множеств

Определите, какие средства выразительности использованы в предложениях.

Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский)

Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. (Н. Гоголь)

Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов)

Для правильного выполнения задания нужно найти слова, употреблённые в переносном значении.

1. Забормотал спросонок гром… Грому приписаны действия человека. Это олицетворение.

2. Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. Брюхо сравнивается с самоваром. Ищем показатель сравнения – слово похожим. Это сравнение. Кроме того, Н. Гоголь преувеличивает размер брюха. Это гипербола.

3. Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. Облака сравниваются с горами. Показатель сравнения – слово чем. Это сравнение.

Правильный ответ

Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский)

Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. (Н. Гоголь)

Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов)

Добавление подписи к изображениям.

Выберите наиболее подходящий вариант подписи к фотографии. Название должно передавать образ.


Дельфины – наши лучшие друзья.

Анализируем варианты. Название должно отражать все элементы изображения: героя (дельфин), его настроение (весёлый), действия (трюк с мячом).

Читайте также: