Русская народная вышивка изо 5 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

В рамках урока раскрыта особенность сюжетов и изобразительных орнаментальных мотивов вышивки в одежде и предметах бытового убранства XVIII века характерной для Северных и Южных региона России.

  • познакомиться с историей и различными мотивами русской вышивки на примере полотенца и костюмного ансамбля.
  • формировать художественный вкус;
  • понимать роль декоративного искусства в утверждении общественных идеалов;
  • осмыслить место русской вышивки в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.
  • Узнаем традиционные мотивы вышивки полотенца и костюмного ансамбля
  • Научимся понимать древние знаки - символы в декоре, символику цвета полотенца и костюмного ансамбля; понимать особенности образного языка народной вышивки.
  • Сможем различать и узнавать образы костюмного ансамбля Севера и Юга России.

Глоссарий по теме урока:

Орнамент — это ритм, который создаётся чередованием повторяющихся мотивов и отдельных элементов вышивки.

Косник (накосник) — девичье украшение, вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос.

Сарафанный комплекс - русский женский костюм северных губерний.

Епанечка - короткая нагрудная распашная одежда на лямках.

Понёвный комплекс - русский женский костюм южных губерний.

Запан -передник

Навершник - наплечная одежда типа укороченной рубахи.

Подольница – женская праздничная рубаха, которую одевали на покос, жатву, первый выгон скота в поле.

Обязательная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал

В XVIII - XIX столетиях вышивка является главным элементом декора крестьянского быта. Мастерицы использовали разные техники шитья, множество орнаментальных мотивов и богатые цветовые сочетания.

Орнамент — это ритм, который создаётся чередованием повторяющихся мотивов и отдельных элементов вышивки.

Вышивка отражала миропонимание, традиции, особенности характера русского народа.

Подзоры и полотенца, богато украшенные вышивкой, в быте крестьян играли особую роль: они были лучшим подарком на различные семейные торжества. Встреча дорогих гостей сопровождалась особым обычаем: в знак уважения на расшитом полотенце подносили хлеб и соль. В крестьянской избе иконы и зеркала также украшались орнаментальными полотенцами.

Каждый элемент узора на полотенце имел особое значение.

Мастерицы северных губерний для вышивки полотенец часто использовали изображение фигуры женщины. Иногда её изображали с рогами, которые символизируют плодородие, в руках у неё птицы как знак божества. Это изображение великой богини – Макошь. По преданию это женский образ прародительницы всего живого на земле, считалась защитницей семейного очага и детей от всякого зла, символом благополучия.

Другой сюжет – это фигуры всадников. Головы всадников окружают лучи, которые обозначали, солнечное божество.

Красный цвет орнамента обозначал огонь, красоту, силу, мужское начало. Узорочье из красных ниток на белом фоне олицетворяли землю, вобравшую энергию красного солнышка и способную дать жизнь всему живому.

Венцом всего костюмного ансамбля является головной убор. Головные уборы девушек и женщин имели отличия. Девушки могли часть волос оставлять открытыми. На девушке красовалась либо яркая лента, украшенная бисером повязка, обруч или ажурный венец.

В конце длинной косы вплетали косник — украшение из бисера, жемчуга. Замужним женщинам не разрешалась ходить с непокрытой головой, поэтому волосы прятались под головным убором.

В Вологодской, Архангельской и Вятской областях женщины носили сборник. Этот вид кокошника имел множество наименований и вариантов пошива.

В Псковской губернии в качестве свадебного убора использовали – шишак. Это треугольный, вытянутый кокошник, шишечками (отсюда и название). Чем больше шишечек, тем богаче была семья. Иногда шишак на невесте был дороже всего недвижимого имущества и мог стоить от 2 до 7 тысяч царских, рублей.

Позже вместо сложного головного убора стали использовать шаль или платок, похожие на древнерусский платок — убрус.

Костюмный ансамбль южных областей отличает колорит и живописность.

Мужской костюмный ансамбль был простым и скромным. Белая или цветная холщовая рубаха и портки (неширокие штаны). На рубахе либо совсем не было ворота, либо имелся невысокий воротник в виде стойки. Ворот предполагал наличие разреза обычно слева, из-за особенностей ворота рубаха получила название – косоворотка. Её носили поверх штанов, подпоясывалась длинным кушаком из шерстяной ткани. Вышивка украшала низ самой рубахи, низ рукавов и горловину.

В качестве верхней одежды сверху одевали зипун (кафтан), запахивая его на левую сторону и застегивая на крючки.

Одним из важных событий в крестьянском быту является свадебный обряд. К нему начали готовиться задолго:

Она шила, красна девица,

Всё по плису и по бархату,

По узорной красной ленточке,

Она шила, красна девица,

Всё приданое немалое.

К свадебному торжеству готовились заранее. Костюмы и головные уборы богато украшались вышивкой, бисером, каменьями. Свадебный кокошник — самая важная и драгоценная часть костюма. На тыльной стороне изображались символы плодородия (стилизованная лягушка), символы супружеской верности (фигуры лебедей), символы жизни и нового поколения (стилизованный куст). Для шитья использовались яркие и цветные ткани, дополнялся свадебный наряд обилием украшений. Создание праздничного костюма - работа творческая и уникальная. Воображение и талант мастериц – вышивальщиц превращали костюмный ансамбль в настоящее произведение искусства.

Русские мастерицы – рукодельницы создали особую культурную ценность. В русских костюмных ансамблям выражены мировоззрение, нравственные устои и художественный вкус русского народа.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Название задания. Женский костюмный ансамбль Севера России.

Текст задания. Выберите элементы женского костюмного ансамбля Севера Росси:

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

2.Название задания. Женские головные уборы.

Текст задания. Установите соответствие между изображением головного убора и его названием.

В задании необходимо соединить стрелками изображение и название головного убора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

Деятельностная цель: формировать у обучающихся умений создавать эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки

Содержательная цель: расширить знания обучающихся о символах в русском декоративно-прикладном искусстве

Задачи: Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

Формирование художественно-творческой активности:

- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке эскиза.

Планируемые результаты: Личностные –- воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные - умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;

- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;

Предметные - формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;

- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество);

- воспитание уважения к истории культуры Отечества;

- приобретение опыта создания художественного образа;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств;

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства

- осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

1. Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствие, проверка готовности к уроку

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку

1.2 Определение темы урока.

О чем мы говорив в этой четверти?

Посмотрите на произведения, скажите, кто изображен на них?

Стежок к стежку, игла рисует
Сложнейший колорит шитья.
И вышивальщица рискует
Уйти за грани бытия.
Но нити крепко держат сердце,
Гармонии рождая лад,
И как сиреневое скерцо
Те нити радостно звучат.
Раиса Наумова

Попытайтесь назвать тему сегодняшнего урока.

Работа с учебником.

Прочитайте первый абзац стр.42

Почему, изучая русское искусство, мы говорим о вышивке?

Что украшали вышивкой?

Как вы думаете для чего нужна вышивка?

Что изображали мастерицы?

Прочтите стихотворение оно поможет вам определиться с мотивами вышивки

Один стежок, другой стежок,
Не спи, моя иголка,
Раскрылся лист, расцвёл цветок
Лазоревого шелка
К себе я птиц весёлых жду,
Они вернутся к маю,
И это дерево в саду
Для них я вышиваю.
Т. Габбе

О каких мотивах идет речь?

Рассмотрите иллюстрации на страницах 43-46.

Как вы думаете вы правильно ответили?

Мастерицы изображали элементы реалистично или стилизовано, упрощенно?

Как вы думаете, что мы сегодня должны сделать?

Что мы должны узнать?

Цель (по деятельности): научиться выполнять эскиз вышивки

Цель (по содержанию): познакомиться с различными мотивами русской вышивки

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_44468eff.jpg

Русская народная вышивка.

познакомить учащихся с русской народной вышивкой на основе русских народных рушников;

познакомить учащихся с экспонатами рушников школьного музея;

способствовать формированию умения выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы, выполнять эскизы русских народных рушников, участвовать в проектной деятельности;

повторить древние знаки и символы искусства, их смысл, понимать роль искусства в освоении человеком мира;

Регулятивные УУД :

развивать умения в определении последовательности учебных действий и составлении плана;

Коммуникативные :

участвовать в коллективном обсуждении обозначенной проблемы,

строить продуктивное взаимодействие в процессе групповой работы;

Познавательные :

развивать умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме,

самостоятельно создавать эскиз русского народного рушника,

анализировать и оценивать результаты своей деятельности;

Личностные :

воспитывать любовь к русской культуре, интерес к школьным музейным экспонатам.

Формы работы: Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма

Тип урока: Урок-проект

Оборудование : методические таблицы по выполнению эскизов вышивки; схема вышивки; графические живописные материалы; словарик; раздаточный материал для групповой работы

Зрительный ряд : экспонаты школьного музея;

Литературный ряд : стихи, фольклор

Музыкальный ряд : музыка, фольклорная песня.

Деятельность

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные : действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Мотивация учебной деятельности

Звучит мелодия русской народной песни

Учитель демонстрирует созданные учащимися на предыдущих уроках рисунки,демонстрирующие внешнее и внутреннее украшение крестьянской избы, предметы быта.

- Зачем люди украшали свои жилища?

- Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве? Можно ли сказать, что декор служит только украшением?

- Чем на протяжении многих веков женщины украшали тканые изделия, одежду?

Сформулируйте тему нашего урока.

Вторую часть темы вы назовёте, послушав отрывок из народной песни:

«И в дорогу далекуты меняна зори провожала,

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Определение целей урока

Рассматривают рисунки, поделки.

Участвуют в беседе и целеполагании.

- Для привлечения сил света, добра, защиты от злых сил.

- Нет, ещё декор имел символическое значение, выступал в качестве оберега.

Цели (определение целей):

1. Выяснить назначение полотенец.

2. Узнать , какими узорами украшались полотенца.

3. Применить полученные знания на практике.

Познавательные Общеучебные умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

Первичное усвоение знаний

Давайте обратимся к словарю сегодняшней темы урока.

- Прочитайте слова :

Пристен, утиральник, занавес, обыденник, утренник, рукотёр, набожник, крючковое, зеркальное, стеновое.

- Что объединяет эти слова?

-известные художники очень часто изображали на своих полотнах предметы и образы народного искусства.

- В нашем школьном музее хранятся рушники, вышитые жительницами нашего села..

Внимательно рассмотрите представленные экспонаты и скажите, что заметили общего, повторяющегося в украшении полотенец?

Участвуют в словарной работе.

Все это полотенца, или рушники!

- Полотенце сопровождало человека в течение всей жизни вплоть до самой смерти. Когда ребёнок рождался, его закутывали полотенцем. Утром умывались родниковой водой, и после непременно использовали чистое полотенце. На свадьбах были специальные полотенца, украшенные вышитыми птицами, ведь образы птиц символизировали счастье .

Отмечают повторяющийся узор, преобладание красного цвета.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

общеучебные: знаково-символические – моделирование.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Первичная проверка понимания

- Узор, построенный на ритмическом чередовании геометрических или изобразительных элементов, называется орнаментом.

- Символика – выражение отношения к миру с помощью условных знаков, символов.

Символичен был цвет:

Красный цвет – символ жизни, красоты, силы;

Белый – символ света, чистоты;

Чёрный – символ плодородия, земли..

Отмечают особенности изображений на вышитых рушниках.

Знакомятся с основными понятиями: орнамент, символика.

(работают по таблице)

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли; умение находить несколько вариантов решения проблемы.
Личностные УУД: формировать умение способности к саморазвитию.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства;создавать и преобразовывать модели.

Вопрос. Почему работу лучше выполнять парно?

Уч-ся делают правильный вывод.

Выполняют практическое задание.

При необходимости обращаются к учителю за помощью.

Составляют план работы под руководством учителя.

1 Выполнение орнамента вышивки символами.

2 Проверка парной работы.

3 Выполнение кружева.

4 Сборка блоков.

5 Коллективное обсуждение. Оценка работы.

Познавательные:

общеучебные : поиск и выделение необходимой информации, логические: построение логической цепи рассуждений, УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог; умение договариваться;умение запросить недостающую информацию у учителя. Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

- Все ли задачи, поставленные вами, выполнены?

- Каково было назначение полотенец в жизни наших предков?

- Какими орнаментами украшались полотенца и что они символизировали?

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Сегодня у нас получилась интересная работа! Давайте, ребята, выйдем к доске, возьмем в руки наш рушник и прочитаем стих!

Спасибо, до новых встреч!

Однажды, много лет назад

В моей семье большой возник

Нет, не музейный экспонат.

А бытовой предмет- ручник.

Не год, не два, а сотню лет

Ручник с любовью берегли.

Зачем? А вот для всех ответ:

Семей традиции важны!

Ведь рукотейник был всегда

Предметом нужным для людей:

И украшением стола,

И полотенцем каждый день.

У домотканого холста

Красив орнаментов узор.

Тут виноградная лоза.

Цветы и птицы, летний бор!

Рисунок детскою рукой

Был вышит. Сколько в нем тепла!

Не потому ль, что он родной,

И что прабабушка моя

Его смогла сберечь для нас.

Сюжет красивый. И сейчас:

Предмет старинный принесла,

Любуюсь вышивкою я.

И всем хочу сказать слова:

Есть ценности на все века:

Традиции, Ручник, Семья.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

Приложение к уроку

Словарь урока

hello_html_m461f7a64.jpg

Репродукции картин

hello_html_m185a9c2f.jpg
hello_html_m79b148e8.jpg

Тропинин В.А.

hello_html_26baa7c8.jpg

Франц Ксавер Зимм

hello_html_m21c598b6.jpg

hello_html_2234a417.jpg

Маршрутный лист

1 Выполнение орнамента

2 Проверка парной работы.

3 Выполнение кружева.

4 Сборка блоков.

5 Коллективное обсуждение. Оценка

hello_html_378e3beb.jpg

Однажды, много лет назад

В моей семье большой возник

Нет, не музейный экспонат.

А бытовой предмет- рушник.

Не год, не два, а сотню лет

Ручник с любовью берегли.

Зачем? А вот для всех ответ:

Семей традиции важны!

Ведь рукотейник был всегда

Предметом нужным для людей:

И украшением стола,

И полотенцем каждый день.

У домотканого холста

Красив орнаментов узор.

Тут виноградная лоза.

Цветы и птицы, летний бор!

Рисунок детскою рукой

Был вышит. Сколько в нем тепла!

Не потому ль, что он родной,

И что прабабушка моя

Его смогла сберечь для нас.

Сюжет красивый. И сейчас:

Предмет старинный принесла,

Любуюсь вышивкою я.

И всем хочу сказать слова:

Есть ценности на все века:

Традиции, Ручник, Семья.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 861 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.02.2018 10307
  • DOCX 1.4 мбайт
  • 546 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Курносова Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Материалы: иллюстрации с изображением русской народной вышивки; бумага, акварель, кисти; музыкальное сопровождение: русские народные песни.

Ход урока

1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

2. Беседа учителя

С давних времен наша земля славилась искусством мастериц-рукодельниц. К рукоделию приобщались девочки 8–9 лет. Полотенце играло одну из главных ролей в народном быту. Его украшали орнаментом. Ряды орнамента выглядят как некая рама, в которую вписывается самое главное украшение – вышивка. В узорах крестьянской вышивки присутствуют образы птиц, женщин, воды. На свадебных полотенцах были представлены две птицы, символизирующие любовь. Содержание образа подчеркивали небольшие птички и растения по бокам полотенца. Птицы на вышивке выглядели довольно декоративно. В весенний период, до начала полевых работ, женщины занимались вышивкой.

Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Она имела свое назначение. Вышивка на рубахах находилась именно в тех местах, где тело человека соприкасалось с внешним миром. Обычно она проходила по вороту, рукавам, подолу и служила главным образом как оберег. Вышивкой украшались (или, вернее, защищались) и полотенца. Главным элементом в украшении полотенца был ромб. Ромб с крючками – символ плодородия. Розетка – еще один любимый мотив древних славян. Она состояла из восьми лепестков и являлась символом женского начала. На вышивке обязательно присутствовало древо жизни. Птицы, всадники, цветы, женские фигуры – все эти узоры – неотъемлемые атрибуты данного творчества. Женщина-мать олицетворяла сыру землю и выступала покровительницей земледелия и плодородия. Изделия, украшенные вышивкой, отличались красотой и неповторимостью узоров.

Существовало два вида вышивки: народная (крестьянская) и городская. Городская вышивка испытывала на себе влияние моды, потому постоянно изменялась. Народная же несла в себе глубокую мудрость наших предков, сохраняя старинные обычаи и традиции нашей страны.

К 14–15 годам девушки готовили себе приданое, в которое входили скатерти, полотенца, одежда, головные уборы. Все это, конечно же, украшалось вышивкой. Перед свадьбой проходила выставка приданого, так можно было в полной мере оценить мастерство рукодельницы.

Женщины в крестьянских семьях были настоящими мастерицами: они пряли, вышивали, вязали, ткали, плели различного рода кружева. Девушки учились мастерству у старших женщин. Одежду они изготавливали из льняных или шерстяных тканей и украшали кружевами, тесьмой, вышивкой. Причем в разных областях нашей родины вышивка была разной. Зачастую в ней присутствовал геометрический орнамент. Но главным украшением, конечно же, оставалось солнце, которое символизировало тепло, свет, жизнь. В свободных вышивках часто встречались растительные узоры. Существовало несколько видов швов: роспись, полукрест, козли, гипюры, тамбурная вышивка и другие.

Поурочные разработки. Изо 5 класс. Урок 5. Русская народная вышивка. Славянская вышивка

Русскую крестьянскую вышивку делят на две группы: северную и средней полосы. Архангельская, Новгородская, Вологодская, Ивановская, Горьковская, Владимирская и другие области относятся к северной группе. Особенность северной вышивки состоит в том, что в ней чаще всего присутствует крест, роспись, различные вырезы, белая или цветная гладь. Узоры, как правило, выполнены красными нитками по белому фону или наоборот. Фон был важным элементом узора. Вышивку украшали различные фигуры птиц – пав; шерстью (синей, желтой или красной) вышивали барсов.

3. Творческое задание

Сегодня мы выполним эскиз узора вышивки на полотенце в традиции русских народных мастеров. Для этого нам понадобится бумага, кисти, карандаши (для выполнения исходного рисунка), краски.
– Выполните работу, выделив наиболее ярко главный мотив рисунка. Украсьте свой рисунок орнаментальными рядами при помощи различных знаков-символов.

4. Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)
– В чем особенность русской народной вышивки?
– Какую роль играет фон в крестьянской вышивке?
– Какую функцию выполняла вышивка в жизни славян? Сегодня мы познакомились с русской народной вышивкой, продолжили изучение древних образов. Традиции народной вышивки живы до сих пор, русским рукодельницам удалось сохранить их до наших времен.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерес к народному творчеству во всем мире все возрастает. Люди по крупицам бережно собирают знания и умения прежних поколений. К сожалению, мы не можем сказать этого о нас – детях. А ведь, народное искусство - наше материальное и духовное богатство.

Руководитель: Голубкова Алевтина Никитична, учитель ИЗО, Мишина Марина Евгеньевна, учитель технологии.

На горе-то стоит елочка,

Под горой стоит светелочка.

Во высоком новом тереме,

Во столовой новой горенке,

На дубовой новой лавочке

Тут сидела красна девица.

Во левой руке держала пяличко,

Во правой руке иголочку.

Она шила, красна девица,

И по плису, и по бархату,

По белому да коленкорчику.

Она шила, красна девица,

По атласной алой ленточке:

Шила девица приданое,

То приданое немалое.




Символика традиционной вышивки .

Символика традиционной вышивки .

СОЛНЦЕ

Мать-сыра земля (Берегиня)

Мать-сыра земля (Берегиня)

Птица

Конь

Древо жизни


Стебельчатый шов

Тамбурный шов



В итоге выполнения проекта достигнуто следующее: -была изучена история традиционной русской народной вышивки, значения символики и цвета; -освоена технология выполнения вышивки; -украшены стилизованной русской вышивкой современные вещи; -планируется участие в выставках.

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

-была изучена история традиционной русской народной вышивки, значения символики и цвета;

Читайте также: