Ручные швы 6 класс конспект

Обновлено: 01.07.2024

Цель урока: Формирование универсальных учебных действий в условиях решения практических задач.

Повторить терминологию и технологию выполнения ручных работ.

Развивать навыки рациональной организации рабочего места при ручных швейных работах, соблюдения правил безопасного труда.

Отработать технологию выполнения копировальных стежков.

Развивать самостоятельную активность;

Способствовать приобретению навыков самооценки, рефлексии.

Воспитывать аккуратность, целеустремленность, уважение к труду людей.

Требования к уровню освоения учебного материала на конец урока

- знать о требованиях к выполнению ручных работ, технологию и терминологию выполнения ручных швов,

- уметь переносить линии выкройки при помощи копировальных строчек,

- соблюдать технику безопасности при выполнении ручных работ.

- формирование готовности к самостоятельным действиям, уважения к труду людей и своему труду, владения основами самоконтроля и самооценки с позиции профессионального самоопределения.

- познавательные УУД – проведение обобщения и анализа; извлечение необходимой информации, умение перерабатывать и применять полученную информацию о ручных работах на практике, умение делать выводы, соблюдение технологии, норм безопасности.

- регулятивные УУД – целеполагание, осуществление пооперационного и итогового контроля деятельности, рефлексия, оценка и самооценка.

- коммуникативные УУД – умение слушать и понимать речь других, умение формулировать собственное мнение и позицию, вести познавательный диалог по теме урока, слушать одноклассников, учителя, воспринимать мнение других, работать в группе.

Тип урока: урок развития практических (технологических) умений (по М.И. Махмутову и В.С. Ледневу).

Межпредметные связи: технология 5 класс.


Характеристика этапов урока

Название этапа,

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности

Приветствует учащихся:
Отмечает явку, проверяет готовность к уроку.
Организует работу учащихся с положительным эмоциональным настроем, создает комфортную обстановку.
Мотивирует на активную деятельность.

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку.

Актуализация знаний

Учитель: из этого разнообразия ручных работ необходимо определить, чем конкретно мы сегодня будем заниматься. Приглашает трех учащихся к доске сгруппировать термины (слова) в соответствии с заданиями, которые записаны в карточках, - этапы изготовления одежды, способы переноса линий выкройки и определения стежка, строчки, что из себя представляет копировальная строчка. (см. приложение 2).

Отвечают на вопрос учителя:

О ручных работах.

Сметывание, заметывание, наметывание, приметывание, пришивание, копировальные стежки (строчка), выметывание, обметывание.

По заданиям в карточках группируют термины. Затем проверяют, как выполнено задания у одноклассниц. В случае согласия размещают на доску зеленый смайлик, в случае несогласия красный и обосновывают свое несогласие.

Целеполагание

Учитель: посмотрите внимательно на наши группы терминов и определите, какая задача поставлена перед вами на этом уроке.

Корректирует ответы учащихся, подводит к формулировке темы, цели и задач.

В качестве наводящих вопросов могут быть:

1.К какому этапу в изготовлении швейного изделия мы уже подошли? (к переносу линий выкройки)

2. какой вид ручных работ мы применяли в 5 классе для переноса линий выкройки?

Перенос линий выкройки при помощи копировальной строчки

Составление алгоритма выполняемой работы

Назовите, какие инструменты и приспособления для выполнения этой ручной работы мы будем использовать.

Как организуем рабочее место для выполнения ручных швейных работ?

Каковы правила безопасного труда? (беседа)

Слайд 2 (см.Приложение3).Демонстрирует образец копировальных стежков.

Учитель: обращает внимание на то, что этот приём — самый трудоёмкий и его применяют для тонких тканей, которые легко повредить копировальным колесиком и булавками; предупреждает, что при выполнении копирования линий прямыми стежками нитку не нужно закреплять на ткани ни в начале строчки, ни в конце, для того чтобы в дальнейшем её можно было быстро удалить.
Сейчас вы приступите к выполнению практической работы. Вы продолжаете набирать баллы для получения более высокого разряда по профессии портной индивидуальной мастерской (ателье). Сегодня по окончании вы самостоятельно оцените свои работы, присвоите ей (работе) разряд, и этот разряд будет соответствовать оценке.

Иголки ручные, ножницы, нитки.

Иглы должны находиться в игольнице, ножницы с сомкнутыми лезвиями, нитки не запутаны, свет падает слева спереди.

Ножницы передаем сомкнутыми лезвиями к себе. Нитки отрезаем ножницами. Волосы собраны в хвост или под косынку.

Организация практической работы.

Физкультминутка

Направляет и контролирует действия учеников, по ходу работы отдавая необходимые распоряжения

Выполняют практическую работу.

Анализ и самоанализ результатов работы

Контроль выполнения копировальных строчек

Рефлексия деятельности (итог урока)

Проведение:
Учитель: мы хорошо поработали. Теперь отметим нашу работу в ресторане. Я приготовила продукты, а вы, пожалуйста, наполните эту кастрюлю продуктами из корзины, так:

- если вы усвоили весь материал, то положите 5 продуктов,

- если вы считаете, что-то необходимо повторить еще, то положите 3 продукта,

- если для вас информации было слишком много, то положите 1 продукт.

Все это необходимо делать с комментарием.

По наполненности кастрюли можно сказать об отношении к нему уч-ся.

Оценивают содержание урока, дают комментарии по итогам своей работы (выполнили или не выполнили поставленные задачи)

Используемая литература.

Технология. Технологии ведения дома: 6 класс/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: методическое пособие/ Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2016.

А Гин. Приемы педагогической техники: Свобода выбор. Открытость. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 13-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2013 .

Сайт учителя технологии лицея № 48 г. Калуги Ларьковой Галины Владимировны

Инструмент бывалый Не большой, не малый. У него полно забот: он и режет, и стрижет!

Вышивает – шьет иголка, Пальцу больно, Пальцу колко. А наперсток в тот же миг К девочке на палец Прыг! Говорит иголке: -Шей, А колоться ты не смей!

Тонкая, длинная, одноуха, остра - Всеми миру нужна!

Конь стальной – хвост льняной!

Угадай ребус, узнаешь новую тему занятия. ,, . ,, ые

Важные секреты иголочки. Секрет 1 Нитки иногда тоже капризны: перекручиваются, образуют узелки, обрываются. Чтобы этого не случалось, нужно правильно отмерить длину нити. Обычно это делают, обводя нить через локоть, или по линейки.

Секрет 2 Вдевать нитку в иголку следует с конца, который отрезают от катушки. Так она меньше закручивается.

Ручные швы. 1. соединительные; 2. закрепляющие; 3. отделочные.

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше. физминутка

Петельный шов. Применяется для обработки края материала, обметывания петель.

Потайной шов. Название говорит само за себя: стежки не должны быть заметны ни с изнаночной ,ни тем более с лицевой стороны.

Что изучили? С чем познакомились? Чему научились? подведем итог

Домашние задание. 1. Выучить название ручных швов. 2. Повторить ручные швы на кусочке ткани.

Предварительный просмотр:

План-конспект учебного занятия.

МОУ Дробышевская СОШ

Фамилия, Имя, отчество учителя: Аксянова Вера Илюсовна.

Место занятия в структуре образовательного процесса: занятие по учебному плану дополнительного образования.

Тема учебного занятия: Ручные швы.

Номер занятия по теме: 4

Продолжительность учебного занятия : 40 минут.

Тип учебного занятия : комбинированный .

Познакомить учащихся с навыками и умениями выполнять ручные швы;

Развивать память детей, внимание;

Воспитывать усидчивость, аккуратность, дисциплинированность и ответственность в труде, умение работать в группе.

Ожидаемый результат : знания и умения выполнять ручные швы.

Дидактические материал к учебному занятию : инструменты и материалы (ножницы, нитки швейные, иголки, наперсток, кусочек ткани), образцы ручных швов, мультимедийная установка.

Долгожданный дан звонок-

2. Проверка домашнего задания: (наличие инструмента и материала), руководитель задает загадки, а дети отгадывают их, показав этот предмет.

Угадай загадку; (слайды 3,4,5,6,7,8,9,10)

1. Инструмент бывалый 2. Вышивает – шьет игла,

Не большой не малый. Пальцу больно, пальцу колко.

У него полно забот: А наперсток в тот же миг

Он и режет, и стрижет! К девочке на пальчик. Прыг!

(ножницы) Говорит иголке:

- Шей, а колоться ты не смей!

3. Тонка, длинна, 4. Конь стальной -

Одноуха, остра – Хвост льняной!

Всему миру нужна! (иголка с ниткой)

3. Изучение нового материала. (слайд 11 Ручные швы.)

Прежде чем изучить ручные швы надо, правильно научится вдевать нитку в иголку и делать узелок. Сейчас я вас познакомлю с секретами иголочки, и мы с вами научимся правильно отрезать нитку, вдевать в ушко иголочки и делать узелки. (слайды 13,14,15 секреты иголочки)

Педагог объясняет и показывает, как правильно это делать в месте с детьми.

Швов очень много, каждый имеет свое назначение и название. Есть швы машинные, которые выполняются на швейной машине, и ручные без которых не обойтись.

Процесс выполнения ручных швов состоит в том, что иглу с ниткой вводят в ткань и через определенный промежуток выводят из неё. Швы в зависимости от их назначения бывают:

  1. Соединительный, который скрепляет детали ткани вместе.
  2. закрепляющий, который предохраняет края ткани от осыпания.
  3. отделочные, которые необходимы для украшения изделия. (слайд 17)

- Повторение техники безопасности

вопросы: 1. Как и где нужно хранить инструменты?

2. Куда нельзя вкалывать иголки?

3. Как правильно передавать ножницы, иголки и булавки?

Ответы: 1 . В специально отведенной коробочке.

2.Нельзя вкалывать иголку в одежду, брать иглу в рот – это

3.Ножницы передают той стороной, где находятся кольца,

иглу, булавки – тупым концом.

Объясняю и показываю, как правильно выполнять эти швы на ткани вместе с детьми.

Ветер дует нам в лицо (дети дуют в лицо друг, другу)

Закачалось деревцо (дети закачались из стороны в стороны)

Ветер тише, тише, тише, (раскачиваются потише)

Деревцо все выше, выше. (руки в верх и тянутся в верх)

Петельный шов (слайд 22)

Потайной шов (слайд 23 )

Объясняю и показываю, как правильно выполнять эти швы на ткани в месте с детьми.

  1. Подведение итога:
  1. Что изучили?
  2. С чем познакомились?
  3. Чему научились?

6. Домашние задание:

1.Выучить название ручных швов.

2. Повторить ручные швы на кусочке ткани.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия "Ручные виды швов"

Занятие рассчитано для детей, увлекающихся вышивкой, 8 - 9 летнего возраста. Разработку занятия могут использовать педагоги дополнительного образования детей, учителя технологии.


Цель: помощь в подготовке разработок для учителя технологии, учителя дополнительного обучения.Поделки для учащихся 4-6 классов.


Технология выполнения ручных швов

Специальные стежки, по способу выполнения, похожи на выполнение других ручных стежков: и на прямые стежки за иголку, и на петельные стежки, и на косые. Но выполняются специальные стежки другими приема.


Технология выполнения простейших ручных швов

Способствовать формированию и развитию умений и навыков по выполнению ручных швов по вышивке.


Цели: ознакомить учащихся с простейшими ручными швами для вышивки; сформировать навыки по выполнению простейших ручных швов для вышивки; научить самоконтролю выполненной работы; формировать интерес к .

Конспект урока по теме " Применение ручных швов при изготовлении игольницы"

Конспект урока служит приложением к технологической карте с таким же названием. Конспект более подробно раскрывает каким образом мотивируется учебная деятельность учащихся. Технологическую последовате.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Формирование понятий о швейных ручных работах. Организовать деятельность учащихся по приобретению умений и навыков выполнять ручные швейные работы.

Задачи:

  1. Дать общее представление о рациональной организации рабочего места при ручных швейных работах, соблюдении правил безопасного труда; о требованиях к выполнению ручных работ.
  2. Ознакомить с терминологией и технологией ручных работ, с профессией технолог-конструктор.
  3. Развитие навыков изготовление образцов ручных швов.
  4. Способствовать приобретению навыков самооценки, рефлексии.

Технологическая карта урока технологии

Ф.И.О. учителя Осипенко И. В.

Класс: 6 Дата: 25.10.17г.

Цель урока: Формирование понятий о швейных ручных работах. Организовать деятельность учащихся по приобретению умений и навыков выполнять ручные швейные работы.

Дать общее представление о рациональной организации рабочего места при ручных швейных работах, соблюдении правил безопасного труда; о требованиях к выполнению ручных работ.

Ознакомить с терминологией и технологией ручных работ, с профессией технолог-конструктор.

Развитие навыков изготовление образцов ручных швов.

Способствовать приобретению навыков самооценки, рефлексии.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: технология 5кл.

Используемая литература и ИНТЕРНЕТ- ресурсы.

Технология. Технологии ведения дома: 6 класс/ Н.В. Синица, А.Т. Тищенко. – М.: Вентана-Граф,2013г.

Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: методическое пособие/ Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2016 г.

Планируемые результаты: знать о требованиях к выполнению ручных работ, технологию выполнения ручных швов: копировальных, приметывание, выметывание, выполнять образцы, соблюдать технику безопасности при выполнении ручных работ.

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, умение делать выводы.
Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.
Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества

Личностные: формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование, саморазвитие, мотивация учебной деятельности, реализация творческого потенциала, развитие готовности к самостоятельным действиям

Характеристика этапов урока

Название этапа,

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности

Приветствует учащихся:
Отмечает явку, проверяет готовность к уроку, назначает дежурных.
Организует работу учащихся с положительным эмоциональным настроем, создает комфортную обстановку.
Мотивирует на активную деятельность.

Доклад дежурного. Учащиеся проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные УУД: контроль своих действий

Личностные УУД: готовность к уроку. Формирование мотивации и самомотивации изучения темы

КоммуникативныеУУД: планирование совместного сотрудничества

Актуализация знаний

1.Какой этап в изготовлении швейного изделия мы уже прошли? (1 слайд – швейные изделия) Вспомним основные понятия этого этапа. Разгадайте кроссворд. (2 слайд)

2.Вспомним основные опорные понятия, которые нам потребуются сегодня на уроке (Слайд № 3)

- Что такое строчка?

- Что такое стежок?

- Что такое длина стежка?

- Что значит ручные стежки?

3. -Какие способы переноса линий выкройки на детали кроя вы узнали в 5 классе? (слайд 4)
-Как называется временное ниточное соединение равных по величине деталей?
-Как называется временное ниточное закрепление подогнутого края? (слайд 5)

Отвечают на вопросы учителя:

1. Конструирование и моделирование швейного изделия.

2. - Ряд повторяющихся стежков на ткани.

- Часть строчки между двумя проколами иглы. Ниточный способ соединения ткани.

- Расстояние между началом и концом стежка, оно равно сумме длин нитки и промежутка между проколами иглы на лицевой стороне материала.

- Стежки выполненные вручную.

3.– булавками, прямыми стежками, резца – колёсиком

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать собеседника, учителя; взаимодействие в процессе выявления причин затруднений

Познавательные УУД: сопоставление, рассуждение, анализ, поиск информации, работа с текстом

Личностные УУД: формирование мотивации и самомотивации изучения темы

Регулятивные УУД: выявляет границы знания и незнания

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Технология изготовления швейных изделий состоит из множества различных операций, которые выполняют как с применением швейной машины, так и вручную с помощью швейной иглы. (слайд 6)

От точности и аккуратности выполнения ручных швейных работ зависит качество швейного изделия, его внешний вид. Прежде, чем приступить к машинной обработке, что нам нужно выполнить?
-В 6 классе мы продолжим освоение ручных операций. Вам предстоит научиться примётывать маленькую деталь к большой и вымётывать край детали, чтобы придать ей форму.

Отвечают на поставленные вопросы, высказывают собственную точку зрения. Задают вопросы.

- Подготовительные ручные работы

Личностные УУД: формирование мотивации и самомотивации изучения темы

Целеполагание

Познавательные УУД: умение с помощью учителя сформулировать цель урока; анализирует информацию, учится строить речевое высказывание

Личностные УУД:волевая саморегуляция

Регулятивные УУД:анализ ситуации и моделирование

Изучение нового материала.

Первичное усвоение материала.

Работа с учебником

Осознание и осмысление учебной информации

Инструменты и приспособления для ручных работ. Организация рабочего места для выполнения ручных швейных работ, правильная посадка, правила безопасного труда (беседа) (слайд 9– 10) - Демонстрирует образец копировальных стежков, обращая внимание на то, что этот приём — самый трудоёмкий и его применяют для тонких тканей, которые легко повредить копировальным колесиком и булавками.
- Предупреждает, что при выполнении копирования линий прямыми стежками нитку не нужно закреплять на ткани ни в начале строчки, ни в конце, для того чтобы в дальнейшем её можно было быстро удалить (слайд 11)
- Знакомит с операцией примётывание, обращая внимание на то, что она похожа на операцию смётывание, и объясняет разницу между ними.
- Операцию вымётывание применяют после машинной операции обтачивание, которая будет изучена на следующем уроке. Сегодня мы подготовим образец для этих двух операций (слайд 12)

- В 5 классе мы познакомились с профессиями работников ателье. Вспомните и назовите эти профессии?

- Сегодня я хочу познакомить вас с профессией швейного производства технолог - конструктор

Выполните задание § 19, стр. 113 (в. 1)

Совместно с учителем рассказывают об инструментах и организации рабочего места.

Запись в тетрадях:

Прямые копировальные стежки.

- Зачитывают в учебнике технологию выполнения операции (§ 19 стр. 111)

Запись в тетрадях:

Приметывание - это временное ниточное соединение мелких деталей с крупными, например, подкройной обтачки с деталями спинки и переда. - Зачитывают в учебнике технологию выполнения операции (§ 19 стр. 111)

Выметывание - это временное ниточное закрепление предварительно стачанных на машинке и вывернутых краев деталей для сохранения приданной им формы. Работают (парами) с наглядными изображениями, ЭОР, образцами – эталонами, сравнивают, анализируют, делают выводы. Задают вопросы. Совместно анализируют технологию выполнения копировальной строчки. Выполняют предложенные задания. Отвечают на вопросы учителя. Проводят сравнительный анализ терминов: сметывание, приметывание, выметывание. Находят общий корень, определяют смысловое значение приставок. Дают характеристику каждой операции.

Регулятивные УУД: планирование ответа; анализ ситуации и моделирование, волевая регуляция выявляет границы знания и незнания

Личностные УУД: формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать собеседника, учителя, участвовать в диалоге на уроке.

Познавательные УУД: сопоставление, рассуждение,

анализ, поиск информации, работа с текстом

Первичное закрепление учебного материала. Практическая работа.

Предлагает выполнить практическую работу № 13 (стр.112-113) (слайд 13)
Вводный инструктаж: повторение правил ТБ, организации рабочего места. (слайд 14)
Направляет и контролирует действия учеников, по ходу работы отдавая необходимые распоряжения.

Выполняют практическую работу № 13

Личностные УУД: овладение нормами и правилами организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Регулятивные УУД:

умение применять полученные знания на практике, осуществлять контроль по результату.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в понятиях.

Коммуникативные УУД: взаимодействовать с учителем, умение правильно выражать свои мысли.

Первичная проверка понимания

Индивидуальная работа с обучающимися

В каком месте возникли затруднения?

Обратимся к учебнику

Отвечают на вопросы

Смысловое чтение текста учебника.

Личностные УУД: экологическое сознание.

Коммуникативные УУД: диалог, монолог, сотрудничество

Познавательные УУД: анализ текста

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Контроль выполнения копировальных швов, приметывания и выметывания

Показывают выполнение работы.

Сравнивают образцы ручных работ с эталоном. Оценивают работу по критериям

Личностные УУД: самооценка и формирование адекватного

реагирования на трудности;

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать собеседника, учителя

Познавательные УУД: умение

оценивать степень успешности своего труда

Рефлексия деятельности (итог урока)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Организует рефлексию и анализирует результативность урока: (слайд 16)
-Как вы думаете, цель урока достигнута?
-Какие проблемы, трудности вы испытывали при изучении данной темы?

Какая информация была полезна для вас? Было интересно….Было трудно….. Я поняла, что….Теперь я могу….
У меня получилось….Меня удивило….
Мне захотелось…..

-Самооценка и оценка работы на уроке. Цель и результат урока.

Д/З (слайд 17)

§ 19. стр. 110 – 113, инд.зад.вопросы: 1-3; творческое задание – изготовить изделие для кухни, с использованием прямых стежков

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. Ответы и рассуждения учащихся.

Производят записи в дневниках

Личностные УУД: самооценка

Коммуникативные УУД: завершение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные УУД: рефлексия деятельности.

Регулятивные УУД: рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка

Познавательные УУД: Слушают и запоминают алгоритм предстоящих действий. Умения делать выводы, прогнозировать.

Актуализация опорных знаний.

Для начала давайте вспомним основные опорные понятия, которые нам потребуются сегодня на уроке. (Слайд № 2).

- Что такое строчка? (Ряд повторяющихся стежков на ткани.)

- Что такое стежок? (Часть строчки между двумя проколами иглы. Ниточный способ соединения ткани.)

- Что такое длина стежка? (Расстояние между началом и концом стежка, оно равно сумме длин нитки и промежутка между проколами иглы на лицевой стороне материала.)

- Что значит ручные стежки? (Стежки выполненные вручную.)

- Что значит заметать? (Временное закрепление подогнутого края детали.)

- Что значит отутюжить? (Отутюжить это значит выполнить окончательную влажно-тепловую обработку.)


В процессе пошива одежды применяют различные ручные строчки.

Строчка- это ряд повторяющихся стежков.

Стежок – это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Расстояние между двумя проколами иглы называют длиной стежка.

Учащиеся записывают информацию в тетрадь.

Длина стежка зависит от назначения и применения ручных строчек.

Виды ручных стежков и строчек.

По назначению строчки делятся на две группы:

Строчки временного назначения.

  1. Смёточные строчки прямых стежков, применяют для смётывания деталей изделия перед работой на швейной машине.
  2. Копировальные строчки применяют для точного перенесения намеченных линий с одной детали на другую.

Строчки постоянного назначения.

  1. Подшивочные косые стежки, используют для подшивания низа изделия. Стежки выполняют нитками в цвет ткани.
  2. Обмёточные строчки косых стежков. Стежки выполняют нитками в цвет ткани, служат для предохранения срезов от осыпания.
  3. Петельные стежки применяют с целью предохранения срезов от осыпания.

Пришивание пуговиц. Пуговицы служат не только для застёгивания, но и для отделки. Они должны сочетаться с цветом основного материала. Если материал плотный (например, зимнее пальто) пуговицы с двумя или четырьмя отверстиями пришивают на ножке из ниток, высота которой должна соответствовать толщине ткани.

Во время объяснения материала учитель демонстрирует виды ручных стежков и строчек, используя наглядные пособия.

Содержимое разработки

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Терминология ручных работ.

Технология выполнения ручных стежков и строчек.

Цель: дать общие понятия о терминах, применяемых при выполнении ручных работ, познакомить с приёмами выполнения ручных стежков и строчек.

образовательные

познакомить с видами строчек временного и постоянного назначения с технологией их выполнения;

развивающие

формировать навыки правильного применения терминологии ручных работ, навыки по выполнению ручных стежков и строчек;

развивать пространственное мышление, внимательность;

воспитывающие

воспитывать аккуратность в работе, прививать эстетический вкус.

Тип урока: комбинированный урок.
Методы и формы: закрепление пройденного материала, объяснение теоретических сведений, практическая работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.

Оборудование: плакаты, образцы стежков и строчек, учебник, тетрадь.

Оборудование и материалы для выполнения практической работы: хлопчатобумажные лоскутки тканей, ножницы, клей, набор игл, нитки, линейка, альбом.
План урока:

Повторение пройденного материала

Закрепление изученного материала.

Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места.

Самостоятельная работа учащихся.

I. Организационный момент. 2 мин.

проверка явки учащихся.

II. Тема урока. Терминология ручных работ. Технология выполнения ручных стежков и строчек.

Цель урока: Ознакомить учащихся с терминологией, применяемой при выполнении ручных работ, с приёмами выполнения ручных стежков и строчек. 1 мин.

III. Повторение изученного материала 10 мин.

Опрос учащихся по изученному материалу.

(Строение и свойства материалов)

Что такое волокно?

(Это гибкое, прочное тело, длина которого в несколько раз превышает его ширину).

На какие две группы делятся текстильные волокна?

(Натуральные и химические).

Назовите волокна растительного происхождения.

(Хлопок, лён, конопля, крапива, джут).

Что вы знаете о хлопке и льне?

(Учащиеся рассказывают, информацию о волокнах).

Что такое ткань?

( Это материал, полученный в результате переплетения нитей основы и утка).

В каком направлении проходят нити основы в ткани?

(Вдоль ткани)

Как определить направление нитей основы и утка?

(По нити, по растяжению, по звуку, по кромке)

IV. Изучение нового материала и его закрепление. 25 мин.

При изготовлении швейных изделий в процессе пошива применяются следующие ручные операции: смётывание, намётывание, вымётывание, обмётывание срезов, пришивание. К ручным операциям относятся операции, которые выполняют ручной иглой.

По виду выполнения операций при выполнении ручных работ применяются следующая терминология: сметать, наметать, заметать, обметать, выметать, пришить.

Таблица. Ручные работы.

В целях экономии времени учитель раздаёт учащимся распечатанную таблицу, которую они наклеивают в тетрадь.

Название работы (термин)

Временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине, смёточными стежками.

Смётывают плечевые, боковые или другие срезы деталей.

Временно соединить две детали смёточными стежками, когда одна деталь накладывается на другую.

Наметать карманы, кокетку, отделку и др.

Временно закрепить подогнутый край изделия или детали смёточными стежками.

Заметать низ юбки, платья, рукава и т.д.

Обмётывание срезов (обметать)

Обработать срезы детали обмёточной строчкой

Предохранение срезов от осыпания.

Выметать воротник, бретели и т. д.

Прикрепить к изделию фурнитуру отделку и украшение.

Пришить пуговицы, крючки, кнопки.

В ходе объяснения учитель комментирует каждый термин и выполняемую операцию.

В процессе пошива одежды применяют различные ручные строчки.

Строчка- это ряд повторяющихся стежков.

Стежок – это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Расстояние между двумя проколами иглы называют длиной стежка.

Учащиеся записывают информацию в тетрадь.

Длина стежка зависит от назначения и применения ручных строчек.

Виды ручных стежков и строчек.

По назначению строчки делятся на две группы:

Строчки временного назначения.

Смёточные строчки прямых стежков, применяют для смётывания деталей изделия перед работой на швейной машине.

Копировальные строчки применяют для точного перенесения намеченных линий с одной детали на другую.

Строчки постоянного назначения.

Подшивочные косые стежки, используют для подшивания низа изделия. Стежки выполняют нитками в цвет ткани.

Обмёточные строчки косых стежков. Стежки выполняют нитками в цвет ткани, служат для предохранения срезов от осыпания.

Петельные стежки применяют с целью предохранения срезов от осыпания.

Пришивание пуговиц. Пуговицы служат не только для застёгивания, но и для отделки. Они должны сочетаться с цветом основного материала. Если материал плотный (например, зимнее пальто) пуговицы с двумя или четырьмя отверстиями пришивают на ножке из ниток, высота которой должна соответствовать толщине ткани.

Во время объяснения материала учитель демонстрирует виды ручных стежков и строчек, используя наглядные пособия.

V. Закрепление изученного материала. 2 мин.

Проверь себя.

Что такое стежок?

Что называют строчкой?

По назначению ручные строчки делятся на две группы. На какие?

VI. Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места.

Иглы и булавки хранить в подушечке или в игольнице, шить с напёрстком.

Нельзя иглу и булавки брать в рот, вкалывать в одежду.

Сломанную иглу не выбрасывать, а класть в специально отведённую для этого коробку.

Ножницы, иглы и булавки хранить в рабочей коробке.

Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего.

Передают ножницы кольцами вперёд, держась за сомкнутые лезвия.

Организация рабочего места.

Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать с левой стороны.

Расстояние от глаз до работы должно составлять примерно 30 сантиметров.

Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.

Правильная посадка во время работы заключается в следующем:

Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение.

Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.

Голову слегка наклонить вперёд.

Нельзя опираться грудью о стол.

Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см.

Перед началом работы и после окончания работы нужно вымыть руки.

Цель практической работы выполнить образцы ручных стежков и строчек.

Используя наглядные пособия, выполним последовательно ручные работы:

Требования к выполнению ручных работ.

Стежки временного назначения выполняют светлыми хлопчатобумажными нитками, хорошо видными на ткани..

Нитки закрепляют вначале и в конце строчки. В начале строчки узелком на нитке, в конце двумя-тремя стежками.

Строчки постоянного назначения выполняют нитками в цвет ткани.

Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают в цвет пуговицы. Пуговицы со стойкой в цвет ткани.

Показ и объяснения приёмов работы с учётом правил техники безопасности.

Указание и рекомендации по осуществлению самоконтроля за ходом работы и её результатами.

VIII. Самостоятельная работа учащихся. 20 мин.

Учащиеся выполняют полученное задания, используя инструкционные карты. Учитель, обходя класс, рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения приёмов работы, соблюдения технических условий, правил техники безопасности.

Во время практической работы выполнить упражнения для снятия усталости глаз.

IХ. Заключительная часть.

Итоги практической работы. Анализ типичных ошибок, раскрытие их причин и пути их исправления. Оценить работу учащихся. 2 мин.

Критерии оценки: правильно выполненные образцы ручных строчек, пришивание пуговиц. Правильно организовано рабочее место, соблюдение техники безопасности.

Х. Итог урока. 3 мин.

Подведение общих итогов занятия.

-Что нового узнали на уроке?

-Научились ли вы чему-нибудь сегодня на уроке?

-Понятна ли вам технология ручных работ?

-какие затруднения возникли у вас при выполнении практической работы?

- Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на этом занятии, в дальнейшей жизни?

Вместе с ребятами сформулируем вывод урока.

ХI. Домашнее задание. 1 мин.

Повторить изученный материал, поместить выполненные образцы в рабочий альбом или на листах А4.

ХII. Уборка рабочих мест.


-75%

Загрузить презентацию (817 кБ)

Цели:

  • Ознакомить учащихся с приемами выполнения ручных стежков и строчек, техническими условиями.
  • Обучить рациональной организации рабочего места при ручных работах, соблюдению правил безопасного труда.
  • Сформировать навыки по выполнению прямых, косых стежков.
  • Воспитывать аккуратность в работе, внимательность, прививать эстетический вкус.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, образцы стежков и строчек, набор ручных инструментов, хлопчатобумажные лоскутки, нитки, ПК, проектор.

На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, длина стежка, сметать, наметать, заметать, пришить.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Проверка готовности к уроку.

II. Повторение.

-Для чего надо знать свойства ткани?

-Перечислите, какие свойства тканей вы знаете. Что к ним относится?

- Назовите положительные и отрицательные свойства хлопчатобумажных тканей?

-Какие инструменты необходимы для выполнения ручных работ?

-Что относится к приспособлениям?

III. Изучение нового материала.

Как вы думаете? От чего зависит качество готового изделия?

(Ответы учащихся) учитель демонстрирует прихватку - игрушку или другое изделие.

Качество изделий зависит от многих факторов: от хорошо подобранной ткани, правильно построенной выкройки и т. д. Но, если все вышеназванные операции сделаны безошибочно, а вот строчки выполнены вкривь и вкось, тут уж о качестве трудно говорить. Чаше всего в таком случае изделие безвозвратно испорчено. Чтобы такого нее случилось с вашими изделиями, будем сегодня учиться выполнять ручные швы ровными и аккуратными.

Сведения о ручных стежках и строчках.

При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала сметывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обметывание петель и срезов, пришивание пуговицы. С ручными работами вы познакомились в начальной школе. Чтобы приступить к выполнению машинных работ, нужно повторить все, что вы изучали раньше.

Качество и безопасность работы, а также производительность труда во многом зависит от правильно подобранных инструментов и приспособлений и правильных приемов работы.

Шов - это место соединения деталей.

Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную. (слайд 2)

Строчка - это ряд повторяющихся стежков.

Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Ширина шва - расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные. (слайд 3)

Рис.1 Виды стежков: прямые, петельные, петлеобразные.

Виды строчек: сметочные, заметочные, выметочные, наметочные, копировальные, обметочные.

К ручным операциям относятся такие операции, которые выполняются ручной иглой, ножницами, резцом, мелом, а также работы по удалению из деталей или изделий стежков временного назначения.

Инструктаж по технике безопасности при выполнении ручных работ.

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

  1. Опасности в работе:
    повреждение пальцев иглой или булавкой;
    травма руки ножницами;
    травма глаз.
  2. Что нужно сделать до начала работы:
    посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
    положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.
  3. Что нужно делать во время работы:
    быть внимательной к работе;
    надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец;
    вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
    класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
    передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.
  4. Что нужно сделать по окончании работы:
    посчитать количество игл и булавок в игольнице;
    убрать рабочее место.

Организация рабочего места для выполнения ручных работ.

При ручных работах используют следующие инструменты: иголки, наперсток, ножницы, сантиметровая лента. (Слайд 4 )

К приспособлениям относятся: булавки, манекен, лекала, колышек, резец, линейки, угольники, мелок. Таблица 1, стр. 17

- Ручные швейные иголки выпускаются под номерами от 1 до 12. Иголки нечетных номеров - тонкие и длинные. В школьной практике используют в основном иголки № 3. Они должны быть прямыми, острыми, хорошо отшлифованными и соответствовать виду ткани и выполняемой работе.

- Нитки подбирают в соответствии с тканью и видом выполняемой работы. Самые тонкие выпускают под № 100, а самые толстые - под № 10. В школе чаще всего используют № 50 и № 40. Для отделочных швов на шелковых шерстяных тканях применяют нитки № 65, 75.

Для проталкивания иголки в ткань и предохранения при этом пальца от уколов служит наперсток. Наперстки бывают четырех номеров (2, 3, 4, 5) и двух видов: с донышком и без него. Наперсток должен соответствовать размеру среднего пальца правой руки.

- Булавки (с колечком или головкой) применяются для накалывания выкроек на ткань при временном соединении деталей изделия, а также во время примерки. Острый конец булавки должен быть без заусенцев, чтобы прокалывании не затянуть или разорвать нити ткани.

- Ножницы подразделяются на портновские, закройные и хозяйственные. Портновскими ножницами раскраивают тяжелые шерстяные ткани, закройными — легкие шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные, хозяйственными — шелковые, бельевые и хлопчатобумажные ткани.

Учащимся рекомендуются хозяйственные ножницы длиной 175 - 200 мм. Один конец у них узкий, другой широкий.

- Швейный мелок представляет собой небольшие плитки особо приготовленного белого или цветного мела. Край его затачивают так, чтобы при проведении им по ткани оставался след шириной 0,5—1,5 мм. Для нанесения линий на ткань можно использовать также сухое с тонким краем мыло.

Терминология ручных работ. Таблица № 2 стр.21.

Практическая работа.

Выполнение ручных стежков и строчек при изготовлении игрушки. (слайд 6-16)

Учитель показывает учащимся приемы выполнения ручных швов, обращая их внимание на аккуратность в работе, соблюдение правил безопасности работы.

Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ:

  1. Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки.
  2. Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен отличаться от цвета соединяемых деталей.
  3. Сметывают детали по копировальным стежкам или меловым линиям. После сметывания нитки копировальных стежков удаляют.
  4. Нитку закрепляют в начале и в конце строчки: в начале—с помощью узелка на конце нитки, в конце — двумя-тремя стежками одной длины.
  5. Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.
  6. Отделку на изделие пришивают нитками в цвет отделки.
  7. Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани

Текущий инструктаж

I. Повторить правила по технике безопасности и санитарно - гигиенические требования.

НЕЛЬЗЯ:

• перекусывать нитку зубами — от этого портится эмаль и можно поранить губу; 1

• пороть швы и прорезать петли бритвой, так как можно порезать руки;

II. Пользование основными инструментами для шитья.

Длина нитки для ручных работ должна быть равна удвоенному расстоянию от кисти до локтя работающего Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения

учащимися самостоятельной работы):

- разбор типичных ошибок

- вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

Правила безопасной работы

Во-первых, все иголки свои собери
И маленький домик для них смастери.
Открою тебе интересный секрет:
Ты другу расскажешь, а может, и нет.

У нас у иголок имеются ушки,
Ушки, конечно же, любят подушки.
Иголкам подушку скорей подари,
На ней все иголки свои собери.

Поверь, они счастливы будут безумно,
А мы- то с тобой поступили как умно!
Не будешь иголки искать где попало,
Ну вот, и от мамы тебе не попало…

Игла в работе весела,
Она тонка и так мила!
Не будешь класть ее на место,
Вдруг потеряется в отместку.
И затаится в беспорядке…
А тебе потом воткнется в пятку.

Иголки надо сосчитать,
Когда садишься за работу,
Потом внимательно собрать,
Хотя бывает неохота.

С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передай.

Лишь окончена работа-
Ножницам нужна забота.
Не забудь их закрыть
И на место положить.

Напомнить хочу про рабочее место-
Диван или кресло?
Усядемся лучше с тобою за столом,
И ткань здесь разложи, и мыло найдем,
Коробку достанем, где все инструменты.
Сошьем все детали, набьем элементы,
Те из, которых игрушка родиться,
Рабочее место тебе пригодится!
Все правила эти обязан ты знать
И неуклонно их выполнять!

Читайте также: