Рождение оперы оратория и кантата конспект

Обновлено: 03.07.2024

В XVII в. В Европе утверждается барокко. В поисках нового идеала звучания совершенствуются многие инструменты. Развиваются новые жанры инструментальной музыки. Происходит обновление музыкального языка: появляются новые ритмы, совершенствуется гармония. Одновременно с развитием инструментальной музыки, одним из крупнейших центров которой была Венеция, совершенствуется вокал. В области вокала основными становится такие жанры, как оратория кантата и мелодрама. Сценическое великолепие, декоративность и виртуозность последний отражают символику барочного стиля.

Новый музыкальный идеал, новый язык

Теория аффектов

В XVII в. Иоганн Маттезон (1681 – 1764) применил теорию аффектов к инструментальной музыке (Das neu-eroffnete Orchestre, 1713). В результате возникла полемика, коснувшаяся музыки И.С. Баха. Эта музыка была признана Маттезоном, И.Й. Кванцем, Л. Моцартом, в отличие от галантной современной в то время музыки, неспособной вызвать какого-либо аффекта. Английский теоретик Ч. Эйвисон также полагал, что музыка могла бы быть одним из средств, пригодных для возбуждения страстей, однако вместе с его теориями, а позднее и с теориями Ч. Бёрни теория аффектов потеряла свои рационалистические предпосылки.

Письмо и эстетика барокко

В эпоху барокко строгое полифоническое письмо, где все голоса имели одинаково важное значение, упрощается: утверждается одноголосие с аккомпанементом, а слияние партий в вертикальном направлении определяет развитие гармонии, которая освобождается от модальности, и тональность. Таким образом, контрапунктическое письмо совмещается с гармоническим.

Музыкальное барокко: характерные элементы

С появлением крупных драматических форм оперы, оратории, мотета и кантаты эстетика барокко достигает полного расцвета. Главным жанром барокко может быть признана опера: как по сюжетам, так и по богатству экспрессивных средств. Хотя не меньшей драматичностью обладает и оратория.

Трудно отделить духовную итальянскую музыку от советской. Несомненно, что новыми элементами двух направлений музыки XVII в. являются непрерывный бас и речитатив, радикальный изменившие музыкальный язык.

Введение непрерывного баса

Изобретение речитатива

Клаудио Монтеверди

Венецианские годы

Особенности творчиства

Возникновение и распространение оперного театра в Италии

В средние века и эпоху Возрождения существовали формы спектаклей с музыкой (от литургических драм и духовных представлений до театральных празднеств и интермедий), однако опера в собственном смысле этого слова родилась только тогда, когда стала ясной и понятной цель осуществления драмы на основе музыки и пения, которые должны были играть главную роль в описании персонажей и обстановки.

Истоки: Флоренция

Рим: оратория и опера

Истоки оратории следует искать в обстановке позднего Чинквеченто, в развитии драматической лауды и мотета, а также в становлении в начале XVII в. нового стиля монодии.

Оратория писалась для солирующих голосов, хора и оркестра. Однако в отличие от оперы в ней нет сценического действия.

Во второй половине XVI в. в условиях Рима на собраниях конгрегации св. Филиппо Нери (создателя двух ораториий) заметное значение придавалось музыке. Сотрудничая с другими музыкантами, Джованни Анимучча и браться Дж. и Ф. Анерио создали жанр лауды – простого полифонического письма, принявший позднее форму диалога. Именно в духовном монодийном мадригале кроется корень первых простонародных ораторий. Одновременно эволюция мотета привела к появлению первых ораторий цитат с небольшими добавлениями). Центром латинской оратории была часовня Св. распятия в Риме. Отличительной чертой оратории на первой стадии ее развития было то, что в либретто была партия историка (historicus), рассказывавшего о событии.

Римлянин Джакомо Кариссими (1605 – 1674) придал новому жанру печать высочайшего артистического уровня и сам служил образцом этого стиля за пределами Италии, например для француза Марка-Антуана Шарпантье. Монодийный стиль Кариссими хорошо сливался со словом, отличался глубокой психологической проникновенностью. Композитор использовал хор не только как комментарий, но и в качестве коллективного персонажа, находящегося в разных жизненных ситуациях и ведущего диалог с солистами. Фигура рассказчика-историка часто оказывалась распределенной по вокальным партиям и различным персонажам.

Почти все крупные сочинители ораторий были также и авторами опер. Оратория постепенно становилась альтернативной оперным спектаклям в периоды постов. Этот процесс отождествления с оперой, который оказывал влияние на содержание либретто, не был полным: в оратории оставались значительная хоровая составляющая и более линейная изменчивость. С другой стороны, римская опера приобретает важное значение только примерно с начала 1620 г., на закате флорентийской школы, с ростом меценатства, благородными инициаторами которого были представители семьи Барберини. В стилистическом плане римская опера отходит от уравновешенности между текстом и музыкой, типичной для флорентийской школы. Такая тенденция к различению двух элементов и к обеднению текста, т.е. аспектов, непосредственно входящих в эмоциональную сферу, сохраняется до XIXв.


Урок познакомит с новым жанром в музыке – оперой, будет способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыкальному произведению на основе понимания его интонационной природы.

Описание разработки

Цель урока: познакомить с новым жанром в музыке – оперой.

Задачи урока:

- способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыкальному произведению на основе понимания его интонационной природы; формулировать своё отношение к изучаемому произведению;

Тип урока Комбинированный

Структура и ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте ребята, хочется спросить у вас, любите ли вы музыку?

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие музыкальных жанров. А какого вы узнаете позже.

2. Актуализация опорных знаний.

Сейчас мы с вами распоёмся на примере наших 7 ноток.

ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ (один начинает за ним остальные)

- Сейчас мы вспомним основные определения музыки:

- Дайте определение музыки?

- Дать определение искусству?

- Какие виды искусства вы знаете?

- Без чего не может существовать музыка? Без песни

- Что такое песня?

- Постройте схему на доске? слово___звук ________ритм ________интонация.

- Без чего не может существовать музыка? Без нот и скрипичного ключа. С них мы начинаем мелодию, затем исполнение.

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с новым определением, кто может мне его назвать? Кантата

- Что такое кантата? Большое произведение, состоящее из нескольких частей.

- Кто является исполнителем кантаты? Хор или оркестр.

- Почему мы не может сказать, что кантату можно исполнять сольно? Потому что много действий содержит в себе и один человек голосом не может это изобразить.

- Сейчас перед вами 3 ноты: красная, желтая, синяя. Вы сейчас должны оценить свою работу,

Красная- вы ответили на вопросы без затруднений;

Желтая– испытывали трудности, нужно повторить;

Синяя – не ответили на вопросы вообще

- Хорошо, сейчас я вам прочту эпиграф к нашему уроку, а вы попробуйте сказать о чем мы будем говорить на уроке.

«Но уж темнеет вечер синий,

Пора нам в оперу скорей:

Там упоительный Россини,

Европы баловень - Орфей.

Не внемля критике суровой,

Он вечно тот же, вечно новый,

Он звуки льёт - они кипят,

2. Постановка цели и объявление темы урока.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Мы сегодня будем говорить, наверное, об опере

- Хорошо, вы правильно поняли мы сегодня будем говорить об опере, о её рождении в музыке.

- Рассказ учителя об истории создания оперы

Возникновение оперы в Италии на рубеже XVI-XVII веков было подготовлено некоторыми формами ренессансного театра и развитым сольным пением с инструментальным сопровождением. Важнейший элемент оперного произведения - пение, которое способно передать всю гамму чувств и переживаний. Через интонации раскрывается характер и темперамент каждого действующего лица.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Тема урока: "Рождение оперы"

Цель урока: познакомить с новым жанром в музыке – оперой.

способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыкальному произведению на основе понимания его интонационной природы; формулировать своё отношение к изучаемому произведению;

Тип урока Комбинированный

Структура и ход урока:

Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте ребята, хочется спросить у вас, любите ли вы музыку?

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие музыкальных жанров. А какого вы узнаете позже.

2. Актуализация опорных знаний.

Сейчас мы с вами распоёмся на примере наших 7 ноток.

ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ (один начинает за ним остальные)

- Сейчас мы вспомним основные определения музыки:

- Дайте определение музыки?

- Дать определение искусству?

- Какие виды искусства вы знаете?

- Без чего не может существовать музыка? Без песни

- Что такое песня?

- Постройте схему на доске ? слово___звук ________ритм ________интонация.

- Без чего не может существовать музыка? Без нот и скрипичного ключа.С них мы начинаем мелодию, затем исполнение.

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с новым определением, кто может мне его назвать? Кантата

- Что такое кантата? Большое произведение, состоящее из нескольких частей.

- Кто является исполнителем кантаты? Хор или оркестр.

- Почему мы не может сказать, что кантату можно исполнять сольно? Потому что много действий содержит в себе и один человек голосом не может это изобразить.

- Сейчас перед вами 3 ноты: красная, желтая, синяя. Вы сейчас должны оценить свою работу,

Красная- вы ответили на вопросы без затруднений;

Желтая– испытывали трудности, нужно повторить;

Синяя – не ответили на вопросы вообще

- Хорошо, сейчас я вам прочту эпиграф к нашему уроку, а вы попробуйте сказать о чем мы будем говорить на уроке.

«Но уж темнеет вечер синий,

Пора нам в оперу скорей:

Там упоительный Россини,

Европы баловень - Орфей.

Не внемля критике суровой,

Он вечно тот же, вечно новый,

Он звуки льёт - они кипят,

Постановка цели и объявление темы урока.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Мы сегодня будем говорить, наверное, об опере

- Хорошо , вы правильно поняли мы сегодня будем говорить об опере, о её рождении в музыке.

- Рассказ учителя об истории создания оперы

Возникновение оперы в Италии на рубеже XVI-XVII веков было подготовлено некоторыми формами ренессансного театра и развитым сольным пением с инструментальным сопровождением. Важнейший элемент оперного произведения - пение, которое способно передать всю гамму чувств и переживаний. Через интонации раскрывается характер и темперамент каждого действующего лица.

Итак, опера (итал. opera-действие, сочинение, произведение)- синтетический вид искусства, объединяющий в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, танец. Возникло оперное искусство в Италии в конце XVI века. Считается, что первый музыкальный спектакль на основе древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен во Флоренции в 1594 году. Появление оперы связано ещё и с бельканто - прекрасным пением, пением необыкновенной красоты, которое возникло тоже в Италии. В зависимости от сюжета оперы стала делиться на два вида: опера - буфа - разновидность итальянской комической оперы и опера - сериа (итал. seria- серьёзная) - распространённый в 17-18 вв. жанр итальянской оперы на мифологический и исторический сюжет. Из Италии опера очень быстро распространилась в другие страны Европы.

- Ребята, чтобы лучше понять, что такое опера нам необходимо познакомиться с её составляющими – основными понятиями оперы без которых невозможно понять что это такое:

Либретто в переводе с итальянского языка значит книжечка. Либретто - основа оперного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история. Либреттист-тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе.

Композитор - человек, сочиняющий музыку на текст оперного либретто, певцы её исполняют.

Ария - главная музыкальная характеристика героя оперы. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. В оперном словаре есть ещё слова ариетта - маленькая ария, которая будет характеризовать героиню. Ариозо - в духе, в характере, в манере оперной арии. Именно в итальянской опере возникло бельканто - искусство прекрасного пения.

Ансамбль (франц. ensemble- вместе)- группа исполнителей, выступающих вместе. В опере поют все вместе и каждый о своём. Звучит очень красиво.

Речитатив - полуречь, полупение. В оперном речитативе герои разговаривают нараспев.

Хор - важный участник происходящих на сцене событий, может быть в согласии с главными героями, а может и вступать в конфликт.

Дирижёр и музыканты оркестра выполняют важную роль в оперном спектакле. Дирижёр, являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора, подчёркивает индивидуальность солистов - певцов и мастерство хора в исполнении массовых сцен.

Балет - в каждом оперном спектакле есть балетные номера, которые украшают действие танцами.

Художник создаёт для оперы декорации и костюмы. Костюмы показывают особенность героев, подчёркивая историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу.

Много людей других профессий участвуют в создании оперного спектакля: режиссёр ставит спектакль, гриммер гримирует артистов, костюмер готовит для каждого исполнителя костюмы, осветитель занимается световым оформлением сцены во время спектакля.

Антракт - перерыв между действия спектакля. За это время происходит смена декораций на сцене, артисты отдыхают, зрители обмениваются впечатлениями.

- Ребята с эти определениями мы подробно начнем знакомиться на следующем уроке.

Высокий женский голос – это…?
a) Альт
b) Тенор
c) Сопрано
d) Контральто

Название какого музыкального инструмента совпадает с названием
геометрической фигуры?
a) Четырехугольник
b) Круг
c) Треугольник
d) Квадрат

Какой из музыкальных инструментов имеет наибольшее количество струн?
a) Классическая гитара
b) Мандолина
c) Виолончель
d) Домра

Как называется музыкальный ансамбль, состоящий из пяти исполнителей?
a) Квартет
b) Квинтет
c) Октет
d) Септет

Какой из этих предметов является инструментом симфонического оркестра?

- Сейчас перед вами 3 ноты: красная, желтая, синяя. Вы сейчас должны оценить свою работу,

Красная- вы ответили на вопросы без затруднений;

Желтая– испытывали трудности, нужно повторить;

Синяя – не ответили на вопросы вообще

- Ребята, перед вами лежит план анализа музыкального произведения , внимательно слушайте произведение и по плану будем его анализировать.

План разбора музыкально произведения:

- Анализ по плану.

- Каким является это произведение по жанру ? (колыбельная)

- Назовите главных героев этого произведения? (царевна, красавица, царь)

- С каким жанром вы сегодня на уроке?

- Назовите главные составляющие этого жанра?

Что такое кантата, история кантаты


Человеческий голос – это удивительный инструмент, который способен передать нежные чувства и произвести приятное впечатление. Прекрасное пение высоко ценилось во все времена и потому вокально-исполнительское творчество беспрестанно развивалось вместе с интенсивно эволюционирующим человеком. Постоянно возникали новые вокальные жанры, среди которых самым масштабным стала опера . Тем не менее для осуществления разного рода творческих идей композиторов, в результате их усердных изысканий, появилась ещё одна удивительная музыкальная форма, которая получила наименование кантата.

Историю кантаты и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое кантата

Кантата. В нынешнее время этим термином, который с итальянского переводится как пение, именуют крупное музыкальное произведение, относящееся к вокально – инструментальному жанру. То есть оно предназначено для исполнения солистами – вокалистами (одним или несколькими) и хоровым коллективом в сопровождении оркестра, который в произведении тоже играет немаловажную роль. При этом в зависимости от замысла автора кантаты могут быть только для хора или только для певцов – солистов.


Кантата, как правило, состоит из нескольких разделов – законченных номеров, связанных между собой единой сюжетной линией. Вместе с тем каждый эпизод композиции, будь то ария, речитатив, хоровой фрагмент или оркестровая интродукция, имеет свою музыкальную характеристику. Кантата не имеет чёткой формы: её строение, то есть чередование сольных, хоровых и инструментальных номеров, меняется в зависимости от замысла автора произведения.

Кантаты чаще всего звучат в концертных залах, и для их исполнения не требуется ни сценических костюмов, ни декораций. Произведения данного жанра, обычно наполненные торжественностью, а также глубоким смыслом и содержанием, подразделяются на два вида: духовные – религиозной тематики, основанные на библейских текстах и светские – написанные на различные мирские сюжеты, повествующие не только о важных событиях из жизни народа или национальных героях, но и отражающие внутренний мир человека.


Стоит отметить, что кантатой именуют не только музыкальное, но и поэтическое произведение, которое имеет многочастное строение. Оно сочиняется к какому-либо торжественному событию или же на тему из мифологии.

Популярные кантаты




История кантаты



Несмотря на то, что родиной кантаты считается итальянская Венеция, дальнейшее развитие и становление жанр приобрёл в сочинениях представителей Римской школы музыки. Одним из них был Джакомо Кариссими - композитор, внёсший весомый вклад в усовершенствование данной вокальной формы. Следом за ним жанровую модель, состоящую из вступительного речитатива, затем двух, а иногда трёх арий da capo, соединённых между собой вокальным декламированием, сформировал ученик Кариссими неаполитанский маэстро Алессандро Скарлатти. По его образцу кантаты сочиняли многие знаменитые композиторы того времени и среди них такие знаменитости, как Т. Альбинони, А. Вивальди и Б. Марчелло. Необходимо отметить, что итальянские кантаты того времени разделялись на три вида: любовные, назидательные и духовные, но они не предназначались для исполнения во время богослужения.

Антонио Вивальди

Людвиг ван Бетховен

В двадцатом веке отношение к хоровой музыке заметно меняется. Композиторы вновь обратили особое внимание на такие циклические жанры как оратория, реквием, месса и кантата. Возрождению данных форм содействовали исторические события, которыми было наполнено столетие, именуемое эпохой войн и революций. Кантата снова приобрела значимое место в творчестве многих виднейших зарубежных композиторов, среди которых Арнольд Шёнберг, Карл Орф , Курт Вайль, Пауль Хиндемит, Эйтор Вилья-Лобос, Бенджамин Бриттен , Кшиштоф Пендерецкий, Артюр Онеггер, Дариюс Мийо. Тематический материал их сочинений был самого разного содержания. В кантатах XX века озвучивались библейские сюжеты, знаменательные исторические события, героические подвиги, проблемы войны, мира, экологии, поэтические произведения популярных классиков и даже спортивные достижения.


Интересные факты

Кантата. Этот удивительный музыкальный жанр в нынешнее время не утратил своей привлекательности. Возникнув четыре столетия назад, он не ушёл в прошлое, а, как и прежде является одним из самых востребованных и популярных. Доказательством тому служат множество кантат – замечательных творений, которые вышли из-под пера композиторов двадцать первого века.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Кантата

В давние времена оратории были чем – то вроде собрани й верующих, которые собирали сь читать би блию .

В творчестве велико го австрийско го композит ора 18 века Йозе фа Гайдна кр оме ораторий посвя щенных

Еще один жанр во кально - инстру ментальной муз ыки – кантата. До 17 век а это небольшое произ ведение

для солиста. В на ши дни кантата – мн огочастное в окально - инстру ментальное произведение для хора ,

исполняться по отд ельности , потому что самостоят ельны и за кончены. Кант ата возникла одновремен но с

оперой и ораторией на ру беже 16 – 17 веков в Итал ии. И внов ь вернемся к Иоганну Себастьяну Баху . Им

Месса – многочастное п роиз ведение культовой му зыки для хора, ин огда с у частием певцов – солисто в и

памятным датам И сторические события лета 1240 г ода когда, в Нов городскую землю вторглись немец кие

первый русский зв уковой фильм, котор ый был соз дан незадолго до вой ны. Кантата сост оит из 7 част ей

Учитель – Да, прави льно. Проко фьев написал эту часть для мецц о – сопрано и смеш анного хора. Реб ята

Учитель – Правильно. И это подчеркив ает героич еский характе р музыки. А ч то в самом начале 4 ча сти

минув ших событиях, призыв к борь бе, к бою за ру сскую землю. ( Слай д 14 ) Эта мощн ая хоровая пес ня

размышлениям о смы сле жизни. С егодня произв едения кантатно - ораториального жанра ч асто звуч ат в

Читайте также: