Весна весною о весне конспект урока 3 класс гармония

Обновлено: 06.07.2024

Цель:
Закрепить и расширить знания детей об изменениях в природе, которые происходят весной.
Задачи:
1. Способствовать развитию познавательного интереса, коррекция мышления.
2. Формирование умения четко формулировать свои ответы и составлять связный рассказ по опорам, обогащать и активизировать словарный запас детей.
3. Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
Оборудование:
1.Картинки с изображением весны.
2.Мультимедиопроектор (гимнастика для глаз).
3.Сказочный персонаж (весна).
4.Мультимедийная презентация.
5.Карточки с названием месяцев.
6. Карточки со словарными словами.
7. Карточки со словами к тексту.
8. Тетради, ручки.
9.Картинки с птицами.
Структура урока.
I. Организационный момент. (4 мин.)
II.Основная часть. (16 мин.)
III.Закрепление. (15 мин.)
IV.Итоги урока. (5 мин.)

7. Физкультминутка.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(посмотрели влево, вправо).
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся
Покажем- крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

III.Закрепление. (14 мин.)
1)Работа над текстом. Составление рассказа с опорой на слова и таблицу.
ВЕСНА.
1.Наступила (_ _ _ _ _). весна
2.Часто дует теплый (_ _ _ _ _). ветер
3.Небо (_ _ _ _ _). голубое
4.Солнце греет (_ _ _ _ _). жарче
5.На деревьях появляются (_ _ _ _ _). листочки
6.С юга прилетают (_ _ _ _ _). птицы
7.Скоро наступит жаркое (_ _ _ _ _). лето

голубое весна птицы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира предназначен для учащихся 3 - их классов, занимающихся по учебно - методическому комплекту "Школа России". Урок представлен в виде путешествия от зимы к весне. На уроке поставлены цели: познакомить учащихся с изменениями в живой и неживой природе с приходом весны. Используются разнообразные формы работы, это и индивидуальная, и фронтальная, и работа в группах, и работа в парах. Урок насыщен новыми понятиями. Дети узнают много интересного и нового.

Место и роль урока в изучаемой теме: новая тема.

Тип урока: урок путешествие (комбинированный)

Цель урока: познакомиться с характерными признаками весны в живой и неживой природе.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Обобщить наблюдения о зимнем сезоне;

2. Формировать знания о весенних явлениях в природе.

Развивающие:

1. Развивать внимание, логическое мышление.

2. Развивать эстетические чувства.

3. Развивать умение находить в художественном тексте основные признаки природных явлений.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к друг к другу.

2. Воспитывать умение учиться и способность к организации своей деятельности.

3. Воспитывать умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вот книжки на столе,

А вот — тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки,

На корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный!

- Давайте сразу вспомним правила дружной работы на уроке


Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Повторяют правила дружной работы на уроке.

-выражать положительное отношение к процессу познания;

- ответственно относится к своей учебной деятельности.

2.Актуализация опорных знаний. Объявление темы и целей урока. Введение в тему урока.

– Послушайте стихотворение и предположите, чему будет посвящен урок?

Зима недаром злится –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон.

– Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? (О переходе зимы к весне, стихотворение было и о зиме, и о весне.)

- Ребята, а кто вспомнит и скажет, кто является автором данного стихотворения? (Ф. Тютчев. Вывешиваю портрет на доску.) (Выставка книг.)

- Молодцы. Ф. Тютчев много своих стихов посвятил природе. Здесь я собрала несколько книг Ф. Тютчева, вы их сможете посмотреть на перемене.

- А тема сегодняшнего урока:

- Сейчас мы послушаем отрывок из стихотворения А. Фета (Показываю портрет автора.), который тоже свои произведения посвящал описанию природы и мы вместе определим цель нашего урока. (Стихотворение читает подготовленный ученик.)

Снова птицы летят издалёка,

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

- О чём говорится в этом четверостишие? (О весне.)

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (По описанию, которое даёт нам автор.)

- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворе­нии? (Прилет птиц; освобождение рек ото льда; солнце на­ходится выше над горизонтом, чем зимой; весной цветут ландыши.)

- Значит с чем мы будем знакомиться сегодня на уроке? (Поговорим мы о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.)

- Посмотрите на экран и давайте прочитаем цели нашего урока. (Цели зачитываем хором.)

Цели: - выявить характерные при­знаки весны в неживой и живой природе;

- обобщить наблюдения о зимнем сезоне и сформировать знания о весенних явлениях в природе.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока.

Обеспечивает мотивацию выполнения заданий.

Подводит к формулированию детьми темы и цели урока.

Высказывают свое мнение.

Выявляют цели урока.

Записывают тему в тетрадь.

-проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать.

-слушать и понимать речь других;

-вступать в учебный диалог с учителем;

-соблюдение культуры учебного труда;

- оценивать результаты своей деятельности.

3.Работа над новым материалом.

- Сегодня мы совершим с вами путешествие от зимы к весне.

- И чтобы начать путешествие, мы должны с вами вспомнить и повторить то, что мы изучали раньше. (За правильные ответы дети получают жетоны.)

- Скажите сколько длится зимняя пора в России? (Около четырёх месяцев.)

- Почему вы так считаете? (Начинается у нас зима уже где-то в середине ноября, далее декабрь, январь, и февраль, а ещё может зима и пол марта захватить).

- А сколько отводится времени на зиму по календарю? (Три месяца.)

- Назовите зимние месяцы. (Декабрь. Январь. Февраль.)

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну так что за месяц это?

Слайд № 4: Карта путешествий.

- Скажите, ребята, какой месяц считается последним в зимний период? (Февраль – последний месяц зимы.)

Слайд № 5: Февраль – последний месяц зимы.

Февраль – последний месяц зимы.

- Давайте с вами прочитаем о феврале в учебнике, страница 60, и скажем, какие изменения происходят в феврале в живой и неживой природе.

Прежде, чем приступить к чтению, давайте вспомним:

Что такое живая природа?

Что такое неживая природа?

- Какие природные явления характерны для февраля месяца? (Метель, вьюга, морозы, бывают оттепели, наст, появляются кучевые облака, сосульки.)

- Какие новые слова вы встретили в тексте? (наст, оттепель)

- Что такое наст? (Ледяная корка на снегу.)

- Что такое оттепель? (Потепление.)

Как изменилось положение солнца на небе? (Солнце поднимается всё выше.)

Как изменилась продолжительность светового дня? (День становится длиннее.)

- Что происходит с животными в это время? (Им трудно добывать корм.)

- Что говорят люди о феврале? (Говорят, что зима с весной встречается.)

- Давайте посмотрим и объясним пословицы о феврале.

Слайд № 6 с пословицами:

 Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.

 Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.

- А ещё в народе считали, что на Сретенье, 15 февраля, зима с весной встретились. И говорили, если на Сретенье установится оттепель – весна будет ранняя и теплая, коли холода завернут – весна будет холодная; выпавший в этот день снег – к затяжной и дождливой весне.

-Как вы думаете, что означает слово Сретенье? (Встреча).

- Скажите, а какая у нас погода была 15 февраля, на Сретенье? (Дети отвечают.)

- Давайте определим, какая же будет весна по народным приметам.

(На столах у учащихся даны карточки с заданием.)

Карточка № 1: обведи февральские явления, которые касаются живой природы.

Карточка № 2: обведи февральские явления, которые касаются неживой природы.

- Метель, вьюга, оттепель, наст, мороз, трудное положение животных, выше поднимается солнце, появляются кучевые облака, появляются сосульки, трудно найти пищу птицам.

- Первые шаги весны робки и неуверенные: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом.

Февраль – месяц предвесенний, он и морозный, он и ветреный, а случается, что и пригреет снежный бочок у сугроба. Февраль – коварный и даже обманчивый месяц. Он стоит как бы на распутье: часть его обращена в студеную Зиму, а часть живет предчувствием близкой Весны.

Приметы весны

– Вот мы и вышли на поляну весенних примет.

- А что означает слово приметы? (Отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого – нибудь или что-нибудь; характерные индивидуальные признаки.)

- Кап-кап-кап! Весна настала!

- О какой примете весны я сейчас сказала? (О сосульках.)

– Как вы думаете, почему сосульки называют вестницами весны?

- Что означает слово вестница? (Извещает, сообщает, предсказывает.)

– Какими изменениями в природе весна заявляет о своем приходе? (Длиннее и светлее день.)

(Работа со слайдами.)

- Итак, давайте все признаки весны изобразим на нашей картинке. Начнем с неживой природы. В первую очередь нарисуем солнце. Какое оно весной?'

(Светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее.)

( На слайде № 6 появляется солнце.)

- Теперь нарисуем небо. Какое оно весной? (Голубое, высо­кое, по нему плывут белые легкие облака.) ( На слайде № 6 появляется небо.)

- Какие осадки выпадают весной? (Снег и дождь.) ( На слайде № 6 появляется снег и дождь.)

- Теперь изобразим почву. Что происходит с ней весной? (Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега. (На слайде №7 появляется почва.)

- Что происходит со снегом весной? (Поскольку становится все теплее, снег тает.) ( На слайде № 7 появляется снег с проталинами.)

- Что происходит весной с водоемами? ( Лед на водоемах темне­ет, покрывается трещинами, тает.) (На слайде № 7 появляется лёд с трещинами.)

- Давайте вспомним как нужно вести себя на льду в весенний период. (Следует напомнить детям о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т. к. он может подломиться. Очень опасны шалости на реке во время ледохода.)

- Что означает слово ледоход? (Это когда лёд ломается и начинает двигаться по реке.)

- Пришло время поговорить о том, какие весенние приметы проис­ходят в живой природе с приходом весны.

- Что происходит с деревьями и кустарниками весной? ( На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои . )

(Слайд № 8 Деревья и кустарники с набухшими почками. Хвойные деревья.)

- Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняет­ся жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы.)

( На слайде № 8 появляются птицы.)

- Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи.) ( На слайде № 8 появляются животные.)

Цель для учителя: способствовать развитию воображения, речи, умения работать с поэтическим произведением; создать условия для положительного настроя учащихся; стимулировать развитие творческих возможностей, обогащению словарного запаса; мотивировать учащихся на активную и плодотворную работу на уроке; создать условия для работы в группах; прививать любовь к природе.

Цель для учащихся: должны знать творчество Ф. И. Тютчева, М. Пришвина, В. Железникова (в рамках изученного материала); уметь читать выразительно изученные произведения, выделять главное и делать выводы.

- Сегодня мы работаем в группах. Должны быть сплочёнными, чтобы был хороший результат. Каждый из вас в течение урока будет зарабатывать жетоны. И посмотрим, какая же группа самая активная.

1. Проверка домашнего задания.

1. Чтение наизусть по одному учащемуся от группы. Учащиеся, прочитавшие на 5, получают жетон.

2. Прочитавшие наизусть стихотворение учащиеся проверяют учащихся своей группы. (За отличное чтение получают жетон)

1) Загадка о весне.

- Послушайте загадку и скажите, о чём мы сегодня будем говорить.

Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это, что за время года.

(Весна)

- Посмотрите, как изобразил раннюю весну художник Науменко. (Слай1)

- Какие признаки весны видите?

- Как вы думаете, почему авторы учебника выделили эту тему?

4. Активизация знаний.

- Когда весна приходит по солнцу?

-В этом году, какое начало весны?

- Говорят, что весна затяжная. Долго тянущаяся; продолжительная.

- Но как бы зима не боролась, весна берёт своё. Какие признаки весны?

- Назовите прилагательные, которые по значению соответствуют слову весна.

(Весна : цветущая, свежая, звенящая, прекрасная, зеленая, долгожданная, веселая, мокрая, теплая, сырая, солнечная, холодная, радостная, светлая, разомлевшая, полноводная, радужная, дождливая, сухая, звонкая.) (Слайд2)

5. Цель урока.

- У кого любимое время года весна?

- Кто-то любит лето, кто-то зиму, кто-то осень, а кто-то весну. У каждого своё любимое время года. Каждое время года прекрасно по-своему. И эта красота всегда вдохновляла поэтов и писателей, художников и композиторов на создание прекрасных произведений искусства. Надо уметь не просто видеть, а наблюдать. Замечать большое в малом, выражать свои чувства и радоваться всему прекрасному, что нас окружает. Этому мы и будем учиться.

1) Подготовка к восприятию.

- Замечательный русский поэт Фё дор Иванович Тютчев в одном из стихотворений писал:

Не то, что мните вы, природа: (Слайд 3)

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь,

В ней есть язык…

- О чём он хотел сказать?

-Послушайте другое стихотворение этого поэта, в котором он удивительно ярко нарисовал картину прихода весны. Закройте глаза и попробуйте нарисовать картины в вашем воображении.

2) Знакомство с текстом

Чтение стихотворения наизусть подготовленным учеником

- Какие картины нарисовало ваше воображение, когда вы слушали стихотворение?

- А какая иллюстрация к произведению?

3) Повторное чтение и работа над содержанием.

-О каких временах года говорит автор?

- Кому он отдаёт своё предпочтение? Почему вы так думаете?

- Почему Тютчев называет Весну - прекрасное дитя, а Зиму - злая ведьма?

- Прочтите ещё раз и найдите строки, которые показывает автор Зиму и весну.

(По ответам детей учитель вывешивает таблицы)

Весна Зима

стала румяной пустила

- Как вы думаете, почему Зима злится?

- А действительно это ужасное время года?

4) Работа над выразительным чтением.

- Одинаковое ли надо читать строки о Зиме и Весне?

- Покажите схематически, какое настроение нужно передать при чтении о Зиме и Весне. (Учащиеся показывают схему настроения)

- Сейчас вы в группах прочтёте по четверостишью и определите того, кто более выразительно передал настроение. (Работа в группах)

- Кто из каждой группы лучше всех прочитал? Они прочтут вслух выразительно. (Учащиеся, которые лучше прочитали, получают жетоны).

7. Творческое задание.

(Работа в группах. Зачитывание произведений, их обсуждение)

9. Знакомство с произведением М. Пришвина Капля и камень

1) Подготовка к восприятию

- Кто побеждает, камень или ножницы? Камень или бумага? А что победит камень или капля?

2) Первичное восприятие (Слайд 6)

(Чтение учителем)

- Что же говорится о капле и камне?

- Продолжите предложение: Одна капля бессильна, а множество капель-(сила.)

- Какие знаете пословицы на эту тему. (Один в поле не воин. Ручьи сольются- реки, люди соединятся -сила. Что одному не под силу, то легко коллективу. Сплотившись, даже слабые могучи.)

3) Повторное чтение и работа над содержанием.

- Прочтите 2 задание.

- Прочтите произведение ещё раз, найдите эти выражения и объясните их значения.

(Работа над 3-4 заданием) (Слайд 7)

4) Выразительное чтение учащимися.

(Анализ чтения)

- Какие первые весенние цветы вы знаете?

- А что знаете о мимозе (Весенние цветы, которые дарят женщинам на 8 марта Мимоза-это акация австралийская серебристая. Растёт она на черноморском побережье Кавказа. Настоящая мимоза - это травянистое тропическое растение. (Слайд 8)

- Дома вы познакомитесь с произведением Железнякова три ветки мимозы.

- Как вы думаете, о чём будет произведение?

11. Домашнее задание

12. Итог урока.

- Наш урок подходит к концу. Скажите, как же можно выражать свои чувства? (Словом, музыкой, живописью)

-А всегда ли только что-то необычное вызывает восхищение?

- Обычные, казалось бы, вещи, могут вызвать массу эмоций, только нужно уметь видеть прекрасное в капле воды, в пробивающемся ростке.

-Вы хорошо поработали. А теперь оценим работу каждого. Посовещайтесь в группе, напишите свою фамилию, количество жетонов и оценку на которую вы работали.

- Спасибо вам за работу. Вы молодцы! (Слайд 9)

2) Словарная работа выполняется по цепочке.

3) Первичное восприятие.

(Чтение учащимися. Один ученик выполняет роль учителя, устанавливает очерёдность чтения и следит за правильностью чтения.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: уточнить и систематизировать знания обучающихся о признаках весны в неживой и живой природе, о связях и отношениях этих признаков, создать условия для формирования УУД:

1) личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);

2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;

4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.

а) Настрой на урок.

б) 2018 год - Год И.Я.Яковлева. (Слайд 1)

в) Музыкальное оформление. (Слайд 2)

Создание положительного эмоционального фона.

в) Дыхательная гимнастика.

г) Работа с календарём.

Создание проблемной ситуации.

а) Работа с осколочными картинками.

б) Работа с надписями к картинкам.

Актуализация знаний учащихся.

1)Работа с таблицей.

5) Цвета весны. (Слайд 3)

6) Приметы о весне.

а) Беседа с опорой на наблюдения учащихся.

Работа над новым материалом.

а) Составление предложений о весне.

б) Составление рассказа о весне.

Ребята, 2018 год – год волонтёра

а) Правила поведения на природе весной. (Слайд 11)

б) Знаки. (Слайд 12-13)

Рефлексия. (Слайд 14)

Домашнее задание. (Слайд 15)

Подведение итогов. (Слайд 16)

Организационный момент.

а) Настрой на урок.

Прозвенел для вас звонок - начинается урок.

Тихо сядьте все за парты.

Ровно руки положите,

На меня все посмотрите.

б) 2018 год - Год И.Я.Яковлева.

Ребята, 2018 год - Год И.Я.Яковлева. Ива́н Я́ковлевич Я́ковлев (25 апреля 1848 года, Кошки-Новотимбаево, Буинский уезд, Симбирская губерния — 23октября 1930 года, Москва) — чувашский просветитель, православный миссионер, педагог, организатор народных школ, создатель нового чувашского алфавита и учебников чувашского и русского языков для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист. Он завещал нам: Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью.

Сегодня, мы будем с вами общаться на языке русского народа.

II. Создание положительного эмоционального фона.

а) Приветствие.

Учитель: Давайте начнем наше занятие с приветствия.
Здравствуй, солнце золотое! (Руки поднять)
Здравствуй, небо голубое! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, вольный ветерок! (Взмахи руками над головой)
Здравствуй, маленький дубок! (Присели)
Мы живем в одном краю (Дети берутся за руки)
Всех я вас приветствую.

б) Психогимнастика.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Вот уже улыбки засияли и на ваших лицах. Улыбнитесь себе! Улыбнитесь нашим гостям, а они улыбнутся вам. Улыбнитесь всему, что окружает вас. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Чем чаще вы будете улыбаться, тем светлее, чище, радостнее и приятнее будет всем, кто находится рядом с вами.

в) Дыхательная гимнастика.

А теперь сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту, а выдохните через ротик весь страх, беспокойство, испуг.
Дети делают вдох и выдох три раза.

г) Работа с календарём.

Какое сегодня число? Какой месяц? Какой день недели?

Создание проблемной ситуации.

Сегодня по дороге в школу нам подарили корзиночку. Хотите узнать, что в этой корзинке? Для этого Вам нужно сложить разрезные картинки и подобрать к ним слова.

а) Работа с осколочными картинками. (Работа в парах).

Дети собирают картинки с изображениями солнышка, сосульки, ветреницы, почки, проталина, ледоход.

б) Работа с надписями к картинкам.

Дети подбирают надписи к картинкам и размещают на доску.

Актуализация знаний учащихся.

А кто же её нам подарил? Хотите узнать, кто её подарил?

Работа с таблицей.

Я предлагаю вам разгадать это слово, которое будет часто звучать сегодня на уроке. (Работа с таблицей, зашифровано слово ВЕСНА). На доску помещается слово ВЕСНА.

Читайте также: