Конспект правописание падежных окончаний имен существительных 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, тетради на печатной основе, карточки для работы в паре и группе, таблица “Падежные окончания имен существительных во множественном числе”

1. Организационный момент.

- Каждый день на каждом уроке мы с вами все выше и выше поднимаемся на вершину горы знаний. Сегодня я предлагаю вам взять еще одну высоту.

2. Повторение словарных слов.

  • 1 группа записывает слова в именительном падеже,
  • 2 группа - в родительном падеже,
  • 3 группа - в дательном падеже,
  • 4 группа - в винительном падеже,
  • 5 группа - в творительном падеже,
  • 6 группа - в предложном падеже.

3. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности.

Затем идет проверка. У детей на партах лежит листочек с таблицей, которую они заполняют во время проверки. Учитель заполняет аналогичную таблицу на доске.

В именительном падеже
В родительном падеже
В дательном падеже
В винительном падеже
В творительном падеже
В предложном падеже

- Определите тему урока.

4. Работа над новым материалом.

1. Игра “Четвертый лишний” (работа в группах).

Надо найти в каждой строчке лишнее слово.

С дорог, с тропинок, с путей, поездка

От токарей, на гербах, в дуплах, о тортах

По дорогам, про картины, к агрономам, по городам

Представители групп объясняют, какие слова лишние и почему.

- Значит какие падежи мы сейчас будем повторять? (Именительный, родительный и винительный падежи множественного числа).

2) Повторение именительного, родительного и винительного падежей множественного числа.

И. п. есть помидоры солдаты
Р. п. нет места цыгане
В. п вижу

Учитель: По какому признаку распределены существительные в 1 и 2 столбиках?

Дети: На одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Затем дети вместе с учителем вслух склоняют сначала неодушевленные имена существительные и повторяют, как отличить именительный падеж существительных от родительного падежа, т.к. формы этих падежей имеют одинаковые окончания.

Аналогично склоняют одушевленные имена существительные и повторяют как отличить родительный падеж от винительного падежа, т.к.формы этих падежей имеют одинаковые окончания.

б). Учитель: Потренируемся в определении падежей и написании падежных окончаний.

Дети записывают предложения под диктовку (1 ученик работает у доски).

На лесной опушке стояла стройная рябина. Спелые кисти ягод клонили гибкие веточки к земле.

После определения падежей дети повторяют морфологический разбор (слово “на опушке”) и синтаксический разбор (1 предложение)

в). Далее идет работа в парах. Упр. 268 стр. 139 (диалог)

3) Повторение дательного, творительного и предложного падежей.

а). Учитель: Для того, что правильно сделать следующее задание, мы должны повторить оставшиеся три падежа.

Дети самостоятельно выполняют задание из тетради на печатной основе стр.77 упр. 183

б). Дети выполняют самостоятельно задание, написанное на карточках (можно на слайде)

Списать, вставляя пропущенные окончания и определить падеж имен существительных множественного числа.

Дни стали ненастные, по ноч. холодно. На огород. овощи убирают, чтобы не замёрзли. Сначала убрали огурцы-голыши с пупырышк. и помидоры с атласными спинк. Потом лук в бумажных рубашк. Потом бобы в шерстяных чулочк.

Детям дается вторая карточка, где текст написан с окончаниями и определены падежи.

(Проверку можно сделать на слайде)

5. Рефлексия.

Дети выполняют тест и оценивают свою работу на уроке.

1. Запиши слова в форме именительного падежа множественного числа. Поставь ударение.

Торт - _________ герб - _________ слесарь - ___________

2. Запиши слова в родительном падеже множественного числа:

Килограммы -__________________, чулки - _________, сапоги -___________

3. Найди существительное в винительном падеже и подчеркни его.

Сережа сделал из коробок кормушки для птиц и повесил их под окном.

4. Вставьте падежные окончания имен существительных во множественном числе. Площадк_ перед подъезд__ все были заставлены машин___. Жильц_ с собак___ гуляли чуть в стороне. На лавочк__ сидели старушк_ и родител_ с малыш___ в коляск__.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача урока русского языка по данной теме – познакомить с правилами написания безударных падежных окончаний существительных, формировать умение применять правила на практике, повторить знания о склонении имён существительных.

Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. 4 класс.

Тип урока: ОНЗ.

образовательная – познакомить с правилами написания безударных падежных окончаний существительных, формировать умение применять правила на практике, повторить знания о склонении имён существительных;

деятельностная – формировать способность учащихся к выведению общего правила написания безударных падежных окончаний существительных, тренировать способность использования нового способа действия в разных языковых ситуациях, развивать самостоятельность мышления, орфографическую зоркость.

Оборудование: тетрадь, учебник, планшетки с маркером, карточки с шагами алгоритма, смарт доска.

Мотивация к учебной деятельности

- Как назывался текст домашнего упражнения? (добыча полезных ископаемых)

- С какой целью люди занимаются добычей полезных ископаемых? (приносят человеку пользу)

- Как мы будем это делать? (выполним пробное действие)

- Что мы будем делать при возникновении затруднения? (посмотрим, где в пробном действии возникло затруднение, подумаем, почему не можем выполнить задание)

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

- Вспомните, что вы знаете об этой части речи? (учащиеся дают определение имени существительного, называют постоянные и переменные признаки данной части речи)

- Какой из постоянных признаков имени существительного вы указывали в домашнем задании? (склонение)

- Распределите словарные слова в три столбика по типу склонения.

- Какие знания и умения будут вам необходимы при выполнении этого задания? (знание словарных слов, умение определять тип склонения)

- Повторим: какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению, к 3 склонению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить знания детей о склонении существительных; развивать умение учащихся обосновывать написание безударных окончаний имён существительных; умение распознавать падежи, тип склонения; воспитывать самостоятельность, ответственность, интерес к учебному труду.

Формируемые УУД:

Личностные – развитие интереса к изучению языка.

Регулятивные – вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждения, доказательство.

Коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, контроль, коррекция и оценка действий одноклассников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

2. Чистописание

х к п ш м а

хо ал ка па шо кл мо

- Прочитайте буквы, какие звуки они обозначают?

-Эти буквы нам понадобятся в словарной работе.

- Запишите их и их соединения с другими буквами.

3. Словарная работа

- По толкованию слова или загадке определите само слово. Запишите, обозначьте ударение,

Игра на льду на коньках с небольшим мячом или шайбой.

Дорога с рядами деревьев по сторонам.

Место, где продают билеты.

Человек, который совершает поездку на каком-либо виде транспорта.

Дорога, покрытая асфальтом.

Комната для учебных занятий.

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

(Хоккей, аллея, касса, пассажир, шоссе, класс, морковь)

- В каком слове все согласные звуки мягкие? твёрдые?

- В каком слове есть и мягкие, и твёрдые согласные звуки?

- Составьте предложение с любыми словами, выделите в нём грамматическую основу,

определите чем выражены подлежащее и сказуемое.

III. Самоопределение к деятельности

- Из каждой пословицы выпишите в таблицу существительные с безударными падежными окончаниями, выделите окончания.

Создать условия для формирования навыка правописания безударных окончаний имён существительных во всех падежах; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты:

Научатся правильно писать безударные падежные окончания имён существительных; определять падеж и склонение имён существительных; выделять падежные окончания;

- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;

формировать способность к самооценке, оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей.

-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.

- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания.

Ход урока:

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти!

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим с вами увлекательное путешествие. А куда – догадайтесь сами.

В этом доме 100 рябин, 100 берёз и 100 осин.

Итак, отправляемся в путешествие не по страницам учебника, а в зимний лес.

Прежде чем войти в лес по лесной тропинке, необходимо подготовиться к путешествию.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

(формулирование темы урока).

- Ребята, что мы можем увидеть в лесу на снегу? (Следы.)

- Закройте глаза, откройте. Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, как здесь красиво! (слайд 2)

- Что вам напомнили эти следы? (Окончания существительных (слайд 3)

- Скажите, чему же будет посвящена тема урока? (Имени сущ.)

- Какая основная задача, которая стоит перед вами?

- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы закрепим знания о правописании безударных падежных окончаний существительных единственного числа.

-Вот мы очутились на лесной поляне, где нас встречает красавица-ель. (слайд 4)

Делаем остановку. Я предлагаю украсить ёлочку снежинками, но для этого вам необходимо правильно ответить на вопросы. Один отвечает, остальные внимательно слушают.

И если ошибка – сигналите красными огоньками (сигнальные карточки)

Повторение об имени существительном. (слайд 5)

1. Дайте определение имени существительному.

2. Как изменяются имена существительные?

3. Что такое склонение?

4. Сколько склонений у существительных?

5. Какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению?

- Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивой стала наша ёлочка!

Словарно – орфографическая работа

- Путешествуем дальше. А вот и первый лесной житель. Отгадайте – он бывает белый и бурый. (Медведь (слайд 8)

Он вас просит выполнить несколько заданий.

Первое задание. Просклонять существительные разных склонений, называя окончания (Вьюга, буран, метель)

Второе задание. Запишите под диктовку слова в три столбика, распределяя по склонениям. (Лошадка, календарь, берег, огурец, молодость, вьюга, пальто, метель, снежинка, осень, мебель)

(самопроверка по ключу)

- Послушайте, кто-то к нам спешит.

Этот зверь живет в лесу. Шерсть у него рыжая, хвост пушистый, мордочка длинная. Зверь этот хитрый. (Лиса.) (слайд 10)

- Лисичка приготовила для вас задания и просит вас их выполнить.

Как прекрасен зимний лес! Диревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам. В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги. На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки. Он спрятался около еле. (проверка у доски цепочкой)

Физкультминутка (12, 13, 14, 15)

Момент пришёл для игр и шутки, точнее, для физкультминутки.

Мы заходим с вами в лес

(Дети маршируют на месте,

Сколько здесь вокруг чудес!

(Удивились, развели руками)

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.

(Раз, два, три)

Сколько здесь у нас игрушек,

Столько сделаем прыжков.

(Раз, два, три, четыре, пять, шесть)

Вперёд из - за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лису обхитрим,

На носочках убежим. (Бег на носочках)

Всё вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели.

Упражнение в определении окончаний существительных (слайд 16)

Работа в группах (Вставьте пропущенные безударные падежные окончания)

Прочитайте задание. Что надо сделать? (Вставить безударные падежные окончания)

Для этого давайте вспомним алгоритм проверки безударного падежного окончания имён существительных.

1. Определи падеж.

2. Определи склонение.

3. Вспомни окончание имени существительного этого склонения в нужном падеже.

Написал в тетрад. ,

играл на площадк.,

подбежал к пристан.,

видны на скатерт. .

Прочитайте предложение. Помогите лисе, потому что она сомневается в выборе букв. (слайд 17)

(В)воздухе медленно кружылись снижынки.

- Какой части речи не хватает в этом предложении. (Прил.) Я предлагаю написать:

В воздухе медленно кружились снежные снежинки. (речевая ошибка)

- (В предложении есть речевая ошибка – снежные снежинки.)

Выполните синтаксический разбор данного предложения.

Проверка: синтаксический разбор – (слайд 13);

разбор по составу – сигнальные карточки;

морфологический разбор – в воздухе

- Отправляемся дальше. Посмотрите, кто это там в сугробе. Давайте с ним познакомимся:

Летом у него шерсть серая, а зимой белая, уши длинные, а хвост короткий.

Зверек этот пугливый. (Заяц.) (слайд 18)

За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов.

1. Изменяемая часть слова….(окончание)

2. Часть речи, обозначающая предмет…. (существительное)

3. Слова женского и мужского родов с окончаниями –а, -я относятся… (к 1 склонению)

4. Имена существительные бывают….(одуш. и неодуш.)

5. Главные члены предложения….(подлежащее и сказуемое)

6. Сколько падежей в русском языке? (6 падежей)

7. Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство)

8. К 3 склонению относятся имена существительные….(женского рода с нулевым окончанием)

Упражнение в определении падежей существительных

Следующее задание. Из данных слов составьте предложения. Запишите. падежи существительных. (Слайд 20)

Проверь. (Слайд 21)

Определите падежи существительных. (Взаимопроверка)

И снова в путь. Ой, кто это воет? (Слайд 22)

Думаю, если мы выполним задания правильно, то волк нас не тронет.

Самостоятельная работа (Поставь существительное в данный падеж)

Ветка (Р. п, ладонь (П. П, стакан (Т. п.)

Следующее задание. (слайд 24) Выборочная работа.

1 группа. Найдите и запишите имена существительные с окончанием - е.

2 группа. Найдите и запишите имена существительные с окончанием - и.

(Написал в тетрад., играл на площадк., подбежал к пристан., найти на дорог., пошёл по троп.)

- Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибки. Молодцы!

Подведение итогов урока.

- Вот и подошло к концу наше путешествие по зимнему лесу.

- А как нужно себя вести в лесу?

- Какие задания вам больше всего понравились?

- Что мы должны запомнить?

- Послушайте, что вы слышите? (Ручей.) (слайд 25)

- Откуда он здесь? (Родник.)

Рефлексия под звук ручья

- Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, поднимите ёлочку красного цвета.

- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, поднимите ёлочку зелёного цвета.

- Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, поднимите ёлочку синего цвета.

- Покажите свои ёлочки. Молодцы!

- В благодарность за хорошую работу на уроке ёлочка приготовила для вас подарки. (слайд 26)

(Учитель раздаёт детям шишки, украшенные блёсками)

- Берегите лес, ребята, он для человека приносит много пользы.

- Урок закончен.

Читайте также: