Тренинг педагогического общения конспект занятия

Обновлено: 06.07.2024

• Создание в группе рабочей психологически комфортной атмосферы.

Оборудование: карточки с изображением геометрического узора, бумага для рисования, карандаши.

Цель: знакомство, снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.

Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с детьми, родителями, педагогами. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями человека. Владение профессионально-педагогическим общением – важнейшее требование к личности педагога. Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения.

Общение бывает вербальным (речевым) и невербальным (неречевым).

Основным навыком эффективного взаимодействия является наличие культуры слушания.

Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение.

Слушание может быть активным, пассивным, эмпатическим.

Активное слушание – когда на первый план выступает отражение информации.

Продуктивные способы активного слушания:

Активное слушание не эффективно, когда Вы слушаете человека, пребывающего в состоянии сильного эмоционального напряжения. Приемы активного слушания работают тогда, когда вы учитываете ситуацию, эмоциональное состояние собеседника.

На пути взаимопонимания лежат барьеры общения, из-за которых люди не могут раскрыться, понять друг друга.

Под барьерами общения подразумевают те немногочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им.

Когда человек не понимает речи, например, если люди

собеседника по тем или иным не понимают друг друга

причинам, например, если речь из-за разницы в возрасте

искажена или люди беседуют на или первое впечатление

разных языках. оказало слишком сильное

Личностные барьеры педагогического общения бывают :

• Стереотипы мышления – устойчивое, упрощенное мнение о людях (учителях, учениках и ситуациях)

• Предвзятость – внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам.

• Неправильное отношение друг к другу

• Отсутствие внимания и интереса к другому

• Барьер плохого настроения

• Барьер недостаточного понимания важности общения

Каждый образованный человек может назвать, как преодолеть барьеры общения : быть, прежде всего, хорошим слушателем, быть компетентным в обсуждаемом вопросе, дружелюбно настроенным, уметь вызвать положительные эмоции, производить приятное впечатление внешним видом и манерами, соблюдать правила этики.

В общении рекомендуется придерживаться следующих правил:

• проявлять искренний интерес и внимание к коллегам;

• быть приветливым, внимательным, создавать благоприятную атмосферу;

• как можно чаще в разговоре произносить имя собеседника;

• уметь терпеливо слушать другого, проявляя сопереживание;

• никогда не унижать человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре;

• хвалить другого человека, подчеркивать его значимость и компетентность;

• обращать внимание людей на их ошибки в косвенной форме;

• прежде чем критиковать другого, сказать о своих ошибках;

• задавать вопросы вместо того, чтобы давать приказания;

• хвалить человека за каждый его даже скромный успех и быть при этом искренним;

• делать так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите;

Педагогическое общение – это межличностное взаимодействие субъектов педагогического процесса, состоит в передаче общественного и профессионального опыта.

Сейчас я Вам предлагаю проиграть ситуацию того, как неумелое слушание может исказить передаваемую информацию.

1. Упражнение на развитие навыков слушания

Анализируется, как и когда была искажена информация.

Психологический смысл упражнения. Развитие умений четко и однозначно излагать информацию, внимательно слушать и действовать по инструкции, задавать уточняющие вопросы. Описание. Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением. Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести ее изображение.

Упражнение проводится с обратной связью – рисующий участник может задавать уточняющие вопросы.

(Условия для каждого индивидуальны и каждый для себя эти условия создает).

3. Игра-активатор “Друг к дружке”.

Ведущий: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Выполняя предложенные упражнения, педагоги учатся лучше понимать друг друга.

Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Задачи тренинга:

- формирование благоприятного психологического климата в коллективе,

- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними,

- развитие умения работать в команде,

- осознание каждым участником своей роли в группе,

- повысить коммуникативные навыки педагогов,

- повысить настрой на удачу и успех.

Психологический тренинг для педагогов.

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Выполняя предложенные упражнения, педагоги учатся лучше понимать друг друга.

Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Задачи тренинга:

- формирование благоприятного психологического климата в коллективе,

- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними,

- развитие умения работать в команде,

- осознание каждым участником своей роли в группе,

- повысить коммуникативные навыки педагогов,

- повысить настрой на удачу и успех.

Необходимые материалы:

- листы бумаги по числу участников,

- музыка для релаксации,

- тарелочки, кувшин с водой,

- листки в клетку,

- ручки по числу участников.

Ход тренинга:

Педагог-психолог:

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, а в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал и свои возможности.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, уважения, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

Цель упражнения: выражение настроения

Задание: нарисовать свое настроение на данный момент

Инструкция: На листе бумаги изобразить свое настроение в данный момент.

Анализ упражнения:

1. Что понравилось вам в данном упражнении?

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

- Наташа, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Цель игры: помочь участникам пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне.

Участники делятся на пары, один из них представляет себя бутоном. Он описывает свой цвет, форму, почву на которой растет.

Второй – представляет себя героем, оказывающему поддержку бутону.

Он подходит к сидящему, сгруппировавшись, бутону со стороны спины, нежно обхватывает его своими руками, и начинает укачивать.

Анализ упражнения:

1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения?

2. С какими трудностями вы столкнулись?

Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи

Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.

В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

Анализ упражнения:

1.Что, по вашему мнению, не удалось?

3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

Цель игры: сближение членов группы, установление между ними доверительных отношений.

Психологический смысл упражнения: развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы, доверия друг к другу.

Это упражнение дает прекрасную возможность, испытать, что такое доверие.

Задание: стоя спиной к партнерам упасть к ним на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы.

Анализ упражнения:

1. Что было легче делать, падать или ловить?

2. Какие чувства вы испытывали при этом?

3. Есть ли в реальной жизни ситуации, где вы испытываете подобные чувства?

Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, что мешало выполнению этого задания. Что чувствовали те, которые падали, а что чувствовали те, кто замыкали круг?

Задание: дописать неоконченные предложения на листе бумаги.

- Я была удивлена тем, что…..

- Я была разочарована тем, что….

- самым важным для меня было….

- чему научилась сегодня…

- что буду использовать в своей работе …

Всем спасибо за активное участие в сегодняшнем тренинге.

Использованная литература:

1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

2. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. – 176 с.

3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. – 256 с.


Тренинг педагогическогообщения. Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива.

Содержимое разработки

Психологический тренинг для педагогов.

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Выполняя предложенные упражнения, педагоги учатся лучше понимать друг друга.

Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Задачи тренинга:

- формирование благоприятного психологического климата в коллективе,

- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними,

- развитие умения работать в команде,

- осознание каждым участником своей роли в группе,

- повысить коммуникативные навыки педагогов,

- повысить настрой на удачу и успех.

Необходимые материалы:

- листы бумаги по числу участников,

- музыка для релаксации,

- тарелочки, кувшин с водой,

- листки в клетку,

- ручки по числу участников.

Ход тренинга:

Педагог-психолог:

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, а в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал и свои возможности.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, уважения, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

Цель упражнения: выражение настроения

Задание: нарисовать свое настроение на данный момент

Инструкция: На листе бумаги изобразить свое настроение в данный момент.

Анализ упражнения:

1. Что понравилось вам в данном упражнении?

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

- Наташа, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Цель игры: помочь участникам пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне.

Участники делятся на пары, один из них представляет себя бутоном. Он описывает свой цвет, форму, почву на которой растет.

Второй – представляет себя героем, оказывающему поддержку бутону.

Он подходит к сидящему, сгруппировавшись, бутону со стороны спины, нежно обхватывает его своими руками, и начинает укачивать.

Анализ упражнения:

1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения?

2. С какими трудностями вы столкнулись?

Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи

Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.

В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

Анализ упражнения:

1.Что, по вашему мнению, не удалось?

3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

Цель игры: сближение членов группы, установление между ними доверительных отношений.

Психологический смысл упражнения: развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы, доверия друг к другу.

Это упражнение дает прекрасную возможность, испытать, что такое доверие.

Задание: стоя спиной к партнерам упасть к ним на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы.

Анализ упражнения:

1. Что было легче делать, падать или ловить?

2. Какие чувства вы испытывали при этом?

3. Есть ли в реальной жизни ситуации, где вы испытываете подобные чувства?

Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, что мешало выполнению этого задания. Что чувствовали те, которые падали, а что чувствовали те, кто замыкали круг?

Задание: дописать неоконченные предложения на листе бумаги.

- Я была удивлена тем, что…..

- Я была разочарована тем, что….

- самым важным для меня было….

- чему научилась сегодня…

- что буду использовать в своей работе …

Всем спасибо за активное участие в сегодняшнем тренинге.

Использованная литература:

1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

2. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. – 176 с.

3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. – 256 с.


-80%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на выявление позитивных средств общения с ребенком.

Позитивно относиться - не значит сюсюкать, лелеять, баловать детей, это умение принять точку зрения ребенка, суметь встать на позицию ребенка и понять его

Наше занятие направлено на формирование модели положительного, личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста.

Упражнение 1. Сядьте так как вам удобно, расслабьтесь и закройте глаза. Сейчас мы с вами будем представлять.

Представьте, то место, где бы сейчас хотели бы очутиться. Вам там очень хорошо и комфортно. К вам подходит ребенок. маленький. Рассмотрите его,… какой он…. Ребенок вам улыбается,… он счастлив, что находится рядом с вами…. Посмотрите в его глаза,… запомните их…. Погладьте ребенка по голове,….. возьмите на руки, ….обнимите, …..почувствуйте его теплоту, радость,……. он делится с вами своим счастьем….. и вам становится хорошо…..а теперь превратите этого малыша в крошечного человечка…….он стал совсем маленький….но его тепло и счастье все равно окутывают вас….поместите малыша в самой укромный уголок своего сердца…..когда вам станет грустно вспомните о нем . он снова подарит вам частичку своего счастья и вам станет опять хорошо и комфортно. Можете открыть глаза.

Упражнение 2. Дошкольник в эпитетах.

Немного передохнули и теперь приступаем к следующему нашему заданию.

Дайте характеристику дошкольнику одним эпитетом (обозначить самое значимое). Эпитеты не должны повторяться.

Упражнение 3. Радость общения с ребенком. Закончите фразы:

• мне нравится общаться с детьми, потому что.

• длительное общение с детьми меня раздражает, потому
что.

Проигрывая ситуации, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям.

Упражнение 4. Если я сейчас.

Нарисуйте свой собственный образ в ситуациях:

• если я сейчас воспитатель, то.

• если я сейчас ребенок, то.

Можно рисовать все что хочется - тот образ, в котором вы себя представляете в этих ситуациях. Это может быть пейзаж, натюрморт, какой-нибудь ребус, что-то из мира фантастики, какая-нибудь абстракция. Это может быть что угодно - то, с чем вы себя связываете, ассоциируете, сравниваете.

Упражнение 5. Изучение личности воспитателя в зеркале детского восприятия

В сентябре был проведен опрос детей старших и подготовительных групп с целью выявления как представляют себе дети воспитателя.

Детям задавались следующие вопросы:

а) Хотел бы ты перейти в другой д/сад?

б) Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты
хотел перейти в другой д/сад?

в) Кого бы из воспитателей ты взял с собой? Почему?

Г) для подготовительной группы был дополнительный вопрос: хотели бы вы еще на один год остаться в д/с

Абсолютно все дети довольны д/с, ни один ребенок не высказал мнения, что ему не нравится ходить в д/с. Если бы в саду случился ремонт –никто бы не хотел перейти в другой сад, но если бы пришлось, то взяли бы с собой именно воспитателей, которые у них есть. И подготовительная группа отвечала на вопрос - хотели бы еще на один годик остаться в д/с. 27 детей ответили, что с удовольствием бы остались еще на один годик. С одной стороны это хорошо, т.к. говорит о психоэмоциональном комфорте детей, но с другой стороны, это говорит о низкой учебной мотивации. А вот на вопрос, кого бы из воспитателей взяли, то здесь мнения делились и это тоже очень хорошо, т.е. одним детям нравится один воспитатель, вторым – другой и не было детей, которым бы не нравился ни один воспитатель. Мотивы выбора практически у все детей одинаковые. Воспитателя выделяют либо по нравственным качествам (добрый, веселый, не злой), по внешнему виду (Она красивая!). либо дают недифференцированную оценку (она хорошая). Такие мотивы, как личное отношения воспитателя к ребенку ("Потому что она меня целует!", "Она мне книжку подарила!" и т.п.), информированность воспитателя, его знаний, умений ("Она много знает!", "Хорошо рисует!" и т.п.), оценка деятельности, воспитателя ("Потому что она играет с нами на прогулке!", "Она нас учит рисовать!" и т.п.), внимания воспитателя ко всем детям ("Она нас кормит" и т.п.) ни один ребенок не использовал.

Упражнение 6 Тест для опытного воспитателя
на определение эффективности его работы

Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности:

1. Воспитатель детского сада – это:

А. Добрая лошадка все свезет.

Б. Без матки пчелки – пропащие детки.

В. Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом
копия вскормлены.

2. Педагогический коллектив – это:

А. В мире, что в море.

Б. У одной овечки да семь пастухов.

В. Склеенная посуда два века живет.

3. Обучать детей – значит:

А. Что посеешь – то и пожнешь.

Б. Была бы нитка, дойдем и до клубка.

В. В дорогу идти – пятеры лапти сплести.

4. Воспитывать детей – значит:

А. Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.

Б. Перемелется – все мука будет.

В. Наказом воевода крепок.

5. Развивать детей – значит:

А. Сей день не без завтра.

Б. Высоко летаешь, да низко садишься.

В. Палка о двух концах.

6. Работа с родителями – это:

А. Бумага некупленная, письмо домашнее.

Б. В добрый час молвить, в худой промолчать.

В. По способу пешего хождения.

Если у Вас преобладают ответы:

"А" – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности. Преимущество Вашей работы в качестве наставника заключается в том, что Вы ориентированы на когнитивную практику работы с молодыми специалистами, т. е. способны показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения с Вами может стать преобладание дидактического, "поучающего" стиля взаимодействия. Постарайтесь быть демократичнее!

"Б" – у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы ориентированы на эмотивную и креативную практику работы с ними, т. е. способны оказать психологическую поддержка и продемонстрировать весь педагогический потенциал Вашего подопечного. Отрицательным моментом общения с Вами может стать преобладание излишне демократического и либерального стиля взаимодействия. Иногда Вашему подопечному может понадобиться и четкая инструкция для ориентирования в сложных педагогических ситуациях.

­­­­­­­­"В" – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы можете научить их усматривать педагогическую проблему в разных ее проявлениях и упрощать ее (в сложных ситуациях выделять 1–2 ключевые составляющие проблемы), а также объединять свои усилия с другими специалистами ДОУ и родителями детей для достижения оптимальных результатов педагогического процесса. Отрицательным моментом общения с может стать формирование у него представлений о Вас как об идеальном педагоге, уровня которого достичь просто невозможно. Постарайтесь с присущим Вам чувством юмора объяснить, что Вы начинали точно так же.

Читайте также: