Образцы нравственности в культурах разных народов конспект урока 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Городского округа Балашиха

Конспект открытого интегрированного урока

« Развитие орфографической зоркости на уроке ОРКСЭ

Куртова М. А. -учитель истории, обществознания, ОРКСЭ

-анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: нравственность, культура, ценности, культурные традиции, образцы нравственности(труженик, патриот, защитник, коллективист)

-учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и культурные традиции: оценивать свои и чужие поступки, делать выбор

-повторять и систематизировать материал по разным видам разбора, правописанию окончаний разных частей речи, вырабатывать умение практического применения полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации

-развивать орфографическую зоркость, речь, память, мышление, воображение,

-воспитывать любовь к Родине, интерес к русскому языку, создавать атмосферу доверительного общения

Оборудование:

- проектор, ПК, интерактивная доска

-карточки (1 на парту)- Приложение №1

-конверты для работы в группах- Приложение №2

-оценочные листы- Приложение№3

-словари(толковый, этимологический, словарь иностранных слов)

-выставка художественной .литературы по теме.

-итоговый тест-Приложение №4

1.Организация урока

1 учитель (ОРКСЭ) : Здравствуйте, ребята! Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души благородными чувствами. Я желаю вам удачи, и хочу, чтобы урок для вас стал познавательным.

2 учитель (РУССК. ЯЗ.): Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

2.Определение темы урока, работа над ней

1 учитель Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к ней слагали песни, стихотворения, пословицы. Перед вами лежат карточки с пословицами(см. Приложение№1). Прочитайте их и попробуйте определить тему нашего урока.

-О чём пойдёт речь?

-Что значит служить Родине?

-Служить Родине -это значит трудиться на её благо, не жалея сил. Защищать, не жалея жизни. И такие люди были и есть в нашей стране. Они должны стать для нас примером, образцом.

-Итак, тема урока: Образцы нравственности в культуре Отечества.

-Какие понятия из темы мы уже знаем?

-культура(дети дают определение)

-А как вы понимаете- образец?(Образец -показательный пример)

-Запишем тему урока в тетрадь по русскому языку.(Образцы нравственности в культуре Отечества)

-Подчеркнуть все орфограммы(комментированная .работа)

-Слово нравственности разобрать по составу

-Морфологический разбор слова нравственности(устно)

-Выписать словарное слово(Отечество), подобрать и записать родственные слова(отец, отчий, Отчизна, отчество). Графически доказать, что они родственные(выделить корень).Какие явления происходят в корне(беглая -е, чередование согласных).Подобрать синоним(Родина),антоним(чужбина)

-Работая в паре ,вставьте в пословицы (смотри Приложение№1) пропущенные буквы и выпишите ту, значение которой, по вашему мнению, наиболее подходит к сегодняшней теме урока.

-Проверка(объяснение вставленных орфограмм, значения выписанной пословицы.

3.Объяснение нового материала .

-Россия — великая страна! История развития России начинается с древнейших времён. В основе её развития лежат культурные традиции .Мы много говорили на уроках этики о традициях, а также говорили, что культурные традиции каждое поколение старается сберечь и передать будущему поколению, потому что традиции способствуют формированию русского характера. Одной из составляющих культурных традиций являются нормы, правила, регулирующие поведение людей -это нравственные правила, т. е. образцы, примеры, на которые должны равняться люди. Добрый пример необходим людям всегда, чтобы знать, как правильно себя вести, к чему стремиться. Такие нравственные образцы есть в истории нашей Родины. И они стали вечным примером в литературе, искусстве, спорте, в освоении космоса, в победах над врагом.

-Приведите имена известных людей.

-Обобщим, кем были эти люди(чем прославились)

-Найдите в этом списке образцы нравственности(смотри Презентацию)

-Затрудняетесь? Объясню, почему:

-задание сложное, мы с этими понятиями на уроках не работали.

Я постараюсь вам помочь.

Кого художник изобразил на картинах(см .слайд).Найдите подходящее понятие(труженик)

Кто мог сказать такие прекрасные слова о Родине?(см. слайд)Наверное ,человек, любящий её. Как называют такого человека? Найдите подходящее понятие(патриот)

и т.д. (коллективист, защитник)

Работа со схемой(см. Слайд)

Итак, что является образцами нравственности? Прочитаем.

Работа со словарями(дети находят и читают значения слов патриот, коллективист, защитник, труженик)

Выполним ещё одно задание(см. слайд).Подумайте, к какому из образцов нравственности относятся следующие выражения.

Давайте запишем в тетрадь основные понятия нравственности и подберём к ним(устно) однокоренные прилагательные. Назовите постоянные морфологические признаки имён существительных

До этого момента наше с вами общение было построено в форме чего?(диалога).А теперь послушайте мой небольшой монолог.

Герои в России были во все времена .Они есть и сегодня. И это самый верный залог нерушимости нашей Отчизны, её духовной крепости и грядущего возрождения. Пока жив российский солдат -верный сын и защитник своего Отечества -будет жива и Россия. Российский солдат и ныне остаётся настоящим патриотом, достойным наследником русского воинства.

4.Физминутка

Дети называют из текста сущ.(1 склонение - хлопают в ладоши

5.Актуализация знаний

Запишем предложение(Русские люди гордятся подвигами солдат, офицеров ,генералов и хранят память о погибших героях.(-один ученик пишет на доске)

Полный синтаксический разбор предложения.

6.Работа в группах

Подумайте, чтобы вы могли сделать сейчас, не дожидаясь, когда станете взрослыми, как ученик-труженик,ученик-коллективист,ученик-защитник,ученик-патриот)-смотри Приложение №2

Проверка(дети читают, что получилось)

7.Рефлексия,самооценка,работа с выставкой

Наши предки надеялись ,что их труд не пропадёт напрасно. И нам завещали беречь нашу Родину! Служить ей! Мы должны свято следовать их завету, а значит :быть патриотами, коллективистами, тружениками, защитниками. Ведь самое главное богатство страны -это её люди, которые могут прославить свою Родину добрыми делами(быть полезными своей стране)

Работы с оценочными листами по ОРКСЭ+ самооценка в тетради по русскому языку

8.Домашнее задание

На выставке представлены книги по теме. Подумайте, какими книгами вы бы её дополнили, принесите на следующий урок ОРКСЭ+ подготовьте пересказ к уроку внеклассного чтения. Перепишите в тетрадь по ОРКСЭ основные образцы нравственности

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОРКСЭ 4 класс

Цель: Формирование осознанного ответственного поведения в ситуации значимого выбора и потребности в нравственном поведении

- развивать самостоятельность и оригинальность мышления;

-формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;

-учить прогнозированию последствий своих поступков;

-развивать готовность к социальному взаимодействию.

Читается первая часть сказки.

Жил на кургане Хомяк. Рядом с ним на том же кургане жил Суслик. И был у Суслика кусочек зеркальца. Суслик целыми днями сидел с ним у своего домика на крылечке и показывал Хомяку солнечного зайчика. Часто говорил он:

- У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко и один солнечный зайчик.

Хомяку стало обидно, что у него нет зеркальца и нет своего солнечного зайчика. И однажды, когда Суслик побежал на поле один ужинать, Хомяк забрался к нему в дом и унёс зеркальце. Завернул его в тряпочку, спрятал к себе под подушку и сказал:

- Зеркальце теперь моё, и солнечный зайчик тоже мой.

Вопрос: как вы думаете, что стал делать Хомяк с зеркальцем? Принимаются Читается вторая часть сказки.

Всю ночь ему снилось, будто сидит он у своего домика на крылечке и ловит в зеркальце солнышко. Просыпаясь, он говорил:

- Завтра будет так, как снится сегодня. Утром он достал из-под подушки зеркальце и хотел было бежать с ним на улицу, но остановился. Нельзя ему показываться с ним на кургане. Увидит Суслик и скажет:

- Так это ты украл моё зеркальце? И Хомяк опять завернул зеркальце в тряпочку и сунул под подушку. Весь день сидел он скучный на крылечке своего домика, а Суслик – у себя на крылечке и говорил Хомяку:

- У нас с тобой, сосед, одно в небе на двоих солнышко, и нет ни одного солнечного зайчика, потому что кто-то украл у меня зеркальце.

Так было и на другой день и много, много дней. Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк…

Вопрос: что бы вы сделали на месте Хомяка? (ответы обучающихся)

Читается окончание сказки.

Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк. И однажды не вытерпел, достал зеркальце и отнёс Суслику, когда его не было дома.

Утром прибежал к нему Суслик и забарабанил в окошко:

- Идём скорее: я нашёл своё зеркальце. Сейчас у нас с тобой опять будет солнечный зайчик.

И всё опять стало хорошо. По целым дням они сидят каждый возле своего домика. Суслик ловит в зеркальце солнышко и говорит Хомяку:

- У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко в небе и на двоих один солнечный зайчик. А Хомяк говорит Суслику:

- Что ж, пусть лучше будет один солнечный зайчик на двоих, чем ни у тебя, ни у меня не будет.

Вот только не знает Суслик, почему он так говорит.

Зачем Хомяку понадобилось зеркальце?

О чём забыл Хомяк?

Что не мог предугадать Хомяк, когда брал зеркальце?

Какие другие средства были у Хомяка, чтобы иметь своего солнечного зайчика? (все предложения детей записываются на доске:

(Купить, Попросить, Обменять, Поделить , Поискать, Попросить на время, Отнять, Шантажировать, Выманить обманом, Использовать другой предмет и т.д)

.Как вы думаете, какой выход, из предложенных, самый правильный?

1. Работа с высказываниями древних.

Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков.

На доске высказывания, дети записывают их в тетрадь.

-Дайте свою формулировку этого правила.

(записывают в тетради)

- Чему учат эти правила? Что их объединяет?

- Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро?

5. Работа с притчами.

-Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.

Я не буду …., так как …. .

5. Домашнее задание.

- подобрать пословицы по теме урока;

- нарисовать картину доброго дела, подобрать или написать к нему стихотворение (задание по выбору)

Что в школе так много детей разных народов.

Учащиеся записывают тему.

– Да, отличаются.
– Предположения учащихся.

Ответ: У каждого народа приняты свои правила – значит и культура своя, непохожая на другие.

  • О добре и зле.
  • О правде и честности.
  • О труде и упорстве (Приложение 5).

– Пословиц, ребята, очень много, все их мы не перечислим.
– А в чём главная цель пословиц, кто их создал, для чего?

Это короткие изречения, создал их народ на основе опыта жизни. Это мудрость народа. Каждая чему-то нас учит.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность:Тема образцы нравственности в культуре Отечества сложна для восприятия, поэтому важно учителю помочь ребёнку разобраться и понять данный материал. Учитель на основе примеров из истории России, современного мира должен показать, насколько важно обладать определёнными качествами, чтобы соответствовать образцу нравственности в культуре Отечества.

Леонтьева Елена Леонидовна

учитель начальных классов

Всё получится!

Всё получится!


Подумай и соотнеси картинку с термином

Подумай

и соотнеси

картинку с термином

труженик 1 3 патриот Образцы нравственности в культуре Отечества воин коллективист 2 4

нравственности

коллективист

Образцы нравственного поведения ПАТРИОТ ВОИН КОЛЛЕКТИВИСТ ТРУЖЕННИК Риск Подвиг Интересы других Защита Материальные ценности Любовь к Родине Взаимопомощь Духовные ценности Уважение к традициям Сотрудничество Благо для страны Жертвен- ность

Образцы нравственного поведения

КОЛЛЕКТИВИСТ

Интересы других

Материальные ценности

Любовь к Родине

Взаимопомощь

Духовные ценности

Уважение к традициям

Сотрудничество

Благо для страны

Жертвен- ность

Анализ художественных произведений Будь внимательным! Думай, рассуждай: По моему мнению… Моя версия… Я думаю… Я считаю…

Анализ художественных произведений

Будь внимательным!

Думай, рассуждай:

По моему мнению…

Моя версия…

Я думаю…

Я считаю…

Существуют ли образцы нравственности в реальной жизни?

Тест Будь внимательным!

Будь внимательным!

Какому образцу нравственности вы старались соответствовать на уроке? патриот коллективист труженник воин

Какому образцу нравственности

вы старались соответствовать на уроке?

коллективист

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Normal Quiz D 30 10.00 C умение достигать цели любой ценой D дела, направленные на общие блага людей" width="640"

Что можно назвать образцом нравственности?

победа в школьной олимпиаде

знание законов государства

Testing --- Normal Quiz

умение достигать цели любой ценой

дела, направленные на общие блага людей


Normal Quiz B 30 1 Uncertain 10.00 всегда отмечает праздник 23 февраля C умеет хорошо стрелять D" width="640"

Защитник Отечества - это человек, который.

защищал свою Родину, не щадя своей жизни

Testing --- Normal Quiz

всегда отмечает праздник 23 февраля

умеет хорошо стрелять


Normal Quiz C 30 1 Uncertain 10.00 человек, любящий свою Родину, преданный своему Отечеству C D человек, достигший пенсионного возраста" width="640"

Кто такой патриот?

тот, кто всю жизнь прожил в своей стране

человек, занимающий высокую должность

Testing --- Normal Quiz

человек, любящий свою Родину, преданный своему Отечеству

человек, достигший пенсионного возраста


Normal Quiz D 30 1 Uncertain 10.00 C стремился стать лидером D был готов к сотрудничеству" width="640"

Читайте также: