Образцы нравственности в культурах разных народов конспект урока 4 класс
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Городского округа Балашиха
Конспект открытого интегрированного урока
« Развитие орфографической зоркости на уроке ОРКСЭ
Куртова М. А. -учитель истории, обществознания, ОРКСЭ
-анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: нравственность, культура, ценности, культурные традиции, образцы нравственности(труженик, патриот, защитник, коллективист)
-учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и культурные традиции: оценивать свои и чужие поступки, делать выбор
-повторять и систематизировать материал по разным видам разбора, правописанию окончаний разных частей речи, вырабатывать умение практического применения полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации
-развивать орфографическую зоркость, речь, память, мышление, воображение,
-воспитывать любовь к Родине, интерес к русскому языку, создавать атмосферу доверительного общения
Оборудование:
- проектор, ПК, интерактивная доска
-карточки (1 на парту)- Приложение №1
-конверты для работы в группах- Приложение №2
-оценочные листы- Приложение№3
-словари(толковый, этимологический, словарь иностранных слов)
-выставка художественной .литературы по теме.
-итоговый тест-Приложение №4
1.Организация урока
1 учитель (ОРКСЭ) : Здравствуйте, ребята! Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души благородными чувствами. Я желаю вам удачи, и хочу, чтобы урок для вас стал познавательным.
2 учитель (РУССК. ЯЗ.): Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
2.Определение темы урока, работа над ней
1 учитель Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к ней слагали песни, стихотворения, пословицы. Перед вами лежат карточки с пословицами(см. Приложение№1). Прочитайте их и попробуйте определить тему нашего урока.
-О чём пойдёт речь?
-Что значит служить Родине?
-Служить Родине -это значит трудиться на её благо, не жалея сил. Защищать, не жалея жизни. И такие люди были и есть в нашей стране. Они должны стать для нас примером, образцом.
-Итак, тема урока: Образцы нравственности в культуре Отечества.
-Какие понятия из темы мы уже знаем?
-культура(дети дают определение)
-А как вы понимаете- образец?(Образец -показательный пример)
-Запишем тему урока в тетрадь по русскому языку.(Образцы нравственности в культуре Отечества)
-Подчеркнуть все орфограммы(комментированная .работа)
-Слово нравственности разобрать по составу
-Морфологический разбор слова нравственности(устно)
-Выписать словарное слово(Отечество), подобрать и записать родственные слова(отец, отчий, Отчизна, отчество). Графически доказать, что они родственные(выделить корень).Какие явления происходят в корне(беглая -е, чередование согласных).Подобрать синоним(Родина),антоним(чужбина)
-Работая в паре ,вставьте в пословицы (смотри Приложение№1) пропущенные буквы и выпишите ту, значение которой, по вашему мнению, наиболее подходит к сегодняшней теме урока.
-Проверка(объяснение вставленных орфограмм, значения выписанной пословицы.
3.Объяснение нового материала .
-Россия — великая страна! История развития России начинается с древнейших времён. В основе её развития лежат культурные традиции .Мы много говорили на уроках этики о традициях, а также говорили, что культурные традиции каждое поколение старается сберечь и передать будущему поколению, потому что традиции способствуют формированию русского характера. Одной из составляющих культурных традиций являются нормы, правила, регулирующие поведение людей -это нравственные правила, т. е. образцы, примеры, на которые должны равняться люди. Добрый пример необходим людям всегда, чтобы знать, как правильно себя вести, к чему стремиться. Такие нравственные образцы есть в истории нашей Родины. И они стали вечным примером в литературе, искусстве, спорте, в освоении космоса, в победах над врагом.
-Приведите имена известных людей.
-Обобщим, кем были эти люди(чем прославились)
-Найдите в этом списке образцы нравственности(смотри Презентацию)
-Затрудняетесь? Объясню, почему:
-задание сложное, мы с этими понятиями на уроках не работали.
Я постараюсь вам помочь.
Кого художник изобразил на картинах(см .слайд).Найдите подходящее понятие(труженик)
Кто мог сказать такие прекрасные слова о Родине?(см. слайд)Наверное ,человек, любящий её. Как называют такого человека? Найдите подходящее понятие(патриот)
и т.д. (коллективист, защитник)
Работа со схемой(см. Слайд)
Итак, что является образцами нравственности? Прочитаем.
Работа со словарями(дети находят и читают значения слов патриот, коллективист, защитник, труженик)
Выполним ещё одно задание(см. слайд).Подумайте, к какому из образцов нравственности относятся следующие выражения.
Давайте запишем в тетрадь основные понятия нравственности и подберём к ним(устно) однокоренные прилагательные. Назовите постоянные морфологические признаки имён существительных
До этого момента наше с вами общение было построено в форме чего?(диалога).А теперь послушайте мой небольшой монолог.
Герои в России были во все времена .Они есть и сегодня. И это самый верный залог нерушимости нашей Отчизны, её духовной крепости и грядущего возрождения. Пока жив российский солдат -верный сын и защитник своего Отечества -будет жива и Россия. Российский солдат и ныне остаётся настоящим патриотом, достойным наследником русского воинства.
4.Физминутка
Дети называют из текста сущ.(1 склонение - хлопают в ладоши
5.Актуализация знаний
Запишем предложение(Русские люди гордятся подвигами солдат, офицеров ,генералов и хранят память о погибших героях.(-один ученик пишет на доске)
Полный синтаксический разбор предложения.
6.Работа в группах
Подумайте, чтобы вы могли сделать сейчас, не дожидаясь, когда станете взрослыми, как ученик-труженик,ученик-коллективист,ученик-защитник,ученик-патриот)-смотри Приложение №2
Проверка(дети читают, что получилось)
7.Рефлексия,самооценка,работа с выставкой
Наши предки надеялись ,что их труд не пропадёт напрасно. И нам завещали беречь нашу Родину! Служить ей! Мы должны свято следовать их завету, а значит :быть патриотами, коллективистами, тружениками, защитниками. Ведь самое главное богатство страны -это её люди, которые могут прославить свою Родину добрыми делами(быть полезными своей стране)
Работы с оценочными листами по ОРКСЭ+ самооценка в тетради по русскому языку
8.Домашнее задание
На выставке представлены книги по теме. Подумайте, какими книгами вы бы её дополнили, принесите на следующий урок ОРКСЭ+ подготовьте пересказ к уроку внеклассного чтения. Перепишите в тетрадь по ОРКСЭ основные образцы нравственности
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ОРКСЭ 4 класс
Цель: Формирование осознанного ответственного поведения в ситуации значимого выбора и потребности в нравственном поведении
- развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
-формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
-учить прогнозированию последствий своих поступков;
-развивать готовность к социальному взаимодействию.
Читается первая часть сказки.
Жил на кургане Хомяк. Рядом с ним на том же кургане жил Суслик. И был у Суслика кусочек зеркальца. Суслик целыми днями сидел с ним у своего домика на крылечке и показывал Хомяку солнечного зайчика. Часто говорил он:
- У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко и один солнечный зайчик.
Хомяку стало обидно, что у него нет зеркальца и нет своего солнечного зайчика. И однажды, когда Суслик побежал на поле один ужинать, Хомяк забрался к нему в дом и унёс зеркальце. Завернул его в тряпочку, спрятал к себе под подушку и сказал:
- Зеркальце теперь моё, и солнечный зайчик тоже мой.
Вопрос: как вы думаете, что стал делать Хомяк с зеркальцем? Принимаются Читается вторая часть сказки.
Всю ночь ему снилось, будто сидит он у своего домика на крылечке и ловит в зеркальце солнышко. Просыпаясь, он говорил:
- Завтра будет так, как снится сегодня. Утром он достал из-под подушки зеркальце и хотел было бежать с ним на улицу, но остановился. Нельзя ему показываться с ним на кургане. Увидит Суслик и скажет:
- Так это ты украл моё зеркальце? И Хомяк опять завернул зеркальце в тряпочку и сунул под подушку. Весь день сидел он скучный на крылечке своего домика, а Суслик – у себя на крылечке и говорил Хомяку:
- У нас с тобой, сосед, одно в небе на двоих солнышко, и нет ни одного солнечного зайчика, потому что кто-то украл у меня зеркальце.
Так было и на другой день и много, много дней. Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк…
Вопрос: что бы вы сделали на месте Хомяка? (ответы обучающихся)
Читается окончание сказки.
Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк. И однажды не вытерпел, достал зеркальце и отнёс Суслику, когда его не было дома.
Утром прибежал к нему Суслик и забарабанил в окошко:
- Идём скорее: я нашёл своё зеркальце. Сейчас у нас с тобой опять будет солнечный зайчик.
И всё опять стало хорошо. По целым дням они сидят каждый возле своего домика. Суслик ловит в зеркальце солнышко и говорит Хомяку:
- У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко в небе и на двоих один солнечный зайчик. А Хомяк говорит Суслику:
- Что ж, пусть лучше будет один солнечный зайчик на двоих, чем ни у тебя, ни у меня не будет.
Вот только не знает Суслик, почему он так говорит.
Зачем Хомяку понадобилось зеркальце?
О чём забыл Хомяк?
Что не мог предугадать Хомяк, когда брал зеркальце?
Какие другие средства были у Хомяка, чтобы иметь своего солнечного зайчика? (все предложения детей записываются на доске:
(Купить, Попросить, Обменять, Поделить , Поискать, Попросить на время, Отнять, Шантажировать, Выманить обманом, Использовать другой предмет и т.д)
.Как вы думаете, какой выход, из предложенных, самый правильный?
1. Работа с высказываниями древних.
Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков.
На доске высказывания, дети записывают их в тетрадь.
-Дайте свою формулировку этого правила.
(записывают в тетради)
- Чему учат эти правила? Что их объединяет?
- Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро?
5. Работа с притчами.
-Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.
Я не буду …., так как …. .
5. Домашнее задание.
- подобрать пословицы по теме урока;
- нарисовать картину доброго дела, подобрать или написать к нему стихотворение (задание по выбору)
Что в школе так много детей разных народов.
Учащиеся записывают тему.
– Да, отличаются.
– Предположения учащихся.
Ответ: У каждого народа приняты свои правила – значит и культура своя, непохожая на другие.
- О добре и зле.
- О правде и честности.
- О труде и упорстве (Приложение 5).
– Пословиц, ребята, очень много, все их мы не перечислим.
– А в чём главная цель пословиц, кто их создал, для чего?
Это короткие изречения, создал их народ на основе опыта жизни. Это мудрость народа. Каждая чему-то нас учит.
Актуальность:Тема образцы нравственности в культуре Отечества сложна для восприятия, поэтому важно учителю помочь ребёнку разобраться и понять данный материал. Учитель на основе примеров из истории России, современного мира должен показать, насколько важно обладать определёнными качествами, чтобы соответствовать образцу нравственности в культуре Отечества.
Леонтьева Елена Леонидовна
учитель начальных классов
Всё получится!
Подумай
и соотнеси
картинку с термином
нравственности
коллективист
Образцы нравственного поведения
КОЛЛЕКТИВИСТ
Интересы других
Материальные ценности
Любовь к Родине
Взаимопомощь
Духовные ценности
Уважение к традициям
Сотрудничество
Благо для страны
Жертвен- ность
Анализ художественных произведений
Будь внимательным!
Думай, рассуждай:
По моему мнению…
Моя версия…
Я думаю…
Я считаю…
Существуют ли образцы нравственности в реальной жизни?
Будь внимательным!
Какому образцу нравственности
вы старались соответствовать на уроке?
коллективист
Спасибо за урок!
Normal Quiz D 30 10.00 C умение достигать цели любой ценой D дела, направленные на общие блага людей" width="640"
Что можно назвать образцом нравственности?
победа в школьной олимпиаде
знание законов государства
Testing --- Normal Quiz
умение достигать цели любой ценой
дела, направленные на общие блага людей
Normal Quiz B 30 1 Uncertain 10.00 всегда отмечает праздник 23 февраля C умеет хорошо стрелять D" width="640"
Защитник Отечества - это человек, который.
защищал свою Родину, не щадя своей жизни
Testing --- Normal Quiz
всегда отмечает праздник 23 февраля
умеет хорошо стрелять
Normal Quiz C 30 1 Uncertain 10.00 человек, любящий свою Родину, преданный своему Отечеству C D человек, достигший пенсионного возраста" width="640"
Кто такой патриот?
тот, кто всю жизнь прожил в своей стране
человек, занимающий высокую должность
Testing --- Normal Quiz
человек, любящий свою Родину, преданный своему Отечеству
человек, достигший пенсионного возраста
Normal Quiz D 30 1 Uncertain 10.00 C стремился стать лидером D был готов к сотрудничеству" width="640"
Читайте также: