Ролевое общение конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Тип занятия – формирование новых умений (по И.П.Подласову).

  • формирование представлений о вербальном и невербальном общении;
  • развитие мыслительных способностей, внимания;
  • приобретение навыков невербального общения, обогащение опыта межличностного взаимодействия;
  • развитие эмпатии, толерантности.
  • познакомить обучающихся со средствами вербального и невербального общения; способствовать раскрепощению участников.
  • установить психологический и эмоциональный контакт с детьми;
  • учить детей анализировать свое поведение, мимику, позы, жесты, а также других людей.

Наглядные средства и оборудование: магнитная доска, схемы.

- словесные (беседа на этапе орг.момента, при подготовке к акт. познав. деятельности, при анализе эпизодов, при подведении итогов занятия, на этапе рефлексии);

- наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе - как сопровождение);

- наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств);

- практические (развивающие игры);

Форма проведения занятия: групповая.

Предполагаемый результат: благоприятный психологический климат. Упражнения проходят весело, активно, в результате чего, у детей повышается настроение, снижается усталость.

Разминка, игры, способствуют развитию выразительного поведения, побуждают участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

Занятие доступное, построенное с учетом психологических и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на занятии, направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Внимание детей привлекается постоянным опросом и комментариями, выделением главных участков фраз. Занятие построено с учетом репрезентативных систем обучающихся:

- на слуховое восприятие: постоянно звучит речь психолога (вопросы к обучающимся, фразы, направляющие ход урока), обучающихся (ответы).

- ориентировка на зрительное восприятие: схемы на доске.

Игры направлены, в том числе, и через кинестетическое восприятие детей.

Время используется довольно эффективно.

На данном занятии поставленные задачи решаются эффективно и перегрузки учащихся как физической, так и психической, нет, благодаря смене видов деятельности и форм работы.

I. Мобилизационный момент.

Обучающиеся и психолог сидят в кругу на стульях.

Психолог. Сегодня у нас с вами не обычный урок математики или русского языка, а урок общения. И задания, которые вы будете выполнять на этом уроке, тоже необычные.

Тема нашего занятия – “Секреты общения”. Вывешивается схема на доску (или см. презентацию).

Ребята, общаться с одними людьми нам приятно, у нас поднимается настроение, а при общении с другими людьми у нас портится настроение, мы огорчаемся.

Давайте сегодня мы попытаемся разгадать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга.

Давайте познакомимся и поприветствуем друг друга разными способами.

Разминка “Поприветствуй соседа”.

“Ребята, давайте встанем в круг, я сейчас каждому из вас передам свое рукопожатие, а вы его будете передавать до тех пор, пока оно не вернется ко мне”. Ускоряя темп. Повторяем 3 раза. Молодцы!

По имени. А теперь поприветствуем друг друга другим способом. Соседа справа мы назовем по имени и, скажем “Здравствуй, Света…” с улыбкой, по кругу.

А теперь следующим способом “Привет”.

Ребята, а еще какие способы приветствия вы знаете? Дети называют и вместе с психологом выполняют приветствие (например, обнять при встрече).

Дети садятся на стулья

III. Способы общения: Ребята, видите, сколько способов общения существует. И общаться можно при помощи слов. А можно при помощи жестов, прикосновений, мимики, улыбки, глаз. Все они делятся на вербальные и невербальные.

(Схемы вывешиваются на доску ли см.презентацию) “ВЕРБАЛЬНОЕ, НЕВЕРБАЛЬНОЕ”. Те способы общения, которые мы выражаем с помощью слов, речи называются вербальными, а те, которые мы выражаем с помощью мимики, позы, жестов, называются невербальными. И у каждого способа общения есть свои секреты.

Часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что при обращении к нам в одних случаях к нам обращаются по имени, а других наше имя не называют.

В начале нашего занятия мы приветствовали друг друга по имени и без. Когда вам было приятнее, когда ваше имя называли или нет? (Ответы детей)

Конечно ребята, приятнее, когда называют тебя по имени, ведь имя – это самый важный звук, который мы слышим с детства. (Схема вывешивается “ИМЯ” или см.презентацию).

Вот и узнали один из секретов общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.

А сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать.

“Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда”

Подсказки детям: от чего становится всем светлей?

Ну, конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения:

“Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им. И давайте подарим друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. Вывешиваем на доску.

V. Игра инопланетяне.

А сейчас мы с вами поиграем в необычную игру “Отгадай животное”.

Инструкция: “Представьте, что к нам прилетели инопланетяне. И в зоопарке увидели много разных зверей. Они сейчас пришли к вам и хотят рассказать, какое животное им больше всего понравилось. Но как? Они не знают языка. (Ответы детей)

Вот сейчас мы и поиграем. Выберите то животное, которое понравилось инопланетянину. По очереди мы будем показывать его, а остальные ребята постараются его угадать.

  1. А по каким признакам вы угадали животное?
  2. Что вам было проще угадывать или показывать?
  3. А почему другие ребята не всегда вас понимали? (Все люди разные и используют разные средства общения).

Это еще один секрет общения: все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства.

Наше занятие подходит к концу.

  • человеку приятно, когда его называют по имени;
  • основной вид общения – вербальное общение;
  • существуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь;
  • слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства; улыбка помогает сделать общение приятным.

И я дарю вам на память замечательный смайлик на память о нашей встрече.

И это далеко не все секреты успешного общения, сегодня мы только познакомились с некоторыми из них. И я надеюсь, что наши секреты общения, с которыми мы сегодня познакомились, вы будете применять и в своей жизни.

Спасибо вам за приятное общение, вы активное поработали, я желаю вам успехов и удачи!

Давайте поаплодируем друг другу. На этом наше занятие закончено. До свидания.

Межпредметные связи: Деонтология, производственное обучение, геронтология.

1. Формирование групп по общности позиций каждой из групп.

Педагог предлагает учащимся сесть за столы, где находится шляпа такого же цвета, что их жетон.

- Общались ли вы с больными или с их родственниками. Как это произошло?

Приведите примеры своих жизненных ситуаций.

-Приведенные вами примеры показывают насколько значима тема для младшей медицинской сестры.

-Наш план работы по изучения новой темы:

2.Фукции и структура общения

4. Стратегия и тактика общения

О- объединение, открытость;

Б- близость, безопасность;

Е- единение, единомыслие;

И- искренность, истина…

- У нас с вами получились четыре группы, которые работают под полями: зелёной, желтой, черной, синей шляп. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:

Вопросы для обсуждения:

- Что такое общение?

- Что включает в себя процесс общения?

Раунд первый длится 16 минут:

• 3 минуты - выступление новаторов;

• 2 минуты - уточняющие вопросы новаторам от участников из других творческих групп;

• 3 минуты - работа в группах оптимистов, пессимистов и экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов представленной идеи, обобщению и анализу полученной информации;

• 4 минуты на выступление оптимистов и пессимистов (по 2 минуты на каждую из двух творческих групп);

• 2 минуты - работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности;

• 2 минуты - выступление экспертов.

3.1 Выяснение позиций учащихся с фиксациями:

- Общение – это форма жизнедеятельности, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности.

-Восприятие и понимание другого человека.

Процесс общения включает в себя:

-Побуждение, стимулирование активности партнёра;

-Установление отношений – осознание своего места в межличностных связях ( ролевых, деловых)

-Мы с вами рассмотрели основные понятия общение, цели, процесс общения. Переходим к рассмотрению функции общения

Раунд второй длится 3 минуты.

-Сколько функций у общения?

- В психологии выделяют три стороны общения:

-информативную (обмен информацией);

-интерактивную (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);

-перцептивную (адекватное восприятие и понимание друг друга).

Общение полноценно, когда в нем присутствуют все три названные стороны.

Учащимся предлагается вспомнить, кто, какие люди находятся вокруг них каждый день, каждую неделю, каждый год в разных жизненных ситуациях. Это нужно для того, чтобы составить свою схему общения. Чем ближе и чаще вы встречаетесь и общаетесь с тем или иным человеком, тем ближе следует расположить его на схеме общения.

После обсуждения результатов индивидуальной работы на доске составляется обобщенная схема нашего окружения и общения. Слайд 19.

- Можно назвать несколько видов общения: дружеский, деловой, отстраненный, подавляющий. Давайте поподробнее рассмотрим каждый:

Учащиеся: Дружеское общение непринужденное, раскованное, откровенное. Собеседники чувствуют себя свободно, спокойно, открыто выражают свои чувства. Дружеский стиль общения помогает передать свои чувства, переживания. - Какие чувства и эмоции испытывают собеседники? (Радость, удовольствие, спокойствие)

Учащиеся: Деловое общение — это общение людей, которые объединены общим делом: вместе работают, учатся. Деловой стиль общения помогает достичь успеха в делах, сообща решить ту или иную проблему.

- Где можно встретить деловой стиль общения? (В офисе, на деловых переговорах, начальник-подчиненный, учитель-ученик).

Учащиеся: Отстраненный стиль общения используется там, где люди никак не связаны по жизни, и нет надобности раскрывать себя в общении. Такой стиль общения мы используем, когда, например, спрашиваем прохожего на улице, который час.

- Опираясь на картинку, скажите, где еще можно встретить отстраненный стиль общения? (Продавец-покупатель, в парикмахерской, в ресторане).

Учащиеся: Подавляющий стиль общения используется, когда одному хочется подавить волю другого человека — заставить его что-то сделать или отказаться от своих планов.

- На предложенных картинках угадайте какой стиль общения используют изображенные герои?

6. Рекомендации по стратегии тактике общения. Слайд с 30 -36

7. Рефлексия:

- Как вы думаете, каким стилем общения должен владеть человек, который умеет общаться? (Умеет общаться тот, кто владеет разными стилями общения и свободно переходит от одного к другому)

- Какие еще виды общения вы знаете? Какие вы используете чаще всего и почему?

(Для того, что человек себя чувствовал успешно нужно научиться владеть различными видами общения.)

8. Домашнее задание: Приглядывайтесь к окружающим вас людям, их лицам, походке, одежде, рукам, их дому, книгам и т.п., попытайтесь определить их профессию, семейное положение, увлечения, интересы, характер, мысли и настроение в данный момент.

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Почему Водяному охота летать?

(Потому что ему скучно на болоте, никто с ним не хочет разговаривать)

- А как по-другому можно назвать слово разговор? (Общение)

-Может быть, если бы Водяной умел правильно общаться, у него было бы много друзей, и жизнь для него была бы интересной.

-Как вы думаете, для чего человеку необходимо общение? Что мы делаем с помощью общения?

(Для того, чтобы делится информацией; поделиться с другом радостью или своей проблемой…)

-А что же может произойти с человеком, если он не будет общаться, или с ним не будут общаться?

-Ребята, общаться с одними людьми нам приятно, у нас поднимается настроение, а при общении с другими людьми у нас портится настроение, и мы огорчаемся.

-Давайте сегодня мы попытаемся разгадать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга.

-А теперь я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд. При этом я вам разрешаю разговаривать между собой.
Вот первое задание:

постройтесь по имени от самого короткого до самого длинного (использовать помощь при выполнении первого задания)

постройтесь по первой букве имени в алфавитном порядке

постройтесь по цвету волос, начиная с самых светлых волос и заканчивая самыми тёмными волосами

постройтесь по росту – начиная от высоких до самых низких

- а теперь постройтесь по возрасту, начиная с самого маленького

-Ребята, с помощью чего вы передавали информацию при выполнении этого задания? (разговаривали или общались, с помощью речи) слайд 3

-Представьте, что вы инопланетяне и прилетели на планету Земля. Вот вы на экскурсии в зоопарке увидели много разных зверей. Каждому из вас понравилось какое-то животное. Вы хотите о нём рассказать, но не знаете языка. На листочках вы должны выбрать животное и показать его. Остальные дети должны угадать, какое это животное.

-Ребята, трудно ли было угадывать?

-С помощью чего вы рассказывали о животных?

( с помощью жестов, мимики, пантомимики) слайд 4

-Теперь давайте вспомним первое задание, где вы разговаривали и второе задание, где вы не разговаривали, а изображали. Какие виды общения существуют?

(вербальный вид общения, то есть с помощью разговора (речи) и невербальный вид общения, то есть с помощью жестов, мимики и пантомимики) слайд 5

-И так, мы вспомнили виды общения.

- Давайте выведем первый секрет общения. При разговоре с собеседником старайтесь следить не только за его речью, но и за мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства слайд 6

-Ребята, что означает слово собеседник ?

Человек, с которым вы разговариваете.

2 часть задание 1

-Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Тебе дано, а люди им пользуются (имя) слайд 7

Имя – это самый важный звук, который мы слышим с самого раннего детства слайд 8

-Ребята, а можно ли к взрослому человеку обращаться на “ты” и по имени?

– Конечно же, нет! А как мы должны обращаться к старшим, если они не родственники?

– Мы должны обращаться по имени и отчеству.

2 часть задание 2

-Вы не виделись со своим одноклассником много лет после выпуска. Но вот вы встретились. Вам нужно с ним поздороваться и назвать его по имени отчеству Слайд 9

- Ребята, из этого задания я делаю вывод, что вы знаете не только по имени своих одноклассников, но и отчество.

-Давайте попробуем вывести второй секрет общения. Л юбому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому чаще называйте его по имени слайд 10, 11

3 часть задание 1

Вопросы в конверте:

Юре К. –Назови по имени и отчеству свою бабушку? Как зовут её внуков?

Алёше Ш. –Назови день рождения своей мамы. Что она любит готовить?

Ване Б. –Назови день рождения своего друга Севы. О чём он мечтает?

Марине О. –Назови, на какие кружки ходят твои брат и сестра?

Маше Л. –Кем по профессии хочет стать твой одноклассник Ваня?

Артёму К. –Какое любимое блюдо у твоей сестры Марины?

Илье П. –Назови по имени и отчеству твоего дядю, и сколько ему лет?

-Ребята, я не зря задала вам эти вопросы. Необходимо учиться понимать, что хочется другому. Мы становимся интересными и нужными, когда разделяем увлечения другого человека. И хочется привести такой пример. Вы многие ждёте внимания от своих родных людей. А сами в ответ не знаете их имена и отчества, дни рождений, не интересуетесь их здоровьем. Им тоже, как и вам необходимо внимание. Может, как им было бы приятно, если бы вы позвонили и поздравили их с праздником, отправили открытку, изготовленную своими руками. А не вспоминали о них, когда вам что-то от них нужно.

Давайте выведем третий секрет общения. Узнавайте мир других людей! слайд 12

4 часть задание 1

(ссора, ругань, драка)

- Как вы думаете, можно ли прожить без конфликтов? Почему?

-Назовите, пожалуйста, примеры конфликтов. Назовите примеры исторических конфликтов.

(Ссора между друзьями, войны между народами)

- Если есть конфликт, то обязательно должен быть выход из конфликтной ситуации. На экране вы видите конфликт между двумя подростками. Что между ними происходит?

(Подростки не могут поделить между собой ноутбук)

Вам необходимо найти несколько выходов из конфликтной ситуации слайд 14

1. Первый подросток оставляет ноутбук второму подростку.

- Как вы думаете, это всегда хороший выход из конфликтной ситуации (нет).

(потому что первый подросток может остаться недоволен, так как уступил компьютер второму подростку)

2. Сначала занимается первый подросток, а потом второй подросток.

-Такой выход из конфликтной ситуации называется компромисс (приложение №1)

3. Ребята вместе играют или оставляют ноутбук и находят другое занятие, например, футбол.

-Такой выход из ситуации называется сотрудничество

- Как вы думаете, компромисс и сотрудничество, это хорошие выходы из конфликтной ситуации (да)

-Что при этом сделали ребята между собой

(они поговорили и договорились)

Давайте выведем четвёртый секрет общения. Не нужно ссориться и ругаться, а нужно договариваться.

- Конфликты были, есть и будут в нашей жизни. Очень важно знать, что из любой конфликтной ситуации всегда есть конструктивный выход. Мы желаем вам находить такие способы, которые позволят вам сохранять доброжелательные отношения и хорошее настроение.

- Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих
зависит не только твое настроенье,
но тысячу раз настроенье других.

-Найдите, пожалуйста, в этом стихотворении ещё один секрет общения.

(Будь добрым, обладай терпеньем, чаще улыбайся)

-Верно, добрые люди и люди, которые с улыбкой встречают, притягивают нас, и нам легко и тепло рядом с такими людьми.

-А теперь давайте вспомним, какие секреты общения сегодня мы с вами раскрыли.

5 часть Подведение итогов анкетирования

(закрепление пройденного материала, приложение №2)

-Ребята, в ответах анкетирования вы пишете, что вам неприятно, когда дети обзываются, бывает, что дерутся между собой. Какие секреты общения мы можем применить в данной ситуации?

(2-й и 4-й секреты) – дети сами раскрывают понятия

-Также у вас у всех были такие моменты, что вас люди не поняли? Какие секреты общения можно применить здесь?

( 1-й и 3-й секреты общения) – дети сами раскрывают понятия

-Сосчитайте, какое количество людей входит в ваш круг общения?

- Круг общения может быть как большим, так и маленьким (узкий круг общения). Его составляют люди, к которым можно обратиться за советом, помощью.

Рефлексия слайд 18 (Приложение № 3)

-У вас на столах лежат рисунки с изображением мишени. Вы должны оценить 4 сектора по 5-ти балльной системе:

1 сектор – активно участвовал

2 сектор – было интересно

3 сектор – было понятно

4 сектор – узнал новое

-Спасибо всем за активную работу.

Приложение № 1

Приложение № 2 Анкетирование

Анкетирование с детьми проводится накануне занятия.

Всегда ли тебя устраивает то, как с тобой общаются одноклассники?

Что тебя не устраивает в общении с одноклассниками?

Что тебе нравится в общении с одноклассниками?

О каком общении ты мечтаешь?

Были ли такие моменты, когда тебя не поняли?

Приложение № 3

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №6


Полный текст материала Конспект воспитательного занятия "Секреты общения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Автор: Оксана Андреевна Тарабрина

Населенный пункт: Алтайский край, Советский район, село Кокши

Класс: 2
Тема конкурсных работ: Разработка классических и нестандартных уроков начальной школы.

Цель урока: Создать условия для формирования культуры общения

Тип урока: общеметодологической направленности.

Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием общение, ознакомить с ролью общения в нашей жизни.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, трудолюбие, ответственности, самостоятельности, повышение самооценки учащихся, навыки культуры поведения, этические нормы общения.
Развивающие: познавательную и творческую деятельность учащихся, память, внимание, мышление.

Планируемый результат:
Личностный: формирование культуры общения, снятие барьеров в общении, саморегуляция в процессе общения - соблюдают этические нормы общения.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют:
-коммуникативные УУД (умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками);

-регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; само регуляция как способность к мобилизации сил и энергии, производят оценку результатов работы, коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся);

-познавательные УУД(самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывание в устной форме; анализируют информацию и строят логические цепочки рассуждений, производят классификацию; развито критическое мышление).

Методы воспитания и обучения:
методы получения новых знаний (беседа, объяснение, рассказ);
метод контроля и самоконтроля;
метод развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием);
метод развития психических функций (создание проблемной ситуации, творческое задание);
метод формирования ответственности (предъявление педагогического требования, формирования понимания личностной значимости);
метод контроля и диагностики (анализ продукта детской деятельности); метод выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение).

Оборудование: презентация, листы (формат А4), лучики, клей, ватман, ступеньки (для рефлексии), печатные (мальчики и девочки).


Список литературы:
1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2. А. Я. Данилюк. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
3. Программа развития универсальных учебных действий на ступени начального общего образовании. А.Г. Асмолов.

Читайте также: