Конспект беларусь старшая группа

Обновлено: 07.07.2024


  1. Как называется наша страна? (Наша страна называется Беларусь, Республика Беларусь).

  2. Как называется главный город Республики Беларусь? (Главный город Республики Беларусь - Минск).

  3. Кто является её президентом? (Президент Республики Беларусь - Александр Григорьевич Лукашенко).

  4. Какое животное является символом Беларуси? (Зубр является символом нашей страны).

  5. Какая река протекает в нашем городе? (В нашем городе протекает река Сож).

  6. Как называют людей, проживающих на территории Беларуси? (Людей, проживающих на территории Беларуси, называют белорусами).

  7. Каких писателей и поэтов Беларуси вы знаете? (Янка Купала, Якуб Колас).

  8. На какой улице находится наш детский сад? (Наш детский сад находится на улице Свиридова).

Учитель-дефектолог: Ребята - вот область, в которой расположен самый древний город Беларуси. (Витебская.) В древности на территорий современной Бела руси жили три племени: кривичи (люди, родные по крови), дриговичи (люди, живущие на болоте), роди мичи (люди, имеющие одну Родину). Они ловили рыбу, охотились, защищались от врагов.

Скажите, как переводится название племён.

Учитель-дефектолог: Вот Мо гилёвская область. А сейчас покажите на карте Гомельскую область. Го род на берегу реки Сож, областной центр.

Как называется город, где находится крепость- герой? (Брест.)

Беларусь — это край голубых рек и озёр. Давайте назовём самые глав ные реки. (Западная Двина, Неман, Припять, Сож, Днепр.)

Учитель-дефектолог: Какую область мы ещё не на звали? (Гродненская.)

Беларусь называют также краем лесов и болот. Скажите, как называется лес, в котором растут берёзы? (Березняк.)

Как называется лес, в котором растут осины (осинник), дубы (ду брава), сосны (бор)?

Какие животные и птицы обита ют в белорусских лесах? (Ответы детей.)

Как называется главный город Республики Беларусь? Покажите на карте Минскую область.

Учитель-дефектолог: Я буду называть животных, ко торые живут в белорусских лесах, а вы должны будете поднять красный флажок, если эти животные дей ствительно живут у нас, и голубой - если не живут (заяц, обезьяна, зубр, лось, слон, белка и т.д.)

Учитель-дефектолог: Ребята, я буду называть предметы на русском языке, а вы должны найти, показать их на картинке и переведи те на белорусский язык . (Девочка - дзяучынка, мальчик - хлопчык, солнце - сонейка, аист – бусел, о блаковоблака, т уча - хмара., з везда – зорка, радуга – вясёлка).


  1. Сколько в слове слогов?

  2. Сколько в слове звуков?

  3. Сколько в слове слогов?

  4. Сколько гласных звуков в слове? Назовите их.

  5. Сколько согласных звуков в слове? Назовите их.

  6. Поставьте ударение в слове.

IX. Итог занятия:

Учитель-дефектолог: Ребята, в начале занятия мы с вами говорили о государственных символах Республики Беларусь. Какие это символы? О чём мы с вами ещё не говорили. (О Государ ственном гимне Республики Бела русь.) Давайте его послушаем. Я хочу напомнить вам правила, которые вы должны выполнять, слушая Государ ственный гимн: слушать его нужно стоя, не шуметь, а если вы знаете слова, то и петь.

4. Воспитывать добрососедские чувства к жителям Белоруссии.

Давайте рассмотрим их.

- Во что одета кукла Маня? (Ответы детей)

- А во что одет Ваня? (Ответы детей)

- В какие же костюмы они одеты?

Дети. Куклы Маня и Ваня одеты в русские национальные костюмы .

Ребята, Маня и Ваня хотят пригласить нас в гости к своим друзьям Олесе и Юрасю, которые живут в Республике Беларусь.

2. Основная часть.

Появляются куклы Олеся и Юрась.

Одна из славянских традиции встречать гостей с хлебом-солью. Вот Олеся и Юрась нас встречают по традиции с хлебом-солью.

Воспитатель: Дом строился из бревен: сосны, ели. Крышу делали из соломы, камыша, черепицы, а позднее из железа.

А теперь давайте заглянем вовнутрь дома.

  1. В правом или левом углу от входной двери стояла печь. Напротив ставилась лавка с деревянными ведрами для воды. иллюстрации
  1. Угол с иконами в доме назывался красным углом. В этом же углу ставились стол с лавками. иллюстрации
  2. Шкафов в доме не было, вещи хранили в сундуках, а посуду на деревянных полках. иллюстрации
  3. Кроватей в доме не было, строился настил из досок, который назывался полатями. Так же спали на печи, а летом на сеновале. иллюстрации

Воспитатель: Ребята, обратите внимание в какой наряд одеты Олеся и Юрась. (рассматривают)

- Что это за костюмы. (Ответы детей)

- Это белорусские национальные костюмы. Посмотрите, какие они красивые.

– Ребята, чем отличаются и чем похожи русский национальный костюм и белорусский.

- У русской девочки одет сарафан, а у белорусской – юбка с кофточкой, жакет. У обеих – передники, но узоры на них разные. На головах – кокошник. У русского мальчика надета рубашка – косоворотка, сапоги, шаровары, на голове – картуз. У белоруса – рубашка, штаны, жилет, соломенная шляпа. И у тех и у других на ногах надеты сапоги.

Чтобы вы не забыли о сходствах и различиях народных костюмов Олеся и Юрась дарят вам эскизы белорусских костюмов.

3 часть - Ребята, Олеся и Юрась приглашают наших гостей на экскурсию в современную Беларусь.

1. (иллюстрация с изображением карты.) Республика Беларусь расположена на востоке Европы и граничит с Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией.

2. (иллюстрация с изображением столицы Белоруссии.)

Ребенок - Главный город в Белоруссии – Минск. Это красивый благоустроенный город. В нем широкие улицы, хорошие дороги. Минск очень зеленый город в нем много деревьев и парков.

3. (иллюстрация с изображением президента.)

Ребенок : В Минске работает правительство Белоруссии вместе с президентом Александром Лукашенко. Город, расположенный в самом центре страны.

4. (иллюстрация с изображением геральдики)

Воспит: - У Белоруссии, как у каждой страны имеется государственный флаг, герб и гимн.

Р ебенок : Государственный флаг Белоруссии представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого цвета. Около древка вертикально размещён белорусский национальный орнамент красного цвета на белом фоне.

Воспит. – Ребята, красный цвет символизирует цвет - цвет жизни и надежды . Зелёный цвет – полей, лугов, лесов. Белорусский орнамент - единство белорусского народа.

В Беловежской пуще произрастают большое количество видов растений, в том числе редких и исчезающих. Парк знаменит своими древними именными дубами, возраст которых превышает 500 лет. Есть древние сосны, ели.

В заповеднике обитает множество видов птиц. Некоторые из них занесены в Красную книгу - орлан-белохвост, черный аист.

6. (иллюстрация с изображением белорусской библиотеки)

Воспит: - Одна из главных современных достопримечательностей Минска Национальная библиотека Беларуси.

Воспит: Брестская крепость – крепость герой, которая встала на пути врага – первой. В этой крепости гитлеровские войска впервые получили настоящий жесткий отпор. Около месяца продолжалась оборона Брестской крепости.

Это крупнейший мемориальный комплекс мужеству советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Воспитатель: Ну, вот и подошло к концу наша экскурсия.

А сейчас давайте попрощаемся с Олесей и Юрасем. И вернемся в свое время.

4. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшняя экскурсия?

Что нового и интересного вы узнали, посетив ее?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в старшей группе "Путешествие по городу Здоровей-ка"

Занятие- путешествие.Основная цель: Формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.


конспект занятия в старшей группе "Путешествие в страну цветов"

Конспект занятия по английскому языку на цвета.


Для воспитателей детского сада.

Программное содержание: развивать способность анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи между способами защиты и климатическими условиями жизни человека; развивать познавател.



развивать уважительное отношение к животным.воспитывать чувство сострадания к животным.способствовать развитию любознательности, интереса, поиска решений.способствовать формированию научного мировоззр.

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве помещения игровой комнаты ; упражнять в чтении схем расположения предметов в ограниченном пространстве; формировать умение опре.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Детское географическое сообщество.

(старшая группа)

Воспитатель: Красоха Вера Ивановна

Цель:

- кратко познакомить детей с основными сведениями о Республике Беларусь

- развивать речь детей

- воспитывать уважение и любовь к жителям других стран, их традициям.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята есть такой народ, как славяне. К славянам относятся: русские, украинцы, белорусы.

Мы с вами живем в России, столица нашей страны - Москва.

А есть такой город Минск - столица Беларуси. И сейчас мы отправимся в путешествие по этой замечательной стране.

Дети читают стихи:

Нет милее березок, что на белой Руси,

О земле белорусской их возьми расспроси.

Об озерах святых и березовых рощах,

И как солнце лучи свои в водах полощет.

Они русских березок сестренки родные,

И, как женщины наши, такие ж святые.

Их нельзя не любить, их нам надо беречь,

И звучит пусть под ними славянская речь.

Хороводы пусть водят и песни поют,

Все, кто Русью болеет, вас любят и ждут.

На Днепровских просторах у березовых рощ

Возродись ты, Славянство, найди свою мощь!

И у белых берез, у седого Днепра

Вспомнить предков своих нам давно уж пора.

И гостей уважать - это в нашей крови.

Только белых берез, гость, ты ветви не рви…

Белоруссия - это просторы, засеянные зерновыми культурами, цветущие поля льна, картофельные угодья и знаменитая Беловежская пуща.

слайд2 беловежская пуща

Символ страны Белоруссии - зубр - огромный бык весом почти в тонну. Зубры были полностью истреблены, но люди смогли восстановить их численность.

Государственный флаг Белоруссии представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхняя красного цвета. Белорусский национальный орнамент красного и белого цвета, расположен вертикально.

Белорусский и русский народ очень гостеприимны. У этих народов есть одинаковые традиции - встречать гостей хлебом и солью.

слайд5 хлеб и соль

Очень славиться белорусская вышивка. Ее делают на одежду и на предметы быта. Особенно красочен женский костюм. Обязательной частью народного костюма является передник с вышивкой. Сейчас в народных костюмах выступают на сцене на фольклорных праздниках.

слайд8 танец огня

Очень разнообразна кухня белорусов. Из муки пекут блины и лепешки. Варят жидкие блюда - толокно, кулеш, кисель. Известно более 200 картофельных блюд - драники, клецки, блины, оладьи.

слайд10 национальные блюда

Очень интересны белорусские народные игры.

Посадка картошки.

Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым,– капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии двадцати – тридцати шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку и т.д.

Правила игры . Капитаны стартуют по сигналу. Игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее следует поднять и затем бежать. Подбегать к команде надо с левой стороны.

Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у ведущего лежит небольшой блестящий предмет (это может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит:

  • Вот по кругу я иду,
  • Всем колечко вам кладу,
  • Ручки крепче зажимайте
  • Да следите, не зевайте!

Тот, у которого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны постараться задержать его, не выпустить из круга.

Играющие становятся в шеренгу. Ведущий подходит к одному из них и говорит:

  • Приходи к нам просо полоть.
  • Не хочу!
  • А кашу есть?
  • Хоть сейчас!
  • Ах, ты ж, лодырь!

После этих слов ведущий и лодырь (гультай) обегают шеренгу и один из них, кто прибежал быстрее, занимает в шеренге освободившееся место. Тот, кто остался, становится ведущим.

(Воспитатель предлагает детям поиграть в игры.)

Воспитатель:

Вот мы с вами и закончили небольшое путешествие по красивой стране Белоруссия. Что вам понравилось, что было интересным? (дети делятся своими впечатлениями)

Символами суверенитета нашей страны являются государственные герб, флаг и гимн. В них отражены основные национальные духовные ценности белорусов: гражданское единство, труд, стремление к совершенствованию каждого человека и всего общества, миролюбие и одновременно готовность постоять за свою свободу и независимость. Но, кроме символов государственного суверенитета, у нашей страны есть другие значимые идеи и явления, благодаря которым ее знают и ценят и которые стали символами независимой Беларуси.

Со старшей группы детей знакомят с природными символами Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек, картофель).



А где ещё в Беларуси встречаются образы и изображения зубров?

Памятник зубру около трассы Брест - Москва, на границе Минского и Брестского районов. Высота этого памятника - 30 метров, масса - 76 тонн. Фигу ра зубра была выбрана не случайно, ведь Брестский район - это место расположения Беловежской пущи, в которой обитают эти редкие животные.



Памятник основателю Каменецкой крепости - волынскому князю Владимиру Васильковичу. Рядом зубр - символ Беловежской Пущи, рядом с которой и расположен Каменец.



Памятник зубру на въезде в Национальный аэропорт Минск.


Железный зубр, сделанный Романом Бейбутяном из запчастей советских автомобилей.

Василек использовали и как символ нежности, преданности и надежности.


Бусел выступает в народных представлениях как абсолютно разумное существо, наделённое высокими моральными качествами. Истоки такого отношения белорусов к аисту восходят к легенде о его происхождении, которая сохранилась в сельской традиционной культуре до сегодняшнего дня. Согласно мифологическому сюжету, бусел раньше был человеком. Бог поручил ему кинуть в море (пропасть, яму) завязанный мешок (горшочек, суму) с разнообразными вредными тварями – насекомыми, грызунами, змеями.

Человеку было запрещено развязывать и заглядывать внутрь мешка. Человек не выдержал искушения разузнать секрет и развязал свёрток. Всё содержимое моментально распространились повсюду, а человек за любопытство и непослушание превратился в бусла, который теперь ходит по свету и собирает себе на пропитание живность, которая расползлась и разлетелась из мешка.

Клевер попал в символику двух государств - Республики Беларусь и Ирландии.

Обрамление герба Республики Беларусь в виде венка из спелых колосьев ржи, украшенных цветами клевера и льна, глубоко символично. Рожь, клевер и лен - традиционные составляющие жизненного уклада белоруса. Они символизируют непреходящую ценность родной земли, генетическую связь между поколениями, трудолюбивый и миролюбивый характер белорусского народа. Клевер – символ связи с созидательным миром животных: коровой, овцой, т. к. для них это лучший корм. Беларусь – страна привычек и традиционности, которая также прослеживается и в цветоводстве. Зато хорошая привычка засаживать близлежащую к своему дому территорию растительностью и цветами привила белорусам неподдельную любовь ко всему живому.



Следует прочитать детям следующие художественные произведения:

В средней группе:

С.Сокалаў-Воюш. “Блакіт нябёс”;

Блакіт нябёс, і белы бусел,
І кветкі ў полі, як абрус.
Мой край завецца Беларуссю,
А сам я - хлопчык-беларус.

Э. Агняцвет. "Зямля з блакітнымі вачамі”;

Зямля з блакiтнымi вачамi -
Раздолле рэчак i лугоў!
Тут называюць Васiлькамi
На Беларусi хлапчукоў,

Звiняць крынiцы, як цымбалы,
Сцяжынкi свецяць у лясах.
Палі, узгоркi, перавалы -
Прасторны шлях, далёкi шлях!

Краiна славы партызанскай,
Краіна міру i даброт!
Ты - наша гордасць,
Наша казка,
Як сонца, шчодры твой народ.

Твае сыны,
Твае унукі,
Мы любiм гул тваiх бароў.
І рэкi цягнуцца, як рукi,
Да цёплых, верных рук сяброў.

А.Байдак. “Беларусачка”

Так, як тата і мама,

Родны край свой любіць

Д.Бічэль-Загнетава. “Радзіма”;

Радзіма —
нівы, рэкі і бары,
бярозавікам вецер набрыняў,
у Белавежы волаты-зубры,
а вунь мацуе ножкі зубраня.

Радзіма!
Тата, мама і браты,
сястра, бабуля, дзед
і шмат радні
зрабілі ўсё,
каб меў радзіму ты.
Яе высокі гонар барані.

Стварай сваё,
ды беражы, што ёсць,
Дужэй між птушак,
песень і цяпла.
А розум, дабрату і прыгажосць
табе прырода родная дала.

Куды ні глянь — лясы шумяць,
цвіце за полем гай,
а поле — вокам не абняць.
I гэта ўсё — мой край.

Пшаніца, жыта на палях,
усюды ураджай,
стагі, як горы, на лугах.
I гэта усё — мой край.

Жыве, працуе мой народ
ці ў снежань, ці ў май,
і харашэе з году ў год
мой родны, вольны край.

Куды ні глянь — лясы шумяць,
за полем рачка, гай.
I ў сэрцы песні не стрымаць
пра мой любімы край.

В старшей группе: Д.Бічэль-Загнетава. “Белая Русь”, Радзіма”, “Наша Радзіма”; А.Вольскі. “Радзіма”, “Беларусь – мая Радзіма”; В.Вітка “Бусел”; Н.Гілевіч “Я – беларус” і інш.

Читайте также: