Неопределенные и отрицательные местоимения 6 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Организационный этап

- О чём эта песня?

- Что можно делать вместе с другом?

- С друзьями можно путешествовать.

-Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательнейшее путешествие по морю. А чтобы оно началось, давайте запишем предложение для синтаксического разбора.

Мы отправляемся в морское путешествие! (пов., воскл., простое, распр.)

2. Актуализация знаний

- Какие знания пригодятся нам в путешествии?

- Давайте вспомним морфологический разбор местоимения.

1. Мы – мест. (кто?)

2. Н.Ф. – мы; пост.: личное, 1 лицо.; непост.: И.п., мн.ч.

3. Мы (подлежащее)

- У нас на пути остров. А как он называется и кто на нём живёт, вы узнаете, выполнив задания в рабочих тетрадях.

1.Поставьте в начальную форму:

Со мной, у тебя, с ним,

о них, у неё, вами.

2. Уберите лишнее:

А) кто?, чей?, собой, какой?

Б) что, сколько, с кем?, какие

В) кто-то, что-либо, какой-нибудь, с ними

3.Вставьте подходящие по смыслу местоимения:

А) Тебе нужно взять с _____учебник.

Б) Петя пригласил нас к _______ в гости.

В) Мы часто говорим между _________ о наших друзьях.

- Проверьте свою работу.

- Как же называется остров? Кто на нём живёт?

- Оцените усвоение изученного материала в листах самооценки.

3. Постановка цели и задач.

В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.

Ни в каком царстве, ни в каком государстве н…кто не жил.

- В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается?

- Во втором предложении найдите местоимение, отрицающее наличие жильца.

- Попробуйте определить разряд данного местоимения, учитывая его значение.

Возможно ли определить тему урока?

- Запишите тему урока в рабочую тетрадь.

- Вы заметили, что в слове НИКТО пропущена гласная. Что вы вставите на месте пропуска? Знаем ли мы правило? Какова цель урока?

4. Изучение нового материала.

Прочитайте местоимения в левом столбике. Определите их разряд.

Какой – (н(е, и))какой

- Образуйте устно от вопросительных местоимений отрицательные.

- Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо предмета.

- Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо признака.

- Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо числа?

- Какие местоимения называются отрицательными?

- А теперь откроем учебники на ст. 79 и проверим себя. Что можно добавить?

- Поставьте ударения в отрицательных местоимениях:

Некого винить

Ничего не ответил

Нечего говорить

- Какую закономерность вы заметили? Значит, в предложении Ни в каком царстве, ни в каком государстве н…кто не жил нужно вставить И, т.к. на неё не падает ударение.

5. Первичное усвоение новых знаний

- Взволновали мы синее море. Разбудили царя морского. Не желает отпускать нас царь, пока не выполним задания.

Н..чего не знал, н..чем не освещены, н..кого винить, не боялись н..каких препятствий, н..чем удивить, слушать н..чего, н..кто не пришел, н..какой причины нет.

Оцените усвоение изученного материала в листах самооценки.

Физкультминутка

- Кто главный на корабле? Давайте вспомним весёлую песню про смелого капитана и немного отдохнём.

Капитан, капитан, улыбнитесь ( встать)
Ведь улыбка – это флаг корабля
(руки на пояс, поворот впарво-влево)
Капитан, капитан, подтянитесь
(руки вверх)
Только смелым покоряются моря.
(движения руками)

- Только благодаря слаженной работе членов команды корабль сможет преодолеть все преграды.

У нас впереди неизвестный риф. Чтобы его успешно миновать, нужно сравнить написание отрицательных местоимений с предлогом и без него.

- Прочитайте правило на стр.81.

Никем не заменишь

Не на кого рассчитывать

Не знается ни с кем

Ни в чём не проявляется

Никем не заменишь

Не с кого спрашивать

-Что это у нас впереди? Пиратский корабль! Пираты расставили нам ловушки. Сможем ли мы их преодолеть?

- Найдите ошибки в письме пиратов. Запишите отрицательные местоимения с соблюдением изученных правил.

- Проверьте. Оцените свою работу.

- Кто выполнил без ошибок? Молодцы! Вам в награду сундук. Что в нём спрятано? Для кого-то богатство – это знания, а как вы сможете ими распорядиться, покажет время.

-Ребята, мы сегодня успешно справились с заданиями, которые встретились в нашем путешествии. Теперь мы смело можем причалить к родному берегу.

- Давайте вспомним нашу цель, которую мы поставили перед собой в начале урока. Чему вы научились? Продолжите предложения:

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

- Домашнее задание: в этих рабочих тетрадях напишите продолжение сказки, начав её словами

Данный урок проведён в технологии - развитие критического мышления через чтение и письмо. Представлена также технологическая карта урока.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka._6_klass._otritsatelnye_i_neopredelyonnye_mestoimeniya.docx 270.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

городской округ г. Шарья Костромской области

Отрицательные и неопределённые местоимения и их правописание

Урок открытия новых знаний

Русский язык. 6 класс

Автор: Чигасова Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Тема урока: Отрицательные и неопределённые местоимения и их правописание

Тип урока: Урок открытия нового знания. ( Урок изучения нового материала).

Методы обучения: репродуктивный, частично – поисковый, прием “мозгового штурма”; “инсерт”; составление кластера.

Форма обучения: индивидуальная, групповая, парная.

Межпредметные связи: литература

Технология; Развитие критического мышления через чтение и письмо

Урок разработан по УМК под редакцией М.М. Разумовской.

Цель: научить различать отрицательные и неопределенные местоимения, грамотно их писать, углубить знания учащихся по данной теме, показать роль местоимений в речи

Воспитательные: 1Воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову. 2Воспитывать уважительное отношение к интеллектуальной деятельности, к мнению окружающих в процессе групповой, парной работы.

Развивающие: 1Развивать у учащихся потребность употреблять местоимения для большей выразительности речи. 2Содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности. 3Развивать навык сравнивать, анализировать формулировать вопросы, делать вставки.

Планируемые образовательные результаты

  1. Различать отрицательные и неопределенные местоимения, грамотно их писать.
  2. Уметь объяснить данные орфограммы.
  1. Владеть разными видами чтения и слушания.
  2. Уметь вести диалог.

1. Высказывать собственное суждение.

2. Адекватно воспринимать

высказывания и мнения других.

3. Развивать самооценку личности.

4. Развивать познавательные интересы и

5. Формировать мотивацию достижения

авторская мультимедийная презентация.

набор дидактического раздаточного материала по теме.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, и надеюсь, что на мой урок вы пришли с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь нашим гостям. Ну что ж, я думаю, вы готовы к совместной творческой работе! Запишите в тетради число, классная работа.

- Что нового о местоимении вы узнали в этом учебном году? (Какие слова называются местоимением.) С какими разрядами местоимений вы познакомились? Вспомните, какие трудности при склонении и изменении местоимений вы для себя выделили на предыдущих уроках?

II. Проверочная работа : заполните квадрат, буквами указывая разряд местоимений (2 варианта):

Оборудование урока: интерактивная доска или презентация с эффектами анимации, карточки для индивидуальных заданий, тестовый материал по теме.

1. Индивидуальная работа.

1) Индивидуальная работа у доски (выполняет один учащийся).

- Объясните написание орфограммы:

(Не) плохая погода, (не) сомненный успех, (не) продолжительный дождь, (не) спокойный, а тревожный взгляд, (не) был дома, (не) честный поступок, ему (не) здоровилось, (не)глубокий, но рыбный пруд, (не) дорогая, но красивая вещь, ничуть (не) интересная книга, вовсе (не) лёгкая ноша, (не) уклюжий медвежонок.

- Сделайте вывод о написании НЕ с именами существительными, прилагательными, глаголами. (Работа проверяется классом, вывод оформляется в виде таблицы).

2) Индивидуальная работа по карточкам (проверяется учителем).

2. Синтаксическая пятиминутка.

- Постройте схемы предложений (ЗП не расставлены):

В конце весны выпадали совсем жаркие дни какие бывают только летом.

Сколько времени прошло я не знаю.

- Чем первое предложение отличается от второго?

- С помощью чего придаточные предложения присоединяются к главным?

- Перестройте предложения так, чтобы относительные местоимения стали вопросительными.


1. Повторение изученного о местоимении.

1) - Какую часть речи мы называем местоимением? Какую роль она выполняет?

Я о себе такого мненья:
Огромна роль местоименья!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.

– Какие разряды местоимений вы знаете?

2) Игра “Третий лишний”.

- Найдите лишнее местоимение, объясните свой выбор.


2. Объяснение нового материала.

1) Лингвистический эксперимент.

  1. В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.
  1. Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил.

- В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается?

- Во втором предложении найдите местоимение, отрицающее наличие жильца.

- Дайте определение отрицательных местоимений.

2) Запись темы урока в тетради. Определение основных целей урока.

3) Склонение отрицательных местоимений.

- Просклоняйте отрицательные местоимения НИКТО, НИЧТО, обратите внимание на написание НИ в предложном падеже.

Вывод: отрицательные местоимения склоняются так же, как и вопросительные.


4) Образование отрицательных местоимений. Работа с таблицей.


Вывод: Отрицательные местоимения, как и относительные и неопределенные, образуются от вопросительных.

3. Тренировочные упражнения.

1) Выборочный диктант.

- Из предложений выпишите словосочетания с отрицательными местоимениями в два столбика, графически обозначьте приставку и частицу НИ.

  • Пустые речи и слушать нечего.
  • Худо тому, кто не делает добра никому.
  • Упрямого ничем не убедишь.
  • Не презирай совета ничьего, а прежде выслушай его.
  • Худого человека ничем не уважишь.
  • Кому работа служит, тот ни о чём не тужит.
  • Кто ни в чём не виноват, того и обвинять не в чем.

Проверка с объяснением (отметка заносится в “Лист учёта знаний”).


Вывод: отрицательные местоимения пишутся в одно слово (без предлога) и в три слова (с предлогом).

2) Подведение промежуточных итогов. Блиц-опрос.

- Какие местоимения называются отрицательными?

- От каких местоимений образуются отрицательные местоимения?

- С помощью каких приставок образуются отрицательные местоимения?

- В каком случае в отрицательных местоимениях пишется приставка НЕ - ?

- В каком случае местоимения с НЕ и НИ пишутся раздельно?

Отметка заносится в “Лист учёта знаний”.

3) Работа с текстом.

- Прочитайте стихотворение И. Михайловой “Про Ничего”, ответьте на вопросы.

Цель: формирование умения находить различные формы отрицательных местоимений в тексте, определять их роль в тексте; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами и без.

Про Ничего.
Жило-было Ничего,
Не умело ничего,
Не хотело ничего.
Взад-вперёд оно ходило
И ни с кем не говорило,
Никого не замечало.
Лучше всех себя считало.
А про это Ничего
И сказать-то НЕ-ЧЕ-ГО!

  • Каков смысл шуточного стихотворения И.Михайловой?
  • Местоимения какого разряда играют в нём ключевую роль?
  • Найдите формы одного и того же местоимения.
  • Какие орфограммы отрицательных местоимений можно повторить на материале стихотворения?
  • Какова синтаксическая роль Ничего в 1 предложении?
  • Какая приставка используется в отрицательных местоимениях при отрицательных сказуемых?

4) Творческий диктант.

- Подберите к данным глаголам отрицательные местоимения, графически обозначьте орфограмму.

Цель: формирование умения лексической сочетаемости глаголов и отрицательных местоимений, правильного написания отрицательных местоимений с предлогами и без них, развитие речи учащихся.

Не спрашивал ( ), не сомневался ( ), не создавал ( ), не советовал ( ), не догадался ( ), рассчитывать ( ), торопить ( ), не радовался ( ), встречаться было ( ), слушать было ( ), разговаривать было ( ).

Самопроверка с демонстрацией (отметка заносится в “Лист учёта знаний”).


5) Орфографическая работа.

Цель: формирование умения самостоятельного применения изученного материала на практике.

Петя решил до самого города (не, ни) (за) что (не) покидать своего поста. Весь вид отца говорил: (не, ни) чего (не) произошло, (не, ни) (о) чём (не) надо спрашивать, а надо сидеть на своём месте как (не, ни) (в) чём (не) бывало и ехать. (Не, ни) (о) каком знакомстве (не, ни) чего было и думать. (Не, ни) кто ему на это (не, ни) чего (не) ответил. В поисках слов нельзя (пре, при) небрегать (не, ни) чем. Я (не) буду спорить (не, ни) (с) кем из вас.

Неопределенные и отрицательные местоимения, их правописание.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: