Используя конспект урока найдите и выделите цветом три понятия составляющих духовную культуру

Обновлено: 07.07.2024

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Обществознание. 10 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление

Деление культуры на материальную и духовную сложилось почти два века назад. Под материальной культурой понимается многообразие создаваемых человеком предметов. Это машины и инструменты, сооружения и садово-парковые ландшафты, одежда и предметы обихода и многое другое. К духовной культуре относят утвердившиеся в обществе нормы и нравы, сложившиеся представления о прекрасном, религиозные взгляды и научные идеи, иными словами, то, что было создано в результате духовной деятельности человека.

Само разделение культуры на материальную и духовную довольно условно, поскольку многие идеи получают материальное воплощение (книги, полотна художников и т. п.), а в основе создания всякой материальной вещи лежит некий образ данной вещи, т.е. представление о будущем предмете. Тем не менее для более глубокого рассмотрения мы выделим явления духовной культуры в относительно самостоятельную область общественной жизни.

Понятие духовной культуры восходит к историко- философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта (1767—1835). Согласно выработанной им теории, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.

Духовная культура проявляется через различные формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности.

К духовной культуре относятся религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т.д. Её составляют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык. Духовная культура является результатом деятельности людей, но творением не рук, а разума. Хотя нематериальные объекты нельзя увидеть, почувствовать, услышать, поскольку они существуют в сознании и поддерживаются человеческим общением, но объект нематериальной культуры, как уже отмечалось, имеет свой материальный носитель. Знания реализуются через книги, а обычаи и ритуалы приветствия — посредством рукопожатия или произношения слов.

Культурные ценности и нормы

Рассмотрим некоторые основные духовные ценности.

Мировоззренческо-философские, или смысложизненные, ценности выражают самые основы человеческого бытия, соотносящие человека с миром. Ключевыми мировоззренческими понятиями являются жизнь и смерть. Эти ценности в различные эпохи соотносились с противостоянием войны и мира, Ада и Рая. Кроме того, жизнь и смерть связаны с соотнесением человека со временем: вечность, время, прошлое, настоящее и будущее, судьба, память — вот те мировоззренческие ценности, которые требуют осмысления и самоопределения по отношению к ним.

Мировоззренческие ценности также соотносят человека с космосом и природой в целом, с пространством и временем как измерениями бытия. Эта группа ценностей формирует присущее каждой культуре, специфическое для неё представление о целостной картине мира.

Мировоззренческие ценности определяют отношение к человеку, представление о его месте в мире. В этот ряд ценностей входят гуманизм, индивидуальность, творчество, свобода. Они лежат на границе с ценностями нравственными.

Мировоззрение как составляющая духовной жизни личности будет рассмотрено в следующем параграфе.

Нравственные ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и предписанного. Они связаны с утверждением достаточно жёстких неписаных законов — принципов, предписаний, заповедей, табу, запретов и норм. Эти ценности являются предметом изучения этики. Основные категории морали — добро и зло. Представление о добре и зле определяет трактовку таких нравственных ценностей, как человечность, милосердие, справедливость, достоинство. Это как бы глобальный уровень морали, на котором человек ощущает себя частью всего человечества. Мораль регулирует отношения между группами, сообществами людей. Здесь речь идёт о таких нравственных ценностях, как верность, честь, ответственность, долг, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, добросовестность. Все эти ценности касаются умения соотнести общие интересы и свои личные потребности. В сфере частной жизни к числу нравственных ценностей относятся дружба, любовь, такт, вежливость.

Подробнее мораль как регулятор общественных отношений будет рассмотрена в отдельном параграфе.

Эстетические ценности связаны с выявлением, переживанием, созданием гармонии. Ещё древние греки понимали гармонию как основное качество космоса, которое проявляется как единство многообразия, слаженность, созвучие, целостность. Гармонизация отношений человека к миру, к другим людям, к самому себе вызывает ощущение психологического комфорта, наслаждения, удовольствия. Гармония переживается вдохновенно, рождая красоту. Эстетические ценности тесно связаны с эмоциональной культурой человека, его способностью к сильным переживаниям, умением воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Эстетическая ценность воплощает идеальные представления о должном, о совершенстве, о целостности и целесообразности. Прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое — основные эстетические ценности.

Институты культуры

Вам известно, что общество для удовлетворения своих потребностей формирует определённые социальные институты. Каждый из этих социальных институтов выполняет в обществе определённые функции.


Среди социальных институтов, которые существуют для удовлетворения таких жизненных потребностей общества, как добывание новых знаний и передача их следующим поколениям, решение духовных вопросов, можно выделить подгруппу культурных институтов.

Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей).

Многообразие культур

Культуру общества невозможно представить себе как монолит, поскольку само общество многообразно и разнообразно. Каждая социальная группа формирует свои культурные предпочтения и стремится к их выражению и закреплению в знаках, символах, образах и т.п.

Культурологи выделяют различные типы культуры: народную, массовую, элитарную.

Так, для культуры народной характерно, что её произведения, как правило, не имеют автора, анонимны. Разумеется, авторы были у любого культурного творения. Но со временем авторство забывается, а сами произведения народной культуры живут, видоизменяются, трансформируются. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы, прикладное искусство.

По характеру исполнения элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создаётся различными слоями населения. Фольклор связан с традициями данной местности и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. В лучших образцах народной культуры запечатлеваются наиболее важные стороны жизни общества в тот или иной период его развития, фиксируются значимые для социума (или его части) ценности и нормы. При этом форма выражения произведений народной культуры является традиционной, порой даже канонической. Так, народные песни или народный костюм, традиционные по форме, сохраняют принятые приёмы их создания. При внешней простоте формы многие произведения народной культуры включают достаточно сложную систему символов, которые могут быть непонятными в полной мере. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время её появления — середина XX в., когда новая техника и средства массовой информации (печать, грамзапись, радио, телевидение, магнитофон, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоёв. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Конкретные проявления массовой культуры будут рассмотрены в § 15.

Помимо выделения в культуре общества различных форм культуры, выделяют субкультуры — части общей культуры, систему ценностей, традиций, обычаев, присущих определённой социальной группе. Говорят о молодёжной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре.

Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, поведением, обычаями её представителей, манерой причёсываться, одеваться. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких людей. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от преобладающей культуры, но противостоит господствующим ценностям, находится в конфликте с ними. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодёжное движение хиппи в 1960-х гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность.

В настоящее время в духовной жизни большинства стран мира наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, взаимное проникновение различных культур способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой — развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.

Словарь

Духовная культура общества — совокупный духовный опыт человечества, включающий познавательную и духовную деятельность и её результаты.

Институты культуры — учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.

Контркультура — специфический вид субкультуры, отрицающий ценности доминирующей (преобладающей) культуры.

Практические выводы

1. Духовная культура общества составляет необходимую часть его структуры. Человеку как существу не только разумному, но и духовному важно определить для себя те ценности и нормы, которые помогают ему реализовать свои потребности в поиске смысла жизни, личные цели.

2. Мир культуры многообразен, сложен и динамичен. Чтобы определять свои культурные предпочтения, необходимо разбираться в этом многообразии, понимать особенности и самоценность явлений культуры.

3. Терпимость и уважение к культурным вкусам других людей — отличительная черта цивилизованного общества и культурного человека.

Документ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: ознакомить с сущностью фундаментальных ценностей и основными функциями культуры; закрепить умение делать выбор в условиях альтернатив.

I. Организационный момент

Учитель рассказывает об особенностях изучения модуля, называет его основные дидактические единицы и умения, которыми должен овладеть каждый учащийся в процессе изучения вопросов модуля.

II. Актуализация опорных понятий

- Назовите первую среду обитания человека. ( Природа, естественная среда обитания.)

- Назовите вторую среду обитания человека. ( Культура, искусственная среда обитания.)

- Какие две группы ценностей образуют культуру? (Материальные и духовные.)

III. Изучение нового материала

2. Виды культуры.

3. Функции культуры.

1. Под культурой надо понимать исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

2. Культура (cultura (лат.) - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание - исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Таким образом, культура - это все ценное, созданное обществом, что оказывает воздействие на все сферы общественной жизни.

Культура есть средство отражения окружающего человека мира, который по своей природе противоречив. Какие же противоречия есть в культуре?

1. Между традиционной культурой и новыми тенденциями ее развития, например, компьютерный дизайн во многом облегчает принятие решения по обустройству быта.

2. Между нормативностью культуры и свободой ее интерпретации (из периода матриархата дошел обычай пропускать женщину вперед. Но все ли мужчины так поступают?).

3. Между социализацией личности и ее индивидуальностью (просматривая очередной боевик, одни зрители находят лишнее подтверждение тому, что сильный всегда прав; другие становятся еще более непримиримыми ко злу и убеждаются в необходимости активно противостоять ему).

(В ходе дальнейшей беседы учащиеся должны привести для доказательства конкретные факты.)

2. Виды культуры

Культура как многоуровневая система подразделяется:

• на мировую и национальную, причем лучшие образцы национальной культуры признаются мировыми шедеврами;

• материальную и духовную;

• духовная культура включает в себя философскую, художественную, правовую, религиозную, эстетическую, этическую, познавательную, интеллектуальную культуру.

(Учащиеся приводят примеры каждого вида духовной культуры, а затем характеризуют какой-нибудь памятник культуры с позиции всех видов. Например, творчество Майи Плисецкой - это шедевр национального и мирового уровня, культура эстетическая и художественная, в определенной степени познавательная.)

3. Функции культуры

• информационная (обеспечивает процесс культурной преемственности и проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении и хранении информации);

• познавательная (стремится создать свою картину мира);

• ценностная (аксиологическая) (показывает значимость или ценность того, что в данном обществе и на данном этапе является ценным или значимым);

• нормативная (поддерживает определенное сбалансированное отношение человека с окружающей природной и социальной средой);

• потребительская (релаксационная) (позволяет человеку, приобщающемуся к культуре, духовно отдыхать, освободиться от напряжения).

(Учащиеся комментируют каждую функцию примерами, выделяют главную функцию - человекотворческую.)

IV. Закрепление изученного материала

Учитель предлагает следующие задания для обсуждения.

2. Чем различаются два моральных поступка: попустительство злу и потворство злу? (Попустительство может быть от равнодушия, потворство всегда сознательно.)

Домашнее задание

1. § 12, с. 97-98, задания 5 и 6 как темы эссе (Кравченко).

Вводное слово учителя: Мы неоднократно сталкивались с понятием “культура”. В обществознании встречается около 200 определений этого понятия.

Что же подразумевают учёные – обществоведы под этим понятием? Что такое культура?

Её виды, функции.

Тема нашего урока. Работая с материалом, сравните определения термина “культура” и выделите основные признаки этого понятия.

Учитель: Понятие “культура” употребляется для характеристики исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций, (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (Культура быта, труда, художественная культура). В более узком смысле это сфера духовной жизни людей. Включает в себя результаты их деятельности (машины, сооружения, накопленные знания), нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения.

Вывод: Таким образом, культура – это всё ценное, созданное обществом, что оказывает воздействие на все сферы общественной жизни. Как видим, культура есть средство отражения окружающего мира. Значит, ключевым словом является слово “творчество”. Здесь уместны слова Азимова: “Замечательное чувство – знать, что ты сам строишь мир”.

  1. Между традиционной культурой и новыми тенденциями её развития, например, компьютерный дизайн во многом облегчает принятие решения по обустройству быта.
  2. Между нормативностью культуры и свободой её интерпретации (из периода матриархата дошёл обычай пропускать женщину вперёд. Но все ли мужчины так поступают?)
  3. Между социализацией личности и её индивидуальностью (просматривая очередной боевик, одни зрители находят лишние подтверждение тому, что сильный всегда прав; другие становятся ещё более непримиримыми к злу и убеждаются в необходимости противостоять ему.)

3, Виды культуры

  • на мировую и национальную, причём лучшие образцы национальной культуры признаются мировыми шедеврами;
  • материальную и духовную;
  • духовная культура включает в себе философскую, художественную, правовую, религиозную, эстетическую, этическую, познавательную, интеллектуальную культуру;

Задание: приведите примеры каждого вида культуры. Дайте характеристику памятника культуры с позиции всех видов.

Учитель: Духовная культура.

Духовность. Что это такое? Эту часть урока я начну с притчи

Однажды отец богатой семьи решил взять с собой своего маленького сына в деревню на ферму, чтобы показать, насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень богатой семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:

- Как тебе понравилось путешествие?

- Это было замечательно, папа!

- Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? – спросил отец.

- И чему ты научился из этого?

- Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них – четыре пса. У нас есть бассейн среди сада, а у них – бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды. У нас патио на заднем дворе, а у них - целый горизонт.

Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил:

- Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.

Не правда ли, все зависит от того, с какой точки зрения смотреть на мир? У отца и сына разные точки зрения. Имея любовь, друзей, семьи, здоровья, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни, вы получите все! Но вот купить что-либо из вышеперечисленных вещей невозможно. Можно приобрести любые воображаемые материальные блага, даже запастись ими на будущее, но если ваша душа не наполнена, у вас нет ничего!

Что такое духовность?

На этот вопрос я ответила так:

Духовность – это то, что отличает нас от мира животных. И надо много трудиться, чтобы достичь её.

Порассуждаем и мы на эти сложные темы.

Ф.М. Достоевский писал: “Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека… ибо страх как любит человек всё то, что подаётся ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой – то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин”.

- Как вы понимаете слова писателя?

- Что же включает в себя духовный мир человека?

Вывод: Духовность – личное качество человека, обладающего богатым духовным миром.

- Лёгок ли путь к духовности? Послушайте притчу и ответьте на вопрос.

Однажды Сократ со своими учениками шёл по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия. Увидевший это владелец увеселительного заведения спросил у философа:

- Сократ, что ты так стараешься? Посмотри, стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.

На что Сократ ответил:

- Конечно, потому что ты их зовёшь вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания.

Вывод: Таким образом, на социально – психологическом уровне духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей и норм, которые призваны ориентировать человека в окружающем его мире. Поэтому природу и сущность духовной культуры можно отобразить следующим образом:

Духовная культура – высшая форма социального отражения жизни человека.

Духовное развитие общества. Что это? Как происходит?

Послушай притчу и выскажите предположение, что такое духовное развитие общества.

Однажды, когда ученики попросили Хинг Ши рассказать им о пути человека к мудрости, он сказал:

- Путь человека к мудрости похож на путь шелка, который берёт своё начало от гусеницы шелкопряда, постепенно превращаясь в прекрасную, крепкую ткань. Подобно гусенице, совершающей шесть шагов превращения в шелк, человек проходит похожий путь к мудрости.

- Как это? – изумились ученики. – Расскажи нам, Учитель.

- Первый шаг – шаг рождения, - начал Хинг Ши, как и гусеницы, приходит человек в этот мир голым и беспомощным.

Второй шаг – шаг накопления. До тех пор пока гусеница не выросла, для неё собирают листья тутового дерева, её оберегают от резких запахов и звуков. Так и человеку дарят свою заботу и знания те, кто его окружает. Подобно гусенице, питается он тем, что сам не собирал, совершая свой второй шаг.

Третий шаг – шаг кокона. После того как гусеница достаточно выросла, её пересаживают на специальную решётку, на которой она начинает плести шёлковые нити, постепенно обволакивая себя коконом. Человек, же, взрослея, попадает на определённое ему в жизни место и начинает постепенно извлекать шёлковые нити взглядов, убеждений и выводов, со временем спутывая их и образуя вокруг себя свой мир, похожий на кокон. На этом этапе многие останавливаются, оставаясь до самой смерти на отведённом им месте, закутавшись в кокон своих убеждений и выводов, который дарит им призрачное благополучие и надежду на постоянство.

Четвёртый шаг – сложный шаг освобождения, шаг торжества нового над старым, тогда происходит разрушение привычного образа жизни. Совершая этот шаг, гусениц убивают паром, а коконы их осторожно разворачивают. Человек, же решившийся на четвёртый шаг, прежде всего, уничтожает в себе бездеятельную гусеницу, а затем начинает постепенно преобразовывать кокон своих убеждений и выводов в ещё тонкие, но уже не спутанные нити познания.

Пятый шаг – шаг закрепления - заключается в том, что несколько тонких, легко рвущихся нитей связывают в одну, более прочную шелковую нить. Человек, делая этот шаг, укрепляет и связывает воедино свои нити познания, получая в результате то, что мы называем мудростью.

Тут Янг Ли, один из учеников мудреца, не выдержав, спросил:

- Учитель, а для чего же тогда существует шестой шаг, если мудрость достигается уже на пятом?

- Шестой шаг – шаг соединения и гармонии, - ответил мудрец, - когда крепкие, сильные нити сплетаются воедино, образуя прекрасный гладкий шёлк. Человек, делая этот шаг, вплетает нить своей мудрости в общее полотно, тесно переплетая его с нитями чужой мудрости, поддерживая и укрепляя их.

- Значит, на этом шестом шаге мудрость укрепляется, так же как на пятом, - сказал Янг Ли.

- Но только на шестом она начинает приносить плоды, - улыбнулся Хинг Ши.

- Как происходит духовное развитие общества?

Пути приращения духовного богатства:

1. Путь преемственности. Преемственность связана с сохранением и передачей ценностей от одного поколения к другому. Таким образом, могут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Элементами культурного наследия являются также социальные нормы: обычаи, обряды, церемонии.

2. Путь новаторства. Культура развивается за счёт пополнения новыми ценностями. Любая историческая эпоха, вне зависимости от материальных и иных условий существования людей, порождает новаторов – творцов, делающих научные открытия, изобретения, создающие шедевры искусства. Не всегда современники могут по достоинству оценить новые явления в духовной культуре.

Закрепление изученного материала

1. Древнегреческий философ Фалес из Милета утверждал:

“Самое трудное – познать самого себя, самое лёгкое – давать советы другим”. Какие три книги (фильма, записи музыкальных произведений и т.д.) вы бы посоветовали взять с собой человеку, отправляющемуся в рамках испытательной программы в барокамеру на три месяца?)

2. Чем различаются два моральных поступка: попустительство злу и потворство злу? (попустительство может быть о равнодушия, потворство всегда сознательно.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: раскрыть многогранное понятие духовная культура, выделить особенности отдельных сторон духовной культуры; способствовать формированию умения выполнять логические операции и приемы: сравнивать, классифицировать, соотносить и обобщать; через решение познавательных задач и проектную деятельность способствовать развитию интереса к процессу познания и творчества.

Определение можно строить по двум правилам:

1) определяемое слово - это группа, отличительные признаки;

2) определяемое слово - это часть (надсистема), функция (назначение).

Комментарий: копилка размещается на интерактивной доске, что позволит манипулировать ее объектами, в случае ее отсутствия можно использовать слайд-презентацию (слайд 3) или каждый объект (слово) копилки написать на половине формата А4 и прикрепить к доске с помощью магнита.)

Какие объекты копилки можно рассматривать как надсистему понятия ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА? (Частью чего она может быть?)

Ученики (предполагаемые ответы): культура, общественная жизнь, деятельность,

Учитель: Какие понятия из копилки можно использовать для обозначения функций, назначения ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ? (т.е. для чего нужна ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА?)

Ученики (предполагаемые ответы): формирование, создание, развитие.

Ученики (предполагаемые ответы): наука, искусство, образование, религия, мораль.

А теперь, меня интересую процессы. Какие понятия из копилки таковыми являются?

(творчество, духовное производство)

Мы с вами в основном являемся потребителями.

Учитель: А теперь, работая в группе, взяв за основу второе правило построения определений понятий, используя ресурс копилок, сформулируйте свое, авторское определение понятия ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.

Духовная культура, это часть культуры, формирующая личность, воспитывающая ее на основе ценностей, системы норм, и достижений цивилизации.

Духовная культура – это продукт производства духовной деятельности, являющийся носителем духовных ценностей, составляющих ядро и основу религии, науки, образования, нравственности, искусства.

Духовная культура – это система знаний, мировоззренческих идей, дающая цивилизации импульс к развитию.

Духовная культура – это деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей.

Учитель: Духовная культура, являющаяся составляющей огромного культурного пласта общественной жизни (выделяют также культуру экономическую, политическую, социальную), весьма многообразна, как по формам, так и по содержанию.

Вам предлагается через работу с заданиями, решение познавательных задач и загадок, познакомиться более подробно с содержанием этого непростого понятия.

Задание: используя копилку имен признаков (приложение 1) и текст (приложение 2) , достройте паспорт понятия ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.

1.Социальное и культурное наследие.

1.Познавательная (интеллектуальная) культура;

Образец заполненного паспорта ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

1.Социальное и культурное наследие.

1.Познавательная (интеллектуальная) культура;

Учитель: как вы уже поняли, понятие духовная культура сложное, многогранное, его содержание не исключает и противоречий.

Культура должна быть понятной, доступной, простой для восприятия, чтобы все представители общества могли приобщиться к ней, и культура должна быть трудной для неподготовленного восприятия, сложной по содержанию, только в таком виде она способна формировать сознание, готовое к активной преобразовательной деятельности, к творчеству.

Предложите свое решение противоречия.

Решение, имеющее место в реальной жизни общества: духовная культура мирно существует в двух противопоставляемых друг другу формах. Каждая форма имеет свои принципиальные особенности, которые благотворно влияют на развитие духовной культуры в целом. Эти особенности и название особой группы культур, нам помогут выявить эпиграммы, написанные в их честь.

1. Она способна в дом любой войти,

Ее задача ключик к каждому найти.

Доступная, развлекательная, кассовая,

То популярная зовут ее, то______________(МАССОВАЯ)

2. Не всем понятна, многим не ясна.

Рождает новое, творцов лишает сна.

Она как будто бы пыльца нектарная

Культуру эту называют ______________(ЭЛИТАРНАЯ)

Итак, элитарная культура, рассчитана на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей, стремящихся к новаторству, она не преследует коммерческой выгоды, а культура массовая, или поп-культура, адресована людям без различия классов, наций, уровня жизни, носит коммерческий характер. Эти два вида культуры весьма противоречивы, однако, поп- культура и элитарная культура не враждебны друг другу. Массовая культура подпитывает элитарную культуру деньгами, а элитарная культура массовую – новыми идеями.

Существуют и другие культуры. Например – народная. Давайте вместе создадим копилку продуктов народной культуры. Вы должны назвать конкретный продукт.

Возможный вариант копилки:

На основе копилки я загадаю вам загадку:

Его очень любила сельская молодежь. Инициатива встречи с ним принадлежала девушкам. Его имя ассоциируется с таким понятием как солнышко. Встречи с ним происходили на улице, обычно в летнее время. Чужих, к нему старались не подпускать, но иногда, чужим парням все таки удавалось попасть в его объятья. Кто он? За что любила его молодежь? Почему только чужые парни могли добиться встречи с ним?

Вариант прохождения игры:

Ученик (предполагаемый вопрос): Он - человек?

Ученик (предполагаемый вопрос): Он- танец?

Ученик (предполагаемый вопрос): Он – танец по кругу?

Ученик (предполагаемый вопрос): Он – хоровод?

Ученик (предполагаемый вопрос): Его любили за то, что он давал возможность наладить межличностные отношения?

Ученик (предполагаемый вопрос): Чужих парней допускали в хоровод потому, что не хватало своих?

Учитель: Есть еще одна интересная разновидность культуры. Ее название вам тоже предстоит отгадать. Загадка в виде четверостишья, отгадка конечное зарифмованное слово в нем.

Она компьютера и видео творенье,

Вся жизнь нашла в ней отраженье.

Техническим прогрессом данная,

Культура эта названа______________(ЭКРАННАЯ)

Если преобладающей формой духовной культуры станет экранная, то какие положительные и отрицательные последствия будут иметь место?

Образец: Если преобладающей формой духовной культуры станет экранная, то (+) в жизнь прочно войдет новый тип общения, основанный на свободном выходе личности в мир информации, благодаря компьютерной графике и современным аудиоустройствам человек будет получать высококачественную картинку и звук, его духовная потребность будет удовлетворяться с минимальными материальными и временными затратными. Однако, переход на экранную форму культуры будет иметь и такие последствия как (-) лишение человека живого контакта, отчуждение субъектов друг от друга, дефицит межличностных связей. Человек может превратиться в простого потребителя примитивных развлекательных телепередач, реалити - шоу, игровых программ. В этом случае произойдет отчуждение человека от истинной культуры и плодотворной интеллектуальной деятельности.

Эта проблема уже обозначилась, имеют место тенденции ее развития.

Для того, чтобы решить проблему, необходимо убрать минусы. Предложите ваши пути решения проблемы.

Учитель: Вашему вниманию предлагается еще одна копилка. (Слайд 8)

Скажите, к какому виду ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ, имеет отношение эта копилка? (Копилка имеет отношение к нравственной культуре или морали).

Каким надсистемным понятием можно объединить эти понятия? (Моральная оценка)

На какие две группы модно расселить эти понятия (положительная и отрицательная оценка).

Все продукты духовной культуры подвергаются моральной оценке со стороны потребителей. А для того, что бы делать такую оценку, необходимо иметь четкое представление о добре и зле, о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Эти знания представляют собой основы морали, а закладываются они с раннего детства, с помощью разных средств, одним из которых является сказка. Именно сказки заложили в вас основу понимания, что такое хорошо, а что такое плохо. Именно сказка вселила в вас веру в то, что добро, всегда побеждает зло.

Учитель: Согласитесь ли вы с моим утверждением:

Если в сказках добро всегда побеждает зло, то финал сказки для положительного героя обязательно будет счастливым.

Ученики (предположительный ответ): Нет, Снегурочка - положительный герой, но ее сказочный финал трагичен.

Учитель: Если в сказке добро всегда побеждает зло, то почему финал сказки для Снегурочки оказался трагичным?

Ученики (предположительный ответ): – Возможно потому, что Снегурочка – положительный персонаж в целом, но у нее есть положительные и отрицательные черты характера.

Учитель: Снегурочка поддалась уговорам подруг и прыгнула через костер, что для девушки изо льда было неразумно. Она погибла потому, что поступила неправильно. Причиной такого поведения, возможно, стали ее определенные отрицательные черты характера.

Как бы ни закончилась сказка, ее жизненная философия, ее мораль в любом случае направляет нас на добро, учит поступать правильно, развивать свои хорошие качества и устранять плохие. Итак, если исходить из того, что мораль – это правила, выработанные обществом, то, что нам может помешать внести свою лепту в копилку этих правил? А помощниками в работе над правилами морали будут хорошо известные вам сказки.

Цель – создание красочного буклета с моральными нормами, сформулированными на основе сказки.

Подготовительный этап. Учащиеся делятся на 6 групп, и каждая группа методом жеребьевки получает свою сказку:

Сказка о рыбаке и рыбке.

Организационный этап. Вспомните сюжет сказки и выберите 2-3-х ярких героев. Познакомьтесь с карточкой-заданием. Распределите обязанности в соответствии с целями работы и ресурсами группы.

Карточка-задание.

На основе сюжета сказки выполняются задания по ниже представленной схеме. (При выполнении задания можно использовать копилку черт сказочных персонажей приложение 3).

Укажите черты сказочного героя:

Вспомните, чем закончилась сказочная история для героя.

Схема построения правила морали при хорошем конце сказочной истории героя

Схема построения правила морали при плохом конце сказочной истории героя

Если быть___________________________

_______________________________как___,

(перечисляются положительные черты вашего героя),

то _____________________________________

(вспомните, что случилось с героем в конце сказки и преломите сказочный финал на подобную ситуацию в реальной жизни)

Если быть___________________________

______________________________как___,

(перечисляются отрицательные черты вашего героя),

то _____________________________________

(вспомните, что случилось с героем в конце сказки и преломите сказочный финал на подобную ситуацию в реальной жизни)

Моральные нормы, сформулированные на основе сказки, представляются в формате буклета.

Красочный вид буклету придается с помощью рисунков, пиктограмм, аппликаций.

Проведете публичную презентацию вашего буклета.

ВЫВОД УРОКА: Таким образом, ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА сложное, многогранное, не исключающее противоречия понятие, в основе которого лежат духовные ценности, выработанные на протяжении всей человеческой жизни. Качественное содержание данного понятия постоянно меняется, изменения не всегда носят позитивный характер, поэтому перед обществом стоит задача решать проблемы духовной культуры, обогащать и совершенствовать ее.

1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1.10 кл. М., Просвещение, 2013.

2.Нестеренко А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ. – М.: BOOKinFILE, 2013.

Приложение 1. Копилка имен признаков.

Копилка признаков

Уровень (качества, готовности,…)

Типы связей (взаимодействий)

Приложение 2. Текст

Духовная культура — своеобразная целостность искусства, науки, нравственности, религии. В истории формирования куль­туры имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценно­стей идет как бы по двум направлениям — по вертикали и гори­зонтали.

Первое направление накопления культурных ценностей (по вертикали) связано с передачей их от одного поколения другому, т. е. с преемственностью в культуре.

Наиболее устойчивая сторона культуры — культурные тради­ции, элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих по­колений. Традиции подразумевают, что наследовать и как насле­довать. Традиционными могут быть ценности, идеи, обычаи, об­ряды и т. д. Многие традиции, привычные для нас, пришли к нам из раз­ных эпох и цивилизаций. Вторая линия накопления культурных ценностей (по горизон­тали) наиболее отчетливо проявляется в художественной культу­ре. Она выражается в том, что в отличие от науки наследуются в качестве ценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведе­ние. До сих пор мы рассматривали процесс накопления ценностей культуры, теперь обратимся к проблеме ее развития, ибо форми­рование культуры предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового, приращение культурно­го богатства в процессе творчества. Речь идет о новаторстве в культуре. Конечно, не всякое новаторство есть творчество. Со­здание нового становится творчеством культурных ценностей лишь тогда, когда оно приобретает общественную значимость, получает признание других людей.

Читайте также: