Роль пушкина в становлении русского литературного языка конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Тема: Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С.Пушкина.

  • Повторить изученный материал о стилях речи, особое внимание обратить на художественный стиль, его особенности; углубить знания о сфере употребления изобразительно-выразительных средств языка, выделить предназначение художественного стиля для создания поэтических образов.
  • Развивать орфографические и пунктуационные навыки.
  • Исследовать языковой материал: частичный анализ образцов художественных текстов.
  • Развивать речевые, интеллектуальные, нравственные стороны учеников.
  • Воспитывать любовь к русскому языку на примерах художественных текстов, обратить внимание на использование элементов образной
    поэтической речи.

Тип урока: комбинированный.

I. Оргмомент

1. Тема, цели, задачи.

2. Привести подобранные примеры-высказывания о языке как эпиграфы к уроку.

II. Повторение пройденого и поэтапное изучение нового

1. Проверка домашнего задания, повторение.

2. Актуализация знаний учащихся и подготовка их к самостоятельному поиску и отбору материала из предложенной информации по новой теме.

Учитель. Самый богатый стиль речи – художественный, ведь он вбирает в себя все остальные. Другими словами, художественный стиль может отразить, преобразовать все стороны действительности, сделать их объектом творчества.

– Вспомните, какие черты характеризуют художественный стиль, какова его главная функция. (Образность, широкое использование средств других стилей, особенно разговорного. Главная функция художественного стиля – эстетическая.)

– Какие средства художественной выразительности вам известны? (Тропы, стилистические фигуры, или фигуры речи.)

III. Работа с классом по изобразительно-выразительным средствам:

1. Повторение понятийного словаря по ИВС и фигурам речи.

  • Какие средства выразительности вы знаете?
  • Какие фигуры речи, или стилистические фигуры вам известны?
  • Какие тропы вы знаете?
  • Дать определение метафоре.
  • Что называем сравнением?
    • Метонимией?
    • Гиперболой?
    • Иронией?
    • Литотой?
    • Аллегорией?
    • Олицетворением?
    • Перифразой?
    • Анафорой?
    • Антитезой?
    • Градацией?
    • Инверсией?

    Подводится итог по выявленному уровню знаний учащихся по изученной ранее теме.

    3. Терминологический диктант по названым определениям.

    Учитель читает правило, а ученики записывают термин. Слова записываются под номерами в зависимости от предложенного определения.

    Ключ:

    1. Метафора
    2. Сравнение
    3. Эпитет
    4. Метонимия
    5. Гипербола
    6. Литота
    7. Ирония
    8. Аллегория
    9. Олицетворение
    10. Перифраза
    11. Анафора
    12. Эпифора
    13. Антитеза
    14. Градация
    15. Инверсия

    Задания, читаемые учителем.

    1. Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений? (Метафора)
    2. Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого? (Сравнение)
    3. Образное определение? (Эпитет)
    4. Троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название другого? (Метонимия)
    5. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления? (Гипербола)
    6. Троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления? (Литота)
    7. Троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному? (Ирония)
    8. Выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе? (Аллегория)
    9. Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и на отвлеченные понятия? (Олицетворение)
    10. Троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением? (Перифраза)
    11. Повторение отдельных слов или оборотов речи в начале предложения? (Анафора)
    12. Повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений? (Эпифора)
    13. Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия? (Антитеза)
    14. Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение? (Градация)
    15. Особое расположение слов, нарушающее обычный порядок? (Инверсия)

    По окончанию выступления учащиеся делают обобщение– вывод по предложенному плану (в заготовках к уроку) о предшественниках А.С. Пушкина и роли А.С. Пушкина в истории литературного языка.

    V. Работа-обобщение по плану, объяснение нового

    Можно предложить учащимся самостоятельно составить план по теме, используя теоретический материал, изложенный в параграфах учебника; возможен вариант работы детей в группах.

    VI. Зактепление материала

    Слово учителя. Язык художественной литературы всегда считался вершиной литературного языка. Богата литература, богат и литературный язык. И не случайно создателями национальных литературных языков становятся великие поэты, писатели, например: Данте Алигьери в Италии, Вильям Шекспир в Англии, А.С. Пушкин в России.
    Произведения Пушкина гениальны не только как творения языка, искусства слова. Глубоко постигнув дух национального русского языка, Пушкин установил новые принципы соединения слов.
    Предлагаю вам, ребята, произвести частичный комплексный анализ некоторых отрывков художественных текстов(учащимся предлагается подготовленный дидактический материал по лирическим произведениям литературы).

    1. Зима. Крестьянин, торжествуя,
    На дровнях обновляет путь;
    Его лошадка, снег почуя,
    Плетется рысью как-нибудь;
    Бразды пушистые взрывая,
    Летит кибитка удалая;

    Ямщик сидит на облучке,
    В тулупе, в красном кушаке.
    Вот бегает дворовый мальчик,
    В салазки жучку посадив,
    Себя в коня преобразив… (А.С. Пушкин)

    1. Определите стиль речи в данном отрывке. Докажите свое утверждение.
    2. О чем повествуется в тексте?
    3. Какие орфограммы есть в отрывке?
    4. Сколько деепричастий или деепричастных оборотов в тексте? Их роль в художественном тексте?
    5. Пунктуационный анализ. Правила постановки запятых при деепричастиях?

    2. Возок несется чрез ухабы.
    Мелькают мимо будки, бабы,
    Мальчишки, лавки, фонари,
    Дворцы, сады, монастыри,
    Бухарцы, сани, огороды,
    Купцы, лачужки, мужики,
    Бульвары, башни, казаки,
    Аптеки, Магазины моды,
    Балконы, львы на воротах
    И стаи галок на крестах.

    1. Стиль текста? Докажите свое утверждение.
    2. Сколько предложений в отрывке?
    3. Дать характеристику 2 предложению.
    4. Роль существительных в предложении?
    5. Какие из перечисленных названий – заимствованные слова? Их роль?

    3. Еще амуры, черти, змеи
    На сцене скачут и шумят;
    Еще усталые лакеи
    На шубах у подъезда спят;
    Еще не перестали топать,
    Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;
    Еще снаружи и внутри
    Везде блистают фонари;
    Еще, прозябнув, бьются кони,
    Наскуча упряжью своей,
    И кучера, вокруг огней,
    Бранят господ и бьют в ладони,–
    А уж Онегин вышел вон;
    Домой одеться едет он.

    1. Стиль текста? Докажите свое утверждение.
    2. Сколько предложений в отрывке?
    3. Какай части речи в тексте обилие?
    4. С какой целью используется так много глаголов?
    5. Определить вид глаголов.
    6. Сколько рядов однородных членов в предложенном тексте?
    7. Синтаксическая роль однородных членов в отрывке и способ их выражения? Какова их роль в предложении?
    8. Что происходит со словами в художественном произведении?

    VII. Подведение итогов

    Вывод: Над разрешением проблемы слова и образа бьются философы, литературоведы, лингвисты, психологи со времени античности. Самая простая теория связывает образность художественных произведений с существованием в языке образных слов. Ближе всего к истине, к современным научным представлениям теория Потебни – Винокура. По мысли Потебни, как и художественное произведение , слово образно. Суть образности, по Потебне, заключается как раз в оживлении внутренней формы.

    Самостоятельно (можно в группах, или в парах) оставить вопросы по изученному материалу.
    Подведение итогов, обобщение, контроль за усвоениум нового.
    Беседа по составленным вопросам. Выстпвление оценок.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Урок. Роль А.С. Пушкина в развитии современного литературного языка

    Цель : раскрыть роль А. С. Пушкина в развитии современного русского литературного языка.

    Проверка домашнего задания (упр. 88)

    - Почему лингвист Л. В. Щерба называет литературный язык драгоценнейшим наследием?

    - Прочитайте предложения, которые, на ваш взгляд, подтверждают высказанную ученым мысль.

    Запись эпиграфа к уроку.

    - Как вы понимаете эти слова В. Г. Белинского, русского критика, о роли Пушкина в становлении языка?

    - Язык художественной литературы всегда считался вершиной литературного языка. Богата литература, богат и литературный язык. И не случайно создателями национальных литературных языков становятся великие поэты, писатели, например: Данте Алигьери в Италии, Вильям Шекспир в Англии, А.С. Пушкин в России. Произведения Пушкина гениальны не только как творения языка, искусства слова. Глубоко постигнув дух национального русского языка, Пушкин установил новые принципы соединения слов.

    Групповая работа (упр. 89)

    Прочитайте высказывания о роли А. С. Пушкина в развитии русского литературного языка. Как вы понимаете смысл этих строк? Приведите примеры в подтверждение своих слов.

    Почему А. С. Пушкина считают основоположником современного русского литературного языка?

    Слово учителя.

    Стиль Пушкина отличает смешение церковнославянских слов, русских литературных и разговорно-бытовых слов – все это составляет основу творчества поэта. В отличие от своих предшественников Пушкин отказался от создания своих произведений в рамках какого-то одного стиля, как это делал М. В. Ломоносов. В результате язык произведений А. С. Пушкина стал максимально приближен к разговорной речи. Это было очень смелое решение поэта, но оно дало возможность создавать такие творения, которые облагородили русский язык. Пушкинский слог стал лишен словесных украшений, которые отвлекали бы от главного: от той мысли, которую пытается донести поэт до читателя. Исследователи отмечают, что в произведениях Пушкина преобладают глаголы над остальными частями речи. Нормы литературного языка, заложенные в произведениях Пушкина, до настоящего времени остаются живыми, действующими и до нашего времени. Благодаря новаторству Пушкина каждый человек, каждый писатель может развивать индивидуальный творческий стиль, оставаясь только в рамках литературной нормы.


    Методическая разработка содержит деятельностную карту учебного занятия с детализированным описанием целей, задач, образовательных технологий, методов обучения, планируемых результатов. В методической разработке прописаны средства обучения и образовательные ресурсы.

    Урок логически структурирован в соответствии с его целями и задачами; в разработке определен регламент учебного занятия, подробно описан каждый этап урока.

    Методическая разработка учебного занятия (урока) выполнена в соответствии со следующими локальными нормативно-правовыми и методическими документами:

    Содержимое разработки


    Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение



    А.С. ПУШКИН И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

    Методическая разработка открытого урока

    по учебному предмету ООПб.01 Русский язык

    /специальность 15.02.06. Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок,

    в рамках НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА

    посвященной Дню русского языка в Российской Федерации –

    пушкинскому дню России

    ЗОБАНОВА Татьяна Владимировна,

    преподаватель русского языка и литературы

    Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    А.С. ПУШКИН И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

    Методическая разработка открытого урока

    по учебному предмету ООПб.01 Русский язык

    /специальность 15.02.06. Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок,

    в рамках НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА

    посвященной Дню русского языка в Российской Федерации –

    пушкинскому дню России

    ЗОБАНОВА Татьяна Владимировна,

    преподаватель русского языка и литературы

    на заседании предметной (цикловой) комиссии преподавателей русского языка и литературы

    Протокол №___ от______20____г.

    _______________ Г.А. Усова

    методическим советом техникума

    Протокол №___ от_____20__г.

    Председатель методического совета

    ________ Г.Н. Галахова

    _____________ В.Н. Павленко

    А.С. ПУШКИН И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

    Методическая разработка открытого урока

    по учебному предмету ООПб.01 Русский язык

    /специальность 15.02.06. Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок, базовый уровень/

    в рамках НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА

    посвященной Дню русского языка в Российской Федерации –

    пушкинскому дню России

    Разработчик _________ Зобанова Татьяна Владимировна,

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    С именем Пушкина и его замечательной деятельностью связано начало нового периода в истории русского литературного языка. Основные нормы русского языка, представленные в языке произведений Пушкина, остаются живыми, действующими и для нашего времени. Они оказались в непоколебленными, независимо от смены исторических эпох, смены базисов и надстроек.

    Основное внимание на уроке уделено главной исторической заслуге Пушкина, что им завершено закрепление русского народно-разговорного языка в литературе. Мы вправе задать себе вопрос: почему именно Пушкину выпала высокая честь справедливо называться подлинным основоположником современного русского литературного языка? И ответ на этот вопрос может быть дан в одном предложении: потому что Пушкин был гениальным национальным поэтом. Если же смысл этой фразы расчленить и конкретизировать, то можно выделить пять основных положений:

    1. Во-первых, А. С. Пушкин был выразителем наиболее передового, революционного мировоззрения современной ему эпохи. Он по праву признавался “властителем дум” первого поколения русских революционеров—дворян-декабристов.

    2. Во-вторых, Пушкин был одним из самых культурных и разносторонне образованных русских людей начала XIX в. Получив воспитание в самом прогрессивном учебном заведении того времени, Царскосельском лицее, он затем поставил перед собой цель “в просвещении стать с веком наравне” и добивался осуществления этой цели в течение всей своей жизни.

    3. Пушкин создавал непревзойденные образцы поэзии во всех родах и видах словесного искусства, и все жанры литературы он смело обогатил, вводя в них разговорный язык народа.

    4. Пушкин охватил своим гением все сферы жизни русского народа, все его общественные слои — от крестьянства до высшего света, от деревенской избы до царского дворца.

    5. Пушкин стал основоположником реалистического художественного направления, которое в его творчестве получает преобладание примерно с середины 20-х годов.

    И по мере того как Пушкин закрепляет реалистический метод отражения действительности в своих произведениях, усиливается и народно-разговорная стихия в его языке. Таким образом, все эти пять положений обнимаются формулой: “Пушкин — гениальный поэт русской нации”, что и позволило ему завершить процесс закрепления русского национального языка в литературе.

    Методическая разработка содержит деятельностную карту учебного занятия с детализированным описанием целей, задач, образовательных технологий, методов обучения, планируемых результатов. В методической разработке прописаны средства обучения и образовательные ресурсы.

    Урок логически структурирован в соответствии с его целями и задачами; в разработке определен регламент учебного занятия, подробно описан каждый этап урока.

    Методическая разработка учебного занятия (урока) выполнена в соответствии со следующими локальными нормативно-правовыми и методическими документами:

    ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

    Специальность: 15.02.06. Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок

    Учебная группа: МТЭХ - 11

    Учебный предмет: ООПб.01 Русский язык

    Тема учебного занятия: А.С. Пушкин и его роль в развитии русского литературного языка.

    Вид урока: урок-практикум

    Место проведения учебный кабинет русского языка и литературы

    Средства обучения:

    технические: мультимедийный проектор, интерактивная доска, персональный компьютер;

    дидактический материал: тексты писем А.С. Пушкина, тексты стихотворений о Пушкине, таблица-синтез (для самостоятельной работы с художественным текстом.

    методическая: применение элементов технологии проблемного обучения, создание условий для проявления познавательной активности обучающихся при анализе текстов;

    - рассмотреть русский язык в оценке А. С. Пушкина как неисчерпаемо богатого, открывающего неограниченные возможности для его художественного и коммуникативного использования;

    - изучить приёмы и способы использования языка в литературных произведениях А. С. Пушкина;

    содержательная: развитие у обучающихся умения осуществлять анализ текста, развитие умений выделять главные, существенные моменты, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; обогащение словарного запаса обучающихся;

    воспитательная: воспитывать чувство сопричастности с духовным наследием великого русского поэта, чувство гордости за его вклад в развитие русского литературного языка, неразрывно связанного с его общей величайшей ролью в развитии русской национальной культуры и передовой общественной мысли.

    Задачи урока:

    учебно-практические:

    развитие у обучающихся умений и навыков работы с различными источниками информации;

    совершенствование информационно-коммуникационной компе-тенции обучающихся через участие в творческой исследовательской деятельности;

    совершенствование умений и навыков самостоятельной деятельности;

    совершенствование умения ясно, логично и точно строить речевое высказывания, используя соответствующие языковые средства;

    обогащение словарного запаса, развитие культуры речи обучающихся;

    развитие творческого мышления, наблюдательности, практических (прикладных) умений и навыков.

    учебно-познавательные:

    расширение представления обучающихся об основных нормах русского языка, представленных в языке произведений А.С. Пушкина;

    ознакомление обучающихся с отдельным фактами биографии А.С. Пушкина;

    создавать условия для развития положительной мотивации к учению;

    стимулировать развитие творческих возможностей обучающихся;

    развивать способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности и творческой деятельности;

    формирование основных умений работать с информацией, выполнять логические операции самостоятельно.

    воспитательные:

    воспитание у обучающихся интереса к истории русского литературного языка;

    содействие воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу обучения.

    Образовательные технологии: элементы технологии исследовательской деятельности, элементы технологии проблемного обучения, технология диалогового обучения, информационно-коммуникативные технологии.

    Формы организации обучения: индивидуальная, коллективная (фронтальная).

    Методы обучения и контроля:

    вербальные: беседа, интерактивный диалог;

    наглядные: компьютерная мультимедийная презентация;

    практические: исследовательский, поисковый, организация применения;

    методы контроля и самоконтроля: устный контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.

    Планируемые результаты:

    а) предметные:

    сформированность представлений об основных нормах русского языка, представленных в языке произведений А.С. Пушкина

    б) метапредметные:

    регулятивные:

    умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы;

    умение рационально распределять рабочее время;

    умение объективно оценивать свои возможности, анализировать свои результаты, корректировать свои действия;

    умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

    владение устной и письменной речью;

    познавательные:

    умение осуществлять поиск и отбор необходимой информации;

    умение анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных);

    умение анализировать и обобщать информацию;

    коммуникативные:

    умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;

    умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

    в) личностные:

    готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;

    осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала.

    Нормативный документ

    Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г.). – М.: Министерство образования и науки РФ, – 2012 (с последующими изменениями от 29 декабря 2014 г. № 1645, от 31 декабря 2015 г. № 1578, от 29 июня 2017 г. № 613).

    Образовательные ресурсы:

    Бонди С.М. О Пушкине: статьи, исследования. - М., 1983.

    Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. - М., 1974.

    Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII - XX веков. - М., 1982.

    Винокур Г.О. Пушкин и русский язык // Русский язык. – 1999. – № 13

    Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Учитель, 2005. – 288 с.

    Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 2: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Учитель, 2005. – 278 с.

    Лотман Ю.М. О языке писем А.С. Пушкина // Русский язык. – 1999. – № 5

    Мейлах Б.С. творчество А.С. Пушкина: развитие художественной системы. - М., 1993

    Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: АЙРИС-пресс, 2014. – 448 с.

    Сидорова М.Ю. Русский язык. Культура речи/ М.Ю. Сидорова, В.С. Савельева. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 208 с. – (Высшее образование)

    Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 736 с.

    Основные термины и понятия: реформатор, архаизмы, славянизмы, языкознание, просторечие, стилистика.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Щёлокова Ольга Александровна

    учитель русского языка и литературы

    МОУ СОШ п. Восход Балашовского района Саратовской области

    Деятельностная

    - развивать мотивацию к учебной деятельности;

    - создавать условия для работы в парах, группах;

    - обучать навыкам поисково – исследовательской деятельности;

    - воспитывать чувство сопричастности с духовным наследием великого русского поэта, чувство гордости за его вклад в развитие русского литературного языка, неразрывно связанного с его общей величайшей ролью в развитии русской национальной культуры и передовой общественной мысли

    Содержательная

    - рассмотреть русский язык в оценке А. С. Пушкина как неисчерпаемо богатого, открывающего неограниченные возможности для его художественного и коммуникативного использования;

    - изучить приёмы и способы использования языка в литературных произведениях А. С. Пушкина,

    - наблюдать за особенностями системы функционального стиля литературного языка

    Сценарий урока

    Этап урока, время

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1.Мотивация к деятельности

    Приветствие обучающихся. Включение в деловой ритм.

    Задаёт вопрос классу по окончании просмотра заключительного кадра видеоролика: «Что значит, согласно высказыванию

    Определяют смысл высказывания И. С. Тургенева об А. С. Пушкине. Обращаются к фактам биографии поэта, связанным с реформаторской деятельностью поэта в области русского языкознания.

    Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

    Поиск и выделение информации

    Актуализация знаний и пробное учебное действие

    речетворчества и облегчения конструирование речи.

    1.Блеснул мороз, и …… мы

    Проказам матушки зимы.

    2. Мы почитаем всех нулями,

    3. В тот год осенняя погода

    Стояла долго у двора,

    Зимы ждала, ждала природа

    Снег выпал только в …. (назовите месяц, который следует за

    4. Как денди лондонский ….

    5. А счастье было так возможно,

    Так близко. Но судьба моя

    6.Блажен, кто смолоду был …..,

    Блажен, кто вовремя созрел,

    Кто постепенно жизни холод

    С летами вытерпеть умел.

    Мне дорог день, мне дорог час:

    7.…….я в напрасной скуке трачу

    Судьбой отсчитанные дни.

    8.Чем меньше женщину мы любим,

    …… легче нравимся мы ей.

    9. Привычка свыше нам дана: замена счастию ….

    10.Москва… Как много в этом звуке для сердца …….слилось! Как много в нём отозвалось!

    (Слова из крылатых выражений: рады, единицами, февраль, одет, решена, молод, а, тем, она, русского)

    Слово из восстановленных крылатых выражений:

    Планирование учебного сотрудничества (К)

    Анализ объектов с целью выделения признаков

    Выявление места и причины затруднения

    Задаёт проблемные вопросы:

    - Какова роль А. С. Пушкина в развитии русского литературного языка?

    Предлагает сформулировать и записать тему урока. Целеполагание (постановка УЗ).

    Отвечают на вопросы, формулируют тему и цели урока

    Формулируют, какие знания им нужно построить и чему научиться.

    Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

    Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

    (П-действия постановки и решения проблем)

    Построение проекта выхода из затруднительной ситуации

    Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации.

    Работают с интерактивной презентацией.

    Составляют план достижения цели и исследования, определяют средства.

    Формулирование проблемы (П-логические)

    Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

    Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

    Реализация построенного проекта

    слова, архаизмы, книжные выражения, реминисценции из греко-римской мифологии, просторечия, старославянизмы. Название лексической группы должно соответствовать примерам из текста.

    Академик А. С. Орлов писал: «Явился Пушкин и принес с собою ту равнодействующую языкообразующих сил, которая организовала русский язык, как поистине

    национальное выражение сложившейся русской культуры в ее мировом

    Даёт каждой группе задание: исследовать выбранный материал, подготовить тезисы, заголовок, презентацию результата исследования в виде отчёта и таблички с названием пункта будущего общего плана для её дальнейшего размещения на доске.

    3.Предлагает составить на доске кластер из составленных табличек, который будет демонстрировать этапы реформаторской деятельности

    А. С. Пушкина в области развития русского литературного языка.

    Реминисценции из греко-римской мифологии:

    «Там мужички-то все богаты,

    Хранила в памяти не мало

    Готовят отчёт, выступают, таблица с пунктом плана на доске.

    Ранний период формирования пушкинского языка (Пушкин начал писать на языке Жуковского, Батюшкова, Державина, языковой традиции, идущей от Ломоносова).

    Отход от языковых норм предшествующей поэзии. Замечательное языковое чутьё поэта.

    Борьба А. С. Пушкина (с начала 20-х годов 19 века) с салонно-будуарной речью, усложнённостью, излишней изысканностью, жеманством, французско-русским жаргоном.

    А. С. Пушкиным огромного массива просторечия, народных говоров, живой русской речи

    Русский литературный язык, считал Пушкин, развивающаяся стихия, соединяющая несколько потоков: литературные традиции 18 века, речь культурного общества, городское просторечие, деревенско-фольклорную простонародность.

    Анализ объектов с целью выделения признаков

    Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

    Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления.

    Предлагает проанализировать эпистолярное мастерство Пушкина, провести наблюдения за языком писем поэта, за тем, как Пушкин оберегает в них художественную простоту и выразительность слова.

    По предложенным письмам А. С. Пушкина (1815, 1837 гг.) прослеживают целый путь эпистолярного мастерства поэта, начиная с карамзинской манеры посланий юного Пушкина и заканчивая нарочитой простотой и смелостью, откровенностью выражений в письмах зрелых лет. Отмечают, что к своим письмам Пушкин относился как писатель к литературному жанру, в них нет манерности - симптома, проявляющегося в искусственности слова, вычурности, утрировании. В них, как и во всех произведениях поэта, непосредственная выразительность слова, живой язык.

    Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

    Контроль, оценка, коррекция (Р)

    Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра (К)

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    (для художественного текста).

    Предлагает для анализа стихотворения известных русских поэтов о языке

    А. С. Пушкина (задания для детей разного уровня обученности).

    Подбирают ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте и важными для понимания значения А. С. Пушкина в становлении и развитии русского литературного языка. Самостоятельно заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью и проверяется по эталону.

    Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению (Р)

    Предлагает применить приём «Комплимент к ключевым словам урока: в адрес А. С. Пушкина обратить слова благодарности в виде значков-actualis (лат. важные, современные, актуальные для сегодняшнего времени определения и понятия).

    На доске портрет

    А. С. Пушкина. Блестящие глаза поэта, таящие в себе затаенные мысли, отражающие глубокую сосредоточенность, внутренний отсвет. Задумчивый взор, устремленный вдаль, к нам, к потомкам поэта…

    Предлагает в знак благодарности и признательности сплести из значков-actualis, чем-то похожих на листочки, лавровый венок как символ славы, признательности и победы поэта над временем, пространством, старой языковой культурой, её напыщенностью, высокопарностью, витиеватостью, отчуждённостью от живой, народной речи. Просит написать на каждом значке благодарность, комплимент поэту, связанный с темой урока, реформаторской деятельностью

    А. С. Пушкина (не более двух - трёх слов на значке) и прикрепить их на доске, рядом с портретом великого поэта.

    - Почему я записал именно эти слова?

    - О чем я думал, когда писал эти слова?

    - Чтобы я хотел в записях изменить?

    - Написанное мной имеет или не имеет для меня значение? А для современности?

    Обсуждают записи в классе и переходят

    Записывают на значках- actualis благодарность, комплимент поэту, связанный с темой урока, реформаторской деятельностью

    А. С. Пушкина (не более двух - трёх слов на значке) и под музыку Моцарта прикрепляют их на доске, рядом с портретом великого поэта.

    Делают вывод о том, что современный русский литературный язык, живой, полный красок и эмоций, родился под пером А.С. Пушкина. Установив прочные, нерушимые и многогранные отношения между живым разговорным языком народа и языком литературным, А. С. Пушкин открыл свободный путь развития всей русской литературе последующего времени. И мы должны заботиться о сохранении русского языка, бесценного сокровища, завещанного нам великим поэтом, но, к сожалению, переживающего сегодня нелёгкие времена. Решить проблему защиты русского языка призвано чтение, и, прежде всего, произведения великого Пушкина,

    служащие живым источником и непревзойденным

    образцом художественного слова для современного человека

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

    Даёт дифференцированное домашнее задание.

    1. Рефлексивное сочинение.

    Примерный план рассуждений в соответствии с этапами урока:

    - Сначала мы рассуждали так…

    - Потом мы столкнулись с проблемой….

    - Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….

    - Мы увидели (поняли)…Значит…

    - Теперь мы будем…

    2. Сочинение – эссе «От рождества Пушкина мы исчисляем возраст нашего нового литературного языка (Е.А. Исаев).



    Слайд 2

    Самый богатый стиль речи – художественный …    -Вспомните, какие черты характеризуют художественный стиль, какова его главная функция. -Как вы понимаете, в чем выражается эстетическая функция художественного стиля? -Какие средства художественной выразительности вам известны?


    Слайд 3

    Терминологический диктант Запишите термины, соответствующие определениям в предлагаемом порядке: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений? Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого? Образное определение? Троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название другого? Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого - либо явления? Троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого - либо явления? Троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному?


    Слайд 4

    8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе? Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и на отвлеченные понятия? Троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого - либо предмета описательным выражением? Повторение отдельных слов или оборотов речи в начале предложения? Повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений? Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия? Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение? Особое расположение слов, нарушающее обычный порядок?


    Слайд 5

    Ключ к терминологическому диктанту. Проверь себя!: 1.Метафора 2.Сравнение 3.Эпитет 4.Метонимия 5.Гипербола 6.Литота 7.Ирония 8.Аллегория 9.Олицетворение 10.Перифраза 13.Антитеза 11.Анафора 12.Эпифора 14.Градация 15.Инверсия


    Слайд 6


    Слайд 7


    Слайд 8

    Комплексный анализ художественного текста  1.Зима. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как – нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая;    Ямщик сидит на облучке, В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив… А.С. Пушкин  Определите стиль речи в данном отрывке. Докажите свое утверждение. О чем повествуется в тексте? Какие орфограммы есть в отрывке? Сколько деепричастий или деепричастных оборотов в тексте? Их роль в художественном тексте? Пунктуационный анализ. Правила постановки запятых при деепричастиях?


    Слайд 9

    Комплексный анализ художественного текста Задания по тексту №2:  Стиль текста? Возок несется чрез ухабы. Докажите свое Мелькают мимо будки, утверждение. бабы,  Сколько предложений Мальчишки, лавки, фонари, в отрывке? Дворцы, сады, монастыри,  Дать характеристику 2 Бухарцы, сани, огороды, предложению. Купцы, лачужки, мужики,  Роль существительных Бульвары, башни, казаки, в предложении? Аптеки, Магазины моды,  Какие из Балконы, львы на воротах перечисленных И стаи галок на крестах. названий – заимствованные слова? Их роль?


    Слайд 10

    Комплексный анализ художественного текста Задания по тексту №3: 3.Еще амуры, черти, змеи На сцене скачут и шумят; Еще усталые лакеи На шубах у подъезда спят; Еще не перестали топать, Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать; Еще снаружи и внутри Везде блистают фонари; Еще, прозябнув, бьются кони, Наскуча упряжью своей, И кучера, вокруг огней, Бранят господ и бьют в ладони,А уж Онегин вышел вон; Домой одеться едет он.         Стиль текста? Докажите свое утверждение. Сколько предложений в отрывке? Слов какай части речи в тексте обилие? С какой целью используется так много глаголов? Определить вид глаголов. Сколько рядов однородных членов в предложенном тексте? Синтаксическая роль однородных членов в отрывке и способ их выражения? Какова их роль в предложении? Что происходит со словами в художественном


    Полный текст материала Урок "Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С. Пушкина"; 10-11 класс смотрите в скачиваемом файле.
    На странице приведен фрагмент.

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


    Есть мнение?
    Оставьте комментарий

    Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

    Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

    Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

    0 Спам

    1 tatiana5792 • 16:46, 10.12.2014

    Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

    О работе с сайтом

    Мы используем cookie.

    Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

    При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

    Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

    Читайте также: