Конспект урока и а крылов жанр басни в творчестве крылова

Обновлено: 06.07.2024

Басня – жанр дидактической литературы, короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл.

Мораль – это краткое нравоучительное заключение. Она охватывает всю проблему целиком, а не концентрируется на каком-то конкретном эпизоде басни.

Крылатые выражения, крылатые слова — устойчивые, афористические, как правило, образные выражения, вошедшие в речь из литературно-художественных, публицистических, философских, фольклорных и других источников.

Лесть – хвалить из корыстного желания расположить к себе.

Гнусность – внушающий отвращение, омерзительный поступок.

Не впрок – не на пользу.

Пленить – заворожить, очаровать, увлечь красотой.

Плутовка – хитрая и ловкая обманщица.

Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны.

Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.

Список литературы:

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. : учеб. для общеобразоват. организаций. : в 2 ч. : ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. Москва : Просвещение, 2019. 307 с.

Дополнительная литература:

1. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9-е классы. Москва : Дрофа, 2007. 285 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного освоения:

Иван Андреевич Крылов – человек разнообразных талантов и дарований – пробовал себя и как автор пьес, писатель-прозаик и журналист, но всем он больше известен, как сочинитель стихотворных басен. Меж тем, его первые басни были опубликованы лишь в 1806 году. Настоящий взлёт его басенного творчества начинается с 1809 года. В это время выходит его первый сборник, состоящий всего из двадцати трёх произведений. После 1836 года Крылов уже ничего не пишет. Всего им было создано более 200 басен. Часть из них обличала человеческие пороки, часть была откликом на события в общественной жизни того времени, а некоторые были литературными пересказами популярных анекдотов. Сегодня мы подробно рассмотрим четыре басенных стихотворения Крылова.

Перед нами два героя: Ворона – недалёкая, простодушная и падкая на лесть особа и Лисица – хитрая, льстивая, но артистичная. Сейчас бы мы сказали, что Лисица показала себя неплохим психологом, она точно находит ту точку в самолюбии и самомнении Вороны, на которую надо надавить.

Как она это делает? Обратите внимание, как подробно и красочно даёт автор монолог плутовки:

…И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, –

Ну и итог нам известен:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Какова мораль этой басни? В данном случае мораль вынесена в начало истории. Она должна настроить читателя на нужное восприятие истории:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Таким образом, эту басню можно отнести к обличительным – порок, который здесь представлен – это лесть.

Свинья под Дубом вековым

Наелась жёлудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

Так начинается эта история.

В этом произведении три действующих персонажа: Свинья, Ворон и Дуб. В баснях нередко говорят не только животные, но и растения.

В этой басне Ворон, в отличие от Вороны – не простофиля, не глупец, а мудрый персонаж, который укоряет Свинью за рытьё корней.

Но Свинью и укоризна Ворона, и слова Дуба о том, что она портит источник жёлудей, своего излюбленного лакомства, не остановила от рытья.

Мы понимаем, что увещевать таких людей невозможно, хотя дуб и пытается донести до Свиньи, что жёлуди на нём растут. Но очевидно, что на неё ни слова Ворона, ни Дуба не возымеют воздействия.

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды. –

пишет в конце произведения автор.

Аллегорично под видом Волка, попавшего в псарню, выведен образ французского императора. А под Ловчим, у которого Волк просит мира – Михаил Кутузов. Басня явилась откликом на это событие и была опубликована уже в октябре 1812 года.

Итак, мы рассмотрели несколько произведений Крылова. Как видим, в них баснописец наглядно и ярко показывает людские порок и общественные проблемы.

Биография И. А. Крылова (10 интересных фактов)

  1. Иван Андреевич родился в семье военнослужащего 2 февраля 1769 в Москве. Семья жила очень бедно, отец его рано умер и Иван не смог получить хорошее системное образование.
  2. Иван был вынужден пойти на работу в одиннадцать лет писарем в городской суд.
  3. В 1791 году Иван Крылов отправляется в путешествие по городам и сёлам России, где находил вдохновение для своих новых басен. Этот вояж продлился почти 10 лет.
  4. Большинство произведений баснописца подвергались жёсткой цензуре, но это не останавливало писателя.
  5. Императрица Екатерина II не жаловала и не понимала таланта Крылова, и только после её смерти Крылов начал публиковаться, издавать свой журнал.
  6. Тридцать лет своей жизни Крылов отдал Публичной библиотеке, где работал с 1812 года. Публичная библиотека была пополнена редкими книгами благодаря Крылову. Работая там, он принимал участие в составлении славяно-русского словаря.
  7. Иван Андреевич слыл человеком эксцентричным. Например, он очень любил смотреть на пожары и не пропускал ни одного удобного случая.
  8. Диван был любимым предметом мебели в доме, на котором он мог отдыхать часами. Баснописец к тому же очень любил поесть, а затем поспать. Ивану Андреевичу было рекомендовано врачами ежедневно гулять, чтобы похудеть. Но только в старости Крылов начал тщательно следить за своей внешностью.
  9. Крылов был страстным и азартным человеком. Игра в карты была для Ивана Андреевича любимым досугом. Петушиные бои были ещё одним увлечением Крылова. В молодости он любил кулачные бои и не раз принимал в них участие, так как обладал невероятной физической силой, которая помогала ему побеждать.
  10. В 1825 году был выпущен сборник его басен на трёх языках. Этот сборник опубликовал граф Григорий Орлов в Париже.

Разбор заданий тренировочного модуля

Единичный выбор

Кого из героев басен Крылова можно назвать невеждой?

Из перечисленных персонажей обучающийся должен выбрать того, кого можно было бы охарактеризовать невеждой. Задание построено на пройденном материале. Этот материал должен вспомнить обучающийся и дать правильный ответ:

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов

Введите пропущенный элемент в текст с клавиатуры:

Волк ночью, думая залезть в _______,

Попал на псарню.

Басня “Свинья под дубом” (демонстрируется 1 слайд).

Цель урока (демонстрируется 2 слайд):

  1. Образовательная: совершенствование языковой культуры учащихся.
  2. Развивающая: формирование развития коммуникативности и экспрессивности.
  3. Воспитательная:
  • воспитать любовь к басенному стиху;
  • воспитать потребность быть порядочным, организованным, интеллектуально подкованным.

Словарная работа: басня, аллегория, мораль, басенный стих, переводы, заимствованные сюжеты.

Оборудование: выставка книг, иллюстрации к басням, высказывания о Крылове и его баснях (Например: Н.В. Гоголь: “Его притчи достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа”; Н.В. Гоголь: “Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутительной и выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нем воедино”; П. Вяземский: “Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово”; В.Г. Белинский: “… в его баснях, как в чистом полированном зеркале, отражается русский практический ум”, А.С. Пушкин: “Крылов - истинно народный поэт”).

Ход урока

  1. Организационный момент(демонстрируется 3 слайд)

- Сегодня наш урок посвящен великому баснописцу И.А. Крылову. Что вы знаете о нем? (Ребята зачитывают высказывания о великом баснописце). Совпали наше мнение с их мнением?

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М.Исаковский.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слова эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
П.А. Вяземский.

- Согласны ли вы с высказываниями русских поэтов?
- Почему крыловские слова названы “крылатыми”?

Когда-то он был молодым. Но в истории литературы все знают “дедушку Крылова”. Когда произносят это имя, сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами. На его глазах сменилось несколько поколений писателей, поэты допушкинской поры знали и любили басни Крылова. Он бывал в доме у Дельвига, когда там собирались литераторы пушкинского круга, и всегда басни Крылова оставались злободневными и остроумными.

Знают Крылова и сейчас. Он так популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле.

И.А. Крылов был сторонником просвещения и хотел доказать той части дворян, которые выступали против развития науки (а таких было немало даже при дворе), их неправоту. Басня была сильным оружием в этом споре.

Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова- лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, “что такое хорошо и что такое плохо”. Язык басен легкий, простой, запоминаются они хорошо, особенно начало или конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль. И несут люди по жизни то, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен. Все знают, например, что “услужливый дурак опаснее врага”, что “у сильного всегда бессильный виноват”, что “лесть гнусна, вредна”, но “в сердце льстец всегда отыщет уголок”.

Жизнь Крылова не баловала. Семья Крыловых жила бедно. У них не было ни имений, ни крестьян, ни даже постоянного места жительства. У будущего баснописца не было возможности учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Он очень любил читать, размышлять о прочитанном. Его самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Его писательская деятельность началась с 11 лет. В 1806 году появились первые басни - “Дуб и трость”, “Разборчивая невеста”, “Старик и трое молодых”. Первые из своих замечательных басен Крылов читает в доме Оленина, президента Академии художеств. В 1809 году вышла книга “Басни Ивана Крылова”. Но известным всей России сделали Крылова басни, написанные в 1812 году, по поводу Отечественной войны. С тех пор слава стала расти. Басни Крылова расходились огромными по тому времени тиражами. В первом сборнике их было два десятка, в последнем – почти две сотни.

В 1838 году Петербург торжественно отпраздновал 70-летие И.А. Крылова и 50-летие его творческой деятельности.

На похоронах (21 июня 1844 года) великого баснописца (по его завещанию) друзья и знакомые получили экземпляры нового издания басен. О смерти И.А. Крылова поэт П. Вяземский писал: “Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово”.

В 1855 году скульптором Клодтом был воздвигнут памятник (по барельефу герои басен) Крылову в Летнем саду в Петербурге, именно в этом городе прошли его лучшие и трудные дни своей жизни, этот город он больше всего любил, в этом городе и его любят, любят дедушку Крылова (демонстрируется 5 слайд).

  1. Словарная работа(демонстрируется 6 слайд).

- С помощью кроссворда давайте вспомним необходимые для нашей темы слова?

  • Это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. (Басня).
  • Один из основоположников жанра басни, живший в 6 веке до н.э., был рабом Иадмона. (Эзоп).
  • Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория).
  • Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. (Олицетворение).
  • Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. (Мораль).
  • Как мы назовем писателя, создающего басни?
  • Назовите наиболее знаменитых предшественников И.А. Крылова. (Античность: Эзоп, Федр; Французские баснописцы эпохи классицизма: Лафонтен, Буало; Русские баснописцы 18 века: А. Сумароков, И.Хемницер, И. Дмитриев, А.Е. Измайлов). (Демонстрируются 7-11 слайды)

(Вслед за словарной работой можно перейти к рассказам о баснописцах; рассказы готовят учащиеся с помощью учителя. Знакомство с баснями разных авторов.)

Например: “Эзоп - один из первых баснописцев. Число рассказанных им басен велико, их около пятисот. Рассказывают, что Эзоп был фригийским рабом, но для работы не был годен. Был он некрасивым, пузатым, на спине его был горб. Такое чудовище, что и смотреть на него было страшно. Его бросали в тюрьмы, издевались над ним, ругали его, но все-таки снова звали, просили рассказать новые истории, радовались его новым басням.

Ворон и Лисица.

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него еще и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: “Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать”.

“При дворе Людовика 14, во Франции, жил Жан Лафонтен. Он ничем не отличался от других, кроме того, что в особой иносказательной форме создал картину жизни своей эпохи. Лев у Лафонтена лжив и лицемерен, придворные льстят ему, желая получить власть и богатство. Если Лев похож на Людовика, то все, кто ему льстят, как две капли воды похожи на королевскую челядь.

Жан Лафонтен был необычайно смелым человеком, это не нравилось Людовику, поэтому Лафонтен подвергался изгнаниям. Лафонтен знал басни Эзопа”.

- Встали, ребята. Физкультминутка для глаз: поморгайте быстро 5-6 раз глазами и закройте глаза (повторите упражнение 3-4 раза);

  • для кровообращения головного мозга: делаем медленное вращение головой в правую сторону 2 раза, в левую сторону 2 раза (повторить упражнение 2 раза);
  • для опорно-двигательного скелета: подняли руки вверх, подтянулись, нагнулись и достали пол руками (повторить 3-4 раза), повороты туловища вправо, влево (повторить 3-4 раза).

- Молодцы, сели за парты.

- Что такое басня? Вот что о басне говорил В.Г. Белинский: “Басня есть поэзия рассудка” (демонстрируется 12 слайд).

(Работаем с определением басни и составляем опорный конспект) (демонстрируется 13 слайд). Например:

  • основное повествование
  • и мораль (нравоучение);
  • аллегорическая форма (иносказание);
  • сатирическое изображение;
  • герои – чаще животные.
  • диалог;
  • использование просторечной лексики;
  • лаконизм,
  • афористичность языка;
  • особый басенный стих (строчки разной длины), передающие разговорную речь;
  • олицетворение.

- Перед тем, как читать басню, необходимо размять язычки, почувствовать интонацию, услышать свой голос.

Скороговорка: Шалунья мартышка сидит на вышке и оттуда бросает шишки.

  1. Работа с басней “Свинья под дубом” (басня читается учителем)
  • По каким жанровым признакам мы можем определить, что перед нами басня?
  • Какое чувство вызывает у читателя свинья?
  • С какой интонацией следует читать слова Свиньи?
  • Какие слова использованы для ее описания? Каким словом характеризует Свинью Дуб?
  • Почему она названа невеждой? В чем разница значений слов “невежда” и “невежа”? (демонстрируется 14 слайд)

Невежда – малообразованный человек, неуч;
Невежа – грубый, невоспитанный человек.

- Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова устарели? Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с крылатыми выражениями. Среди нас по-прежнему Ворона, Волк, Свинья, Ягненок и т.д. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатка не бывает, и сейчас, как в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, смелость – с трусостью, талант – с бездарностью. Не ушли в прошлое и труженик Муравей, ни легкомысленная Стрекоза, ни лицемерный Петух и Кукушка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературы в 5 классе

Оформление кабинета: портреты И.А. Крылова, тексты басен, на доске (через проектор) – годы жизни Крылова, понятия мораль и басня, тема урока, эпиграф.

Иван Андреевич Крылов. (1769 – 1844)

Организационный момент.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся, проверка д/з.

Эпиграфом к нашему уроку я выбрала известные вам слова поэта Константина Николаевича Батюшкова. Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь и подумайте, какую цель мы поставим перед собой?

-Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре, покажем знание и понимание басен.

- Ребята, на предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? (древнегреческий баснописец Эзоп)

-А помните ли вы имя французского поэта, который прославился как баснописец?

( поэт Жан де Лафонтен)

А теперь рассмотрите лежащие перед вами карточки с заданием: выразительно прочтите произведения и определите, являются ли они баснями? Почему?

В тревоге и смятении

Встречает сына мать:

Ну, что по поведению?

Да троечка опять!

Ах, что за наказание?

А чем я виноват?

Домашнее задание

Писал мне старший брат,

Ты делала сложение,

Делил и множил дед.

Но хуже с поведением:

Помощников-то нет!

Стояла лестница однажды у стены.

Хотя ступени все между собой равны,

Но верхняя ступень пред нижними гордилась.

Шёл мимо человек, на лестницу взглянул,

Схватил, перевернул –

И верхняя ступень внизу уж очутилась.

Так человек иной уж на высоте стоит,

Гордится, и глядишь: как раз слетит.

Возьмём в пример Наполеона:

Как сатана с небес, так он слетел со трона.

Цель: научить отличать басню от ранее изученных жанров.

Учащиеся читают вслух данные произведения и отвечают на вопросы . (Первое произведение не является басней, потому что отсутствует аллегория, нет морали. Второе произведение  басня, потому что есть все признаки басни.)

-А что называется басней? Давайте дадим определение.

-К какому роду литературы относится басня?

-Что лежит в основе басни? (аллегория)

-А что такое аллегория?

-Из каких частей состоит басня? (основное повествование и мораль)

-А что такое мораль? ( Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом)

-Ребята, а вспомните, кто писал басни в России?

( М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер)

-Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно, И. А. Крылов.

II. Слово о писателе.

И.А. Крылов родился в Москве в бедной дворянской семье. Десять лет было мальчику, когда умер отец. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Крыловы жили в глубокой нищете.

Будущий писатель не учился в школе. Первоначально письму и чтению обучал Ивана Андреевича отец, а затем у него появилась охота к литературе благодаря матери. А образование мальчик получил в богатом семействе Львовых, где учился бесплатно вместе с детьми хозяина. Николай Александрович Львов - известный петербургский архитектор, изобретатель, поэт, музыкант. Впоследствии Ваня вместе с сыном Львова был отправлен в Петербург, здесь он начал заниматься переводами зарубежных произведений.

Крылов написал более двухсот басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества.

И. А. Крылов очень популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле.

В 1855 году в Петербурге был поставлен памятник И. А. Крылову

До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на памятник собирал весь народ.

Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести?

Обратите внимание, как изображён Крылов?

А знаете ли вы, кто создавал этот памятник?

III. История создания памятника И. А. Крылову (Реализация индивидуального задания)

Памятник Крылову, созданный скульптором П. Клодтом, был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года в Летнем саду.

Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. ( барельеф- вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона.)

Для украшения памятника Крылову скульптор решил увековечить героев басен. Для этого он прочел все произведения баснописца и составил список животных, которые должны быть на памятнике. Но лепить животных по памяти Клодт не умел. Поэтому во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые - прямо в мастерской. Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом. Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был присутствовать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка. Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, он чуял присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, которого увековечат в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Медведь постоянно удирал через окно и его приходилось ловить. Но всех держал в страхе как вы думаете кто? – гусь. Его крепкого клюва боялся даже волк. Старания скульптора оправдали себя: животные, которые украшают пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно. И памятник дедушке Крылова стал любимым местом народным гуляний.

-Ребята, еще раз внимательно прочтите басню и найдите, какими словами рисует автор переполох на псарне.

(поднялся весь псарный двор, псы залились в хлевах, рвутся на драку, псари бегут, кричат; переполох Крылов рисует с помощью глаголов)

-А как волк ведет себя в этой обстановке?

Задание 1 группе : найдите в тексте слова, которыми Крылов описывает действия, поступки волка (сидит, прижавшись в угол задом, ощетинил шерсть, щелкает зубами, глазами всех хотел бы съесть, видно, что волк злится)

Здание 2 группе : найдите в тексте слова, которые волк произносит. Какова его речь? (речь волка льстивая, заискивающая, он притворяется хорошим, чтобы его отпустили).

3 группа : прочитать выразительно, соблюдая правильную интонацию, речь волка.

-Прочтите внимательно слова Ловчего. Они очень значимы для всей басни. Почему? (в словах Ловчего – мораль басни)

-В чем же мораль басни И. А. Крылова?

(мораль басни в том, что Ловчий, будучи седым и мудрым человеком, разбирается в волчьей натуре и знает, что с волками нельзя идти на мировую, волки обманут)

-Крылов во всем согласен с Ловчим?(да, в слова Ловчего автор вкладывает свои мысли)

(волк уже не первый раз залезал в овчарню и воровал овец, а в этот рах случайно попал не в овчарню, а на псарню)

-В каких словах волка явно проявляется его волчья натура?

(глазами, кажется, хотел бы всех он съесть)

И съел бы, но понимает, что не получится. Почему? Как Крылов высказывает мысль о том, что пришла пора волку ответить за свои грехи?

-Автор как будто напоминает нам старые нехорошие дела волка, напоминает нам, что волк – хищник, что он злой, беспощадный. Он легко и безнаказанно расправляется с теми, кто слабее его. Но когда ему грозит опасность, он изворачивается, хитрит, лицемерит. Однако при этом он все равно остается злобным и опасным хищником. Поэтому и соглашается с решением Ловчего сам Крылов.

V. История создания басни

-А теперь я вам расскажу историю создания басни, а вы подумайте, какие есть соответствия между басней и моим рассказом.

-Как вы думаете, кто из героев басни напоминает Наполеона Бонапарта? Почему? (волк попал на псарню, не раз нападал на овец, Наполеон занял страны Европы и напал на Россию, волк серый, форма у французов тоже)

-Кто в басне противопоставлен Наполеону-Волку? Почему?

(Ловчий – Кутузов, он не поверил Наполеону и отказался от мирных переговоров, Кутузов седой, как и Ловчий, и такой же мудрый)

Два разных лагеря - Кутузов и Наполеон, Ловчий и Волк. Они противопоставлены друг другу. Такое противопоставление в литературе называется антитезой (записываем определение)

Люди хорошо понимали, кого изобразил в басне Крылов.

Давайте еще раз повторим, какова мораль басни. Неужели мораль применима только для одного конкретного случая, или она имеет более общее значение?

VI. Рефлексия.

-А почему И. А. Крылов обратился к жанру басни?

( Он был непримирим к недостаткам человеческой жизни, а открыто высказываться об этом было нельзя. Басня помогла ему высмеять скупость, лживость, лицемерие).

-В каком году написал басню Крылов?

-Какое событие писатель отразил в басне?

-Почему басня актуальна и в настоящее время?

VII .Выставление и комментирование оценок

VIII .Домашнее задание: Выразительное чтене басни; найти в басне и выписать в тетрадь крылатые выражения, меткие обороты, перешедшие в пословицы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: потрет И.Крылова, сборники его басен, иллюстрации к ним.

Форма урока: урок творческих мыслей.

Методы и приёмы: эвристическая беседа, анализ поэтического текста, частично — поисковый.

1. Вступительное слово учителя о жанре басни.

Жанр, о котором мы будем сегодня говорить, появился в далёкой древности, более 20 веков назад. Речь идёт о басне — одном из старейших и в то же время нестареющих, вечных литературных жанров.

Слайд 2. Эзоп — первый создатель жанра басни.

Слайд 3. Иван Крылов в детстве.

2. Проверка домашнего задания. Беседа по статье об И.Крылове.

Когда, где и в какой семье родился И.Крылов?

Какие трудности пришлось пережить И.Крылову в детстве?

Какие факты свидетельствуют об одарённости будущего баснописца?

Каким был первый литературный опыт И.Крылова?

В каких видах творческой деятельности И.Крылов проявил себя?

Какие факты подтверждают прижезненную популярность и славу И.Крылова?

Современником каких исторических событий и великих людей был И.Крылов?

Определение басни. Из каких частей она состоит?

(Басня краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера, состоит из вступления, описания событий и морали)

3. Слово учителя об И.Крылове.

Слайд 4. Первая победа.

И.Крылов родился в семье офицера, который в течении 13 лет был простым солдатом. Андрей Прохорович рано умер, оставив сыну в наследство сундучок с книгами. Они и поддерживали первое время ту любовь, которую испытывал Иван Андреевич с самого раннего детства.

11-летнему Крылову приходилось каждое утро вместо того, чтобы идти в гимназию, отправляться в губернский суд, чтобы очинивать гусиные перья, переписывать бумаги, разность пакеты, т.е. исполнять обязанности подканцеляриста. Только так он мог позволить себе купить книгу.

Слайд 5,6.Герои басен Крылова.

Слайд 7. Составляющие части басни.


Известно, что Крылов был весьма одарённым от природы человеком. Его карандашные наброски имели поразительное сходство с оригиналом. Он своеобразно играл на скрипке. При чтении своих басен легко перевоплощался в героев. Он много времени посвятил изучению математики. А чтобы читать в подлиннике басни Эзопа, он овладел древнегреческим языком. Но главным увлечением всей его жизни были родной язык и литература.

Слайд 8. Запомни термины.

С 13 лет он начал пробовать себя в сочинении стихов, пьесок, переводах басен. Далеко не сразу Крылов нашёл свой род литературы. Первый успех ждал его только в 37 лет. Но успех рос, как снежный ком, и в 1812 г. Крылов выигрывает в конкурсе на место в Петербургской публичной библиотеке.


Один из современников вспоминает, что басни его были тогда лакомым блюдом всякого литературного пира.

Басни Крылова любимы и популярны и в наше время.

Вспомним эти басни и их героев.

Слайд 9, 10. Герои басен Крылова.

4. Ответы на вопросы и выполнение заданий 1 -5(С.87).

Какие из басен Крылова вам знакомы? О чём они?


Какова основная цель басен?(Посмеяться над забавными героями, указать на пороки людей, напомнить известные истины) Назовите характерные черты жанра басни.

Для басни характерны такие составные части: зачин, мораль, часто встречаются повторы. Среди выразительно изобразительных приёмов аллегория, постоянные эпитеты, олицетворение. Часто басня построена как диалог. Басни отличаются лаконизмом, афористичностью языка, использование просторечной лексики. Басня пишется особым стихом (строчки разной длины), передающим разговорную речь.

Ответы к вопросам с. 87.

Слайд 11. Иван Андреевич сочиняет. К вопросу 1.

Аллегория иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Черты и признаки этого образа вызывают то представление о нём, которое хочет создать писатель. Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность — а обличии волка, коварство — в виде змеи. Эзопов язык (по имени древнегреческого мудреца и баснописца Эзопа) — речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла.


Мораль —логический, поучительный вывод из чего — нибудь. Мораль басни краткое заключение, в котором разъяснена основная поучительная мысль. Иногда такая поучительная мысль разъясняется а начале басни.

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.

Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона.

А Васька слушает да ест.

Слона — то я и не приметил.

Слайд 13, 14. Герои басен Крылова.


5. Выразительное чтение басен Крылова наизусть. Примечание: После каждого чтения басни краткий разбор: О чём эта басня?

Какова её мораль?

О каких случаях из жизни напоминает басня?

В чём её аллегорический смысл?

Ответить на вопросы повышенной сложности (1-5,с.87 -88)

Составить список героев И.Крылова из тех басен, которые учащиеся уже прочитали.

Читайте также: