Роль гиперболы и гротеска в произведениях м салтыкова щедрина н в гоголя конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Котельниковская средняя общеобразовательная школа №1

Составитель: Зулпухарова Анна Антоновна

Учитель русского языка и литературы высшей категории

ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРОТЕСКА В ТВОРЧЕСТВЕ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

Наряду с сатирическим, гротеск может быть юмористическим, когда с помощью фантастического начала и в фантастических формах внешности и поведения персонажей воплощаются качества, вызывающие ироническое отношение читателя, а также – трагическим в произведениях трагического содержания, рассказывающих о попытках и судьбе духовного определения личности.

Кроме того, гиперболическая форма вскрывает все негативное, что только зарождается в обществе, но ещё не принимает своих угрожающих размеров. С помощью гротеска и фантастики Салтыков-Щедрин ставит диагноз социальным болезням общества, выводит на поверхность все те последствия социального зла, которые ещё не проявились, но которые непременно вытекают из существующего строя.

Достоверное и фантастическое в сатире Щедрина сосуществуют, взаимодействуют между собой. Благодаря этому те или иные стороны жизни поворачиваются к читателю как бы заново, обнажая их истинную сущность. В реальной действительности внутренние жизненные закономерности оказываются скрытыми в однообразной повседневности. Но если в этой повседневности происходит что-то необыкновенное, человек останавливается и начинает размышлять над тем, что бы это могло означать.

Сочетание достоверного и фантастического в сатире Щедрина преследует аналогичную цель. Вторжение фантастики в повседневную действительность призвано привлечь внимание читателя к таким закономерностям жизни, которые обычно ускользают от взора.

Нельзя не заметить, что в основе щедринской фантастики и гротеска лежит народный взгляд на вещи, что многие фантастические образы являются не чем иным, как развёрнутыми метафорами, почерпнутыми из русских пословиц и поговорок.

Мужик же показан молодцом: все умеет, все может, даже суп в пригорошне сварит, но и его не щадит сатирик. Генералы заставляют этого здоровенного мужчину вить для себя веревку, чтобы не убежал, тот покорно исполняет приказ.

Если генералы оказались на острове без мужика не по своей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий дух. Наконец, мужицкий мир исчез, и остался помещик один одинешенек и, конечно, одичал. Намек совершенно ясен: трудом крестьян живут баре, потому у них всего довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, а у крестьян всего мало.

Сказки писателя полны сетований, что народ слишком терпелив, забит и темен. Шедрин намекает, что силы, стоящие над ним, жестокие, но не такие уж страшные.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Предлагаемая учителям учебная методическая презентация продолжает серию работ по изучению учащимися изобразительных, выразительных средств языка для всех видов анализа текстов разной стилистической привязанности на уроках по развитию речи. Материал собран теоретический, но, конечно, с использованием примеров на каждое теоретическое заключение.Первый слайд.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация Гипербола, гротеск, литота как средства выразительности Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Способы реализации гиперболы Лексические гиперболы Выразительность литературе путем использования совсем скверно, определенных слов: создается в совершенно непонятный почерк, никуда не годится, всем людям известно. Образный перенос содержат такие словосочетания: весь мир – театр, безграничный океан обещать золотые Метафорические гиперболы лес рук, любви, горы.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Фразеологическ ие гиперболы Количественные гиперболы Устойчивыми выражениями преувеличения: являются следующие козе понятно, побьют как младенца, контракт дешевле бумаги, на которой он написан. Численные преувеличения содержат такие выражения: тысяча дел на вечер, миллион раз предупреждал, гора папок с бумагами.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

примеры Поэтические гиперболы в русском языке Выразительность стихотворного произведения достигается путем преувеличения значения предложений: В сто сорок солнц закат пылал… (В.В. Маяковский) Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосет глаза (С. Есенин). Вихрь полуночный – летит богатырь! Тьма от чела его, с посвиста пыль! Молнии от взоров бегут впереди, Дубы грядою лежат позади (Г.Р. Державин).

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Основа использования гиперболы Преувеличение количества эту новость уже рассказали миллион раз Затронуто качество они поругались в пух и прах Задействованы эмоции он бросил ее одну, и мира для нее не стало

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Цели использования гиперболы ­ гипербола призвана усиливать выразительность высказывания для того, чтобы показать её особую значимость. ­ гипербола – средство заострения внимания или усиления выразительности. ­ гипербола используется для эмоционального усиления, когда идет не просто передача сухих сведений, подчеркивается личная оценка происходящего ­ гипербола цепляет внимание, оказывает будоражащее действие на воображение, заставляет по­новому взглянуть на факты реальности, почувствовать их значимость, особую роль

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Гротеск – это всегда смесь комичного образа. реальности и фантастики, красоты и уродства с целью создания особого

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Гротеск в литературе — одна из разновидностей комического приёма. ­ как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и гротеска несут в себе трагический зловещего; образы смысл.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Презентация. Гипербола, гротеск, литота.

Гротеск используется в сказках, Кощея Бессмертного. легендах и мифах. Один из самых ярких в сказке ­ это образ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для 10 класс. Цель: познакомитьучащихся с жизнью и творчеством русского писателя-сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина, дать понятие гротеск и эзопов язык (развитие понятий), сатира; систематизировать и совершенствовать знания по литературе, выявить понимание учащихся личности писателя и особенностей его творчества.

способствовать эстетическому воспитанию учащихся на лучших образцах русской классики второй половины XIX века; формировать систему нравственных ценностей

Литература 10 класс Урок __________ Дата ___________

Тема: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 - 1889). Жизнь и творчество.

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством русского писателя-сатирика, дать понятие гротеск и эзопов язык (развитие понятий), сатира; систематизировать и совершенствовать знания по литературе, выявить понимание учащихся личности писателя и особенностей его творчества;

способствовать эстетическому воспитанию учащихся на лучших образцах русской классики второй половины XIX века; формировать систему нравственных ценностей.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века, участия в дискуссии по нравственной и философской проблематике литературных произведений.

Метапредметные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Предметные: знает биографию писателя, его литературно-критическую деятельность; раскрывает значение творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина как сатирика мирового уровня; составляет тезисный план ответа (лекции учителя); принимает участие в обсуждении прочитанного.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная; коллективная; индивидуальная.

Сценарий урока

I. Организационный этап

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

II. Анализ контрольной работы.

III. Мотивационный этап.

Смеемся мы по-разному. В одном случае, смех резкий и злой (презрительный, беспощадный, гневный, негодующий). В другом случае, смех веселый, озорной, добродушный, согретый теплом и даже сочувствием

- Скажите, можем ли мы сказать, что смех и литература связаны? Почему? Вспомните и назовите примеры известных вам произведений.

- Итак, сатирический смех обращен на ненавистные нам в жизни явления, вызывающие гнев и отвращение; юмористический смех предполагает в осмеиваемых явлениях безусловную положительную основу. Писатель-сатирик берется за перо без пощады; словно под увеличительным стеклом изображает социальные пороки.

Сегодня мы посвятим урок изучению биографии и творчества писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Имя М. Е. Салтыкова-Щедрина вам уже знакомо. Сегодня вы узнаете о нём много нового. Узнаете, почему его любимым писательским жанром были сказки.

V. Изучение нового материала:

5.1 Слово учителя.

Салтыков-Щедрин пришел в русскую литературу вслед за Гоголем. Пришел, чтобы сказать свое веское слово, чтобы пробудить самосознание народа, отдать свои силы борьбе с самым главным злом русской жизни – с крепостничеством, с миром глупых чиновников, диких помещиков, премудрых пескарей, с миром вероломства, лганья, шкурного страха.

(Учащиеся записывают в тетради тему урока, эпиграф, далее по презентации составляют краткую биографию писателя).

Биография. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин вошел в историю русской литературы под псевдонимом Щедрин. Щедрин сосредоточил свою сатиру на обличении пороков современного ему общества во всех проявлениях. Его по праву считают последователем Гоголя.

Писатель родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии, в Пошехонье.

Он был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова (1776—1851).

Мать писателя, Забелина Ольга Михайловна (1801—1874), была дочерью московского дворянина. Родители его были богатыми помещиками. Владения их приносили значительные доходы.

В 1836 году был зачислен в московский дворянский институт, в котором десятью годами ранее учился М. Ю. Лермонтов (в то время назывался благородным университетским пансионом).

В 1838 году как лучший ученик института был переведен в Царскосельский лицей. Страстный поклонник русской литературы, Салтыков сразу же прослыл первым поэтом на курсе, и его стихи стали появляться в периодических изданиях, однако сам будущий писатель осознавал, что лишен поэтического дара. Во время обучения знакомился с прогрессивными взглядами сторонников эмансипации, идеями В. Г. Белинского.

В 1844 году после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. ". Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь. " — такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за ". вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу. ". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении.

В конце 1855, после смерти Николая I, получив право "проживать где пожелает", возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 — 1857 были написаны "Губернские очерки", изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина", ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя. В это время женился на 17-летней дочери вятского вице-губернатора Елизавете Болтиной. Елизавете на тот момент было всего 12 лет. Он терпеливо ждал ее взросления – повенчались они уже после возвращения Салтыкова-Щедрина в Петербург. Это были совершенно разные по характеру и темпераменту люди. Она воспитывалась матушкой-дворянкой из семьи Нарышкиных. А он матушкой-купчихой в строгой дисциплине, в семье, где детей с двухлетнего возраста наказывали розгами.

В 1872 году у Салтыковых рождается сын Константин.
В 1873 году – рождение дочери Елизаветы.

В 1865 — 1868 возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани. Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель "смеялся" в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку. Переехав в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 — 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869 пишет "Историю одного города" — вершину своего сатирического искусства.

В 1880-е сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске: "Современная идиллия" (1877 — 83); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883). В 1884 журнал "Отечественные записки" был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале "Вестник Европы".

В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: "Сказки" (1882 — 86); "Мелочи жизни" (1886 — 87); автобиографический роман "Пошехонская старина" (1887 — 89).

За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество. другие там еще. ". Умер М. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая н.с.) 1889 в Петербурге. Погребен на Волковом кладбище рядом с могилой И.С. Тургенева.

5.2. Творчество М.Е Салтыкова – Щедрина.

Мастерство Щедрина-сатирика проверено самым строгим и беспристрастным критиком – временем. Его образы вошли, как бы, в самый состав русского языка (премудрые пескари, глуповцы, помпадуры и т. д. ). Нескончаемое множество других щедринских образов превратились в нарицательные образы-символы. Сказки – это возможность писателя говорить на запретные темы, своеобразный итог художественной деятельности писателя: они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути.

Проблематика сказок:

5.3. Словарная работа

Язык сказок точен, ярок, образен, что позволяет понятно и ёмко донести до читателя главные мысли автора.

Сатирические приёмы.

Эзопов язык- вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенное недомолвками, намеками.

Сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества.

Иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании.

Гипербола — чрезмерное преувеличение.

Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука).

VI.Закрепление изученного материала. Выполнение теста с проверкой.

1. В каком году родился Салтыков-Щедрин?

а) в 1822 б) в 1826 в) в 1828

2. В какой семье родился Салтыков-Щедрин?

а) дворянина б) священника в) помещика

3. Куда был отправлен писатель в ссылку?

а) в Сибирь б) в Саратов в) в Вятку

4. Какой журнал возглавлял Салтыков-Щедрин?

5. Какую сказку написал не Салтыков-Щедрин?

VII. Рефлексия. Подведение итогов. Оценивание.


М.Е Салтыков-Щедрин один из самых известных сатириков 19 века. Писатель проявил себя во многих жанрах литературы, таких как романы, повести, рассказы очерки сказки.
Почти все произведения Салтыкова-щедрина имеют сатирическую направленность. Писателя возмущало русское общество не справедливое отношение господ к рабам покорность простого народа к высшим чиновникам. В своих произведениях автор высмеивал пороки и несовершенство русского общества.

Иносказание — это один из художественных приемов, который широко распространен в литературном творчестве. В буквальном смысле это слово означает выражение какой-либо идеи или понятия посредство определенного художественного образа, монолога, диалога.

Рассмотрим прием поподробнее

• Стоит отметить, что иносказательный образ, который основан на сходстве жизненных событий и явлений, может занимать значительное, а порой и центральное место в литературном или театральном произведении.

• Описываемый или изображаемый предмет не называется прямо, а характеризуется с помощью другого предмета. Другими словами, иносказательность — это подробное уподобление одного предмета или явления другому посредством целой системы намеков. Однако смысл при этом не только не утрачивается, но и становится более очевидным, ярким и предельно понятным.

• В большинстве иносказательных образов нашли свое отражение такие понятия, как добро и зло, справедливость и неравенство, любовь и ненависть. Многие нравственные ценности гораздо проще описать именно иносказательным языком, нежели высказаться прямо, назвав вещи своими именами.

Рассмотрим на примере Салтыкова-Щедрина

• Таким образом, в сказке автор использует еще и такие приемы, как очеловечивание животных и типизация. В сказке “Самоотверженный заяц” писатель продолжает тему власти и народа. Образ зайца символичен. Он символизирует либерального обывателя, во всем послушного кровожадной власти - волку. Волк требует от зайца беспрекословного подчинения. А Заяц готов сидеть под кустом и ждать своей смерти или, что мало вероятно, что волк его “ха-ха, помилует”.

• Даже в названии сказок, используя прием сатирического заострения, великий сатирик концентрирует внимание читателя на доминирующих чертах образа, как бы выворачивая смысл наизнанку, при этом он приобретает иную "экспрессивно-стилистическую функцию, усиливая остроту и действенность иронии" * ("Карась идеалист", "Премудрый пискарь" и др.).



Эзопов язык.


-75%

Читайте также: