Конспект по лексике и по развитию словаря

Обновлено: 05.07.2024

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе .

Цель : обогащать и активизировать речь детей, сове ршенствовать слу ховое

- закрепить в реч и детей обобщающие п онятия по теме, у мение образовывать

относительн ые прилагательные, у мение находить по дходящее слово, отвечать на

- развивать у детей слуховое воспр иятие, словарный з апас, грамматич ески правиль ную

- воспитывать у мение работать к оллективно, д ружно ; воспитывать в нимание,

- Ребята давайте поздороваемся и наст роимся на занятие !

- Ребята сегодня у нас необычное за нятие. Мы сег одня будем играть. Какие игры вы

- Мы сегодня бу дем играть в речевые игры. Это игры которые форми руют нашу

- Снежинка не про стая, а волшебна я. Она хочет с нами поиграть. И она пр иготовил

- Все слова образ ованы от слова с нег. Однокор енные слова.

Дети: ( Зимняя, з имний, зимушка, з имовать, перезимуем, предзимни й .)

Снег (какой) - белы й, пушистый, мягк ий, сырой, блест ящий, холодный.

Солнышко (какое) – яркое, лу чистое, тёплое, ласков ое, блестящее, весёл ое,

Мячик (какой) - к руглый, большой, мал енький, рези новый, гладкий, я ркий.

Трава (какая) – мол одая, зелёная, пе рвая, нежная, душистая, долг ожданная.

Платье (какое) - кра сивое, нарядное, л ёгкое, тёплое, у зорчатое, праздн ичное.

- Снежинка пр ишла не одна о на привела свои х друзей. И пригот овила про ни х

рассказ. Вы долж ны его пересказать . (воспитатель показыв ает звере й и читает

Белочка рыжая, пу шистая, шу страя, быстрая, смелая, со образительная ; она

карабкается на с осну, собирает гр ибы, накалывает и х для просушки, запас ает шишки,

Зайчик — малень кий, пушистый, пу гливый, дрожит от страха.

- Скажи наобор от, нам нужно по добрать противопол ожные слова.

- Ребята, помогите м не разобраться с о словами, они зву чат одинаково. Н о между

- Какие зву ки показывают, что образ овались новые сл ова?

- Молодцы ре бята. Снежинки понравилось как вы справилис ь с заданиями. Ей п ора

- Ребята молодц ы, вы справились с о всеми заданиям и. В какие игр ы мы с вами

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

О богащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи .

ВложениеРазмер
leksicheskie_igry_i_uprazhneniya.docx 10.54 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

- закрепить в речи детей обобщающие понятия по теме, умение образовывать относительные прилагательные, умение находить подходящее слово, отвечать на вопросы.

-развивать у детей слуховое восприятие, словарный запас, грамматически правильную речь;

-воспитывать умение работать коллективно, дружно; воспитывать внимание, усидчивость, интерес к занятию, желание учиться.

Словарная работа: Снегопад, зимовка.

Оборудование: Картинки белочка, зайчик, снежинка.

-Ребята давайте поздороваемся и настроимся на занятие!

Я люблю наш детский сад

В нём полным полно:

Знаю я ,когда мы вместе

Что ж, пора нам заниматься,

Будем очень мы стараться!

(дети садятся на места)

-Ребята сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня будем играть. Какие игры вы знаете?

Дети: подвижные, настольные, и т.д.

-Мы сегодня будем играть в речевые игры. Это игры которые формируют нашу речь.

-Сегодня утром к нам залетела снежинка.

-Как вы думаете как она у нас оказалась?

-Почему вы так думаете?

А какой он по счету зимний месяц?

Дети:(второй, середина зимы)

-Назовите зимние месяца?

-какие виды зимнего вида спорта вы знаете?

-Снежинка не простая, а волшебная. Она хочет с нами поиграть. И она приготовил для нас задания. Вы хотите поиграть снежинкой?

- Давайте вспомним правило игры.

-Нам нужно подобрать подходящие слова.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ….(снег)

С неба все скользят пушинки –

На поля и на лужок

Все снижается ….(снежок).

Вот веселье для ребят –

Все сильнее (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …. (снежки).

Словно в белый пуховик

Рядом снежная фигурка –

Это девочка (снегурка).

На снегу – то посмотри?-

С красной грудкой (снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег).

- На какое слово похожи все отгаданные слова?

-Все слова образованы от слова снег. Однокоренные слова.

-А теперь назовите слова от слова "зима".

Дети: (Зимняя, зимний, зимушка, зимовать, перезимуем, предзимний.)

2. Игра "Какой? Какая?"

- Нам нужно подобрать прилагательные.

Снег (какой) - белый, пушистый, мягкий, сырой, блестящий, холодный.

Солнышко (какое) – яркое, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, радостное.

Мячик (какой) - круглый, большой, маленький, резиновый, гладкий, яркий.

Трава (какая) – молодая, зелёная, первая, нежная, душистая, долгожданная.

Платье (какое) - красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное.

-Снежинка пришла не одна она привела своих друзей. И приготовила про них рассказ. Вы должны его пересказать. (воспитатель показывает зверей и читает рассказ).

Белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

усидчивость, интерес к занятию, желание учиться.

Ход занятия

Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте!

Дети садятся полукругом. Сегодня у нас занятие по развитию речи, прежде, чем начать занятие, давайте вспомним наше правило:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Воспитатель :-Ребята сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня будем играть. Какие игры вы знаете?

Дети: подвижные, настольные, и т. д.

-Мы сегодня будем играть в речевые игры. Это игры которые формируют нашу речь.

Воспитатель: Сегодня утром к нам залетел вот такой листок.

-Как вы думаете как он у нас оказалась?

Воспитатель: -А какой месяц?

Воспитатель: А какой он по счету осенний месяц?

Дети:(третий, конец осени)

-Назовите осеннии месяца?

- А вы знаете, что у каждого месяца есть свое имя?

- Сентябрь, называют ранняя осень.

- Октябрь, золотая осень, или вершина осени

- Ноябрь, поздняя осень.

Воспитатель: Давайте поставим его в вазу и будем любоваться (берёт листок, раздается стук в дверь, входит Осень)

Воспитатель: - Ну что, будем искать подарки Осени? О чём же нам говорит первая подсказка? Что здесь нарисовано? Ноты, значит, где нужно искать задание? Да, в центре музыки. Давайте поищем. Ага, вот и задание: измени слово.

Воспитатель: Я уже много раз говорила вам о том, что следует внимательно вслушиваться в слова, потому что каждый звук очень важен. Стоит невнятно произнести лишь один звук в слове – и получится чепуха. Проверим?

Спешат грачи, летят врачи. Какой звук изменил слово грачи? (Буква В.)

Найдите среди кубиков букву, которая изменит слово грачи на слово врачи.

Стояли бочки, за бочками дочки.

Какой звук поменял слово бочки на слово дочки? (Буква Д)

Осень -Молодцы, выполнили это задание. Вот и следующее задание:

Нужно выложить цепочку из картинок, но так, чтобы следующее слово начиналось на последний звук предыдущего слова.

Осень :- Молодцы! А вот и подсказка – мяч

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Осень: Молодцы ребята а вот вам и подсказка. (листок)

Воспитатель: Ребята листок у нас не простой, с заданием.

Нужно сказать слово наоборот.

Осень:. предлагает всем детям послушать рассказ и пофантазировать:

«-В одном сказочном городке на всех домах были написаны имена животных: Белка, Еж, Енот… Однажды в городе построили новый красивый дом, на котором вскоре появилась надпись: „Кот“.

Бежали в школу мышата. Увидели они табличку и прочитали: „Кот“. Можете представить себе их поведение, передать их разговоры?

Сейчас мышатами будут (выбирает мышат и одевает им маски).

Воспитатель:- Шагала по делам кошечка. Можете описать ее? А что киса промяукала, увидев надпись „Кот“? Дети, которых вызвал воспитатель, одевают маску кота и говорят то, что могла бы сказать кошка.

Воспитатель поощряет тех, кто проявил фантазию, составил длинные и полные предложения.

Осень : молодцы ребята и с эти заданием вы справились. Следующее задание

произведение-игра. Дети, подберите подходящее по смыслу слово, даже если я назову слово, которое здесь совсем не к месту.

В печке выпечен

А в петлицу вдет

По траве ползет

А на стройке есть

Воспитатель: Ребята как думаете все правильно в этом стихотворении?

Осень повторяет стихотворение, а дети договаривают слова бутон, батон, бидон, бетон, питон.

Читая стихотворение, осень делает паузы, когда нужно вставить слово. Дети поднимают карточку со своим словом, если считают, что его уместно употребить. Когда по тексту возникает небывальщина, дети смеются, и исправляют так, как должно быть на самом деле.

Осень: Ребята какие вы молодцы! Справились со всеми заданиями, за это я хочу вас наградить волшебными осенними листочками.

А сейчас мне пора! Но мы с вами еще обязательно встретимся в следующем году!

Воспитатель: Ребята понравилось вам играть с Осенью? Какие задания были трудными для вас? -Какие вам больше всего понравились?

Воспитатель: мне тоже понравились ваши ответы. Молодцы!

Прикреплённые файлы:

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Цель : обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи

- закрепить в речи детей обобщающие понятия по теме, умение образовывать относительные прилагательные, умение находить подходящее слово, отвечать на вопросы.

-развивать у детей слуховое восприятие, словарный запас, грамматически правильную речь;

- воспитывать умение работать коллективно, дружно ; воспитывать внимание, усидчивость, интерес к занятию, желание учиться.

Словарная работа: Снегопад, зимовка.

Оборудование: Картинки белочка, зайчик, снежинка.

Ход занятия:

-Ребята давайте поздороваемся и настроимся на занятие!

Я люблю наш детский сад

В нём полным полно:

Знаю я ,когда мы вместе

Настроение чудесней!

Что ж, пора нам заниматься,

Будем очень мы стараться !

(дети садятся на места)

-Ребята сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня будем играть. Какие игры вы знаете?

Дети: подвижные, настольные, и т.д.

-Мы сегодня будем играть в речевые игры. Это игры которые формируют нашу речь.

-Сегодня утром к нам залетела снежинка.

-Как вы думаете как она у нас оказалась?

-Почему вы так думаете?

Дети: (январь) .

А какой он по счету зимний месяц?

Дети: (второй, середина зимы)

-Назовите зимние месяца?

-какие виды зимнего вида спорта вы знаете?

-Снежинка не простая, а волшебная. Она хочет с нами поиграть. И она приготовил для нас задания. Вы хотите поиграть снежинкой?

- Давайте вспомним правило игры.

-Нам нужно подобрать подходящие слова.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю …. (снег)

С неба все скользят пушинки –

Серебристые…. (снежинки) .

На поля и на лужок

Все снижается …. (снежок) .

Вот веселье для ребят –

Все сильнее (снегопад) .

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …. (снежки) .

Словно в белый пуховик

Нарядился. (снеговик) .

Рядом снежная фигурка –

Это девочка (снегурка) .

На снегу – то посмотри?-

С красной грудкой (снегири) .

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег ) .

- На какое слово похожи все отгаданные слова?

-Все слова образованы от слова снег. Однокоренные слова.

-А теперь назовите слова от слова "зима".

Дети: (Зимняя, зимний, зимушка, зимовать, перезимуем, предзимний.)

2. Игра "Какой? Какая?"

- Нам нужно подобрать прилагательные.

Снег (какой) - белый, пушистый, мягкий, сырой, блестящий, холодный.

Солнышко (какое) – яркое, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, радостное.

Мячик (какой) - круглый, большой, маленький, резиновый, гладкий, яркий.

Трава (какая) – молодая, зелёная, первая, нежная, душистая, долгожданная.

Платье (какое) - красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное.

-Снежинка пришла не одна она привела своих друзей. И приготовила про них рассказ. Вы должны его пересказать. (воспитатель показывает зверей и читает рассказ).

Белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха.

Физкультуминутка.

Мы зимой в снежки играли, мы играли

По сугробам мы шагаем, мы шагаем

И на лыжах мы бежим, мы бежим

На коньках по льду скользим, мы скользим

И снегурку лепим мы, лепим мы

Гостью-зиму любим мы, любим Мы.

4. Игра "Скажи наоборот" .

-Скажи наоборот, нам нужно подобрать противоположные слова.

-Ребята, помогите мне разобраться со словами, они звучат одинаково. Но между ними есть разница. Кто сможет ее найти?

День-Лень; Кот- Кит; Сын- Сон; Дом- Дым.

-Какие звуки показывают, что образовались новые слова?

- С чем можно сравнить?

Небо синее – точно… (море)

Снег мягкий – словно… (пух)

Платье оранжевое – точно… (апельсин)

Сок холодный – как… (лед)

-Молодцы ребята. Снежинки понравилось как вы справились с заданиями. Ей пора возвращаться к своим подружкам.

-Ребята молодцы, вы справились со всеми заданиями. В какие игры мы с вами играли?

Какие были трудными для вас?

А какое задание понравилось больше?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2953 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 100 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.01.2019 17432
  • DOCX 18.7 кбайт
  • 349 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Смирнова Раиса Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

1. Развивать умение подбирать антонимы;

2. Развивать связную речь.

3. Развивать двигательную и познавательную активность;

4. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

Ход занятия:

I. Организационный момент

-Ребята, сегодня на занятие к нам гости пришли

- Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе: “Доброе утро!”

Артикуляционная гимнастика.

Сегодня мы будем заниматься развитием речи! Мы поиграем в игры. Благодаря этим играм мы научимся грамотно говорить и узнаем много новых слов.

- Ребята! Я знаю что вы любите фантазировать, играть в различные игры.

- Сегодня мы отправимся в путешествие в страну, где каждый из вас хотел бы побывать

- Смешарики приглашают к себе в гости не просто так, они просят нас помочь выполнить задания .В этой стране вас ждут различные испытания. Если вы справитесь с ними, то попадёте к Совунье, и она вручит вам ордена Мудрецов Красивой речи. Ну что отправляемся?

II. Основная часть занятия

-Кто же нам первый встретится?

Вот мы видим чей-то домик,

Он стоит на берегу,

И частенько ходит кролик,

В гости к другу своему.

Друг его, он очень умный,

Носит круглые очки,

Кто же это сообщи?

-Ребята, а вот и домик Ежика.

Ежик просит вас помочь ему разобраться со словами.

Слова состоят из букв , а слышим мы звуки .

-Произнесите еще два слова: кот-кит. Какие звуки виноваты в том, что образовались разные слова?

-Произнесите еще два слова: сын-сон, дым-дом, мак-рак,

коза-коса, каска-маска. ( посчитаем сколько слогов в этих словах)

Молодцы! Вы справились с этим заданием.

Ёжик предлагает поиграть в еще одну игру.

- лыжи – лыжник – булыжник – лыжница .

- мороз – сосулька – купальник – снеговик;

- лыжи – вьюга – снежинка – грибы;

- листопад – санки – пурга – метель;

- новогодняя ёлка – Январь – лёд – ландыши.

-Молодцы! Ёжику мы помогли. Оправляемся дальше?

- Вот мы видим дом красивый,

А вокруг растут цветы,

А хозяйка то ну просто

Ну конечно это Нюша!

-Нюша просит вас объяснить значения некоторых слов.

- Как вы думаете, что такое КОСА.

- Правильно, это и прическа, и рабочий инструмент.

- Получается, что слово одно, а значений у него несколько. Такие слова называются многозначными. Таких слов много.

-Попробуйте объяснить значения слова КЛЮЧ.

- Как называется слово у которого несколько значений?

-Попробуйте объяснить значения слова ЛИСТОК.

-Попробуйте объяснить значения слова КРАН.

- Как называются слова у которых несколько значений?

- Молодцы! С заданием Нюши справились.

- Отправляемся в гости к следующему герою.

Этот домик разноцветный,

Как хозяин длинноух!

Этот милый кролик Крош!

- Крош предлагает нам немного отдохнуть.

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).

В руки вы снежки возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз снежки вы опустите,

И опять на них взгляните.

Снежок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас снежок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

А теперь в игру вступайте.

Мы шагаем, как Совунья

Приседаем мы как Пин.

Делаем наклон как Ёжик.

Вместе с Крошем мы бежим.

Пудрим носики как Нюша.

Мы с Лосяшем, вдаль глядим.

Роем грядки как Копатыч.

Машем крыльями как Карыч.

Вместе с Барашем сесть хотим.

- Немного отдохнули, надо дальше идти, мы должны выполнить все задания, чтобы получить ордена от Совуньи

- Чей же следующий домик?

- Перед нами дом зелёный

Он такой из-за травы,

Проживает там учёный,

Он ценитель красоты!

В этом доме много книжек,

И планеты сей муляж,

Называет его глобус.

Ну конечно же – Лосяш!

- Что же для нас приготовил Лосяш? А он просит нас подобрать слова с противоположным значением. Как будет наоборот.

-Какие вы у меня молодцы!

Лосяш предлагает поиграть еще в одну игру.

- Слушаем загадку. О следующем герое.

А вы знали, на деревьях

Тоже можно строить дом?

В этом доме есть варенье,

Чай лечебный в доме том.

Очень мудрая хозяйка,

Если кто-то заболеет,

То идёт всегда к Совунье!

Совунья предлагает вам поиграть с ней в игру.

Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются

жок – сне (снежок).

- Ну вот мы и пришли к Совунье, значит мы все задания выполнили. Совунья всем вам вручает медали за хорошую работу.

III. Заключительная часть занятия.

- Ребята вы сегодня отлично справились с заданиями! Я поздравляю вас с получением орденов.

Давайте вспомним о чем мы говорили сегодня?

Скажите трудные были задания?

А какое задание вам больше всего понравилось?

Спасибо вам за занятие!

Мы искали каким звуком отличается похожие по произношению слова

Мы познакомились с понятием многозначное слово.

Подбирали слова с противоположным значением.

И даже составили слова из слогов.


-75%

Читайте также: