Информационная грамотность и информационная культура конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

ХХI век – это век информации. С каждым годом объемы информации увеличиваются. Следовательно, чтобы быть готовым к жизни в информационном обществе, свободно ориентироваться в информационном потоке, необходимо обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.

(Для жизни в информационном обществе человек должен обладать определенными знаниями, он должен иметь представление об информации и информационных процессах, устройстве компьютера и программном обеспечении, информационном моделировании и решении задач с помощью компьютера. Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков, необходимых для адаптации человека в обществе. Создание и редактирование документов на компьютере становиться социально необходимым умением, достаточно посмотреть на объявления о приеме на работу. Современные информационные технологии позволяют включать в состав документа любые мультимедийные объекты (графику, звук, анимацию, видео). В современном обществе важно умение обрабатывать числовую информацию на компьютере. Важнейшей составной частью информационной культуры является коммуникативная культура. Получение информации из сети становится неотъемлемой частью информационной культуры человека. Современному человеку вряд ли необходимы навыки традиционного черчения на ватмане, важнее умение использовать для создания чертежей компьютер.)

В течение учебного года мы с вами познаём азы информационной культуры. Давайте вспомним чему вы научились.

Проводится беседа по предложенной теме.

В конце беседы подводится итог сказанному. Обратить внимание детей на правовой и нравственный аспект вопроса. Работа в компьютерных сетях требует знания и соблюдения правил поведения принятых в сети. Осуждается пропаганда насилия на страницах сайтов в сети Интернет, наркотиков и порнографии. Необходимо знать и выполнять существующие законы, запрещающие нелегальное копирование и использование программного обеспечения. Компьютерные пираты, нелегально тиражируя программное обеспечение, обесценивают труд программиста и нередко предлагают пользователю недоработанные программные продукты. Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютер и другие современные технические средства и методы. Что означает обладать информационной культурой? Это означает уметь:

Работать на компьютере;

Работать с компьютерными программами;

Получать информацию и использовать её;

Работать с различной информацией;

Общаться с другими людьми;

Передавать информацию людям;

Понимать в каких случаях эффективно применение компьютера.

2. Практическая работа.

Делимся на группы, каждая из которых получает свой вариант задания. Учащиеся в группах распределяют задания, кто какое задание будет выполнять. После выполнения задания учащиеся поочередно выступают с ответами на вопросы пункта 1 и объясняют решения пункта 2.

1. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

Каково назначение текстового редактора? Приведите примеры текстовой информации.

Какие операции над текстом можно отнести к редактированию?

Какие вы знаете клавиши редактирования?

Приведите примеры графической информации.

Расскажите о назначении графического редактора.

Назовите устройства вывода графической информации.

Какой тип графического редактора (растровый или векторный) вы выберите для разработки символов нового шрифта, учитывая, что шрифт должен масштабироваться без потерь качества изображения?

Сформулируйте назначение программ обработки электронных таблиц

Назовите основные структурные единицы электронных таблиц

В чем заключается отличие абсолютных ссылок от относительных. Приведите пример.

В ячейку В7 ввели формулу =(А6+А7)*$D$4. Затем эту формулу скопировали в ячейку F7. Какая формула содержится в ячейке F7? (Ответ: =(Е6+Е7)*$D$4)

2. Выполните на компьютере следующее задание.

Создайте иллюстрацию к следующему тексту:

В осенний ясный немножко холодный утром день, береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе. Низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего. Небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой. Изморозь ещё белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья.

Сохраните иллюстрацию в файле на диске.

Создайте текстовый документ

Кроссворд №4

По горизонтали: 2. Знак арифметической операции. 3. Арифметическая операция. 4. Арифметическая операция. 5. Взаимоотношения между различными фирмами – производителями ПК.

По вертикали: 1. Жесткий диск.

Подготовьте таблицу для расчета стоимости подписки в зависимости от срока

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Информатика, 10 класс. Урок № 1.

Тема — Информация и информатика. Информационная грамотность и информационная культура

Перечень вопросов , рассматриваемых в теме: Информация — фундаментальное понятие современной науки. Свойства информации (объективность, достоверность, полнота, актуальность, понятность, релевантность). Виды информации. Информатика — научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации.

Информационная культура и информационная грамотность. Этапы работы с информацией

Глоссарий по теме : Информатика, информация, свойства информации (объективность, достоверность, полнота, актуальность, понятность, релевантность), виды информации, информационные процессы, информационная культура, информационная грамотность.

Основная литература по теме урока:

Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017

Дополнительная литература по теме урока:

И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина, Л. В. Шестакова Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

Теоретический материал для самостоятельного изучения :

Каждый из нас понимает, что такое информация, а вот сформулировать строгое определение вряд ли кому-то удастся. Обратимся к словарям. Тут нас тоже ждет проблема: двух одинаковых определений не найти. В чем же тут дело?

На уроке нам предстоит определить свойства информации, которые делают ее качественной, пригодной для принятия решений.

На уроке вы будете оценивать информацию с позиции ее свойств. И классифицировать по принятому основанию.

Выполнять работу по свертыванию большого объема текстовой информации с помощью графической формы (кластера, интеллект-карты и др.).

Почему же эти определения такие разные?

Осмыслением информации как фундаментального понятия занимается наука философия.

Рассмотрим три философские концепции информации:

Коротко различия в этих концепциях можно описать так:

Характеристики информации определяют границы ее использования. Идеальная информация, пригодная для использования должна обладать следующими свойствами:

Любая информация не идеальна, ее свойства достигаются условно. Так свойство объективности информации достигается условно потому, что информации свойственен дуализм — она объективна в силу объективности данных и субъективна в силу применяемых методов.

Информацию удобно классифицировать, выбрав для классификации различные основания.

Изучение принципов работы с информацией, закономерностей протекания информационных процессов в различных средах, а также методов и средств их автоматизации — задача информатики. Наука информатика очень молода. Несмотря на короткую историю в качестве официальной научной дисциплины, информатика внесла фундаментальный вклад в науку и общество. По сути, это одна из основополагающих наук текущей эпохи человеческой истории.

Информационная культура — готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.

Информационная грамотность — способность человека идентифицировать потребность в информации. Умение ее эффективно искать, оценивать и использовать.

Работу человека с информацией обязательно нужно планировать. Правильная, хорошо продуманная работа с информацией экономит время, повышает эффективность, снижает уровень информационного стресса. Несомненно, этот навык развивается и не стоит ждать быстрых результатов.

Большая часть накопленной человечеством информации зафиксирована в текстовой форме. Умение читать и ориентироваться в прочитанном позволят некоторые приемы работы с текстовой информацией.

Самым простым приемом, доступным и в бумажном и в цифровом тексте — делать отметки. Каждый может придумать свои знаки для замечаний внутри текста, например:

Свертывание одного текста в другой, более компактный — тоже известный и хорошо зарекомендовавший себя прием. Формы сворачивания текста хорошо вам известны.

Хотя способ замены текста рисунками был известен еще во времена эпохи Возрождения, сегодня он востребован не только в виде электрических схем и чертежей.

Информация — одно из фундаментальных понятий современной науки.

Свойства информации: объективность, достоверность, полнота, актуальность, полезность, понятность и др.

Информационная культура — готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.

Информационная грамотность — способность человека идентифицировать потребность в информации, умение её эффективно искать, оценивать и использовать.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Елена Сергеевна. Сегодня мы поработаем совметсно. Не волнуйтесь, я вам помогу и подскажу, если вы что-то забудете или затруднитесь ответить.

  1. Актуализация знаний.
  1. Давайте повторим, какие этапы в своем развитии, прошло человеческое общество?
  2. Доиндустриальное, индустриальное, информационное.
  3. А сейчас вспомним, как с развитием общества менялись способы передачи информации и информационные носители. Будем работать в группах. Ваша задача заполнить в предложенной таблице одну из строк, каждой группе – свою позицию.

Работа в группах. Заполнить таблицу:

Таблица 1. Этапы развития человеческого общества

Основное направление деятельности общества

Способы передачи информации

Устройства для обработки
информации

разговорная речь, письменность

Наскальные рисунки, глиняные таблички, папирусы, пергамент, бумага

Счетные палочки, абак, счеты

Телеграф, телефон, радио,
телевидение

Печатные книги, пластинки, кинопленка аудиокассеты

Аналитическая машина Беббиджа, механический калькулятор – арифмометр

Дискеты, CD-диски, DVD-диски, флэш-карты

  1. Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопрос: является ли появление компьютера закономерным процессом развития общества и почему?
  2. В информационном обществе главное – это работа с информацией, ее количество постоянно растет. Люди с давних времен совершенствовали устройства для обработки информации. Таким образом, появление универсального устройства для обработки информации – персонального компьютера – является закономерным.
  3. Вы правы, компьютер разработан для сокращения рутинных действий человека с информацией, поэтому можно считать этот процесс закономерным.
  1. Постановка проблемы.

Как мы сказали, количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в море информации.

Информационная культура – знания и умения в области информационных и коммуникационных технологий, а также знание и соблюдение юридических и этических норм при работе с информацией.

  1. Вывод : обратите внимание, что наша попытка сформулировать определение была достаточно успешной. Вы должны знать это определение.
  1. Закрепление.
  1. Информационная культура состоит не только в овладении определенными знаниями и умениями, но и предполагает знание и соблюдение юридических и этических норм и правил. А с какими нарушениями вы сталкивались при использовании компьютера или работе в сети?
  2. Использование пиратского компьютерного обеспечения, пропаганду насилия, наркотиков и порнографии в Интернете.
  3. Какие нормы и правила должны соблюдать пользователи при общении с помощью электронной почты, в чатах, на форуме? Посоветуйтесь в группе и сформулируйте основные этические нормы и правила для таких стилей общения. Группа 1: Правила этикета для электронной почты. Группа 2: Правила этикета для общения в чате. Группа 3: Правила этикета для общения на форуме.
  4. Отвечают по группам…
  5. Верно, вот некоторые правила, что предлагает нам интернет и другие источники.
  6. Несмотря на некоторые особенности, связанные с виртуальностью и анонимностью такого общения, основой остается уважение к собеседникам и грамотность.
  1. Подведение итогов урока.
  1. Почему сегодня так важно говорить об информационной культуре? В чем ее актуальность?
  2. Падение общего культурного уровня в обществе, естественно влечет за собой падение и информационной культуры.
  3. А зачем вообще современному человеку обладать информационной культурой и ее составляющими?
  4. Чтобы идти в ногу со временем. Чтобы быть успешным человеком в новом информационном обществе.

знание правил, обладание навыками – залог успешности человека.

Толковый словарь Ожегова.

КУЛЬТУРА , -ы, ж. 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков. 2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры. 3. Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда. 4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. органической ткани. 5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов). Физическая к. (физкультура). л, речи, || прил. культурный, -ая, -ое (к 1, 3 и 4 знач.).

Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

КУЛЬТУРА – (от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Толковый словарь Даля

КУЛЬТУРА – ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка;

– образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор. в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника.


Требования к знаниям и умениям

Обучающиеся должны знать:

все составляющие информационной культуры;

достоинства и недостатки растровой графики;

форматы растровых файлов.

Обучающиеся должны уметь:

использовать нормативную, юридическую литературу, касающуюся информационных ресурсов;

находить и использовать иные нормативные документы, применяя поиск в сети Интернет и в СПС;

пользоваться информационными ресурсами;

выработать в себе черты человека, владеющего информационной культурой. вычислять объем растровых изображений;

Программно-дидактическое оснащение:

Угринович, § 6.2, с.169

Организационный момент

Актуализация знаний

Что предшествовало развитию информационного общества?

Какие критерии развития информационного общества вы знаете?

С чем связаны информационные революции?

Постановка целей урока

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен овладеть информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.

Работа по теме урока

Какой человек считается культурным?

Человек, который обладает:

знаниями, умениями, профессиональными навыками;

уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития;

способами и формами взаимного общения людей.

В чем проявляется информационная культура человека?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы к образу культурного человека будем добавлять элементы, иллюстрирующие черты информационной культуры человека.

Какими качествами должен обладать человек для оптимального существования в современном мире?

Информационная культура, представляя собой систему, имеет системообразующее ядро, которым является информационная деятельность. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется:

в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

во владении основами аналитической переработки информации;

в умении работать с различной информацией;

в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности;

в знании правовых и этических норм информационной деятельности человека.

Практическая работа

(Для выполнения заданий класс (группу) следует разделить на три части).

Задание 1. Перечислите минусы в использовании информационных технологий.

Задание 2. Перечислите проблемы, которые могут возникать при постоянном контакте с компьютером (Интернетом).

Задание 3. Как предотвратить Интернет-зависимость?

Подведение итогов урока

(Обучающиеся достаточно высоко оценивают свой уровень информационной культуры. Так как они считают, что наличие у них компьютеров, выхода в Интернет, мобильных телефонов свидетельствует об их высоком уровне информационной культуры. Обучающиеся используют ИКТ в основном для переписки, игр, поиска информации по предметам, написании рефератов, меньше – для общения в чатах.)

Но информационная культура – это не только владение компьютером и умение работать в Интернете, но и использование этих навыков для развития личности, самообразования, познания мира, а не для обмана других людей.

Информационная культура необходима любому современному человеку в нашем обществе, без нее невозможно существование информационного общества, на пути к созданию которого находится Россия.

Информационная культура должна стать частью общей культуры человека, являющейся совокупностью всех форм преобразования деятельности человека и общества и существенной характеристикой жизни общества.

Домашнее задание

Читайте также: