Решение задач по теме механические волны 11 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Приложение 1.doc

Вопрос 1. Механические волны - это..

1.колебание маятника
2. периодически повторяющийся процесс
3. колебание, которое распространяется в упругой среде

Вопрос 2. Поперечные волны -это.

1.волны, частицы в которых колеблются вдоль линии распространения
2. волны, частицы в которых колеблются перпендикулярно линии распространения
3. волны, частицы в которых колеблются под углом к линии распространения

Вопрос 3. Продольные волны - это.

1.волны, частицы в которых колеблются вдоль линии распространения
2. волны, частицы в которых колеблются перпендикулярно линии распространения
3. волны, частицы в которых колеблются под углом к линии распространения

Вопрос 4. Поперечные волны могут распространяться.

1.в газах и твердых телах
2. в жидких и твердых телах
3. в твердых телах

Вопрос 5. Продольные волны могут распространяться.

1.в газах и твердых телах
2. в жидких и твердых телах
3. в газах, жидкостях и твердых телах

Вопрос 6. Может ли при распространении волны переноситься энергия и вещество?

1.энергия - нет, вещество - да
2. энергия - да, вещество - нет
3. энергия и вещество – да

Вопрос 7. Звуковая волна - это.

1.волна, распространяющаяся в пространстве с частотой от 16 Гц до 20 кГц
2. волна, распространяющаяся в пространстве с частотой меньше 16 Гц
3. волна, распространяющаяся с частотой больше 20 кГц

Вопрос 8. От чего зависит громкость звука?

1.от частоты колебаний
2. от амплитуды колебаний
3. от частоты и амплитуды

Вопрос 9. Чем определяется высота тона?

1.частотой колебаний
2. амплитудой колебаний
3. частотой и амплитудой

Вопрос 10. Могут ли звуковые волны распространяться в безвоздушном пространстве?

1.могут, например звук выстрела
2. могут, если звуковые волны - поперечные
3. не могут

Вопрос 11. Что такое ультразвук?

1.звук с частотой меньше 20 кГц
2. звук с частотой больше 20 кГц
3. звук с частотой равной 20 кГц

Вопрос12. Что такое инфразвук?

1.звук с частотой меньше 16 Гц
2. звук с частотой равной 16 Гц
3. звук с частотой больше 16 Гц

Выбранный для просмотра документ Решение задач по теме Колебания и волны. Звук.ppt

Дзюрич Елена Алексеевна учитель физики МОУ «СОШ с. Агафоновка Питерского райо.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дзюрич Елена Алексеевна учитель физики МОУ «СОШ с. Агафоновка Питерского райо.






(русская сказка) «Змей так свистнул - деревья закачались, все листья с них ос.

Кругом – возрастающий крик, Свистки и нечистые речи, И ярмарки гулу – далече.

Длина волны равна 2 м, а скорость ее распространения 400 м/с. Определите, ск.

Длина волны равна 2 м, а скорость ее распространения 400 м/с. Определите, сколько полных колебаний совершает эта волна за 0,1 с.

Дано: Решение.  = 2 м  = T, T = t / n,  =  t / n,  = 400 м/с t = 0.

Дано: Решение.  = 2 м  = T, T = t / n,  =  t / n,  = 400 м/с t = 0,1 с n=  t /  , n -? n =400 м/с  0,1 с / 2 м = 20 Ответ: n = 20

Вася заметил, что ворона в течение 1 минуты каркнула 45 раз. Определите пери.

Вася заметил, что ворона в течение 1 минуты каркнула 45 раз. Определите период и частоту колебаний.

Дано: СИ Решение. T = t / n, ν = 1 / T t = 1 мин 60 с T = 60 с / 45 = 4.

Дано: СИ Решение. T = t / n, ν = 1 / T t = 1 мин 60 с T = 60 с / 45 = 4 / 3 (с) n = 45 ν = 1 / (4/3 с) = 3/4 (Гц) T - ? ν -? Ответ: T = 4/3 с, ν = 3/4 Гц

Димка заметил, что во время танца на дискотеке за 5 минут он подпрыгнул 120.

Димка заметил, что во время танца на дискотеке за 5 минут он подпрыгнул 120 раз. Каковы период и частота данных колебаний?

Дано: СИ Решение. T = t / n, ν = 1 / T t = 5 мин 300 с T = 300 с / 120 =.

Дано: СИ Решение. T = t / n, ν = 1 / T t = 5 мин 300 с T = 300 с / 120 = 2,5(с) n = 120 ν = 1 / 2,5 с = 0,4 (Гц) T - ? ν -? Ответ: T = 2,5 с, ν = 0,4 Гц

Какие понятия и формулы мы повторили? Что нового узнали на уроке? Чем запом.

Какие понятия и формулы мы повторили? Что нового узнали на уроке? Чем запомнился вам урок? Оцените свою работу на уроке.

http://www.jeffreycharron.com/publishImages/index~~element18.jpg http://im5-t.

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта урока.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Агафоновка

Дзюрич Елена Алексеевна

учитель физики муниципального

общеобразовательного учреждения «Средняя

общеобразовательная школа с. Агафоновка

Конспект и презентация к уроку. Урок физики в 9 классе. Урок обобщения, закрепления и комплексного применения знаний. На данном уроке отрабатываются навыки решения качественных и количественных задач. Расширяется кругозор обучающихся по предмету. Предложенные задачи помогают школьникам лучше узнать и полюбить физику, увидеть ее проявление в повседневной жизни. Презентация также может быть использована на кружковой работе.

Познавательные: сформировать практические умения решать качественные и количественные задачи.

Развивающие: сформировать логические умения при анализе сюжета задач, планировании решения и реализации плана.

Воспитательные: проконтролировать усвоение знаний, сформировать навыки общения между обучающимися, их мировоззрение.

Тип урока. Урок обобщения, закрепления и комплексного применения знаний.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют:

– преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями;

– определять способы решения задач под руководством учителя;

– выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя;

– формулировать новые знания совместными групповыми усилиями;

– участвовать в коллективном обсуждении задач;

– проявляют ситуативный познавательный интерес к учебному материалу.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Учитель направляет обучающихся на совместное формирование целей урока.

Совместно с учителем формулируют цели урока.

Предметные УУД: осознавать эволюцию взглядов на решение задач;

определять цели учебной деятельности;

видеть проблему, осознавать возникшие трудности;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Организует проведение тестового задания.

Записывают ответы на вопросы теста

Предметные УУД: анализировать, обобщать, сравнивать;

работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели;

Коммуникативные УУД: осознанно использовать речевые, создавать письменные тексты;

Личностные УУД: осознавать свои эмоции, вырабатывать уважительное отношение к другому, осваивать социальные роли и правила

Решение качественных задач.

Осуществляет подборку качественных задач.

Обсуждают и решают предложенные задачи.

уметь планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать полученные знания;

Познавательные УУД: закрепить общеучебные и логические умения и навыки.

Коммуникативные УУД: уметь сформулировать ответ.

Решение количественных задач.

Осуществляет подборку количественных задач.

Обсуждают и решают предложенные задачи, записывают решение в тетрадях.

Подведение итогов урока.

Подводит итоги урока. Проводит рефлексию.

Отвечают на вопросы рефлексии.

Саморегуляция. Оценка степени достижения цели;

Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания.

Объясняет домашнее задание.

Записывают необходимую информацию по выполнению домашнего задания.

Организационный момент. Формулирование целей урока.

Самостоятельная работа.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Раздает тестовые задания каждому ученику. Сообщает о времени, отведенном на выполнение. (5-7 минут)

По окончании обмениваются листочками и выполняют взаимопроверку. (1мин.)

Решение качественных задач.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Физика – наука интересная. Сегодня мы сделаем попытку навести мосты между физикой и миром литературных произведений.

Объясните с физической точки зрения некоторые пословицы.

Где еще мы можем услышать аналогичный скрип?

На этом свойстве основан также метод выстукивания в медицине, а также при контроле качества вагонных колес и при проверке целостности посуды.

Деготь выполняет роль смазки при трении колес об ось. Нет смазки - трение велико, оно вызывает колебания колес на оси телеги и самой оси, при этом появляется скрипучий звук.

По той же причине скрипят несмазанные петли дверей.

При ударе по дереву древесина приходит в колебание, появляется звук. Здоровое дерево и дерево с дуплом звучат по-разному.

Отклик получается при отражении звука от препятствий. Это эхо.

Влажность воздуха влияет на распространение звука. С повышением влажности изменяется плотность воздуха и его способность проводить звук.

Также задачи по физике можно найти в сказках, мифах, легендах.

Какие физические явления вы узнаете в этом эпизоде?

Колебания под действием ветра. Вынужденные колебания.

Кругом – возрастающий крик,

Свистки и нечистые речи,

И ярмарки гулу – далече

В полях отвечает зеленый двойник.

Решение количественных задач.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

С качественными задачами вы справились успешно, теперь решим задачи на вычисление величин колебательного движения.

Длина волны равна 2 м, а скорость ее распространения 400 м/с. Определите, сколько полных колебаний совершает эта волна за 0,1 с.

Обучающиеся решают задачу, оформляя решение в тетрадях и на доске.

Вася заметил, что ворона в течение 1 минуты каркнула 45 раз. Определите период и частоту колебаний.

Для того, чтобы получить верный ответ, необходимо перевести 1 минуту в секунды. Оформление решения задачи в тетрадях и на доске.

Димка заметил, что во время танца на дискотеке за 5 минут он подпрыгнул 120 раз. Каковы период и частота данных колебаний?

Оформление решения задачи.

Подведение итогов урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сегодня на уроке мы научились решать задачи на расчет основных характеристик колебательного движения.

Какие понятия и формулы мы повторили?

Колебания, волны, виды волн, звуковая волна. Формулы периода, частоты, длины волны колебаний.

Что нового узнали на уроке?

Чем запомнился вам урок?

Многие явления в произведениях можно объяснить с физической точки зрения.

Оцените свою работу на уроке.

Оценивают работу на уроке.

Домашнее задание.

1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений- 13-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2008. – 300, [4]с.: 1 л. цв. вкл.

2. Тихомирова С.А. Физика в загадках, пословицах, сказках, полэзии, прозе и анекдотах: пособие для учащихся и учителей /С.А. Тихомирова. – М.: Мнемозина, 2008. -152 с.: ил.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 583 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.11.2015 10301
  • ZIP 1.9 мбайт
  • 266 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Дзюрич Елена Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: продолжить формировать умения решать задачи по данной теме.

Задачи урока :

2.Развивающая : развитие операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение ) при решении задач; совершенствовать вычислительные навыки

  • самостоятельности
  • интереса к предмету,
  • коммуникативных качеств,
  • формирование умений концентрировать внимание
  • уверенности в своих силах.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Оборудование : ПК, презентация

Обеспечение урока:

Ход урока.

7..Информация о домашнем задании

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний учащихся
  • Что называется волнами?
  • В чём заключается общее свойство бегущих волн любой природы?
  • Какие волны называются продольными, поперечными?
  • В каких средах они распространяются?
  • Что называют периодом волны? Частотой, длиной волны?
  • Напишите формулу, связывающую скорость распространения волны с длиной волны и частотой или периодом?

3.Целеполагание и мотивация

Как вы думаете, какая цель нашего сегодняшнего урока? Что мы с вами будем делать на уроке, после изучения новой темы?

4.Применение знаний

Решение качественных задач

1.Может ли возникнуть эхо в степи (нет, тк нет преграды)

2.Судья соревнований по ходьбе стоит на финише. Когда он должен пустить в ход свой секундомер :когда увидит дым стартового пистолета или услышит выстрел?( Когда увидит дым )

3.Почему при закрытых дверях и окне шум с улицы или из коридора в комнате менее слышен?( заглушается звук)

5.Почему трубы отопления так хорошо передают звук? ( в твёрдых телах звук распространяется быстрее, в металле звук- а это продольные волны- затухает слабо)

6.Что вы слышите и почему, если на газету насыпать небольшую горку сухого песка и начать катать по нему тяжёлую цилиндрическую гирьку. ( Песок поскрипывает, Песчинки имеют неправильную форму, и при трении гирьки о шероховатую поверхность возникает звук; кроме того под действием приложенной силы некоторые из них разрушаются, тоже издавая звук.)

7. Какое утверждение верно?

  • Всякое звучащее тело колеблется
  • Всякое колеблющееся тело звучит

( Верно первое, т.к. ухо человека воспринимает в виде звука колебания определённых частот от 16 -20000Гц. Остальные колебания не являются звуковыми, поэтому не всякое колеблющееся тело звучит)

1вариант 1018, 1030,1035

2вариант 1019, 1031, 1035

6.Рефлексия

В конце урока ребята отвечают на небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку

Название величины

Обозначение

Единица измерения

Формула

Длина волны

λ

λ = vT ;

λ = v / v

Скорость волны

v

v = λ / T ;

v = λv

Период колебаний

T

T = λ / v ;

T = t / N

Частота колебаний

v

v = v / λ ;

v = N / t

Число колебаний

N

N = t / T ;

N = vt

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Задача № 1. Лодка качается на волнах, распространяющихся со скоростью 4 м/с, и за 10 с совершает 20 колебаний. Каково расстояние между соседними гребнями волн?

Задача № 2. Голосовые связки певца, поющего тенором (высоким мужским голосом), колеблются с частотой от 130 до 520 Гц. Определите максимальную и минимальную длину излучаемой звуковой волны в воздухе. Скорость звука в воздухе 330 м/с.

Задача № 3. Скорость звука в эбоните 2400 м/с, а в кирпиче — 3600 м/с. В каком веществе звуковому сигналу требуется большее время для распространения? Во сколько раз?

Задача № 4. Расстояние между ближайшими гребнями волн в море 6 м. Лодка качается на волнах, распространяющихся со скоростью 2 м/с. Какова частота ударов волн о корпус лодки?

Задача № 5. Наблюдатель, находящийся на расстоянии 2 км 150 м от источника звука, слышит звук, пришедший по воздуху, на 4,8 с позднее, чем звук от того же источника, пришедший по воде. Определите скорость звука в воде, если скорость звука в воздухе равна 345 м/с.

Задача № 6. Охотник выстрелил, находясь на расстоянии 170 м от лесного массива. Через сколько времени после выстрела охотник услышит эхо?

Задача № 7. Мимо неподвижного наблюдателя, стоящего на берегу озера, за 6 с прошло 4 гребня волны. Расстояние между первым и третьим гребнями равно 12 м. Определить период колебания частиц волны, скорость распространения и длину волны.

Задача № 8. Скорость звука в воде 1450 м/с. На каком расстоянии находятся ближайшие точки, совершающие колебания в противоположных фазах, если частота колебаний равна 725 Гц?

Задача № 9. Длина волны в воздухе 17 см (при скорости 340 м/с). Найти скорость распространения звука в теле, в котором при той же частоте колебаний длина волны равна 1,02 м.

Задача № 10. ОГЭ Расстояние между гребнями волн в море λ = 5 м. При встречном движении катера волна за t = 1 с ударяет о корпус катера N1 = 4 раза, а при попутном — N2 = 2 раза. Найти скорость катера и волны.

Задача № 11. ОГЭ Звуковые колебания, имеющие частоту v = 500 Гц и амплитуду А = 0,25 мм, распространяются в воздухе. Длина волны λ = 70 см. Найти скорость распространения колебаний v и максимальную скорость частиц среды.

Краткая теория для решения Задачи на Механические волны.



5) поляризация механических волн; когерентные источники.

Глоссарий по теме

Механическая волна – возмущение, распространяющееся в пространстве с течением времени.

Длина волны - наименьшее расстояние между частицами, совершающими колебание с одинаковой фазой.

Волновая поверхность - волна, фронт которой имеет форму плоскости.

Фронт волны - это поверхность, до которой дошли колебания к данному моменту времени.

Громкость звука - субъективное восприятие силы звука, зависит от амплитуды.

Высота тона - качество звука, зависящее от частоты колебаний голосовых связок в единицу времени.

Тембр - характерная окраска звука.

Поглощение - превращение энергии волны в др. виды энергии в результате её взаимодействия с др. волнами или со средой, в которой она распространяется.

Интерференция - взаимное увеличение или уменьшение результирующей амплитуды двух или нескольких когерентных волн при их наложении друг на друга.

Дифракция - явление огибания волнами препятствий.

Когерентные источники – такие источники, которые обеспечивают постоянную во времени разность фаз слагаемых волн в различных точках.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика.11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2014.С.53-66

Основное содержание урока

Волна - процесс распространения колебаний с течением времени.

Механическая волна переносит энергию, но не переносит вещество.

Волны, в которых частицы среды во время колебаний сдвигаются в направлении, перпендикулярном направлению распространения волны, называются поперечными.

Волны, в которых частицы среды во время колебаний сдвигаются вдоль направления распространения волны, называются продольными.

Продольные волны могут распространяться в любой среде.


Частоту колебаний каждой точки среды называют частотой волны .


Величину, обратную частоте, называют периодом волны:



Длина волны это расстояние между двумя ближайшими точками, которые колеблются в одной фазе.

Расстояние, на которое распространяются колебания за время одного периода, называется длиной волны.

скорость волны для определенной среды


Эту формулу называют формулой волны.

Механические колебания с частотой от17 до 20 000 Гц называются звуковыми.

Разбор тренировочных заданий

1. Какой из признаков колебательного движения назван ошибочно?

1) возникает благодаря действию на тело, выведенного из положения равновесия, возвращающей силы;

2) тело движется около положения равновесия;

3) энергия в пространстве не переносится, происходит переход кинетической энергии в потенциальную и наоборот;

4) распространяется в пространстве с течением времени

Так как колебательное движение – это движение, повторяющееся через определенный промежуток времени, и тело движется около положения равновесия, и распространяется в пространстве с течением времени, то неправильным является третье утверждение: энергия в пространстве не переносится, происходит переход кинетической энергии в потенциальную и наоборот.

Правильный ответ: 3) энергия в пространстве не переносится, происходит переход кинетической энергии в потенциальную и наоборот.

2. Ультразвуковой сигнал с частотой 60кГц возвратился после отражения от дна моря на глубине 150 м через 0,2с. Длина ультразвуковой волны ________ м.

Читайте также: