Конспект занятия дифференциация рь и ль

Обновлено: 07.07.2024

1. Различение звуков на слух (по акустическим признакам) :

(Показываю соответствующие символы-картинки)

2. Дифференциация изолированных звуков :

б) по моторным признакам: в любом порядке показываю ребёнку картинки-символы, а ребёнок произносит соответствующие звуки.

рю - … (лю); ля - … (ря, ли - … (ри, ле - … (ре, лё - … (рё, лю - … (рю).

ковылять - … (ковырять); рейка - … (лейка, лепка - … (репка, рис - … (лис).

Слова: апрель, ныряли, крикливый.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Дифференциация звуков р – рь, л – ль.

Цели: работа над дифференциацией звуков р-рь, л-ль; активизация мышц языка, формирование полноценных фонематических процессов путем дифференцированного и индивидуального подхода, развитие речевого дыхания, фонематического слуха, обогащение словаря детей, формирование навыков связной, плавной, четкой, выразительной речи.

Оборудование: зеркала, изображение профилей, карточки для дыхательной гимнастики, предметные картинки, карточки со словами

- Учитель:

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок…

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

II . Работа по теме урока.

1.Выделение звуков из слов.

Лошадь, лягушка, рябина, рысь.

hello_html_m461a2150.jpg
hello_html_18e0ab41.jpg

hello_html_52aed870.jpg
hello_html_7ad7d100.jpg

( обучающийся выделяет звук, дает ему характеристику)

2.Артикуляционная гимнастика.

а)произнеси с ударением на разную гласную:

а - о – у – ы, а - о – у – ы,

а - о – у – ы, а - о – у – ы,

Цирк по улице идёт,

Все стоят разинув рот.

(широко открывают рот, удивляются)

Цирковое представленье

Нам поднимет настроенье!

Мишка ходит по канату!

Он получит мёд в награду.

(упр. Вкусное варенье)

Выполнив удачный трюк,

Радостно поёт индюк.

На качели куры сели,

Вверх под купол полетели:

Вверх-вниз…вверх-вниз.

Крепче, курочка, держись!

Две мартышки-акробатки

Ловко скачут на лошадке.

(упр. Лошадка)

Упр. Чистим зубы:

Чистим зубы, чистим зубы

И снаружи и внутри

Не болели, чтоб они.

Красить комнату пора

Пригласили маляра.

3. Работа с профилями.

4. Изолированное произнесение звуков перед зеркалом.

Речевой наш аппарат поработать очень рад!

Потрудились все на славу: губы, зубы и язык.

Он с воздушною струею в мире жить давно привык.

Теперь нам не составит труда произнести наши звуки.

- Внимательно слушаем и выполняем команды.

Р - кончик языка касается бугорков за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, форма языка напоминает ложечку, под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит, голосовые связки работают, есть голос.

РЬ - губы немного растянуты, передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами или верхних зубов, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, спинка языка приподнята, язык напряжен, под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит, голосовые связки работают, есть голос.

Л - кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами, средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены, форма языка напоминает седло, выдыхаемый воздух проходит по бокам языка, голосовые связки работают, есть голос.

ЛЬ - губы растянуты в улыбке, передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами, средняя часть спинки языка приподнята, задняя часть спинки языка опущена, язык напряжен, выдыхаемый воздух проходит по бокам языка, голосовые связки работают, есть голос.

- Я произношу звуки, вы хлопаете в ладоши, когда услышите звуки р, рь, л, ль.

6.Слушай и повторяй:

Р-л-р-л ларару

Ра-ла-ра-ла лурара

Ру-лу-ру-лу ролыры

Ро-ло-ро-ло рылыла

Ры-лы-ры-лы рэлэра

Рэ-лэ-рэ-лэ рэлыра

7. Работа с учебником.

С. 108 (внизу слоги)

8.Слушай и повторяй.

Рь-ль-рь-ль вре-вре

Ри-ре-рю-ря кре-кле

Ли-ле-лю-ля мле-мре

9. Работа с учебником.

с. 109 (внизу слоги)

Мы лопатки взяли,

Грядки раскопали.

Грабли в руки взяли,

Грядки разровняли.

Семена рядами

Дружно мы сажали,

А потом водою

Теплой поливали.

11.Составь слова.

трактор ремень игла свалка малина радость рюкзак

рама колобок уголёк

12.Разложи слова по звукам.

- Назови место звука в слове.

- Подбери слово к схеме. (РЕМЕНЬ)

13.Составь словосочетания.

неисправный

долгожданная

14.Подбери слова, которые различаются одним звуком. (индивидуальная работа с карточками).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент (доска с предметными картинками)

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам поиграть в одну увлекательную игру! Но прежде чем мы начнем в нее играть, давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом занятии.

Посмотрите на доску, скажите, как гудит большой самолет? (Л-л-л) [1]


А теперь, изобразите, как гудит маленький самолетик? (Ль-Ль-Ль) [2]


Что общего в этих звуках, а чем они отличаются? (Ответы детей)

А теперь изобразите, как рычит большой тигр! (Р-р-р) [3]


А, как рычит маленький тигренок? (Рь-рь-рь) [4]


Расскажите об этих звуках! В чем их отличие? (Ответы детей)

2. Основная часть занятия

Задание 1. Характеристика, изучаемых звуков (слайд № 1)

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришли Гусеничка и Божья коровка, они учатся в школе насекомых, и учитель дал им задание пройти тест с вопросами. Они пришли к нам в детский сад за помощью. Давайте поможем им выполнить задания.

Если ответ выполнен правильно, вы сможете перейти к выполнению следующего задания.

А сейчас, тот кого я назову, нажмет на пару, выбранных им картинок и проверит правильность ответа.

Проверяем свой выбор!

Задание 4. Игра “Четвертый лишний” (слайд 8).

Задание 5. Соотнесение названия картинки с правильной схемой слова (слайд 11)

Логопед: Ребята, на этом слайде надо назвать картинку и подобрать к картинке правильную схему.

Логопед предлагает выделить, в заданном слове изучаемый звук, назвать его месторасположение и подобрать схему к слову.

6. Физминутка [5]

Логопед: А, теперь, я предлагаю вам немножко отдохнуть и размяться. Встаем из-за парт и выполняем вместе со мной упражнения:

Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолёт.
Раз, два — хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах),
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре —
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре —
И на месте походили. (Ходьба на месте.)

Задание 7. Определение местонахождения звука Л в слове и нахождение его на схеме (слайд 14)

Логопед: Определите, какой звук Л, или Ль вы слышите в слове ФИАЛКА, каким по счету он стоит?

Давайте проверим ответ!

Задание 8. Определение местонахождения звука Р в слове и нахождение его на схеме (слайд 17)

Логопед: Определите, какой звук Р, или Рь в слове МОРКОВЬ, каким по счету он стоит?

Проверяем правильность нашего выбора.

Задание 9. Ответы на вопросы (слайд 20)

Логопед: Как относятся друг к другу звуки Ль-Р?

Выберите подходящее утверждение, а теперь проверим его.

Задание 10. Прочитать слоги, найти недостающую часть и прочитать слово целиком (слайд 23)

Логопед: Ребята, прочитайте части слов, найдите пропущенный слог и назовите слово. Выбирайте ответы, щелкнув по ним левой кнопкой мышки.

Логопед: Прочитайте предложения, найдите среди них предложения, в которых автор допустил ошибку. Исправьте ошибку.
Нажмите на ответ левой кнопкой мышки.

Задание 12. Чтение предложений. Нахождение среди не правильных вариантов предложений, правильно написанного предложения (слайд 27).

Логопед: Ребята, на этом слайде, вам надо будет прочитать предложения и найти среди них одно предложение, которое написано правильно.
Выберете вариант ответа, щелкнув по нему левой кнопкой мыши.

3. Итог занятия (слайд 34)

Логопед: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями и помогли ответить на вопросы Гусеничке и Божьей коровке.

Наше сегодняшнее занятие подошло к концу. Вам понравилось заниматься помощником компьютером?

С какими звуками мы работали? Что можно о них сказать? Какое задание вам понравилось больше всего?

Данное занятие способствует дифференциации произношения звуков [Л]; [Ль]; [Р]; [Рь] в заданиях различной сложности, позволяет закрепить акустические и артикуляторные характеристики звуков [Л]; [Ль]; [Р]; [Рь]

Оценить 536 0

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Конспект занятия:

«Дифференциация звуков [Л]; [Ль]; [Р]; [Рь]

в слогах, словах, предложениях.

Составитель: Трапезникова Юлия Владимировна

учитель-логопед первой категории

Тема занятия:

Возрастная группа: подготовительная к школе.

Цель: Дифференциация звуков [Л]; [Ль]; [Р]; [Рь] в слогах, словах различной слоговой структуры, предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи: 1.Дифференцировать произношение звуков [Л]; [Ль]; [Р]; [Рь] в заданиях различной сложности. 2.Закрепить акустические и артикуляторные характеристики звуков [Л]; [Ль]; [Р]; [Рь] (модели звуков Акименко)

Коррекционно-развивающие задачи: 1.Развивать артикуляционную моторику. 2.Развивать мелкую моторику (развитие ритмичности, координации речи с движениями). 3. Развивать силу и длительность выдоха. 4. Развивать фонематический слух и восприятие (определение позиции звуков в слове). 5. Совершенствовать грамматический строй речи (употребление порядковых числительных в предложении). 6. Развивать эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивость).

Воспитательные задачи: 1. Воспитывать интерес к занятиям. 2. Воспитывать нравственные качества: взаимовыручку, взаимопомощь.

Методы и приемы:

Методы активизации практической деятельности детей: игровые задания, подбор предметных картинок; игра с мячом.

Методы словесные: беседа;

Методы стимулирования поведения (сюрпризный момент);

Методы контроля, самоконтроля и самооценки (анализ результатов собственной деятельности).

Методы наглядные: демонстрация наглядных пособий;

Планируемое время проведения: 15 мин.

Конспект занятия

I . Вводная часть.

1. Организационный момент.

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор…. ( Айболит)

Скажи, пожалуйста, а кто написал эту сказку? (знаменитый детский писатель и поэт Корней Чуковский)

Я тебя сегодня приглашаю в сказку к доктору Айболиту.

Глаза закрой и наклонись

В книге сказок окажись.

Вот мы и в сказке. Сегодня к доктору придут особенные животные и птицы. Чем же они особенные? Послушай.

Приходили к нему лечиться

И коРова, и воЛчица и свеРчок.

Что за больные к доктору приходили?

Чем же они особенные?

Да, сегодня к доктору Айболиту придут только те животные, в названии которых есть звуки Л, Р. А мы будем правильно произносить эти звуки в слогах, словах, предложениях.

II . Основная часть.

1. Уточнение артикуляционного уклада звуков [р], [л]. Характеристика звуков.

- Посмотри, это модели каких звуков и как мы произносим

- Это модель звука [Р].

Когда произносим звук [Р], губы округлены, а язык много раз ударяет за верхними зубами, горлышко работает. Звук [Р] согласный, звонкий, может быть мягким и твёрдым.

Это модель звука [Л]. Когда мы произносим звук [Л], узкий язык поднимается вверх за зубы, горлышко работает. Звук [Л] согласный, звонкий, может быть мягким и твёрдым.

2. Артикуляционная гимнастика.

Придёт слон, подудит хоботком.

3.Упражнения на дыхание.

Кто же ещё пришёл к Доктору Айболиту.

К доктору пришёл тигр.

Жалуется, тигр что нет сил запустить воздушный змей. Давай ему поможем.

Игра подул ветерок. ( Игры для Тигры)

Лечилась у доктора мартышка. Давай с ней поиграем.

Я мячом круги катаю

Взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку

И сожму его немножко

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну

А теперь последний трюк

Мяч летает между рук.

5.Закрепление правильного произношения звуков [Л]; [Р] в слогах.

Мартышка умело подбрасывают мяч и предлагают нам поиграть. Я кину мяч и скажу слог со звуком [Р], [РЬ] а ты такие же слоги, но со звуками [Л] [ЛЬ] и вернёшь мяч назад. А потом наоборот.

6.Закрепление правильного произношения звуков [Л]; [Р] в словах.

Посмотри, кто прилетел ? ( логопед показывает предметные картинки с изображениями голубя и вороны)

- Ворона и голубь отвернулись друг от друга, что произошло?

Перед картинками выкладываются зёрнышки ( фасоль, горох, другие семена) Ребёнок делает предположение о возможной причине ссоры)

-Оказывается, голубь и ворона не могут поделить эти горошины. Давай им поможем. Положи картинки со звуком Л перед голубем, со звуком [Р] перед вороной (Ребёнок берёт два зёрнышка и кладёт их: перед голубем, произнося слово со звуком [Л] , и перед вороной, произнося слово со звуком [Р] .

- подбери пары слов отличающиеся только звуками [Л]; [Р].

Молодец, вот мы и померили голубя с вороной.

7.Закрепление правильного произношения звуков [Л]; [Р] в словосочетаниях.

Пришла к Айболиту корова. Корова жалуется, что стала давать мало молока. Чтобы молока было больше, давай подберем для неё цветы, приготовленные доктором. Проговариваем словосочетания (белая ромашка, зелёная трава, красный тюльпан, голубой ирис, жёлтая ромашка, розовый клевер, жёлтый подсолнух, белая роза.)

8.Закрепление правильного произношения звуков Л, Р в предложениях.

У доктора наступил обед. Расскажи и покажи, кто что ест. Рассказывать будем так: голодная корова ест траву, голодная ворона ест зёрна и т. д.Презентация. СЛАЙД

Словарь: корова, крот, ворона, кролик. Морж, морковь, трава, рыба, зёрна, корни.

9.Закрепление правильного произношения звуков [Л]; [Р] в предложениях.

Посчитай и назови выздоровевших животных, доктора Айболит.

Словарь: лошадь, голубь, осёл, тигр, корова, мартышка.

III Заключительная часть.

Ну вот доктору мы помогли, животных отправили домой, можно и самим возвращаться.

Глаза закрой и наклонись.

Из сказки возвратись.

В гостях у кого мы сегодня были? Что мы делали? Тебе понравилось помогать доктору.

Читайте также: