Биография ломоносова 9 класс конспект
Обновлено: 06.07.2024
Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в Архангельской губернии. Уйдя из дома, он пошел в Москву и там учился в Славяно-греко-латинской академии. После её окончания поехал для обучения в Германию, из которой вернулся 8 июня 1741 года в Петербург.
В Петербурге начинается академическая и литературная деятельность ученого. Как говорил А.С.Пушкин, Ломоносов хватался за все науки жадно, и нет такой науки, которой он не изучал.
В 1745 году Ломоносов становится профессором химии, делает много открытий в области физики, астрономии и истории, права и филологии.
Михаил Васильевич всеми силами старался развивать российскую науку, поэтому по его инициативе был открыт Московский университет.
Для Ломоносова целью жизни было соединение науки и искусства. Это достижение смогло бы обеспечить успех русской науке. Эту мысль он выражал в своей поэзии, стремился понять тайны языка и творчества.
Ученый был сторонником Просвещения, поэтому верил в силу человеческого разума. Для его идеальным правителем был Петр I, которого он воспевал в своих одах. Он считал, что Бог дает разум прежде всего правителям, чтобы они делали жизнь людей счастливой.
В стихах и поэмах Ломоносов с гордостью воспевал достижения современной науки, радел за её процветание. Его поэзия с пафосом говорит о русском народе, который обладает невероятной мощью ума, которой обладал и сам Михаил Васильевич.
Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в Архангельской губернии. Уйдя из дома, он пошел в Москву и там учился в Славяно-греко-латинской академии. После её окончания поехал для обучения в Германию, из которой вернулся 8 июня 1741 года в Петербург.
В Петербурге начинается академическая и литературная деятельность ученого. Как говорил А.С.Пушкин, Ломоносов хватался за все науки жадно, и нет такой науки, которой он не изучал.
В 1745 году Ломоносов становится профессором химии, делает много открытий в области физики, астрономии и истории, права и филологии.
Михаил Васильевич всеми силами старался развивать российскую науку, поэтому по его инициативе был открыт Московский университет.
Для Ломоносова целью жизни было соединение науки и искусства. Это достижение смогло бы обеспечить успех русской науке. Эту мысль он выражал в своей поэзии, стремился понять тайны языка и творчества.
Ученый был сторонником Просвещения, поэтому верил в силу человеческого разума. Для его идеальным правителем был Петр I, которого он воспевал в своих одах. Он считал, что Бог дает разум прежде всего правителям, чтобы они делали жизнь людей счастливой.
В стихах и поэмах Ломоносов с гордостью воспевал достижения современной науки, радел за её процветание. Его поэзия с пафосом говорит о русском народе, который обладает невероятной мощью ума, которой обладал и сам Михаил Васильевич.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 9 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового. познакомить учащихся с фактами биографии Ломоносова; обобщить и углубить знания о филологической деятельности М.В.Ломоносова, показать Ломоносова как реформатора русского языка, стихосложения, системы жанров, развивать умения выразительного чтения одической поэзии, формировать активную гражданскую позицию учащихся, физкультминутка, закрепление, вопросы и задания, обобщение, итог, домашнее задание.
Конспект урока по литературе для 9 класса на тему: Биография М. В. Ломоносова
Цель: познакомить с биографией Ломоносова.
Задачи: познакомить учащихся с фактами биографии Ломоносова;
обобщить и углубить знания о филологической деятельности М.В.Ломоносова, показать Ломоносова как реформатора русского языка, стихосложения, системы жанров, развивать умения выразительного чтения одической поэзии, формировать активную гражданскую позицию учащихся.
Ход урока:
I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .
Учитель: - Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
- проверка готовности класса к уроку:
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Вот книжки на столе,
Не хочется играть
Сегодня в прятки
Сегодня в классе у ребят
Урок очень важный
А почему он важный –
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
II. Актуализация знаний учащихся.
Те же тенденции исчерпанности классицизма как литературного направления заметны и в творчестве крупнейшего поэта XVIII века Г. Р. Державина, обновившего принципы классицизма и предварившего возникновение романтизма.
III. Работа по новой теме.
Обращаясь к босоногому крестьянскому мальчишке- школьнику, Некрасов ободрял его ставшими впоследствии крылатыми словами:
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле Стал разумен и велик.
Реформы Ломоносова в сферах литературного языка и стихосложения соответствовали культурным потребностям нации. Для выражения значительного национального содержания были необходимы новые литературные формы, и Ломоносов своими реформами открывал перед поэзией широкие художественные горизонты.
В полном согласии с веком Просвещения Ломоносов считал главной преобразовательной силой человеческий разум, мысль, мышление, которым все подвластно. Разум воплощен прежде всего в Боге, который наделяет им просвещенных людей, в особенности монархов, поскольку от них зависит сделать подданных счастливыми, и, наконец, всякого человека, отличая его тем от неживой природы и животного царства.
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
IV. Закрепление
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Непосредственно эти строки относятся к установлению причины северного сияния, которую в ту пору отгадывал Ломоносов, но в целом они характеризуют отношение ученого к тайнам природы, которые предстоит открыть человечеству.
В самых обычных явлениях Ломоносов замечает действие скрытых стихийных сил. Жажда познания сочетается с поэтическим чувством природы. Поэт оказывается лицом к лицу с космосом, со всей необозримой и бесконечной Вселенной. Научные представления того времени были бессильны объяснить многие физические и иные явления, и поэт призывает на помощь фантазию, которая не была произвольным вымыслом, а основывалась на научном предвидении. Так рождается у Ломоносова живописное изображение космоса. Главная идея этой картины — неисчерпаемость космической жизни, существование в ней множественности миров:
Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Предмет забот и поэтического поклонения Ломоносова — мудрая, могущественная, счастливая, процветающая и пребывающая в мире Россия. Поскольку просвещенная Россия олицетворялась Ломоносовым в просвещенной императрице-самодержице, то, представляя живописный портрет страны, поэт изображает ее в виде величественной и дородной женщины с атрибутами царской власти — порфирой, скипетром и венцом.
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
V. Подведение итогов урока.
- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
- Выполнили эти задачи?
Работа с “Одой на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года.
“ Ода написана после того, Елисавета Петровна утвердила новый устав Академии Наук. С этим уставом Ломоносов связывал надежды на успешное развитие наук в России.
- Какова ведущая тема оды “На день восшествия…”? Как с ней связаны другие, свободно развивающиеся темы?
- Попробуйте охарактеризовать образ императрицы, созданный в оде.
- Какое отношение выразил Ломоносов к Петру? Какие художественные приёмы, свойственные классицизму, использованы в обрисовке Петра? Как они воздействуют на восприятие читателя?
- Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие эпитеты и сравнения использует он, чтобы воссоздать образ Родины?
- Что, по мнению автора, необходимо для процветания и благоденствия Родины?
Вывод: Мечтая о преобразовании жизни Родины, Ломоносов выступал за “утверждение наук в Отечестве”, которое одухотворит человека, наполнит высокими помыслами и благородными порывами. Таким пафосом проникнута филологическая деятельность учёного, стремившегося проникнуть и в тайны языка, и в загадки стихосложения.
Домашнее задание – повторить тему, С.58, вопрос № 1-5. Выразительное чтение.
В материалах данного урока рассказывается о Михаиле Васильевиче Ломоносове, первом ученом-энциклопедисте в России, оставившем значительный след в различных сферах науки и искусства, заложившем основы современного русского языка и стихосложения.
Биография Ломоносова
Михаил Ломоносов появился на свет 8 ноября 1711 г. в Архангельской губернии, в поморской деревушке на острове в устье Северной Двины Мишанинская недалеко от Холмогор.
Любознательный Михаил обучался грамоте по богослужебным книгам благодаря матери, после ее смерти с 9 лет учили мальчика деревенский дьякон Семен Сабельников и грамотный сосед Иван Шубной. С 10 лет вместе с отцом,занимавшимся рыбным промыслом и имевшим пару небольших судов, в том числе и единственный в округе парусник,ходил в дальние походы по Белому морю. Благодаря отцу получил физическую закалку и научился выносливости, освоил мастерство корабельного плотника, лоцмана [1] , рыбака.
По запросу Петербургской академии наук его с другими 11 лучшими воспитанниками направляют в академический университет.Там его включили в список трех самых одаренных учащихся и в 1736 г. отправили в Германию изучать горное дело. За три года обучения в университете Марбурга он освоил немецкий, французский и итальянский языки, изучал философию, математику, химию, познавал европейскую культуру. На латыни начал писать ученые трактаты [5] и стихотворения, создал свои первые научные труды. В Марбурге он встретил свою единственную на всю жизнь любовь Елизавету Цильх, ставшую его женой. После в Саксонии, в Фрайберге, изучал химию и горнорудное дело у профессора Генкеля, но поняв, что у него уже ничему научиться не может, самовольно ушел, чтобы лично побывать на различных рудниках. Во время этих скитаний обманом был завербован прусским офицером в рекруты [6] и насильно доставлен в крепость Вессель, откуда, рискуя жизнью, совершил побег.
Ломоносов несколько лет добивался создания национального высшего учебного заведения, в котором преподавание велось бы на русском языке, ведь в университете при Петербургской академии большинство преподавателей были иностранцы.Он стал инициатором основания университета в Москве, который был открыт в 1755 г. при поддержке графа Ивана Шувалова, не только влиятельного придворного и приближенного императрицы, но одного из самых образованных государственных деятелей. При университете были открыты гимназия и собственная типография.
В 1760 г. Михаил Ломоносов стал почетным членом Стокгольмской, а в 1764 г. и Болонской академий наук, готовилось избрание в Парижской академии. Скончался 15 апреля 1765 г. от простуды. Погребен в Александро-Невской лавре.
Причем для Ломоносова не существовало разделения наук на естественные и гуманитарные, теоретические и прикладные. Все они представляли единую универсальную систему познания мира. Михаил Ломоносов был уникальным ученым-энциклопедистом. Литературная работа была одной из частей энциклопедической науки.
Роль Ломоносова как основоположника классицизма в России
Ломоносов как реформатор русского языка и стихосложения
В России после реформ Петра Великого началась эпоха культурных преобразований. Будучи сторонником петровских реформ, Ломоносов в своей деятельности руководствовался идеями прогресса, благодаря ему начался новый период культурной и интеллектуальной русской жизни.
Ломоносова считают родоначальником эстетического и литературного течения классицизма в России. Это течение, возникшее в XVII в. во Франции, было ориентировано на классические образцы античного искусства и стало базовым для идеологических взглядов эпохи Просвещения. Ломоносов, изучая традиции европейской культуры, использовал их в своем творчестве, но при этом учитывал многообразие национального культурного опыта. Отличительными чертами русского классицизма и стихотворчества Михаила Ломоносова стали гражданская и патриотическая направленность.
Ломоносов развил учение своего предшественника поэта Василия Тредиаковского о том, что языку русского народа и его фольклору присущи мелодика, тональность, создаваемая ударными слогами, оттого нужно создавать стихи, соответствующие строению русского языка, который большинством считался непригодным для стихосложения. Реформа Ломоносова привела к эволюции русского поэтического языка: вместо силлабической системы стихосложения, основанной на количестве слогов в строчке, была предложена силлабо-тоническая, в основе которой было ритмическое чередование ударных слогов. Тредиаковский выделил двусложные размеры: хорей (ударение на 1 слоге) и ямб (ударение на 2 слоге), Ломоносов добавил трехсложные: дактиль (ударный 1 слог), амфибрахий (ударение на 2 слоге) и анапест (ударный 3 слог). Ломоносов отдавал предпочтение четырехстопному ямбу [10] , этот размер стал любим многими русскими поэтами: Державиным, Баратынским, Пушкиным, Лермонтовым и др.
Оды Ломоносова. Жанр оды
В 1747 г. Елизавета I почти вдвое больше выделила средств на нужды Российской академии наук. Это воодушевило Ломоносова восславить свою самую заветную идею – идею огромной пользы развития наук для национального и нравственного процветания государства. Он написал по заказу Академии наук благодарственную похвальную оду императрице к пятой годовщине ее правления.
Основные черты классицизма в оде Ломоносова проявились в прославлении разума и науки, служение Отечеству ставится выше частных интересов, закон и долг выше человеческих страстей.
Композиция оды соответствует классицистическим законам.Во вступлении провозглашаются идеи, представляющие основу благосостояния государства: прославление мира и осуждение войны, утверждение необходимости счастья для каждого человека. В главной части воспевается величие России, ее красота и неисчерпаемые богатства, прославляются величайшие возможности науки, звучит призыв к освоению наук молодежью,восхваляются монархи, которые стремятся к процветанию государства: Петр I и Елизавета I. В заключении выражается благодарность императрице за деяния во благо страны.
Эта ода Ломоносова стала самой популярной из всех его поэтических творений, вдохновив соотечественников патриотической тематикой и прославлением науки, новизной художественного мастерства.
Значение творчества М. Ломоносова в русской литературе
Словарь
1. Лоцман – управляющий судном, знающий морские пути.
2. Обоз – несколько саней, телег или повозок с грузом.
3. Келья –жилье, небольшая комната в монастыре.
4. Прилежание – старание, усердие.
5. Трактат – научное сочинение.
6. Рекрут - солдат, призванный на государственную службу на длительный срок.
7. Адъюнкт – младшая научная должность.
8. Ода – лирическое торжественное произведение.
9. Смальта - специальные непрозрачные стекла для мозаичного искусства.
10. Четырехстопный ямб – стихотворный двусложный размер с ударением на 2, 4, 6, 8 слогах.
Читайте также: