Конспект урока причастный оборот знаки препинания при причастном обороте 11 класс
Обновлено: 20.05.2024
Тема : Причастный оборот. Пунктуационное оформление при частных оборотов в предложении.
1. Повторить морфологические признаки причастия как особой формы гла гола, порядок
морфологического разбора причастия. Отрабатывать навыки синт аксического анализа предложения,
2. Развивать логическое мышление, речеву ю активность у чащихся.
1.Знать: грамматические признаки причастия, порядок синтаксического разбора предложения.
2.Уметь: применять получе нные знания в практической деятельности: оп ределять
морфологические признаки причастия, аргументировать свой выбор, проводить морфологический
разбор слова как части речи, синтаксический разб ор предложения, отвечать на вопросы по ранее
- Признаки каких частей речи совмещает в себе причас тие?
- Какие признаки имени прилагательного есть у причастия?
- Чем отличаются страдательные причастия от действительных?
- От чего зависит написание н и нн в причастиях и отглагольных прилага тельных?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Гончарова И.А..docx
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по русскому языку
Гончаровой Ирины Анатольевны
Предмет: русский язык
Тип урока: урок получения новых знаний
Цели урока: - дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; - формировать умения устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, определять границы причастного оборота в предложении ; - развивать навыки самостоятельной и групповой работы, умение грамотно аргументировать свою позицию; - воспитывать интерес к слову.
1.Организационный момент. Подготовка к активной деятельности учащихся.
Цель этапа для учителя:
мотивация учащихся на активную и плодотворную работу.
-создание доброжелательного психологического настроя на уроке;
-стимуляция деятельности и организация внимания обучающихся.
Цель этапа для учащихся:
готовность и быстрое включение в деловой ритм.
позитивный и эмоциональный настрой на урок.
Предполагаемый итог этапа:
готовность класса к уроку.
Включение детей в деятельность.
- Здравствуйте, ребята! Вижу, что у вас хорошее настроение. Рада поработать с вами сегодня! Желаю удачи!
Включение в работу, самоопределение .
2. Актуализация знаний
Цель этапа для учителя:
организовать познавательную деятельность учащихся, поготовить к усвоению нового материала.
-проверка усвоения материала учашимися при помощи тестового задания;
- организация самоконтроля для установления правильности выполнения задания.
Цель этапа для учащихся:
показать уровень знаний по изученному материалу.
- выбрать правильный ответ на поставленный вопрос,
- уметь проверять по ключу свою работу.
Предполагаемый итог этапа:
-установление уровня знаний по изученному материалу;
-формирование умения осуществлять самоконтроль.
3. Создание проблемной ситуации. Целеполагание.
Цель этапа для учителя:
определить тему, цели и задачи изучения нового материала.
-подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы, цели урока;
-привлечение внимания и вызов интереса к изучению новой темы.
Цель этапа для учащихся:
сформулировать при помощи учителя тему и цель урока.
-проявление активности в постановке целей и задач урока;
- осознанное понимание целей и задач урока.
Предполагаемый итог этапа:
готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4.Усвоения новых знаний.
Цель этапа для учителя:
помочь учащимся в восприятии, осознании, первичном обобщении и систематизации новых знаний о причастном обороте и знаках препинания при нём.
-обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала, организация деятельности учащихся в процессе изучения и закрепления нового материала.
Цель этапа для учащихся:
получить представление о причастном обороте и условиях его обособления.
умение находить причастный оборот в предложении, выделять его на письме запятыми.
Предполагаемый итог этапа:
1.Причастие-это знаменательная часть речи.
2. Причастие обозначает действие предмета.
3.Ярким морфемным признаком причастия являются суффиксы.
4.В предложении причастия выполняют функцию обстоятельства.
5.Качающийся мост. В данном словосочетании есть страдательное причастие.
6.Выполненная работа. В данном словосочетании есть страдательное причастие.
7. Правописание суффиксов причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола.
8. Цветок хорош. В данном предложении есть краткое причастие.
9 . Комната вымыта. В данном предложении есть краткое причастие.
10. Убранный. В данном причастии суффикс
Время истекло. Положите ручки. Как вы думаете, правильно вы выполнили тест? Были сомнения? (Ответы нескольких учащихся.)
1.На слайде даны словосочетания: развевающееся знамя, развевавшееся на ветру, работающий мастер, работающий на заводе, поседевший ветеран, поседевший на войне, награждённый орденом, побеждённый неприятель.
-А теперь, ребята, давайте подумаем, в какой группе находятся словосочетания, над которыми мы ещё не работали?
-Что между этими словосочетаниями общее?
- Как мы будем называть причастие с зависимыми словами?
- А как вы думаете, есть ли особенности в оформлении причастного оборота на письме?
-Сформулируйте тему. Запишите её в тетрадь.
- А каковы цели и задачи, исходя из темы урока?
1. - А теперь обратите внимание на предложения и схемы, вынесенные на интерактивную доску. Попробуйте самостоятельно вывести правило постановки знаков препинания при причастном обороте.
Мороз, постепенно усиливающийся к вечеру, не давал ребятам доиграть в прятки.
Пробежавший без оглядки год мало чем запомнился Антонине.
Объяснение учителя о графическом выделении причастных оборотов на письме.
Теперь давайте познакомимся с теоретическим материалом (параграф 136) и выявим сведения, необходимые для заучивания.
-Итак, с новым материала мы познакомились. Что-то непонятно? Какие вопросы есть ко мне?
2.Запишите предложения. Найдите причастные обороты. Выделите их графически. Постройте схему. (1 ученик работает у доски). Предложения:
1.Пожелтевшие от холода листья кружатся в воздухе.
2.Листья, пожелтевшие от холода, кружатся в воздухе.
! Хочу вам сказать, ребята, что есть одно условие постановки запятой при причастном обороте, стоящем перед определяемым словом. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.
3. Работа по вариантам. Задание: выпишите 1 вариант номера предложений с причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом, 2 вариант – номера предложений с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. Можно посоветоваться с соседом по парте.
Сверкающие на солнце капли дождя похожи на крупные слезы. (Паустовский К.)
Деревья окутанные в свои белые ризы дремали в неподвижном величии. (Куприн А.)
По ночам холодный ветер дул с гор присыпанных снегом. (Паустовский К.)
В лесах стояла похрустывающая ледком тишина. (Паустовский К.)
Низко поплыли тёмные тучи гонимые южными ветрами. (Алексеев М.)
Стекавшая по сосновым стволам смола превратилась в янтарный камень. ( Паустовский К.)
С окутанных лёгким туманом деревьев сыпались крупные брызги. (Чехов А.)
Мы шли обочиной дороги сплошь покрытой бурыми листьями. (Куприн А.)
Внизу проплыли сопки покрытые розовым снегом…(Гагарин Ю.)
В комнату врывается пахнущий туманом и свежестью утра воздух. (Соколов-Микитов И.)
4.А сейчас послушайте сказку.
В далёкой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно: Которому, Которая, Которых. Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который. каждая мама— которая. каждый папа — которое. Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого. И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей: - Я король, который любит. - Любящий, - поправляла она. - Я тот, который восхищается вами. - Восхищающийся, - вторила она. - Годы, которые мне остались… - Оставшиеся… - Я хочу посвятить вам. - Хорошо, - ответила принцесса, но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил или веривший, тот, который знает или знающий… Представьте, как обрадовались подданные короля!
5. - Ребята, после вмешательства принцессы Причастие язык стал ярче и выразительнее. Давайте убедимся в этом на примерах. Спишите, переделав выделенные конструкции в причастные обороты.
Тучи, которые тают вдали.
Лодка, которая плывет по реке.
Книга, которую прочитал школьник .
Земля, которую освещает солнце.
Дома, которые стоят по краю дороги.
Небо, которое грозно потемнело.
- Не забыли поставить запятые при причастном обороте?
6. А теперь работа в группах. Вставьте в этот текст причастные обороты так, чтобы получилась картина лунной ночи. Чей текст будет наиболее эмоциональным и выразительным, те и победили!
Летняя ночь, … , окутала усталую землю темнотой и … покоем. Мы сидели на … крыльце дачного домика и искали … первую звезду. Запах белой сирени , … , опьянял, а диск полной луны рождал … мечты.
Посмотрите, каким ярким и выразительным становится текст при употреблении причастий и причастных оборотов. Они очень часто выступают в роли эпитетов. – А что такое эпитет? И сейчас мы послушаем стихотворение, посвященное причастному обороту (опережающее задание).
Разработка урока "Знаки препинания при причастном обороте". По учебнику Шмелева.
Тема урока: Знаки препинания в предложении с причастным оборотом.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Закрепить навыки правописания причастий и постановки знаков препинания при причастном обороте.
Развивающие:
Активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии.
Воспитывающие:
Продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к русскому языку, родной природе.
повторить учебный материал о причастном обороте и условиях постановки знаков препинания на письме; учиться находить причастный оборот в тексте;
конструировать предложения с причастными оборотами;
развивать внимание, сообразительность, мышление, самостоятельность, память;
работа по развитию речи: расширение словарного запаса за счет причастий причастных оборотов;
осознавать необходимость полученных знаний и использования их в устной и письменной речи;
создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
Планируемые результаты:
Предметные: знают определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимают отличие зависимого слова от определяемого. Умеют устанавливать связь причастия с определяемым и зависимыми словами; выделяют причастный оборот запятыми; согласовывают причастия с определяемыми словами, строят предложения с причастным оборотом.
Метапредметные: применяют приобретенные знания в повседневной жизни, выстраивая высказывание. Применяют полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: понимают возможности русского языка для создания образных картин посредством причастных оборотов; понимают определяющую роль русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: анализ, сравнение, поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение.
Коммуникативные УУД: полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и одноклассниками, формулирование и аргументация собственного мнения.
Личностные УУД: развитие системы ценностных ориентаций, этических чувств и морального поведения.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; саморегуляция, коррекция.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийная доска, проектор, ноутбук.
Цель урока: закрепление понятия о причастном обороте, его роли в предложении, знакомство с правилами выделения причастного оборота запятыми.
Целевая аудитория: для 7 класса
Материал хороший, но всё ужасно пёстро!Почему цель формулируется так поздно?Любой методист сделает замечание
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
Читайте также: