Конспект урока лермонтов родина 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

-помочь учащимся почувствовать и понять "странную любовь поэта к родине : его близость к родной природе, народу и его неприятие крепостнической России, "страны рабов, страны господ";

-углубить представление о духовных поисках Лермонтова;

-обзор - осмысление Родины в ранней и поздней лирике Лермонтова;

- обучение анализу стихотворения;

- помочь понять ученикам идейно - художественные особенности стихотворений;

- работа над изобразительно - выразительными средствами языка:

-развивать навыки монологической речи;

- развивать навыки выразительного чтения;

-продолжить работу над умением вести дискуссию с одноклассниками и отстаивать свою точку зрения.

Прежде всего мне хотелось бы у вас спросить, что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

2.Работа по теме урока

Ребята, что такое Родина в вашем понимании?( дом, родня, семья, друзья,школа,село,язык,сад, страна, государство, народ, природа…).

В словарях Ожегова и Даля дана такая трактовка понятия Родина.

1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого – чего – нибудь

Родимая земля, чье место рождения; земля, государство, где кто родился

Думаю, что все мы испытывали, сейчас испытывают чувство любви к Родине, своему родному краю, но каждый ли может рассказать о своей любви? Рассказать так, чтоб от боли сжималось сердце, когда она в опасности, чтоб хотелось кричать от радости, радуясь ее успехам? Кому это удается лучше других? Обратимся к формуле, кого бы вы написали? Почему Пушкин?

Запишите дату и тему урока в тетрадь.

- Зная тему и эпиграф урока, определите цели нашего исследования.

Цель исследования : разобраться, какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы.

Звучит песня “С чего начинается Родина?”

- А как вы бы ответил на этот вопрос: “С чего начинается Родина?” М.Ю. Лермонтов?

- Мне кажется, что Лермонтов ответил словами, сказанными в минуту грусти: “ Москва есть и будет мое отечество. Там я родился, там много страдал и там же был счастлив”

- В Москве много мест, связанных с именем поэта. Это дом у Красных Ворот, где родился поэт, это дом на Малой Молчановке, где поэт готовился к поступлению в пансион (1829 – 1832 г.г.). Москва вошла в жизнь и творчество поэта, о ней будет сказано много замечательных строк

“ Москва! Москва! .. Люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно”.

- Какие ещё места связаны у Лермонтова с понятием “родина”?

- Тарханы, имение бабушки, где Лермонтов провел свое детство.

- Кавказ, потому что он неоднократно бывал на Кавказе, любил его. Помните, как он писал: “Люблю я Кавказ…”?

- Москва, Тарханы, Кавказ – все это любимые места М. Ю. Лермонтова.

В каком понимании мы сейчас говорили о родине?

Сейчас мы говорили о втором значении, а тема нашего урока связана в большей степени с первым понятием. Россия, Отчизна.

Понаблюдаем, с чем ассоциировалась Родина у Лермонтова .

Вспомните, пожалуйста, произведения, в которых Лермонтов обращается к теме Родины.

---Завершение тема Родины нашла в стихотворении "Прощай, немытая Россия…" и в итоговом стихотворении "Родина", созданном поэтом в 1841 году, за несколько месяцев до трагической гибели .

- Чтобы лучше понять чувства поэта, нужно обратиться к истории создания стихотворения. Оно было написано в 1841 году 20 апреля (по дороге в ссылку). Это одно из самых сильных политических стихотворений явилось ответом на новое изгнание. Лермонтов уезжал на Кавказ в угрюмом настроении, предчувствуя, что его посылают на верную гибель. Гнев, ярость, презрение владели его рукой, когда он писал знаменитые строчки. Его снова отправили, он снова неугоден. Какое же отношение могло быть?

- Какая Россия в этом стихотворении, каков её образ? (“немытая”, “страна рабов”)

- Страна рабов, страна господ – что это за приём? ( Антитеза )

- О чем говорит поэт? ( о крепостном праве)

- Мундиры голубые – о чем идет речь ?( Жандармы.)

- Стихотворение можно разделить на две части. Какие? ( Россия, изгнание. Но ему приятней быть в изгнании, чем в такой России. )

или Любовь к родине оборачивается горьким обличением его современного состояния.

— Чем стихотворение не похоже на предыдущее? ( Это признание в любви .Поэт прямо говорит о любви к родине .Три раза люблю; любовь, отрада )

1. Определение жанра стихотворения.

- Можно ли определить жанр? (нет, их несколько)

-Признаки каких жанров мы здесь можем отметить?

думы (размышление)

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Но я люблю – за что, не знаю сам,

лирического стихотворения ( чувства и душевные переживания )

- Примеры строк, характерных для оды (воспевание)

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям;

- Определите тему стихотворения (тема родины)

-Загляните в толковые словари.

1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого – чего – нибудь

Родимая земля, чье место рождения; земля, государство, где кто родился

Отец, отечество, родина

Есть ли разница в лексическом значении слов? ( нет)

- В чем поэт видел разницу между этими словами? Не можем ответить? Проблема. Попробуем ее решить, исследуя стихотворение.

Обратимся к композиции произведения.

5. Работа по композиции стихотворения.

- Из скольких частей состоит стихотворение ? (Стихотворение состоит из двух частей). Зачитайте части (по рядам).Сравним эти части.

-Предлагаю поработать в парах.

Заполним таблицу

Работа с таблицей в группах

Чувства лирического героя (в чем главная мысль?)

понимает значение воинской славы, исторического прошлого России; автором сформулировано сердечное чувство патриотизма

(Отстаивает право на любовь к родине, но отвергает сложившийся образ родины

Любовь к родной земле ещё не объяснима

Признаётся в своих чувствах по отношению к Родине очарован глубиной народной жизни

создан отвлечённый образ официальной России

степи, леса, реки, дороги, огни деревень

с высоты орлиного полёта создан образ России живой, конкретной

дымок жнивы, чета берёз ( нерасторжимость образов: природы и человека )

создан целостный образ России, её безбрежная широта

Люблю отчизну я

Ни слава, ни полный, ни тёмной

Эпитеты, ряды однородных членов

Первая часть состоит из трех простых предложений – поэт отвергает такой образ родины.

безбрежных лесов, печальных деревень

Реки, подобные морям

Ряды однородных членов

жёлтая нива, белеющие берёзы

Эпитеты, ряды однородных членов - поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить

Вторая часть состоит из трех простых предложений, осложненных однородными членами и обособлениями, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.

- Почему странная любовь? Попробуем разобраться.

- С чем ассоциируется образ отчизны в первой части ? Назовите словесный ряд.

(слава, купленная кровью; темная старина; гордый покой).

(Поэт отвергает официальную народность, казенный патриотизм.)

-Зачитайте вторую часть. В чем главная мысль?

(Раскрывается истинная любовь лирического героя к России, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.)

- Какие пейзажные образы родины выбирает поэт? Каковы средства их художественной выразительности и их роль ? (степей холодное молчанье – метафора, эпитет; лесов безбрежных колыханье – эпитет, ; разливы рек, подобные морям – метафора, сравнение. Это символы свободы. Такая Россия дает свободу, полет, является высшей ценностью для лирического героя.)

- Что приходит на смену мелькающим пейзажам? Назовите эти образы.

(Проселочный путь, деревни, жнивы, чета берез, полное гумно, изба, пляска мужичков)

Что видит и слышит лирический герой?

(Береза олицетворяет сокровенную мечту поэта о любви, взаимопонимании, о преодолении одиночества. Его Родина – это страна счастья, гармонии.)

- Дайте лексическое толкование слов ГУМНО, ЖНИВА , НИВА.

Гумно – сарай для сжатого хлеба.

Нива – засеянное поле, пашня.

Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб.

- Почему поэту радостно видеть полное гумно, избу, покрытую соломой, резные ставни?

(Это символы довольства (в голодное время солому с крыш скармливали скотине) и крестьянской тяги к красоте.)

- Как организовано время? В какое время суток, года герой видит Россию? Какие средства художественной выразительности говорят об этом?

(Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек - метафора), летом (вечером росистым - эпитет, лесов колыханье - олицетворенье), осенью (желтая нива - эпитет, спаленное жнивье – метафора.), возможно, зимой (полей холодное молчанье )Для поэта родина любима разная, все в ней его привлекает, все любимо.)

- Чей образ появляется в конце стихотворения? (образ человек)

- Какие объекты говорят о приближении человека? ( обоз, двор, дом, окно).

- Почему пляшущие крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чем разница?

(мужик = мужичок = -ок- уменьшительно – ласкательный суффикс. Любование русским крестьянином.) (Все пристальнее становится взгляд поэта, все напряженнее его чувства, все ближе разгадка, тайное становится явным:Родина – это русский народ, крестьяне. Именно их любит поэт.)

Цветовая лексика.

- В этом стихотворении отразился не только поэтический, но и живописный талант Лермонтова. Охарактеризуйте цветопись.

(Желтый – степи, огни, нивы, солома; черный – ночь, спаленная; голубой – реки,; зеленый – леса; белый – белеющие березы. Краски не яркие, не сочные. Да, такая родина не броская, но она дорога поэту, близка своей скромностью.)

- Сравните все части стихотворения. Чем они отличаются?

(В первой - отвергается официальный патриотизм. Во второй и третьей – поэт открыл душу, высказал самое сокровенное – какой ему видится Русь.)

- Какой стилистический прием использует автор для передачи своего отношения к образам отчизны и родины? (антитеза)

- Обратимся к тем целям урока, которые ставили в начале. Какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы. (показал неразрывность связи родины и народа и….)

-Можете ли вы теперь решить возникшую по ходу урока проблему, ответить на вопрос: в чем же отличие РОДИНЫ от ОТЧИЗНЫ в понимании Лермонтова?

- Как вы думаете, какие чувства из предложенного вам списка нашли отражение в стихотворениях Лермонтова о Родине?

- Какие получились тона?

Радость, гнев, искренность, вдохновение, коварство, восхищение, жестокость, чистота помыслов, печаль, надежда, отчаяние, уважение к человеку, верность, вера в благородство человека, ненависть, пошлость, преклонение перед женщиной, зависть, устремление к возвышенному, озабоченность.

Мы доказали странность чувств Лермонтова к Родине. Поэт считает себя ответственным за свое поколение, за то, что происходит в стане. Он первым показал Россию народную, мужицкую. Но для него это Родина, это Россия, в которой живем мы с вами. Это Россия, которую признал, понял и которой поклонился Лермонтов. В её милых сердцу неброских приметах Лермонтов угадал тайный и всемогущий смысл: родина врачует и ведет, родина собирает нас в единый организм, который не умирает вместе с нами и, значит, может давать нам силу, тепло, как мать, опору, как отец. Любить Родину – значит любить истину. Сильнее и дороже истины нет ничего на свете, оттого, любящий истину, приобретает силу, которая идет от Бога и Отчизны.

Просмотр видеоролика

В.Г. Белинский отмечал силу поэтического слова Лермонтова. По словам критика, фразы поэта отличаются алмазной крепостью, громовой силой, исполинской энергией.

-Изменилось ли ваше понимание Родины после анализа произведений Лермонтова? Может, мы внесем изменения в наш кластер?

(добавить народ, люди)

Давайте забудем ссоры, зависть, ненависть, и будем учиться у гениального сына России всему: застенчивости, терпеливости, вдумчивости, деликатности, дружбе, любви.

Тип урока: Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова;

1). Развитие умений и навыков анализа лирического произведения;

2). Воспитание в детях патриотических чувств.

I. Организационный момент.

1. Работа с эпиграфом урока.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

2. Определение темы, целей и задач урока:

- Зная тему и эпиграф урока, определите цели урока (разобраться, какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы).

III. Обзор жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.

1. Беседа по портретам Лермонтова

Слайды (портреты Лермонтова)

- Обратите внимание на портреты поэта. Сравнительно большим количеством прижизненных портретов мы обязаны его бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой, принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Расставшись с любимым внуком (то он в Москве, то в Петербурге, то на Кавказе), она заказывает его портреты один за другим, не сводит с них глаз, и ей кажется, что Мишель по-прежнему с ней, в Тархан

- Какое событие в истории России показано, даже воспроизведено в этом стихотворении? (Отечественная война 1812 г.) Стихотворение написано к 25-летию победы над французами.

- От чьего имени ведется рассказ? (От имени солдата, язык которого грубо простодушен, но благороден, силен)

1. Обращение к историческому прошлому России. Рассказ ведется от имени простого солдата. Учитель: Обращался Лермонтов и к пугачевскому восстанию, восстанию декабристов. 2. Обращение к устному народному творчеству, язык указывает на сходство с народной песней.

- О чем говорит это стихотворение? ( О раздумьях, о жизни)

- Что вы можете сказать об этих раздумьях? (Утверждение жизни назло всему)

- О чем говорится в монологе? (О жизни на Родине) Противопоставление рабов – господ, преданности – подавления, отрицание и презрение к такой России.

- Страна рабов, страна господ – что это за приём? ( Антитеза)

- О чем говорит поэт? (о крепостном праве ) Лермонтов испытывает боль за современную ему Россию- время крепостничества, время жестокой реакции.

Слайд: показ иллюстраций со сценами крестьянского быта.

Вывод: показана жизнь крепостного крестьянства без прикрас, такая, какая на самом деле, в реальности (реализм).

- Стихотворение можно разделить на две части. Какие? (Россия, изгнание. Но ему приятней быть в изгнании, чем в такой России ).

  1. На доске: опорная схема (заполняется по ходу анализа)

Завершение темы Родины, 1841 г.

(презрение к России) (признание в любви, осмысление Родины)

- Лермонтов уже не противопоставляет идеализированное прошлое, отходит от романтики – романтизма и приходит к реальному восприятию народной жизни – к романтизму.

Идеал романтика романтизм реальность реализм

Вывод: Осмысление реальной Родины

(Ученики делают краткие записи в тетради)

1. Определение жанра стихотворения:

- Можно ли определить жанр? (нет, их несколько)

-Признаки каких жанров мы здесь можем отметить?

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Но я люблю – за что, не знаю сам,

лирического стихотворения (чувства и душевные переживания)

- Примеры строк, характерных для оды (воспевание)

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям;

- Определите тему стихотворения (тема родины)

-Из словаря С.И.Ожегова:

1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого – нибудь, чего – нибудь

- В чем поэт видел разницу между этими словами? Не можем ответить? Проблема. Попробуем ее решить, исследуя стихотворение.

Обратимся к композиции произведения.

- Из скольких частей состоит стихотворение? (из двух частей).

Чтение стих. по частям:

- Какие два облика России рисует Лермонтов? Сравним эти части.

(природу и деревню, официальную Россию и крестьянскую деревню).

- Почему? Потому что Родина, такая, какая есть!

- основная мысль первой части:

Используя личные и притяжательные местоимения (я, мой, мне), поэт подчеркивает свое, личное понимание Родины.

Инверсия доказывает это, ставя логическое ударение на Я.)

- С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Назовите словесный ряд.

(слава, купленная кровью; темная старина; гордый покой).

(Поэт отвергает официальную народность, казенный патриотизм.)

-Зачитайте вторую часть. В чем главная мысль?

(Раскрывается истинная любовь лирического героя к России, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.)

-Какие пейзажные образы родины выбирает поэт? - Каковы средства их художественной выразительности и их роль? ( степей холодное молчанье – метафора, эпитет; лесов безбрежных колыханье – эпитет, ; разливы рек, подобные морям – метафора, сравнение. Это символы свободы. Такая Россия дает свободу, полет, является высшей ценностью для лирического героя.)

- Что приходит на смену мелькающим пейзажам? Назовите эти образы.

(Проселочный путь, деревни, жнивы, чета берез, полное гумно, изба, пляска мужичков)

- Что видит и слышит лирический герой?

Автор воспринимает эту Россию всеми чувствами, любит её.)

- Обратимся к символу России - березе. Что говорит поэт о березе?

(Береза олицетворяет сокровенную мечту поэта о любви, взаимопонимании, о преодолении одиночества. Его Родина – это страна счастья, гармонии.)

Гумно – сарай для сжатого хлеба.

Нива – засеянное поле, пашня.

Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб.

- Почему поэту радостно видеть полное гумно, избу, покрытую соломой, резные ставни?

- Как организовано время? В какое время суток, года герой видит Россию? Какие средства художественной выразительности говорят об этом?

(Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек - метафора), летом (вечером росистым - эпитет, лесов колыханье - олицетворенье), осенью (желтая нива - эпитет, спаленное жнивье – метафора.), возможно, зимой (полей холодное молчанье ) Для поэта родина любима разная, все в ней его привлекает, все любимо.)

- Чей образ появляется в конце стихотворения? (образы людей)

- Какие объекты говорят о приближении человека? (обоз, двор, дом, окно).

- Почему пляшущие крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чем разница?

( ок- уменьшительно – ласкательный суффикс. Любование русским крестьянином.) (Все пристальнее становится взгляд поэта, все напряженнее его чувства, все ближе разгадка, тайное становится явным:

Родина – это русский народ, крестьяне. Именно их любит поэт.)

- В этом стихотворении отразился не только поэтический, но и живописный талант Лермонтова. Охарактеризуйте цветопись.

(Желтый – степи, огни, нивы, солома; черный – ночь, спаленная; голубой – реки,; зеленый – леса; белый – белеющие березы. Краски не яркие, не сочные. Да, такая родина не броская, но она дорога поэту, близка своей скромностью.)

- Сравните все части стихотворения. Чем они отличаются?

(В первой - отвергается официальный патриотизм. Во второй и третьей – поэт открыл душу, высказал самое сокровенное – какой ему видится Русь.)

- Какой стилистический прием использует автор для передачи своего отношения к образам отчизны и родины? (антитеза)

- Обратимся к тем целям урока, которые ставили в начале.

- Какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы. (показал неразрывность связи родины и народа)

-Можете ли вы теперь решить возникшую по ходу урока проблему, ответить на вопрос: в чем же отличие РОДИНЫ от ОТЧИЗНЫ в понимании Лермонтова?

Стихотворение положило начало литературной традиции, утвердив жанр лирического раздумья о родине, где мысль о ней нерасторжима с образом русской природы и русской деревни.

(2 мнения о поэте людей, лично знавших его). - Как вы можете объяснить, почему? (Проблемный вопрос)

Здравствуйте! Тема нашего урока: “Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова”.

2. Вступительная беседа на восприятие.

- Что такое Родина?

Звучит песня “С чего начинается Родина?”

- А как вы бы ответил на этот вопрос: “С чего начинается Родина?” М.Ю. Лермонтов?

- Мне кажется, что Лермонтов ответил словами, сказанными в минуту грусти: “ Москва есть и будет мое отечество. Там я родился, там много страдал и там же был счастлив”

- В Москве много мест, связанных с именем поэта. Это дом у Красных Ворот, где родился поэт, это дом на Малой Молчановке, где поэт готовился к поступлению в пансион (1829 – 1832 г.г.). Москва вошла в жизнь и творчество поэта, о ней будет сказано много замечательных строк

“Москва! Москва! .. Люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно”.

- Какие ещё места связаны у Лермонтова с понятием “родина”?

- Тарханы, имение бабушки, где Лермонтов провел свое детство.

- Кавказ, потому что он неоднократно бывал на Кавказе, любил его. Помните, как он писал: “Люблю я Кавказ…”?

- Москва, Тарханы, Кавказ – все это любимые места М. Ю. Лермонтова. В толковом словаре слово “родина” трактуется по-разному.

Родина – Отчизна, Россия

Место, где человек родился.

Сейчас мы говорили о втором значении, а тема нашего урока связана в большей степени с первым понятием. Россия, Отчизна. Есть в творчестве поэта стихотворение, в котором он “понимает любовь к отечеству истинно свято и разумно”. Оно написано в 1841 году.

- Что это за год? (год смерти поэта)

- Оно одно из итоговых, это обобщенное отношение поэта к родине, России. Ещё за десять лет до этого Лермонтов писал: “ Я родину люблю, и больше многих…”. Он и теперь начинает стихотворение с утверждения, в котором возражение тем, кто сомневается в его любви к Родин: “Люблю отчизну я, но странною любовью…”. Давайте послушаем это стихотворение.

3. Чтение стихотворения.

4. Анализ стихотворения.

- Прочитайте первую строчку.

- Как вы думаете, почему странною любовью? Наша задача – разобраться, каково отношение Лермонтова к родине, в чем странность его любви.

- А какие ещё стихотворения вы знаете про родину у Лермонтова? (“Бородино”, “Песня про купца Калашникова…”)

- Это более ранние произведения, и они совсем другие, в них есть поэтика, торжественное прославление истории России, подвиги русских людей. А стихотворение “Родина” отличается, оно совсем другое. Это уникальный образец чистого, не осложненного ничем произведения. Здесь все просто, все понятно, а вместе с тем глубоко поэтично. Такое стихотворение мог написать только зрелый мастер. Давайте попробуем это стихотворение проанализировать, посмотрим, что получится.

5. Работа в группах.

1 группа – определить тему, идею, композицию.

2 группа - определить размер и рифму.

3 группа – художественные особенности.

4 группа – сопоставить стихотворения “Родина” и “Прощай, немытая Россия”.

Тема стихотворения – родина, идея – показать странную любовь.

- Какая строчка, на ваш взгляд, содержит идею? (1)

- Сколько раз употребил поэт слово “люблю”? (4) и один раз – любовь.

- Какова композиция? (2 части; первая – негатив, вторая – положительная)

- Каков размер? Какой это ямб? Сколько стоп?

- Как вы думаете, почему меняется размер? (меняется настроение лирического героя, картина, микротема)

- Какая самая короткая строчка? (…не слава, купленная кровью…)

- Это важный момент для поэта. Он и раньше писал обличительные стихи. Здесь все сжато, но ёмко. Со слов “люблю…” - четырехстопный ямб. Этим размером он показал разделение.

- Какая рифма? (чередуется мужская и женская). Используются все виды рифмовки.

- Почему рифма меняется? (меняется настроение). Слишком много чувств. Эта странность раздирает душу поэта.

- Какие художественные средства использует поэт? (анафора, эпитеты, слово “взор” высокого стиля)

- Стихотворение выстроено от образов, от поэтики, от деталей переходит к конкретным вещам, предметам (обоз, деревни и т.д.). В этом ясность и простота, именно поэтому Белинский писал Боткину 13 марта 1841 года: “Если будет напечатана его “Родина”, - то, аллах-керим, - что за вещь пушкинская, т.е. одна из лучших пушкинских”.

- Вот она ясность и простота. Давайте вернемся. Какую задачу мы ставили? Доказать, что любовь странная. А выполнили мы эту задачу? Где же странность? Вот они негативы, в первых строчках, но если так делить, то любви посвящено гораздо больше места. Странность в том, что поэт любит свою родину со всеми её недостатками.

- Мы просили четвертую группу сопоставить стихотворения.

7. Чтение стихотворения “Прощай, немытая Россия”.

- Когда оно было написано? 1841 год 20 апреля (по дороге в ссылку, в Петербурге). В ответ на новое изгнание появляется одно из самых сильных политических стихотворений. Лермонтов уезжал на Кавказ в угрюмом настроении, никак не напоминавшем его прошлые поездки. Он чувствует, что его посылают на верную гибель. Гнев, ярость, презрение владели его рукой, когда он писал знаменитые строчки. Его снова отправили, он снова неугоден. Какое же отношение могло быть?

- Какая Россия в этом стихотворении, каков её образ? (“немытая”, “страна рабов”)

- Какие чувства вызывает такой облик? Что значит немытая?

- Обратите внимание на самое главное.

- Какое первое слово? (прощай) Он предчувствует свою гибель.

- Страна рабов, страна господ – что это за приём? Антитеза.

- О чем говорит поэт? ( о крепостном праве)

- Мундиры голубые – о чем идет речь? Жандармы.

- Что это за прием? Синекдоха.

- Стихотворение можно разделить на две части: Россия, изгнание. Но ему приятней быть в изгнании, чем в такой России.

Это стихотворение доказывает странность чувств Лермонтова. Поэт считает себя ответственным за свое поколение, за то, что происходит в стане. Он первым показал Россию народную, мужицкую. Но для него это Родина, это Россия, в которой живем мы с вами. Это Россия, которую признал, понял и которой поклонился Лермонтов. В её милых сердцу неброских приметах Лермонтов угадал тайный и всемогущий смысл: родина врачует и ведет, родина собирает нас в единый организм, который не умирает вместе с нами и, значит, может давать нам силу, тепло, как мать, опору, как отец. Любить Родину – значит любить истину. Сильнее и дороже истины нет ничего на свете, оттого, любящий истину, приобретает силу, которая идет от Бога и Отчизны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С именем Михаила Юрьевича Лермонтова мы знакомы с раннего возраста. Не только по времени, но и по своему значению, Лермонтов идёт вслед за Пушкиным. Пушкин и Лермонтов – наша первая и самая большая поэтическая любовь. Мы всегда храним в себе благодарность к этим двум величайшим русским поэтам за то, что с них началось наше знакомство с поэзией, что они своими произведениями дали нам радость познания людей, природы, истории, нас самих.

Жизнь Лермонтова была короткой. Ещё более короткой, чем жизнь Пушкина. Он прожил неполных 27 лет.

До 1828 года Лермонтов жил в родовом имении Тарханы Пензенской губернии, а затем его отдали учиться в Московский университетский благородный пансион. В 1831 году он поступил в Московский университет. К пансионским временам относятся первые известные стихотворения Лермонтова, а к 1830 – 1832 гг. – почти две трети всех его поэтических произведений.

Весной 1832 года в судьбе Лермонтова наступил решительный перелом: при переходе на следующий курс университета он не сдал экзамен. По настоянию родни, Лермонтов поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, находившуюся в Петербурге. В 1834 году он её закончил и стал офицером лейб-гвардии Гусарского полка.

Первая ссылка Лермонтова была недолгой. Уже осенью того же года бабушка выхлопотала для него перевод в полк, квотировавшийся недалеко от Петербурга, а вскоре вновь вернулся в столицу.

В Петербурге Лермонтов вошёл в самый блестящий литературный круг, его принимали и в большом свете. Новые произведения появлялись одно за другим. Период торжества в жизни поэта продолжался около полутора лет. В феврале 1840 года состоялась дуэль с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Поединок закончился бескровно, но царь разгневался на Лермонтова, ведь офицер, которому была дарована высочайшая милость, снова выказал непослушание – а это в глазах Николая I было величайшим преступлением. Больше царь не простил Лермонтова.

В армии Лермонтов вёл себя до крайности своевольно: то напрашивался в самые опасные походы, то надолго задерживался в отлучках сверх разрешённого. Сражался он храбро, не раз был представлен к наградам и повышению в чине, но император неизменно вычёркивал его из списков.

В конце мая Лермонтов отпросился из полка в Пятигорск. Там на водах собиралось многочисленное общество, был в это время в городе и однокашник Лермонтова по Школе юнкеров Николай Мартынов, над которым поэт часто подшучивал. На одной из вечеринок острота Лермонтова насчёт Мартынова (смешная и не задевающая чести) прозвучала слишком громко. Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль. Поединок состоялся на другой день, 15 июля 1841 года, у подножия горы Машук на условиях самых кровавых: расстояние между противниками – 6 шагов, каждый имеет право сделать до трёх выстрелов. На таком расстоянии даже среднему стрелку вполне хватало одного.

Лермонтов направил пистолет вверх (что известно из достоверных источников), а по некоторым свидетельствам, даже выстрелил первым в воздух. Согласно писаным и неписаным правилам проведения дуэлей, это – знак примирения, после которого противник не имел права стрелять на поражение. Но Мартынов выстрелил прямо в грудь Лермонтова. Михаил Юрьевич скончался на месте.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Конспект урока по литературе
в 9 классе

«Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова.

учитель русского языка и литературы

Малянова Е лена Н иколаевна


Цели урока: осмысление темы Родины в ранней и поздней лирике Лермонтова;
обучение анализу стихотворения; воспитание любви к Родине.

1. Здравствуйте, 9 класс. Очень приятно вас всех видеть, садитесь.

2. Определение типа урока .

- Сегодня у нас урок - исследование.

Как вы думаете, какие качества необходимы человеку – исследователю? (Внимательность, наблюдательность, воображение, терпеливость )

Помимо этого, я желаю вам сегодня на уроке творческого вдохновения.

3 . Работа с эпиграфом урока .

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова из стихотворения Лермонтова

Люблю отчизну я, но странною любовью!

- Зная эпиграф, предположите тему исследования (тема Родины)

А объект исследования? ( творчество Лермонтова, стих. Лермонтова о Родине)

Запишите дату и тему урока в тетрадь.

- Зная тему и эпиграф урока, определите цели нашего исследования.

Цель исследования : разобраться, какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы.

-- Ребята, что такое Родина в вашем понимании?( дом, родня, семья, друзья,школа,село,язык,сад, страна, государство, народ, природа…).

-Тема Родины всю жизнь сопутствовала поэтическим размышлениям Лермонтова .

Понаблюдаем, с чем ассоциировалась Родина у Лермонтова .

Вспомните, пожалуйста, произведения, в которых Лермонтов обращается к теме Родины.

---Завершение тема Родины нашла в стихотворении "Прощай, немытая Россия…" и в итоговом стихотворении "Родина", созданном поэтом в 1841 году, за несколько месяцев до трагической гибели .

- После прозвучавшего ответа хочется отметить, что некоторые современники Лермонтова упрекали поэта в отсутствии любви к отчизне. Как вы думаете, справедливы ли такие подозрения?

-Давайте понаблюдаем, как раскрывается тема родины в поздней лирике Лермонтова.

- Что лучше понять чувства поэта, нужно обратиться к истории создания стихотворения. Оно было написано в 1841 году 20 апреля (по дороге в ссылку). Это одно из самых сильных политических стихотворений явилось ответом на новое изгнание. Лермонтов уезжал на Кавказ в угрюмом настроении, предчувствуя, что его посылают на верную гибель. Гнев, ярость, презрение владели его рукой, когда он писал знаменитые строчки. Его снова отправили, он снова неугоден. Какое же отношение могло быть?

- Какая Россия в этом стихотворении, каков её образ? (“немытая”, “страна рабов”)

- Страна рабов, страна господ – что это за приём? ( Антитеза )

- О чем говорит поэт? ( о крепостном праве)

- Мундиры голубые – о чем идет речь ?( Жандармы.)

- Что это за прием? (Синекдоха)

- Стихотворение можно разделить на две части. Какие? ( Россия, изгнание. Но ему приятней быть в изгнании, чем в такой России. )

или Любовь к родине оборачивается горьким обличением его современного состояния.

1. Творческая история стихотворения.

— Чем стихотворение не похоже на предыдущее? ( Это признание в любви .Поэт прямо говорит о любви к родине .Три раза люблю; любовь, отрада )

1. Определение жанра стихотворения.

- Можно ли определить жанр? (нет, их несколько)

-Признаки каких жанров мы здесь можем отметить?

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Но я люблю – за что, не знаю сам,

лирического стихотворения ( чувства и душевные переживания )

- Примеры строк, характерных для оды (воспевание)

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям;

- Определите тему стихотворения (тема родины)

-Загляните в толковые словари.

1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого – чего – нибудь

Родимая земля, чье место рождения; земля, государство, где кто родился

Отец, отечество, родина

-Разграничивают ли они лексическое значение этих слов? (нет)

- В чем поэт видел разницу между этими словами? Не можем ответить? Проблема. Попробуем ее решить, исследуя стихотворение.

Обратимся к композиции произведения.

5. Работа по композиции стихотворения.

- Из скольких частей состоит стихотворение ? (Стихотворение состоит из двух частей). Зачитайте части (по рядам).Сравним эти части.

-Предлагаю поработать в группах.

Работа с таблицей в группах

Чувства лирического героя (в чем главная мысль?)

понимает значение воинской славы, исторического прошлого России; автором сформулировано сердечное чувство патриотизма

(Отстаивает право на любовь к родине, но отвергает сложившийся образ родины

Любовь к родной земле ещё не объяснима

Признаётся в своих чувствах по отношению к Родине очарован глубиной народной жизни

создан отвлечённый образ официальной России

степи, леса, реки, дороги, огни деревень

с высоты орлиного полёта создан образ России живой, конкретной

дымок жнивы, чета берёз ( нерасторжимость образов: природы и человека )

создан целостный образ России, её безбрежная широта

Люблю отчизну я

Ни слава, ни полный, ни тёмной

Эпитеты, ряды однородных членов

Первая часть состоит из трех простых предложений – поэт отвергает такой образ родины.

безбрежных лесов, печальных деревень

Реки, подобные морям

Ряды однородных членов

жёлтая нива, белеющие берёзы

Эпитеты, ряды однородных членов - поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить

Вторая часть состоит из трех простых предложений, осложненных однородными членами и обособлениями, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.

- Рассмотрим, как раскрывается основная мысль первой части.

- Почему противопоставляются понятия ЛЮБОВЬ и СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ ? Дайте толкование слова СТРАННАЯ в контексте предложения. (необычная. Используя личные и притяжательные местоимения ( я, мой, мне ), поэт подчеркивает свое, личное понимание Родины, это его точка зрения. Инверсия доказывает это, ставя логическое ударение на Я.)

- Почему странная любовь? Попробуем разобраться.

- С чем ассоциируется образ отчизны в первой части ? Назовите словесный ряд.

(слава, купленная кровью; темная старина; гордый покой).

(Поэт отвергает официальную народность, казенный патриотизм.)

-Зачитайте вторую часть. В чем главная мысль?

(Раскрывается истинная любовь лирического героя к России, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.)

- Какие пейзажные образы родины выбирает поэт? Каковы средства их художественной выразительности и их роль ? (степей холодное молчанье – метафора, эпитет; лесов безбрежных колыханье – эпитет, ; разливы рек, подобные морям – метафора, сравнение. Это символы свободы. Такая Россия дает свободу, полет, является высшей ценностью для лирического героя.)

- Что приходит на смену мелькающим пейзажам? Назовите эти образы.

(Проселочный путь, деревни, жнивы, чета берез, полное гумно, изба, пляска мужичков)

Что видит и слышит лирический герой?

(Береза олицетворяет сокровенную мечту поэта о любви, взаимопонимании, о преодолении одиночества. Его Родина – это страна счастья, гармонии.)

- Дайте лексическое толкование слов ГУМНО, ЖНИВА , НИВА.

Гумно – сарай для сжатого хлеба.

Нива – засеянное поле, пашня.

Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб.

- Почему поэту радостно видеть полное гумно, избу, покрытую соломой, резные ставни?

(Это символы довольства (в голодное время солому с крыш скармливали скотине) и крестьянской тяги к красоте.)

- Как организовано время? В какое время суток, года герой видит Россию? Какие средства художественной выразительности говорят об этом?

(Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек - метафора), летом (вечером росистым - эпитет, лесов колыханье - олицетворенье), осенью (желтая нива - эпитет, спаленное жнивье – метафора.), возможно, зимой (полей холодное молчанье )Для поэта родина любима разная, все в ней его привлекает, все любимо.)

- Чей образ появляется в конце стихотворения? (образ человек)

- Какие объекты говорят о приближении человека? ( обоз, двор, дом, окно).

- Почему пляшущие крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чем разница?

(мужик = мужичок = -ок- уменьшительно – ласкательный суффикс. Любование русским крестьянином.) (Все пристальнее становится взгляд поэта, все напряженнее его чувства, все ближе разгадка, тайное становится явным:Родина – это русский народ, крестьяне. Именно их любит поэт.)

- В этом стихотворении отразился не только поэтический, но и живописный талант Лермонтова. Охарактеризуйте цветопись.

(Желтый – степи, огни, нивы, солома; черный – ночь, спаленная; голубой – реки,; зеленый – леса; белый – белеющие березы. Краски не яркие, не сочные. Да, такая родина не броская, но она дорога поэту, близка своей скромностью.)

- Сравните все части стихотворения. Чем они отличаются?

(В первой - отвергается официальный патриотизм. Во второй и третьей – поэт открыл душу, высказал самое сокровенное – какой ему видится Русь.)

- Какой стилистический прием использует автор для передачи своего отношения к образам отчизны и родины? (антитеза)

- Обратимся к тем целям урока, которые ставили в начале. Какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы. (показал неразрывность связи родины и народа и….)

-Можете ли вы теперь решить возникшую по ходу урока проблему, ответить на вопрос: в чем же отличие РОДИНЫ от ОТЧИЗНЫ в понимании Лермонтова?

- Какие чувства вызвала у вас прозвучавшая песня ? Как вы думаете, почему для исполнения взят не весть текст стихотворения?- Плеханову близка именно эта часть стихотворения. Именно такой любит он Родину(ее просторы, величие)

В.Г. Белинский отмечал силу поэтического слова Лермонтова. По словам критика, фразы поэта отличаются алмазной крепостью, громовой силой, исполинской энергией.

-Изменилось ли ваше понимание Родины после анализа произведений Лермонтова? Может, мы внесем изменения в наш кластер?

(добавить народ, люди )

-Что вы чувствуете после изучения произведения, после проведенного исследования ? Попробуйте выразить свои мысли, чувства в синквейне.

Рефлексия Составление синквейна (творческая работа в парах)

Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

Назовите существительное, которое, отражает самую главную суть рассказа. Это существительное - первая строка синквейна.

Читайте также: