Анаграммы 2 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Вот так чудо! Посмотри: слова - два, а в сумме - три!

ПУД+ЕЛЬ= . (порода собаки)

ДОГ+БУЛЬ= . (порода собаки)

ШАР+ПЕЙ= . (порода собаки)

ВАМ+ПИР= . (летучая мышь)

НОГА+МИ= . (морское животное)

Будем мы сейчас играть:

От слова букву отнимать.

Букву верно убери,

1. БРЫСЬ - . (хищница)

2. ЖАРА - . (попугай)

3. МРАК - . (пресноводное животное)

6. КОСА - . (насекомое)

7. СНОВА - . (птица)

8. ЖАБРЫ - . (земноводные)

9. СКЛОН - . (копытное животное)

10. ШУТКА - . (птица)

11. ГОЛЕНЬ - . (копытное животное)

12. ЖАРКО - . (попугай)

13. ГНУС - . (антилопа)

14. ДЛАНЬ - . (олень)

15. СКИТ - . (морское животное)

16. ОКОШКИ - . (домашние животные)

17. КОМАР - . (ракообразное)

18. ПИСТОН - . (змея)

19. ПЛАНКА - . (самка оленя)

20. КОБУРА - . (змея)

21. НАРЫ - . (верблюд)

22. МОРЗЯНКА - . (утка)

23. МОЛНИЯ - . (птица)

24. ТОПИК - . (антилопа)

КЫЯЗ - ЯЗЫК ЯЗАЦ - ЗАЯЦ

ТЕРЕВ - ВЕТЕР ВАДОЗ - ЗАВОД

МОЗОР - МОРОЗ ДРАНО - НАРОД

ЛЕПАН - ПЕНАЛ ЯДОГА - ЯГОДА

РЕБЕЗА - БЕРЕЗА РОВОНА - ВОРОНА

КИНЬКО - КОНЬКИ РОВАКА - КОРОВА

СИЛИЦА - ЛИСИЦА ШИМАНА - МАШИНА

КОМОЛО - МОЛОКО ТОПАЛЬ - ПАЛЬТО

ЛАПТОК - ПЛАТОК СУПОДА - ПОСУДА

БОРАТА - РАБОТА АКАБОС - СОБАКА

КОРОСА - СОРОКА БЯРЕТА - РЕБЯТА

РОШОХО - ХОРОШО АКЧОВЕД - ДЕВОЧКА

АТСУПАК - КАПУСТА ВЕДМЕДЬ - МЕДВЕДЬ

СПАБОСИ - СПАСИБО КАДАШРАН - КАРАНДАШ

Задание: составь из букв и слогов словарные слова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительный материал к урокам литературного чтения

Дополнительный материал к урокам литературного чтения. Раскрывается метод многократного чтения.


Правописание приставок при- и пре- обычно вызывает у детей затруднение. Словарный запас учеников начальных классов достаточно невелик. Я заранее выделяю два - три урока на изучения правописания именно.

дополнительный материал к урокам русского языка "Тувинские народные пословицы"

дополнительный материал к урокам русского языка "Тувинские народные пословицы".


Дополнительный материал к урокам русского языка.

Данная презентация включает в себя минутки чистописания. Каждая страница состоит из образца букв, словарных слов, пословиц, поговорок или стишков на данную букву.


Технологическая карта, презентация, дополнительный материал к уроку-проекту по русскому языку в 3 классе "Рассказ о слове"

Технологическая карта+презентация к уроку русского языка в 3 классе "Рассказ о слове" УМК "Школа России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анаграммы представлены в виде ребусов. Красочно оформлены.

Новое слово, составленное из всех букв данного, называется его анаграммой. Два или более слов, образованных из одних и тех же букв, образуют блок анаграмм.

Вот несколько интересных примеров: колба - бокал - блок из двух пятибуквенных анаграмм; приказ - каприз - блок из двух шестибуквенных анаграмм; карта - карат - катар - блок из трех пятибуквенных анаграмм; клоун - колун - уклон - кулон, коран - крона - нарок - норка - два блока их четырех пятибуквенных анаграмм; монета - немота - отмена - блок из трех шестибуквенных анаграмм. Опытные игроки, обнаружив знакомое слово из блока анаграмм, не задумываясь, пишут и все остальные, чем немало удивляют неискушенных "наборщиков".

Анаграммы, открытые еще в III веке до нашей эры древнегреческим грамматиком и поэтом Ликофроном, до сих пор привлекают внимание языковедов, поэтов и просто любителей словесных головоломок. Существуют коллекции, насчитывающие сотни и даже тысячи анаграмм.
Если отойти от канонических правил и не связывать себя грамматическими рамками, то можно придумать множество самых необычных анаграмм. Вот несколько симпатичных образцов: схема смеха, искра риска, масло ослам, фиалка калифа, ужимка мужика, реклама маклера, цитата Тацита, запонка напоказ, апостол полосат, волокита китолова, автодорога дороговата, отбрось робость!

Еще забавнее короткие фразы из анаграмм. Следующий список принадлежит поэту и мастеру словесных игр Дмитрию Авалиани: вижу зверей - живу резвей; инок вязнет - кони звенят; увидимся - удивимся, отспоримся - опростимся; слепо топчут - после почтут; не дурак - не краду; он ее любил, но ее блюли; Пушкина слово - волос, пушинка; жил не давил - лжи не видал.

Авалиани придумал и такие своеобразные фокусы-анаграммы:
Откровение: окно и ветер; вечность: свет - ночь; терпенье: не теперь; демократия: моет дикаря; капитализм: пик зла и мат; лаконизм: замолкни!

В каждом из этих примеров слева от двоеточия - некое слово, а справа - его "толкование", состоящее из нескольких слов, все буквы которых вместе как бы образуют анаграмму исходного слова.

Возможности игры значительно расширяются, если переставлять буквы не в каком-то одном слове, а в небольшом тексте, причем полученный блок "анаграмм" должен образовывать осмысленную фразу:
Хулиган! - ух и нагл!; учительница, - учти и нацель!;
за буржуазию - разбужу Азию!; смертность - есть монстр;
Карпов - мастер, - Каспаров - метр; сия сцена - сенсация;
не спи, дитя! - стипендия; обычно верна - новобрачные;
мне ровесник - современник; традиция с нами - администрация;
прите во власть! - правительство; усни, милок - консилиум;
ноет, горда - недотрога; куклы Ани - каникулы;
а пиво нести? - воспитание; а шли мы не зря - размышления.

Как видите, всюду наборы слов слева и справа от тире состоят из одних и тех же букв, а в результате получаем забавное предложение. А вот смешной пример двух фраз-анаграмм с противоположным смыслом:
Ну-у, жара сегодня! - А я дрожу на снегу!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

2 четверть. 1 урок

Цель: Создать условия для уточнения представления детей о понятиях, выявления видов отношений между понятиями.Формировать навыки учебного сотрудничества.

Оборудование: задания на листах для групп, маркеры, таблички с названиями видов отношений между понятиями, демонстрационные таблицы с заданиями, веры цифр у учащихся.

1 этап. Актуализация знаний, настрой на работу.

- Учитель приветствует класс, предлагает сесть (на английском языке).

- Почему не выполнили задание?

-Что значит, не поняли? (Не понятен смысл)

- Если буду говорить на русском языке, то смысл будет понятен?

На доске:

Анестезия

Понятия

Геральдика

Рифма

Полемика

Сфинкс

Эсперанто

Отношение

Мнемозина

Корюшка

Вопросы учителя:

Наука о гербах (геральдика).

В греческих и египетских мифах фантастическое существо с телом льва и головой человека (сфинкс).

Небольшая морская рыба (корюшка).

Созвучие концов стихотворных строк (рифма).

Искусственный язык (эсперанто).

Богиня памяти в греческой мифологии (Мнемозина).

Взаимная связь разных величин, предметов, действий (отношения).

Спор при обсуждении (полемика).

Представление, сведение о чём-либо (понятие).

Подведение итогов.

- Почему не все понятия угадали, ведь говорили на русском языке? ( Не имеем представления, не знаем смыслов).

- Что же такое понятие ? (Это тот смысл, который мы вкладываем в слово или сочетание слов. Представление, сведение о чём-либо).

Учитель открывает на доске тему урока:

Виды отношений между понятиями.

2 этап. Развитие психических механизмов.

- Для выполнения этого задания призовите на помощь Мнемозину. Как поняли? Почему?

- Запомните, нарисуйте. Найдите недостающий рисунок.

Дети проверяют в паре, проводят взаимооценку.

- Что было изображено на рисунке? ( Геометрические фигуры, треугольники, квадраты, круги).

- Какое понятие является общим для других? Какие отношения между данными понятиями? ( Отношения ВИД – РОД)

3 этап. Решение частично-поисковых задач.

- Выбрать из списка пары понятий с такими же отношениями, указать номера (Дети используют веер цифр).

На доске:

февраль – март

щука – рыба

боль – слёзы

вторник – среда

эскимо – мороженое

радость – грусть

стакан – пить

нарушение - наказание

10. кастрюля – варить

11. птица – стая

12. сладкий – кислый

13. молния – пожар

14. ручка – дверь

15. быстрый – медленный

16. первый – второй

17. велосипед – кататься

18. ноготь – палец

19. день - ночь

Задание для групп:

- Сгруппировать оставшиеся пары понятий по типу отношений между ними. Ответ обосновать.

Дети работают в группах, представляют свои результаты, идёт обсуждение. Учитель обобщает, уточняет ответы представителей групп.

Правильные ответы:

1, 4, 16 – последовательность (два события идут одно за другим).

3, 9, 13 – причина-следствие

5, 11, 14, 18 – часть и целое

7, 12, 15, 19 – противоположность

- Какие существуют виды отношений между понятиями?

- Как вы думаете, есть ли другие виды?

- Оцените работу групп.

4 этап. Решение творческих задач.

Озеро, медведь, карандаш.

Мяч, ракета, книга.

Улица, очки, сумка.

Велосипед, цветок, небо.

Стол, фартук, ботинки.

- Существуют ли какие-либо отношения между данными понятиями?

- Составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы все три слова. Можно менять число и падеж слова, а также использовать другие слова.

5 этап. Подведение итогов работы. Оценка работы.

Цель: формировать умение разгадывать анаграммы; развивать внимание, мышление, конструкторские, а также артистические способности.

Сегодня на занятии мы будем работать с анаграммами. Давайте вспомним, что такое анаграмма. (Анаграмма — это такая загадка, в которой при перестановке слогов и букв, а также при чтении справа налево слово приобретает новое значение.)

Задание 1. Прочтите текст. Разгадайте анаграмму.


Слово названье дорожке даёт,

В горы и лес ею каждый пройдёт.

Слово прочтёте наоборот —

Сразу узнаете яблок сорт.


Задание 2. Соедините линиями анаграммы.

Ответ: Замок — мазок, атлас — салат, марка — рамка, загон — газон, адрес — среда, зарница — разница, образ — забор, жирок — рожки.

Задание 3. Разгадайте ребусы. Придумайте к данным словам анаграммы.


Задание 4. Расшифруйте закодированные разными способами слова. Подберите к ним анаграммы.


Ответ. Немота — монета.


Ответ. Крона — норка. Читаем буквы в порядке увеличения рисунков.


Ответ. Норма — роман.

Пора отдохнуть. Занимательный привал!


Выложите из деталей танграма рыбку.

Рыбки плавают в пруду

И играют в чехарду.

Тёплым днём резвятся,


Представьте себя артистами на сцене. Изобразите следующие действия.

◊ Ты переходишь мелкую речку, перепрыгивая (иногда неудачно) с камня на камень.

◊ Ты мокнешь под дождём, а твой зонтик никак не хочет раскрываться.

◊ Ты идёшь за кем-то и хочешь, чтобы он тебя не заметил.

◊ Ты моешь посуду и одновременно смотришь по телевизору футбол. Гол! Ура.

◊ Ты пришёл домой разочарованный и жалуешься встречающей тебя любимой собаке на свою несчастную жизнь.

◊ Ты впервые за последний год попал в лес и радуешься каждой былинке.


Продолжаем работу над анаграммами.

Задание 5. Соедините линиями пары предметов, так чтобы слова, обозначающие их, являлись анаграммами. Запишите пары слов.


Ответ. 1. Лапоть — пальто. 2. Мышка — камыш. 3. Баян — баня. 4. Банка — кабан. 5. Кулак — кукла. 6. Шашки — шишка.


Задание 1. Как закончить пословицу

Коли есть отец и мать, так ребёнку .

Подчеркните правильный ответ.

Радость благодать хорошо здорово

Задание 2. Переставьте местами буквы, так чтобы получились слова, называющие предметы мебели. Запишите их.


Читайте также: