Конспект урока заколдованное место реальность и фантастика в повести
Обновлено: 05.07.2024
Коваленко Анастасия Петровна
Урок открытия новых знаний
2. Развивающая. Развивать умения ориентироваться в прочитанном тексте, внимание и наблюдательность;
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2018., презентация.
Педагогическая технология: технология продуктивного чтения.
Методы обучения : частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный.
Средства обучения:
учебник литературы для 5 класса;
Метапредметные результаты: развивать умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Предметные результаты: понимание связи литературного произведения с эпохой его написания,
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Оргмомент. Цель: создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы, привлечь внимание детей к предстоящей деятельности по теме. -2 мин.
- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и начнем работать. Присаживайтесь.
2. Актуализация знаний. Стимулирование интереса уч-ся к изучению этой темы, самоопределение в теме и постановка личностно-значимой цели. – 5 мин.
- С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? ( портрет на доске)
- Что вы узнали о его жизни и творчестве? …..
- Назовите произведения, которые входят в эту книгу?
-Что объединяет все эти произведения? ( во всех произведениях есть волшебство)
Действительно, Николай Васильевич Гоголь при создании этих произведений обращался к фольклору.
- Внимательно рассмотрите иллюстрации на доске, о каком произведении мы сегодня будем говорить?
- Откройте тетради и запишите число, тему урока ( я пишу вместе с детьми на доске)
- Давайте подумаем, какие цели мы поставим перед собой?
( Будем искать в произведении реальные и фантастические события, работать с текстом, анализировать)
-Проблемный вопрос нашего урока звучит так:
Написать на доске
- Мы можем сразу ответить на этот вопрос?
-Чтобы ответить на наш вопрос, нам нужно проанализировать произведение, вот материал для анализа
Место действия
Быт и жизнь людей
Отвечают на вопросы, рассматривают рисунки, слушают ответы одноклассников.
Решают, можно ли сразу, без дополнительных сведений, ответить на этот вопрос.
Планирование путей достижения целей (Р)
Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы (К)
Перед анализом произведения давайте разберемся, что можно назвать заколдованным место?
Подберите синонимы к слову заколдовать? (Запутать, заиграть, заморочить, заинтриговать, происходят какие-то чудеса)
- Как вы понимаете лексическое значение слов реальное и фантастическое?
Реальность– существующее в действительности.
Фантастика – создание вымышленного, нереального, волшебного мира.
- Посмотрите на слайд, запишите определения в тетрадь.
Предлагаю поработать в парах. Найдите реальные и фантастические события в повести?
- Ребята давайте рассмотрим иллюстрацию на стр. 161( дед пляшет)
-Найдите в тексте и прочитайте, как дед пляшет.
Танец реальный и фантастический?
После такой музыки хочется подвигаться, давайте проведем физминутку.
- Рассмотрим иллюстрацию на стр 167.
-Что вы видите?
-Давайте прочитаем по ролям этот фрагмент повести.
- На что похожи повторы слов деда фантастическими существами? ( На эхо)
- Эхо в лесу реальное? (да)
- В какое время суток был дед в заколдованном месте? (ночь)
-Может ли ночью показаться какая-нибудь деревяшка страшным чудовищем?
- Есть ли вероятность, что деду Максиму со страху все показалось?
. Запишите в тетрадь реальные и фантастические события.
Записывают в тетради факты, необходимые для дальнейшей работы. Словарная работа. Сравнивают.
развивающая: стимулировать критическое мышление учащихся, сформировать навык публичного выступления, закрепить навык выразительного чтения;
Планируемые результаты:
Личностные: знать определение теоретических понятий: юмор, фантастика
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.
Предметные: уметь определять роль понятий в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Учитель рассказывает народную легенду о кладе:
Барашек из-под пола
Жила одна семья спокойно, тихо. Большая была семья. Уходят родители в поле, детей оставляют дома. В одно прекрасное время приходят родители домой, дети жалуются, что с ними барашек играет.
— Какой барашек? — спрашивают.
— Да с-под пола, — отвечают дети.
Просят дети достать барашка. Но кто поверит? И пошла легенда по селу. Под страхом деревня стала жить. Дети припухли, играть не стали. А барашек все вылезал и играл с детьми. Золотой шарик вылезал. то золотым человеком, то барашком вновь прикидывался.
Так шли годы. Из бань стали выходить ведьмы. В пустых домах музыка играла, черти плясали. Молодежь отсиживалась по вечерам дома.
И дошла эта весть до станичного атамана. Взял он добрых казаков и пришел в деревню проверить, насколько это правда. Пришли в эту семью и начали делать раскопки. И обнаружили на глубине трех метров саблю дамасской стали и корзину с золотом. И оказалось, что тот, кто закопал клад, сделал заклинание и что клад так должен обнаружиться. И так в этом доме хозяин стал богатым купцом. Все это было завещано предками потомству.
О чем эта легенда? (О заговоренном кладе)
Как вы думаете, почему люди считали, что клад охраняет нечистая сила?
Проверка домашнего задания
- Что вы знаете о Н.В. Гоголе?
- Назовите произведения, которые прославили Н.В. Гоголя.
3. Целеполагание.
Фантастическое для Николая Васильевича – одна из важнейших сторон народного мировоззрения. Реальность и фантастика причудливо переплетаются в представлениях народа о прошлом и настоящем, о добре зле. У Гоголя очень много произведений, содержащих мистику и фантастику.
4. Изучение нового материала.
Обратимся к тексту
- С чего начинается произведение, прочитайте.
(«Быль рассказанная дьячком ***ской церкви)
- Кто такой дьячок? Посмотрите словарь? (ответы)
- А что такое быль? по-другому реальность (попробуйте дать определение, посоветуйтесь). Быль – рассказ о действительном происшествии.
- А что такое фантастика? Как бы вы определили? (попробуйте поработать в парах)
- Близки мы были в определении?
- А сейчас давайте разберемся, что здесь было в повести реально?
- Мог ли дьячок рассказывать быль? Найдите момент в тексте, когда он начинает свой рассказ, прочитайте.
- Найдите отрывок, где дьячок (рассказчик) обиделся на своих слушателей? А почему? Что нужно рассказчику, чтобы он смог начать свое повествование?
- А найдите в тексте момент, в котором рассказывается о чумаках? Кто это такие? Реально это?
- Посмотрите внимательно, что я вам показываю (огурец, лук). А как лук назван в повести? Найдите, прочитайте, какое выражение автор использует, чтобы описать состояние человека, когда он наестся за целый день этих овощей?
5.Физкультминутка.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
Корпусом вращаем тоже-
Это мы, конечно, можем
Вверх и в стороны прогнулись.
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
6.Закрепление материала.
Какое любимое занятие было у деда? (Послушать разные байки от проезжих.)
Чем решил развлечь дед знакомых чумаков? (танцами внуков)
А что неожиданно случилось с самим дедом во время танца внуков? (ноги неожиданно задергались, сами пустились в пляс)
Что необычного случилось с дедом во время его танца? (На одном месте руки-ноги слушаться отказывались, а потом очутился с гладком поле)
Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад)
Что задумал дед сделать наутро? (вернуться и выкопать клад, но не нашел это место в поле)
Какой клад откопал дед? (Котел с мусором)
- На что похожа эта повесть (на рассказ, сказку, легенду, предание)?
Запись понятий в тетрадь.
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
Рассказ – небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Легенда – произведение созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.
Где происходит действие повести? В некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое ?(Украина)
О какое время происходят события? В незапамятные времена? Подтвердите это цитатами из текста. (в детстве рассказчика, весна )
От чьего имени ведется рассказ? Кто является рассказчиком повести? Назовите других действующих лиц. Они реальные или фантастические?
А предметы обихода, окружающие их, реальны или нет? Приведите пример из домашнего задания?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Сценарий урока для 5 класса
Задачи урока:
стимулировать критическое мышление учащихся, сформировать навык публичного выступления, закрепить навык выразительного чтения;
Подготовка к восприятию темы.
Учитель читает стихотворение о кладе:
Мы сегодня под малиной
Три часа искали клад.
Я вскопала половину,
А потом продолжил брат.
Мы сундук найти мечтали,
Или глиняный горшок,
А нашли лишь болт из стали,
Червяка и корешок!
Вряд ли что-то есть в картошке:
Там бы дедушка нашел.
Нам бы клада хоть немножко –
Вот бы было хорошо!
В нём каменья или слитки,
И, возможно, шоколад!
Всё, копаем у калитки-
Вот, где точно будет клад!
- О чём это стихотворение? (О кладе)
- А вы мечтали когда-нибудь найти клад? Для чего вам нужен клад?
- А можно ли всё, о чём вы говорите, получить другим путём? (Заработать своим трудом)
- Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (сундук, сокровища, драгоценные камни, опасность, приключение и др.)
В повести, которую вы должны были прочитать к этому уроку, тоже есть информация о заговорённом кладе. Давайте вспомним этот момент.
- Почему именно о вечерах на хуторе захотел рассказать нам Н.В.Гоголь?
(Детство будущего писателя прошло в небольшом селе Василивцы (Васильевка), которое входило в Диканьковский поселковый совет Полтавской обл. Ему был хорошо знаком быт, нравы, обычаи людей, живущих в маленьких хуторках Украины .Он слышал украинскую речь, истории, древние предания, которые люди рассказывали друг другу вечером после трудового дня)
- А знаете ли вы, что такое хутор?
(Это несколько дворов, расположенных обособленно от основной части села или деревни. Часто он находится в окружении густого леса или бескрайних полей. Атмосфера окружающего природного мира хутора завораживает, волнует, будоражит воображение).
цивилизации, сохранившее самобытность, что-то страшное и пугающее)
Постановка проблемы и целей урока
Актуализация необходимых знаний
(Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви)
(Это рассказы, отражающие веру народа в сверхъестественные силы, демонов, чёрта.Но их название говорит о том, что в них верят)
- Какой мир мы считаем реальным?(Тот, который существует в действительности, на самом деле)
- Что такое фантастика? (То, что основано на воображении)
2) Формулировка учащимися темы урока.
- Предположите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Попробуйте сами сформулировать тему урока.
3)Формулировка учащимися целей урока
- Как вы думаете, какова основная цель нашего урока?
- А хотите узнать?
- Сформулируйте основную цель урока. (Проследить, как фантастика, вымысел помогают понять основную идею повести)
Планирование учащимися способов достижения намеченных целей.
- Что необходимо для того, чтобы понять главную мысль любого произведения
(то есть то, что хотел сказать нам или к чему призывал автор )?
(Хорошо знать содержание и последовательность событий, происходщих в произведении)
-Легко ли вам было читать эту повесть?
- С какими трудностями вы столкнулись при чтении повести?
(Много непонятных украинских слов)
- Значит, что ещё нам необходимо сделать, чтобы приблизиться к пониманию идеи повести? (Поработать над значением украинскихслов)
Практическая деятельность учащихся
Работа в парах ( Раздаются каждому листки с заданием и листсамоконтроля )
Определяем значение украинских слов.
Задание 1. Соотнесите слово с его значением (поставьте стрелочки).
Для того, чтобы вам было легче это сделать, посмотрите иллюстрации на экране.
- Вопрос классу: как вы думаете, для чего Гоголь использует так много украинских слов в повести? (Для погружениячитателя в быт украинского села)
Задание 2. Взаимопроверка
Обменяйтесь листочками и произведите взаимопроверку.
Задание 3. Самооценка
Сравните свои работы с образцом на экране . Если вы не допустили ни одной ошибки, поставьте себе 3 балла в листке самоконтроля, за 1 ош. - 2 балла, за 2 ош. – 1 б,
более 3 – 0 баллов.
- Мы с вами определили значение слов из укр. диалекта, а теперь переходим к восстановлению последовательности событий, происходящих в повести.
Быстро встали, улыбнулись,
Ну-ка плечи распрямите,
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Работа в группах
Задание 1группе.
Сделать фотоколлаж событий, используя предложенные материалы.
- Расположите картинки к повести в правильной последовательности.
Коротко воспроизведите сюжет по картинкам (каждый член группы воспроизводит по одному эпизоду, по цепочке)
- Используя предложенные материалы, распределите слова в две колонки: в 1 колонку выпишите слова, обозначающие события или явления реального мира, в другую – заколдованного, фантастического.
Задание 3группе.
Н.В. Гоголя. Расскажите о нём.
Заколдованное место –
- место, где пересекаются волшебный и обыденный мир; место не совсем незнакомое;
- - красивое, необыкновенное, все в цветах место;
- сказочный мир притворяется знакомым, но пространство в нем искажается: в обычном месте возникают вдруг провалы, горы висят над головой;
- здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки;
- отсутствуют месяц и звезды, царит мрак, источник света – свеча на могиле;
- фантастическое место, где начинается путешествие по другим планетам;
- там встречаются приветливые люди, показывают все потаенные места;
- земля в этом месте не даёт урожай;
- место, где исполняются любые желания;
Задание 4 группе
Найдите пару (поставьте стрелочки) и расскажите о существах заколдованного места.
Баранья голова
Проверка результата работы групп (сравнить с образцом).
- Если вы всё верно выполнили, поставьтесебе в лист самоконтроля за задание № 2 по
Вопрос для всех:
- Какова роль представленных демонических существ заколдованном месте? Что они там делали? (Они охраняют клады, пугают кладоискателей.Главная их задача – не дать людям подступиться к кладу)
- Какие ещё существа, согласно древним поверьям могли охранять клады?
Проверка индивидуального Д/З.
Поставь себе балл в лист самоконтроля.
- Какие существуют пословицы и поговорки о кладах? Индивид.задание.
- Какие народные представления отразились в этих поговорках? О чём они? ( О тщетном кладоискательстве . (Глупо и опасно тратить свою жизнь на поиски клада.)
- Почему Гоголь изменил идею легенды? (Русские люди всегда относились с состраданием к беднякам. За все беды, которые пришлось пережить нищему, народ в легенде награждает его кладом).
- Был ли дед Фомы бедняком? (Дед Фомы Григорьевича, судя по всему, зажиточный крестьянин.У него есть своя земля, часть которой он сдаёт в аренду. Он выращивает табак на продажу и овощи).
– Как закончилось приключение деда?
-Как вы думаете, почему дед плюнул и руки вымыл, после того, как выкинул котёл? (как будто прикасался с чем-то грязным и непотребным)
Резерв 3. Фронтальная работа (раздать всем лист с заданием).
Повторяем определение терминов.
Внимательно прочитайте их и определите, какие изобразительно-выразительные средства использовал писатель. Назовите их и дайте им определение.
вокруг провалы, под ногами круча без дна, над головою свесилась гора
ноздри – хоть по ведру воды влей в каждую…
и захрапел так, что воробьи, которые забрались было на баштан, поподымались с перепугу на воздух.
… нос – как мех в кузнице, губы… как две колоды,
дыня… словно змея.
народ, знаете, бывалый: пойдет рассказывать - только уши развешивай! А деду это все равно, что голодному галушки .
ноги как деревянные стали
задал он такого бегуна, как будто панский иноходец.
… опарила! как будто свинью перед рождеством!
в животе, ей-богу, как будто петухи кричат
проклятый камень
красные очи
мерзостная рожа
сатанинское наваждение
хитрая бестия
низенький дубовый лес
проклятое место
Дополнительное задание: какие художественные средства использует писатель для создания фантастических картин, а какие для создания обыденного мира? Поставьте галочку возле слов, создающих фантастический образ заколдованного места.
Самопроверка с образцом.
Если вы всё верно выполнили, поставьте 1 балл в лист самоконтроля.
Факт (последовательность событий)
Итоговый вывод урока.
- Чему вас научило это произведение?
(Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор, дрязг и не приносит человеку счастья.Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам, наживе, воплощенные Гоголем в сказочных образах, неизменно приводят героев к проигрышу и посрамлению) .
-Очаровались ли вы Гоголем? Подействовали на вас его колдовские чары?
- Захотели ли вы прочитать другие его произведения?
Заключительные слова учителя:
Метод по типу познавательной деятельности частично-поисковый, исследовательский.
· формировать читательские интересы учащихся; обогатить представления школьников о художественном мире ранней прозы Н. В. Гоголя,
· прививать интерес к чтению, объяснить особенности сюжета: два параллельно развивающихся плана, реальный и фантастический,
· повторить теоретические сведения (эпитет, сказка, рассказ), познакомить с новыми (легенда, предание),
· обогащать словарный запас учащихся.
2.Развивающие:
· развитие речи через монологические полные ответы, через умение объяснять свою позицию,
· развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей,
· развитие умения ориентироваться в прочитанном, внимания и наблюдательности,
· развитие универсальных учебных действий(сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) при частичном анализе текста.
· воспитание любви к предмету, к чтению,
Урок литературы в 5 классе
Методическое обоснование урока
Вид урока: изучение нового материала.
Тип урока: комбинированный (словесно-наглядно-практический)
Метод по типу познавательной деятельности частично-поисковый, исследовательский.
формировать читательские интересы учащихся; обогатить представления школьников о художественном мире ранней прозы Н. В. Гоголя,
прививать интерес к чтению,
объяснить особенности сюжета: два параллельно развивающихся плана, реальный и фантастический,
повторить теоретические сведения (эпитет, сказка, рассказ), познакомить с новыми (легенда, предание),
обогащать словарный запас учащихся.
2.Развивающие:
развитие речи через монологические полные ответы, через умение объяснять свою позицию,
развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей,
развитие умения ориентироваться в прочитанном, внимания и наблюдательности,
развитие универсальных учебных действий(сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) при частичном анализе текста.
воспитание любви к предмету, к чтению,
Организационный момент. Приветствие учителя.
Подготовка к восприятию.
Учитель рассказывает народную легенду о кладе:
Барашек из-под пола
Жила одна семья спокойно, тихо. Большая была семья. Уходят родители в поле, детей оставляют дома. В одно прекрасное время приходят родители домой, дети жалуются, что с ними барашек играет.
— Какой барашек? — спрашивают.
— Да с-под пола, — отвечают дети.
Просят дети достать барашка. Но кто поверит? И пошла легенда по селу. Под страхом деревня стала жить. Дети припухли, играть не стали. А барашек все вылезал и играл с детьми. Золотой шарик вылезал. то золотым человеком, то барашком вновь прикидывался.
Так шли годы. Из бань стали выходить ведьмы. В пустых домах музыка играла, черти плясали. Молодежь отсиживалась по вечерам дома.
И дошла эта весть до станичного атамана. Взял он добрых казаков и пришел в деревню проверить, насколько это правда. Пришли в эту семью и начали делать раскопки. И обнаружили на глубине трех метров саблю дамасской стали и корзину с золотом. И оказалось, что тот, кто закопал клад, сделал заклинание и что клад так должен обнаружиться. И так в этом доме хозяин стал богатым купцом. Все это было завещано предками потомству.
О чем эта легенда? (О заговоренном кладе)
Как вы думаете, почему люди считали, что клад охраняет нечистая сила?
Чему же будет посвящен наш урок?
Формулировка темы урока учащимися.
В состав какой книги Н.В.Гоголя входит это произведение?(“Вечера на хуторе близ Диканьки”).
Что вам известно про сборник?( Сборник повестей Н.В. Гоголя, созданный в 1851 году на основе писем, которые он получал от родной сестры и матери, живших в селе Сорочинцы)
3. Вопросы для обсуждения:
Я не случайно обращаю ваше внимание на эти слова. Найдите в этом высказывании Гоголя эпитет, которым писатель характеризует своих героев.
Как вы понимаете значение этого слова? (Необычный, непохожий на другие, особенный)
Можно ли сказать, что описанные события – странные?
Постановка проблемы урока. В чем состоит главная особенность этого произведения? Чем оно отличается от всех прочитанных нами ранее?
Новый материал.
1.Проверка домашнего задания. Наблюдение над языком повести.
Легко ли было читать и понимать прочитанное?
Обратили ли вы внимание на главную особенность этого произведения – язык?
Читайте также: