Изображение крестьянской жизни 4 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Раскрыть роль ис­кусства в понимании гармоничной связи русского жилья с приро­дой.

Задачи: познакомить учащихся с деревянной храмовой архитектурой; рассмотреть разнообразие сельских дере­вянных построек: избы, ворот, колодцев и т. д.; учить определять средства художественной выразительности, используемые в работах художниками-пейзажистами; развивать конструктивный, графический навыки; воспитывать у детей лю­бовь к природе, художественный вкус, потребность ориентировать­ ся на духовные ценности народного искусства; укреплять меж­ предметные связи.

Оборудование: фотографии деревянной архи тектуры, ансамбля Кижи; репродукции картин Николая Анохина - Уходящая Русь, Фёдора Васильева Деревня ,

Исаака Левитана - Солнечный день .

І. Организационный момент.

Чтите науки, любите искусства,

Без сожаленья беритесь за труд.

Дети! Тогда благородные чувства

В вас благородную почву найдут!

II. Актуализация знаний:

- Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.

- Вспомните, в каких местах на Руси строили поселения? (Поселения строились вдоль рек, на равнинах, около леса, на холмах с белыми церквами на их вершинах, с горящими на солнце куполами и разносящимися далеко колокольным звоном)

- Как назывались такие поселения одним словом? (деревни)

III. Введение в тему урока.

- Чтобы узнать тему урока, вам нужно прочитать ребус:

( Деревня - деревянный мир)

- Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? (ответы детей).

- Сегодня мы побываем в русской деревне, познако­ мимся с различными видами изб, будем любоваться красотой дере­ вянной храмовой архитектуры.

ІV. Беседа по теме урока.

1) - Послушайте отрывок из воспоминаний о детстве Д. Твар­ довского:

- С чего начинается Родина, Отчизна? (ответы: с малой родины, с города или деревни, с дома, улицы).

На доске репродукции: АНОХИН Николай - Уходящая Русь ВАСИЛЬЕВ Фёдор - Деревня ЛЕВИТАН Исаак - Солнечный день

2) Художественное слово о родном крае, о русской деревне.

(Учащиеся читают подготовленные дома стихотворения)

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы, там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поет звучнее.

Несказанное, синее, нежное .

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное –

Дышит запахом меда и роз.

Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом.

Проводов голубая солома

Опрокинулась под окном.

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилег на плетню.

Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.

Я люблю этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная мощь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.

Голос громкий и всхлипень зычный,

Как о ком-то погибшем, живом.

Что он видел, верблюд кирпичный,

В завывании дождевом?

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

- Какое чувство объединяет эти художественные произведения? (ответы детей)

- Что вам представилось? (ответы детей)

- Какие чувства рождает у вас эта картина?

- Где расположено село?

- Какое время года изображено на картине? Можно ли сказать, что это золотые дни осени? Почему?

- Какое настроение выражено в этой картине?

- Можно ли сказать, что пейзаж освещен солнцем? Почему?

- Как связан между собой образ русской природы и образ рус­ ской деревни?

- Какое впечатление создает у вас картина в целом?

- Из какого природного материала строились избы? (избы строились из обтёсанных, некрашеных брёвен, которые в пасмурный день смотрелись как серебряные, а на солнце – как тёплый, светящийся мёд. Всё это знаки обетованного мира. Эти поселения были близки природе, украшали её)

- Откройте учебник на стр.21. Прочитайте текст учебника.

- Почему строения были деревянными? (ответы детей)

- Леса в нашей стране занимали огромную территорию. Древесина – это доступный природный материал в конструкции жилища.

-А как называли людей, которые занимались строительством домов? (плотники)

- Рассмотрите рисунки на стр.21-22. Какие инструменты использовали плотники для строительства избы? (топор, рубанок)

- В чём заключалось мастерство построек? (ответы детей)

- А можно ли к мастерству отнести украшения построек?

- Прочитайте текст учебника на стр.23-24.

- А какие ещё деревянные сооружения можно увидеть в русской деревне? (колодцы, амбары, клети (где хранили одежду, посуду и т.д), ворота, крыльцо, забор)

Физкультминутка

Нужно ставить новый дом,

Непременно ставить нужно!

Ну-ка сильно, ну-ка дружно

Всех работать мы зовем,

Будем ставить новый дом.

Ряд за рядом бревна

Мы положим ровно!

Вот и печка и труба,

Для крылечка два столба.

Тесом дом покроем,

А теперь ставим

Лестницу и дверь.

Щели паклею забьем

И готов наш новый дом!

Учитель демонстрирует фотографии деревянной ар­хитектуры (церкви, соборы, храмы, сделанные из дерева и без единого гвоздя) и ансамбля Кижи.

- Красив русский Север. Это край густых лесов, бескрайних озер и чистых прозрачных рек.

Издавна здесь возникали деревни, монастыри, города. Славился Север своими искусными мастерами плотниками. Леса в изобилии поставляли самый доступный материал для строительства - дере­ во. Главным инструментом в руках мастера был топор. С его по­мощью оставили крестьянские избы, церкви, боярские хоромы.

Русские мастера умели строить так, что творения их рук каза­лись нераздельными с окружающей природой. Чудом называют Преображенскую церковь, что стоит на острове Кижи в Онежском озере. Смотришь на нее и кажется, что ты находишься в сказке.

Будто мастер вырезал храм из одного целого куска дерева. В постройке нет ни одного гвоздя! Все легкое, невесомое, ажурное: и 22 главки, похожие на луковички, и крылечки с точеными столби­ ками.

V. Самостоятельная работа учащихся.

( Дети обсуждают расположение альбомного листа; вспоминают об украшениях изб; о том, что если предмет ближе – он крупнее, дальше – мельче, изображаемые предметы не висят в воздухе; о смешивании красок, для получения нужного цвета и т.д.)

VІ. Выставка и оценка работ.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение)

Гении старого зодчества –

Люди неясной судьбы!

Как твоё имя и отчество,

Чьею рукою набросана

Скромная смета её?

С бревен состругано, стесано

Славное имя твое!

Что же не врезал ты имени

Хоть в завитушки резьбы?

Господи, сохрани меня!

Разве я жду похвальбы:

Вот вам изба, божий рай - и все!

Что вам до наших имен?

Зодчий забытых времен,

Сруба творец пятистенного,

Окон его слюдяных,

Ты, предваривший Баженова,

Братьев его Весниных!

Леонид Мартынов

VІІ. Итог урока.

Продолжи предложения: Теперь я знаю…….

На уроке мне было трудно……

На уроке мне понравилось…….

VІІІ. Уборка рабочих мест.

Используемая литература:

2. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/ авт.-сост.В.Н.Лободина

4. Статьи из интернета.


Полный текст материала Конспект урока изобразительного искусства "Деревня - деревянный мир"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Тема: Труд и его образ в народной культуре.

Вид занятия: тематическое рисование.

Цель: познакомить с красотой изображения русских художников людей труда и орудиями крестьян в Древней Руси.

  • Активизировать восприятие художественного произведения с помощью ИКТ;
  • Активизировать словарь учащихся, корректировать недостатки произношения;
  • Учить понимать содержание, главную идею живописного произведения;
  • Совершенствовать навыки изображения человека в движении;
  • Развивать эмоционально-волевую сферу детей;
  • Развивать образное мышление;
  • Развивать культуру ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
  • Воспитывать трудолюбие;
  • Воспитывать интерес к народной культуре своего народа.

I. Организационный момент

II. Вводная беседа с показом презентации в программе PowerPoint по теме урока (Приложение 1)

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика

Элементы движений разных процессов труда.

  • На доске схематично показываю динамику движений фигуры человека.
  • Для подкрепления наглядности можно попросить ученика принять похожую позу.
  • Из частей бумажной куклы легко составить человека в разных позах. (Приложение 2)

Задание: изобразите какой-либо из процессов труда: пахоту, сенокос, уборку урожая

– Ваша работа должна изображать радость и красоту труда.

IV. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная помощь учителя

VII. Домашнее задание: найти литературу о народных русских праздниках.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ковтун Екатериной Игоревной
Место проведения: МБОУ СШ №11
Дата проведения: 08.02.2018г.

Руководитель-консультант:
Пономарева Алла Анатольевна
__________________________________
Руководитель-наставник:
Хапсирокова Жанна Владимировна
__________________________________
Заведующая педагогической практикой:
Мастеренкова Инна Ивановна
__________________________________

Волгодонск 2018 г.

Учебный предмет : Изобразительное искусство

Автор УМК : Неменский Б.М.

Тип урока: комбинированный

Цель: формирование у учащихся представления о теме сельского труда в произведениях художников 20 века: З.Серебряковой, Н.Гончаровой, А.Пластова и др.

Образовательные: формировать у учащихся художественно-графические умения применять выразительные возможности приемов акварельной живописи;

Развивающие: формировать умения и навыки в работе с эскизом, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса. Развивать умение описать и анализировать художественные произведения.;.

Воспитательные : воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства;

Планируемые результаты:

Предметные УУД: . закрепят навыки работы с кистями и краскам;

Личностные УУД: проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы с позиций творческих задач темы с точки зрения содержания и средств их выражения.

Метапредметные УУД:

Познавательные: умение выделять главное, сопоставлять и сравнивать, анализировать форму с позиции задуманного образа.

Регулятивные: умение определять цель своей работы, определять этапы, выполнять поэтапный контроль своих действий.

Коммуникативные: умение вести диалог среди участников группы, соблюдать правила общения, уважать чужое мнение.

Используемые методы:

Словесные: беседа, объяснение, диалог.

Наглядные: демонстрация, наглядные пособия, презентация.

Оборудование для учителя: проектор, презентация к уроку, наглядный материал.

Оборудование для учащихся: книги, листы ф. А4, гуашь, кисти, баночка с водой, палитры,

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Екатерина Игоревна. И сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

- Проверьте, все ли готовы к уроку.

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к происходящему.

Личностные: понимают значение знаний для чело-

века и принимают его;

имеют желание учиться

Актуализация знаний

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством русских художников 20 века, которые в своих произведениях большое внимание уделяли крестьянскому труду.

- Ни в одну эпоху искусство не было зеркалом, бесстрастно фиксирующим действительность или мысли художника; оно всегда впитывало в себя основные тенденции времени и предлагало миру картину, которая могла совпадать с миром только в конечном счете. Главным в искусстве всегда была не столько сама изображаемая действительность, сколько то, как она изображена, как относится к ней художник, к каким выводам он приходит сам и хочет привести других. И если искусство классики выработало некоторые каноны в изображении мира, которыми талантливый художник пользовался талантливо, а бездарный — бездарно, то XX век стал веком новаторства, обновления форм, методов, самих способов отражения мира. Это новаторство во многом связано с главными проблемами времени, часто вырастает из них, из понимания места человека в бушующем мире.

- С особым чувством почтения изображают художники крестьян во время полевых работ, подмечая малейшие детали в их облике и действиях. Среди различных сельских работ жатва традиционно считалась наиболее важным праздником в народном календаре. А участники её рядились в лучшее платье с ритуальным орнаментом.

Правдиво с чувством большого уважения к сельским труженикам написали свои полотна:

Пластов Аркадий Александрович (1893-1972)

Зинаида Евгеньевна Серебрякова

Гончарова Наталья Сергеевна

Образы русских женщин, сельских тружеников пронизаны особым лиризмом и поэтичностью. Торжество многокрасочной жизни художники видят в трудовом порыве по уборке урожая. В движении, сложенном и подчиненном единому ритму действий, ощутима ловкость, молодость, дружная работа. Все это восхищает художников, как и солнечный день, красота спелой ржи, воздух пропитанный пылью и зноем.

- Давайте и мы сегодня попробуем окунуться в мир крестьянского труда и попытаемся создать композицию на тему “Уборка хлеба”, “Поле” - выполним зарисовки женских и мужских фигур в традиционной одежде, отражающей крестьянский труд.

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют.

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества.

Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание;

активно слушать одноклассников и учителя;

вступать в коллективное

принимая его условия

и правила; рассуждать

и находить ответы на вопросы, формулировать их.

Практическое задание

Изображение своей картины

– Приступая к работе, помните

Легкими обобщенными линиями наметь силуэт фигуры.

Уточни основные пропорции фигуры взрослого человека.

Нарисуй главные элементы, из которых состоит народная одежда.

Выдели цветом характерные особенности костюма Индивидуальная работа.

Составляют план работы. Рисуют красками.

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Итог урока. Рефлексия.

Выставка работы обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненные вами работы и подумайте, все ли у нас получилось. Удалось ли нам передать образ сторожевых башен?

Личностные: понимают

значение знаний для чело-

века, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения архитектуры родного края Регулятивные: оценивают свою работу

Цели: ознакомление с изображением красоты труда в произведениях, ознакомление с творчеством А. Венецианова, И. Репина, Т. Яблонской, воспитание уважения к своему и чужому труду.

Ход УРОКА

1. Организация класса.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке :

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

Урок я хочу начать с высказывания ФИЛОСОФА Демокрита: Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.

Как понимаете это высказывание?

2. Беседа по теме урока.

Загадки о сельскохозяйственных орудиях, земле, труде и др.

Не море, а волнуется (Нива, поле)

Железный нос в землю врос,

Роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг)

Зубастый крокодил все поле взбороздил. (Борона)

Овсом не кормят, кнутом не гонят,

А как пашет – пять плугов тащит. (Трактор)

Зимой на крюку. (Серп)

Зубы имеют, а зубной боли не знают. (Грабли)

Кто ест сено тремя зубами? (Вилы)

Я землю копала, ничуть не устала,

а кто мной копал тот и устал. (Лопата)

Щука ныряет весь - лес валит и поднимает. (Коса)

это все орудия труда

Где они применяются?К какой отрасли экономики можно отнести все отгадки?

Как понимаете сельское хозяйство? (отрасль экономики, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Отрасль является одной из важнейших, представленной практически во всех странах. В мировом сельском хозяйстве занято около 1 млрд человек)

Что нужно делать чтобы получить какую либо продукцию н-р хлеб (трудиться) как понимаете слово труд?

Труд сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей своих и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели

О чем пойдет речь на уроке?

Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою. Труд облагораживает человека.

Групповая работа. Цель: дать описание картинам. Для этого у вас будут картины и слова помощники с планом. Командиры получите задание.

На картине запечатлён большой урожай зерна. Люди работают у молотилок, веялок, насыпают зерно в мешки, грузят на машины. Изображён колхозный ток. Хорошо передан ритм радостного дружного труда. В центре картины изображена фигура молодой колхозницы, сильным жестом она засучивает рукава, ноги её утопают в золотистом зерне. Картина выражает радость мирного труда.

На картине изображена группа бурлаков за работой. Берег Волги, летний зной, глинистый песок под ногами. Почти все основное пространство картины занимают фигуры людей, мы почти не видим воду реки. Линия горизонта делит полотно пополам, наверху - голубое небо с облаками, внизу - желтый песок и желтоватая из-за отражения песка вода. На этом фоне хорошо прорисованы фигуры людей. Это бурлаки, которые тянут судно вверх по реке. Этот тяжелый подневольный труд не сделал бурлаков рабами, несмотря на тяжелые условия труда, герои картины не выглядят жалкими, убогими. Это люди, которым под силу то, что не под силу другим. Они живут и работают дружно, справляются со стихией и свободны в душе. Лица работников выписаны художником с большой любовью. Все персонажи картины - в действительности встреченные живописцем люди, выражения лиц, которых он подробно изучил. Вот почему лица на картине выглядят так живо, убедительно. Репин хорошо знал бурлацкую жизнь, несколько раз ездил на Волгу, провел немало времени с артелью бурлаков, наблюдая за людьми, узнавая их характеры, делая зарисовки и эскизы. Несмотря на то, что герои картины - конкретные люди, вместе они представляют собирательный образ русского народа. Сам художник очень любил эту свою картину

Просмотрите еще несколько картин.

В искусстве художники стремятся передать красоту труда.

Уважение народа к трудящемуся человеку, восхищение плодами его труда отражено в изобразительном искусстве, в народных песнях, в фольклоре.

Ответь на вопросы:

Почему народ уважал человека труда, а ленивых не уважал?

Какие качества ценились в женщине?

Что считали главным достоинством мужчины?

Какие орудия труда использовались на Руси?

• Какие картины произвели на вас большее впечатление? Что вы будете рисовать? Ваша цель изобразить сцену труда.

3) самостоятельная работа учащихся над изображением сцены труда, работы в поле. Учащиеся изображают гуашью на больших листах бумаги различные трудовые

процессы – пахоту, сенокос или уборку урожая.

– Подумайте, что в композиции главное, как лучше выделить это главное

(величиной, цветом).

– Какое настроение должна передавать ваша работа? Какие будете

использовать средства художественной выразительности?

С помощью плакатов и набросков на классный доске учитель объясняет

последовательность движений рук, ног, туловища, всей фигуры человека во

время ходьбы, бега, спортивных занятий, трудовой деятельности. Сравнивая эти

позы, учащиеся повторяют динамику движения человеческой фигуры,

пространственное отношение ее частей, пропорции фигуры человека и различные

положения тела человека в движении.

4) Итог урока. Экспресс – выставка лучших работ.

Прикреплённые файлы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

- формировать эстетические представления о русском деревянном зодчестве; приобщать к истокам родного искусства.

- знакомить с основами композиции и правильностью расположению объектов в пространстве;

- совершенствовать конструктивные навыки и навыки работы с бумагой, ножницами и клеем;

-развивать навыки индивидуальной, парной и групповой творческой деятельности;

-развитие творческого воображения;

-воспитывать у учащихся интерес к историческому и культурному наследию русского народа, своего края; воспитать чувства патриотизма, любви и гордости к русскому народу, к русской Земле.

-воспитание аккуратности в работе, взаимопомощи.

Оборудование:

Для учителя- презентация к уроку, иллюстрации, рисунки, художественные принадлежности.

Для учащихся - ватман, белая и цветная бумага, клей, ножницы, тряпочка, краски, кисти, баночка с водой.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

I Организационный момент.

Звучит народная музыка. Дети входят в класс, становятся около своих мест.

Ребята, вы зашли под очень красивую необычную музыку и это не случайно. Сегодня мы отправимся на много лет назад, а куда, вы узнаете, прочитав ребус. ( Деревня )

А как вы думаете, от чего произошло это слово?

Итак, все готовы. Займите свои рабочие места и в путь.

II Знакомство с новой темой.

1. Вводная беседа.

Давным-давно, когда Россию называли Русью, не было ни больших городов, ни современных каменных зданий. Были только поля, да густые темные леса. Испокон веков Россия была лесной страной.

Богата лесами наша земля,

И лес в ней и строен, и ровен.

Когда-то и стены, и башни Кремля,

И те собирали из бревен.

Дерево являлось наиболее доступным материалом для создания предметов быта и обихода. И, конечно, из дерева русские мастера строили себе жилища.

А как же называлось такое жилище? ( Изба ) (Слайд 1)

Отгадайте загадку и вы узнаете, какое дерево использовали для ее строительства.

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень ровно я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.

Что за дерево догадались? (Сосна)

Сосна была основным материалом для строительства.

А какая часть дерева использовалась в строительстве? (Ствол)

Из стволов изготавливались различные строительные материалы: брусья, доски, бревна.

Из бревен рубили избу мужики,

Один лишь помощник-топор.

Но древние избы и ныне крепки,

И тонок на ставнях узор.

Какой инструмент был необходим при строительстве из дерева? (Топор)

А как называется профессия человека, который строит что-либо из дерева? ( Плотник)

А гвозди у плотников в старину были? (Нет)

А как же тогда бревна и брусья между собой соединялись? (При помощи вырубок)

Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составлял венец. Венец на венец – и вырастает клеть или сруб. (Слайд 2)

Срубы – это основа любого строительства на Руси. Если этот сруб предназначался для жилья, то он назывался рубленой избой. (Слайд 3, 4)

Вспомните, а что называли хоромами? (Большие избы, богато украшенные) А теремами? (Высокие сооружения с жилыми помещениями на верху) (Слайд 5)

Ребята, а кто может перечислить составные части русской избы? (Сруб, выпуски, крыша, конек, причелина, полотенце, гребень, чело, лобовая доска, наличник) (Слайд 6)

Древние мастера вкладывали глубочайший смысл не только в постройку дома, но и в его украшение. Как украшались русские избы? ( Резьбой) (Слайд 7)

Какие составные части избы обязательно украшали? (Причелины, полотенце, лобовую доску)

Какие мотивы использовались в резьбе? (Резная круглая розетка – символическое изображение солнца, изображения птиц и коней, головы коня над избой)

Какой смысл вкладывали мастера в украшение избы? ( Знаки – обереги на самых ответственных местах как бы защищали от злых духов)

Избы в деревнях раньше никогда не красили, ни чем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева.

Какие еще постройки можно встретить в деревне? (Амбары – для хранения зерна, сараи, колодцы, баньки, мельницы, богато украшенные ворота – въезд во двор, церковь) (Слайд 8)

Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. А как вы думаете, откуда древние мастера черпали свой опыт, вдохновение? ( От природы, передавали из поколения в поколение)

2.Инструктаж.

Надеюсь, и вы будете работать с вдохновением. Ваша работа будет состоять из следующих этапов:

1 Проектирование.

2 Подготовка деталей.

Используя содержимое конверта, каждый изготавливает свой элемент.

Из какого материала лучше всего изготовить элементы построек, чтобы передать характерные особенности дерева?

3 Декорирование.

Готовые элементы панно украшаете деталями наличников, коньков, причелин и т. д.

Из какого материала изготовите детали декора?

Каким способом их удобнее изготовить?

Используем в работе клей и ножницы. Напомните правила безопасного труда.

4 Сборка панно.

Располагаете готовые элементы на заранее подготовленных вами плакатах с изображением пейзажа. Здесь ваша задача – составить композицию с передачей пространства, перспективы. (Слайд 9)

Используя элементы, попробуйте правильно расположить все детали на листе, вспомните правила передачи перспективы. (Учащиеся по одному выходят к доске и прикрепляют элементы построек на плакате с изображением пейзажа. Далее перечисляют правила: дома не должны загораживать один другой, то, что дальше - по размеру меньше и располагается на листе выше, а то, что ближе – крупнее и располагается на листе ниже)

Когда распределите основные элементы на панно, дополните его элементами пейзажа. (силуэты деревьев, облака и т. д.)

Закончив сборку, дайте название своей деревне.

III Физ. минутка.

Чтобы работа спорилась в руках, давайте подготовим их к работе.

Нужно ставить новый дом,

Всех работать мы зовем.

Ряд за рядом бревна

Мы положим ровно!

Вот и печка и труба,

Для крылечка два столба.

Щели паклею забьем,

И готов наш новый дом!

А сейчас приступаем к работе.

IV Самостоятельная работа учащихся в соответствии с планом-памяткой.

Вашу работу будет сопровождать народная музыка. (Звучит фоном музыка)

За 7 минут до звонка начинаем сборку панно.

V Анализ работ.( За 2 минуты до звонка)

Группы по очереди представляют свои работы.

Правильно ли составлена композиция?

На сколько удачно декорированы элементы построек?

Мы с вами построили удивительные деревни. А сейчас возвращаемся обратно. Чем вам сегодня запомнилось наше путешествие в русскую деревню? Справились ли мы с намеченным планом? Все ли удалось? Что узнали нового интересного?

Читайте также: