Виды горных пород 6 класс домогацких конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Ребята, перед каждым из вас листок с тест. Вам необходимо подписать лист и выбрать из предложенных вариантов правильный ответ к поставленным вопросам.

1. Из каких слоев состоит океаническая кора?

А) базальта
Б) гранита
В) осадочного чехла

2. В центре Земли расположено?

3. Наука, изучающая состав Земли, полезные ископаемые называется?

4. Под какой буквой изображена мантия?

5. Что изображено под буквой А на рисунке?

1. Материковая кора состоит, из каких слоев?

А) базальта
Б) гранита
В) осадочного чехла

2. Это каменная оболочка Земли называется?

3. На этой поверхности мы живем, и называется она?

А) земная кора
Б) материковая кора
В) океаническая кора

4. Под какой буквой обозначено ядро?

5. На рисунке, под какой буквой изображена литосфера?

Теперь обменялись вариантами. Взяли простые карандаши и теперь оценим:

1 правильный ответ – оценка 3
2 правильных ответа – оценка 4
3 правильных ответа – оценка 5

Ответ: материковая состоит из 3 слоев: осадочного, гранитного, базальтового. А океаническая из 2-х слоев: осадочного и базальтового

Изучение вопросов и выполнение теста.

Минералы – это тела, имеющий постоянный однородный состав.
Горные породы слагаются из нескольких минералов. Их свойства и состав зависит от свойств минералов.
Чаще всего изменения в породах происходит путем перекристаллизации минералов:

А) без плавления
Б) частичное плавление
В) на больших глубинах – полное плавление пород.

Происходит это потому, что породы, погруженные на глубину по разломам, попадают в обстановку другую, чем та, в которой они образовались. Они оказываются в области высоких температур и давления. Вот и происходят превращения.
Например, известняк – это метаморфическая горная порода, образовавшийся на дне океана и отлежавшийся потом без особых перемен миллионы лет на суше, погрузившись на глубину, изменился. Состав его не менялся, просто из кристаллов изгоняется, примись углекислого газа. В результате плотный серый известняк преобразуется в белоснежный мрамор, искрящийся гранями кристаллов.

Второй вид осадочных горных пород образуется при выпадении в осадок различных веществ, которые были растворены в воде. На дне водоемов осадки накапливаются, уплотняются и образуются горные породы, называются химическими: каменная соль, гипс.
Каждый металл, соединяясь с кислотой, образует соль. Но только одну из множества солей мы так и называем – соль. Это натриевая соль хлорной кислоты.
Минерал называется галит, чаще всего он представляет кристаллики кубической формы. Это каменная соль. Соль служила предметом обмена и торговли, была причиной кровопролитных войн, народных волнений и бунтов. Соль необходима человеку, она регулирует работу сердца и мышц. Главный потребитель каменной соли – это химическая промышленность. В выработанных соляных шахтах создаются подземные лечебницы, санатории. В них круглый год наблюдается постоянная температура, влажность, давление, а самое главное отсутствует микроорганизмы. Подземный санаторий находится близ Кракова в Польше.

Еще один вид горной породы – это осадочные породы. Их возникновение связано с осаждением частиц на дне океана, моря или суши. Существует три вида осадочных горных пород.
Первый – это обломочные горные породы, состоящие из обломков разных горных пород, подвергшихся разрушению.
Песок и глина – это горные породы.
Песка на Земле много. Песчаные пустыни, в которых есть горы песка, иногда они тянутся на сотни километров. Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц. Цвет у него бывает разным от черного до белого. И это зависит от того, из какой породы он образовался, ведь песок – это вторичная порода. Он представляет собой продукт разрушения твердых вулканических пород.
Глина – тоже широко применяется как строительный материал. Кирпичи делают из глины. А из разных сортов глины получают фарфор, огнеупорный материал.

Третий вид осадочных горных пород – органические горные породы: каменный уголь, торф, нефть.
Каменный уголь образуется из остатков растений в течение многих миллионов лет.
Уголь образуется там, где скорость опускания земной коры равна скорости накопления отмирающих растений. Участки погруженные, заливаются водой. В стоячих озерах и болотах органическое вещество гниет, остатки растений получает кислород, но ограниченно из-за количества влаги. Они перегнивают постепенно. Образуется сначала торф, который превращается в бурый уголь, потом в каменный уголь.
Внимательно прочтите текст, выделить самое главное, слова или словосочетания мы с вами занесем в нашу схему.

Ответ: камни, минералы.
Ответ: они все из камня, это горные породы
Выдвигают гипотезу: они одинаковые по цвету, по происхождению, по массе, по запаху.

А как вы думаете, как человек их применяет и где?
Согласна с вами, посмотрим на фотографии на экране. (Презентация)

1) Каменная соль применяется в химической промышленности (правильно)
2) Песок необходим для строительства самолетов (не правильно)
3) Нефть и уголь сжигают и для получения тепла в наши домах (правильно)

Формирование представлений об особенностях внутреннего строения Земли, горных пород, слагающих земную кору; создание условий для формирования умений определять и сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроль

Магма, горные породы, минералы, магматические горные породы, осадочные горные породы, метаморфические горные породы.

Коллекции горных пород и минералов, рисунки в учебнике, карта, карточки, компьютер, презентация

-углубление и расширение знаний учащихся о составе земной коры

-сформировать знания о происхождении горных пород, умения описывать и объяснять признаки минералов и горных пород, различать осадочные и магматические горные породы по внешним признакам

-тренировать умения работать с текстом учебника, схемами, умение анализировать , сравнивать и рассуждать

-умение работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами

1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас снова в кабинете географии.

Когда идешь по грунтовой дороге, а под ногами у тебя камни. Кто их здесь набросал? А может быть, они здесь положены самой природой? Тогда что это за камни и откуда они здесь?

2. Актуализация знаний.

Подводящий диалог . Ребята ответьте на вопросы.

Сегодня мы проверим, насколько правильны ваши ассоциации. Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь ? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Ученики формулируют тему урока.

Создание проблемной ситуации

Распределите перечисленные природные тела в две группы: гранит, кварц, нефть, песок, мрамор, слюда, полевой шпат, природный газ.

Ребята, почему вы не смогли выполнить задание правильно?

Что нужно сделать, чтобы выполнить это задание?

Учащиеся пытаются выполнить задание, но у них не получается.

Не хватает знаний

Необходимо ознакомитьсяс новой темой.

Ребята , попробуйте сформулировать цель урока.

Ученики формулируют цель урока

-выяснить , что такое горные породы и минералы, чем они отличаются, какие виды существуют горные породы.

3.Изучение нового материала.

Идет демонстрация слайдов 4-6

Посмотрите на минерал-кварц и горную породу –гранит, ответьте на вопросы:

-что объединяет кварц и гранит? Найдите сходство и отличия между ними;

Ученики отвечают на вопросы, возможные формулировки:

минерал- природное тело, однородное по составу, горная порода- природное тело, неоднородное по составу.

А теперь, ребята проверьте правильность понятий в тексте учебника , откройте стр.62.

Ученики находят определение и делают выводы.

Магматические осадочные метаморфические

Класс делится на 3 группы, работают с текстом . Каждая группа выполняет свою часть общей схемы.

Задача группам (отчет)

1 группа. Магматические горные породы.

  1. Условия формирования
  2. Группы, на которые делятся.
  3. Отличие в строении.
  4. Примеры горных пород (продемонстрировать образцы).
  5. Применение в хозяйстве.

2 группа. Осадочные горные породы.

  1. Факторы образования
  2. Группы, на которые делятся.
  3. Краткая характеристика каждого типа.
  4. Примеры горных пород (продемонстрировать образцы)
  5. Хозяйственное использование.

3 группа. Метаморфические горные породы.

  1. Что такое метаморфоз?
  2. Под действием чего происходит преобразования?
  3. Какие породы могут превращаться в метаморфические?
  4. Привести примеры метаморфизации (продемонстрировать образцы)
  5. Применение в хозяйстве.

Учащиеся в группах работают по карточке, самостоятельно анализируют текст учебника , приводят примеры горных пород, классифицируют их и составляют схемы.

Ветер деревья колышет-качает,-

Слева, справа наклоняет,-

То вверх, то назад,-

То вниз наклоняет.-

А ученики тихонько за парты садятся.-

Поднимают руки вверх

Потягиваются вверх и обратно

4. Закрепление учебного материала.

Демонстрация слайда с общей схемой.

Ребята давайте вернемся к проблемному заданию и выполним его:

Распределите перечисленные природные тела в две группы: гранит, кварц, нефть, песок, мрамор, слюда, полевой шпат, природный газ

Самостоятельно выполняют задание в тетради, сравнивая свои ответы с эталоном.

Напоминают сходство и различия горных пород и минералов

Наш урок подходит к концу. Подведем итоги: что нового вы узнали сегодня на уроке? Достигли ли мы поставленной цели? Что мы для этого делали? Что для вас оказалось наиболее трудным? Что понравилось?

По результатам отчетов будет оценена работа каждого ученика на уроке. Чьи знания, по вашему мнению, заслуживают самых высоких оценок?

Учащиеся называют тему и цели урока, отмечают наиболее трудные и понравившиеся эпизоды урока, отмечают успешные ответы одноклассников, работу в группах.

6. Домашнее задание

§10, вопросы с.65-66

По желанию выполнить задание 2 на с.66, или составить кроссворды, ребусы, загадки о минералах и горных породах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".

Тема: Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных.


Урок географии 6 класс по теме: "Горные породы и минералы."

Разработка урока географии 6 класс по теме: "Горные породы и минералы." Урок получил Диплом III степени на .



урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"

Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ.


Презентация по географии на тему: "Горные породы и минералы"

Сформировать у учащихся общее представление о внутреннем строении земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору; познакомить с происхождением и разнообразием горных пород, их свойст.

Урок: "Путешествие в мир горных пород и минералов". География 6 класс

Урок путешествие в мир горных пород и минералов, проводится с целью - знакомства с основными группами горных пород и минералов, с их отличительными признаками и происхождением.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Виды горных пород

hello_html_mb509870.jpg

Конспект составлен по учебнику

География: Физическая география / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.

Умение определять цель, проблему в деятельности, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели, излагать свое мнение, работать в группе, д авать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, представлять информацию в виде схемы, сравнивать объекты и классифицировать их.

Умение осознавать цель и понимать смысл собственной деятельности; оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников; умение уважительно и доброжелательно относиться к окружающим.

Решаемые учебные проблемы

Задача по вычленению горных пород и минералов из предложенного списка

Основные понятия, изучаемые на уроке

Гонная порода, минерал, магма, магматическая горная порода, осадочная горная порода, метаморфическая горная порода

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Изучение нового материала

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Цель: актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и способы действия;

развивать произвольное внимание и память, познавательный интерес, инициативу обучающихся;

формировать коммуникативные умения, культуру общения, сотрудничество.

Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала. Использует подводящий диалог:

3) Каким образом геологи изучают земную кору?

4) Из чего состоит земная кора?

- Сегодня мы проверим, насколько правильны ваши ассоциации, узнаем побольше о горных породах и расширим круг ваших ассоциаций.

- Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Учитель при необходимости корректирует или уточняет тему урока.

объяснят, из чего состоит земная кора;

сформулируют тему урока.

Обучающиеся дают ответы на вопросы учителя:

1) Земная кора – внешний слой земного шара.

2) Геология – наука, изучающая земную кору.

3) Геологи изучают горные породы, которые видны в обрывах, на крутых берегах, на склонах гор. или Из скважин и шахт извлекают горные породы и по ним судят о строении земной коры.

4) Земная кора состоит из горных пород.

Обучающиеся формулируют тему урока.

3. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Цель: создать проблемную ситуацию для обучающихся; подвести обучающихся к выявлению противоречий, затруднений и установлению их причин.

Предлагает обучающимся задание, не выполнимое при имеющемся у них уровне знаний.

- Распределите перечисленные природные тела в две группы: гранит, кварц, нефть, песок, мрамор, слюда, полевой шпат, природный газ.

(Демонстрируется слайд, где перечислены эти горные породы и минералы)

- Ребята, почему вы не смогли выполнить задание правильно?

- Что нужно сделать, чтобы выполнить это задание?

Цель: выявят противоречие, сформулируют собственные затруднения при выполнении задания; установят причины затруднений через описание недостающих знаний; перечислят, каких знаний им не хватает для решения практической задачи; сформулируют, чему они желали бы научиться.

Обучающиеся пытаются выполнить задание, но у них это не получается.

- Не хватает знаний о горных породах и умений.

4. ЭТАП Целеполагание

Цель: формировать умения осознавать, определять и формулировать цель урока;

формировать познавательные мотивы учебной деятельности (стремления открыть знания, приобрести умения).

- Ребята, попробуйте сформулировать цель урока.

Учитель при необходимости корректирует или уточняет цель урока.

Цель: смогут осознать, определить и сформулировать цель предстоящей деятельности.

Обучающиеся формулируют цель урока. Возможные формулировки целей:

- выяснить, что такое горные породы и минералы:

- узнать, чем горные породы отличаются от минералов;

- познакомиться с видами горных пород

5. ЭТАП Изучение нового учебного материала

Учитель демонстрирует слайд, на котором крупным планом показан минерал (кварц) и горная порода (гранит) и задаёт вопросы:

1) Что объединяет кварц и гранит? В чём сходство между ними?

2) В чём отличие минерала от горной породы?

Учитель предлагает обучающимся проверить правильность составленных ими определений. Для этого необходимо открыть с. 62 учебника и найти определения в тексте.

- Существует несколько сотен минералов и горных пород. Разобраться во всём этом может помочь классификация горных пород и минералов по их

происхождению. Согласно этой классификации горные породы и минералы можно объединить в три большие группы: магматические, осадочные

приведут примеры горных пород;

назовут сходство и отличие горных пород и минералов;

классифицируют горные породы по происхождению;

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Возможные формулировки:

1) Тела, созданные природой или природные тела.

2) Кварц одного цвета, однородный по составу, а гранит состоит из разноцветных частиц, неоднородный по составу.

3) Минерал – природное тело, однородное по составу.

4) Горная порода – природное тело, неоднородное по составу.

- Горные породы - природные тела, состоящие из нескольких минералов.

Обучающиеся составляют схему:

Горные породы

магматические метаморфические

Учитель организует самостоятельную деятельность обучающихся по приобретению необходимых знаний. При этом используется дифференцированный подход.

Даёт задание группам.

При необходимости консультирует обучающихся, координирует работу групп.

Включаются в самостоятельную деятельность по приобретению новых знаний: работая в группе и анализируя текст учебника, формулируют определения, приводят примеры горных пород, классифицируют их и составляют схемы.

Следующим этапом работы являются отчёт представителей от каждой группы о проделанной работе. Все остальные по ходу дополняют схему.

Магматические горные породы – породы, образовавшиеся при застывании магмы.

Магма — это раскалённое тестообразное вещество, находящееся в средней мантии.

Магматические

изверженные глубинные

(базальт) (гранит)

Осадочные горные породы – породы, образовавшиеся в результате накопления обломков, выпавших в осадок веществ и остатков живых организмов на дне водоёмов или на поверхности суши.

обломочные химические

(глина, песок, галька, (каменная соль, гипс)

органические

(уголь, нефть, газ, мел, известняк)

Метаморфические горные породы – породы, образовавшиеся из других горных пород при воздействии на них высокой температуры и давления.

метаморфические

(кварцит, мрамор, гнейс)

Отчёты обучающихся о проделанной работе сопровождаются показом слайдов, на которых изображены называемые горные породы и образцов горных пород,.

6. ЭТАП Закрепление учебного материала

Цель: организовать самостоятельную деятельность учащихся по воспроизведению и применению новых знаний, по проверке и оценке результатов деятельности.

Учитель возвращает обучающихся к проблемному заданию и просит выполнить его:

Распределите перечисленные природные тела в две группы: гранит, кварц, нефть, песок, мрамор, слюда, полевой шпат, природный газ.

(Демонстрируется слайд, где перечислены эти горные породы и минералы)

Цель: смогут воспроизвести полученные новые знания; выполнить задания по применению новых знаний, осуществят самопроверку и самооценку результатов деятельности.

Обучающиеся самостоятельно выполняют задание в тетради и оценивают правильность его выполнения, сравнивая свои ответы с эталоном.

Напоминают сходство и отличие горных пород от минералов.

7. ЭТАП Рефлексия

Цель: формировать способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока; оценивать свою деятельность и деятельность друг друга.

Предлагает обучающимся вспомнить тему урока и цели, соотнести с работой, проделанной на уроке, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

- Вспомните тему урока и поставленные цели. Достигли мы цели или нет?

- Что мы для этого делали?

- Что для вас оказалось наиболее трудным?

- Как вы оцениваете степень своего продвижения к цели?

- Кто из одноклассников, на ваш взгляд, дал наиболее успешный ответ?

Цель: определят степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; степень своего продвижения к цели; оценят свою деятельность и деятельность друг друга.

Обучающиеся определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу в группах.

8. ЭТАП Домашнее задание

Цель: организовать самостоятельную деятельность обучающихся по закреплению и применению полученных на уроке знаний.

Цель: смогут воспроизвести полученные знания, выполнить деятельность по их применению.

§10 с. 61 – 65, вопросы с. 65-66

( на закрепление)

§ 10 Виды горных пород

Тестовые задания

1. В результате превращения одних горных пород в другие образуются:

а) магматические горные породы

б) осадочные горные породы

в) метаморфические горные породы

2. Гранит относится к магматическим горным породам:

3. При выпадении в осадок различных веществ, растворённых в воде, образуются горные породы:

4. Из приведённого списка выберите минералы, входящие в состав гранита. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

5. Установите соответствие между понятием и относящимся к нему определением.

1) Минерал а) Природное тело, состоящее из нескольких минералов.

2) Горная порода б) Природное тело, однородное по составу.

Ответ запишите в таблицу.

6. Установите соответствие между видами и примерами горных пород.

ВИДЫ ГОРНЫХ ПОРОД ПРИМЕРЫ ГОРНЫХ ПОРОД

1) магматические а) уголь

2) осадочные б) мрамор

3) метаморфические в) базальт

Тематический практикум

О какой горной породе идёт речь в тексте? ___________________________________________________

Что означает слово 'базал'? ________________________________________________________________

В дополнительных источниках найдите информацию о применении базальта.______________________

2. Отгадайте загадки.

В воде родится, а воды боится.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобиться сразу.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

Порода горного царства

Из шпата, слюды и кварца.

Картографический практикум

Изучите физическую карту Евразии. Нанесите на контурную карту месторождения угля и нефти.

Нажмите, чтобы узнать подробности

начать формировать у учащихся умения различать горные породы по внешним признакам, уметь приводить примеры использования горных пород человеком.

Цели и задачи: расширить и углубить знания об основных видах минералов и горных пород, слагающих земную кору;

сформировать представление о магматических, осадочных и метаморфических горных породах;

показать причинно-следственные связи в образовании горных пород при определенных условиях;

начать формировать у учащихся умения различать горные породы по внешним признакам, уметь приводить примеры использования горных пород человеком.

1. Организация начала урока.

2. Активизация знаний.

Два мира есть у человека,

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Беседа с учащимися.

- Почему человек изучает недра Земли?

- Какой слой Земли изучен лучше всего и почему?

- Из каких слоев состоит земная кора?

- Какие горные породы вы знаете?

- Земная кора сложена разнообразными горными породами, которые состоят из более мелких частиц, природных агрегатов – минералов. Существует более 3000 видов минералов.

«Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни… не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни. (К.Г.Паустовский).

- Как вы думаете, почему так разнообразен мир горных пород и минералов?

3. Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

Имен первых геологов мы не узнаем никогда, потому что это были первобытные люди. Естественно, они не учились в высших учебных заведениях, не отправлялись в научные экспедиции, не склонялись над микроскопами, но зато умели внимательно наблюдать жизнь, которая царила вокруг них.

Первобытные люди научились отыскивать питьевую воду, в один прекрасный день открыли для себя лечебные свойства минеральных подземных источников, находили самые разнообразные камни и пытались сделать из них орудия труда. Острыми камнями наши пращуры рассекали туши убитых животных, плоскими – растирали зерна злаков, цветными и блестящими камнями украшали себя.

Первобытные люди догадались, что камни – это надежное оружие. Удачно брошенный камень как бы удлинял руку охотника, поражая убегавшего зверя или врага.

Однажды люди случайно заметили, что некоторые тяжелые камни на углях костра плавятся, превращаясь в блестящий слиток. Потом наши наблюдательные предки догадались, что получившуюся из камня тяжелую жидкость можно вылить в глиняные формы – и вот тебе, пожалуйста, готовы топоры, ножи, наконечники для стрел и многие важные для жизни вещи. Это были первые металлические предметы.

Наверняка первобытные люди не один раз бросали в пламя костра и горючие камни – куски угля. А увидев, как горит нефть, решили, что наблюдают невероятное явление.

Так, шаг за шагом, наши праотцы осваивали все новые и новые сокровища Земли, запоминали увиденное, делились потрясшими впечатлениями друг с другом.

Не пес, не северный олень,

Не кошка и не конь,

Был первым приручен кремень,

А вслед за ним огонь.

Просмотр видеофрагмента о разнообразии горных пород на Земле.

Классификация горных пород по происхождению.

Минерал – природное тело, относительно однородное по химическому составу и физическим свойствам. Образуются как в глубинах Земли, так и на ее поверхности. По химическому составу все минералы можно разделить на простые и сложные.

Простые минералы состоят практически из одного химического элемента – самородное золото, железо, серебро, сера, алмаз. Сложные – все остальные минералы.

Кварц – наиболее распространенный минерал, он очень устойчив к воздействию разнообразных природных процессов.

Магматические горные породы – породы, образовавшиеся из магмы при ее остывании и затвердении на поверхности Земли (излившиеся или эффузивы – базальт, вулканическое стекло, пемза); или в глубине Земли (глубинные – гранит, габбро, диорит).

Есть место в преисподней, Злые Щели,

Сплошь каменное, цвета чугуна,

Как кручи, что вокруг отяготели.

Посереди зияет глубина

Широкого и темного колодца…

Осадочные горные породы образовывались на поверхности Земли в результате осаждения минералов, частичек и обломков пород в водной среде и на суше. Этот тип пород распространен на 75% земной поверхности.

Различают обломочные осадочные горные породы – валуны, галька, щебень, песок, глина; химогенные – соль, гипс – образуются в результате химического осаждения в растворах; биогенные – ракушечник, известняк, мел, уголь – отложения организмов.

Являешься в обличьях разных

От савана до израсцов.

О глина, глина,- протоплазма

Кабиток бедных и дворцов.

Метаморфические горные породы – породы, образовавшиеся из первоначальных пород в результате изменения состава или их свойств под действием высоких температур, давления и растворов (известняк – мрамор, песчаник – кварцит, глина – глинистый сланец).


Описание разработки

Цели урока:

1. Сформировать представление о строении земной коры;

2. Научить описывать горные породы;

4. Воспитание дружбы и взаимопомощи при групповой работе;

5. Развивать монологическую речь учащихся;

6. Воспитывать чувство прекрасного и любовь к народной культуре;

7. Воспитывать чувство коллективизма в групповой работе.

Ход урока.

2. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы будем работать группами, в каждой группе выберите командира – воеводу, он будет руководить работой.

Мы должны сегодня выяснить, из чего состоит литосфера, научиться описывать горные породы. Мы также узнаем, как образовались различные горные породы.

3. Объяснение нового материала:

Конспект урока по географии Виды горных пород

Поклонился Иван –царевич отцу и отправился в дальний путь. Идет он по полям и лесам, поднимается на высокие горы, переплывает бурные реки.

Ребята, Кто поможет Ивану – царевичу объяснить это название?

Ученики отвечают, что такое литосфера.

Взял наш герой инструменты, вышел за городские стены и начал рыть колодец. Сначала царевичу рыть землю было легко, породы попадались мягкие, рыхлые:

Песок, глина, мел, соль каменная. (На магнитной доске вывешиваются условные знаки этих полезных ископаемых. Учащиеся получают карточки с названием пород).

Ребята, найдите в коллекции эти горные породы и опишите их по плану:

1. Название горной породы.

2. Цвет, твердость, пачкает ли руки?

2. Где применяется?

Идет работа в группах, затем ученики отвечают.

Эти горные породы образуются при разрушении более твердых горных пород, при скоплении остатков растений и животных, образуются при химических реакциях, а называют эту группу ОСАДОЧНЫЕ горные породы.

Читайте также: