Родной край в древности 2 класс внеурочная деятельность конспект

Обновлено: 03.07.2024

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Занятия проводятся в форме экскурсий, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов.

Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

Актуальность программы

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через сознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Актуальность данной образовательной программы заключается в том, что изучение истории родного края вызывает большой интерес у детей, развивает активно- познавательную деятельность, готовит к исследовательской и научной деятельности.

Назначение программы

Данная программа отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Цели и задачи программы

Цель программы - формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране и регионе, способствовать воспитанию патриотических чувств, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Ярославского края, воспитанию любви к природе родного края.

1. Способствовать созданию у подростков устойчивых знаний; заинтересовать детей в получении необходимых знаний по изучению исторических дат, в подборе материала, для создания слайд - проектов, составление карты города; создание презентаций.

2. Развивать познавательный интерес к изучению родного края, культуры через публичные выступления на поисковую деятельность.

3. Развивать навыки исследовательской работы по сбору и систематизации материалов о родном крае, о своей малой родине; участие в конкурсах и конференциях; проведении экскурсий по городу, сформировать потребность самореализации через участие в конкурсах, исследованиях.

4. Формирование общественно-активной личности, привить умения проектировать свое будущее; сформировать навыки культуры делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми, культуры речи;

5. Сформировать потребность в самообразовании и самореализации;

6. Привить интерес к истории своего края.

7. Патриотическое воспитание;

8. Воспитание бережного отношения к региональным историческим и культурным памятникам.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность жизни, признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации.

Ценность истины как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни.

Ценность гражданственности, осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма, одного из проявлений духовной зрелости человека, выражающегося в любви к России, народу, малой родине.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностные результаты

- положительное отношение к краеведению;

- познавательный интерес к малой родине;

- уважительное отношение к окружающим людям;

Метапредметные результаты

-адекватно воспринимать окружающую действительность;

-применять свои знания по краеведению при изучении предметов начального общего образования;

- участвовать в коллективном обсуждении;

- отвечать на вопросы и задавать вопросы;

- проявлять свою любознательность, инициативность;

- выражать собственное эмоциональное отношение к малой родине

Предметные результаты

- находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее;

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своего края, их занятиях, интересах.

Формы организации учебного процесса.

В учебно-воспитательный процесс включены нетрадиционные формы проведения занятий:

экскурсии по городу и области

посещение выставок, музеев;

конкурс сочинений, сказок, фотографий.

слайды, видео пособия;

специальная литература, фотографии;

Методы работы, используемые при освоении программы:

- объяснительно-иллюстрационный; - репродуктивный; - частично-поисковый; - продуктивный.

В течение всего учебного года поддерживается тесная связь с родителями, которые принимают участие во многих мероприятиях кружка.

Основные принципы программы

Включение учащихся в активную деятельность.

Доступность и наглядность.

Связь теории с практикой.

Учёт возрастных особенностей.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Сроки реализации программы

2015-2016 учебный год.

Программа рассчитана на 34часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1час в неделю).

Программа состоит из самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности пятиклассников и направлена на решение спланированных педагогических задач.

Программа является возможностью удержать интерес к изучению истории родного края, с целью формирования основ гражданской идентичности школьника, включая чувство гордости за свою страну, народ, историю, город, школу, семью.

Предполагаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnoti_kray_rodnoy_2_klass.doc 120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

по внеурочной деятельности

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2017 – 2018 учебный год

1. Пояснительная записка

Общая характеристика курса
Для детей начальной школы понятие край достаточно узкое, соответствующее восприятию детей: это свой город, район. Из класса в класс познавательные возможности детей возрастают и расширяется осознание своего места в окружающем мире у детей. Хотя жизнь края в древности вызывает интерес у детей, но в силу возрастных познавательных возможностей дети не могут оценить значение исторических процессов, происходивших на территории края. Но проведение ряда занятий по изучению истории города все же необходимы. Особое внимание уделяем на формирование у учащихся бережного отношения к хлебу, на необходимость личного участия каждого в общем деле охраны природы, на необходимость выполнения правил личной безопасности. Считаем, что дети должны знать проблемы своего города (района) и уметь радоваться достигнутым успехам. Очень важно, считаем, сохранить познавательный интерес у школьников к познанию своего края. Будучи в старших классах, чтобы они могли применить краеведческие знания на практике и продолжили работу по изучению своего края.

Программа рассчитана для учащихся начальных классов общеобразовательных школ.
При составлении тематического планирования мы старались обратить внимание на необходимость бережного отношения к природе, сделать акцент на важность сохранившихся традиций, а так же на ценность окружающих памятников культуры.
Учитывая возрастные особенности учащихся - их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, мы стремимся к тому, чтобы каждое занятие было интересным. Использование разнообразных форм и методов, наглядных пособий, отрывков из художественной и научно-популярной литературы о родном крае, различных игровых приемов способствуют лучшему усвоению материала.
Описание места кружка в учебном плане

Результаты в предметной области:

Изучение родного края: его социальной, культурной, природной среды.

Начальное формирование экологических знаний, основ экологической этики и ответственности.

Создание условий для практической ориентации ученика в окружающем мире.

Формирование представления взаимодействия села, человека и природы.

Развитие у учащихся активного познавательного интереса к изучению края.

Развитие мышления и речи учащихся.

Развитие наблюдательности, любознательности, самостоятельности, творческих способностей.

Воспитание любви к Родине (к родному краю).

Воспитание трудолюбия, любви к земле, уважения к людям труда разных профессий, воспитание гордости за своих земляков.

Воспитание эстетического восприятия природы; бережное, ответственное отношение к ней.

Воспитание самостоятельности и творческого отношения к делу.

Создание условий для формирования нравственных чувств, этики поведения


Программа состоит из пяти разделов:

На изучение каждого раздела указано примерное количество часов.

Свою родословную, о профессиях своих родителей. правила поведения в природе; о культуре своего края. Некоторые сведения из истории своего села, края; о достопримечательностях своего села, края. замечательных людях Талдомской земли;
о традиционных праздниках русского и татарского народа; помнить о ветеранах Великой Отечественной войны, об инвалидах; оказывать им практическую помощь.


Учащиеся должны уметь:

вести простейшие наблюдения за животными, растениями, различать дикорастущие и культурные растения, деревья, кустарники, травы нашей местности, собирать и оформлять простейшие гербарии, ухаживать за комнатными растениями, уметь содержать в чистоте свои вещи, дом, различать перелетных и оседлых птиц своей местности, рассказывать о сезонных изменениях в природе, приводить примеры полезных ископаемых края , называть некоторые растения и животные Татарстана, занесенные в Красную книгу, описывать герб и флаг Татарстана и России, уметь рассказывать о назначении объектов села, о достопримечательностях края, уметь оказывать посильную помощь в охране природы, уметь ориентироваться по карте.

Понимать с первого класса:

что сохранение растений и животных - одно из важнейших задач человечества, что надо выполнять правила экологически грамотного поведения в быту, в природе, что необходимо личное участие каждого в общем, деле охраны природы. что они (ученики) являются членами семьи, родители нуждаются в их помощи, они (ученики) - члены коллектива, граждане своей страны. Надо внимательно и доброжелательно относиться к сверстникам, уважать старших, любить свою Родину. Город Талдом - часть Подмосковья. Подмосковье - часть России. Россия - одно из крупнейших государств мира. Это многонациональная страна, где все народы равны между собой. Надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов. Край - это наш район, наша республика. Это наша малая Родина, которую надо беречь и любить. -что надо поддерживать чистоту в доме, на улице, в крае в целом и беречь зеленые насаждения, что надо беречь свое здоровье и выполнять правила личной безопасности.

Формы и методы организации занятий.

Содержание учебного курса

Программа (35 часов)

Тема 1. Введение

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности .

Тема 2. Природа нашей планеты .

Природа нашей планеты. Какие бывают растения?

Какие бывают животные? Что можно увидеть в зоопарке? Самые необычные растения и животные нашей планеты (презентация).

Тема 3. Осень – славная пора .

Тема 4. Красавица Зима

Тема 5. Встречаем весну.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать представление о малой родине.

Учитель: Хамрокулова Ирина Вячеславовна

Цель: формировать представление о малой родине.

Словарь: Родина, родина,

Оборудование: картинки: физическая карта; листы бумаги и карандаши, презентация

Планируемые результаты:

- понимать, что такое Родина, малая родина.

Метапредметные :

- Умение обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления.

Регулятивные УУД:

- Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

- Слушать и понимать речь других.

- Оформлять свои мысли в устной форме.

- Уметь работать в группе.

- воспитание уважительного отношения, любви к родному краю.

Основные понятия: малая родина

Методы и приёмы: диалогические, наглядные, практические, анализ, обобщение.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

«Для России село – частица,

А для нас он – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.(2 мин)

- Как понимаете слова?

- Произнесите хором данные слова. (Дети повторяют хором)

II. Постановка темы урока, цели (5 мин)

- У нас всех есть один общий дом. Как он называется? (планета Земля)

- На этой планете есть место, где мы с вами живём, живут наши близкие и друзья.

- Это слово предлагаю составить по буквам.

Составьте слово: о р д и а н (Ответ: Родина)

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

(Учитель крепит карточку РОДИНА)

- Так что же такое Родина? (Ответы)

- Прочитайте значение понятия РОДИНА из толкового словаря. (Слайд)

- Сколько значений имеет Родина? (Родина – это то место, где мы родились и живем. Родина – государство.)

- А как ещё ее называют? (Наша страна – это Россия)

- Составьте словосочетание со словом РОДИНА? Она какая?

- Почему вы затруднились при ответе на вопрос? (Не изучали, не знаем).

- Вы сами того не заметили, как определили тему урока. Прочитайте.

- Знакома ли вам тема? (Да. Всё ли вы знаете? Нет. Что хотите узнать на уроке?)

III. Изучение нового (5мин)

Учитель: - Россия – это наша большая Родина. А у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для кого-то малая родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая родина у каждого своя!

- Что называют малой родиной? (Это город, село, край, в котором человек родился).

2) Работа по карте.

- Назовите нашу малую родину.

- Назовите и покажите на карте.

(Ученик показывает на карте г. Самара)

- Встаньте те, кто родился в г.Самара.

4. Контролирующее задание.

1). - Предлагаю вам узнать побольше о своем крае!

- Для этого разобьёмся на группы.

- Выберите карточку любого цвета. (На столах карточки 6 цветов).

- Встаньте со своих мест и пройдите ко мне те, у кого карточка красного цвета. Вы ЭКОЛОГИ. Это люди, которые контролируют экологическое состояние нашей планеты. Займете место за этим рабочим столом.

2).Проведение инструктажа. Работа в группах. (6-7 мин)

- Вспомните правила работы в группах . (Ответы)

1) прочитать текст-справку.

2) выбрать в конверте слова и картинки, которые будут ответом на задание и наклеить на лист.

1 группа: музеи Самары.

2 группа: театры Самары

3 группа: парки Самары

4 группа: памятники Самары

5 группа: улицы Самары

- На столах конверты с заданием и текст-справка. На работу отводится 5 минут.

3). Физминутка. (2 мин)

4).Отчёты о работе каждой группы. (9 мин)

4.1. Синоптики

4.2.Археологи

4.3. Академики

4.5.Аниматоры

(На доске дети крепят листы с заданиями)

1- Нарисовать рисунок или принести фотографию красивого уголка своего родного города.

2- Составить устный рассказ о малой родине).

3 – Написать четверостишие о г.Самаре.

6.Итог урока.

1). Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

- Предлагаю пройти небольшой тест.

(На столах карточка «Лист самооценки).

- Посчитайте общее количество баллов.

2). - Предлагаю вам закончить три предложения: (Слайд)

1.Моя малая Родина – это…

2. Я люблю её за …

3. Я хочу пожелать ей …

Учитель: - Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.

- Малая Родина для каждого человека своя, но главное, чтобы он любил её, не забывал и приносил ей пользу!

- Сегодня вы здорово поработали на уроке! Молодцы!

-Урок окончен! Прошу вас встать.

- Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.

Пояснительная записка

Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Задачи программы:

  • формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
  • приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
  • научить видеть и понимать красоту живой природы;
  • сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
  • познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
  • сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
  • развивать потребности общения с природой;
  • развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  • развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Организация достижения целей:

  • Целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа;
  • Связь с социосредой (родителями, культурой и природой).

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:

  • События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;
  • Представлять учащимся возможность совершать маленькие “открытия”, привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
  • Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
  • Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.

Методы работы:

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.

Объекты изучения:

История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий насе­ленных пунктов и географических объектов.
Природа: типичные и редкие виды представителей животного и расти­тельного мира края; природные ресур­сы края; охраняемые территории; па­мятники природы.
Экология: важность охраны при­родной среды от загрязнения, разру­шения и истощения, жизненная необ­ходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Культура: народные промыслы; произведение профессионального ис­кусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотозарисовок, видеозарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал.
Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Срок реализации 1 год.

Режим занятий.

  • Общее количество часов в год – 35 часов во 2 классе.
  • Количество часов в неделю – 1 час.
  • Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 45 минут.

Формы учета знаний, умений:

Оценка результативности:

  • подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
  • участие в различных конкурсах;
  • проведение конференции по итогам краеведческих исследований.

Работа с родителями

  • индивидуальные встречи с родителями в течение года;
  • посещение родителями различных выставок, мероприятий;
  • проведение занятий совместно с родителями.

Содержание программы (35 часов)

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:

  • Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
  • Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, Татарстана, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
  • Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • Оценивать правильность выполнения действия;
  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • Задавать вопросы;
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

  • приобретение практических навыков поведения в природе;
  • активная жизненная позиция детей;
  • экологическая грамотность, ответственность за свои действия;
  • разумное отношение к своему здоровью;
  • сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;
  • способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;
  • направленность личности в профессиональном выборе;
  • сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;
  • выбор личных, жизненных приоритетов.

Формы отслеживания результатов: эксперименты и наблюдения в природе, практические и исследовательские дела, экологические конференции, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, учителей школы.

Читайте также: