Рисунок богатырей 4 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Дьякова Ольга Сергеевна преподаватель класса ИЗО МБОУДО "ДШИ" г.Оханск
Описание: данный мастер-класс будет полезен учителям ИЗО, педагогам дополнительного образования художественно - эстетической направленности, учащиеся начиная с 3 класса вполне могут справится с данной работой.
Поэтапное рисование-поможет избежать наиболее часто встречающихся ошибок и придаст уверенности в собственных силах.
Назначение: использование на занятиях по рисованию, украшения интерьера или в качестве подарка.
Цель: выполнение композиции - Богатырь
Задачи: совершенствовать умения работать гуашью
способствовать развитию творческих способностей
развивать чувство композиции, умение анализировать форму изображаемых объектов, углубить чувство восприятия цвета и цветовой гармонии
воспитывать интерес к истории Отечества, уважение к его защитникам,
развить аккуратность в работе
Материалы:
гуашь
ватман формата А-3.,
нейлоновые кисти под номерами 2, 3, 5.


Лист бумаги располагаем вертикально. Тонкой линией намечаем холмы. Больше карандаш нам не понадобится.



Крупными кольцами выполняем небо от солнечного диска к краям (постепенно увеличивая радиус и утемняя цвет). Цвета кругов последовательно - желтый(солнце), желто-белый, бледно голубой и насыщено голубой.







Начинаем работу над главным персонажем.
Начнем с головы, так как именно от нее будет зависеть пропорции всей фигуры.
Голову выполняем светло розовым цветом.

Подготовиться к написанию сочинения по картине В.М. Васнецова “Богатыри”.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_vasnetsov_bogatyri.doc 87.5 КБ
vasnetsov_bogatyri_prezentatsiya.ppt 2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка для 4 класса по теме:

“Сочинение по картине В. М. Васнецова “Богатыри””

Подготовиться к написанию сочинения по картине В.М. Васнецова “Богатыри”.

  1. Вырабатывать умение составлять художественное описание картины.
  2. Познакомить с творчеством В.М. Васнецова, А.П. Бородина.
  3. Развивать аналитическо-синтезирующее мышление.
  4. Развивать познавательно-информационную, коммуникативную, управленческую, общекультурную компетенции.
  5. Воспитывать патриотизм.

Оборудование: мультимедийное оборудование, личные карточки учащихся, презентация.

У. - Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Эпиграфом к нашему уроку будут следующие слова Ивана Никитина ( слайд 1) :

В красе царственной

II. Эмоциональный настрой

У. - Как вы думаете, о ком мы будем говорить?

У. - Совершенно верно. Сегодня мы ещё раз обратимся к славным страницам истории нашего Государства.

У. - Назовите доспехи и оружие богатырей.

  • Шлем – головной убор (слайд 2)
  • Щит – защита тела (слайд 3)
  • Лук – оружие
  • Меч – оружие
  • Кольчуга – защищает тело, из железных колец (слайд 4)
  • Колчан – футляр
  • Палица – оружие из крепкой стали (слайд 5)
  • Стрелы - оружие
  • Копье – оружие

У. - Сейчас давайте составим кластер со словом богатыри . Вам необходимо одним словом сказать, с чем вы ассоциируете богатырей. (Схема вычерчивается учителем на доске.)



У. - На уроках литературного чтения мы знакомились с былинами. Кто может дать характеристику этому литературному жанру?

Д. - Былина – это русское народное сказание о богатырях, защищавших русские земли.

Былина – это не простой пересказ истории, её задача – прославить богатыря и его подвиг, который имеет решающее значение для русского государства.

У. - Назовите, пожалуйста, имена русских богатырей.

Д. - Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

У. -Какова центральная идея, проходящая через былины?

Д. - Идея защиты Русской земли

У. - Сила, бессмертие богатырей – это сила и бессмертие нашего народа. Богатыри стали воплощением мужественности, честности, преданности Родине.

Ребята, эти величественные образы в своё время вдохновили

В.М. Васнецова на создание картины, которая нам известна под названием “Богатыри”. Сегодня мы подготовимся к словесному описанию этого творения. (слайд 6)

III.Рассказ об истории создания картины

У. – Ребята, прежде чем непосредственно приступить к описанию картины “Богатыри”, я предлагаю вам послушать историю её создания.

Выступление подготовленного ученика

Виктор Михайлович Васнецов (слайд 7) - замечательный русский художник. Двадцать лет он работал над своим шедевром. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси. В музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В апреле 1898 года картина была закончена и куплена П. М. Третьяковым для его галереи.

У. –А теперь в своих личных карточках на основе услышанного ответьте, пожалуйста, на поставленные вопросы.

IV. Организация работы в группах

У. – Для организации дальнейшей работы нам придётся разбиться на три группы:

  • Илья Муромец (1ряд)
  • Добрыня Никитич (2 ряд)
  • Алёша Попович (3 ряд)

У. – Обратите внимание на следующий пункт в вашей личной карточке: “Описание богатырей”. В процессе работы вам необходимо будет заполнять эту часть карточки самостоятельно. Далее группам будет предоставлено время на совместное обсуждение описания богатыря, именем которого она названа. После чего мы выслушаем представителя каждой группы.

V. Работа над содержанием картины

У. – Тема величия и силы богатырей в своё время вдохновила и замечательного русского композитора А.П. Бородина (слайд 8) на создание симфонии №2, которая носит название “Богатырская”.

У. - Итак, давайте обратимся к репродукции картины. (слайд 9) (Дети под музыку симфонии №2 А.П. Бородина рассматривают репродукцию картины)

У. – Попробуйте определить, в какой части картины изображён Илья Муромец.

Д. – В центре картины. (слайд 10)

У. – Что вам подсказало ответ на этот вопрос, какие знания?

Д. – Он старший из богатырей.

У. – Кто попробует описать Илью Муромца по плану, данному в вашей личной карточке.
Д. – Илья Муромец – старший из богатырей. Расположен в центре картины. У него спокойное мужественное лицо. Богатырь хорошо вооружён: на голове – шлем, в левой руке – щит, с правой свешивается палица, виден колчан со стрелами. Богатырь изображён на вороном коне.

У. – Ребята, Илья Муромец не только былинный герой, он – русский святой (слайд 11) , преподобный Илья Муромец Чудотворец. Его память церковь празднует в начале года – 1 января.

Мощи Святого Ильи Муромца хранятся в Киево – Печерской Лавре, стоящей на высоком берегу Днепра.

У. – Теперь обратимся к описанию другого богатыря. Вспомните, о ком эти слова?

“Растёт он, в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются с лица, бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный.”

Д. – О Добрыне Никитиче. (слайд 12)

У. – Опишите этого богатыря по плану, указанному в личной карточке.

Д. – Добрыня Никитич младше Ильи Муромца. На картине он расположен слева. У него удлиненный нос, пухлые губы. Одет он богаче других богатырей. Добрыня сжимает рукоятку меча, он готов нестись в бой. Богатырь изображён на белом коне.

У. – Настала очередь самого молодого богатыря – Алёши Поповича. (слайд 13) Опишите его по предложенному плану.

Д. – Алёша Попович самый младший из всех богатырей. На картине расположен справа. Он красив, весел. Одет в богатырские доспехи. В руках у него лук со стрелами. Конь у богатыря рыжий.

У. – Сейчас вспомните всё то, что мы говорили о богатырях на сегодняшнем уроке и на уроке литературы, и в командах обсудите характеристику своего богатыря. (Дети работают в группах)

А теперь я попрошу выбрать представителя команды, который прочитает описание своего богатыря. (Ученик у доски зачитывает составленное командой описание.)

У. – Сейчас давайте дадим общую характеристику богатырям, составив синквейн со словом “богатыри”. (Учитель делает запись на доске.)

Богатыри – защитники русской земли.

VI. Описание природы (слайд 14)

У. – Сейчас я предлагаю вам обратиться к описанию пейзажа. По ходу обсуждения заполняйте нужные строки следующего пункта вашей личной карточки. Какая местность изображена автором?

Д. – Степь с холмами.

У. - Какой травой покрыта степь?

Д. – Низкое, покрыто тучами.

У. - Почему Васнецов изобразил тучи свинцовыми?

Д. – Автор хотел показать, что в любую минуту может напасть враг.

У. - Где на картине находится Русь?

Д. – За холмами, за спиной богатырей.

У. - Как стоят богатыри?

Д. – Головы и плечи выше горизонта.

Подготовленный рассказ ученика о природе.

Богатыри написаны на фоне сурового степного пейзажа. Головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными. Симметричное расположение фигур передаёт сплочённость богатырей, объединенных общим стремлением, не пропустить врага в пределы России. Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальними холмами нависло низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами к северу – Русь. Та широкая, раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от многочисленных орд кочевников.

У. - Как вы думаете, что хотел сказать Виктор Михайлович Васнецов своей картиной?

Д. – Васнецов прославляет защитников России.
Он хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили Родину.

У. – А какие чувства вызывает эта картина у вас? Вычеркните лишние слова из следующего пункта вашей личной карточки.

VIII. Работа над составлением плана сочинения (слайд 15)

У. – Ребята, на протяжении всего урока вы работали с личной карточкой учащегося. Её пункты и будут пунктами нашего плана для написания сочинения.

1. История создания картины В.М. Васнецова “Богатыри”.

2. Описание богатырей.

3. Природа на картине.

4. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

Для проверки правильности и грамотности заполнения карточки выполним взаимопроверку в парах.

IX. Устное описание картины

По составленному плану несколько человек описывают картину, остальные дополняют их рассказ.

Рассмотрим картины В. В Васнецова "Богатыри", триптих К. Корина"Александр Невский, иллюстрации к русским былинам и сказкам. Вспомним как их звали.

1. Святогор. Богатырь-Гора

2. Микула Селянинович. Богатырь-Плуг

3. Илья Муромец. Богатырь и человек

4. Добрыня Никитич.

5. Алёша Попович

Разлетаются черные вороны,

Уползают в леса упыри.

Это мы едем русские воины,

Называют нас Богатыри.

Богатырство не мерится возрастом,

дело в силушке и кураже.

Вон Илюха из Муромской области

К нам призвался за 30 уже.

В поле камень стоит занимательный,

Три дороги указаны в нём.

Мы его прочитаем внимательно

И попрем как всегда напролом.

Змей Горынычу не покоряемся,

Пред Кащеем не падаем ниц.

Нашей силушки хватит, ручаемся,

На 500 шамаханских цариц.

Да не нужны те царицы нисколечко,

Все они наших девок тощей.

Нам вернутся б к Анюткам да к Олечкам,

Да к родному котлу кислых щей.

Да еще бы печеной картошечки

И еще бы соленых грибов.

Эх, давай заливайся гармошечка,

Подпевай нам степной ветерок.

(Растеряев Игорь)

Внимательно рассмотрим из чего состоял костюм русского воина.

-Оружие:копье, меч, булава, лук, боевой топор, секира.

-Защита: шлем. кольчуга, щит.

Подробное изучение каждого предмета и его предназначение.

Внимательно рассмотрим еще картину "Богатыри"

-Почему шлемы у богатырей были именно такой формы?

(ответы детей)

- Похожи на купола храма.

-Да они были именно такой формы, чтобы быть ближе к Богу, под его защитой.

-Обратите внимание на щиты,они разные.

Есть более тяжелые-миндалевидные.

Более легкие- круглые. Щит всегда украшали знаками-оберегами,знаками- устрашения, символами непобедимости,гербом воина.

После того,как мы подробно изучили костюм воина защитника приступаем к самостоятельной работе.

Каждый ученик изображает одного воина на листе бумаги. Ученики сами должны придумать и нарисовать фон для рисунка,это может быть город-крепость,пейзаж родной земли и т. д.

Вот какие работы получились у моих ребят!
























Ознакомление учащихся с образом русского богатыря в различных видах искусства. Формирование представления о героическом прошлом народа Древней Руси.

ВложениеРазмер
rus_bogatyrskaya.doc 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №7 г. ХИМКИ

Подготовила учитель изобразительного искусства

высшей категории Литвинова Людмила Петровна.

Познакомить учащихся с образом русского богатыря в различных видах искусства. Формирование представления о героическом прошлом народа Древней Руси.

Развитие творческого подхода к работе.

Обогащение духовного мира учащихся.

Воспитывать чувство любви и гордости за богатырскую силу России, воспитание интереса к истории Отечества, Родины.

1. - развивать воображение, творческую фантазию, графические

2. - воспитывать у детей любовь к истории России

3. - показать роль искусства в понимании красоты русской

4. - учить определять средства выразительности настроения и

чувства в искусстве;

Метапредметные: - осуществлять межпредметные связи

(литература, искусство, история, музыка);

Предметные: создать рисунок – образ богатыря

Для учащихся -Гуашь, бумага, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.

Для учителя - Презентация, мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

Компьютерные (новые информационные), игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.

сформировать у учащихся представление о народном образе богатыря, о героическом прошлом народа Древней Руси, уважение к культуре, развить умение работы с художественными материалами

Учитель. (Чтение стихотворения Никитина)

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася.

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недругов,

За тебя в нужде сложить голову!

-О чем это стихотворение?

- Как называлась наша Родина в старину? (Русь, Русь Великая.)

Славна богатырями земля русская.

  • Не родом богатырь славен, а подвигом.
  • Не тот богатырь , что гири поднимает, а тот, что врага одолевает.

Вопрос:- Что их объединяет ? (они защитники русской земли)

- Кого на Руси называли защитниками? (богатырей)

-Ребята, почему мы называем Русь богатырской?

- Ребята, кто такой богатырь?

- Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами им делами? (Из былин, устного народного творчества, картин, стихотворений, из книг.)

- А давайте поиграем? Русский народ сочинил много пословиц и поговорок о храбрости богатырей. Что же это за пословицы? Чтобы их прочитать нужно соединить две части пословиц . Игра в пословицы “Собери пословицу”.

Сам погибай,
Родину-мать-
Кто за Родину горой,
Жизнь дана

умей защищать.
на добрые дела.
а Родину защищай.
тот истинный герой.

-Какие пословицы о смелости и отваге русских героев вы ещё знаете?

-А стихи какие мы знаем о богатырях, о силе богатырской?

Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган,
Он защищает землю
От злобных басурман!

Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!

А теперь отправимся с вами в картинную галерею и посмотрим как художники в своих картинах показывают нам богатырей, Русь богатырскую.

- Кто изображён на картине? (Три богатыря.)

- Что делают богатыри? ( охраняют рубежи Родины)

- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец, он самый старший, могучий и опытный богатырь.)

- Кто изображён рядом с Ильёй Муромцем? (Алёша Попович и Добрыня Никитич - тоже богатыри.)

- Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.)

- Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы.)

- Посмотрите, как одеты богатыри. Как называется одежда? (Кольчуга, шлем.)

- Как называются снаряжения богатыря? (Булава, колчан, стрела, щит.)

- Почему Васнецов написал богатырей разных возрастов? Случайно или нет? (Юность, Молодость, Зрелость- все поколения воинов).

Главным другом богатырей был конь, лошадь. Конь Ильи Муромца вороной. Вороные кони считались самыми горячими, но его конь так же как и его хозяин, уже не молод. Он спокоен, уверен в себе и в хозяине, но чутко прислушивается к звукам. Белый конь Добрыни молодой, резвый, сильный, красивый. Он тоже несёт дозор, всматривается вдаль. Гнедой конь Алёши Поповича самый молодой, у него нет ещё буйной гривы. Он отвлекается на цветочки и былинки.

Богатырь – всегда богатырь. И в битве с врагом, и в поле, где основными его врагами были грозы, засухи, морозы. Отложив оружие, принимался богатырь благоустраивать свою землю.

Вопрос. Что общего у богатырей всех художников, чем они отличаются? (художественный образ)

Слушание 1-й части симфонии.

-Почему композитор так назвал симфонию?

- Какой образ богатырей дает А.П. Бородин в данном произведении?

-Какими средствами музыкальной выразительности пользуется композитор для создания музыкального образа?

В произведении А.П. Бородина ощущается могучая сила. Оно всё пронизано верой в богатырскую мощь русского народа, любовью к Родине.

-Что общего в музыкальном образе и живописных образах? (сила, мужество, размах).

- Что связывает образы богатырей воедино? (Любовь к Родине. Патриотические чувства.

-Я думаю, в процессе урока у каждого из вас сложился свой образ русского богатыря, образ Руси богатырской. Вам предлагается выполнить творческую работу по теме урока, т.е. создать образ Руси богатырской, таким- каким вы его себе представляете.

Дружно встали – раз, два, три –

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Найти на рисунке древнерусских воинов и помочь им выбрать оружие из предметов, представленных на карточках.

Работа в группах на доске

Украсить богатырские доспехи (шаблоны) : шлем, меч. щит, колчан, копьё, булава

Снарядите богатыря в поход.

Звучат русские гусли

Каждая группа украшает своего богатыря, который нарисован и крепится на доске.

V.Творческая практическая деятельность учащихся.

(предлагаются вариативные техники исполнения . инструктаж по ТБ)

Требования к работе:

-выделение смыслового центра композиции;

-аккуратное исполнение работы;

-удачные цветовые сочетания; техника владения красками, использование цветной бумаги.

VI.Итоги урока. Рефлексия.

- Как вы считаете, есть богатыри в наше время?

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?

Где их можно встретить?

Ребята, давайте вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

Создать условия для формирования понятия о нравственных идеалах.

Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.


Формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности.

Учитель: Рассмотрите картину. Кто на ней изображен?

Ученики: Русские богатыри.

Учитель: Кто такие богатыри?

Ученики: Это храбрые, смелые, сильные люди, которые любят свою Родину, свою землю, защищают свой народ.

Учитель: Давайте посмотрим значение этого слова в словаре.

Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

Учитель: Кто знает имена богатырей, изображенных на картине?

Ученики: В центре – Илья Муромец, слева – Добрыня Никитич, справа – Алёша Попович.

Учитель: Во что одеты богатыри?

Ученики: Головной убор – шлем, кольчуга – одежда из металлических колец для защиты тела, латы - металлические пластины в одежде.

Учитель: А оружие какое у богатырей?

Ученики: Меч, лук, палица, копьё.

Учитель: Опишите коней богатырских.

Ученики: Кони подстать богатырям: могучие, сильные.

Учитель: Опишите природу.

Ученики: Бескрайние просторы русской земли, широкие степи. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую опасность.

Учитель: О чем думают богатыри?

Ученики: Богатыри всматриваются вдаль, вслушиваются. Смотрят не видать ли где врагов земли русской.

Учитель: Кто самый старший из богатырей?

Ученики: Илья Муромец.

Учитель: Какой он Илья Муромец?

Ученики: Могучий, храбрый, спокойный.

Учитель: Больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. А ведь Илья Муромец не сразу богатырём стал. Родился он в селе Карачарове под г. Муромом. Сидел он сиднем 33 года на печи с больными ногами, пока не пришли к нему три старца и не дали выпить целебной воды. Встал Илья на ноги, благословили его старцы защищать Русскую землю. Своего коня Муромец купил на базаре, вырастил сам и назвал Бурушка – Косматушка. Илья умел ковать оружие. Он – сильный, умелый, могучий богатырь.

Учитель: Справа от Ильи Муромца изображен Добрыня Никитич. Спокоен ли Добрыня? Почему так решили?

Ученики: Добрыня внимателен, сосредоточен, держит наготове меч. Готов в любую минуту к сражению с врагом земли русской. Кажется, что он вот-вот сорвется с места.

Учитель: Кто самый младший?

Ученики: Алёша Попович.

Учитель: Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? Как он смотрит? Чем вооружён?

Ученики: Он смел, отважен, жизнерадостен, смотрит с хитринкой, с лукавством. Вооружен луком. Но в то же время у него к седлу прикреплены гусли, и он готов развлечь всех песней.

Учитель: Алёша Попович родился в семье ростовского попа, молодой, хитрый, лукавый, насмешливый. Там, где другие богатыри открыто сражаются с врагом и бывают побеждены, Алёша придумывает какую-то увёртку и одолеет, пусть не всегда честно.

Учитель: Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Ученики: Чувствуется сила и мощь русских богатырей, способных в любую минуту сразиться с врагом и дать им отпор. И кажется, что русский народ непобедим.

Учитель: Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться?

Ученики: Эта картина вызывает гордость и уважение к богатырям.

Учитель: Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают? Кто они?

Ученики: И в наше время есть множество героических примеров. Эти люди сильные, мужественные, готовы в любой момент прийти на помощь и встать на защиту Родины.

Учитель: Приведите примеры таких героических людей.

(Это могут быть представители любой профессии: спортсменах, военных, врачах и т.д.)

Учитель: Давайте подведем итог, что вы можете сказать о богатырях. Составим синквейн.

Читайте также: