Сознание и познание конспект

Обновлено: 06.07.2024

Человек отличается от любого другого живого существа уже тем, что способен осознавать бытие: способен в субъективной форме воспроизводить мир предметов, состояний, процессов, а также свое отличие от данных ему, находящихся перед ним объектов.

Особенностям субъективного освоения человеком внешнего мира посвящен такой раздел философии, как гносеология (греч. gnosis— познание), теория познания. В современных исследованиях практикуется использование другого, практически равноценного термина при обозначении круга проблем, связанных с теорией познания, — эпистемологии (греч. episteme — знание).

Основной круг вопросов теории познания — истина и способы ее доказательства, многообразие форм познавательной деятельности, структура познавательного процесса, методы познания. Традиционно теория познания изучала только те формы субъективного освоения действительности, явным содержанием которых было получение знания. С этой точки зрения искусство, нравственность, религия не входят в круг предметов, изучаемых теорией познания.

Взаимоотношение сознания и познания исторически осуществлялось в различных формах. В определенные эпохи сознанию отводилась роль орудия, подсобного средства, необходимого для оптимизации познавательного процесса. Но сознание может выдвигаться на первый план, выполняя функции основного регулятора познания, а порой — и источника получения знания.

Проблема взаимоотношений сознания и познания в истории философской мысли разрабатывалась как проблема соотношения рассудка и разума. Аристотель, Н.Кузанский, Кант, Гегель стояли у истоков учения о рассудке и разуме.

Разум истолковывает, оценивает, пытается понять. Разум задает основные регулятивы познавательной деятельности, ее высшие цели, он ценностно-ориентирован.

Противостояние сциентизма и антисциентизма сложилось в XX веке. К сторонникам сциентизма традиционно относят неопозитивистов, авторов концепций индустриального и постиндустриального общества. Отдельные аспекты философской доктрины марксизма позволяют причислить это направление (с существенными оговорками) к сциентизму. Антисциентистская ориентация воплощена в идеях экзистенциализма, философии Франкфуртской школы. Приверженцы этих течений усматривают в учении о человеке К.Маркса предпосылки антисциентистских взглядов. Антисциентистская направленность прослеживается в общественных движениях — феминизме, экологическом движении, молодежном движении, отчасти — в идеях неоконсерватизма.

Мысль о мире (классический образ познания)

Критицизм существует в различных формах (эмпириокритицизм, критический реализм, критический рационализм, философия Франкфуртской школы, постмодернизм).

Прежде всего, процесс познания рассматривается как взаимодействие субъекта (того, кто познает) и объекта (того, что познается). Стороны этого взаимодействия вполне определенны, их контуры строго обозначены. Существуют различные способы установления взаимоотношений субъекта и объекта.

Другой разновидностью данной модели познания является эволюционная эпистемология. Идеи эволюционной (генетической) эпистемологии разрабатывались швейцарским психологом Ж.Пиаже. Идеи эволюционной теории науки прослеживаются в наследии К.Поппера. Сторонниками этой концепции являются К.Лоренц, Э.Ойзер, Г.Фоллмер (Германия).

Указанные общие особенности классического образа познания являются основой классического идеала научности. Научное познание естественным образом становится высшей формой познания, все иные виды познавательной деятельности оцениваются с позиций близости или удаленности от этой самой совершенной формы познавательной деятельности.

Прежде всего, научное познание должно быть достаточно хорошо обосновано. По мнению Г.Лейбница, любое научное положение должно иметь опору в опыте, в законах мышления, не должно противоречить уже обоснованным положениям науки, должно быть объяснено с помощью более общих положений, вписано в существующее знание и т.п. Другими словами, знание должно покоиться на надежном фундаменте. Таким образом, фундаментом может быть чувственный опыт, идеи разума или же их сочетание. Эта позиция носит название фундаментализма. Внимание к поиску исходных, базисных элементов знания привело к разработке проблемы соотношения чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании.

Восприятие — это целостный чувственный образ предмета, результат синтеза различных типов ощущений. Важной чертой представления является отделенность чувственного образа от наличной ситуации. Есть различие в том, когда я вижу своего друга (воспринимаю) и представляю себе его образ, даже когда его нет со мной. С помощью представлений человек комбинирует восприятия, трансформирует их, видоизменяет.

Рационализм (Р.Декарт, Г.Лейбниц) декларировал приоритет рационального знания, которое является фундаментальным в силу своей всеобщности, самоочевидности, врожденности или априорности. На этом фундаменте строится (выводится с помощью дедукции, но используя и индуктивные методы) все здание науки.

По форме познание всегда является мышлением, оно всегда рационально по форме, выражает себя в форме суждений, пользуется понятиями. Чувственность также является необходимым моментом формы познания, поскольку мышление пользуется системой чувственно-воспринимаемых знаков — языком.

Теоретическое познание обращается к существенным закономерностям исследуемого предмета. Завершением научного теоретического познания является создание теории. Рациональное в данном случае не просто внешняя форма фиксации результатов опыта, но основание и средство получения знания.

Объединение чувственного и рационального оснований знания в формах теоретического и эмпирического не ставит под сомнение фундаментальность, надежность их, поскольку они утратили свою видимою автономность в реальном процессе научного познания. Чувственное и рациональное, как видно из сказанного, мысленно отделены друг от друга, они не утратили разграничительных признаков, поэтому классический идеал рациональности не страдает от такого рода уточнения.

Автором классической концепции истины является Аристотель. Согласно ему, истина есть соответствие наших знаний действительности. Это так называемая теория корреспонденции, соответствия. В рамках теории корреспонденции в зави- симости от того, как понимается это соответствие, возникают различные модификации, очень непохожие друг на друга.

Среди указанных выше интерпретаций истины как соответствия следует обратить внимание на теорию когеренции (согласованности) одних частей знания с другими, части с целым. Когеренция может быть внутри одной теории, внутри данной отрасли знания; это понятие может быть применено и при оценке степени ассимилированности, вписанности знания в познавательные результаты эпохи. В фундамент познания тем самым вводится культурно-исторический, релятивный момент, что уже выходит за рамки классического идеала научности.

Теория прагматизма отождествляет истину с пользой для человека. Марксистская трактовка истинности несет в себе элементы прагматизма, однако не исчерпывается этим, являясь попыткой соединить этот критерий с критерием корреспонденции и когеренции.

Истинность в качестве основной характеристики обоснованности знания должна быть присуща каждому отдельному научному положению. Такое требование создает большие трудности. Марксистская теория познания, которая пыталась соединить фундаменталистский подход с идеей культурно-исторической обусловленности знания и его социально-прагматической направленностью, продемонстрировала эти трудности в полном объеме.

Мысль в мире (Современные проблемы познания)

научного знания на широком фундаменте жизненного мира получают известные права в мире знания. Обыденное познание, традиционные образы мира, мифопознание, мистика, астрология уже не отделяются стеной фундаментализма и редукционизма от науки, они сосуществуют с ней, взаимодействуют, даже влияют на нее.

катос, что теория утратила свою научную эффективность, ее объяснительная и предсказательная сила убывает, теория должна сойти с научной арены.

Ни один из элементов, составлявших ранее фундамент хорошо обоснованного научного знания, уже не может выступать в качестве достаточного основания для оценки теории в качестве истинной или ложной; понятие истинного знания уходит из науки, оставляя вместо себя понятие научности.

Эту функцию должна взять на себя философия. Философия, по мнению Фейерабенда, должна нейтрализовать пагубные тенденции к косности, абсолютной устойчивости, нормативности науки. Философия должна связать науку со всей человеческой деятельностью, проблема внутренних и внешних факторов развития науки для нее бессмысленна. Она — результат той путаницы, которая возникла при интерпретации философии как строгой науки и философии как ненауки. Философия как свод твердых правил перестала быть философией.

Признание социокультурной обусловленности привлекает внимание к познавательным процедурам, отличным от объяснения — основного познавательного механизма классической рациональности. В отличие от объяснения, понимание не есть попытка проникнуть в сущность предмета, заданную его функциями, структурой, причиной возникновения.

Мысль о мысли (Познание и самосознание)

Под самосознанием обычно понимается познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, действующего и чувствующего субъекта. Понятие самосознания шире самопознания. Помимо познавательного отношения в узком смысле самосознание предполагает также эмоционально-ценностное и деятельностно-регулятивное отношение к себе. Ведущим познавательным механизмом в самопознании является рефлексия — осмысление и обоснование собственных предпосылок.

Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях .

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Ядро дух жизни общества - общественное сознание. Это совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. ОС имеет социальную природу, возникает из общественной практики людей как результат их производственной, семейно-бытовой и иной деятельность.

ОС - результат совместного осмысления социальной действительности практически взаимодейств межу собой людьми. Общественеая жизнь воспринимается разными людьми по-разному. Индивидуальное сознание - результат особенности восприятия общ жизни. Здесь проявляются особенности его жизни, личный опыт, характер, темперамент. Индивидуальное сознание формируется на основе ОС, т. к. в сознании отдельных людей присутствуют представления, которые они усвоили, живя в обществе. . В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.

Сознание как способность следует отличать от такой способности как мышление.

В психологии сознание рассматривается как психическая способность человеческого организма в двух взаимосвязанных аспектах:

- в аспекте самосознания сознание иногда понимают как способность контролировать, понимать индивидуумом самого себя. Противоположные понятия: подсознание и неосознанное.

- в аспекте состояния — как нормальное состояние, в котором индивидуум владеет собой, контролирует себя, адекватно осознает свое место в мире, находится в сознании, в отличие от бессознательного состояния обморока, припадка и др. или сумасшествия. Противоположное понятие: бессознательное.

Полное определение понятия сознание выявляется как интегральное целое различных точек зрения: неврологической, педагогической, психологической, поведенческой, социальной (социология), политической, эволюционной, духовной, философской.

Ступени развития сознания:

ПОЗНАНИЕ

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание.




Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

Тремя основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;

в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и проявляется в том, что:

1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание и т. п.);

4) органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и до-статочным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.

Познание есть отражение действительности в сознании человека.

Существуют различные формы познания:

1) Обыденное познание (здравый смысл) – накопление жизненного опыта.

2) Наука и социальное познание как ее разновидность.

3) Гуманитарное познание подразумевает понимание индивидуальных людей и событий. В основе – метафоры, аналогии, т. е. иные приемы, чем научные.

4) Художественное познание и религия. Они не столько описывают реальность, сколько выражают человеческие существенные потребности (красота, любовь и т. д. ). Искусству не важна правдоподобность, его интересует искренность чувств. В религии то же.

5) Мораль рассматривает то, что есть, но с точки зрения того, что д. б. (сущее с позиции должного). Здесь люди познают больше себя, чем внешний мир.

6) Мистика. Это мгновенное усмотрение истины, в отличии от других не носит процессуального характера.

7) Мифология – донаучное познание.

Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях .

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Ядро дух жизни общества - общественное сознание. Это совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. ОС имеет социальную природу, возникает из общественной практики людей как результат их производственной, семейно-бытовой и иной деятельность.

ОС - результат совместного осмысления социальной действительности практически взаимодейств межу собой людьми. Общественеая жизнь воспринимается разными людьми по-разному. Индивидуальное сознание - результат особенности восприятия общ жизни. Здесь проявляются особенности его жизни, личный опыт, характер, темперамент. Индивидуальное сознание формируется на основе ОС, т. к. в сознании отдельных людей присутствуют представления, которые они усвоили, живя в обществе. . В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.

Сознание как способность следует отличать от такой способности как мышление.

В психологии сознание рассматривается как психическая способность человеческого организма в двух взаимосвязанных аспектах:

- в аспекте самосознания сознание иногда понимают как способность контролировать, понимать индивидуумом самого себя. Противоположные понятия: подсознание и неосознанное.

- в аспекте состояния — как нормальное состояние, в котором индивидуум владеет собой, контролирует себя, адекватно осознает свое место в мире, находится в сознании, в отличие от бессознательного состояния обморока, припадка и др. или сумасшествия. Противоположное понятие: бессознательное.

Полное определение понятия сознание выявляется как интегральное целое различных точек зрения: неврологической, педагогической, психологической, поведенческой, социальной (социология), политической, эволюционной, духовной, философской.

Ступени развития сознания:

ПОЗНАНИЕ

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание.

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

Тремя основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;

в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и проявляется в том, что:

1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание и т. п.);

4) органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и до-статочным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.

Познание есть отражение действительности в сознании человека.

Существуют различные формы познания:

1) Обыденное познание (здравый смысл) – накопление жизненного опыта.

2) Наука и социальное познание как ее разновидность.

3) Гуманитарное познание подразумевает понимание индивидуальных людей и событий. В основе – метафоры, аналогии, т. е. иные приемы, чем научные.

4) Художественное познание и религия. Они не столько описывают реальность, сколько выражают человеческие существенные потребности (красота, любовь и т. д. ). Искусству не важна правдоподобность, его интересует искренность чувств. В религии то же.

5) Мораль рассматривает то, что есть, но с точки зрения того, что д. б. (сущее с позиции должного). Здесь люди познают больше себя, чем внешний мир.

6) Мистика. Это мгновенное усмотрение истины, в отличии от других не носит процессуального характера.

Данный материал представляет собой конспект урока и презентацию к повторительно-обобщающему уроку обществознания в 10 классе по разделу "Сознание и познание".

Урок разработан в соответствии с ФГОС нового поколения. В нем четко прослеживаются все необходимые этапы урока: мотивационный, целеполагающий, рефлексивно-оценочный.

Урок начинается с видеоролика "Я познаю мир", который хорошо мотивирует обучающихся на работу, так как показывает деятельность их сверстников. Цели обобщающего урока предлагается определить самим учащимся. Далее следует групповая работа с различными заданиями, в том числе творческими.

Элемент "валео", здоровьесбережение также присутствует на данном уроке, обучающимся предлагается гимнастика для глаз под мягкую релаксирующую музыку. Физкультминутка плавно пересекается с изучаемым материалом, ведь зрение - это главный элемент чувственного познания.

Последний этап урока- рефлексивно-оценочный, на котором обучающиеся производят на листах самооценки оценку себя, своих одноклассников, урок в целом по достижению целей и форме проведения.

Урок разрабатывался как открытый в рамках аттестации педагога на высшую категорию и получил высокую оценку аттестационной комиссии.

ВложениеРазмер
urok_po_teme_poznanie_i_soznanie.rar 228.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию Класс: 10 Программа: на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень 2004 год), примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) и авторской программы Л.Н, Боголюбова. (Обществознание) Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Л.Н. Боголюбов, Н.И, Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2010).

ФИО: Павлова Юлия Сергеевна

Должность, образовательное учреждение: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №10

Тема урока: Познание и сознание

Дата проведения: 13 марта 2014 года

Тип урока: урок контроля знаний.

2. закрепить полученные знания, умения, навыки;

3. продолжить формирование умений работать в группе, аргументировать свое мнение, участвовать в дискуссии;

4. способствовать формированию навыков критического мышления путем взаимного оценивания.

Ожидаемые результаты: Предметный: систематизирование знаний по разделу

Коммуникативный: формирование умения слушать других учеников, доказывать свою точку зрения.

Регулятивный: проявление ответственности за результаты своей деятельности.

Личностный: развитие нравственных качеств, толерантности, умения принимать точку зрения другого ученика.

Познавательный: формирование умения строить речевые высказывания, творчески преобразовывать информацию, рефлексивность.

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Ядро дух жизни общества - общественное сознание. Это совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. ОС имеет социальную природу, возникает из общественной практики людей как результат их производственной, семейно-бытовой и иной деятельность. ОС - результат совместного осмысления социальной действительности практически взаимодейств межу собой людьми. Общественеая жизнь воспринимается разными людьми по-разному. Индивидуальное сознание - результат особенности восприятия общ жизни. Здесь проявляются особенности его жизни, личный опыт, характер, темперамент. Индивидуальное сознание формируется на основе ОС, т. к. в сознании отдельных людей присутствуют представления, которые они усвоили, живя в обществе.

Структура ОС выделяет элементы: обыденное и теор сознание; общ психология и идеология; формы общ сознания. Обыденное С присуще всем людям. Оно формируется в процессе повседневной практической деятельности. Это стихийное отражение людьми всего потока жизни без систематизации. Теор С - осмысление явлений общ жизни путем обнаружения их сущности и закономерностей развития.

Формы ОС:

1) Наука - отраж мир в форме понятий, гипотез…

2) Искусство - эстетическое С, отраж мира с помощью худ образов

3) Религия - отраж чел потребности, описывая реальность без достаточной правдоподобности

4) Мораль - отраж сущ - щие в общ - ве нравств отношения

Познание есть отражение действительности в сознании человека. Сущ. различные формы познания:

1) Обыденное познание (здравый смысл) – накопление жизненного опыта.

2) Наука и социальное познание как ее разновидность.

3) Гуманитарное познание подразумевает понимание индивидуальных людей и событий. В основе – метафоры, аналогии, т. е. иные приемы, чем научные.

4) Художественное познание и религия. Они не столько описывают реальность, сколько выражают человеческие существенные потребности (красота, любовь и т. д. ). Искусству не важна правдоподобность, его интересует искренность чувств. В религии то же.

5) Мораль рассматривает то, что есть, но с точки зрения того, что д. б. (сущее с позиции должного). Здесь люди познают больше себя, чем внешний мир.

6) Мистика. Это мгновенное усмотрение истины, в отличии от других не носит процессуального характера.

Читайте также: