Конспект урока литературное чтение 4 класс с презентацией

Обновлено: 06.07.2024

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением "Главные реки".

Тип урока: Урок изучение нового материала

• раскрыть нравственный смысл произведения;

• совершенствовать навык выразительного чтения, пересказа текста, выборочного чтения;

• учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;

• учить чётко формулировать ответ на поставленные вопросы;

• совершенствовать библиографические навыки;

• закреплять умение самостоятельно работать с книгой;

• развивать читательский интерес.

Познавательные : поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге; ориентироваться в тексте; анализировать произведение с целью соотнесения иллюстрации с эпизодом; формулировать несложные выводы.

Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу; контролировать себя при чтении; способствовать развитию у детей чувства юмора, речи, мышления ; учить оценивать поступки, отличать хорошее от плохого; ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.

Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы; вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания, задавать вопросы; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.

Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений; формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте; воспитывать интерес к чтению литературы, творчеству В.Ю. Драгунского.

Ожидаемые результаты урока: заинтересовать учащихся творчеством В.Ю.Драгунского; совершенствование умений работать в паре, группах и самостоятельно, а также анализировать произведение.
Формы организации работы учащихся: парная, фронтальная, индивидуальная.
Формы организации работы учителя: организаторская, обучающая, контролирующая, оценивающая.

Организационный момент . Слайд 2

Долгожданный дан звонок –

Учись, смекай, активным будь .

И к знаниям откроешь путь!

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения.

Актуализация опорных знаний.

На этапе актуализации знаний в качестве рефлексии провожу идеальный опрос . Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

-Проверим домашнее задание.

Проводит тест по теме урока. Каждому обучающемуся раздается карточка с тестом.

– Выберите правильный ответ . Слайд 3.

1. Среди героев сказки не было:

а) Пети; б) Тани; в) Маруси.

2. Детей, которые напрасно теряли время в сказке:

а) трое; б) пятеро; в) четверо.

3. Среди злых волшебников не было:

а) Сергея Захаровича; б) Ольги Капитоновны; в) Марфы Васильевны.

4. Дом волшебников находился:

а) на лесной поляне; б) в лесной чаще; в) посреди топкого болота.

а) Власов; б) Зубов; в) Зайцев.

6. Фамилия Наденьки:

а) Соколова; б) Смирнова; в) Степанова.

7. До леса дети-старички доехали:

а) на такси; б) троллейбусе; в) трамвае.

8. Часы в доме волшебников называли:

а) будильником; б) ходиками; в) песочными часами.

9. Для совершения волшебства стрелку надо было повернуть в обратную сторону:

а) семьдесят семь раз; б) двадцать раз; в) пятьдесят раз.

10. Какое выражение использовал Е. Шварц, говоря о поведении Васи Зайцева?

11. Автор сказки о потерянном времени:

а) А. С. Пушкин; б) Г.-Х. Андерсен; в) Е. Л. Шварц.

V. Работа по теме урока.

А) Постановка темы, выявление проблемы.

-Перед вами выставка книг. Они все вам знакомы. Среди них можно найти несколько, где автор повторяется. Произведение этого автора мы и будем сегодня изучать. Определите автора. Слайд 4.

-Рассказы этого жанра экранизируются. В основе юмористического рассказа, несмотря на всю его шуточность, лежит что-то серьёзное, скрывающееся под забавной маской, это и есть мораль рассказа, если вчитаться и призадуматься, то вы её обязательно найдёте.

Б) Знакомство с биографией и творчеством В. Драгунского. Группа подготовленных обучающихся рассказывают биографию

В .Драгунского, знакомят с списком литературы. Слайды 6-11

(Первичное чтение рассказа. Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.

— Ваши впечатления от прочитанного?

- Понравился ли вам рассказ?

- С каким настроением вы его слушали?

- Можно ли этот рассказ назвать юмористическим?

- Какой момент рассказа показался вам самым смешным?

- Интересно ли вам было вновь встретиться с героями Дениской и Мишкой?

2. Словарная работа в рабочей тетради Слайд 13

— Подберите синонимы к словам.

ПОЗОР — (бесславие, бесчестье; стыд (и срам), скандал, позорище (разг.); срамота, стыдоба (народно-поэт.)).

ЛОВКО — (1) проворно, юрко; вертко (разг.); сноровисто (прост.); 2) удобно).

ПРИМЧАТЬСЯ— (прибежать, приехать).

ВЕЖЛИВЫЙ — (учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный).

БОДРО — (лихо (разг.), жизнерадостно).

ПРОДЕКЛАМИРОВАТЬ - (прочитать, прочесть).

ВЛЕПИТЬ — (поставить, ударить).

— От чьего имени ведется рассказ? Почему?

3. Чтение по ролям (стр.19-21)

- Распределение ролей, чтение.

4. Работа с иллюстрациями. Выборочное чтение (стр. 19. 21)

Слайды 14-15

-Что изображено? К какому отрывку относится иллюстрация? Найдите отрывок.

-Помогли ли Дениске подсказки друзей?

-Что осознал Дениска в результате этой истории?

- Что Драгунский хотел сказать юным читателям своим произведением?

5. Нахождение отрывка по данному началу .

- Сейчас проверим как вы ориентируетесь в тексте.

7. Выборочное чтение

- Какой отрывок из рассказа показался самым интересным? А самым смешным? (Чтение отрывков учениками)

8.Работа в группах. Слайды 16-18

1 группа - отвечает на вопросы:

Сколько лет было Дениске?

Чем занимался Дениска весь день? отрывок из стихотворения какого поэта не выучил Дениска?

Работа с фразеологизмами. - 2 группа

- Прочитайте, объясните смысл фразеологизмов

ВЫЛЕТЕЛО ИЗ ГОЛОВЫ

ОДЕВАТЬСЯ КАК НА ПОЖАР

СМЕЯТЬСЯ ДО СЛЁЗ

Работа с пословицами – 3 группа

Составьте пословицы, прочитайте, соотнесите их с картинками, проверьте.

ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ - ЧАС.

СДЕЛАЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО!

ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, ДА НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛА.

Объясните смысл пословиц

- Можно этими пословицами определить главную мысль произведения?

9.Анализ произведения.

- Каким вы представляете себе Дениску? Назовите человеческие качества, которыми по-вашему мнению он обладает (выбор из списка подходящих качеств характера)

Добрый (не держит зла на учителя, а даже жалеет её) , злой, злопамятный, отзывчивый, исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный , глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

- Что вы можете рассказать о друзьях Дениски? (настоящий друг Мишка Слонов, пытается выручить друга)

- Какими способами он пытался помочь другу? Есть ли комизм в его действиях?

- Что вы можете сказать об учителе? Как менялось её настроение? Справедливо ли была поставлена двойка?

- Чему научила героя эта история? Какую клятву он дал? Что смешного есть в его клятве? (до глубокой старости будет учить уроки)

Выбери пословицу, которая по твоему мнению подходит к этому произведению и отражает его смысл. Слайд 19.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Делано наспех – сделано на смех.

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Враньё не ведёт в добро.

Делу – время, потехе – час.

10.Домашнее задание. Слайд 20

Придумай и запиши рассказ о Дениске.

11. Рефлексия. Слайд 21.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ

Учебник для 4 класса(1часть) Л.Ф.Климанова, Москва, Просвещение,

УМК Школа России.

Учебно-методическое пособие С.В.Кутявина,

ЦЕЛИ УРОКА: обобщить знания детей по изученному разделу; учить работать в группах; развивать память, творческие способности обучающихся.

1.Организационный момент

- Кто из сказочных героев мог дать такие объявления? (Вопросы задаются по очереди каждой команде)

Продаю пиявок. Цена договорная.(ДУРЕМАР)

Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли. (МАУГЛИ И ТАРЗАН)

Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (АЙБОЛИТ)

Сплю и вижу принца. (СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА И ЦАРИЦА МОЛОДАЯ)

Охранному предприятию на постоянную работу требуется 33 сотрудника крепкого телосложения. (ЧЕРНОМОР)

Возьму оброк со всех, даже с чертей. (БАЛДА)

Развлечение для вас: пою песенки, грызу орешки. (БЕЛОЧКА)

- Капитан каждой команды вытянет карточку с загадкой в пословицах и поговорках. Вы должны отгадать слово, затем вспомнить, в какой прочитанной на последних уроках сказке встречается тот предмет, и, доказать отрывком.

Он поёт месяц, а ворона каркает круглый год.

Ласточка день начинает, а он кончает.

Не нужна ему золотая клетка, лучше зелёная ветка.

Мал горшок, да её варит.

Сам её заварил, сам её и расхлёбывай.

Её маслом не испортишь.

-Я вам зачитаю отрывки из биографий писателей. А вам нужно будет назвать полные их имена.

Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания сказки и песни родного Урала. (ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ 1879-1950)

Пятилетним ребёнком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями. (ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ ГАРШИН 1855-1888)

Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать – в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и учёные столицы. (ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ 1803-1869)

-Вам нужно ответить на вопросы, которые вы сейчас вытяните на карточках.

1.Объясните своими словами, что такое литературная сказка. Чем она отличается от народной сказки? Приведите примеры.

2.Сказки из данного раздела близки к народным сказкам или существенно от них отличаются? Почему так считаете?

1.Используют ли писатели в своих сказках приём олицетворения? Объясните. Приведите примеры.

2.Представьте, что писатель не использовал бы этот приём. Что бы тогда произошло? Как изменилось бы его произведение? Смогли бы мы назвать его сказкой?

-Вам предлагаются слова, связанные известным вам сюжетом, и одно постороннее слово. Каждый из играющих должен придумать фразу, называть их по очереди, чтобы сложился единый сюжет.

1. Девочка, лес, цветы, волк, бабушка, вертолёт.

2. Девочка, цветок, крот, жаба, ласточка, телевизор.

Группа художников: в ходе работы рисуют рисунки-иллюстрации к сказкам для выставки, подбирают портреты сказочников.
Проблемные вопросы:
- Что, если сказок не будет?

Вхождение в проект начинается с актуализации знания о сказке, объяснения видов сказок, постановка целей и задач проекта, деление учащихся на группы.
После завершения работы над проектом на открытом уроке учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности. Это, кроме предметных знаний, позволяет оценить развитие у учащихся коммуникативных навыков, умения аргументировано и чётко излагать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать мнение и анализировать выступления других, формирует навык выразительного осознанного чтения, приводить примеры по видам сказок, знать структуру сказок, умения определять основную мысль сказки её значение.
Создание комфортных условий для дифференцированного обучения в группах и в парах позволяет учащимся выбрать для себя роль в соответствии со склонностями, интересами, чтобы быть успешным и внести свой вклад в итоговую работу.

ОБОРУДОВАНИЕ:
• Мультимедиапроектор
• Презентация к уроку
• Учебник
-Иллюстрации художников….
-Портреты сказочников
-Выставка книг по теме.
-Детские иллюстрации к сказкам.
-Карточки с заданиями для работы в парах и группах
-Самодельные книжки-малышки с сочиненными детьми сказками
-Смайлики, разноцветные яблоки.
[bОформление доски[/b]

Выставка книг с народными и литературными сказками

ВЕЛИКИЕ СКАЗОЧНИКИ (портреты)
Детские книжки-малышки со сказками
Детские иллюстрации к сказкам

I.Организационный момент
Слайд 1. (изображение солнышка. Картинки на которых дети читают книги, смотрят телевизор, сидят за компьютером)
РЕФЛЕКСИЯ – Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. Выберите себе смайлик, подтверждающий ваше настроение в начале урока.
II.1.Вступительное слово учителя.
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Поэтому и символ нашего урока тоже солнце. Вы получаете сейчас много разной информации: смотрите различные фильмы, читаете книги, общаетесь и сети Интернет. Получаете информацию и на уроках литературы. И, наверное, после каждого урока литературы вы мечтаете стать смелыми, сильными, отважными. А кто вас учит быть такими? (герои книг, сказок).

- Оглянитесь вокруг себя: на стенде волшебные книги. Стоит только любую из них раскрыть – и ты окунешься в увлекательное содержание, познакомишься с забавными героями и их таинственными похождениями.

-На каждом столе все 5 карточек. Из них нужно выбрать только те признаки, которые подходят к заданному жанру.
1.Герои-злодеи
Герои-помощники
Волшебство

2. Волшебные предметы
Необычные испытания
Троекратное повторение
Таинственное настроение

3.Герои – простые люди
Смешные ситуации
Высмеиваются плохие черты характера
Восторг умом, находчивостью

4.Веселое настроение
Герои-животные
Животные разговаривают

5.Конфликт из-за жилья и еды
Сильный защищает слабого
Веселое настроение

После выполнения работы по очереди отвечают по одному человеку от группы. Другие члены группы могут дополнять или помогать отвечающему

Физкультминутка.

Слайд 9.
3)Что положили под перину принцессе?
А) мяч
Б) боб
В) горошину
Слайд 10
4)Что потребовала ведьма с Русалочки в обмен на ноги?
А) сундук золота
Б) красивое платье
В) голос Русалочки
Слайд 11.
5) Кому из представленных здесь (портреты на доске) писателей принадлежат следующие слова:
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела…
Слайд 12.
6) Какого персонажа нет ни в одной народной сказке:
А) Водяного Б) Полевого В) Домового
Слайд 13
7)Внутри какого из этих предметов находится жизнь Кощея Бессмертного?(
А)гнездо Б) яйцо В) перо
Проверка выполнения теста.

-Вы к уроку приготовили свои сказки и даже издали книги. Послушаем их.
Чтение 2-3 учениками сказок.

IV.ИТОГ УРОКА:
-Вернемся к гипотезе. (дети повторно читают её на доске)
Слайд 14.
Гипотеза
Из сказок можно извлекать жизненные уроки. Сказки влияют на формирование личности. В них заложены правила поведения, уважительного отношения к старшим.

-Согласны ли вы с ней? Подтвердите свой ответ примерами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с жизнью и творчеством А. Н. Плещеева и его стихотворением "Дети и птичка". Учить понимать смысл и настроение произведения.

Ход урока:
I. Организационный момент (1 мин.)
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой осень в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Ребята! У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Не волнуйтесь. У нас всё получится.

- Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки нашим гостям.

II. Подготовка к работе на основном этапе.

- Перед началом работы проведем разминку речевого аппарата.

1) Дыхательная гимнастика.

2) Артикуляционная разминка

- Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3 раза.

3) Упражнение для дикции.

Муха - горюха села на ухо.

- Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее.

– Прочитайте, как будто сообщаете кому-то, восхищаетесь, спрашиваете.

III. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания (5 мин.)
- Посмотрите, какое чудо-дерево вырастили мы.

(На доске дерево с осенними листочками, на которых написаны фамилии поэтов: Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Евгений Абрамович Баратынский.)

- Что вы можете сказать об этом дереве?

(на листочках этого дерева написаны фамилии поэтов)

Работа в группах

- Какие произведения написаны этими поэтами?

- Поместите их стихотворения рядом с портретом.

(Рядом с портретами писателей дети развешивают листочки с их произведениями)

– К какому разделу относятся эти произведения?

(Поэтическая тетрадь)

– К этому уроку вы готовили чтение наизусть произведение Евгения Абрамовича Баратынского. Как называется это произведение?

(Автор не дал название произведению, поэтому мы называем его по первой строке)

- С какой целью мы учим стихи наизусть?

(развиваем память, речь, умение грамотно излагать мысль)

- Поработаем в парах. Прочитайте друг другу стихотворение наизусть.

- А теперь от каждого ряда один представитель выступит на сцене перед всем классом.

- Какие строчки произведения помогают понять мысли и чувства поэта Баратынского?

- Сегодня на нашем дереве появится еще одна фамилия.
-У вас на партах лежат листочки.

(МАПМАЛМАЕМАЩМАЕМАЕМАВ)
-Зачеркните только одинаковые слоги.
-Какую фамилию вы прочитали? (Плещеев)
-Молодцы!
-А теперь внимательно послушайте загадки и отгадайте их.

Непоседы маленькие,
Прыгают, как заиньки,
Конфеты сладкие едят,
Смеются громко и кричат! (Дети)
Две лапки, клюв и перья.
Есть два крыла и голова,
Это что за невеличка?
Отгадали? Это (птичка)
- Итак, сформулируйте тему урока, продолжив предложение.

(Мы познакомимся …с произведением А. Н. Плещеева)

- Это и будет целью нашего урока.

- Определите задачи урока, используя опорные слова.

(На доске запись:

Мы научимся…

Мы будем учиться…)

1. Мы познакомимся с произведением Алексея Николаевича Плещеева.

2. Мы научимся самостоятельно определять интонацию, которая соответствует произведению; находить в тексте средства художественной выразительности.

3. Мы будем учиться наслаждаться поэзией, понимать ее

4. Мы будем учиться читать произведение по ролям, передавая настроение героя.

Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: зачем поэт написал это произведение?
V. Работа по теме урока
1.Знакомство с биографией А.Н.Плещеева (рассказывают заранее подготовленные учащиеся)
1 ученик - Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит
2 ученик - Это очень красивое стихотворение придумал один знаменитый русский поэт, с жизнью и творчеством которого мы сегодня познакомимся.
1 ученик - 4 декабря 1825 года в Костроме родился мальчик – будущий известный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев.
2 ученик - Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его семья была небогатая. Отец умер, когда Плещеев был ещё ребёнком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование.
1 ученик - В 13 лет по желанию матери Алексей Плещеев переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков. Военная карьера Плещеева не привлекла, и он покинул училище. Осенью 1843 года поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко-филологического университета.

- Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?

- Можете ли вы ответить, какое по настроению это произведение?

(однозначно утверждать нельзя: 1 часть – грустное, задумчивое, 2 часть – веселое, радостное)

- К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?

(стихотворение – ритм, рифма)

Итог: Молодцы! Внимательно слушали.
-А теперь немного отдохнём.
VI. Физ.минутка
Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)

А внизу леса, поля

Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу,

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

VII. Продолжение работы по теме урока:
4.Словарная работа

- Прежде, чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов.
(Дети объединяются в 4 группы, работают со словарями и ищут значение слов, написанных на слайде.)

Итог (учитель говорит, у всех ли получилось прочитать целыми словами и без ошибок).
6.Анализ стихотворения

- Почему улетает птичка?

-В какое время года происходит разговор детей с птичкой? (Осенью)
-Докажите свой ответ.
-О чём просят дети птичку? (Не улетать от них.)
-Почему дети просят птичку не улетать? (Нам жаль твоих песенок звонких.)
-Что она им отвечает? (Гонят меня холода и дожди.)
-Какой глагол указывает на стремительность действий птиц? (Понесёмся.)
-Почему автор использовал именно этот глагол?
-Прочитайте описание юга. (Нет там ни стужи теперь, ни дождей и т.д.)
- Получается, ради спасения своей жизни птичка покидает свою Родину. Как вы думаете, будет ли она там счастлива?

- Как бы не было сыто и тепло на чужбине, родная сторонка милее.

- Какой ещё вопрос задают дети птичке? (Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?)
-Как она им объяснила время прилёта назад? (Я вернусь, когда с полей сойдёт снег, зажурчит ручей, когда вся природа начнёт оживать.)
-Какое это будет время года? (Весна.)

- С каким чувством птичка рассказывает о своем возвращении?

- Как вы думаете, почему поэт написал стихотворение в виде разговора птички с детьми?

(хотел показать, что все в природе взаимосвязано, научить доброму душевному общению)
Итог: -Молодцы! Правильно ответили на все вопросы.
-Ребята! Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении? (Олицетворения, эпитеты.)
-Что такое олицетворение? (Олицетворение-это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами.)
-Что такое эпитет? (Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.)
-Давайте найдём в стихотворении олицетворения и эпитеты.
-Ребята 1 варианта ищут олицетворения, ребята 2 варианта – эпитеты.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ

ветер не срывает
солнышко не прячется

ЭПИТЕТЫ
песенки звонкие
милые крошки
новые песни
вешнее солнце

- С какой целью использует поэт эти приёмы? (Они лучше помогают представить картину, которую рисует поэт. Чтобы мы ярко представили себе осень, образы детей и птички.)
-Скажите, как автор относится к птичке? Докажите.

7.Работа над выразительным чтением стихотворения

-А теперь будем учиться читать стихотворение выразительно.
-С каким настроением будете читать 1 часть? (С грустным настроением, с болью и печалью.)
-Какой будет темп? (Быстрый)
-Прочитайте 1 часть.
-Меняется ли настроение во 2 части стихотворения? С каким чувством вы будете её читать?
( Вторую часть будем читать с чувством лёгкой грусти.)
-Какой темп? (Темп плавный, неспешный.)
-Прочитайте 2 часть.
-Почему меняется ритм стихотворения? (Чтобы показать, что время пролетит быстро, и птичка скоро вернётся.)

- Сядьте по группам. Выберите командира.

- А теперь вы будете читать стихотворение по ролям.
-Сначала отметьте слова детей и птички, потом расставьте паузы, подчеркните слова, которые нужно выделить голосом.
(Дети работают в парах на листочках с текстом стихотворения.)

- Сколько куплетов в нашем стихотворении? (3)

1 группа – 1 куплет

2 группа – 2 куплет

3 группа – 3 куплет

Итог: -Кто выполнил задание правильно?
-А теперь послушаем вас. (Дети слушают и анализируют, как читают одноклассники.)

VIII. Подведение итогов урока

-Ребята, наш урок подходит к концу.
-Давайте подведём итоги.
-Вспомните, какие цели мы поставили в начале урока. Удалось ли нам их достигнуть?

– Назовите автора и произведение, с которым мы сегодня познакомились.

-Что запомнили о Плещееве?
-Какое стихотворение читали?
-Что автор хотел показать вам своим стихотворением?

- А для чего нужны полученные знания, когда они вам пригодятся?

(Чтобы много знать, быть добрыми, чтобы рассказывать своим друзьям, а когда вырастем, детям и внукам, как наши родители и бабушки…)

IX. Домашнее задание
-Откройте дневники, запишите домашнее задание.
стр.145 (прочитать стихотворение выразительно)
По желанию:
А)выучить стихотворение наизусть;
Б)нарисовать иллюстрацию к стихотворению
Оценки за урок (выдаю птичек с оценками)
X. Рефлексия

- Поместите на наше дерево портрет писателя и его произведение.
-Ребята, у нас появился маленький уголок леса, где могла произойти встреча детей и птички. Здесь есть дерево, птичка и дети. Но у дерева не хватает листьев. Приклейте их. Выберите себе лепесток – покажите своё настроение. Красный – у вас хорошее, радостное, веселое настроение. Жёлтый – вам и не грустно, и невесело. Синий – вам грустно (если повесят, узнать, почему).

- Стихотворение Алексея Плещеева воспитывает драгоценную способность доброго душевного общения. А без этой способности человек – не человек. Об этом говорят и ваши выступления на сегодняшнем уроке.

Читайте также: