Решение задач в косвенной форме 4 класс конспект урока
Обновлено: 04.07.2024
- Вам предлагается поработать в парах. Переверните вот такой листок , прочитайте и выполните задание.
- Ребята, какая же задача наиболее хитрая? Почему ? (наиболее хитрая вторая задача, т. к. в ней говориться
- Как надо рассуждать, чтобы правильно найти количество треу гольников? (если кружков семь и их на два
- А что можно сказать про вторую задачу ? Почему ? (она хи трая, сформу лированная в косвенной форме )
- Кто уверен в себе и будет решать ее самос тоятельно? Сделайте схем у или к раткую запись и реша йте.
- Что знаем про сестру? Какой вывод о возрасте сестры можем сде лать ? (она старше брата на три года)
- Вам предлагается задача и карточка к ней. Вы выбираете одно из трех заданий к это й задаче и выполняете
Тема: Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме.
Цель: научить детей решать задачи в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.
Задачи:
Предметные
• познакомить учащихся с решением задач нового вида,
• совершенствовать навыки счета,
• работать над развитием математической речи,
• использовать способ моделирование изучаемого содержания (схемы, краткая запись задач),
• создать алгоритм для решения задач нового вида.
- находить основное отличие задач нового вида,
- выстраивать логические цепи рассуждений, делать выводы;
- принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий;
3 Коммуникативные УУД:
- совершенствовать умение слышать, слушать и понимать партнера по работе в паре,
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,
III. Личностные УУД
- Я читаю задания, а вы в тетрадях записываете только ответы.
1) Уменьши число 600 на 300;
2) Увеличьте число 400 на 460;
3) Найдите сумму чисел 560 и 240;
4) Найдите разность чисел 270 и 90;
5) Выразите в км 27000м;
6) Выразите в минутах 3 часа;
7) Найдите Pквадрата со стороной 8 см.
8)S квадрата со стороной 8 см.
9)Цена шапки 780 р, шарф на 100 р. дешевле. Сколько стоит шарф?
10) На столе восемь книг, на полке в три раза больше. Сколько книг на полке?
- Давайте проверим, какие ответы у нас получились: 300, 860, 800, 180, 27 км, 180 мин, 32 см, 64 см 2 ,880 , 24
2.Реши примеры. Запиши буквы под ответами. Прочитай слово
72 : 18 - А17: 17- З 96: 32 – Д 80 : 16 - Ч 84: 12 – А 100 : 50 - И
Кто мне скажет тему сегодняшнего урока?
III Новый материал .
Задача №1 Нарисуйте семь кружков, а треугольников на два меньше. Сколько нарисуете треугольников?
Задача№2 Нарисуйте семь кружков, их на два больше, чем треугольников. Сколько нарисуете
Проверка: два человека у доски.
- Ребята, какая же задача наиболее хитрая? Почему? (наиболее хитрая вторая задача, т. к. в ней говорится только о кружках, а просят найти количество треугольников)
- Как надо рассуждать, чтобы правильно найти количество треугольников? (если кружков семь и их на два больше, значит треугольников на два меньше, мы находим меньшее число)
- Какая же задача сформулирована в прямой форме? (1) Почему?
- А что можно сказать про вторую задачу? Почему? (она хитрая, сформулированная в косвенной форме)ИХ называются задачи в косвенной форме. В этих задачах если говорится больше, то получается результат меньше. А если говорится меньше, то результат получается больше.
- О чем надо помнить, чтобы правильно ответить на вопрос в такой хитрой задаче?
(надо понимать, какое число находим: большее или меньшее)
IVРабота по теме урока.
- Попробуем решить задачу № 319 (1) с. 68
Составление алгоритма решения задач в косвенной форме.
Давайте составим алгоритм решения задач
1 Прочитать задачу.
2 Выделить ключевые слова.
3 Составить схему, краткую запись или рисунок к задаче.
4 Сделать вывод: большее или меньшее число надо найти.
5 Выбрать действие.
6 Решить задачу.
7 Записать ответ.
- Прочитайте задачу. 320
Решаем по алгоритму.
- Выделите ключевые слова в задаче. (брат, сестра)
- Сделаем схему или кр. запись.
- Что известно про брата? (ему 17 лет, он на три года младше)
- Что знаем про сестру? Какой вывод о возрасте сестры можем сделать? (она старше брата на три года)
- Каким же действием будете решать задачу?
- В прямой или косвенной форме была сформулирована задача? Почему? (вкосвенной, потому что в задаче все говорилось о брате, а мы должны были найти возраст сестры)
- О чем надо было помнить? (если брат младше, то сестра старше, мы находим большее число)
- Поднимите руку, кому понравилось решать задачи, сформулированные в косвенной форме?
3 Самостоятельная работа над задачей №320 (2)
- А сейчас самостоятельно решите задачу №320 (2)
- Прочитайте задачу, составьте кр. запись или схему и решайте.
- Кто затрудняется? Возьмите карточки - помощницы.
1 Найди ключевые слова, о ком говорится в задаче?
2 Что известно про папу, укажи.
3 Какой вывод сделаешь про возраст мамы?
4 Выбирай действие и решай задачу.
- Назовите, сколько же лет маме? (32 года)
- Чем интересны эти задачи?
2 карточка : Вам предложена задача в прямой форме, вам надо изменить условие задачи так, чтобы она была сформулирована в косвенной форме. И решить вами составленную задачу.
Задача: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, учебников математики на сорок штук больше. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?
1 карточка : Из предложенных задач выберите задачу в косвенной форме и решите ее, предварительно составив схему или краткую запись.
Задача №1 В первых классах учатся девяносто два ученика, а во вторых классах на шестнадцать учеников больше. Сколько учеников во вторых классах?
Задача №2 В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, это на 40 штук меньше, чем учебников математики. Сколько учебников математики привезли в школьную
Задача №3 В сборнике сказок триста пятьдесят страниц, а в сборнике стихов на сорок страниц меньше. Сколько страниц в сборнике стихов?
2 карточка : Вам предложена задача в прямой форме, вам надо изменить условие задачи так, чтобы она была сформулирована в косвенной форме. И решить вами составленную задачу.
Задача: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, учебников математики на сорок штук больше. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?
- Слово ребятам второй группы?
- Ребята первой группы, пожалуйста.
- Какую составили задачу ребята третьей группы?
- Что интересного заметили? (мы все решали одинаковую задачу)
- Какой ответ у вас получился?
- Что можете сказать про данную задачу? (это задача в косвенной форме)
- Ребята, важно ли нам в жизни уметь решать задачи, сформулированные в косвенной форме?
- как решаются задачи на увеличение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме?
- как решаются задачи на уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме?
Глоссарий по теме:
Увеличить число в несколько раз – значит умножить данное число на столько, во сколько раз его требуется увеличить.
Уменьшить число в несколько раз – значит разделить данное число на столько, во сколько раз его требуется уменьшить.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч.1 - М.; Просвещение, 2017. – с. 84.
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. Часть 1. М.; Просвещение, 2016. – с. 34-36.
4. Кочергина А. В. Учим математику с увлечением (Методическая библиотека). М.: 5 за знания, 2007. – с. 129.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вспомнили, к какому типу относится эта задача? Верно: уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме. Давайте составим задачу с этими данными в прямой форме.
Сегодня мы продолжим учиться различать задачи с формулировками в прямой и косвенной форме.
Перед вами условие задачи:
Масса тыквы 8кг. Кабачок в 2 раза легче тыквы. Какова масса кабачка?
По условию задачи кабачок меньше тыквы в 2 раза.
Посмотрите, какой схематический рисунок можно сделать к задаче:
на нем кружком обозначена масса тыквы, овалом – масса кабачка Стрелочкой показано, как связаны масса тыквы и масса кабачка. Такие задачи вы уже умеете решать.
8 кг в 2 раза меньше ?
Поэтому для ответа на вопрос задачи надо массу тыквы разделить на два.
Но если кабачок меньше тыквы, о тыкве можно сказать: она тяжелее кабачка и ее масса в два раза больше, чем масса кабачка. Поэтому условие нашей задачи можно сформулировать по-другому:
Тыква, масса которой 8 кг, в 2 раза тяжелее кабачка. Какова масса кабачка?
Посмотрите, что изменилось на схематическом рисунке к этой задаче. На этом рисунке стрелка направлена в противоположную сторону. Теперь она показывает, как связана масса тыквы с массой кабачка.
8 кг в 2 раза тяжелее ?
Обратите внимание, что решение задачи не изменилось, хотя в условии вместо слова легче используется слово тяжелее.
Поэтому в решении задач, в которых речь идет об увеличении или уменьшении величин в несколько раз, сначала сравни неизвестную величину с той, которая дана в задаче. Это поможет вам правильно определить каким действием (делением или умножением) решается задача. В нашей задаче масса кабачка меньше, поэтому задача решается делением.
Давайте решим еще одну задачу:
Маша прочитала 12 страниц, это в 3 раза меньше, чем прочитал Юра. Сколько страниц прочитал Юра?
К этой задаче можно сделать такой схематический рисунок. На нем количество страниц, прочитанных Машей, обозначено квадратом, а количество страниц, прочитанных Юрой – прямоугольником. Для решения задачи нам важно понять, Юра прочитал больше Маши или меньше. Если Маша прочитала в 3 раза меньше, чем Юра, значит Юра прочитал больше в 3 раза. Поэтому задача решается действием умножения: 12 умножить на 3 получаем 36.
12 в 3 раза меньше ?
в 3 раза больше
Ответ: 36 страниц
Задания тренировочного модуля:
В первом аквариуме 9 рыбок, это на 3 рыбки больше, чем во втором аквариуме. Сколько рыбок во втором аквариуме?
Правильный вариант:
2. Подберите к задаче верное решение:
Белка принесла в дупло утром 24 ореха, что в 4 раза больше, чем вечером. Сколько орехов принесла белка вечером?
3. Сравните неизвестную величину с данной в задаче. Выберите действие, которым решается задача, и укажите правильный ответ.
У фермера 8 коров. Это в 16 раз меньше, чем овец. Сколько овец у фермера?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема урока: Решение задач в косвенной форме на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Цель учителя : 1.Развитие умений решать задачи в косвенной форме на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Познакомить учащихся с решением задач нового типа, используя и обогащая представление о профессиональной деятельности
Развивать вычислительные навыки и познавательные интересы.
Воспитывать ответственного отношения к делу,установкам коллектива.
Планируемые результаты:
Личностный результат: проявлять внимание к учебному процессу; сравнивать, считаться с мнением другого; понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач.
Метапредметные результаты:
Познавательные: Закрепление приемов умножения и деления многозначных чисел, отработка устного счета и решение задач. Познакомить обучающихся с системой работы фирм.
Регулятивные: формировать умение ставить учебную задачу; соотносить результат своей работы деятельности и класса с учебной задачей и оценивать его.
Коммуникативные: формировать умение работать в группе, совместно договариваться друг с другом; слушать и понимать речь других; аргументировать свое предложение.
Предметный результат : формировать умение решать задачи в косвенной форме на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Формы организации: фронтальная, парная, индивидуальная
Межпредметные связи : окружающий мир
Оборудование: Папки с заданиями по количеству учащихся( карточки с задачами, карточки с графиком, фломастеры синий и красный, светофорчики
сигнальные), учебник, тетрадь на печатной основе., смайлики, жетончики.
1 .Мотивация к учебной деятельности.
Вот звенит для нас звонок
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись
-О человеке судят по первой встрече, мое пожелание работать так, чтобы у гостей осталось хорошее мнение о нас. Сегодня наш урок необычный. Нам предстоит работать в фирмах. Возможно, мы не решим глобальных государственных проблем. Мы начнем с малого и шаг за шагом, будем продвигаться к будущему. Наша страна стремится стать процветающей. И поэтому многие открыли и продолжают создавать фирмы .
Сегодня на уроке открыты фирмы по производству, реализации и сбыту зерна и хлебопродуктов.
На карточках слова: Колосок Достаток
Их президентами являются Мухамедзянов М, Кутузов К.
Они будут моими непосредственными помощниками. Я являюсь генеральным директором предприятия.
Вручаю вам пакет с деловыми бумагами на ближайший период времени.
Будущее фирмы будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами.
Проверим, чья фирма умеет хорошо считать. Умение считать для фирм- это очень важно. За правильный ответ вручаются баллы в соответствии со сложностью вопроса. Баллы бухгалтеры будут записывать на листочках А-4.
2. Задания для устного счета.
-Какими качествами должен обладать сотрудник фирмы? (Мы команды фирм помогаем друг другу, работаем вместе)
-Кто больше заработает на счет своей фирмы.
Торопись, да не ошибись.
А)-Найдите произведение чисел 25 и 4. (100) 50 баллов
-Из 1центнера вычесть 30 кг. (70 кг.) 50 баллов
-Умножьте количество месяцев в году на количество дней в неделе. 12*7=84 200 баллов.
Длина прямоугольного участка под посевы равна 200 метров, а ширина-20 м
Чему равна площадь этого участка? 200 баллов
- Проверим умения деления и умножения многозначных чисел . Сам. раб.
На доске: 8 576 : 4 (2144), 9080*8 (54 480) - 1 фирме 100баллов
6 985 : 5 (1 397) 9200* 6 (55 200) -2 фирме. 100 баллов
Б) Приступим к деловым бумагам Проверим умение решение задач. ( читаю задачи, дети записывают решение в тетради (смотри приложение 1)
50 БАЛЛОВ ЗА КАЖДУЮ ЗАДАЧУ.
В ) Вывод : ЕСЛИ ЧИСЛО УВЕЛИЧ. НА------ ( то выполняем действие – сложение), если число уменьш. на --------- (то выполняем действие –вычитание
3. Физкультминутка.
Открытие нового знания . В любой фирме сотрудники проходят учебу, получают новые знания (на доске 2 кр.записи)
- Рассмотрите и определите тему урока.
Д : решение задач в косвенной форме.
Б—15ст., это в 3 раза больше, чем Б -15 ст.
К--? К--? В 3 раза больше
Д : краткие записи к задачам.
- Это одна задача или две разные?
В какой задаче находят большее число, а в какой- меньшее? Знаем?
- Этому будем учиться!
Откройте уч. Стр.84, №380-1
-Прочитайте и выберите по условию и вопросу задачи – кр.запись.
Д : 1 кр.запись. ( убираю лишнюю кр. Запись).
У: Какое число надо найти ? (меньшее)
У: Как найдем меньшее число?
- Каким действием? (делением)
-Кто запишет на доске?
Б) - Прочитайте 2-ю задачу
-выберите кр. Запись
К.—5 ст., это в 3 раза меньше, чем К.—5 ст.
Б.-- ? Б.--? В 3 раза меньше, чем
Д: В 3 раза меньше стаканов говорится про кастрюлю.
- Большее или меньшее число надо найти? (большее)
-Каким действием? ( умножением).
Решение записываем на доске и в тетради. 5х 3 = 15 стаканов.
В) На доске остается:
Б—15ст., это в 3 раза больше, чем К.—5 ст., это в 3 раза меньше, чем К.—? ст.
Д: Потому что в 1-й задаче находим меньшее число, а во 2 задаче большее число.
За правильно записанное решение каждой задачи обе фирмы получают по 50 баллов.
А) Р.т с 56 № 13 коллективный разбор задачи, сам решение
- Кто запишет решение задачи? 100 баллов.
Б) А теперь приступим к деловым бумагам. Вам нужно решить задачу в парах.
- Сам. Решение. ( 100 баллов)
V I Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Я читаю условие . Вам выбрать знак действия и отметить на графике (+,-,х, :)
Для школы купили 8 телевизоров, это в 2 раза меньше, чем компьютеров (х)
В нашем классе 16 учеников. Это на 4 ученика меньше, чем в соседнем (+)
Президенту фирмы 44 года. Он старше своего секретаря в 2 раза( :)
На первом поле посеяли 40 га пшеницы, это в 3 раза меньше ,чем в во втором поле. ( Х )
Для школы привезли 18 столов , это на 4 больше, чем досок. (-)
-У кого получилось «М? ВЫ ПРАВИЛЬНО ВЫБРАЛИ ЗНАК.
Бухгалтеры фирм считают общий прибыль всей команды.
Президенты должны отметить своих подчиненных. В сводной ведомости ставьте контрольные баллы.
К посеву хлебных культур приступило 18 тракторов, а грузовых машин на 8 больше. Сколько грузовых машин приступило к посевным работам.? (26)
Площадь первого поля составляет 3000м, а второго поля- на 200м
меньше. Узнайте площадь второго поля? (280)
Трактористу 47 лет, он старше шофера на 15 лет. Сколько лет шоферу?( 35)
Самоанализ урока
Характеристика класса, для которых проектируется урок.
В классе 16 обучающихся, по уровню сформированности : 2- с высоким, 3- выше средним, 6- с средним (Виктор, Рома П., Настя Т, Марсель, Наташа, Катя), ниже среднего-2 ( Илья, Женя), низким уровнем – 2. Гиперактивные – Аксяев Ж., Кутузов К.
Т ема урока: Решение задач в косвенной форме на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Цель учителя : 1.Развитие умений решать задачи в косвенной форме на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Познакомить учащихся с решением задач нового типа, используя и обогащая представление о профессиональной деятельности
Развивать вычислительные навыки и познавательные интересы.
Воспитывать ответственного отношения к делу, к социальным ценностям и установкам коллектива.
Планируемые результаты:
Личностный результат : проявлять внимание к учебному процессу; сравнивать, считаться с мнением другого; понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач.
Метапредметные результаты:
Познавательные: Закрепление приемов умножения и деления многозначных чисел, отработка устного счета и решение задач. Познакомить обучающихся с системой работы фирм.
Регулятивные : формировать умение ставить учебную задачу; соотносить результат своей работы деятельности и класса с учебной задачей и оценивать его.
Коммуникативные : формировать умение работать в группе, совместно договариваться друг с другом; слушать и понимать речь других; аргументировать свое предложение.
Предметный результат : формировать умение решать задачи в косвенной форме на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Формы организации : фронтальная, парная, индивидуальная
Межпредметные связи : окружающий мир
Тип урока : Объяснение новой темы.
Содержание урока интересно, разнопланово. Материал полный, достоверный, доступный в изложении и понятный для восприятия учащихся. На уроке использовались карточки с задачами, карточки для составления графика на этапе рефлексии, карточки с краткой записью для объяснения нового материала.
Все виды работ на уроке были направлены на приобретение знаний по теме. Задания были разнообразными. Чтобы сохранить работоспособность детей в течении всего урока, часто меняла вид деятельности учащихся.
На уроке реализовывала принципы доступности, наглядности, научности. Время использовалось рационально. Все этапы урока проведены четко. К элементам здоровье сберегающих технологий на этом уроке ( мобилизация на работу в начале урока, создание благоприятного психологического климата, физкультурная минутка проведена во время.)
Для самостоятельного подведения детей к теме и задачам урока были даны задания, связанные с закреплением знаний детей по пройденным темам: решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Использование карточки с краткой записью помогло детям самим сформулировать тему и проблему урока. Работа в команде , в паре послужила выявлению личностных свойств, способствовало сотрудничеству, взаимопомощи, обсуждению и принятию решений , каждый ребенок включался в работу.
Кроме того в течение всего урока были применены разные формы работы: работа с учебником, работа у доски, работа в тетрадках, работа на карточках. Было уделено внимание переключению и распределению внимания, развитию самостоятельности. На уроке применила игровую технологию, которая способствовала воспитанию познавательных интересов , активиза-ции деятельности и преодоление пассивности учащихся.
Дети на уроке учились обобщать, делать выводы. После каждого этапа урока работа команды оценивалась. В конце каждый оценил свою работу, это способствовало формированию адекватной самооценки.
На уроке соблюдаются следующие принципы:
1. принцип научности :
а) соблюдена логика изложения учебного материала;
б) содержание учебного материала не содержит фактических ошибок, соответствует развитию современных научных знаний;
в) в процессе изложения учитель не обходит научные проблемы, спорные вопросы, освещаются перспективы развития научных знаний.
2. Принцип проблемности
а) учитель использует проблемное изложение учебного материала;
б) на уроке проводится поиск решения учебной задачи совместно с учителем;
в) в ходе занятия учащиеся ищут решение учебной задачи самостоятельно.
3. Принцип наглядности
а) при обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, не теряется главное его содержание;
б) наблюдения учеников систематизированы, соотношение причин и следствий могут быть ими установлены;
в) речь учителя информативна, выразительна, понятна.
4. Принцип активности и сознательности
а) всем участникам учебного процесса понятны цели и задачи предстоящей работы;
б) хорошо налажено взаимообучение, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно;
в) учение на доказательства и логику.
5. Принцип доступности
а) на учебном занятии используются те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию;
б) при первичном знакомстве с новым материалом изучается главное, а в дальнейшем вводятся новые факты, расширяются и углубляются знания.
6. Принцип систематичности и последовательности
а) структура урока хорошо продумана учителем; не оставляется без внимания ни одного вопроса;
б) обеспечивается преемственность обучения;
7. Принцип завершенности обучения
а) применяемые методы обучения соответствуют его содержанию;
б) применяются аналогии, сравнения, сопоставления, противопоставления
8. Принцип развития учебной деятельности
а) степень осознания учеником познавательной задачи, актуализации мотивов ее решения;
б) степень восприятия и понимания новой информации;
в) вхождение ученика в "зону ближайшего развития" и перенос освоенных способов деятельности в новые условия.
9. Принцип воспитательного воздействия урока
а) в течение урока доминируют и развиваются положительные чувства и эмоции;
б) на всех этапах урока эффективно организована учебно-познавательная деятельность учащихся.
На уроке используются разнообразные методы: иллюстративно-объяснительный (использование кратких записей задач на доске), игровые методы (импровизация деловой игры) проблемное обучение . Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению учебной мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. Воспитательная направленность урока способствует формированию информационной компетентности учащихся.
В течение всего урока прослеживается его связь с жизнью, воспитанием
На уроке использовался арифметический (решение примеров), геометрический (нахождение площади прямоугольников), алгебраический материалы.
Использование игры и беседа про фирм способствовали развитию речи учащихся. Адекватно целям урока была организована частая смена видов деятельности, что позволили сделать мне урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность.
В целом данный урок мне понравился по содержанию и активной работе учащихся, цели достигнуты.
На уроке мы узнаем, что простые задачи в косвенной форме не такие уж и простые. А всё потому, что над ними потрудился весёлый профессор Хитрюшкин. Его задачи будет учиться решать Петя Всезнайкин. Научится ли Петя решать задачи профессора Хитршкина? Про это узнаете в конце видеоурока.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Простые задачи в косвенной форме"
Ребята, сегодня мы познакомимся с простыми задачами в косвенной форме.
Он решил подшутить над нами и предложил решить несколько задач. Вот, например, такую.
Коля Толстиков за час съел 5 бутербродов с колбасой. Это на 2 больше, чем с сыром. Сколько бутербродов с сыром съел Коля?
̶ Ну, подумаешь, трудная задача! – говорит Петя Всезнайкин. – Я такую сразу могу решить. Там сказано – на 2 больше. Поэтому я к 5 прибавлю 2
Ответ готов: 7 бутербродов с сыром. Да уж, любит поесть этот Коля!
̶ Не-е-т, Петя! Ты поспешил! Посмотри внимательно, ведь в задаче сказано: Коля Толстиков за час съел 5 бутербродов с колбасой. Это на 2 больше, чем с сыром. Значит, именно с колбасой больше, чем с сыром. А раз с колбасой больше, то с сыром – меньше, чем с колбасой. Значит, задачу мы должны решать не сложением, а вычитанием. Мы из 5 вычтем 2.
Получается 3 бутерброда с сыром. Не такой уж он и обжора, этот Коля Толстиков.
А вот вторая задача, подготовленная профессором Хитрюшкиным.
Для украшения комнаты к празднику Витя надул 9 жёлтых шариков, что на 6 меньше, чем красных. Сколько красных шариков надул Витя?
̶ Ну, уж эту-то задачу я точно решу правильно, – говорит Петя.
9 жёлтых шариков. Красных на 6 меньше. Значит, из 9 вычитаем 9.
Получается 3 красных шарика!
̶ Ого! Как красиво будет у Вити! Я тоже на свой день рождения украшу комнату шариками. А ещё я обязательно научусь правильно решать такие хитрые задачки.
̶ Конечно, Петя. А я подскажу тебе, на что надо обратить особое внимание, чтобы ты всегда мог распознать задачи, которые придумывает профессор Хитрюшкин. Посмотри внимательно на условия обеих задач.
Понял-понял… В задаче нужно разобраться, что именно больше, а что меньше. В первой задаче подсказкой служили слова ЭТО НА 2 БОЛЬШЕ, ЧЕМ С СЫРОМ. Во второй задаче – ЧТО НА 5 МЕНЬШЕ, ЧЕМ КРАСНЫХ. Теперь я внимательно буду читать условие задачи и разбираться, что больше, а что меньше. Давайте решим ещё одну задачу. Я обещаю быть внимательным!
-Хорошо, Петя. Слушай ещё одну задачу.
Пчёлка собирала нектар на лугу. Она садилась на колокольчики 14 раз. Это на 6 больше, чем на ромашки. Сколько раз пчёлка садилась на ромашки?
На ромашки пчёлка садилась 8 раз.
̶ Молодец, Петя! Ты был внимателен на этот раз и правильно решил задачу. А вы, ребята запомнили, о чем мы говорили?
Запомните эти слова – они предупреждают о том, что эта задача – непростая, и надо быть очень внимательными при её решении.
Читайте также: