Фонетический орфоэпический и графический анализ слова конспект

Обновлено: 07.07.2024

Звук – это наименьшая единица языка, участвующая в создании внешней оболочки слов и помогающая отличать слова друг от друга.

Звуки русского языка делятся на гласные и согласные. Гласный звук состоит только из голоса. Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума.

В русском языке 6 гласных звуков ([а], [о], [э], [у], [и], [ы]) и 36 согласных ([б], [б'], [п], [п'], [в], [в'], [ф], [ф'], [г], [г'], [к], [к'], [д], [д'], [т], [т'], [з], [з'], [с], [с'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р', [х], [х'], [ж], [ш], [ц], [ч'], [й'], [щ']).

Согласные звуки могут быть: 1) звонкими и глухими, 2) твёрдыми и мягкими. Могут образовывать пары по звонкости-глухости и твёрдости мягкости.

Непарные согласные по звонкости-глухости: [й'], [л]-[л'], [м]-[м'], [н]-[н'], [р]-[р'], [х]-[х'], [ц], [ч'], [щ'].

  • в начале слова: ест-[й' эст];
  • после Ъ и Ь: вьюга -[в' й' уга];
  • после гласного звука: приехал -[п р' и й' эхал].

Акцентологические нормы

Гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным, образуют слог, если произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. В слове выделяется столько слогов, сколько в нём гласных: ка-ре-та (3 слога), во-да (2 слога), пар (1 слог).

Один из слогов русского слова обычно произносится с большей силой. Это явление называется ударением .

Особенности постановки и функцию ударения в словах изучает раздел языкознания, который называется акцентологией .

Ударение в русском языке является разноместным, или свободным, то есть может стоять на любом слоге слова, например: пОлночь, полУчка, полукрУг. Кроме того ударение может перемещаться при изменении форм слова, т.е. является подвижным, например: волнА – вОлны, рЕдкий – редчАйший.

Ударение в русском языке может различать формы одного и того же слова (сестрЫ – сЁстры) и разные слова (Атлас – атлАс).

Нормы ударения
Правила и приёмы, помогающие избежать ошибки Примеры
Имя существительное
1. Установите аналогию с однокоренным словом. а) дОговор или договОр?
Дог…в…р – приговОр, поговОрка, наговОр, уговОр и т.д. (искл. зАговор). Следовательно, договОр.
б) нефтепрОвод или нефтепровОд?
Нефтепр…в…д – водопровОд, провОдит, (воду, нефть, газ, бензин), газопровОд, воздухопровОд и т.д. Значит, нефтепровОд.
в) ПротокОл или прОтокол?
(ОрехокОл, дырокОл; значит, протокОл).
2. Правильно склоняйте существительное. Нет (чего?) простЫнь (не простыней!), грАбель (не граблЕй!) и т.д.
3. В одно- или двусложных словах во всех падежах ударение ставится на окончании. БинтА, блинА, жезлА, ломтЯ, фитилЯ, и т.д.
4. В большинстве заимствованных слов ударение на последнем слоге. КвартАл, коклЮш, экспЕрт, жалюзИ, партЕр.
Краткие формы имени прилагательного
5. Многие краткие формы прилагательных (без суффиксов или с суффиксами -К-, -Л-, -Н-, -ОК-) имеют ударение на первом слоге основы (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании). ПрАв, правА, прАво, прАвы; врЕден, вреднА, врЕдно, врЕдны и т.д.
6. Если в форме краткого прилагательного ударение падает на окончание, то в сравнительной степени ударение падает на суффикс -ЕЕ. Если же ударение в краткой форме женского рода сохраняется на основе, то и в сравнительной степени оно тоже падает на основу. НежнА – нежнЕе, светлА – светлЕе, но красИва – КрасИвее, питАтельна – питАтельнее.
Глаголы в форме прошедшего времени и краткие причастия
7. Имеют ударения на основе во всех формах (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании). Дал, далА, дАло, дАли; пОнял, понялА, пОняло, пОняли; нАчат, начатА, нАчато, нАчаты;прОдан, проданА, прОдано, прОданы.
8. У значительной части глаголов на -ИРОВАТЬ ударение падает на гласный звук А в суффиксе. ГравировАть, гримировАть, пломбировАть, премировАть.
Обратите внимание!
9. Иногда предлог (чаще всего НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ) принимает на себя ударение, и тогда следующее за ним существительное оказывается безударным. ПО морю, ИЗ дому, БЕЗ толку, ДО ночи и т.п.
10. В словах с частью – лОгия ударным всегда является корень. КардиолОгия, метеоролОгия.
11. В словах с частью -ГРАФИЯ ударным всегда является корень -ГРАФ. ДемогрАфия, картогрАфия.

Орфоэпические нормы (произносительные)

В процессе речи гласные и согласные звуки подвергаются определённым изменениям. К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3) озвончение; 4) смягчение; 5)уподобление; 6) упрощение.

Оглушение – процесс, при котором звонкие согласные перед глухими согласными и на конце слова произносятся как глухие: книжка – кни[ш]ка, дуб – ду[п].

Озвончение – процесс, при котором глухие согласные в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать – [з]делать, отбор – о[д]бор.

Смягчение – процесс, при котором твёрдые согласные становятся мягкими под влиянием последующих мягких: зави[с']ть, ка[з']нь, ле[с']ть.

Уподоблени е – процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий звук (например, сочетания СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЗДЧ, СТЧ произносится как один долгий звук [щ'], а сочетания тся, ться произносятся как один долгий звук [ц]: объе[щ']ик, весну[щ']атый, му[щ']ина, [щ']астье, учи[ц]а).

Упрощение групп согласных – процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, вст,дц, лнц и других происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: сердце – [с'Эрцъ], солнце – [cОнцъ].

Для точной передачи звучащей речи используется фонетическая транскрипция – особый вид письма, содержащий как буквы, так и специальные значки.

Упражнение № 1

Агрономия, асимметрия, балованный, блокировать, вогнутый, гравированный, гофрированный, заворожен¬ный, жалюзи, затопленный, индустрия, каталог, кормопровод, медикаменты, погнутый, прожитый, свекла, терминология, углубленный, цементный, щавель, элек¬тропровод, эпиграф, юродивый.

Упражнение № 2

АристокрАтия – аристократИя, договОр – дОговор,кАучук – каучУк, Эксперт – экспЕрт, брАла – бралА, создАн – сОздан, звонЯт – звОнят, столЯр – стОляр, ворОта – воротА, оптОвый – Оптовый, цЕмент – це-мЕнт, дЕфис – дефИс.

Упражнение № 3

Упражнение № 4

Автограф, алиби, аргумент, значимость, баржа, ат¬лет, астроном, диагноз, договор, добыча, верба, дремота, инструмент, столяр, валовый, предложить.

Упражнение № 5

Фонетика. Орфография

О – Е (Ё) в корнях после шипящих

Ё (под ударением) шёлк – шелка
зачёт – вычет
щёголь – щеголять
шёпот – шептать
О (без ударения) в заимствованных словах жокей, жолнер, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия
Исключения: крыжовник, изжога, шорох, зажор, жом, трущоба, трещотка, шов, шомпол

Упражнение № 6

Б. ч. вка, веч. рка, деш. вый, ж. ваный, ж. лоб, ж. лтый, ж. лудь, ж. рнов, ж. сткий, зач. т, кош. лка, печ. нка, пощ. чина, прич. ска, пч. лка, пш. нка, расч. ска, реш. тка, сч..т, уч. ба, уч. т, ч. лка, ч. рточка, ш. пот, щ. голь, щ. лка, щ. тка.

Тип урока:урок повторения и обобщения изученного.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике, графике и орфоэпии;закрепить умение находить основные звуковые процессы в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка; совершенствовать навыки фонетического разбора.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы повторим фонетику, графику и орфоэпию; закрепим умение находить основные звуковые процессы в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка; совершенствовать навыки фонетического разбора, используя типичные задания ЕГЭ.

3. Актуализация знаний о фонетике, графике, орфоэпии.

Что изучает фонетика?

Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками?

Чем различаются буква и звук?

(Букву видим и пишем, звук произносим и слышим.)

Какую роль в языке выполняют звуки? Приведите примеры. ( Звуки в языке выполняют важную смыслоразличительную роль: создают внешнюю, звуковую оболочку слова и тем самым помогают отличать слова друг от друга. Лимон - лиман, доска - тоска.)

В чём различие между произношением гласных и согласных звуков? Глухих и звонких согласных?

( При образовании гласных воздух проходит через рот свободно, при образовании согласных встречает какие-либо преграды. Гласные состоят из голоса, звонкие согласные – из голоса и шума, глухие - из шума.)

Назовите звонкие и глухие звуки, образующие пары.

([б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш] + мягкие пары.)

Какие звуки не образуют пар по звонкости/глухости?

( 9 непарных звонких (сонорных) согласных: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] и 5 глухих согласных: [х], [х’], [ц], [ч’], [ш’].)

Приведите примеры парных по твёрдости/мягкости звуков.

Какие звуки не образуют пар по твёрдости/мягкости?

(3 твёрдых согласных: [ж], [ш], [ц] и 3 мягких согласных: [ч’], [ш’], [й’].)

Какие буквы и когда обозначают 2 звука? Приведите примеры.

(Буквы е – [й’э], ё – [й’о], ю – [й’у], я – [й’а] в начале слова, после разделительного ъ, ь, после гласной: ель, подъезд, поёт.)

Как обозначается на письме мягкость согласных звуков? Приведите примеры.

( С помощью ь (мельче), букв е, ё, ю, я (ветер, лёд, люк, ляг) и т.п. )

Какие процессы, связанные с согласными буквами, и когда происходят в слове? Приведите примеры.

( Озвончение – замена глухого согласного парным ему звонким перед другим звонким согласным (просьба). Оглушение - замена звонкого согласного парным ему глухим на конце слова и перед глухим согласным (город, варежки). Упрощение групп непроизносимых согласных лнц – [нц], здн – [зн], стн – [сн], стл – [сл], рдц – [рц] и др. (праздник – пра[зн]ик). Уподобление звуков (ассимиляция): (смеяться – смея[ца]. Расподобление звуков (диссимиляция): ногти – [нохт’и].)

Что изучает орфоэпия?

( Правила произношения звуков и ударения в словах.)

4.Упражнения.

Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить глухими?

(Гол, док, бока, дом, злой – кол, ток, пока, том, слой.)

3.В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?

Считать, жирный, щиколотка, панцирь, защита, широкий.

( Жирный, панцирь, широкий.)

По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?

(Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня, люди, шьют. В словах льёт, поем, июнь, яркий, шьют буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, в словах ветер, мера, вяжет, песня, люди - гласный звук и мягкость предшествующего согласного.)

5.Выпишите слова, в которых:

а) количество букв совпадает с количеством звуков;

б) букв больше, чем звуков;

в) звуков больше, чем букв.

Образуйте формы кратких причастий женского, мужского, среднего рода и множественного числа. Поставьте ударение в словах.

Обозначьте ударение. Укажите лексические значения слов.

Выполнение тестов.

1. В каких словах все согласные звуки ЗВОНКИЕ?

1) А и Г 2) Б и Г 3) Б и В 4) В и Г

2. В каком слове при произношении происходит ОГЛУШЕНИЕ согласного звука?

1) сватовство 2) успешно 3) разместиться 4) приятный

3. В каком слове произносится МЯГКИЙ ГЛУХОЙ ШИПЯЩИЙ СОГЛАСНЫЙ?

1) щука 2) жалость 3) шарик 4) жила

4. В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

1) бледнЫ 2) нАчаты 3) дОговор 4) зАвидно

5. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

1) звонИт 2) цемЕнт 3) Августовский 4) Эксперт

1. В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков?

1) честный 2) ёлка 3) праздник 4) подъём

2. Укажите согласный звук, не имеющий парного звонкого.

1) [ш] 2) [к] 3) [ч’] 4) [ф]

3. Определите ряд, в котором перечислены только твёрдые согласные звуки.

1) [ч], [ш], [ж] 2) [ж], [ч], [ц] 3) [ж], [ш], [ц] 4) [ц], [й], [ш]

5. В каком слове нет звука [с]?

1) тесто 2) чист 3) готовиться 4) солнце

6. В каком слове все согласные мягкие?

1) взвесь 2) цыгане 3) конец 4) песни

7. В каком слове произносится звук [т]?

1) подкормлю 2) стяг 3) бросить 4) тесть

8. В каком слове нет звука [ы]?

1) цифра 2) в итоге 3) безыскусный 4) числа

9. В каком слове 4 звука?

1) пьёшь 2) лёд 3) боец 4) ялик

10. В каком слове есть согласный шипящий твёрдый звук?

1) чело 2) щавель 3) жизнь 4) чудеса

11. В каком слове есть согласный шипящий мягкий звук?

1) жестяной 2) шерсть 3) считать 4) жидкий

12. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) прелестный 2) сгибать 3) чеснок 4) поём

13. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) ёмкость 2) известный 3) пришёл 4) ядро

14. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) влез 2) дождь 3) взморье 4) синий

15. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного?

1) паровоз 2) дорожка 3) город 4) молотьба

16. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного?

1) косьба 2) сберечь 3) варежка 4) сбивать

1)4; 2)3; 3)3; 4) 4 звука; 5)3; 6)4; 7)1; 8) 4; 9) 1; 10) 3; 11) 3; 12) 4; 13) 2; 14) 3; 15) 4; 16) 3.

1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

1) нАчат 2) нАчато 3) нАчата 4) нАчаты

2. В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

1) водопрОвод 2) газопрОвод 3) путепровОд 4) электропровОд

3. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

1) созвонИмся 2) пломбИровать 3) отключИт 4) чЕрпать

4. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) Кузьминична [ч’н] 2) нарочно [ч’н] 3) скучно [шн] 4) девичник [ч’н]

5. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) тезис [т’] 2) тема [т] 3) свитер [т’] 4) принтер [т]

6. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) кофе [фэ] 2) партер [т’] 3) опека [п’о] 4) фонетика [нэ]

7. Подберите существительное к прилагательному рАзвитые:

1) игры 2) кудри 3) государства 4) дети

8. Какое существительное не сочетается с прилагательным истЕкший:

1)срок 2) период 3) кровью

Ключ. 1)3; 2)3; 3) 2; 4)3; 5)4; 6)4; 7)4; 8)3.

Подведение итогов урока.

7.Домашнее задание .

Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Наблюдение над выразительными средствами фонетики.

Тип урока:урок повторения и обобщения изученного.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике, графике и орфоэпии;закрепить умение находить основные звуковые процессы в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка; совершенствовать навыки фонетического разбора.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы повторим фонетику, графику и орфоэпию; закрепим умение находить основные звуковые процессы в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка; совершенствовать навыки фонетического разбора, используя типичные задания ЕГЭ.

3. Актуализация знаний о фонетике, графике, орфоэпии.

Цель: характеристика текстов описания, повествования и рассуждения.

Достижение обучающимися предметных результатов:

- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики.

Задание 1. Определите тип речи в ниже приведенных текстах, докажите свой выбор.

После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.

(По И.Соколову – Микитову).

Среди великих изобретений былых времен окончательно выделивших род людской из приниженного состояния наибольшую роль сыграла письменность. Именно по книгам как по ступенькам поднимался человек в свою нынешнюю высоту. Таким образом не только великолепную материальную часть современного мира даже не святыни искусств, а книгу надо считать опорным камнем фундамента цивилизации.

Книга – это кристаллический, плотно упакованный в страницы, наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге прогресса.

Книга есть верный бескорыстный и наиболее сведущий друг. Она самый терпеливый учитель готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль прежде чем ее освоит неопытный лил ленивый разум. Не всякая пачка исписанной второпях бумаги достойна стать книгой. Люди бывают пристрастны и не совершены в своих увлечениях и опять только книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло истину и ложь красоту и безобразие.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым сводам. И слышно, как где –то далеко – кажется за краем земли - хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток.

Задание 2. Составьте текст, соответствующий одному из типов речи (на выбор).

1). Напишите сочинение – миниатюру – описание интерьера помещения.

2). Напишите сочинение – миниатюру – описание любимой вашей вещи, которой вы часто пользуетесь.

Практическое занятие №2.

Цель: выполнение анализа текста.

Достижение обучающимися предметных результатов:

- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Задания по тексту.

1. Прочитайте текст.

2. Определите тему текста.

3. Определите основную мысль текста.

4. Озаглавьте текст.

5. Составьте план текста.

6. Определите средства связи текста, докажите.

7. Определите стиль текста.

8. Определите тип речи, укажите особенности построения текста (его композиции).

Чистые пруды – это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики. Мы ловили рыбу. И это было чудом – поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой – это было несметным богатством для городских мальчишек.

В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности. Это было в пору ожесточенных боев в Испании. Отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, многие юноши носили пилотки с красным кантом и кисточкой, и нам казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, её звуками и ароматами, её борьбой, её гневной непримиримостью.

Испания была в нашем сердце.

Чистые пруды – это исток нашей юности, начала начал.

Практическое занятие №3.

Цель: выполнение разностороннего анализа слова.

Достижение обучающимися предметных результатов:

- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике.

Музей, термин, шинель, проект, ателье, свитер, тенденция, компьютер, интерьер.

Задание 2. Поставьте ударение в следующих словах:

Закупорить, плесневеть, курящий, жалюзи, позвонить, заржаветь, обеспечение, ходатайство, комбайнер, бухгалтер, договор, каталог, красивее.

Задание 3. Запишите слова, вставьте пропущенные буквы

М(а,о)клер, п(а,о)ритет, н(а,о)минал, барт(е,э)р, с(и,е)ртификат, р(и,е)квизиты, к(о,а)нтракт, а(т,тт)еист, ба(л,лл)он, ко(р,рр)ектива, ко(м,мм)ентарий, анте(н,нн)а.

Задание 4. Определите фонетический процесс в следующих словах:

Домовой, счастье, праздник, варежка, сделал.

Задание 5. Запишите данное предложение в транскрипции:

Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса.

Коричневый, молочная, конечно, нарочно, скворечник, бесконечно, яичница, Саввична, гречневый.

Задание 7. Определите принцип русской орфографии в следующих словах:

Просьба, загорать, рассказать, аромат, парашют, к избушке, положить, сторона.

Практическое занятие №4.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка урока

по русскому языку на тему:

Гольцовой Н.Г. и Шамшина И.В. Урок ориентирован на воспроизведение имеющихся знаний, на закрепление навыков, развитие фонетической зоркости, а также на подготовку учащихся к ЕГЭ. Разработка урока прошла апробацию.

Изучение данной темы всегда вызывает у учащихся определённые проблемы при сдачи ЕГЭ. Поэтому считаю необходимым использовать разнообразные формы и методы работы на уроке.

Форма урока : урок-практикум.

Ведущая компетенция : культуроведческая (знание обучающимися орфографических правил): работать над расширением словарного запаса и правильностью речи обучающихся.

Ведущий принцип : доступности, научности.

Подход : личностно – ориентированный.

Для данного урока мною были разработан дидактический материал, слайдовая презентация.

Урок характеризуется доступностью, наглядностью.

Успешно используются традиционные методы и современные педагогические технологии. Содержание урока полностью соответствует теме. Все этапы содержания урока связаны между собой. Созданы условия для формирования знаний на творческом уровне. Работа в парах опирается на индивидуальные особенности учащихся. Ученики ищут верное решение сообща, учатся сотрудничать.

Разные виды работы с классом обеспечивают постоянную смену видов деятельности учащихся. Соблюдаются здоровьсберегающие технологии.

На протяжении всего урока продумана обратная связь. Каждый ученик является активным участником урока, отстаивает свою точку зрения на основе своих доказательств.

На уроке творческая атмосфера, царит сотрудничество и взаимопонимание. Урок научно обоснован, методически выдержан. Очень гармонично, логично и точно подобраны все задания, работающие на общую идею урока. На протяжении всего урока ведется оценочная деятельность.

Урок имеет большое воспитательное значение. Урок интересный, эффективный и плодотворный.

Предмет: русский язык.

Тема: Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический разбор

Задачи урока :

1) образовательные - проверить и оценить знания учащихся по фонетике, графике, орфоэпии, акцентологические навыки и умения выполнять фонетический разбор и транскрипцию;

2) развивающие - способствовать развитию логического мышления ( умению

сравнивать и анализировать фонетические единицы и явления, выделять главное);

3 ) воспитательные - воспитывать интерес к изучению русского языка и самостоятельную активность учащихся , навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Тип урока : повторительно-обобщающий .

Вид урока: стандартный

Материально-техническое обеспечение: карточки с заданиями; материалы презентации, выполненные в программе Power Point.

Класс, возрастная группа: 10класс .

Межпредметные и внутрипредметные связи: литература

1.Организационная часть.

II . Формулирование темы и цели урока.

Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации

[быт’ ч’илав’экам ф ч’илав’эч’искам опщ’иств’э вофс’и н’и т’ашкай’а аб’азанаст’ / а прастой’э разв’ит’ий’э внутр’эн’эй’ патр’эбнаст’и / н’икто н’и гавар’ит / што на пч’ил’э л’эжыт св’ищ’эный’ долк д’элат’ м’от / ана й'эво дэлайэт \ патаму што ана пч’ила //] (А. И. Герцен) .

Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела.

- Как вы понимаете смысл высказывания?

- Что такое транскрипция?

- О чём мы сегодня будем говорить?

- Сформулируйте цель урока?

- Что необходимо знать, чтобы успешно выполнить задания ЕГЭ поданной теме?

III . Актуализация знаний о фонетике, графике, орфоэпии.

1) Фронтальный опрос

- Что изучает фонетика? (Звуки речи.)

- Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками? (Графика.)

- Чем различаются буква и звук? (Букву видим и пишем, звук произносим и слышим.)

- На какие две большие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

- В чём состоит принципиальное различие между гласными и согласными звуками ( При образовании гласных воздух проходит через рот свободно, при образовании согласных встречает какие-либо преграды. Гласные состоят из голоса, звонкие согласные – из голоса и шума, глухие - из шума.)

- Что изучает орфоэпия? (Правила произношения звуков и ударения в словах.)

2) Проверим свои знания на примерах

- Поставьте ударение в словах. Выпишите слова с ударением на втором слоге . Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, копировать, звонят, , банты, столяр, торты, черпать, творог, эксперт.

(Премирова́ть, катало́г , краси́вее , заку́порить , сре́дствами, добы́ча , балова́ть, , копи́ровать, звоня́т, ба́нты, столя́р , то́рты, , че́рпать, творог , экспе́рт .)

- По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?

Выпишите в два столбика, объясните.

(Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня, люди, шьют.)

В словах льёт, поем, июнь, яркий, шьют буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, в словах ветер, мера, вяжет, песня, люди - гласный звук и мягкость предшествующего согласного.)

- Какие фонетические процессы вам известны? (оглушение, озвончение)

Эти процессы влияют на русскую орфографию.

- Назовите слова, в которых происходит:

а) оглушение согласных звуков;

б) озвончение согласных звуков.

Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.

( а) оглушение согласных звуков: погрузка, сторожка, зуд, заготовка, сказка;

б)озвончение согласных звуков: сгибать, сделать, отбежать, косьба.)

Также, вам знакомы такие фонетические процессы как ослабление произношения гласного звука в безударном положении, этот процесс называется - редукцией, запишите.

3) Вспомним фонетический разбор слова

Фонетический разбор слова

Всеросси́йская, все-рос-сий-ска-я (5 слогов).

в [ф] – согласный, твердый, глухой.

с [с’] – согласный, мягкий, глухой.

е [и] – гласный, безударный.

р [р] – согласный, твердый, звонкий.

о [а] – гласный, безударный.

с [с’] – согласный, мягкий, глухой.

и [и́] – гласный, ударный.

й [й’] – согласный, мягкий, звонкий.

с [с] – согласный, твердый, глухой.

к [к] – согласный, твердый, глухой.

а [а] – гласный, безударный.

я [й’] – согласный, мягкий, звонкий.

[а] – гласный, безударный.

13 букв, 13 звуков

- Сделаем фонетический разбор слов по вариантам.

Скамья - [ c кам’й’а] -2 слога

с-[с]-согласный, глухой, твердый, парный;

к-[к]-согласный, глухой, твердый, парный;

м-[м’]-согласный, звонкий, мягкий, сонорный;

я-[й’]-согласный, звонкий, мягкий;

6 букв, 6 звуков.

Съезд - [ c й’эст] – 1 слог

с-[с]-согласный, глухой, твердый;

[ й’]-согласный, звонкий, мягкий;

с-[с]-согласный, глухой, твердый;

т-[т]- согласный, глухой, твердый ;

5 букв, 5 звуков.

– В слове с ъезд происходит оглушение звонких согласных конце слова.

В сильной позиции съезды (для проверки написания)

4) Прочитайте транскрипцию и запишите предложение

[Л’убл’у б’ир’оску рускуй’у

то св’этлуй’у то груснуй’у]

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную

- Какой гласный звук повторяется и усиливает настроение легкой грусти и нежности? Звук[У ]

Поэты, повторяя гласные или группируя их по одинаковости звучания, пользуются приемом ассонанса .

Ассонанс – это художественный прием созвучия гласных звуков.

- Спишите, подчеркните согласные звуки, которые повторяются и усиливают выразительность? Шипящие: [ч ], [ш ]

«Полночной порою в болотной глуши

- Что удается достичь поэту благодаря повтору шипящих согласных? -Слышится шуршание камышей.

Аллитерация- это древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи повторами согласных.

Также прослушайте отрывок и скажите какой приём использует А.С. Пушкин

Ш и пе нье пе нистых бокалов и

п у нш а п ламе нь голубой.

IV .Закрепление .

- А теперь свои знания по разделам фонетика и орфоэпия примените на заданиях ЕГЭ.

1.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?

1)включИт 2) квАртал 3) дОнизу 4) послАла

2.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?

1)навЕрх 2) баловАть 3) красИвее 4) тортЫ.

Ответы:А14-3; 4. А1- 2; 4.

V .Итог урока.

- Выполнили цель урока и задачи?

VI . Рефлексия

- -Составьте синквейн по теме урока

VII . Д\з: тесты

Список используемых источников:

Борунова С. Н., Воронцова В. Л., Еськова Н. А. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Русский язык , 1988. — 704 с. — ISBN 5-200-00315-6

Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1950; 5-е изд. М., 1972

Русское литературное произношение и ударение / Под ред. Р. И. Аванесова, С. И. Ожегова. М., 1955; 2-е изд. М., 1960.

Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / Под ред. К. И. Былинского. М., 1960; 6-е изд. испр. и доп. Под ред. Д. Э. Розенталя. М., 1985.

Воронцова В. Л. Русское литературное ударение XVIII – XX вв. Формы словоизменения. М., 1979. (К монографии прилагается обширный словник с комментариями).

Агеенко Ф. Д. Ударения в названиях Москвы и в географических названиях Московской области: Словарь-справочник. М., 1983.

Борунова С. Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Ок. 63 500 слов / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1983.

Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка: около 76 000 словарных единиц. М., 1993.

Читайте также: