Конспект урока 4 класс свойства воды

Обновлено: 02.07.2024

Учитель: Вода – эт о полезн ое ископаемое. Как вы ду маете, много ли

воды на земле? Посмотрим на глобус. Такой видят Земл ю космонавты из

космоса. Если быстро его вращать, то покажется, что он одноцветный –

голубой. А всё потому, что это краски на нём больше в сего., больше. чем

белой, зелёной, коричнев ой. Голу бым цветом изображены моря, океаны

нашей планеты. О ни занимают в два раза больше места, че м суша.

Учитель: - Что объединяет эти три иллюстрации? (Вода в п рироде

существу ет в трёх состояниях – жидк ом, твёрдом и г азообразном).

Да, вода может и меть три с остояния: тв ердое жидк ое газообразное.

- От чего зависит различное с остояние в оды? (от тем перату ры)

- Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (фронтальн ый

- При как ой темп ературе вода из жидкого состояния переходит в

- Вы уже знаете, что при охлаждении вода сжимается. Казалось бы,

превращаясь в лед, она должна особенно си ль но сжиматься. На самом деле

происходит всё наобор от: превращаясь в л ед вода расширяе тся.

(Из - за этого могут лопнуть зимой водопроводные тру бы. Вода в них

замерзает и м ожет так сильно д авить на тру бы, что они р азрываются.

Если положить б у тылку с газир ованн ой воды в морозильну ю камеру,

пытаясь ее о хла дить, то б у тылка может лопнуть, т.к. превра ща ясь в лёд вода

расширяется и е й становится м ало мест а в бу тылке).

- Где мы можем набл юдать воду в газообразном с остоянии? (пар)

- Ты потер тря пкой доску . Уже через не сколько мину т она стал а сухой.

Вода с нее испарилась и пр ев ратилась в пар – прозрачный, бесцветный

- А что значит вода для всего живого, для вас? (Учитель на магнитной

доске составляет а ппликацию из рису нков у чащихся «Вода в жизни человека,

(Воду пьют поля и леса. Без неё н е могу т жи т ни звери, ни птицы, ни

- Но вода не только поит, но ещё и корм ит – по морям и океанам днём и

моет всех лю дей, города, машины, дороги. А ещё вода – это самая большая и

удобная д орога. По не й днём и н очью пл ывут су да, везу т разные грузы,

Без воды не замесить тесто для х леба, не приготовить бетон для

стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл,

ни конфеты, ни п ла стмассу , ни лекарств – ничего не сделать без воды. Вот

Но всё это стало д о ступно человеку только после того, как он хорошо

- Опусти шарик в ст акан с водо й. Изменилась ли его форм а?

- Сравни форму воды в своём ст акане с водой у у чителя.

- На столе у вас лежат цветные полоски б у маги. С их помощью мы

определим цвет воды. Приложи и сравни цвет вод ы и цвет каждой полоски.

Можно ли сказать, что вода синяя? Голубая? Серая? Зелёная? Жёлтая?

Красная? Белая ? (Нет. Ц вет воды не сов падает ни с о дной из поло сок).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого урока

по окружающему миру

учитель начальных классов

Зинкевич Ирина Валентиновна

1. Установить основные свойства воды в процессе опытов и практических работ, установить причинно-следственные связи круговорота воды в природе. Формировать представления обучающихся о применении свойств воды в жизни человека.

2. Развивать любознательность, наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы из практических работ и опытов.

3.Развивать навыки практической деятельности; наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности;

4.Развивать умение вступать в дискуссию, отстаивать собственную точку зрения;

5.Продолжить обучение детей постановке опытов и формулировке их результатов, определить в ходе опытов свойства воды.

6.Прививать экологическую культуру младшим школьникам ;

7.Воспитывать умение сопереживать , выслушивать мнение одноклассников.

8. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к воде и природе в целом.

ОБОРУДОВАНИЕ. Глобус, на партах у учеников стаканы с водой, каждый стакан подписан (название коктейлей), пустые стаканы, растворимые вещества (сахар), гуашь, меню, карточки со свойствами воды, карточки с заданиями, наглядным материал для инсценировки сказки, презентация.

Организационный момент.

Вы все получили пригласительные билеты, прошу занять места, согласно своим билетам.

(У детей в руках пригласительные билеты , на которых написан номер стола, за которым они будут сидеть).

- Хочу представить вам официантов нашего кафе.( Настя, Мирон).

-Ознакомьтесь с меню нашего кафе.(официанты раздают меня детям, а затем гостям).

Как и в любом кафе, вы должны будите оплатить свой заказ. Т.к. кафе у нас работает первый день, мы предлагаем вам заработать деньги своим умом. За каждое выполненное задание вы получите капельку. Ваша задача набрать как можно больше капелек с вашего стола.

III . Актуализация знаний.

1.Загадка о воде : ( Для желтого стола)

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода)

2.Ребус (для зеленого стола)

hello_html_119d8676.jpg

3.Шифр ( по номеру букв в алфавите).(для синего стола)

4.Собери слово из букв.(вода). (для розового столо)

Дети выполняют задание. Отгадки –вода.

-Блюдо понравилось Вам? Назовите главный ингредиент вашего блюда.

Секрет нашего кафе в том, что главный ингредиент всех блюд-это вода.

- Некоторые из вас получили приглашение с определенным заданием.

Давайте пригласим первого нашего гостя.

(Ребенок рассказывает стихотворение о воде).

Спросил на днях малыш сосед у струйки,

льющейся из крана:

- Откуда ты? Вода в ответ: - Издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу, росой искрилась вся поляна.

- Откуда ты? – спросил росу. – Поверь, и я из океана!

На поле лег туман седой. Малыш спросил и у тумана:

- Откуда ты? Ты кто такой? – И я, дружок, из океана!

- Ты, газировка, что шипишь? И из бурлящего стакана

Донесся шепот: - Знай, малыш, и я пришла из океана.

Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке, и в снежинке, и в дождинке, и в росинке

Нам откликнется всегда океанская вода!

Учитель: - В этом стихотворении имеется в виду Мировой океан, в его состав входит вся вода планеты. Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой, а все потому, что голубой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Посмотрите на экран.(Презентация)

- Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха покрывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч. Так как вы думаете, ЧТО ТАКОЕ ВОДА?

Доклад ученика. (Лопатина Алина)

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95 % состоит из воды. Вода одно из самых важных для человека веществ. Организм его, кровь, мозг, ткани тела больше, чем наполовину состоят из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Потеря воды для организма опаснее, чем голодание. Без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды менее 10 дней.

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить птицы и звери. Вода работает на электростанциях. Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров. Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды.

ИТОГ. Учитель. Так вот она, какая вода! Это очень ценное, полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами, которые мы с вами попробуем установить с помощью опытов.

-Вода имеет три состояния, назовите их (жидкое, твердое, газообразное).

Если я называю вам твердое состояние воды, вы становитесь как солдатики, если газообразное - покачиваете руками, жидкое - покачиваете тело.

(снежинка, лед, чай, пар, облако, туман, град, сок, лужа).

Практическая работа.

Пришло время попробовать напитки в нашем кафе (официанты раздают каждому стакан с водой).

Учитель: - Перед вами коктейль вкуса. Попробуйте его на вкус, что вы можете сказать о его вкусе? (нет вкуса)

- Какой вывод можно сделать, какое свойство воды можно выделить?

Учитель: - А теперь выберите каждый себе напиток.

(дети проводят опыты, каждый за своим столом).

- Перед вами два стакана, один с водой, другой пустой. Подумайте, как доказать, что вода текучая?

- Вода имеет свойство выталкивать предметы. Как продемонстрировать это на опыте?

Выталкивающая

- Можем ли мы по названию напитка догадаться о следующем свойстве воды?

Демонстрация опыта. Дети растворяют сахар в воде. Делают вывод.

Растворитель

- Вода прозрачная. Показ опыта. В стакан с водой опускается трубочка . Делают вывод. Определяют свойство воды.

- А знаете ли вы, что вода не имеет запаха? Как это доказать? Подводят итог опыта.

- Как доказать с помощью красок, что вода бесцветная?

Учитель: - А теперь давайте хором повторим свойства воды.

Закрепление знаний.

Развлечение.

(дети на своих капельках записывают, где в природе, в каких веществах есть вода.

Капельки вывешивают на доску под облаком. На облаке написана загадка).

Без пути и без дороги
ходит самый длинноногий.
В тучах прячется,
во мгле, только ноги на земле.

Сказка. Инсценировка.

В один из летних дней на небе ярко светило солнышко и согревало своим теплом землю. Но тут подул сильный ветер и стал гнать тучи навстречу друг другу. И тут тучи столкнулись. Начался сильный дождь. На земле появились большие лужи. Дождь перестал, и на небе снова выглянуло солнышко. Оно снова стало согревать землю. Лужи становились все меньше и меньше.

-Почему? (испарились). Капельки воды поднялись в небо. И что образуется из капелек пара? Снова тучи (облака). Так происходит круговорот воды в природе.

Учитель: - вода имеет огромное значение планете. 22 марта отмечается Всемирный день Воды. Воду нужно беречь, ведь ее осталось не так много на планете. - Как можно сохранить это сокровище?

(Дети вывешивают картинки на доску с предметными рисунками, как можно сберечь воду).

Подсчет капелек, выставление отметок.

- Если вам сегодня на уроке было все понятно, прикрепите капельку с улыбочкой на доску, под тучку, чтобы у нас пошел веселый дождик, а если есть еще над чем поработать и было не все понятно, то капельку без улыбочки.

Домашнее задание: Придумать сказку о свойствах воды.

Учитель : - Спасибо, что пришли к нам в кафе. Надеюсь, меню кафе вам понравилось и вы теперь знаете цену воде.

Краткое описание документа:

Я представляю свой открытый урок по окружающему миру в 4 классе по теме "Вода и ее свойства". Это урок открытия новых знаний. На своем уроке я хотела создать условия для активизации познавательной активности учащихся с помощью современных технологий: технологий сотрудничества, технология использования игровых методов, технология личностно – ориентированного образования. А ведь мы знаем, что главная цель активизации-это повышение качества учебно-воспитательного процесса. Класс был оформлен при помощи наглядных пособий в виде кафе, где каждый ребенок ощущал себя важным гостем на уроке( ученики получили приглашение в кафе. Цвет пригласительного билета соответствовал цвету стола, на котором сидел ученик).

Через свой урок я пыталась заинтересовать каждого ученика, не зависимо от его уровня знаний, путем вовлечения его в процесс урока.

На уроке используются групповые формы работы, где дети учатся получать новые знания в группах, совместно со своими одноклассниками, учатся высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую. Дети проводили опыты, следствием которых являлись открытия новых знаний. Опыты помогли лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинную связь этих явлений. Опыты дают возможность познакомить детей в доступной форме с законами природы. На уроке также был использован еще один наглядный метод (презентация), а также инсценирование. Ребята при помощи сценки показали круговорот воды в природе. Наиболее сильные ученики подготовили дополнительный материал к уроку. Все эти методы способствовали наилучшему усвоению нового материала.

В конце урока была проведена рефлексия в нестандартной форме. Ребята сделали выводы о полученных знаниях и высказали свое отношение к проведенному уроку. Ученики получили домашнее задание - сочинить сказку про свойства воды.

  • Расширить знания о свойствах воды.
  • Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательность, внимание, аккуратность, любознательность.
  • Формировать представление учащихся о применении свойств воды в жизни человека.
  • Организовать наблюдение и на основе исследовательской деятельности и практической работы коллективно “открыть” свойства воды.
  • Презентация в программе PowerPoint.
  • Карточки для каждой группы детей.
  • Лабораторное оборудование для проведения опытов.

I. Организационный момент

- Ребята, сегодня на уроке мы будем разбирать очень интересные вопросы и делать открытия, но сначала вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Разделитесь на группы по цвету карточек и выполните задание в группах по этой теме.

На карточках листы для самооценки. В течение урока вы их будете заполнять.

(Делятся на группы и выполняют задание, затем проверяем) (Слайд 2)

II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

- Ребята, подойдите ко мне и посмотрите, я сегодня на наш урок принесла вазу с водой и цветные шарики.

(Учитель берет стеклянную прозрачную банку и цветные шарики)

Учитель: - Павел, помоги мне, пожалуйста. Опусти эти цветные шарики на дно банки.

Ученик: - Что-то не получается! Посмотрите, вода как будто с силой выталкивает шарики, и они плавают на поверхности!

Как вы думаете, случайно ли это? (Вы правы, действительно, это одно из свойств воды.)

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (на доске)

- Сравните свой вариант с мнением автора.

- Но прежде чем мы начнем работать по данной теме, давайте вспомним:

1. Для чего нужна вода живым организмам? (Слайд 3)

2. В каких состояниях вода встречается в природе? (Слайд 4)

3. Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое? Отгадайте загадки. (Слайд 5)

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло,-
Скользко, весело, светло! (Лед)

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем- не найдем. (Роса)

- А еще это туман, иней, облака. (Слайд 6)

4. А какие уже свойства воды вы знаете? (Слайд 7)

III. Поиск решения.

- А для того, чтобы еще больше узнать о свойствах воды, вам предстоит стать настоящими исследователями и провести наблюдения и опыты.

В ходе нашей работы мы будем заполнять таблицу (на доске, только шапка и пустые ячейки).

Свойства Использование человеком
Выталкивающая сила Плавание. Водный транспорт.
Закон сообщающихся сосудов Водопровод, фонтан, чайник, лейка, водонапорная башня.
Текучесть Водяное колесо на водяной мельнице, турбина на гидроэлектростанции.
Растворитель Стирка белья, приготовление пищи и напитков
Несжимаемость Гидравлический пресс, домкрат

Лабораторный опыт № 1. (О выталкивающей силе воды показывает учитель)

- На штативе вы видите пружинку, на ней гиря, пружинка растянута. Я поднимаю снизу гирю, что при этом делает пружинка? Сжимается, значит, я гирю выталкиваю снизу, применяя силу. А теперь я гирю погружаю в воду и вижу, что часть воды вытиснилась, а пружинка сжалась, значит, на груз действует какая – то сила. А теперь найдите ответ на вопрос : Что это за сила? (Работа со статьёй учебника с.83)

Вывод: Вода обладает выталкивающей силой. Она направлена вверх и равна весу вытесненной воды. (Слайд 8)

- Как человек может в жизни использовать это свойство воды? (Выслушиваем ответы детей.) Прекрасно! Давайте запишем это в таблицу.

Это свойство открыл известный Древнегреческий ученый Архимед. (Слайд 9)

- У Даши к этому уроку было свое задание. Она расскажет нам легенду про Архимеда. (Фрагмент мультфильма “Коля, Оля и Архимед”)

Давайте проверим это опытным путем. Кристина, помоги мне. (Кристина выходит и демонстрирует опыт под руководством учителя).

Перед вами стакан с водой, кусок дерева, камень.

- опусти в стакан с водой кусок дерева. Что произошло? (он не тонет)

- опусти в стакан с водой камень. Что произошло? (он тонет)

Делают вывод: дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды, камень тонет, так как его вес больше, чем выталкивающая сила.

- Тогда возникает вопрос, а почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа? (Слайд 10)

- Давайте проверим ваши предположения и прочитаем второй абзац на с.84.

- Архимедом было замечено ещё одно свойство воды, о котором нам расскажет ученица 10 класса. (Выступление ученицы 10 класса. Представление фонтана.)

- Кто понял, где человек использует это свойство? (Работа со статьёй учебника)

Делают вывод: на нем основана работа фонтанов и водопровода.

- Ребята, а хотите ли вы стать настоящими учеными и провести исследования?

Для этого вам необходимо разделиться на группы.

- Перед вами инструкция по проведению опытов. Вам необходимо подробно ее изучить и провести исследование пошагово в соответствии с ней. Затем вы должны обсудить и представить полученный результат.

Группа №1. Текучесть воды.

1.Возьмите пипетку, наберите в неё немного воды и капните на стекло несколько раз.

2.Что вы наблюдаете?

1.Расскажите, что делали, что наблюдали, вывод.

2.Дополнительная информация из учебника (стр.84 последний абзац).

3.Где человек использует свойство текучести воды?

Группа №2. Несжимаемость воды.

1.Возьмите шприц и наберите в него воду.

2.Аккуратно закрыв отверстие указательным пальцем, попробуйте сжать воду в шприце.

3.Что вы наблюдаете?

1.Расскажите, что делали, что наблюдали, вывод.

2.Дополнительная информация из учебника (стр.85-86).

3.Где человек использует свойство несжимаемости воды?

Группа №3. Вода – растворитель.

Сказка: Недавно мне на глаза попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, поможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой ватой.

Первый осел, едва передвигал ноги, так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче?

1.Возьмите кусок сахара, положите в стакан с водой, размешайте ложкой.

2.Во второй стакан положите речной песок, размешайте ложкой.

2.Что вы наблюдаете?

1.Расскажите, что делали, что наблюдали, вывод.

2.Дополнительная информация из учебника (стр.85).

3.Где человек использует свойство растворимости воды.

- Растворить соль легко, труднее сделать воду снова пресной. Рассмотрите картинку и скажите, как можно получить пресную воду? (для этого её нужно нагреть до кипения и превратить в пар, а затем охладить в другом сосуде) - Верно, такая вода, совершенно лишённая солей, очень ценится в химии и медицине. (Слайд 19)

- А мы попробуем профильтровать воду, в которой пытались растворить песок. (Все группы).

Возьмите колбы с воронкой, вставьте бумагу для фильтрации. Давайте попробуем профильтровать воду с песком. Что наблюдаем?

Молодцы! Вы очень хорошо поработали. Садитесь на свои места.

(Фрагмент фильма “Загадочные свойства воды)

-На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы.

А сейчас проверим, насколько вы усвоили свойства воды, исследованные нами сегодня на уроке.

IV. Самостоятельное применение знаний.

Тест. (Слайд 20)

- Прочитайте утверждения. Поставьте (+) если вы согласны с утверждением и (-) если не согласны.

1.Воду можно сжать.

2.Вода – хороший растворитель.

3.Железо и камень тонут в воде т. к. их вес больше чем выталкивающая сила.

5.Держаться на воде и плавать человеку помогает сила тяжести.

6.Выталкивающая сила направлена вниз.

7.Закон сообщающихся сосудов открыл Архимед.

8.На планете Земля большую часть занимает вода, а не суша.

Работа в тетрадях. С.33 №2, №6 (в парах)

V. Итог урока.

Оцените себя с помощью листа самооценки. (Ставят оценки за урок, объясняют)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся системно-деятельностный метод обучения.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Цели урока .1. Сформировать у обучающихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – текучесть, способность растворять вещества.

2.Научить обучающихся ценить научные знания и изобретения ,облегчающие жизнь человека.

1 Организационный момент.

2.Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.

- Ребята, мы сейчас с вами повторим знания о воде.

- Для чего живым организмам нужна вода?

- В каких состояниях бывает вода? Сравни эти состояния воды.

- Какие природные явления связаны с переходом из одного состояния в другое?

- Какие предметы тонут в воде, а какие нет ? (Предположения записываются в таблице.)

Предметы которые тонут в воде

Предметы которые не тонут в воде

- Прочитай те диалог на с. 83 . О чем рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?

3. Поиск решения проблемы.

1) Работа в паре. Ученики проводят опыт №1 по заданию на с. 83.

Содержание опыта . Гиря растягивает резинку под действием силы тяжести или виса. Погружённая в воду гиря вытеснила из стакана равный ей объём воды .

- Почему гиря вытеснила воду из стакана ?

(Объяснение прочитать в учебнике на с 83.)

Работа с левым рисунком на с. 84.

- Почему не тонет корабль? ( Это - выталкивающая сила. Она направлена вверх и равна весу вытесненной воды. )

-Как человек использует выталкивающую силу воды ?

2) Опыт №2. -Посмотрите на полоски бумаги. Какого они цвета? Сравните цвет воды с цветом бумажных полосок. Какого же цвета вода?

3) Опыт №3. Возьмём ложку и опустим в стакан с молоком. Что можете сказать? Ложку не видно. Опустим ложку в стакан с водой. Каковы ваши результаты?

4) Опыт №4. - А теперь попробуйте воду на вкус. Какой вывод сделаем?

ФИЗМИНУТКА.

Насос

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем,

Влево — раз, вправо — два,

Потекла ручьём вода.

Раз, два, три, четыре — (3 раза.)

Хорошо мы потрудились. (Наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); наклон влево, движение вверх правой рукой.)

5) Опыт №5 .Разрезать апельсин. Почувствуйте запах. Что можно сказать? А теперь понюхайте воду. Чем пахнет вода?

6) Опыт№ 6. Возьмём, опять стакан с водой и будем переливать воду в различные по форме сосуды. Вода будет принимать форму этих сосудов. Какой вывод?

- Где мы можем увидеть эти свойства в природе? Слайд ( Реки разной ширины, водопад).

7) ) Опыт№ 7. В стакан с водой посыпать соль, сахар . Что произошло? ( вода и сахар растворились.

Кто сделает вывод?

- Где мы применяем это свойство?

8) Опыт №8. ( с сообщающимися сосудами)

3. Закрепление. Кроссворд.

Мы рассмотрели только часть основных свойств воды. Повторим, с какими свойствами воды мы сегодня познакомились? Отгадайте кроссворд.

1. Эту жидкость каждый знает

В реках и морях бывает

В кране, что есть

Дома в ванной, не узнали

Это странно … (вода) слово 1.

2. Какая сила помогает кораблям не тонуть?

(выталкивающая сила ) слово 2.

3. В ручейке она журчит

В даль по камушкам бежит.

(текучесть) слово 3.

4. Свойство воды, которое помогает приготовить пищу.

(растворитель) слово 4.

5. У лимона есть, у сахара есть, у соли, а у воды его нет. Чего нет у воды?

6. Что ещё не имеет вода?

(цвета) слово 6 и (запаха) слово 7.

4.. Итог урока и рефлексия.

- С какими свойствами воды вы сегодня познакомились? Давайте ещё раз прочитаем. (выталкивающая сила, текучесть, способность растворять, вода не имеет вкуса, цвета, запаха).

- Пожалуйста закончите данные предложения.

• Сегодня я узнал…

• У меня получилось…

5.Домашнее задание. П. 19 Прочитать. С. 88 Ответить на вопросы.

Отвечают на вопросы.

- Какими свойствами обладает вода? Как человек использует свойства воды?

Дети высказывают разные гипотезы .

-Подводная часть корабля заполнена воздухом, который мало весит и вытесняет большой объём воды.

-Для судоходства, подъёма грузов со дна водоёма, сплава дерева по реке .

Вывод: Вода не имеет цвета.

Вывод: вода прозрачна.

Вывод: Вода не имеет вкуса

Вывод: вода без запаха.

Вывод: вода текучая, принимает различную форму

-Вывод: вода – хороший растворитель.

-При приготовлении пищи, при стирке и в медицине ).

- При постройке водопровода, фонтанов.

Самоанализ урока по окружающему миру в 4 классе Учебник А.А. Вахрушева, О.В Бурский.

1. Сформировать у обучающихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – текучесть, способность растворять вещества

2. Создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Развивающие:
- развивать мыслительную деятельность путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные: Научить обучающихся ценить научные знания и изобретения ,облегчающие жизнь человека

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Ресурсы: Учебник А.А. Вахрушева, О.В Бурский.

Тип урока: урок освоения нового знания.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся системно-деятельностный метод обучения.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Читайте также: