Конспект урока музыка 8 класс лирические страницы советской музыки

Обновлено: 05.07.2024

Познакомить с композиторами, сочиняющими музыка в новых стилях.

Расширить представление о взаимодействии легкой и серьезной музыки;

Развивающие:

Развить интерес к музыке 20 столетия.

Развить чувственные отношения от прослушанных музыкальных произведений.

Развить познавательную активность в процессе сравнивания музыкальных произведений.

Воспитательные:

Воспитать эстетический вкус, стремление к творчеству, к прекрасному.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Вид урока - урок-диалог с использованием ИКТ-средств.


Планируемые результаты :

научаться слушать и анализировать музыкальные произведения;

выделять в музыкальных произведениях отличительные особенности и средства выразительности;

формировать певческие навыки и другие виды исполнительской деятельности

Метапредметные:

познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения, самостоятельно решают творческую задачу;

коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;

регулятивные - организуют свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

умение эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности,

осваивать начальные формы личностной рефлексии;

Формы работы учащихся : коллективные, групповые.

Методы работы:

Объяснительно-иллюстрационный (беседа, диалог, рассуждение)

Метод синквейна (работа в группах)

Оборудование и материалы:

Авторская мультимедийная презентация;

Иллюстрации к теме урока;

Организационный этап.

Истинное новация в искусстве-.

это, прежде всего, новация духа, идеи.

Форма лишь выражает,

найденное, художником, новое

содержание, воплощает его в

Д. Шостакович

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности

Уч (слайл 2) Тема урока - Музыка XX века.

Уч (слайд 3) В начале столетия в музыкальной культуре доминировала классическая музыка ( 500 лет. 20 век – это эпоха величайших потрясений и развития технического прогресса. По сравнению с предшествующими столетиями темп жизни человека ускорился, её ритм стал более жёстким и напряжённым. Впервые искусство отказывается от подражания миру, а воспроизводит модель мира по собственному проекту. Усилия направлены, чтобы выявить в реальном мире его реальные глубинные первоосновы. Никогда ещё художник не был так свободен в своём творчестве. Создавая картину мира, он получил реальную возможность ориентироваться на собственный вкус и пристрастия.

Искусство 20 века необычайно разнообразно. Порой оно представляется сплошным нагромождением стилей, направлений, течений и школ, одновременно взаимодействующих и противоборствующих между собой. Вместе с тем этот противоречивый процесс в полной мере отражает характерные особенности своего времени.

Трагические повороты истории - революции, войны, , появление ядерного оружия - не только обострили душевные противоречия, присущие людям во все времена, но и поставили человечество на грань уничтожения. Именно поэтому тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке XX в Новое содержание требовало новых форм, и многие композиторы пришли к идее радикального обновления музыкального языка.

Уч. Характерной чертой 20 века смело мoжно назвать разнообразие: разнообразие тенденций, стилей и языка, обогативших музыкальное искусство.

Усвоение новых знаний.

Уч . (слайд 4) Характерные черты музыки 20 века:

тесная связь всех видов искусства, переход свойств одного искусства в свойства другого (например, свои стихотворения поэты-символисты часто называли музыкой или музыкальными жанрами).

трансформация и переосмысление (изменение) музыкальных жанров.

изобретение новых жанров и техник.

разнообразие тенденций, стилей и языка,

тема самопознания личности.

Уч. Давайте вспомним о каких новых направлениях в музыке конца 19 - 20 веков мы говорили на уроках ранее?

Д . Это джаз, рок - музыка, экспрессионизм,

Уч. (слайд 5). В конце 19в в музыке возникло новое направление-и мпрессионизм (от франц. impression–впечатление). Музыканты-импрессионисты стремились передать в музыке настроения, ощущения, добиваясь изысканности и утончённости звучания, тяготели к поэтической пейзажности. Но при этом они сочиняли музыку, используя традиционные жанры, гармонии и формы, в свете авторского современного их видения и прочтения. Основоположник импрессионизма фр. ком. Клод Дебюсси.

Уч. (слайд 6) Джаз в музыке. Почему джаз называют сплавом разных культур?

Д. Джаз возник в результате сплава традиций европейской и афроамериканской музыки в начале 20 века. Основа джаза – импровизация. Основатель первого джаз-бенда-Луи Армстронг. Джаз оказал огромное влияние на музыкальную культуру. Развиваясь, он порождал новые направления.

(слайд 8) Первым популярным у молодёжи направлением рок музыки, стал рок н ролл (англ, "раскачиваться и вращаться"). Рок н ролл - это прежде всего танцевальная музыка . Королём в рок-н-ролле был американский музыкант Элвис Пресли.

(слушание песни Элвис Пресли).

(слайд 9) Жанры рок – музыки: фолк-рок, арт-рок, джаз – рок, хард-рок, хэви-металл.

(Слушание песни Роберта Келли)

Уч . Что вы можете сказать об экспрессионизме?

Д . Это направление появилось в музыке в 20 г 20 века. Оно полностью отвергает классическую музыку и ищет новые формы выразительности.

Основные средства выразительности :

Мелодия прерывистая, скачками,

резкая смена темпа музыки

о тсутствие гармонии - атональность.

Замена пения речью, шепотом, криком.

Уч. Какие направления авангарда вы знаете?

Д. Додекафония, компьютерная, коллаж и др.

Уч . (слайд 13)Что означает конкретная музыка?

Д. Конкретная музыка – звуковые композиции, создаваемые с помощью записи звуков природы на магнитофонную ленту , затем их сочетание со звучанием музыкальных инструментов, голосов певцов.

Уч . Послушайте музыкальный фрагмент и назовите композитора, автора?

Уч . Что вы знаете о творчестве этого композитора?

Д . Создатель экологического джаза, в котором часто используются звуки живой природы: плеск волн, шелест деревьев, пение птиц, и т
Цель его музыки – донести до людей проблему сохранения природы.

Уч . (слайд 14) Электро́нная му́зыка ( нем. elektronische Musik , англ. electronic music ) — музыка, созданная с использованием электромузыкальных инструментов и электронных технологий (компьютерных технологий). Было создано несколько инструментов, в конструкции которых были использованы как механические, так и электронные составляющие.

1. мелодии плавные, приятные

2. темп спокойный

3. используются звуки живой природы

4. используются народные инструменты

5. музыка инструментальная

Закрепление изученного материала.

(рассказ о творчестве американского композитора Джорджа Уинстона).

(слайд 19) Эти мелодичные произведения передают суть сезона и отражают природные пейзажи. Это композиции самого Уинстона, обработки народных мелодий: английской, украинской, американской и немного классики.

Уинстон записал несколько саундтреков к детским мультфильмам.

(слайд 21) Последние два альбома благотворительные: средства перечислены в фонды помощи близким жертв теракта 11 сентября 2001 года и помощи жертвам урагана Катрина в 2007г.

Уч. (слайд 22) В России стиль нью-эйдж представлен в творчестве известного композитора, гитариста Валерия Дидюли.

Нью-эйдж часто используется в саундтреках к фильмам и компьютерным играм, в особенности посвящённым природе, фантастике или истории.

Итог урока. Рефлексия

В конце урока дети по группам (4-5 человек) составляют синквейн. Учитель подводит итоги.

Синквейн: составь словосочетания по смыслу и запиши ответ цифрами.

Импрессионизм 1. стиль, сочетающий в себе все разновидности джаза.

экспрессионизм 2. это свобода выражения мысли;

R&B 3. загадочный, неуловимый, изысканный.

нью-эдж 4. абстракция, диссонантные звуки.

Джаз 5. вид массовой культуры.

Поп-музыка 6. приятная музыка со звуками природы для релаксации.

(ответ: 13, 24, 31, 46, 52, 65).

Уч. (слайд 23) ВЫВОД. Таким образом, ХХ век был веком разнообразия в музыке. Музыка 20 -го столетия, точно так же, как и в предшествующие века, отражала духовный и эмоциональный мир людей. Важным обстоятельством становятся новые формы коммуникации музыки и слушателя - через посредство аудиозаписи, кино, телевидения и видео, а также поиски новых звучностей, в том числе электронных. Стиль нью-эйдж - это музыка пробуждения, гармонии, добра, радости и красоты без сомнения, способная изменить человека к лучшему.

Домашнее задание: разгадать кроссворд. ( раздаточный материал)

5. Нечаева Н. Музыка XX века в современном образовательном процессе // Ярославский педагогический
вестник. 2008, №1 (54)

7. Энциклопедия рок-музыки под ред. В. Г. Меньшикова. – Ташкент: Журналист, 1992.

Все эти высказывания обнаруживают устойчивую нравственную позицию, сохраняющуюся в искусстве, несмотря на противоречивость и неопределённость многих ценностей, характерных для нашего меняющегося времени. И может быть, именно в XX веке потребовалось особое мужество, чтобы посреди господствующего хаоса идей продолжать утверждать мудрость старых традиций, вечность и незыблемость высоких человеческих чувств.

В своих произведениях, таких многообразных по жанру и тематике, Эшпай обращается к лучшим музыкальным традициям. Во многих его произведениях присутствуют темы, характерные для музыки всех времён, — война и мир, жизнь и смерть, суровый драматизм и тонкая лирика.

Послушайте фрагмент второй части из Симфонии № 2(1) этого композитора. В её музыке выражены такие непреходящие человеческие мысли и чувства, как память, любовь, высокая грусть. Лирическое состояние фрагмента во многом усиливается за счёт введения в инструментальный состав партии гитары. Именно этот музыкальный инструмент исполняет главную тему, которая впоследствии передаётся инструментам других групп оркестра.

1 Симфония № 2 А. Эшпая написана в 1962 году и состоит из трёх частей.

142 Лирические страницы советской музыки





Все эти высказывания обнаруживают устойчивую нравственную позицию, сохраняющуюся в искусстве, несмотря на противоречивость и неопределённость многих ценностей, характерных для нашего меняющегося времени. И может быть, именно в XX веке потребовалось особое мужество, чтобы посреди господствующего хаоса идей продолжать утверждать мудрость старых традиций, вечность и незыблемость высоких человеческих чувств.

В своих произведениях, таких многообразных по жанру и тематике, Эшпай обращается к лучшим музыкальным традициям. Во многих его произведениях присутствуют темы, характерные для музыки всех времён, — война и мир, жизнь и смерть, суровый драматизм и тонкая лирика.

Послушайте фрагмент второй части из Симфонии № 2(1) этого композитора. В её музыке выражены такие непреходящие человеческие мысли и чувства, как память, любовь, высокая грусть. Лирическое состояние фрагмента во многом усиливается за счёт введения в инструментальный состав партии гитары. Именно этот музыкальный инструмент исполняет главную тему, которая впоследствии передаётся инструментам других групп оркестра.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФГКОУ Санкт – Петербургское суворовское военное училище МО РФ

МАТЕРИАЛЫ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ

ТЕМА: ЛИРИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКИ.

ИСПОЛНИТЕЛИ ВОЕННОЙ ПЕСНИ.

ОМЕЛЬЯНОВИЧ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Преподаватель- руководитель ОД

Искусство, МХК, технология

ФГКОУ СПб СВУ МО РФ

Урок проводится в 8 классе.

Тема: Новые области музыки XX века. Лирические страницы советской музыки. Исполнители военной песни.

Планирование деятельности на уроке

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

ПЕСНЯ И ВОЕННАЯ ПЕСНЯ

Обращает внимание на то, что учащиеся должны знать и уметь в результате изучения данной темы.

отвечают на поставленные вопросы, опираясь на свой опыт

Экспресс-беседа по теме. Создание проблемной ситуации.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи, связанной с темой урока.

Формулирует тему и цель урока вместе с суворовцами.

Отвечают на поставленный учителем проблемный вопрос.

Музыкальный Практикум Web - qwest .

Организует самостоятельную исследовательскую работу по группам, Объясняет учебную задачу для творческого задания, сопровождая свой рассказ показом слайдов, демонстрируя приемы работы в информационном ресурсе linoit . com . Проводит распределение ролей в группах.

Преподаватель консультирует суворовцев индивидуально во время творческой работы по группам.

Выполняют творческое задание по группам, формируя навыки работы в информационном ресурсе linoit . com .

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организует рефлексивную стадию.

Предлагает выполнить самооценку своей работы на уроке и представить результаты деятельности группы,

Представитель каждой группы докладывает по теме исследования, рассказывает о военной песне 1941-45гг, исполнителях военной песни.

Суворовцы дают оценку результатам своей деятельности, личному и групповому вкладу в исследование темы.

Предлагает сделать вывод по теме урока

Веб-квест.

Разработчиком веб-квеста как учебного пособия является Барни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан – Диего (США). Им определены различные виды заданий веб – квестов.

Quest в переводе с английского языка – продолжительный, целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями и игрой; так же служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр. Веб - квест ( webquest ) в педагогике – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.

Цель данного веб – квеста – углубить знания о советской музыке 1941-45гг – как направлении современной музыки XX века. Выявить стилистические особенности военной песни на примере знаменитых исполнителей (4-5 персоналий) с позиции историков, литераторов, художников, музыковедов.

Предполагаемый результат : отчет (в виде информационной доски) о творчестве и наиболее интересных фактах биографий великих исполнителей военной песни.

Работа на уроке проходит on line на сайте linoit . com .

Дети распределяются по группам и ролям (карточки с обозначением каждой роли). Выбрав одну из предложенных ролей перейти к досье по этой роли и изучить её:

Ознакомиться со списком интернет-ресурсов.

Составить персональный план поиска информации по своей роли.

Заранее продумать: какие артефакты, фото, рисунки, музыкальные примеры и другую информацию можно включить в свою работу.

Распределение ролей.

Преподаватель – консультант по интернет – ресурсам, наблюдает за работой суворовцев, координирует её.

Литераторы – подбирают высказывания музыкантов или искусствоведов.

Художники – находят 2 интересные картинки или афиши, относящиеся к проектному заданию. Это могут быть фото исполнителей военной песни прошлых лет, афиши с концертов. Объяснить (по возможности) происхождение этих картин и афиш.

Историки - Подбирают информацию о музыкантах, исполнителях, интересные факты из их биографии 7-8 предложений.

Инструменталисты (знатоки музыкальных инструментов) – проводят поиск информации о музыкальных инструментах, используемых в то время.

Для поиска информации каждой из групп отводится 15-20 минут.

В итоге – худ.совет каждой группы выбирает представителя, который отчитывается о работе группы в виде устного доклада (результат на информационной доске linoit . com ).

Выступление групп проходит по следующему плану: выбирается один суворовец, который представляет весь материал, найденный для освещения темы:

Имя исполнителя военной песни.

Краткая историческая справка о нем (биография кратко).

Фото музыканта, картинки или афиши с его выступления (или картинки о его творчестве вцелом) – объяснить происхождение этих картин.

Стихи или слоганы об этом музыканте.

Его музыкальный инструмент.

В заключение урока учащимся предлагается ответить на вопрос: какую роль сыграла военная песня в целом для советского народа во время Великой Отечественной войны?

Беседа на закрепление: О каких знаменитых исполнителях военной песни вы сегодня узнали на уроке?

Чем знамениты эти музыканты?

E:\Общая папка\открытый урок 2013года\Безымянный.bmp

E:\Общая папка\открытый урок 2013года\русланова 2.bmp

1.Байкова А.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Москва 2001 г.

2.Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования. М., 2008г.

3.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании.

4.Колякина В.И. Методика организация уроков коллективного творчества. Владас. Москва 2002 г.

7.Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. Москва 1987г.

Краткое описание документа:

МАТЕРИАЛЫ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ

ТЕМА: ЛИРИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКИ.

ИСПОЛНИТЕЛИ ВОЕННОЙ ПЕСНИ.

ОМЕЛЬЯНОВИЧ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Преподаватель- руководитель ОД

Искусство, МХК, технология

ФГКОУ СПб СВУ МО РФ

Урок проводится в 8 классе.

Тема: Новые области музыки XX века. Лирические страницы советской музыки. Исполнители военной песни.

Планирование деятельности на уроке

ПЕСНЯ И ВОЕННАЯ ПЕСНЯ

Обращает внимание на то, что учащиеся должны знать и уметь в результате изучения данной темы.

отвечают на поставленные вопросы, опираясь на свой опыт

Экспресс-беседа по теме. Создание проблемной ситуации.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи, связанной с темой урока.

Формулирует тему и цель урока вместе с суворовцами.

Отвечают на поставленный учителем проблемный вопрос.

Музыкальный Практикум Web - qwest .

Организует самостоятельную исследовательскую работу по группам, Объясняет учебную задачу для творческого задания, сопровождая свой рассказ показом слайдов, демонстрируя приемы работы в информационном ресурсе linoit . com . Проводит распределение ролей в группах.

Преподаватель консультирует суворовцев индивидуально во время творческой работы по группам.

Выполняют творческое задание по группам, формируя навыки работы в информационном ресурсе linoit . com .

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организует рефлексивную стадию.

Предлагает выполнить самооценку своей работы на урокеи представитьрезультаты деятельности группы,

Представитель каждой группы докладывает по теме исследования, рассказывает о военной песне 1941-45гг, исполнителях военной песни.

Суворовцы дают оценку результатам своей деятельности, личному и групповому вкладу в исследование темы.

Предлагает сделать вывод по теме урока

Разработчиком веб-квеста как учебного пособия является Барни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан – Диего (США). Им определены различные виды заданий веб – квестов.

Quest в переводе с английского языка – продолжительный, целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями и игрой; так же служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр. Веб - квест ( webquest ) в педагогике – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.

Цель данного веб – квеста – углубить знания о советской музыке 1941-45гг – как направлении современной музыки XX века. Выявить стилистические особенности военной песни на примере знаменитых исполнителей (4-5 персоналий) с позиции историков, литераторов, художников, музыковедов.

Предполагаемый результат : отчет (в виде информационной доски) о творчестве и наиболее интересных фактах биографий великих исполнителей военной песни.

Работа на уроке проходит on line на сайте linoit . com .

Дети распределяются по группам и ролям (карточки с обозначением каждой роли). Выбрав одну из предложенных ролей перейти к досье по этой роли и изучить её:

· Ознакомиться со списком интернет-ресурсов.

· Составить персональный план поиска информации по своей роли.

· Заранее продумать: какие артефакты, фото, рисунки, музыкальные примеры и другую информацию можно включить в свою работу.

Преподаватель – консультант по интернет – ресурсам, наблюдает за работой суворовцев, координирует её.

Литераторы – подбирают высказывания музыкантов или искусствоведов.

Художники – находят 2 интересные картинки или афиши, относящиеся к проектному заданию. Это могут быть фото исполнителей военной песни прошлых лет, афиши с концертов. Объяснить (по возможности) происхождение этих картин и афиш.

Историки - Подбирают информацию о музыкантах, исполнителях, интересные факты из их биографии 7-8 предложений.

Инструменталисты (знатоки музыкальных инструментов) – проводят поиск информации о музыкальных инструментах, используемых в то время.

Для поиска информации каждой из групп отводится 15-20 минут.

В итоге – худ.совет каждой группы выбирает представителя, который отчитывается о работе группы в виде устного доклада (результат на информационной доске linoit . com ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— формирование интереса, уважительного и исследовательского отношения к любительским жанрам в отечественной культуре XX в.

Личностные:

— осознание авторской песни — отражения таких человеческих качеств, как потребность в общении, взаимопонимании, поиске единомышленников.

Предметные:

— знание и умение сформулировать такие выразительные особенности авторской песни, как мелодичность, доверительность, простая аранжировка, атмосфера любительского музицирования.

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 2 (29). Авторская песня (Учебник для 9 класса, § 13, с. 71—75)

Цель: Знакомство с жанром авторской песни.

– приобщить учащихся к бардовской песне;

– развивать слушательскую культуру учащихся;

– пробуждать у учащихся интерес к изучению музыки.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— формирование интереса, уважительного и исследовательского отношения к любительским жанрам в отечественной культуре XX в.

Личностные:

— осознание авторской песни — отражения таких человеческих качеств, как потребность в общении, взаимопонимании, поиске единомышленников.

Предметные:

— знание и умение сформулировать такие выразительные особенности авторской песни, как мелодичность, доверительность, простая аранжировка, атмосфера любительского музицирования.

Форма проведения занятия: Урок-презентация жанра авторской песни.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Поэзия: Стихотворения В. Высоцкого, Б. Окуджавы.

Виды деятельности учащихся: Беседа о противопоставлении авторской песни советской массовой песне, жанрам идеологической пропаганды. Беседа о выдающихся авторах авторской песни: Ю. Визборе, А. Дольском, Б. Окуджаве, В. Высоцком, А. Галиче, Ю. Киме. Беседа о преобладающей роли литературного текста в авторской песне. Просмотр и обсуждение советского плаката как символа идеологической пропаганды, фотографии памятника Б. Окуджаве как символа неформального искусства, свободного музицирования.

Формы педагогического контроля: Контроль знания и умения охарактеризовать яркие особенности авторской песни. Контроль внимательного прослушивания и участия в исполнении авторских песен В. Высоцкого и Б. Окуджавы. Контроль использования ресурсов сети Интернет при выполнении заданий и ответах на вопросы учебника. Контроль осознания связи советских плакатов с массовыми песнями советских композиторов. Контроль понимания воплощения в памятнике Б. Окуджаве характерных черт его творчества — демократичности, естественности, задушевности.

Организация урока. Актуализация знаний

Что это за музыка?

Как, в результате чего возник джаз?

Какому веку принадлежит история джаза?

История джаза – это часть истории ХХ века.

Но не только джаз явился новым музыкальным направлением ХХ века - вся музыкальная культура этого столетия поражает многоликостью, пестротой языков и стилей. Музыка XX века разнородна по своим стилям и направлениям.

Направления музыки ХХ в.: романтизм; импрессионизм; экспрессионизм; джаз; рок-музыка; поп-музыка; авторская песня; электронная музыка.

Особенности музыкального языка XX века:

тема жизни и смерти;

недоступность восприятия, трудность исполнения;

разнообразие тенденций, стилей и языка;

новаторский музыкальный язык композитора.

- Посмотрите фрагмент документального фильма.

- Вы знаете, кем был Владимир Высоцкий?

- Как и какие песни он исполнял?

Ответы учащихся.

- Совершенно верно, Владимир Высоцкий был автором стихов, музыки песен и непременно первым их исполнителем. Таких исполнителей называют бардами.

Прочитайте эпиграф нашего сегодняшнего урока. Как вы его понимаете?

Думающая песня для думающих людей. Б. Окуджава, поэт

- Как думаете, о какой песне говорит поэт? О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ответы учащихся.

- Этот и последующий урок мы посвятим с вами авторской (бардовской) песне, отметим её выразительные особенности, поговорим о становлении жанра и о выдающихся его авторах - представителях авторской песни, познакомимся с чертами их жизни и творчества.

3. Введение в тему

Авторская музыка, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.

При начале становления жанра авторской песни автор стихов и музыки песни являлся непременным её исполнителем. Особенности содержания и восприятия: доверительность, простота, гражданственность, социальная заострённость,

Основатели жанра – Булат Шалвович Окуджава (обращение одновременно и к большой аудитории) и Александр Галич (к каждому слушателю в отдельности).

Предшественниками авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры Александра Вертинского.

Авторская песня стала наиболее заметной разновидностью любительской музыки, которая отразила определённый срез жизни, свой круг интересов, систему взглядов: потребность в общении, взаимопонимание, поиск единомышленников – всё это особенно обнаружилось в авторской песне, которая в течение нескольких десятилетий лидировала среди любительских жанров.

Наиболее известные создатели авторской песни – В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич, Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Розенбаум, А. Дольский.

Авторскую песню отличали такие качества, как мелодичность, доверительность интонации, простая аранжировка: только голос и гитара, сближающая её со сферой уютного любительского музицирования (таковы, например, многие песни Ю. Визбора, А. Дольского, Б. Окуджавы). Или, напротив, её выразительность заключалась в страстности, порой даже надрыве, в обращённости к самым больным темам общественной жизни, к проблемам человеческой дружбы, надёжности, честности (как у В. Высоцкого, А. Галича).

4. Работа по теме

1) Владимир Высоцкий


В. Высоцкий, советский поэт, автор-исполнитель песен

Владимир Высоцкий — советский поэт, композитор, исполнитель своих песен, актёр второй половины XX в.

Высоцкий родился в Москве в 1938 г. С 15 лет посещал драмкружок, начал писать стихи. С 1964 г. работал в Московском театре драмы и комедии на Таганке, сыграл более 20 ролей, среди них — роль Гамлета.

С начала 70-х гг. начал сочинять и исполнять свои песни. Высоцкий снялся в 30 фильмах, для многих написал песни. Всего Высоцкий создал около 200 стихотворений и более 600 песен. Только малая часть его творчества при жизни попала на телеэкраны из соображений советской цензуры.

Высоцкий умер в 1980 г. в Москве.


Альпинисты в живописи

Популярность этой песни была поистине всенародной. Вероятно, это было обусловлено, прежде всего, темой - романтика гор, мужская дружба, испытание на прочность. И всё же, как ни проста мелодия, обаяние этого произведения заключалось именно в музыкальной декламации стихов, к тому же в неповторимой авторской манере Высоцкого.

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так.
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош, -
Парня в горы тяни - рискни! -
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой -
Там поймёшь, кто такой.

Если парень в горах - не ах,
Если сразу раскис и - вниз,
Шаг ступил на ледник и сник,
Оступился - и в крик, -
Значит, рядом с тобой - чужой,
Ты его не брани - гони:
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют.

Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шёл,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,
Если шёл он с тобой как в бой,
На вершине стоял хмельной, -
Значит, как на себя самого,
Положись на него.

2) О бардовской песне и её авторах

Ю. Визбор, советский певец

3) Бардовская песня Б. Окуджавы


Евгений Куманьков. Арбатская площадь (1971 г.)

Булат Окуджава — советский поэт, прозаик, музыкант, сценарист, автор и исполнитель своих песен.


О куджава родился в Москве в 1924 г. Отец его был расстрелян по ложному обвинению, а мать отправлена в лагеря в 1937 г. Окуджава пошёл добровольцем на фронт в 1942 г. После войны окончил Тбилисский университет, работал учителем. В 1956 г. вернулся в Москву, начал писать и исполнять свои песни под гитару. Окуджава написал около 200 песен. Был членом Союза писателей, опубликовал ряд повестей.

Скончался в 1997 г.

Б. Окуджава, советский и российский поэт, бард, композитор

Будучи профессиональным поэтом, Окуджава поднял художественную планку авторской песни на значительную высоту. При этом музыка является скорее дополнением к словам, чем самостоятельной линией. Однако сочетание музыки и слов, как и тембра голоса исполнителя, в каждой конкретной песне делает её неповторимым, очень характерным и узнаваемым произведением.

Ты течёшь, как река. Странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё призвание.
Ты - и радость моя, и моя беда.

Пешеходы твои - люди невеликие,
Каблуками стучат - по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моя религия,
Мостовые твои подо мной лежат.

От любови твоей вовсе не излечишься,
Сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё отечество,
Никогда до конца не пройти тебя.


Памятник Б. Окуджаве на Арбате. Москва

3) Из высказываний об авторской песне и о советской массовой песне

С другой стороны, авторская песня противопоставлялась и официальной советской массовой песне, бывшей в своей значительной части элементом идеологической пропаганды. На советской эстраде лидировали песни о вождях, о героях Гражданской войны (Щорсе, Чапаеве), даже о советских выборах, причём нельзя отрицать того, что многие такие песни обнаруживали не только высокие профессиональные достоинства, но и несомненный талант авторов.

Несмотря на очевидную правоту в оценке лучшего советского песенного наследия, всё же нельзя не учитывать тот социально-политический контекст, который сделал всенародно популярной именно авторскую песню. Конечно, совершенно неверно думать, что такие противопоставления кем-то осуществлялись сознательно. Авторская песня не вела никакой войны. Это просто был способ жить, способ общаться и утверждать ценности, которым в официальной жизни почти не находилось места.


Человек с гитарой - вот всё, чего было достаточно, чтобы песня состоялась.

Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.

- В своих стихах-песнях автор пишет о том, что его волнует, о своём видении мира. Размышляет о добре и зле, о смысле жизни, о человеческих чувствах. Поэтому бардовская песня - искренний разговор по душам со слушателем, - как бы наедине со всеми.

- Авторы-исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли его несовершенство, его суетность и непостоянство.

- Барды 60-х пели о любви и романтике, о дружбе и взаимовыручке, о кострах и походах, о победах и поражениях, о силе и слабости человеческого духа, – то есть о жизни во всех её проявлениях.

- Музыка может быть лёгкой по содержанию и восприятию. Очень важно, чтобы человек стремился не только без разбора слушать лёгкую музыку, ориентируясь на капризы моды, но и понимать серьёзную музыку, дающую пищу уму и сердцу. Такой, по моему мнению, является музыка авторов-исполнителей, бардов XX века.

- Заинтересовались ли вы музыкой бардов?

Вопросы и задания

Знаешь ли ты примеры авторской песни помимо тех, что вы сегодня слушали и разучивали? Назови их.

Какие авторские песни тебе ближе - лирические или гражданские? Объясни свой ответ, приводя конкретные примеры.

Почему, на твой взгляд, авторская песня требовала поэзии высокого качества? Кто из известных тебе создателей авторской песни был профессиональным поэтом?

Прочитай высказывание композитора Ю. Саульского о советской массовой песне. Как ты считаешь, возможно ли было появление авторской песни во времена И. Дунаевского, В. Соловьёва-Седого, М. Фрадкина? А в других общественно - политических условиях?

Читайте также: