Конспект тема одиночества в лирике лермонтова 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

Тесная связь биографии Лермонтова с его творчеством

Так, уже из биографии мы видим, что мотив одиночества в лирике Лермонтова неслучаен, один из ведущих, поэтому понимание его природы важно для постижения творчества поэта в целом.

Романтическое избранничество поэта

Смерть как следствие разочарования в жизни

Демон – вечный спутник и Альтер-эго Лермонтова.

Тьма неизменно присутствует в стихах Лермонтова с запахом могил, одинокими гробницами, предчувствием скорой смерти, злостью, презрением, мучившими поэта. Но он, как и его демон, способен проникнутся красотою, испытать любовь лишь на короткое время:

Велением судьбы эти мгновения обрекают его только на страдания от неразделенности чувств, непостижимости гармонии и единения с природой… Ему остается терзаться в пустыне между мирами, и единственное, что у него есть, это одиночество.

Мы уже увидели, одиночество лирического героя не только мирское – оно проявляется на гораздо более масштабных уровнях:

Так, даже поверхностно взглянув на лирику поэта, можно заметить, что тема одиночества в творчестве Лермонтова одна из ведущих, и едва ли не самая значительная, определяющая его философию и мировоззрение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему:

Тип урока : открытие нового знания

Реализуемая программа : составлена на основании рабочей программы по литературе для 5-9 классов под редакцией В.Я. Коровиной, 3-е издание. Москва. “Просвещение”, 2016 г.

УМК: 1). Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. ( авт.-сост. В. П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин). под ред. В.Я. Коровиной. -7-е изд.-М. Просвещение, 2017.-303с.

Цели урока : Продолжить знакомство с лирикой М.Ю.Лермонтова, развивать навыки анализа лирического произведения, работать над выразительным чтением учащихся, развивать любовь к родному языку.

развитие критического мышления;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения групповой и парной работы.

воспитание интереса и уважения к поэту М.Ю. Лермонтова, познание поэзии;

воспитание ценностного отношения к русскому слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в работе: развитие уважения друг к другу.

способствовать процессу духовного развития.

Мультимедийная презентация (зарядка для глаз)

Творческие работы учащихся

Предметные умения: Учащиеся научатся самостоятельно анализировать лирическое произведение, находить в нем различные выразительные средства и определять их роль в стихотворном тексте, научатся выразительно и интонационно-грамотно читать лирическое произведение.

Универсальные учебные действия

Личностные: Проявлять любовь к близким, заботиться о них, уметь видеть и чувствовать красоту родного языка.

Регулятивные: Осуществлять целеполагание, развивать самоконтроль, самооценку.

Познавательные: Уметь самостоятельно анализировать лирическое произведение, осуществлять смысловое чтение, осмысливать содержание произведение, формулировать выводы.

Коммуникативные: Уметь доказывать/аргументировать свою точку зрения, публично выступать, вести диалог, уважительно принимать мнение другого человека, оценивать ответы своих одноклассников.

Формы работы: фронтальный опрос, беседа, групповая работа, работа в тетрадях.

Ресурсы: Портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к стихотворениям, тетради, учебники, фломастеры, цветные карандаши.

Этапы урока

Обоснование

Приветствие, создание благоприятного психологического настроя на урок.

Актуализация знаний (Подведение к теме урока)

- Ребята, давайте закроем глаза и послушаем музыку (Прослушивание фрагмента произведения Д.Шостаковича «5-я симфония).

- Скажите, какие чувства и эмоции вызвала у вас эта мелодия? (тоску, грусть, переживания, печаль)

- Скажите, настроение этих стихотворений и музыки сходно или различно?

- Как вы считаете, что общего у этих стихотворений? Что их объединяет? (тема одиночества)

- построение цепочки рассуждений,

- выдвижение предположений и их обоснование,

- Как вы думаете, тема одиночества одинаково выражена в данных стихотворениях или по-разному?

- Какие цели мы поставим на сегодняшнем уроке? (Выявить особенности отражения темы одиночества в стихотворениях, научиться их анализировать, понять смысл стихотворений, для чего их написал поэт, что хотел сказать читателю).

- умение самостоятельно формулировать познавательные цели

4. Поэтическая разминка.

1. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (“Парус”)

2. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна. (“На севере диком)

3. Но остался мокрый след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)

4. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)

4. Проверка домашнего задания.

Какова композиция стихотворения? (Всё стихотворение построено на приёме контраста и противопоставления:

ночь — утро; статика утёса — движения тучки; весёлость — грусть; утёс- великан — маленькая тучка.)

Как называется противопоставление образов, настроений? (Антитеза)

Какие тропы использует автор для раскрытия мотива? ( Среди средств художественной выразительности преобладают олицетворения ( тучка ночевала и умчалась, утес плачет, стоит, задумался ). Особую выразительность произведению придают метафоры ( по лазури, утес-великан ), эпитеты ( золотая тучка, весело играя, старый утес )

Работа с иллюстрациями.

- Скажите, какой герой вызывает у вас симпатию или другие чувства?

- развивать умение взаимоконтроля и взаимооценки

- построение цепочки рассуждений,

- выдвижение предположений и их обоснование,

- Назовите героев стихотворения (Чинара и листок).

- Есть ли в этом стихотворении антитеза? (да, противопоставляются листок и чинара)

- Найдите изобразительно - выразительные средства языка и определите их роль для раскрытия авторской позиции?

« оторвался от ветки родимой - олицетворение

Одиночество

- Скажите, как вы поступите, если к вам в дверь постучится бездомный человек и попросит вас приютить его? Вы его примете? Почему? Что сделаете?

- Чему учит нас это стихотворение?

-нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания,

- осуществление личностного, морального выбора,

7. Физкультминутка. Зарядка для глаз.

Использование здоровьезберегающих технологий.

1) Выразительное чтение наизусть стихотворения учащимися (Валера)

- Кого изображает поэт в образе пальмы и сосны?

- Найдите в тексте сравнение

- Кто такие монахи? Отличается ли их жизнь от жизни обычного человека? Чем?

- По своей ли воле этот человек одинок?

- А герои стихотворения?

- Какие эпитеты помогают нам понять чувство одиночества героев?

- На какие мысли вас наталкивает этот эпитет? Спасает ли пальму от одиночества ее красота? Почему?

- выдвижение предположений и их обоснование,

- построение цепочки рассуждений,

- владение монологической и диалогической речью,

9. Творческое задание. Работа в парах.

- Задание для каждой пары – составить синквей к любому из трёх стихотворений.

Учащиеся по очереди представляют свои работы.

- умение работать в команде,

- учитывать и уважать позицию других людей,

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,

- Ребята, чему нас научили изученные сегодня стихотворения М.Ю.Лермонтова, какие выводы вы для себя сделали.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтове. вызвать у учащихся интерес к творчеству поэта, к поэзии. Задачи: формировать умение понимать, анализировать, интерпретировать поэтический текст; развивать способность к ассоциативному мышлению; воспитывать эстетический вкус.

Цель: расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтове. вызвать у учащихся интерес к творчеству поэта, к поэзии.

формировать умение понимать, анализировать, интерпретировать поэтический текст; развивать способность к ассоциативному мышлению;

воспитывать эстетический вкус.

Планируемые результаты:

владеть знаниями о жизни и творчестве поэта; различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства языка; делать устный и письменный анализ стихотворения; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений.

Осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в паре; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

И скучно, и грустно, и некому руку подать.
В минуту душевной невзгоды…

М.Ю.Лермонтов

I. Организационный этап

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Актуализация знаний:

2. Художественный пересказ отрывка

III. Мотивация учебной деятельности

1.Работа с эпиграфом.

- Эти строки М.Ю. Лермонтов написал в одном из своих произведений. О чём они говорят? (Об одиночестве)

- Эти слова станут эпиграфом к теме нашего урока, которую мы попытаемся сформулировать. Думаю, вы уже догадались о чем мы будем говорить? Тема нашего урока - “Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова”

ЦЕЛЬ: расширить представление о творчестве русского поэта, М.Ю. Лермонтова.

- Чувством одиночества пронизаны многие произведения М.Ю.Лермонтова. Такой устойчивый образ в литературе называется мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии.

- Одиночество в поэзии выражает умонастроение поэта. Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова.

IV. Усвоение новых знаний.

2. Слово учителя о Лермонтове М. Ю. (во время рассказа учителя демонстрируются слайды 1-19).

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве в семье капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой и разлукой с отцом. Детские годы поэт провёл в имении бабушки Е.А.Арсеньевой в с. Тарханы (Пензенская губерния). Бабушка очень сильно любила своего внука, всю жизнь посвятила заботе о нём, дала ему хорошее образование. С детства он свободно владеет языками. В 1827 г. Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву. В 1830г. Лермонтов поступает в Московский университет. К этому времени относится начало литературной деятельности: он пишет лирические стихи. В 1832 г. Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1835 г. первые стихи появились Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах. Кумиром Лермонтова был Пушкин А. С., да и жизнь Лермонтова М. Ю. такая же трагическая. Переломным становится 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение "Смерть поэта". Стихотворение воспринимается как "воззвание к революции"; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ. Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Очень много работ посвящено Кавказу, Пятигорску, посмотрите на репродукцию картин Лермонтова. В детстве он чувствует себя одиноким из-за смерти матери и разлуки с отцом, чувствует себя одиноким и во взрослой жизни, его не понимают, считают опальным поэтом, он не любил лукавить, говорил правду, резко, метко, за что и поплатился.

15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище "при стечении всего Пятигорска" .
В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке. В 1842г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых.

3 .Чтение стихотворения или аудиозапись

4. История создания

Мы познакомились с историей написания этого стихотворения и вы уже поняли, что тема урока, связана именно с ним.

V. Анализ стихотворения.

Беседа по вопросам:

Посмотрим в словарь: лазурь – светло-синий цвет, синева (слайд 22).

В прямом или переносном значении употреблено это выражение? (в переносном, так как между обозначаемыми понятиями есть сходство, в данном случае – бескрайность простора неба и степи).

Как называются такие выражения? Запишите определение в тетрадь.

Метафора – троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. (слайд 22)

Прочтите первую строфу, какая картина перед вами предстаёт? (почти идеальная) (работают с текстом учебника) (слайд 24)

А что нарушает эту идиллию? Какое слово? (изгнанники)

С чем сопоставляется судьба поэта? С чьей судьбой? (с судьбой тучек)

А каких туч? Прочтите эпитет (вечных странников)

Этот эпитет говорит не о случайности, а о судьбе скитальцев.

Ещё раз вернёмся к тексту, прочтите вторую строфу. (работают с текстом в учебнике) (попутно демонстрируется слайд 25)

В чём особенность второй строфы? Какие предложения преобладают К кому обращается поэт? (Она состоит из вопросительных предложений. Поэт обращается к тучам, а на самом деле к себе)

Как называются такие вопросы? (риторические, то есть, не требующие ответа).

Для чего нужны риторические вопросы? (для заострения темы, для привлечения внимания).(слайд 26)

А теперь обратимся к третьей строфе (слайд 27 ).

Изменилось ли отношение автора к тучам в конце стихотворения?

Итоги урока (слайд 28)

Выводы учителя и детей: В целом здесь противопоставляются два мировосприятия, два отношения к жизни. Та свобода, которая освобождает человека от всяких привязанностей, от теплоты дружбы ни от участия в судьбе других, не нужна поэту. Он страдает, он гоним, он не свободен, но у него есть высшая ценность на земле- чувство родины. И как бы ни была сильна его тоска теперь, он не променяет судьбу изгнанника на свою печаль на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания потому, что нет родины.

VI. Рефлексия.

(синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1-я строка - одно существительное (тема или предмет); 2-я строка- два прилагательных или причастия (описание темы/предмета); 3-ястрока состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы./предмета; 4-я строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету; 5-я строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

Одиночество

Гнетёт, мучает, не отпускает

Бесприютность

VI. Информация о домашнем задании:

1. Выучить стихотворение наизусть, составить синквейн по теме урока(слайд 29).

3. Почитайте дома другие стихи М.Ю.Лермонтова, выберите те, где бы ведущим мотивом был мотив одиночества. Нарисуйте иллюстрации к этим стихотворениям (формат А4) и на этом же листе напишите отрывок из текста стихотворения.

- исследовать способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.

Развивающие:

- развивать умение выделять главное в тексте;

- развивать навыки самоконтроля;

- развивать монологическую речь;

- совершенствовать навыки анализа и обобщения.

Воспитательные:

- совершенствовать навыки общения;

- формировать гуманные качества личности;

- воспитывать культуру учебного труда;

- воспитывать интерес к лирике М.Ю.Лермонтова.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательной активности учащихся; формирование нравственно-этического оценивания; формирование собственного отношения к теме и идее стихотворения, их оценка; понимание авторской позиции и своего отношения к ней; использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников ( словари, дополнительная литература и др.)

Метапредметные :
Познавательные: расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего не равнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, сопоставлять и оценивать прочитанное.

Регулятивные : умение работать по плану, выполнять задание в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативны е: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении; строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов; формирование умения работать в микрогруппе (паре); проявлении взаимопомощи, поддержки, умение договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.

Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере: умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать его героев, определять изобразительно-выразительные : приобщение к духовно –нравственным ценностям классической литературы, формирование собственного отношения к творчеству М.Ю.Лермонтова; развитие умения выражать свои мысли; воспитание любви к поэзии.
В коммуникативной сфере: осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.
В эстетической сфере: понимание образной природы литературы как словесно искусства, формирование эстетического вкуса.

Методические приемы : беседа с обучающимися по вопросам, выразительное чтение, сопоставительный анализ стихотворений, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

Тип урока : комбинированный: сочетает в себе коммуникативно-ориентированный, исследовательский, культурологический аспекты.

Форма проведения : урок-исследование.

Оборудование урока : компьютер, интерактивная доска, презентация, тексты для сопоставительного анализа, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Лермонтовская энциклопедия, рисунки обучающихся, рабочие листы.

Орг. момент: приветствие обучающихся, гостей; проверка готовности к уроку.

Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы продолжим знакомство с лирикой замечательного русского поэта М.Ю.Лермонтова. В 1830 году (Лермонтову 16 лет) поэт пишет (слайд№1):

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить,

Делить веселье- все готовы:-

Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены,

И вижу, как, судьбе послушно,

Года уходят будто сны.

-Скажите, каким чувством проникнуты эти строки?

Обратимся к справочной литературе (слайд№2):

одиночество

одиночества, мн. нет, ср. (книжн.). Состояние одинокого человека. Меня охватило чувство одиночества, тоски и ужаса. Чехов. В одиночестве способен жить не всякий. Крылов. - Эх, одиночество круглое! Не посулю никому! Некрасов.

Толковый словарь Д.Н.Ушакова

эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери.

состояние думающего человека, реагирующего на жизненные обстоятельства.

- Был ли одиноким М.Ю.Лермонтов? (слушаю ответы детей)

- Может ли жизнь поэта накладывать отпечаток на его творчество? ( слушаю ответы детей).

2. Постановка учебной задачи .

Внимательно прочитайте тему и скажите, значение какого слова нам необходимо уточнить? (мотив)

Мотив (от лат. moveo – двигаю) устойчивый смысловой элемент художественного текста.

( Лермонтовская энциклопедия).

Исходя из темы, сформулируйте цель нашей работы: выявить мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

Метод: сопоставительный анализ

3 . Актуализация знаний и умений.

- Для успешного исследования нам также необходимо проверить, насколько хорошо мы владеем уже знакомыми нам теоретическими понятиями.

ЗАДАНИЕ№1: сопоставьте определения с терминами:

1. Необычный порядок слов

2. Употребление слова в переносном значении на основании сходства одного предмета или явления с другим.

3. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

4. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.

5. Противопоставление картин, образов, понятий.

6. К руг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей.

Сравните свою работу с образцом и оцените по критериям : 1.- В; 2. - А; 3 - Б; 4- Д; 5- И; 6 – Г.

4. Освоение нового учебного материала

А) Аудирование с элементами сопоставительного анализа

- Каково стихотворение по темпу речи? Почему? (протяжное, плавное, неторопливое).

- Есть ли сходство с оригиналом в интонации?

- Какое впечатление произвело стихотворение?

- Какие картины возникли в вашем воображении?

Сосна стоит одиноко

На севере, на холодной вершине.

Она дремлет, белым покрывалом

Окутывают ее лед и снег.

Она мечтает о пальме,

Которая далеко на востоке

Одиноко и молча печалится

На пылающей скале.

-Каким настроением проникнут оригинал? (интонация грустная, печальная, тоскливая)

-Передает ли перевод Лермонтова интонацию оригинала? ( да, в стихотворении Лермонтова та же печальная интонация, то же щемящее чувство одиночества, та же неисполнимая мечта о далекой родной душе, тоже одинокой).

План анализа

Мечтающая сосна; пальма

Одинокая сосна, прекрасная пальма

Средства художественной выразительности:

На холодной вершине

Окутывают её лед и снег

… на пылающей скале

… далеко на востоке

Одиноко и молча печалится

На севере диком (эпитет, инверсия)

На голой вершине (эпитет, инверсия)

… снегом сыпучим (эпитет, инверсия)

Одета, как ризой, она (сравнение)

… на утесе горючем

… в пустыне далекой (антитеза)

Одна и грустна…растёт

Тоска по далёкой возлюбленной

Тоска, вызванная одиночеством

- Удалось ли М.Ю.Лермонтову передать мысль Г.Гейне об одиночестве и невозможности счастья ?

- Что нового внёс Лермонтов в своё стихотворение

-Можно ли считать стих-е Лермонтова самостоятельным, оригинальным?

Проверяем работу обучающихся (см.слайд). Беседа.

На диком севере, на голой вершине cocнa одинокая, дремлет и видит во сне прекрасную пальму, тоже одну и грустную, в далёкой пустыне.

Одета, как ризой, она (сравнение)- торжественна, красива, богата, НО одинока;

- Какова роль эпитетов в стихотворении Лермонтова? (усиливают мотив одиночества).

- Почему эпитеты сразу привлекают внимание читателя? (нарушен порядок слов, автор использует инверсию)

- С какой целью поэт использует инверсию в стихотворении? ( усиливает чувства одиночества, покинутости, страдания, обреченности)

в пустыне далекой (антитеза) противопоставление с севером

Ей снится… олицетворение (поэт очеловечивает сосну, и мы понимаем, что не только о сосне говорится в этом стихотворении, а вообще о человеке, об одиноком человеке)

Одна и грустна… грустит от одиночества

- Определите тему стихотворений.

( Грустная, печальная и тихая интонация гейневского стихотворения подчёркивает чувство одиночества и тоски по далёкой возлюбленной .

В стихотворении Лермонтова та же скорбная интонация, то же чувство одиночества и тоски, та же мечта о друге, который где-то далеко испытывает то же настроение. И если Гейне, создавая символические образы сосны и пальмы, говорил о печальной разлуке двух влюблённых, то Лермонтов утверждает более широкую мысль - об одиночестве, о трагической разъединённости людей . Чувства поэта глубоки и эмоциональны. Для их выражения поэт использует различные художественно-изобразительные средства .)

5. Закрепление учебного материала

А) Самостоятельная работа : сформулируйте вывод, ответив на вопросы (см.раб.лист) (5мин) Спросить одного-двух учеников.

(Герой Лермонтова стремится не к благополучию, а к преодолению одиночества, он мечтает о другом одиноком существе, которое так же, как и он, рвется к общению. Можно не понять поэзию Лермонтова, если думать, что главная беда его героя - плохие условия жизни, что сосна страдает от физического холода и снега на диком севере. Холод, который имеет в виду Лермонтов, - душевный холод. Герой его жаждет душевного тепла, общения, единства, а страдает от разобщенности и невозможности соединения.

- Ваши впечатления? (делятся впечатлениями)

- Соответствует ли образ сосны, изображенной художником, образу в стихотворении Лермонтова? (сосна на картине также одинока)

Б) Работа с иллюстрациями (проверка д/з )

В) Выводы: работа с концепт-картой (см. слайд)

Домашнее задание (на выбор):

Оценивание обучающихся учителем с комментариями.

8. Рефлексия:


Закончи предложение (Письменное интервью)
Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Читайте также: