Решение задач по теме углеводороды 10 класс конспект урока

Обновлено: 30.06.2024

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор , презентация, лист контроля умений и навыков у каждого учащегося, цветовые сигналы .

Структура урока.

I. Организационный этап. Постановка цели и мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся.

II. Актуализация знаний (фронтальная форма работы). Решение задач .

IV. Закрепление знаний.

V. Рефлексия (самооценка).Домашнее задание.

I. Организационный этап.

Умение решать химические задачи – важная составляющая знаний по предмету. Один из типов задач в курсе 10 класса – это задачи на нахождение молекулярной формулы органических веществ по массовым долям и относительной плотности газов. Подобные задания входят в ЕГЭ.

II. Актуализация знаний.

Этот вид расчетов чрезвычайно важен для химической практики, т.к. позволяет на основании экспериментальных данных определить формулу вещества (простейшую и молекулярную). На основании данных качественного и количественного анализов вы находите сначала соотношение атомов в молекуле (или другой структурной единице вещества), т.е. его простейшую формулу.

Мы с вами познакомились с первым классом органических веществ. Это алканы.

Какова общая формула класса? ( С n H 2 n +2 )

Вы уже имеете представление о разнообразии веществ этого класса. Наша цель сегодня познакомиться с методами определения молекулярной формулы вещества по массовым долям и относительной плотности газа.
Какую информацию несет молекулярная формула? ( качественную и количественную)

Часто используется при решении задач понятие эмпирическая формула. Как вы понимает слово эмпирический ? (основанный на опыте, опирающийся на непосредственные наблюдения, эксперимент)

Эмпирическая формула любого вещества – это формула, которая выражает простейшее целочисленное отношение элементов, содержащихся в данном веществе. Эмпирические формулы иногда называют простейшими формулами. Для вывода эмпирической формулы вещества достаточно знать его количественный состав ( массовые доли элементов).

Молекулярная (истинная) формула - формула, в которой отражается реальное число атомов каждого вида, входящих в молекулу вещества.
Например, С 6 Н 6 — истинная формула бензола.

Что такое массовая доля? ( массовая доля элемента — это его содержание в веществе в процентах по массе)
Например, в веществе состава С 2 Н 4 содержится 2 атома углерода и 4 атома водорода. Если взять 1 молекулу такого вещества, то его молекулярная масса будет равна:
Мr(С 2 Н 4 ) = 2 • 12 + 4 • 1 = 28 и там содержится 2 • 12 углерода.

Чтобы найти массовую долю углерода в этом веществе, надо его массу разделить на массу всего вещества:
ω(C) = 12 • 2 / 28 = 0,857 или 85,7%.
Если вещество имеет общую формулу С х Н у О z , то массовые доли каждого их атомов так же равны отношению их массы к массе всего вещества. Масса х атомов С равна — 12х, масса у атомов Н — у, масса z атомов кислорода — 16z.
Тогда
ω(C) = 12 • х / (12х + у + 16z)

Если записать эту формулу в общем виде, то получится следующее выражение:


ω (х.э.) =

Что такое относительная плотность вещества? ( D - это величина, которая показывает, во сколько раз газ М r 1 тяжелее газа Mr 2 . )

D(O ₂ )=Mr( газа )/Mr(O ₂ )

D(H ₂ )= Mr( газа )/Mr(H ₂ )

D (воздух) = Mr (газа)/ Mr (воздух)

Алгоритм решения задач.

1. Вычисляем молекулярную массу вещества.

М r (в) = D(x)*М r (х) (1)

2. Вычисляем количество атомов элемента:

а) если ω дана в процентах:


n( Э ) = (2)

б) если ω дана в долях:


n( Э ) = (3)

3. Вычисляем молекулярную массу полученного вещества.

4. Если молекулярная масса полученного вещества равна молекулярной массе вещества (1), тогда задача решена правильно; если молекулярная масса полученного вещества отличается от молекулярной массы вещества (1), вычисляем разность и определяем количество атомов.

Выведите формулу вещества, содержащего 82,75% углерода и 17,25 % водорода. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2.

ω(C) = 82,75%
ω(H) = 17,25%
D(возд) = 2
______________

СхНу
M r (воздуха) = 29

1. Применяем формулу (1)

M r (в-ва) = 29 * 2 =58

2. Находим количество атомов С по формуле (2)


n(С) = = 4

3. Находим количество атомов Н по формуле (2)


n(Н) = = 10

4. Вычисляем молярную массу С 4 Н 10

М r (С 4 Н 10 ) =12 * 4 + 1 * 10 = 58

5. Вычисленная молекулярная масса совпадает с (1), задача решена.

IV. Закрепление знаний.

Решить задачу в парах. Обсудить решение.

Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержащего 80% углерода и 20% водорода. Относительная плотность по водороду равна 15.

Задача 1. Выведите формулу вещества, содержащего 81,8% углерода и 18,2 % водорода, если относительная плотность по водороду равна 22. (С ₃ Н ₈ )

Задача2. В углеводороде массовая доля углерода равна84%. Относительная плотность паров углеводорода по воздуху равна 3.45. Определите формулу углеводорода.( С ₇ Н ₁₆)

Дополнительное задание.

Некоторое вещество имеет относительную плотность паров углеводорода по кислороду равную 1, 375. Массовая доля водорода равна 18, 2%. Выведите молекулярную формулу углеводорода.

На основании данных условия задания:

1) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы органического вещества;

2) запишите молекулярную формулу органического вещества ;

3) составьте возможную структурную формулу вещества , которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;

4) напишите уравнение реакции получения данного вещества взаимодействием соответствующего органического вещества с гидроксидом натрия. (С ₃ Н ₈ )

Задача 3. Массовая доля углерода в углеводороде составляет 83,33%. Плотность углеводорода по водороду равна 36.Определите формулу. (С ₅ Н ₁₂ )

Задача 4. Определить формулу вещества, если оно содержит 84,21% С и 15,79% Н и имеет относительную плотность по воздуху, равную 3,93. (С ₈ Н ₁₈ )

Дополнительное задание.

Некоторое вещество имеет относительную плотность паров органического вещества по водороду 57. Массовая доля водорода равна 15,79%, углерода 83,33%. Выведите молекулярную формулу углеводорода. Данное соединение имеет линейный углеродный скелет.

На основании данных условия задания:

1) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы органического вещества;

2) запишите молекулярную формулу органического вещества;

3) составьте возможную структурную формулу вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;

4) напишите уравнение реакции получения данного вещества взаимодействием соответствующего органического вещества с гидроксидом натрия. (С₈Н ₁₈ )

V. Рефлексия (самооценка). Домашнее задание: задача . Массовая доля углерода в углеводороде составляет 85,7%. Плотность углеводорода по воздуху равна 1,931.Определите формулу.

Конспект урока.

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Работать будем в рабочих листах, по ходу урока заполняем.

Умение решать химические задачи – важная составляющая знаний по предмету. Один из типов задач в курсе 10 класса – это задачи на вывод молекулярной формулы органического вещества по массовым долям и относительной плотности газа (ЕГЭ).

Подготовка к занятию. Внимательно слушают учителя.

Этот вид расчетов чрезвычайно важен для химической практики, т.к. позволяет на основании экспериментальных данных определить формулу вещества (простейшую и молекулярную). На основании данных качественного и количественного анализов вы находите сначала соотношение атомов в молекуле (или другой структурной единице вещества), т.е. его простейшую формулу.

Мы с вами познакомились с первым классом органических веществ. Что это за класс? Какова общая формула класса?

Вы уже имеете представление о разнообразии веществ этого класса. Наша цель сегодня познакомиться с методами определения молекулярной формулы вещества по массовым долям и относительной плотности газа.
Какую информацию несет молекулярная формула?

Часто используется при решении задач понятие эмпирическая формула. Как вы понимает слово эмпирический?

Эмпирическая формула любого вещества – это формула, которая выражает простейшее целочисленное отношение элементов, содержащихся в данном веществе. Эмпирические формулы иногда называют простейшими формулами. Для вывода эмпирической формулы вещества достаточно знать его количественный состав ( массовые доли элементов).

Молекулярная (истинная) формула - формула, в которой отражается реальное число атомов каждого вида, входящих в молекулу вещества.
Например, С 6 Н 6 — истинная формула бензола.

Что такое массовая доля?

Например, в веществе состава С 2 Н 4 содержится 2 атома углерода и 4 атома водорода. Если взять 1 молекулу такого вещества, то его молекулярная масса будет равна:
Мr(С 2 Н 4 ) = 2 • 12 + 4 • 1 = 28 и там содержится 2 • 12 углерода.

Чтобы найти массовую долю углерода в этом веществе, надо его массу разделить на массу всего вещества:
ω(C) = 12 • 2 / 28 = 0,857 или 85,7%.
Если вещество имеет общую формулу С х Н у О z , то массовые доли каждого их атомов так же равны отношению их массы к массе всего вещества. Масса х атомов С равна — 12х, масса у атомов Н — у, масса z атомов кислорода — 16z.
Тогда
ω(C) = 12 • х / (12х + у + 16z)

Если записать эту формулу в общем виде, то получится следующее выражение:


ω (х.э.) =

Что такое относительная плотность вещества? ( D - это величина, которая показывает, во сколько раз газ М r 1 тяжелее газа Mr 2 . )

D(O ₂ )=Mr( газа )/Mr(O ₂ )

D(H ₂ )= Mr( газа )/Mr(H ₂ )

D (воздух) = Mr (газа)/ Mr (воздух)

Внимательно слушают учителя.

Фронтальная работа учащихся.

Устно отвечаю на вопросы. По ходу беседы делают записи в рабочем листе.

3. Качественную и количественную.

4. Основанный на опыте, опирающийся на непосредственные наблюдения, эксперимент.

5. Массовая доля элемента — это его содержание в веществе в процентах по массе.

6. D - это величина, которая показывает, во сколько раз газ М r 1 тяжелее газа Mr 2 .

Алгоритм решения задач.

1. Вычисляем молекулярную массу вещества.

М r (в) = D(x)*М r (х) (1)

2. Вычисляем количество атомов элемента:

а) если ω дана в процентах:


n( Э ) = (2)

б) если ω дана в долях:


n( Э ) = (3)

3. Вычисляем молекулярную массу полученного вещества.

4. Если молекулярная масса полученного вещества равна молекулярной массе вещества (1), тогда задача решена правильно; если молекулярная масса полученного вещества отличается от молекулярной массы вещества (1), вычисляем разность и определяем количество атомов.

Давайте решим задачу на вывод молекулярной формулы.

Выведите формулу вещества, содержащего 82,75% углерода и 17,25 % водорода. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2.

Решите следующую задачу в парах на рабочих листах самостоятельно.

Внимательно слушают, делают записи по ходу рассказа.

Обсуждают краткую запись задачи. Заполняют рабочий лист.

Выведите формулу вещества, содержащего 82,75% углерода и 17,25 % водорода. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2.

ω(C) = 82,75%
ω(H) = 17,25%
D(возд) = 2
______________

СхНу
M r (воздуха) = 29

1. Применяем формулу (1)

M r (в-ва) = 29 * 2 =58

2. Находим количество атомов С по формуле (2)


n(С) = = 4

3. Находим количество атомов Н по формуле (2)


n(Н) = = 10

4. Вычисляем молярную массу С 4 Н 10

М r (С 4 Н 10 ) =12 * 4 + 1 * 10 = 58

5. Вычисленная молекулярная масса совпадает с (1), задача решена.

А теперь попробуем самостоятельно решить задачи, используя алгоритм. Вам выданы задачи. Самостоятельно решите задачи на предложенных рабочих листах.

Учащиеся решают задачи и записывают на предложенных листах. Выполненное задание сдают учителю.

Запишите и решите дома задачу.

Домашнее задание: задача . Массовая доля углерода в углеводороде составляет 85,7%. Плотность углеводорода по воздуху равна 1,931.Определите

Как вы считаете:

- какое задание было для вас наиболее интересным и почему?

- какое задание было для вас наиболее сложным?

Записывают домашнее задание.

Технологическая карта урока

Решение задач на нахождение молекулярной формулы органических веществ по массовым долям и относительной плотности газов.

Формирование УУД при изучении алгоритма решения задач на вывод молекулярной формулы и в процессе решения задач.

Изучение алгоритма решения задач на вывод молекулярной формулы по массовым долям и относительной плотности.

Планируемые результаты урока

Знают обозначение общей молекулярной формулы, массовой доли, относительной плотности газа.

Знают определение молекулярной формулы, эмпирической формулы, знают формулы массовой доли, относительной плотности.

Решают задачи на нахождение молекулярной формулы по массовым долям и относительной плотности газа.

Анализируют текст задачи, работают в группах, оценивают свою работу на уроке.

Убеждаются в познаваемости окружающего мира, проявляют интерес к премету.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок химии "Обобщение знаний по теме "Углеводороды"

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.

Автор учебника: О.С. Габриелян химия 10 класс (базовый уровень).

Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородов на основе характеристики состава, строения и свойств основных классов. Дать понятие о генетической связи между классами органических соединений и генетическом ряде углеводородов, закрепить умения решать задачи на определение типа и формулы углеводорода по массовым долям элементов, продуктам сгорания или химическим свойствам.

Развивающие: развитие коммуникативных навыков, общеучебных умений: сравнение, обобщение, выводы.

Воспитательные: воспитание самостоятельности в процессе усвоения и применения знаний в нестандартных ситуациях, ответственности за результаты учебного труда.

Дидактический материал: карточки с заданиями, тест.

Методы : беседа, самостоятельная работа по группам, дифференцированный подход.

К данному уроку учащиеся получили задание повторить соответствующий раздел, обращая внимание на вопросы:

Типы гибридизации атомных орбиталей углерода в углеводородах разных классов.

Основные параметры связей в алканах, алкенах, алкадиенах, алкинах, циклоалканах и аренах.

Виды изомерии в углеводородах.

Влияние строения углеводородов на их свойства.

Характерные реакции алканов, алкенов, алкадиенов, циклоалканов, алкинов и аренов.

1. Постановка цели и мотивация учебной деятельности

Учитель: цель нашего занятия – сформировать целостное представление об углеводородах различных типов, рассмотреть их генетическую взаимосвязь, подчеркнуть решающее влияние строения органических веществ на их свойства, то есть установить причинно-следственную связь в цепочке понятий состав — строение — свойства.

Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни людей. Эти вещества, как в индивидуальном состоянии, так и в виде природных смесей (газ, нефть, уголь), служат сырьем для производства десятка тысяч более сложных органических соединений, несут в наши дома тепло и свет. Без них из обихода исчезли бы многие привычные вещи: изделия из пластмасс и резины, средства бытовой химии, косметика.

2. Повторение опорных знаний

Вопросы для повторения:

Что такое углеводороды?

Какие классы углеводородов мы изучали?

Назовите классификацию углеводородов.

hello_html_68956729.jpg

В чём кроются причины многообразия углеводородов?

Что такое изомерия, какие виды изомерии характерны для углеводородов?

Что такое гомологи?

Нарисуйте структурную формулу молекулы углеводорода, состоящего из 4-х атомов углерода и 8 атомов водорода.

Выпишите изомеры и гомологи среди предложенных веществ

hello_html_m8621567.jpg

3. Обобщение и систематизация понятий, применение для выполнения практических заданий

Распределение учащихся на 6 групп (Каждая группа получает карточку, в которой находится задание: Определить класс углеводородов и дать характеристику класса по таблице). Таблица подготовлена на доске, после выполнения задания один учащийся из группы заполняет свою графу таблицы.

Карточка 1. Это алифатические углеводороды. В строении молекул присутствуют все одинарные связи. Широко распространены в природе, содержатся в природном газе, угле, нефти. Многие углеводороды можно получить гидрированием углей. (Алканы)

Карточка 2. Родоначальником этого класса органических соединений является этилен. Промышленным способом получения этих углеводородов является дегидрирование алканов на катализаторе, при температуре 560-620°С. (Алкены)

Карточка 3. В строении молекул этого класса углеводородов присутствует тройная связь. Общим методом получения этих углеводородов является реакция спиртовых растворов щелочи с дигалоидалканами, содержащими два атома галогена при одном атоме углерода или двух соседних атомов углерода. (Алкины)

Карточка 4. Важное практическое значение для этого класса имеет реакция полимеризация, при этом образуются каучуки. Представители этого класса –дивинил, изопрен. Методом получения дивинила, по С.В. Лебедеву, заключается в дегидрировании-дегидратации этилового спирта над катализатором МgO – ZnO при 450°С. (Алкадиены)

Карточка 5. Эти углеводороды относятся к группе алициклических углеводородов. Они являются межклассовыми изомерами алкенов. Основной лабораторный способ получения малых представителей – внутримолекулярная реакция Вюрца. (Циклоалканы)

Карточка 6. Гомологом этих углеводородов является толуол. Основной промышленный способ получения их – дегидрирование углеводородов нефти. Родоначальника гомологического ряда этих углеводородов получают тримеризацией ацетилена. (Арены)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебные задачи:

  1. повторить правила написания углеводородов по систематической номенклатуре, химические свойства, получение и применение.
  2. Научиться решать задачи на вывод молекулярной формулы органического соединения.
  3. Научиться пользоваться правилом Ле Шателье для смещения химического равновесия;

Практическое занятие № 4

Учебные задачи:

повторить правила написания углеводородов по систематической номенклатуре, химические свойства, получение и применение.

Научиться решать задачи на вывод молекулярной формулы органического соединения.

Научиться пользоваться правилом Ле Шателье для смещения химического равновесия;

Ожидаемые результаты:

иметь практический опыт: применения знаний по органической химии при решении задач;

знать: предельные и непредельные углеводороды, понятия изомерии и гомологии

уметь: называть разветвленные УВ по систематической номенклатуре, писать уравнения реакции, отображающие химические свойства, получения УВ, выполнять расчёты по формулам;

владеть: навыками работы с калькулятором.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

Краткие теоретические и учебно-методические материалы

по теме практического занятия

Углеводороды – самые простые органические соединения, состоящие из углерода и водорода. В зависимости от характера углеродных связей и соотношения между количеством атомов углерода и водорода они делятся на предельные (насыщенные) и непредельные (ненасыщенные) с одной или несколькими кратными связями. В зависимости от строения углеродной цепи углеводороды относятся к соединениям с открытой (незамкнутой) углеродной цепью и с замкнутой, т.е. к циклическим соединениям. Среди циклических углеводородов особую группу составляют ароматические углеводороды, отличающиеся рядом специфических свойств.


Гомологи - вещества, принадлежащие к одному классу, сходные по составу, строению и свойствам, но различающиеся на одну или несколько групп СН2 (группу СН2 называют гомологической разностью)

Гомологическим рядом называется ряд веществ, расположенных в порядке возрастания их молекулярных масс, сходных по строению и химическим свойствам, где каждый член отличается от предыдущего на группу СН2 Изомерия – явление существования соединений, которые имеют одинаковый состав (одинаковую молекулярную формулу), но разное строение. Такие соединения называются изомерами. Различия в порядке соединения атомов в молекулах (т.е. в химическом строении) приводят к структурной изомерии. Строение структурных изомеров отражается структурными формулами.

УВ в зависимости от строения проявляют следующие химические свойства:


Задачи на вывод молекулярной формулы органического вещества:

1. 1. Вычисляем молярную массу вещества.

2. Вычисляем количество атомов элемента:

а) если w дана в процентах:


n(Э) = (2)

б) если w дана в долях:


n(Э) = (3)

3. Вычисляем молярную массу полученного вещества.

4. Если молярная масса полученного вещества равна молярной массе вещества (1), тогда задача решена правильно; если молярная масса полученного вещества отличается от молярной массы вещества (1), вычисляем разность и определяем количество атомов кислорода, если вещество кислородосодержащие, или азота, если вещество азотосодержащее.

Пример: Выведите формулу вещества, содержащего 82,75% углерода и 17,25 % водорода. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2.

w(C) = 82,75%
w(H) = 17,25%
D(возд) = 2
______________

СхНу
M(воздуха) = 29г/моль

М(С4Н10) =12 * 4 + 1 * 10 = 58г/моль

1. Применяем формулу (1)

M(в-ва) = 29 г/моль * 2 =58 г/моль.

2. Находим количество атомов С по формуле (2)


n(С) = = 4

3. Находим количество атомов Н по формуле (2)


n(Н) = = 1

4. Вычисляем молярную массу С4Н10

М(С4Н10) = 12 * 4 + 1 * 10 = 58г/моль

5. Вычисленная молярная масса совпадает с (1), задача решена.

2.Определение формул веществ по продуктам сгорания.

1. Вычисляем молярную массу вещества.

2. Вычисляем количество атомов С:

а) если СО2 дано по массе:


n(C) = (2)

б) если СО2 дано в объеме:


n(C) = (3)

3. Вычисляем количество атомов Н:

Так как в молекуле Н2О 2 моля Н, тогда формулу умножаем на 2 (это применимо и к N)


n(Н) = 2 (4)

4. Вычисляем молярную массу полученного вещества.

5. Если молярная масса полученного вещества равна молярной массе вещества (1), тогда задача решена правильно; если молярная масса полученного вещества отличается от молярной массы вещества (1), вычисляем разность и определяем количество атомов кислорода, если вещество кислородосодержащие, или азота, если вещество азотосодержащее.

Пример: При сгорании органического вещества массой 2, 37 г образовалось 3,36 г оксида углерода(IV) (н.у.), 1,35 г воды и азот. Относительная плотность этого вещества по воздуху равна 2,724. Выведите молекулярную формулу вещества.

m ( в-ва) = 2,37г
V (CO2) = 3,36 л
m (H2O) = 1,35 г
D (возд.) = 2,724.
_________________

CxHyNz
М(возд) = 29 г/моль
М(Н2О) = 18 г/моль
Vm = 22,4л/моль

1. Применяем формулу (1)

M(в-ва) = 29 г/моль * 2,724 =79 г/моль.

Находим количество атомов С по формуле (3)


n(C) = = 5

2. Находим количество атомов Н по формуле (4)


n(Н) = 2 = 5

3. Вычисляем молярную массу С5Н5.

М(С5Н5) = 12 * 5 + 1 * 5 = 65г/моль

4. Вычисляем количество атомов азота (5)

79 – 65 = 14. т.к. атомная масса азота – 14, значит в данной формулу один атом N.

Выполнение работы.

2.Составить структурные формулы соединений по их названиям:

а)3-метилпентен-1; б) 2,3-диметилбутадиен-1,3

3. Составьте уравнения реакций по цепочке превращений:

оксид кальция → карбид кальция → ацетилен → бензол

4.Определите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля углерода равна 85,75, а водорода –14,3%. Относительная плотность этого вещества по азоту примерно равна 2.

При сжигании 2.2 г. вещества получили 4,4 г оксида углерода и 1,8 г. воды. Относительная плотность вещества по водороду равна 44. Определите молекулярную формулу вещества.

2.Составить структурные формулы соединений по их названиям:

а)4-метилпентин-2; б) 2,3-диметил-3-этилгексан.

3. Составьте уравнения реакций по цепочке превращений:

карбид алюминия → метан → ацетилен → этилен

4. Выведите формулу вещества, содержащего 81,8% углерода и 18,2 % водорода, если относительная плотность по водороду равна 22.

5.При сгорании 11,2 г. Углеводорода получили оксид углерода массой 35,2 г и воду массой 14,4 г. Относительная плотность этого углеводорода по воздуху равна 1,93. Выведите молекулярную формулу.

Автор: Елизарова Екатерина Ивановна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: г Искитим Новосибирской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: урок - зачётв 10 классе по теме "Углеводороды"
Раздел: полное образование

МБОУ – средняя общеобразовательная школа №2

Г. Искитима Новосибирской области

Урок – зачёт по теме

Методическая разработка урока

учителя высшей квалификационной

Елизаровой Екатерины

Виды работы учащихся:
1. Индивидуальная работа. 2. Работа в группах. 3. Проведение экспериментального опыта. 4. Наблюдение проблемного эксперимента. 5. Взаимопроверка знаний.

Этапы урока.

Цели и задачи урока – зачёта.

1. Организационный момент.

2. Индивидуальный контроль знаний.
2.1. Идентификация веществ – выполнение индивидуальных дифференцированных тестов. 2.2. Строение углеводородов – выполнение теста по 4 вариантам. 2.3. Химические свойства и получение углеводородов – работа по индивидуальным дифференцированным карточкам – заданиям. 2.4. Решение задач на объёмные отношения газов, нахождения объёма воздуха по массе вступившего в реакцию вещества, на массовую и объёмную доли практического выхода по сравнению с теоретически возможным - работа по индивидуальным дифференцированным карточкам – заданиям. 2.5. Основные химические понятия. 2.6. Решение задач на выведение формул органических веществ.
Урок№2.

1. Организационный момент.

Подробное описание хода урока:

должна быть возможность выбора! В этом и состоит дух творчества).
4. На стенд контроля вывешивается перечень химических понятий, которые подлежат проверке.
5. Зачёт проводят на двух уроках - на первом индивидуальная работа, на втором работа в группах. Можно пригласить помощников, учеников 11 или 8 класса, для помощи учителю в организационных вопросах.
1 урок.

Индивидуальная работа учащихся.

1. Вступительное слово учителя.

в нужной ячейке:
№ А Б В Г 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ф.И.________________________________
Тест «Характеристика углеводорода.

получили, то о спокойствии забыли! Придётся вам, опять хотя бы одну

работу пересдать!

Работа в группах.

Вводное слово учителя, постановка цели
.
2.

Задание №1. Разминка. Работа с понятиями.

Распознай понятие и отметь его номер в нужной ячейке: Органическая химия Реакция хлорирования Гибридизация Радикал Реакция гидрирования π- связь Углеводороды Алкины Изомеры Крекинг
3.

Задание №2. Работа по вопросам, составленным группами.

Задание №3. Работа по таблице Углеводороды. « Правильно работу

« Правильно среди группы работу распредели и с заданием быстро

.
→ гомоло- ги HNO 3 З И Н 2
-
Н 2 Наl 2 О 2 Н 2 О СО 2 KMnO 4 HHal И 1 2 3 4 5 6 7 8
5. Задание №4. Ответы на вопросы учителя
(этот этап урока может быть исключен, если будет недостаточно времени).
« Вы этого вопроса уже не

творчество проявляй!

Из жизни каучука.
В стране Бразилия, на острове красивом Растёт дерево одно, под название гевея оно. Сок даёт оно природный, Жидкий он и не съедобный. Пить его нельзя друзья, Он для дела предназначен- Это точно знаю я. Для того чтобы потом, Стать известным КАУЧУКОМ! В нём хранится много свойств: И устойчив он, практичный! И диэлектрик он отличный!
Ценный он – износу нет! Он в воде нерастворим, Но вот в бензине и бензоле Набухает он помногу, Растворяясь понемногу! Форму он меняет быстро – Эластичность велика! А в жару он приставучий, Очень мягкий и липучий! Как настанут холода- Вдруг твердеет он тогда. В общем, разный он бывает! Но одно не изменяет- Из молекул состоит В них двойная связь стоит! Одному же не сидится- Хочется ему присоединиться. Слабых он не обижает, А к себе их приближает. В дружбе с серой водится, Стать резиной хочется!
(По этой теме подготовлена ребятами и презентация в электронном

Стихотворение о бензоле.
Друзья, хочу сегодня рассказать вам о бензоле. С 6 Н 6 – вот формула его проста – Запомнить должен ты её в два счёта, И впредь не путать никогда! Что нам пропан, что нам бутан – у нас бензола 200 грамм! Что из него бы нам создать? Надо подумать, порешать! Может быть пластмассы или краски, или лекарства заказать? Ах, нет, если создавать - так уж тротил наколдовать и что-нибудь взорвать! А впрочем, взрывом заниматься - с жизнью можно вмиг расстаться! Лучше полезным применением заняться: гербициды и пестициды создавать! Однако помнить вы должны, что пестициды, гербициды В сельском хозяйстве ох, как важны, Но опасны для здоровья и окружающей среды! Так что химию учите и производные бензола правильно примените!

1.Как растворитель.

2. Для получения лекарственных веществ, красителей и

взрывчатых веществ.

3. В химической промышленности.

Толуол – гомолог бензола.

Бесцветная жидкость со своеобразным запахом. Токсичен

Используется для получения:

- взрывчатых веществ;

- красителей.

Применяется как растворитель.

уроков. Или используйте отдельные элементы уроков при изучении

Мы рады, что вы были заочно с нами! Спасибо, что уделили нам

Приложение:
Один из предложенных вариантов задания №1.
Задание №1.

Идентифицируйте вещества.
(5 минут). № Формулы веществ. Предель- ные у/в Этиленовые у/в Ацетиле- новые у/в Арома- тические 1. С 6 Н 6 и я ю э 2. С 2 Н 2 о р т у 3. СН 3 - СН 2 - СН 2 - СН 3 э н т о 4. СН 3 - СН= СН - СН 3 н и а а Ответ_______________________ Составьте молекулярную и структурную формулу вещества, название которого вы определили. (
Тест А
дан в описании урока).

Задание №3. Работа по дифференцированным карточкам

Читайте также: