Английская школа международных отношений дугин конспект

Обновлено: 02.07.2024

Для английских исследований международных отношений (МО) не свойственно по-американски прямолинейное представление об универсальности полученных ТМО познаний. Более всего в своих теоретических поисках и формулировках англичане стремятся к преодолению крайностей и дихотомий.

Уже сам их центральный вклад в глобальную ТМО — теорию международного общества — принципиально отличается от укоренившегося в Америке спора между реалистами, которые рассматривают международные отношения как анархию, и либералами, осмысливающими международную систему в категориях общества и сообщества.

Другими важными характеристиками английской школы МО, отличающими ее от американской, являются следующие.

Во-первых, фактически все авторы школы практикуют так называемый классический подход] укорененный в истории, праве и политической философии, а не теории игр, статистике или иных сугубо научных и бихевиористских методиках, развиваемых в США.

В то время как в Америке в известном споре традиционалистов и бихевиористов в 1960-е годы победу одержали бихевиористы, в Великобритании и сам спор не получил столь серьезного резонанса (несмотря на то, что в США позиции традиционализма представлял один из главных теоретиков международного общества X. Булл).

Во-вторых, для представителей английской школы характерно холистское понимание МО и весьма чужды распространенные в Новом свете позиции методологического индивидуализма.

В-третьих, англичане уделяют значительное внимание вопросам этики и морали в международной теории и практике.

Наконец, в-четвертых, сторонники английской школы МО представляют традицию политической философии и права, связанную с именем Г. Гроция и альтернативную реалистской теории международной анархии, с одной стороны, и либеральноутопическому императиву космополитического порядка, с другой.

Пониманию глубины различий, сложившихся между двумя крупнейшими и старейшими подходами в изучении МО — английским и американским, — может способствовать уже использовавшаяся нами выше
методология социологического познания.

Интеллектуальные убеждения и установки теоретиков английской школы едва ли могут быть поняты вне таких обстоятельств, как статус Великобритании в международной системе, амбиции ее политической элиты и институциональные возможности развития МО.

Определяющую роль в формировании английской школы в 1960-е годы сыграли теоретики, вроде М. Уайта и X. Булла, в прошлом выходцы из дипломатического сообщества.

Они стремились сформулировать подход, который не ставил бы под сомнение разделяемые с американцами ценности либеральной цивилизации и необходимость их защиты в противостоянии с СССР, а предлагал альтернативные силовым способы утверждения этих ценностей.


Принципиально в данном случае то, что в годы холодной войны Великобритания после распада своей империи уже не являлась ведущей мировой державой, находилась скорее на второстепенных позициях.

Как отмечал в свое время С. Смит, «в качестве мировой державы Соединенные Штаты обязаны реагировать на проблемы мира иначе, нежели Великобритания.

Результатом такого реагирования является управленческий взгляд на международные отношения, согласно которому они нуждаются в регулировании, что, кстати говоря, открывает двери использованию технологий, хорошо служащих и американскому бизнесу.

Меняясь с течением времени, английская школа сохранила стремление к преодолению реалистско-либеральных крайностей. Закончена холодная война, внешняя угроза со стороны СССР (как и сам СССР) ушла в прошлое, а английская школа продолжает развиваться, и весьма успешно.

В силу своего международного статуса Великобритания продолжает следовать в фарватере американской внешней политики, недавним примером чего является под держка интервенции в Ираке.

Однако именно в фарватере, ибо сами британские власти гораздо меньше склонны инициировать силовые акции в политике мирового масштаба, предпочитая им посредничество международных организаций.

И сегодня остается немалый простор для развития подходов, подчеркивающих прогрессивно-эволюционную трансформацию международного общества.

Наряду со статусом страны, важно подчеркнуть и особенности институциональных условий развития МО в Великобритании. Как и США, британское сообщество международников весьма многочисленно и является, бесспорно, крупнейшим в Европе.

И все же институциональные возможности английских международников более ограничены, особенно если говорить о Великобритании в целом и о МО как самостоятельном институте развития в гуманитарных науках.

Английская школа возникла усилиями относительно узкого и элитарного круга международников, обладающих связями со структурами, способными финансировать их проекты, и является в этом смысле элитарным, а не массово-демократическим продуктом.

Финансируемый грантами Рокфеллера, Комитет и создал необходимые институциональные условия для возникновения и развития английской школы] Члены Комитета собирались для обсуждения сходных вопросов, связанных с природой международного порядка, особенностью международных норм и особенно исторической реальностью международных систем и обществ.

В данной главе рассмотрение английской школы начинается с осмысления ее происхождения.

Английская школа и марксизм в МО. Сообщество Государств. Классовая война. Мировая революция. Мир-система. Читает А.Г. Дугин. Москва, МГУ, 2013.

Геополитика и МО (2013). Лекция 9. Английская школа и марксизм

Английская школа и марксизм в МО. Сообщество Государств. Классовая война. Мировая революция. Мир-система. Читает А.Г. Дугин. Москва, МГУ, 2013.

Английская школа и марксизм в МО. Сообщество Государств. Классовая война. Мировая революция. Мир-система. Читает А.Г. Дугин. Москва, МГУ, 2013.

Курсы и циклы


Курс: Геополитика и Международные отношения (2013)

Презентация: Национальные школыв международно-политических науках(американская, английская, французская).

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Содержание

Презентация: Национальные школыв международно-политических науках(американская, английская, французская).

Национальные школыв международно-политических науках(американская, английская, французская).


Слайд 2

Американская школа теории международных отношений (ТМО).


Слайд 3


Слайд 4

Общее: они рассматривают мир как арену конфликтов между великими державами за власть, ресурсы; полагают, что международное сообщество не имеет права и возможности существенно ограничивать поведение великих держав.


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7

Конструктивизм: от критики анархии к культурному изоморфизму. Конструктивисты не настаивают на твердом знании интересов участников МО. По их убеждению, интересы и сама реальность обуславливаются меняющимся социально-культурным контекстом. Международная система представляется им системой норм, идей и институтов, а не анархией и вызванной ею борьбой за материальные ресурсы. Интересы участников МО могут быть переформулированы с изменением культурного контекста, который подлежит изучению и пониманию.


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10

Английская школа международных отношений.


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13

Представители английской школы:


Слайд 14

Французская школа теории международных отношений.

Французская школа МО пытается бросить вызов американским претензиям на производство глобального и универсального по своей природе знания о МО. Если английская школа пытается выйти за пределы крайностей американского спора между реализмом и либерализмом, то французских исследователей в целом объединяет стремление сформулировать более радикальную альтернативу США. Это проявляется во взглядах на глобализацию, европейское сообщество, а также в осмыслении морально-этического измерения МО. Не отвергая глобализацию в целом, многие французские исследователи подвергают критике роль в ней США. Сам ЕС нередко рассматривается ими как альтернатива США, усиливающая позиции Франции и французских ценностей в мире. В рамках французских международных исследований сформировались два течения:


Слайд 15

1 течение: основоположник М. Мерль с опорой на теоретическое наследие Э. Дюркгейма (поставил под сомнение концепцию национального интереса, сосредоточился на социальных вопросах функционирования МО, уделял внимание вопросам сотрудничества и роли новых акторов, попытался выйти за рамки проблематики войны, мира и межгосударственных конфликтов, уделив внимание вопросам сотрудничества в МО, а также роли новых акторов, таких как транснациональные корпорации, МПО и НПО, он переосмыслил саму ориентацию социологии МО: в его трактовке предметом МО должна стать социализация взаимодействий международных акторов); 2 течение: основоположник РеймондАрон с опорой на наследие М. Вебера (уделил внимание праксиологии (наука о поведении акторов), делает вывод, что характер и состояние МО зависит от тех, кто руководит государствами, он прибегает к сравнению МО со спортом.

Французы в методологии гораздо ближе другим европейским странам и так называемому классическому подходу в МО. Но в отличие от английской школы, воспитанной в традициях политической философии, истории и права, французы с особым почтением относятся к социологии. Здесь с 1960-х годов социология все прочнее утверждается в качестве доминирующего подхода. И хотя со временем оно подвергается изменениям, сохраняется общее и характерное для этой науки стремление понять культурные основания знания и социально-политических форм, отвергая свойственную многим американцам веру в объективность аналитических категорий. Стремясь объяснить отличия французской школы, важно опять-таки помнить об особенностях статуса страны в мире, идейной традиции, амбициях политической элиты и институциональных возможностях ТМО


Слайд 16

Амбиции политической элиты Франции связаны с преодолением однополярности мира и формулированием мондиализации как альтернативы американской модели глобализации. В отличие от англичан французы убеждены, что иная политика и иная ТМО обрекут их на забвение культурного своеобразия и постепенное исчезновение того, что делает Францию Францией.


Слайд 17

Представители французской школы:

Читайте также: