Конспект урока совет в филях

Обновлено: 05.07.2024

Потеря Москвы не означает потери России. Наша главная задача - сохранить армию и соединить ее с подходящим подкреплением. Мы пройдем Москву и будем отступать по рязанской дороге. Вся ответственность за решение на мне. Я готов пожертвовать собой ради Отечества.

Кутузов М.И.

Совет в Филя прошел 1 сентября 1812 года (13 сентября по новому стилю).Его инициатором был Михаил Кутузов, который на совете всех генералов хотел решить единственный вопрос - нужно ли дать Наполеону новое генеральное сражение под Москвой, либо армия должна отступить. В результате военного совета в деревне Фили было принято непростое решение - отступить и оставить Москву французам. Большинство генералов были не согласны с решением Кутузова.

Участники военного совета

Сведений о том сколько людей точно участвовали на Совете в Филях до сих пор нет. Считается, что там присутствовало до 15 человек.Достоверно известно о присутствии там следующих людей: Кутузов, Барклай-де-толли, Беннигсен, Дохтуров, Толь, Раевский, Остерман-Толстой, Уваров, Ермолов, Коновницын, Кайсаров.

Военный совет в Филях

На военном совете обсуждались 4 возможности:

  1. Отступить и оставить Москву французам. Эту идею представлял Барклай-де-Толли. Генерал считал, что наполеоновская армия в Москве начнет свое разложение и незачем лезть в рискованный бой, кода можно немного подождать и противник сам себя уничтожит. Эту идею поддержали Раевский и частично Остерман-Толстой.
  2. Дать новое генеральное сражение под Москвой. Лидером этой идеи был генерал Беннигсен. Его активно поддерживал Дохтуров. Эти генералы считали текущую позицию крайне выгодной, полагая, что Наполеон здесь не сможет победить.
  3. Атаковать противника при первой возможности. Эту авантюрную. идею высказывал генерал Коновницын. Он полагал, что в окрестностях Москвы нет подходящего места для сражения. Поэтому пока французы приходят в себя после Бородина - нужно их атаковать. Эту идею поддержали генералы Ермолов и Остерман.
  4. Выдвинуться на север или на юг и дать генеральное сражение вдалеке от Москвы. Эту идею высказал генерал Толь. Он полагал, что сражение под Москвой давать нельзя, поскольку в случае поражения Россия потеряет не только город, но и армию. Он предлагал отступить на более выгодные рубежи, выманивая за собой Наполеона, чтобы там дать сражение.

Окончательное решение на военном совете было за главнокомандующим, поскольку единства между генералами не было. Кутузов, верный тактике изматывания противника, решил отступить и оставить Москву Наполеону. Причина этого решения заключается в понимании Кутузовым всей силы наполеоновской армии.К бородинскому сражению Кутузов хорошо подготовился, но к возможной битве под Москвой подготовиться времени не было. Поражение же в этой битве лишало бы Россию армии.

Интересно, что после Бородинской битвы Кутузов был настроен на новое генеральное сражение, но, узнав о потерях русской армии, счел нужным отступить. Он многократно повторял, что спасти Россию может не Москва, а армия, поэтому главная задача генералов - сохранить армию.

Армия и жители Москвы покидают город после совета в Филях

Военный совет в Филях завершился и на нем было принято 2 стратегических решения: оставить Москву Наполеону и отступать армией по рязанской дороге. Это решение фактически было продавлено Кутузовым своим авторитетом и положением. Большинство генералов с ним не соглашались. Вот, например, что писал Дохтуров своей супруге:

Какой позор! Это настоящий стыд для русских. Наши солдаты плачут и говорят, что лучше умереть на стенах Кремля, чем оставлять город врагу. Куда завел нас Кутузов?

генерал Дохтуров

В основном в бой рвались генералы, у которых не было сильного стратегического мышления, а также столь богатого боевого опыта, как у Кутузова. Главнокомандующий понимал, что армия понесла большие потери под Бородино, солдаты измотаны, достаточного времени для подготовки к сражению нет. Поэтому было принято решение отступить, соединиться с подкреплением и дальше изматывать противника.

Место проведения

Военный совет прошел в деревне Фили, которой владели Нарышкины. Деревня вплотную прилегала к Москве. Место было выбрано из-за того, что в этом районе располагалась действующая армия.

Сам совет прошел в доме крестьянина Михаила Фролова. Дом был выбран наугад. Изба сгорела в 1868 году, но ее восстановили в 1887 году.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип уроков: изучение нового материала.

Методы: стратегии критического мышления: чтение с остановками, толстые и тонкие вопросы, синквейн; ИКТ.

Дата: __________________

Класс: _________________

Обучающая:

раскрыть мастерство писателя при изображении внутреннего мира главных героев романа.

Развивающая:

развивать навыки выразительного чтения, рецензиро­вания, анализа текста, навыки монологической речи;

развитие устной связной речи учащихся и умения высказываться на литературоведческую тему.

Воспитательная:

привитие интереса школьников к чтению художественной литературы;

способствовать воспитанию интереса к истории, чувства гордости за историческое прошлое;

подготовить­ся к домашнему сочинению.

Тип уроков: изучение нового материала.

Методы: стратегии критического мышления: чтение с остановками, толстые и тонкие вопросы, синквейн; ИКТ.

Оборудование:

ХОД УРОКА № 8

Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы…
М.Ю.Лермонтов

Москва. как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
А.С.Пушкин

I. Организационный момент.

Сегодняшний наш урок посвящен 204-годовщине Бородинского сражения и победе русского народа над войсками Наполеона.

1) Скажи-ка, дядя, ведь не даром*
Москва, спаленная пожаром,*
Французу отдана?*
Ведь были ж схватки боевые,*
Да, говорят, еще какие!*
Недаром помнит вся Россия*
Про день Бородина!*

2) Да, были люди в наше время,*
Не то, что нынешнее племя:*
Богатыри - не вы!*
Плохая им досталась доля:*
Немногие вернулись с поля. *
Не будь на то господня воля,*
Не отдали б Москвы!*

3) Мы долго молча отступали,*
Досадно было, боя ждали,*
Ворчали старики:*
"Что ж мы? на зимние квартиры?*
Не смеют, что ли, командиры*
Чужие изорвать мундиры*
О русские штыки?"*

4) И вот нашли большое поле:*
Есть разгуляться где на воле!*
Построили редут.*
У наших ушки на макушке!*
Чуть утро осветило пушки*
И леса синие верхушки -*
Французы тут как тут.*

II. Актуализация.

Работа с эпиграфом.
- А наш первый эпиграф?
- Вспомните, что мы узнали из этого произведения? Что вы помните о войне 1812 года?
- Легко ли далось русским людям это решение – оставление главного города неприятелю?

III. Формирование новых понятий.

Какой вопрос обсуждали на совете в Филях?

Выпишите из текста портрет Кутузова.

Подчеркните детали портрета Кутузова, выражающие психологическое состояние полководца и сделайте вывод о том, как рисует Л.Н.Толстой портрет Кутузова.

Внимательно прочтите описание генералов, явившихся на совет. На какие детали их портретов указывает автор? Заполните таблицу.

Детали портретного описания

1. Барклай де Толли

Негромкий голос, быстрые жесты.

Сидел, облокотившись на руку свою широкую, с смелыми чертами и блестящими глазами, голову. казался погруженным в свои мысли.

Твердое, красивое и доброе лицо. светилось нежной, хитрой улыбкой.

Подчеркните в таблице детали статистического портрета одной чертой, а динамического- двумя.

5. Проанализируйте поведение на совете Кутузова и Бенигсена.

Какими видит Кутузова и Бенигсена девочка Малаша?

Почему, на ваш взгляд, Л.Н.Толстой показывает Кутузова и Бенигсена глазами шестилетней девочки?

Что движет Кутузовым и Бенигсеном? Заполните таблицу цитатами, в которых указываются мотивы их поведения.

Как называется художественный прием, использованный автором при сопоставлении Кутузова и Бенигсена?

IV. Применение. Формирование умений и навыков Наполеон на Поклонной горе.

1) Отметьте в тексте художественные детали, с помощью которых показана Москва 1812 года.

2) Выпишите из текста элементы портрета Наполеона и строчки, в которых выражается актерство

и позерство французского императора.

3) Проанализируйте собранный материал и определите отношение автора к Наполеону.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

Образы Кутузова и Наполеона. Прочитать фрагмент о капитане Тушине.

ХОД УРОКА № 9

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Кутузов – истинный вождь, избранный народом.

Наполеон – олицетворение антинародных интересов, законов.

1. Полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства

2. Полное подчинение интересам России и народа:

А) скромность и простота;

Б) искренность и правдивость;

В) близость к простым людям, знание и понимание их чувств;

Г) проявление мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа русского войска;

Д) гуманное отношение к побежденным.

2. Законченное проявление культа личности, мания величия:

А) самовлюбленность, высокомерие, тщеславие;

Б) лицемерие, фальш, позерство;

В) равнодушие к судьбам окружающих, эгоцентризм;

Г) война-игра, а люди-пешки, которых следует лишь правильно расставить и правильно двигать;

Д) жестокость и вероломство Наполеона и его армии.

3. Верность долгу и армии.

3. Предательство по отношению к своей армии.

4. Сатирические краски при описании портрета Наполеона.

А “все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли”. (Наполеон).

Он просто оказался слабее своего противника - “сильнейшего духом”, по выражению Толстого. (Наполеон).

III. Работа по теме урока.

2. Карта ассоциаций

Определение цветовой гаммы

Вывод: война как таковая враждебна интересам народа, она несёт гибель, страдания, опустошение, и в первую очередь страдает простой народ, ощущая все тяготы войны, а выгоду, славу, чины, богатство приобретают лишь немногие, то есть те, кто не живёт общей жизнью, общими интересами. Они-то как раз и отъединены от основной массы, они возносят себя над всеми, считая себя избранными людьми, кому всё дозволено.

Рассказать правду о войне очень сложно. Новаторство автора связано не только с тем, что он изобразил человека на войне, а главное, что он открыл героику войны, представив ее как будничное дело и одновременно испытание душевных качеств, сил человека.

И законно то, что носителями настоящего, подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей.

Тушин - это простой и скромный человек, маленького роста, щуплый, теряющийся в присутствии начальников, не умеющий правильно отдавать честь. Его трудно отличить от солдат. Тушин живет с солдатами одной жизнью, ест и пьет с ними, поет их песни, участвует в их разговорах. Во время сражений он не знает страха: с горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом исполняет свой долг, несмотря на то, что прикрытие ушло по чьему-то приказанию в середине дела.

IV. Работа с учебником

Чтение и анализ параграфа 4 – стр. 95-96– Капитан Тушин.

- Давайте вспомним, о каком сражении идёт речь в отрывке из произведения, где именно происходят события, о которых говорится во фрагменте?

Историческая справка: ШЕНГРАБЕНСКИЙ БОЙ, 4(16).11.1805, около д. Шенграбен (нем. Schongraben, Австрия), севернее г. Холлабрунн, во время русско-австро-французской войны 1805. Русский арьергард (АРЬЕР-ГАРД, а, м. [фр. arriиre-garde букв. тыловая защита]. Часть войск (или флота), находящаяся позади главных сил; противоп. авангард1. Находиться в арьергарде. Арьергардный — относящийся к арьергарду, арьергардам.)генерала П. И. Багратиона задержал превосходящие силы маршала И. Мюрата и обеспечил отход главных сил русской армии на Цнайм.
- Где находится Австрия? Что вы знаете о ней, о географическом положении этой страны?

Вопросы для анализа:

Поведение Тушина во время боя.

Испытывает он чувство страха?

Почему не отступил вместе со всеми?

В чём смысл подвига капитана?

3 Цели и задачи: Выявить главную цель военного совета в Филях; Выявить главную цель военного совета в Филях; Узнать, какое решение было принято на совете в Филях; Узнать, какое решение было принято на совете в Филях; Выяснить, в чем заключались причины пожара в Москве по мнению французов. Выяснить, в чем заключались причины пожара в Москве по мнению французов.

4 ГИПОТЕЗЫ Какова главная цель военного совета в Филях? Какое решение было принято на совете в Филях? Кто виноват в поджоге Москвы ? ПЛАН Совет в Филях. Совет в Филях. Решение принятое на совете в Филях. Решение принятое на совете в Филях. Пожар в Москве. Пожар в Москве.

5 Совет в Филях. 1 сентября 1812г в селе Фили под Москвой состоялся военный совет командования русской армии. Решался вопрос, давать ли после Бородинского новое сражение или оставить Москву без боя.

8 Через два дня после нашего прибытия начался пожар. Сначала он не казался опасным, и мы думали, что он возник от солдатских огней, разведенным слишком близко к домам, почти сплошь деревянным. На следующий день огонь увеличился. Сотни бродяг, нанятых для этой цели, рассеялись по разным частям города и спрятанными под полами головешками поджигали дома, стоявшие на ветру,- это было легко, ввиду воспламеняемости построек.

9 Выводы Нет, не пошла Москва моя Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Она готовила пожар Нетерпеливому герою. Нетерпеливому герою. М.Ю.Лермонтов М.Ю.Лермонтов Решение оставить Москву без боя с целью сохранения армии оказалось единственно верным в тех условиях шагом, спасшим Россию. Решение оставить Москву без боя с целью сохранения армии оказалось единственно верным в тех условиях шагом, спасшим Россию.

10 Литература История России для детей и взрослых История России для детей и взрослых Школьная энциклопедия. Школьная энциклопедия. Хрестоматия по истории. 19в. Хрестоматия по истории. 19в. История России. 19в. Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России. 19в. Данилов А.А, Косулина Л.Г.

Цель игры: оживить историческое событие, повысить понимание ситуации, вызвать сопереживание и эмоции.

- развивать умение работать в группе, самостоятельно находить информацию из дополнительной литературы, ресурсов Интернет, анализировать и систематизировать найденную информацию.

- развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся, создание условий для творческой самореализации учащихся.

Оборудование: Интерактивная доска(или экран), компьютер( или ноутбук), мультимедийный проектор.

1.Вступительное слово учителя .

( На экране – картина В.И. Сурикова « Меньшиков в Березове. Обстановка в классе максимально приближена к написанной на картине - стол, свеча, раскрытая книга, иконы, полумрак….)

нетопленный чернеет дом,

и мы, как Меншиков в Берёзове,

читаем Библию и ждем.

И ждем чего? Самим известно ли?

Какой спасительной руки?

Уж вспухнувшие пальцы треснули

и развалились башмаки.

Уже не говорят о Врангеле,

тупые протекают дни.

На златокованном архангеле

лишь млеют сладостно огни.

Пошли нам долгое терпение,

и легкий дух, и крепкий сон,

и милых книг святое чтение,

и неизменный небосклон.

Но если ангел скорбно склонится,

заплакав: "Это навсегда",

пусть упадет, как беззаконница,

меня водившая звезда.

Нет, только в ссылке, только в ссылке мы,

о, бедная моя любовь.

Лучами нежными, не пылкими,

родная согревает кровь,

окрашивает губы розовым,

не холоден минутный дом.

И мы, как Меншиков в Берёзове,

читаем Библию и ждем.

( На уроке читаю обычно отрывок- первые два столбика)

2. Ребята, давайте перенесемся в этот дом, в Березове . И постараемся вместе с героями этой картины пережить все то, что довелось пережить А.Д. Меньшикову и его семье.

А теперь представьте себе: Полутемная бревенчатая изба, за небольшим столом сидит ссыльный светлейший князь Александр Данилович Меньшиков, около него трое детей.

Взгляд зрителя приковывает образ Меньшикова. Его могучая фигура в грубом тёмно-сером тулупе, большая голова с резко очерченным профилем четко выделяются на фоне тёмной бревенчатой стены. Он сидит неподвижно, весь во власти дум и чувств. Сосредоточенное лицо с крупным орлиным носом, резко выступающим тяжелым подбородком, крепко сжатыми губами говорит об огромной воле, о неукротимой силе этого человека. Пряди жестких седеющих волос упали на высокий лоб, прорезанный морщинами. Острый взгляд тёмно-карих глаз под нахмуренными бровями отражает то, что происходит в душе светлейшего князя. Это ненависть и гнев к тем, кто обрек его на жалкое и постыдное существование. Меньшиков не смирился, в нём растёт ожесточение, но он чувствует свое бессилие. Как убедительно говорит об этом рука, тяжело лежащая на коленях! Кажется, она сжимается и разжимается в злобе и ярости. Но нет уже в герое прежней силы , и фигура его вселяет предчувствие его гибели, на которую обречён этот гордый, волевой человек, привыкший к кипучей деятельности, к власти, к богатству, к славе 1 .

3.Из темноты выходит девушка в образе Александры Александровны в длинной цветной юбке и телогрейке. ( одна из учениц 7 класса)

31 марта 1727 года Нам с сестрой Марией были пожалованы портреты Екатерины I, усыпанные бриллиантами для ношения на андреевской ленте.

Однако 6 сентября 1727 года мы были отправлены с семейством в ссылку в Березов. 14 октября 1727 года по указу императора у всех членов нашей семьи был изъяты русские ордена. А 5 января 1728 года действительный статский советник Иван Никифорович Плещеев произвёл опись и изъятие имущества . Из одежды на мне оставили: зелёную тафтяную юбку, белый штофный подшлафрок и зелёную же тафтяную шубку, на голове — белый атласный чепчик . .

4 мая 1732 года состоялась наша свадьба с генерал-аншефом и гвардии майором Густавом Бироном, младшим братом фаворита Эрнста Иоганна Бирона..

(садится на место А.А. Меньшиковой к раскрытой книге)

4 . Выходит Александр Александрович Меньшиков

Я Меншиков Александр Александрович, родился 1 марта 1714 года.

Получил прекрасное образование, изучал русский, латинский, французский и немецкий языки; Закон Божий, историю, географию, арифметику и фортификацию.

С приходом к власти императора Петра II в четырнадцать лет был возведён в достоинство Обер-камергера и пожалован кавалером ордена Святого Андрея Первозванного. Однако моя служба при дворе была трудной.

Заключив помолвку Марии с императором Петром, Меншиков прочил женитьменя на великой княжне Наталье . Однако вследствие закулисных интриг высших государственных чиновников и придворных 8 сентября 1727 года мой отец - Александр Данилович Меншиков был лишен всех занимаемых должностей, имущества, титулов по обвинению в злоупотреблениях и казнокрадстве и сослан со в сибирский городок Берёзов Тобольской губернии. 14 октября у нас и были изъяты драгоценности и ордена. Орден святой Екатерины, изъятый у меня, царь отдал своей сестре Наталье, а орден Александра Невского — Ивану Долгорукову

В 1731 году я вступил прапорщиком гвардии в Преображенский полк. Участвовал во взятии Очакова (1737) и Хотина (1739) под руководством графа Б. К. Миниха; в 1738 году произведен за отличную храбрость из поручиков в капитан-поручики. В 1748 году получил чин секунд-майора; участвовал в Прусской войне . В 1757 году пожалован кавалером ордена Святого Александра Невского и званием генерал-поручика. В 1762 году первый известил жителей Москвы о восшествии на престол императрицы Екатерины II и привел их к присяге, после чего возведён был в генерал-аншефы.

Я был женат на княжне Елизавете Петровне (1721—1764), дочери князя Петра Алексеевича Голицына. У нас в браке родились:

Пётр (1743) Сергей (1746—) ,Дарья (1747) Екатерина (1748)

( становится на место А.А. Меньшикова, позади отца)

5. Далее- Мария Александровна в шубе.

Я, Меншикова Мария Александровна родилась 26 декабря 1711в Петербурге.

Я выросла в роскоши самого лучшего петербургского дворца, получив по тем временам более чем прекрасное образование: знала языки, умела танцевать, поддержать светский разговор.

Мой отец - Александр Данилович Меншиков присмотрел мне жениха: это был красавец, польский граф Петр Сапега, единственный сын богатого воеводы. Старый Ян Сапега надеялся с помощью России получить польскую корону, а отец рассчитывал на герцогство Курляндское, бывшее в вассальной зависимости от Польши. И , когда мне исполнилось пятнадцать, архиепископ Феофан Прокопович в присутствии Екатерины I и двора обручил нас. Императрица пожаловала нам сто тысяч рублей и несколько деревень с угодьями и крестьянами.

«Какая же печаль, какое отчаяние овладело моим сердцем, еще недавно бившемся от радости, когда отец объявил мне решительную, непременную волю, чтобы я забыла своего Сапегу и готовилась быть императрицею! Через неделю после смерти Екатерины состоялось обручение меня и Петра II, которому в ту пору исполнилось двенадцать лет. Я стала титуловаться императорским высочеством. У меня теперь был свой двор, на содержание которого отпускалось тридцать четыре тысячи рублей – сумма колоссальная для России того времени, но. смехотворная для моего отца, владевшего миллионами. Я не могла этого терпеть, я не любила этого несносного мальчишку. Вскоре отец попал в опалу к императору и нас всех Меншиковых отправили в ссылку. Поселились мы в собственном доме в маленьком городке Рязанской губернии Раниенбурге. Но пробыли там недолго. Не заставил себя ждать высочайший указ, по которому были сосланы в далекий городок Березов Тобольской губернии. Все имущество отобрали, оставить прислуги десять человек. Мне оставили тафтяную юбку, штофный черный кафтан, белый корсет и на голове белый атласный чепчик. Посомневавшись, на случай холодов – тафтяную шубу. Из посуды – медный котел, три кастрюли, несколько оловянных плошек и тарелок и ни одного ножа, ни одной вилки.

( садится у ног отца)

6. Заключительное слово учителя

1. Вступительное слово

Военный совет в Филях – совещание русских военачальников, созванное М.И.Кутузовым 13 (1) сентября 1812 в подмосковной деревне Фили в избе крестьянина Андрея Савостьянова ( по Л. Толстому) у Михаила Фролова для решения участи Москвы. После Бородинского сражения русская армия из-за больших потерь отошла к Москве и на Воробьевых горах была избрана оборонительная позиция для новой генеральной битвы с войсками Наполеона. 1 сентября русские войска стали занимать позиции, но ряд генералов (М.Б.Барклай де Толли, А.П.Ермолов) и штабных офицеров (полковники К.Ф.Толь, И.Кросар) доложили главнокомандующему М.И.Кутузову свое мнение о непригодности выбранной генералом Л.Л.Беннигсеном позиции. Кутузов вынес этот вопрос на обсуждение военного совета, созванного вечером того же числа. Совет проходил в обстановке секретности и не велся протокол, поэтому неизвестно количество участников (от 10 до 15 человек).Точно установлено по воспоминаниям и письмам современников, что присутствовали: М.И.Кутузов, М.Б.Барклай де Толли, Л.Л.Беннигсен, Д.С.Дохтуров, А.П.Ермолов, Н.Н.Раевский, П.П.Коновницын, А.И.Остерман-Толстой, К.Ф.Толь. На основании некоторых свидетельств современников можно лишь предполагать, что среди участников были М.И.Платов, К.Ф.Багговут, Ф.П.Уваров, П.C.Кайсаров и В.C.Ланской.

Бенигсен : Я не могу согласиться с военным министром. Ваша светлость, оставить Москву – значит ослабить и без того невысокий боевой дух солдат. Предлагаю ночью перевести войска с правого фланга на левый, и ударить утром на правое крыло французов. Таким образом, мы разобьём французскую армию и не пустим Бонапарта в Москву.

Генерал Коновницын : нахожу позицию пред Москвою невыгодною, предлагаю идти на неприятеля и атаковать его там, где встретят.

Генерал Ермолов : Я согласен с Петром Петровичем. Но известны ли нам дороги, по которым колонны должны двинуться на неприятеля?

Бенигсен: Я , ваша светлость, настаиваю на своём плане…

Полковник Толь : Я абсолютно не понимаю и не поддерживаю Вашей позиции Леонтий Леонтьевич (примечание: в России получил такое имя Левин-Август-Теофил Беннигсен ), ибо с неминуемою потерею сражения, а вместе с сим и Москвы, армия подвергнется совершенному истреблению и потерянию всей артиллерии, и потому предлагаю немедленно оставить позицию при Филях, сделать фланговый марш линиями влево и расположить армию правым флангом к деревне Воробьевой, а левым между Новой и Старой Калужскими дорогами в направление между деревень Шатилово и Воронкова; из сей же позиции, если обстоятельства потребуют, отступить по Старой Калужской дороге, поелику главные запасы съестные и военные ожидаются по сему направлению.

Кутузов: (тподнимает руку, требуя тишины, встает) С потерянием Москвы не потеряна еще Россия . Первою обязанностию поставляю сберечь армию, сблизиться к тем войскам, которые идут к ней на подкрепление, и самым уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю и потому намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге.

( Наступает тишина, картина замирает)

3. Слово учителя.

И хотя решение это было принято прежде всего благодаря Кутузову, самому ему было тяжелее всех. «Старый фельдмаршал ( пишет историк Н. А. Троицкий) не хуже любого из своих генералов понимал, что значит Москва для России. Давно ли он прямо говорил и писал Ростопчину и самому царю, что считает своим долгом „спасение Москвы“, что „с потерею Москвы соединена потеря России“! Теперь же, оставленный без подкреплений, он лучше чем кто-либо видел, что спасти Россию можно, только пожертвовав Москвой, и глубоко переживал тяжесть такой жертвы: несколько раз за эту ночь слышали, что он плачет. Для русского народа в то время подлинной столицей была Москва. Поэтому русская армия восприняла решение оставить Москву болезненно. „Какой ужас, какой позор, какой стыд для русских!“ – писал в те дни своей супруге генерал Д. С. Дохтуров… Солдаты плакали, ворчали: „Лучше уж бы всем лечь мертвыми, чем отдавать Москву!“ – и досадовали на Кутузова: „Куда он нас завел?“

В заключение

Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели и голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след,-
Очаровательные франты минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу,-
Цари на каждом бранном поле и на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери, – вчера
Малютки-мальчики, сегодня – офицера!
Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб,
О, молодые генералы своих судеб!
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я видела, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик.

И вашу крупную фигуру,
И золотые ордена…..
И я, поцеловав гравюру, не знала сна…
О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век.
И ваши кудри, ваши бачки засыпал снег.
Три сотни побеждали – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои, вы все могли!
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?
Вас златокудрая Фортуна вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие –
И весело переходили в небытие.

Читайте также: