Конспект проповеди на похороны

Обновлено: 07.07.2024

Обычно на похороны приходят верующие и неверующие. Иногда я проповедую кратко, чтобы выразить соболезнование родным и близким, а так же для неверующих говорю суть Евангелия.

Поделитесь местами из Библии, которые на похоронах наиболее уместны.

Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. (Фил.3:12)

Почти пять месяцев назад создал эту тему, но почему-то никто не желает поделиться

Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. (Фил.3:12)

Истинно, истинно говорю вам:
слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня
имеет жизнь вечную, и на суд не приходит,
но перешел от смерти в жизнь. (Ин 5:24). Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь;

верующий в Меня, если и умрет, оживет. (Ин 11:25) . Когда же явится Христос, жизнь ваша,

тогда и вы явитесь с Ним во славе. (Кол 3:4). А как дети причастны плоти и крови,

то и Он также воспринял оные,
дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти,
то есть диавола,15и избавить тех, которые от страха смерти
через всю жизнь были подвержены рабству. (Евр 2:14-15). Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес,
то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.15Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие,
оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,16потому что Сам Господь при возвещении,
при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба,
и мертвые во Христе воскреснут прежде;17потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем
на облаках в сретение Господу на воздухе,
и так всегда с Господом будем.18Итак утешайте друг друга сими словами. (1Фес 4:14-18).

Особую пользу подобных бесед и размышлений можно видеть и в том, что бытовой и блуждающий взгляд нашего современника часто усматривает в Церкви лишь филиал погребальной конторы. Разрушению подобного стереотипа и уловлению хитрецов в сети ими же расставленных хитростей тоже может послужить попытка говорить глубоко там, где от нас – христиан – ничего глубокого не ожидали.

Это не законченный труд, но всего лишь крик в ночи. Кто услышит в нотах этого голоса братское тепло, тот, без сомнения, продолжит сладкий и опасный труд свидетельства и благовествования. Христос же, обещавший быть посреди двух или трех, собранных во имя Его, силен умножить малые труды и довести их до великой пользы. Умения превращать малое в великое, равно как и великое – в малое, в Всехитреца Слова не отнять. Ему слава со Отцем и Духом!

Прощание и встреча

В смерти есть прощание, и есть встреча.

Но сегодня, как на снятую одежду, оставшуюся без движения, придется смотреть человеку, покидающему мир. Воистину, со всем, что знал и видел во временной жизни, должен будет проститься человек.

Но есть в смерти и встреча.

С кем встретится душа, покинувшая один мир и пришедшая в иной? С Христом Иисусом, умершим за наши грехи и воскресшим для нашего оправдания.

Встреча с Христом лицом к лицу это и есть Страшный Суд для отдельного человека. Не нужны адвокаты, свидетели и обвинители. Книга совести раскрывает тайны, человек оказывается в Царстве света, и одни души этот свет начинает жечь, а другие – омывать и радовать.

Так, в обрядах Матери-Церкви нет ничего случайного или произвольного, но все рождено верой и все способно назидать.

Мы собираемся на молитву за усопшего для того, чтобы просить Христа о милости к усопшему человеку. Тайна отношений между душой и Богом для нас закрыта. А именно от этой тайны зависит вечность человека. Но не отнята у нас любовь и вера, молитва и сострадание. Мы дерзаем просить Страдавшего за нас, чтобы Он умножил милость и не вспоминал грехов и беззаконий новопреставленного раба Своего.

Но если Господь помилует, то помилованы будем. И в евангельской истории ободряют нас те примеры, где Христос исцеляет бесноватую дочь по молитве матери, расслабленного человека – по вере тех, кто принес его пред очи Христовы. Одни молятся, другие получают милость. Вот, что ободряет нас и заставляет просить: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего.

Сегодня в этом храме мы собрались, чтобы благоговейно и искренне проститься с близким нам человеком.

Стоя у гроба умершего близкого, мы прикасаемся к тайне смерти, взирая на осиротевшее без души тело, будем помнить, что оно осиротело только на время, и на всеобщем воскресении вновь соединится со своей душой.
Тайна смерти глубока и величественна, поскольку с ней связано завершение земного жизненного пути и будущее предстояние перед Судом Божиим. Для души ушедшего из земной жизни момент смерти – это начало новой, вечной жизни, подготовкой к которой была эта временная суетная, краткая земная жизнь. И потому так трогательна и благоговейна служба погребения, поскольку она исполнена печали, трепета и надежды на спасение души в будущей загробной жизни. Каждое слово в службе погребения – это слово веры в то, что душа будет достойна места, где ей уготовано вечное упокоение, место прохладно и покойно.

Церковь Христова – это неделимое сообщество живых и умерших христиан. Она с тёплотой и любовью заботится о нас на земном пути. И когда душа разлучается с телом, то Церковь благоговейно и с любовью провожает в последний путь бездушное тело, поскольку оно было приобщено Божественным таинствам Святаго Крещения и Причастия святых даров – Тела и Крови Господа, через которые Христос вводит нас в вечную жизнь.
Наше тело, которое на земле было неразрывно связано со своей душой, восстанет по образу Воскресения Христа, победившего смерть и вознесшего нашу человеческую плоть на небо во славу Святой Троицы.
Стоя у гроба, мы христиане, в вере и надежде чаем, чтобы Бог открыл безсмертной душе дверь в Царство Небесное. Вот почему Церковь призывает не плачем провожать ушедших от нас, как поступают, по слову апостола, не иму́щии упо́вания (1Сол. 4; 13), и обращается к нам, как Христос обратился когда-то к убитой горем смерти сына вдове наинской, говоря ей: Не плачь (Лк. 7; 13), ибо успение – это не вечная разлука, а временный сон тела, за которым раскрывается сияние воскресения и вечной жизни в Царствии Небесном с поправшим тление и смерть Господом нашим Христом.

И хотя мы всё же скорбим о разлуке с близким человеком, но знаем, что успение – это радость для благочестивой души, освободившейся от тела. Тело человека есть место, где обитает вечно живая душа, которая на земле, как в плену, томилась, объятая плотью.

В смерти совершается величайшее таинство, по которому всякая душа сознательно или неведомо для себя тоскует на протяжении всего земного пути –это встреча с живым Богом. К ней мы готовимся на земле, и во всей полноте она возможна лишь по завершении земного пути.

Страшно будет ожидать от Господа, праведного и грозного Судии, на Страшнем Суде повеления, куда идти, где пребывать вечно – одесну́ю Его или ошу́юю, во свете или во тьме, в чести или безчестии, в радости и славе или в муках и стонах. Ибо, по слову Божию, изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин. 5; 29), и по слову пророка: многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан. 12; 2).
Дай Бог, чтобы наша душа на Страшнем Суде услышала от праведного Судии не грозное повеление: идите от Мене, проклятые, в огонь вечныи, уготованный диаволу и аггелам его (Мф. 25; 41), а благое определение: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25; 34).
Богу нашему слава, ныне и присно и во́ веки веко́м! Аминь.


Я не спал днями и ночами, пребывая в борении. И проблема была не только в том, ЧТО сказать, но и в том, КАК это сказать. Если, например, в моей жизни наметился подъем, если я полон энергии и бодрости, каким образом я смогу войти в страдание и боль других людей? Кто я, чтобы пытаться отразить в своей проповеди боль утраты, которую переживает убитая горем семья? Смогу ли я подобрать правильные слова, чтобы достойным образом почтить покойного?

Но однажды, когда я проповедовал на похоронах своего отца, Бог открыл мне кое-какие истины в данном контексте – не только как проповеднику, но и как члену семьи, скорбящей об утрате.

Разумеется, проповедь на похоронах не должна быть поверхностной или легкомысленной. Мы нуждаемся в большой поддержке Святого Духа, нас ободряющего. Мы должны просить у Бога помощи, однако это не отменяет нашей обязанности внимательно и осторожно подбирать слова. Раздавленные горем люди весьма ранимы, поэтому наши слова могут оказать колоссальное на них воздействие. Таким образом, речь наша на похоронах должна быть продуманной и мудрой.

Хочу предложить вам пять советов, чего следует избегать, если вы приглашены для проповеди на похоронах.

1. Не говорите о покойном только в прошедшем времени.

Одна из обязанностей проповедника на похоронах – прославить Господа свидетельством о том, как покойный брат (покойная сестра) любил Его, как жил для Его славы. Однако, описывая благочестивую жизнь усопшего, мы иногда так много говорим о том, „что было“, что забываем упомянуть о том, „что есть“. Если мы верим, что покойный сейчас находится со Христом, что в загробном мире он жив, значит, необходимо подчеркнуть это, говоря о нем в настоящем и будущем временах. Этим мы напомним скорбящей семье и другим слушателям о надежде Евангелия.

2. Не забывайте смотреть на смерть верующего с Божьей точки зрения.

Этому нас учит Пс. 115:16 – „Дорога в очах Господних смерть святых Его!“ Бог прославляется тем, когда Его дети возвращаются к Нему домой. Созерцать ничем не сокрытое лицо Бога – это величайшая радость, какую верующий только может иметь. Быть в Его присутствии на небесах – это окончательное достижение наших чаяний освящения и начало великой, бесконечной эпохи прославления.

3. Не игнорируйте факт утраты.

Вокруг нас всегда есть те, кто пережили тяжелую утрату. Под утратой я подразумеваю не только тех, кто лежит в гробу, но и тех, кто мертвы по своим грехам. Утрата близких нам людей напоминает нам о том, что смерть – это реалия жизни, что однажды все мы перейдем в мир иной. Если и есть самое подходящее место для проповеди о серьезности греха и важности Божьей благодати, то оно – возле тела почившего святого, перед лицом реальности смерти. Умоляйте присутствующих покаяться, чтобы оно смогли затем радоваться вечной жизни во Христе. В такие моменты умерший святой – „живее всех живых“, он более живой, чем это можно представить, он находится в присутствии Того, Кто Сам есть жизнь.

4. Не пытайтесь идеализировать почившего.

Людей вдохновляет пример лишь реальных жизней. А реальная жизнь полна радости и печали, успехов и неудач. Заслужившие уважение почившие святые подвизались добрым подвигом веры. Пример их реальной жизни может ободрить живых.

5. Не забывайте указывать на реальность небес – провозглашайте эту реальность.

Церковь нуждается в том, чтобы слышать проповеди о нашем небесном доме и изучать эту тему на основании Писания. Недостаточное внимание этой теме разоблачает слабость нашей веры, надежды и радости. Дорогое Божье дитя, почившее, ныне наслаждается Богом и всеми богатствами небесного Царства. Мы должны как можно чаще хотя бы на несколько минут вырывать людей из земной реальности „теперь и сейчас“ – реальности, которая иссушивает нашу духовную радость – и поднимать их над землею, чтобы у них была возможность увидеть все с точки зрения Бога и вечности. Напоминайте присутствующим, что христиане всегда окружены Божьей благодатью, что впереди их ждет небо – только небо.

Джон Понд, студенческий пастор в West Jackson Baptist Church (Джексон, Теннеси)

Читайте также: