Религия как общественный институт конспект

Обновлено: 02.07.2024

Религия и связанные с ней специализированные организации на протяжении всего времени существования цивилизации оказывали сильное влияние на общество. Приобретая новые черты, она изменялась, но свое значение для общества не утратила. Следует помнить, что религия, как социальный институт, обладает некоторыми особенностями и несет в себе ряд функций. Эти вопросы учащимся и предстоит изучить на занятии по обществознанию в 10 классе.

Определение понятия

Религия представляет собой один из самых древних социальных институтов. Она появилась значительно раньше государства, института семьи. Первые религиозные верования возникли из-за потребности людей в объяснении различных природных явлений. Затем начала активно развиваться наука и объяснительная функция непонятного перешла к ней. Религия при этом сохранила лишь социальный функционал.

В результате можно дать определение понятию религия — это особый тип мировоззрения человека, основанный на вере в сверхъестественное, а также различные организации, благодаря которым религиозные символы и идеи существуют, например, церковь.

Структура религии

Изучением религии занимаются различные науки: философия, религиоведение, история. Так как этот соц. институт является системой ритуалов и верований, исследователи определили его структуру. В ней стоит выделить несколько основных элементов:

Группы (общины) верующих

  • группы (общины) верующих;
  • священные таинства (понятия) — различные явления, имеющие тесную связь со сверхъестественным миром;
  • вероисповедание;
  • ритуалы;
  • представления о праведной жизни.

Структура религии состоит из системы ценностей и поведенческих образцов. Первый уровень является совокупностью верований, ценностей и символов, содержащихся в священных книгах. Именно эти тексты длительное время были для людей основным источником познавательной информации об окружающем мире. Любая религиозная идея производит на эмоции верующих мощное воздействие.

В результате у людей формируется особое восприятие окружающей реальности. Знания и верования в религии являются целостными системами. Они основаны в первую очередь на вере, а не на разуме. При этом в их состав входят и общепринятые человеческие ценности. Благодаря этому религия чаще всего стимулирует процессы стабилизации и интеграции общества.

Поведенческий уровень этого института существенно отличается от поведения человека в иных сферах жизнедеятельности. В первую очередь это связано с наличием в религиозном поведении сильных эмоций. Именно поэтому такое действие считается иррациональным и нелогичным.

Главную роль в религии играет отправление культа в соответствии с особыми нормами и ценностями. К культовым действиям можно причислить:

  • проповеди;
  • обряды;
  • молитвы;
  • богослужения .

Богослужения в церкви

Верующие рассматривают культовые действия в качестве акта непосредственного общения со сверхъестественными силами.

Признаки и функции

Признаки и функции религии

Также необходимо четко представлять, что характеризует религия как общественный институт. Исследователи выделяют 3 ключевых признака, отделяющих ее от других. Первый определяет особый регламент отношений. Благодаря этому механизмы регуляции поведения являются обязательными. Именно регламентация позволяет обеспечить регулярность, четкость, а также предсказуемость деятельности религии в качестве социального института.

Вторым признаком является определенность прав, особых функций и обязанностей всех участников религиозного взаимодействия. Вся деятельность в рамках системы регламентирована особыми документами.

Кроме этого, обязанности и права участников обладают двумя характерными чертами:

Говоря проще, существующие нормы являются общеобязательными и распространяют свое действие на каждого члена религиозного сообщества, вне зависимости от особенностей их личности, например, уровня образования и т. д.

Последней отличительной чертой является разделение функций и обязанностей между участниками религиозного взаимодействия в зависимости от их роли и статуса. Для осуществления религиозной деятельности в специальных учебных заведениях проводится подготовка новых кадров.

  • социально-регламентирующая;
  • мировоззренческая;
  • социально-критическая;
  • адаптационная;
  • охранительная;
  • компенсаторная;
  • социально-регламентирующая;
  • социально-критическая.

Все эти функции являются явными, а не латентными. Благодаря их реализации институт религии синтезирует определенную картину, позволяющую стабилизировать общество. Кроме этого, она способна поддержать людей в тяжелых условиях, например, после смерти родственника. Этот факт говорит о наличии еще одной функции — психотерапевтической.

Этапы институциализации

Формирование института происходило постепенно. Этот процесс оказался довольно продолжительным и вероучению, как и специализированным организациям, пришлось пройти несколько этапов становления. Среди них стоит отметить несколько наиболее важных:

Создание единого писания, например, Библии, Корана

  • появление необходимости у людей в религиозной деятельности, а также в участии особых организаций;
  • становление определенных норм и ценностей;
  • практическое использование процедур, норм и правил;
  • формирование системы санкций, с помощью которых можно поддерживать установленные в рамках религиозного взаимодействия правила — создание единого писания, например, Библии, Корана и т. д. ;
  • появление ключевых ролей и должностей;
  • становление специализированных организаций.

Религиозный институт относится к несветской культуре, но играет очень важную роль в жизни многих людей как система норм культурного поведения, т. е. служения Богу.

О социальной значимости религии в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих в начале ХХI века: из 6 млрд населения земного шара более 4 млрд – верующие. Причем около 2 млрд исповедуют христианство.

Православие внутри христианства занимает третье место после католицизма и протестантизма. Ислам исповедуют чуть больше 1 млрд, иудаизм – более 650 млн, буддизм – более 300 млн, конфуцианство – около 200 млн, сионизм – 18 млн, остальные исповедуют другие религии.

Среди основных функций религии как социального института можно отметить следующие:

1) объяснение прошлого, настоящего и будущего человека;

2) регулирование морального поведения от рождения до смерти человека;

3) одобрение или критика социальных порядков в обществе;

4) объединение людей и поддержка в трудные минуты.

Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. В результате социологи сформулировали различные точки зрения на религию как социальный институт.

Так, Э. Дюркгейм считал, что религия – продукт человека или социальной группы, нужный для морального единства, выражение коллективного идеала.

Бог – отражение этого идеала. Функции религиозных церемониалов Дюркгейм видит в:

1) сплочении людей – собрании для выражения общих интересов;

2) ревитализации – оживлении прошлого, соединения настоящего с прошлым;

3) эйфории – общем принятии жизни, отвлечении от неприятного;

4) порядке и обучении – самодисциплине и подготовке к жизни.

М. Вебер уделял особое внимание изучению протестантизма и выделял его позитивное влияние на развитие капитализма, определившего такие его ценности, как:

1) упорный труд, самодисциплина и самоограничение;

2) приумножение денег без расточительства;

3) личный успех как ключ к спасению.

Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.

Ядром религиозного института является церковь. Церковь представляет собой организацию, использующую разнообразные средства, в том числе религиозную мораль, обряды и ритуалы, с помощью которых обязывает, заставляет людей поступать соответствующим образом.

Церковь нужна обществу, так как является духовной опорой миллионам людей, в том числе ищущим справедливость, различая между добром и злом, дает им ориентиры в виде норм морали, поведения и ценностей.

В российском обществе большая часть населения исповедует православие (70 %), значительно число верующих мусульман (25 %), остальная часть – представители других религиозных конфессий (5 %).

В России представлены практически все виды верований, а также существует множество сект.

Следует отметить, что в 1990-е годы религиозность взрослого населения имела положительную динамику вследствие социально-экономических преобразований в стране.

Однако в начале третьего тысячелетия выявилось снижение рейтинга доверия по отношению к религиозным организациям, в том числе к Русской Православной церкви, которая пользуется наибольшим доверием.

Это снижение стоит в ряду падения доверия и к другим общественным институтам как реакция на неоправдавшиеся надежды в отношении реформ.

Ежедневно молится, посещает храм (мечеть) не реже одного раза в месяц около пятой части, т. е. примерно треть из относящих себя к верующим.

В настоящее время не разрешена проблема с объединением всех христианских направлений, которая бурно обсуждалась в период празднования 2000-летия христианства.

Православная церковь считает, что это возможно лишь на основе веры древней, неразделимой церкви, преемником которой ощущает себя православие.

Другие ветви христианства, наоборот, полагают, что православие нуждается в реформировании.

Различные точки зрения свидетельствуют о невозможности объединения христианства в мировом масштабе, по крайней мере, в настоящее время.

Православная церковь лояльно относится к государству и поддерживает доброжелательные отношения с другими конфессиями для преодоления межэтнической напряженности.

Религиозные институты и общество должны находиться в состоянии гармонии, взаимодействуя друг с другом в деле формирования общечеловеческих ценностей, не допуская перерастания социальных проблем в межэтнические конфликты на религиозной почве.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- п родолжить развивать умение составлять терминологический словарь, способность анализировать, сопоставлять и обобщать, работать с таблицами и схемами, развивать навыки устной и письменной речи; мышления, памяти, внимания;

- воспитывать терпимость и уважение к различным религиям, стремление к осознанному восприятию многообразия вероисповеданий

Задачи урока:
1. Раскрыть понятие религии и историческое значение этого слова

4. Выявить начало мировых религий и основное отличие от архаичных религий древности

5. Закрепить полученный материал с помощью игры

6. Подвести итоги урока, дать домашнее задание.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы.

Межпредметные связи: география, история, МХК.

Организационный момент

Изучение нового материала:

Мотивация к изучению нового материала

Постановка проблемы: и в конце урока мы должны с вами дать понятие религии как социального института.

Целеполагание

- Обратите внимание на план урока и скажите, что мы будем сегодня с вами изучать, какие цели поставим? (слайд 2)

- Что такое религия? Когда появились первые религии? Что им было свойственно?

Вера Крест Бог Душа Секта
(ответы ребят: секта, вера, бог, душа, крест и т.д.)

Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия? (слайд 5)

А) Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

Б) Исторические формы развития религии.

- Перечислите мировые религии (слайд 6)

1.Мировые религии: (запись в тетради)

А) Христианство

Проверка работ.

2.Особенности религиозной веры ( слайд 7)

Учитель : прочитайте в учебнике с.385 – 386 и назовите особенности религиозной веры. Запишите в тетрадь.

1. Убежденность в существовании сверхъестественных сил;

2. Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;

3. Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

3. Функции религии.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? (слайд 8)

она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям.

религия дает объяснение мироустройства и содержит моральные доктрины, определяя категории добра и зла.

различные религиозные действия, связанные с отправлением культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. - оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.

когда люди разделяют одинаковые воззрения, они объединяются, приобретая солидарность друг к другу

приобщает к культурным ценностям, осуществляет связь поколений с помощью единых разделяемых воззрений.

Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и "небожителями", и в плане их общения друг с другом. "Богообщение" считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с "ближними" приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность - богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы.

Обратите внимание на христианские заповеди, содержащиеся в ваших рабочих листах. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?

- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (ответ подходит 1,2 функция: регулирующая и воспитательная)

4. Религиозные организации и объединения (слайд 11 – 16)

1.Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят:

- организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

Церковь (слайд 12) объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. Кто является главой русской православной церкви? А католической? У многих церквей есть определенная территориальная структура. Иерархия в Русской Православной церкви

Иерархия - (от греч . hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви

3.Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов (слайд 13)

Крещение. Хадж (слайд 14)

4.Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации. Для секты характерны:

- претензии на исключительность своей роли,

- абсолютная нетерпимость к инакомыслию

5.В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ? (слайд 15 16)

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года население РФ распределяется по религиозной принадлежности следующим образом:

Протестантизм, Иудаизм, Буддизм — по 1 % и меньше

Свобода совести, свобода вероисповедание. (слайд 17) Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

Работа с документами

Перед вами Конституция РФ, найдите статья 28. Что в ней записано? Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Учитель: Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах в Конвенция ООН о правах ребенка (слайд 19) Ст. 14.

Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей. Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

• Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия

• Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования. Какой вывод можно сделать на основе выше перечисленного? (На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.)

А теперь вернемся к нашей проблеме, поставленной в начале урока дать понятие религии как социального института.

Религия как социальный институт – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

4. Закрепление и обобщение: вернемся к вашим информационным картам. Кто желает озвучить? Почему данные религии названы мировыми? Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий? Каковы между ними различия?

5. Рефлексия Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам: - Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?


Религия, а также связанные с ней специфические организации, всегда играли в жизни общества большую роль. Приобретая новые черты, она изменялась, но не теряла своего значения, поэтому можно говорить о том, что религия – это один из институтов общества. Узнаем, какие особенности и функции он в себе заключает.


Понятие

Религия – это особое мировоззрение и поведение людей, основанное на вере в сверхъестественные силы, а также организации, с помощью которых религиозные идеи и символы могут существовать.


Религия как социальный институт

Большинство современных религий к настоящему времени смогли создать свою особую организацию – церковь.

Ее функционирование имеет четкий характер:

  • существует иерархия – специальная структура, где элементы выстраиваются по значимости;
  • выработана система особых действий, обрядов (религиозные праздники, последовательность выполнения ритуалов и так далее);
  • специальные помещения, символы, убранство (храмы, иконы, изображения и др.).

Узнаем кратко о функциях религии как социального института.

которые читают вместе с этой





Функции религии

Как и в прежние времена, религия продолжает оказывать большое влияние на людей. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что в процессе осуществления религиозных действий, происходит эмоциональное переживание, ведь ими затрагиваются самые важные в человеческой жизни вопросы: жизни и смерти, рождения детей, вступления в брак.

Так, религия:

  • оказывает влияние на становление, развитие и укрепление государства;

Большое значение церковь имела во время становления Древнерусского государства, укрепления княжеской власти, а также объединения страны и освобождения от монголо-татарского ига в XIV-XV веках. Так Иван Калита пригласил митрополита Петра перенести митрополию из Владимира в Москву, чтобы сделать Москву не только политическим центром, но и духовным. Дмитрий Донской в 1380 году неслучайно просил благословения у Сергия Радонежского. Это помогло ему собрать силы для борьбы с монголо-татарами в Куликовской битве.

  • устанавливает моральные нормы, которые важны для общества: не убей, не укради и др.;
  • осуществляет нравственное воспитание человека, устанавливая ряд запретов, осуждая или поощряя его действия.

Религия в современном обществе

Российская Федерация, согласно Конституции, является светским государством, и ни одна из религий не может быть объявлена государственной. Россия – многоконфессиональное государство. Каждый человек свободен в его выборе религиозных взглядов. Также каждый гражданин обязан уважать другие религии.

Существует тенденция к увеличению числа религиозных организаций, участники которых исповедуют самые разные религии. Государство разрешает деятельность таких организаций, но ведет борьбу с теми из них, которые имеют экстремистскую направленность, призывают к борьбе с представителями других религий, пропагандируют жестокость и национальную нетерпимость.

Что мы узнали?

Таким образом, мы выяснили, что религия как один из социальных институтов имеет большое значение и обладает набором функций. К ним можно отнести влияние на нравственное развитие человека, установление моральных норм. Религия на протяжении своей истории всегда оставалась важной для людей, так как с ее помощью они пытаются найти ответы на самые значимые для них вопросы: о жизни и смерти, рождении детей, отношениях между мужчиной и женщиной, поиске своего места.

Религия — это социальный институт, функциями которого являются: компенсаторная, социализации, мировоззренческая, культурная, ценностная, осуществление социального контроля, коммуникативная и пр.

Далее мы кратко разберем происхождение религии как структуру этого социального института, так и функции на конкретных примерах. Также в конце статьи я приведу сложный план ЕГЭ по обществознанию, который может быть на реальном экзамене в в 2022 году.

Религия как социальный институт

Происхождение

Перед прочтением этой статьи настоятельно рекомендую разобраться с тем, что такое социальный институт. Вкратце — это комплекс норм и правил, а также устойчивых форм жизни людей, который решает важнейшие социальные проблемы. Кстати, вот статья про виды социальных норм.

Религия возникла давно — наверное с появлением человечества. Причиной этому было то, что люди не могли объяснить себе явления природы, а также цепь случайных событий.

Например, вот живет в лесу община людей 20 000 лет назад. Их убежище пещера. Начался дождь, и молния ударила в дерево, оно загорелось от этого. Люди увидели это и испугались. Затем подошли к дереву, взяли горящую палку и развели в пещере огонь. Назначили людей, ответственных за поддержание огня.

Как они себе все это объяснят? Понятно, что есть некий бог, некое высшее существо, которое метнуло молнию с небес и даровал людям огонь. Тут и до мифа о Прометее не далеко! Дескать, не хотел бог-отец давать людям огонь, но его сын сжалился над людьми и украл его у отца. За что и поплатился.

Вот и возникает язычество — система архаичных религиозных верований, которые обожествляют стихии природы.

Любая религия имеет следующую структуру:

  • Кредо — некое тайное религиозное учение, которое как раз и объясняет все необъяснимое: почему люди умирают, почему болеют, почему одни выздоравливают, а другие нет, почему есть молния, дождь, радуга… и пр. Обычно кредо содержится в священных книгах данной религии: сутрах, библии и пр.
  • Культ — система ритуалов, направленных на задабривание божества. В язычестве — это принесение в жертву животных, или сожжение умерших.
  • Служители — это люди-жрецы, которые имеют право отправлять культ. В язычестве таковыми были волхвы, в христианстве — священники.

Кстати, вот какая религия в Японии. Также мы разобрали для Вас раздел Человек и общество: что любит спрашивать реальный ЕГЭ

Функции

Компенсаторная

У человека есть множество страхов. Один из ключевых — страх смерти. Религия компенсирует этот страх верой в загробную жизнь. Также компенсируются другие страхи и восприятия мира.

Например, один человек работает — да просто пашет на работе ежедневно, в конце концов заболевает и при смерти наблюдает за другим — своим соседом, который в лотерею выиграл миллион долларов…. Чтобы он не пошел и напоследок не расправился с соседом из зависти есть религия, которая компенсирует это чувство зависти. Есть значит Бог, значит ты в прошлой жизни согрешил, и поэтому в этой жизни мучаешься, а другие — менее грешным — бог дает награду.

Не беспокойся, мол, в следующей жизни все будет наоборот!

Социализации

Социализация — это процесс усвоения человеком социальных норм и правил, а также социальных ролей. Религия в этом смысле является агентом социализации: она приобщает детей к ценностям. Например в христианстве есть 10 заповедей: не убей, не укради, почитай отца и мать и пр.

Таким образом дети и взрослые приобщаются к правилам общественной жизни, чтобы все жили в мире и не творили беззакония.

Понятно, что например в Средневековье, чтобы держать народ в подчинении им навязывалась религия. А тех, кто как-то по-своему верили — понятно пали жертвой инквизиции, в том числе сторонники Гелиоцентрической системы мира. Фактически шло уничтожение тех, кто был склонен к несоблюдению правил и социальных норм общежития и своими действиями могли склонить других к неповиновению.

Социального контроля

Социальный контроль — это система формальных и неформальных санкций, которые подчиняют людей обществу. Социальные институты, которые его осуществляют называются агентами социального контроля.

Сегодня религия осуществляет социальный контроль верующих через религиозные организации — церкви и через священников. Любой верующий может прийти в церковь, мечеть и получить наставление от служителя данного культа: покаяться в грехах, получить совет или просто высказать наболевшее с глазу на глаз.

Тут понятно и функция психологическая, и фатическая, и коммуникативная реализуются.

Культурно-ценностная

Эта функция напрямую связана с cоциализацией. Религия — это и как феномен культуры и поэтому осуществляет трансляцию культурных ценностей. В христианстве это общегуманитарные: ценность человеческой жизни и добродетельного поведения, моральные ценности как и в других религиях. Кстати, вот статья, про то, что такое мораль.

Посредством загробного воздаяния религия учит людей вести себя подобающим образом. Вместе с тем, нельзя забывать, что кроме религиозного мировоззрения, есть еще научное, обыденное и в современном обществе люди сами вольны выбирать, какой точки зрения на мир придерживаться. В современной России нельзя их осуждать и сажать в тюрьму только за то, что они не верят в высшие силы. Иначе не будет развиваться наука — основной двигатель современного прогресса!

Мировоззренческая

Любой человек нуждается в некой системе координат — в мировоззрении, которое отвечает на вопросы: кто я такой? Какое место занимаю в мире и в обществе? Как себя вести среди людей? Как себя вести по отношению к природе? Ответы на эти вопросы дает мировоззрение. Религиозное мировоззрение тоже отвечает на все эти вопросы.

Сложный план

Как и обещал, в завершении статьи привожу сложный план ЕГЭ по образцу 2022 года на тему:

Религия как социальный институт

2. Основные составляющие социального института:

2.3.Иерархия социальных ролей и статусов

2.4.Люди — представители социального института

3. Структура религии как социального института:

3.1. Кредо: система догм (норм) выражены в форме священного писания

3.2. Культ — система ритуалов

3.3. Служители культа: священники и пр.

4. Функции религии как социального института.

4.2. Социального контроля.

5. Институт религии как одна из основ современного общества

Теперь вы спросите: а где еще взять примеры сложных планов на другие темы. И я отвечу — задания есть в Открытом Банке заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ. А ответы на эти задания (на все задания банка, включая и на составление сложных планов) есть в наших ответах на Банк заданий ЕГЭ по обществознанию.

Читайте также: